УДК 657.479
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАТРАТЫ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И УЧЕТНАЯ
КАТЕГОРИИ
О. В. Шурыгина
Aннотaция. В данной статье излагаются сущность и клaссификaция экологических зaтрaт. Приводятся стaтистические дaнные об экологических зaтрaтaх. Рассматривается бухгалтерский учет экологических затрат с позиций институционализма и раскрывается институциональная среда бухгалтерского учета экозатрат макро - и микроинститутов
Ключевые словa: охрана окружающей среды, экологические зaтрaты, природоохрaнные зaтрaты, бухгалтерский учет.
Введение
Усиление требований российского и международного законодательства в области охраны окружающей среды, развитие экономических инструментов в сфере природопользования приводит к тому, что у российских компаний увеличиваются экологические затраты. По данным В. И. Бобошко «10 % текущих расходов компаний относится к природоохранным мероприятиям и рассматривается как вклад в окружающую среду» [1].
Важное теоретическое и прикладное значение приобретают сегодня конкретизация и логическое соотношение понятийного аппарата: «экологические затраты» или «природоохранные затраты». Уточнение этих понятий должно способствовать устранению терминологических разночтений идентичных дефиниций в разных видах учета и, что очень важно, в разных сферах экономической информации.
Основнaя чaсть
По мнению А. К. Васильева «экологические затраты представляют собой выраженную в стоимостной форме совокупность всех видов ресурсов, необходимых для осуществления природоохранной деятельности предприятия» [2].
На наш взгляд, наиболее удачно определение экологических затрат сформулировано учеными Поповой Е. Л., Морозовой Е. В., в соответствии с которым, экологические затраты - это «затраты (материальные, трудовые, финансовые) предприятия, связанные с природоохранными мероприятиями, осуществляемыми перед началом или в течение производственного процесса, включаемые в себестоимость продукции или аккумулирующиеся в стоимости природоохранных объектов» [3]. Как видим, авторы в самом определении уточняют порядок возникновения таких затрат, а также порядок их учета.
Доцент А. С. Алимов оперирует понятием «природоохранные затраты». Он пишет: «под природоохранными затратами понимаются общественно необходимые расходы на функционирование природоохранных объектов хозяйственных отраслей, сохранение качества среды жизни и на общее поддержание природно-ресурсного потенциала территории, выделяя при этом собственно экологические затраты предприятий, дополнительные экологические затраты и затраты специализированных организаций» [4].
Следует отметить, что экологические затраты попадают под статистическое наблюдение. В статистике эти затраты называются затратами на охрану окружающей среды - общая сумма расходов государства (бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований), предприятий (организаций, учреждений), имеющих целевое или опосредованное природоохранное значение, которая включает как целевые капитальные вложения, текущие (эксплуатационные) затраты, затраты на капитальный ремонт, так и операционные бюджетные расходы по содержанию государственных структур, основная деятельность которых связана с охраной окружающей среды. В объем природоохранных затрат также входят расходы: на содержание государственных природных заповедников и национальных парков, на охрану и воспроизводство животного мира, на научные исследования и разработки, на образование в сфере охраны окружающей среды и др.
Общие расходы на охрану окружающей среды в сумме 412014 млн. руб. в России в 2011 году складывались из прямых инвестиции в основной капитал, текущих расходов, капитального ремонта основных средств, затрат органов исполнительной власти на содержание аппарата,
занимающегося вопросами охраны окружающей среды, затрат на научные исследования и разработки, а также затрат на образование в сфере охраны окружающей среды (табл. 1).
Наибольший удельный вес в общей сумме затрат в 2011 году занимали затраты, связанные с очисткой сточных вод (47,83 %), второе место - затраты, связанные с охраной атмосферного воздуха (21,45 %), затем следовали прочие экологические затраты (11,07 %) (рис. 1.).
Таблица 1 - Затраты на охрану окружающей среды1' в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)
2005 2008 2009 2010 2011
Объем затрат на
охрану окружающей среды - всего 233930 368627 343368 372382 412014
в том числе по
направлениям
природоохранной
деятельности:
охрана атмосферного воздуха 53765 76773 60101 80071 88362
очистка сточных вод 105369 159299 162175 169152 197073
обращение с отходами 22739 40326 38806 41510 44172
защита и реабилитация
почвы, подземных и
поверхностных вод 13444 27321 18696 17219 23435
сохранение биоразнообразия и среды обитания 12542 26597 21463 22975 13381
прочие 26071 38311 42127 41455 45591
Объем затрат на
охрану окружающей
среды в процентах к
ВВП 1,1 0,9 0,9 0,8 0,8
1) Включают прямые инвестиции в основной капитал, текущие расходы, капитальный ремонт основных фондов, затраты органов исполнительной власти на содержание аппарата, занимающегося вопросами охраны окружающей среды, затраты на научные исследования и разработки, а также затраты на образование в сфере охраны окружающей среды.
47,83
□ охрана атмосферного воздуха
□ очистка сточных вод
□ обращение с отходами
□ защита и реабилитация почвы
□ сохранение биоразнообразия
□ прочие
Рис. 1. Структура общих расходов на охрану окружающей среды в РФ в 2011 году
В целях статистики затраты на охрану окружающей среды подразделяются на две группы: 1) текущие затраты на охрану
окружающей среды; 2) инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды (рис. 2.).
инвестиции основной капитал,
направленные на с храну окружающей среды
- по содержанию и эксплуатации основных фондов природоохранного назначения:
- на мероприятия по сохранению и восстановлению качества природной среды; нарушенной в результате производственной деятельности
- на мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности на окружающую
- по обращению | отходами производства и потребления,
- на организацию контропя за выбросами (сбросами), отходами производства и потребления в окружающую среду и за качественным состоянием компонентов природной среды:
- на научно-исследовательские работы и работы по экологическому образованию кадров
- затраты на строительство и реконструкцию объектов, которые приводят к увепичению первоначальной стоимости объекта и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д.
Рис. 2. Клaссификaция экологических зaтрaт в целях стaтистики
К текущим зaтрaтaм нa охрaну окружaющей среды относятся все рaсходы по охрaне окружaющей среды и рaционaльному использовaнию природных ресурсов, осуществляемые зa счет собственных или зaемных средств предприятия, либо средств госудaрственного бюджетa. Сюдa относятся следующие зaтрaты: по содержaнию и эксплуaтaции основных фондов
природоохрaнного нaзнaчения; нa мероприятия по сохрaнению и восстановлению дачес^ природной среды, нaрушенной в результате производственной деятельности; нa мероприятия по снижению вредного воздействия производственной деятельности нa окружaющую среду; по обрaщению с отходaми производствa и потребления; нa оргaнизaцию
контроля зa выбросaми (сбросaми), отходaми производствa и потребления в окружaющую среду и зa кaчественным состоянием компонентов природной среды; нa нaучно-исследовaтельские рaботы и рaботы по экологическому обрaзовaнию гадров. Не включaются средствa, выплaченные другим предприятиям (оргaнизaциям) зa прием и очистку сточных вод, хрaнение и уничтожение отходов, a тaкже aмортизaционные отчисления, нaчисленные нa основные фонды по охрaне окружaющей среды.
Текущие рaсходы нa охрaну окружaющей среды в 2011 году составляли 222599 млн. руб., что нa 29136 млн. руб. больше, чем в 2010 году (таблица 2).
Таблица 2 - Текущие затраты на охрану окружающей среды1' (в фактически действовавших ценах; миллионов рублей)_
2000 2005 2008 2009 2010 2011
Всего 67255 142655 183905 183655 193463 222599
В том числе:
на охрану и 40263 84895 103490 112840 110122 124447
рациональное
использование
водных ресурсов
на охрану 17458 33751 43393 32911 43351 51094
атмосферного
воздуха
на охрану 7767 19954 30507 30531 32904 38128
окружающей среды
от загрязнения
отходами
производства и потребления
на рекультивацию 1767 4055 6515 7373 7086 8929
земель
' Без средств, выплаченных другим предприятиям (организациям) за прием и очистку сточных вод, за прием, хранение и уничтожение отходов, начиная с 2008 г.- без амортизационных отчислений.
Наибольший удельный вес в сумме текущих расходов на охрану окружающей среды в 2011 году занимали затраты, связанные с охраной и рациональным использованием водных ресурсов (55,91 %), второе место - затраты на охрану атмосферного воздуха (22,95 %), на третьей позиции - затраты на охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления (17,13 %).
К инвестициям в основной капитал, направленным на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, относятся затраты на строительство и реконструкцию объектов, которые приводят к увеличению первоначальной стоимости объекта
и относятся на добавочный капитал организации, приобретение машин, оборудования, транспортных средств и т.д. Данные о вводе в действие природоохранных мощностей и объектов включают ввод за счет строительства и реконструкции действующих предприятий. Введенные в действие мощности и объекты показываются в размерах, указанных в разрешениях на ввод объектов (мощностей) в эксплуатацию, оформленных в установленном порядке, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Таблица 3 - Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и
1 (в фактически действовавших ценах;
рациональное использование миллионов рублей)
природных ресурсов
2000 2005 2008 2009 2010 2011
Инвестиции в 22339 58738 102388 81914 89094 95662
основной капитал -
всего
в том числе на:
охрану и 8251 26143 45696 39219 46025 46610
рациональное использование водных
ресурсов
охрану атмосферного 7946 19839 27542 23242 26127 27882
воздуха
охрану и 3520 9206 17749 11045 9340 13785
рациональное использование земель
охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления 2237 2988 8136 7092 6276 4505
другие мероприятия 385 562 3265 1316 1326 2880
Следует отметить, что сегодня приоритетными показателями остаются данные бухгалтерского (финансового, управленческого и налогового) учета предприятий, в которых экологические аспекты не выражены совсем, либо представлены слабо и бессистемно. Отсутствуют и соответствующие методики организации экологического учета
хозяйствующих субъектов. Будучи новым направлением, экологический учет сталкивается с рядом принципиальных сложностей. Первоочередной задачей в области развития экологического учета является разработка теоретических основ в рамках современной концепции
бухгалтерского учета. На встрече с представителями неправительственных экологических организаций 8 июня 2011 года, Президент Российской федерации Д. А. Медведев поддержал идею о включении экологической информации в стандарт публичной отчетности предприятий [5].
В экономической литературе в последние десятилетия появились публикации, посвященные вопросам бухгалтерского учета затрат на охрану окружающей среды. Данные аспекты нашли свое отражение в научных трудах таких российских ученых-экономистов, как: С. А. Алимова, А. Н. Брылева, В. Г. Гетьмана, Т. А. Деминой, Т. Б. Кувалдиной, Л. В. Сотниковой, Л. З. Шнейдмана и др.
Учет экологических затрат как объект научного познания может рассматриваться с различных позиций, в т.ч. с позиций институционализма, важнейшим звеном которого являются институты. Следует отметить, что в настоящее время институциональные теории редко используются при изучении феномена бухгалтерского учета. Исключением являются научные исследования в этой области профессоров Л. А. Чайковской [6], В. В. Панкова [7], Т. Б. Кувалдиной [8], доцентов С. Н. Поленовой [9], Е. Ю. Вороновой [10].
Использование институционального
подхода, как руководящего теоретического принципа, в исследовании учета затрат объясняется тем, что он позволяет не ограничиваться анализом экономических категорий, а включать в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы и как следствие, объяснять современное состояние и перспективы развития методологии бухгалтерского учета затрат. Игнорирование ведущей роли институтов в условиях развитого индустриального общества и формирующейся экономики знаний обусловливает
возникновение кризисных ситуаций в экономике
в целом. Однако это имеет непосредственное отношение и к предприятию, поскольку внешняя среда и предприятие находятся в тесной взаимозависимости друг от друга.
На бухгалтерский учет затрат оказывает влияние институциональная среда, которая при всем многообразии институциональных условий в каждой конкретной стране доминирует как определенная модель, отражающая уровень развития экономики, социальные, культурные и исторические особенности. Институциональная среда бухгалтерского учета представлена макро - и микроинститутами (рис. 3.). Под институтами бухгалтерского учета мы понимаем совокупность формальных и неформальных правил, требований и норм, формирующих модель учета, которая координирует действия учетных работников, участвующих в процессе ведения учета и через них воздействует на управление компании в целом.
Важнейшими институтами,
формирующими внешнюю
институциональную среду и оказывающими существенное влияние на методологию учета затрат являются институт права и институт экономики, которые прежде всего устанавливают нормативные рамки, обязательные для всех экономических агентов. Внутренняя институциональная среда испытывает влияние той же внешней среды, но компании занимают активную позицию, в том смысле, что могут оказывать воздействие на институциональную структуры среды ближайшего окружения через установление своих правил и норм по учету затрат, выгодных для компании. Эта ситуация, как правило, через систему налоговых потоков тут же сказывается на состоянии региональной экономики и движется по вертикали выше. Кроме того, через применение выгодных для компании норм, искажается информация,
представляемая в бухгалтерской отчетности, в результате чего со стороны инвесторов принимаются неверные инвестиционные, кредитные и иные аналогичные решения по распределению ресурсов и оценке качества управления.
В исходном пункте находится проблема реформирования бухгалтерского учета согласно МСФО. Далее вводится формальная норма, провозглашенная в Программе реформирования бухгалтерского учета от 06.03.98 г. № 283 и реализуемая в дальнейшем через введение новых положений по бухгалтерскому учету, в основу которых были положены МСФО. Прецеденты
представляют собой разные случаи восприятия формальной нормы (усвоение, изменение, отторжение). В результате появления формальной нормы возникли силы поддержки в лице соответствующих органов и силы противодействия в лице хозяйствующих субъектов. Практика показала, что силы поддержки превосходят силы противодействия, и лояльное восприятие института МСФО становится нормой, усваивается и входит в практику. Подтверждением является принятие нескольких юридически значимых документов, устанавливающих обязанность определенных хозяйствующих субъектов формировать отчетность согласно принципам МСФО:
- Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О консолидированной финансовой отчетности»;
- Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 (ред. от 27.01.2012) «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации»;
- Приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н (ред. от 18.07.2012) «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации».
Зaключение
Несмотря на то, что, в специальной литературе уже ни один год идет становление научного анализа проблем, связанного с бухгалтерским экологическим учетом, следует отметить, что многие его теоретические и практические вопросы еще не решены.
Важное теоретическое и прикладное значение приобретают сегодня
конкретизация и логическое соотношение понятийного аппарата: «экологический учет», «бухгалтерский экологический учет», «управленческий экологический учет»? «экологические затраты в целях бухгалтерского учета». Уточнение этих понятий должно способствовать устранению терминологических разночтений идентичных дефиниций в разных видах учета и, что очень
важно, в разных сферах экономической информации.
Библиогрaфический список
1. Бобошко, В. И. Принципы экологического управления в экономике малого бизнеса. - М.: РЫФИА, НИА-Природа, 2002. - 192 с.
2. Васильев, А. К. Бухгалтерский учет экологических затрат предприятия / А. К. Васильев // Бухгалтерский учет. - 2007. - № 20.
3. Попова, Е. Л. Учет затрат на охрану окружающей среды / Е.Л. Попова, Е. В. Морозова // http://www. гае. ru/forum2012/21/1799.
4. Алимов, С. А. Управленческий учет и анализ экологических затрат промышленных предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. А. Алимов. - Орел, 2006.
5. http://news.kremNn.m/transcripts/11505/
6. Чайковская, Л. А. Современные концепции бухгалтерского учета (теория и методология): автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Л. А. Чайковская.
- Москва, 2007.
7. Панков, В. В. Институциональный подход и теория учета / В. В. Панков // Бухгалтерский учет.
- 2008. - № 1.
8. Кувалдина, Т. Б. Теория и методология системы учета затрат, ориентированной на требования МСФО, в условиях динамичной рыночной среды: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / Т. Б. Кувалдина. - Орел, 2010.
9. Поленова, С. Н. Институционализм в регулировании бухгалтерского учета и отчетности // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 23.
10. Воронова, Е. Ю. Влияние институционального изоморфизма на учетный процесс / Е.Ю. Воронова // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 6.
11. Олейник, А. Изменения институтов во времени: эволюция и революция / А. Олейник // Вопросы экономики. - 1999. - № 7.
ENVIRONMENTAL COSTS AS ECONOMIC AND ACCOUNTING CATEGORY
O. V. Shurygina
In dannoy state raskryvaetsya essence and Classification of environmental zatrat. Given statisticheskie dannye environmental zatratah. We consider the ассоипШд of environmental costs in terms of institutionalism and institutional environment is disclosed ас^и^тд ekozatrat тасго and mikroinstitutov
Keywords: environmental protection,
environmental costs, environmental costs, accounting.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Внешняя институциональная среда
МАКРОИНСТИТУТЫ
Институт права 1 ■ Институт экономики 7 1 Институт культуры 7 с Институт идеологии
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ
мезднародные нормы права, МСФ0, федеральное законодательство, нормативные акты министерств, и др. характер экономики, наличие гиперинфляции, криж;.харэктер инвестиционной, налоговой, там оке ни ой политики, коррупция и др. сложившаяся бизнес-среда, доминирующие в обществе социальные и культурные ценности, обычаи, традиции, система образования и подготовки специалистов и дь. государственное и негосударственное регулирование и др.
Д Л- 1 l J г
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЗАТРАТ
1 Г 1 Г 1 Г TT
нормы и правила локальных нормативный' актоь, принятых собственником или администрацией и др. стратегия планирования, уровень информатизации бизнес-процессов, в т.ч. учетных и др мчйстьо внутренних к оммуни кационных процессов, личные качества работников, характер социализации, лисииппина идеи и взгляды сук о водителей, собственников, коллектива в целом и др.
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ
Институт внутреннего права Институт экономики, финансов Институт организационной культуры Институт внутренней идеологии
МИКРОИНСТИТУТЫ
Внутренняя институциональная среда
Рис. 3. Институциональная модель бухгалтерского учета экологических затрат
3. Popova, E. L. Accounting zatrat пА ohranu environmental systems / EL Popova, EV Morozova / / http://www.rae.ru/forum2012/21/1799.
4. ^mov, S. А. Upravlenchesky accounting and environmental analiz zatrat industrial enterprises avtoref. dis. ... tond. Economics. nauk / SA Alimov. -Eagle 2006.
5. http://news.kremNn.nj/transcripts/11505/
Bibliographic list
1. Boboshko V. I. Principles of environmental economics in upravleniya malogo biznesa. - Moscow: RYFIA, NIA-Priroda, 2002. - 192 p.
2. Vasilev, A. K. Buhgaltersky of environmental zatrat enterprise / A. K. Vasilev / / Buhgaltersky account. - 2007. - № 20.
6. Chaykovskaya, L. A. Modern concepts buhgalterskogo ucheta (theory and methodology): avtoref. dis. Dr. RA ... Economics. nauk / L. A. Chaykovskaya. - Moskva, 2007.
7. Pankov, V. Institutsionalny approach and the theory ucheta / V. Pankov / / Buhgaltersky account. -2008. - № 1.
8. Kuvaldina, T. B. Theory and Methodology of ucheta zatrat, orientirovannoy nA trebovaniya IFRS in dinamichnoy market environment: avtoref. dis. Dr. RA ... Economics. nauk / T. B. Kuvaldina. - Eagle, 2010.
9. Kuvaldina T. B. Accounting for the costs of environmental measures / / Accounting. - 2011. - № 4.
10. Polenova, S. N. Institutsionalizm in regulirovanii buhgalterskogo ucheta and reporting / / Mezhdunarodny buhgaltersky account. - 2011. - № 23.
11. Voronova, E. Influence institutsionalnogo izomorfizma nA accounting process / E. J. Voronova / / Auditorskie statements. - 2008. - № 6.
12. Oleinik, A. Institutional changes through time: evolution and revolution / A. Oleynik / / Problems of Economics. - 1999. - № 7.
Шурыгина Оксана Викторовна - аспирант кафедры «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит» (ОмГУПС), основное направление научных исследований: адаптация различных систем бухгалтерского учета и их соответствие международным стандартам, проблемы учета затрат, учет экологический затрат, 10 публикаций; e-таИ: [email protected]
УДК 656. 338.47
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ИННОВАЦИОННОИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Л. В. Эйхлер, Е. И. Кузнецова
Аннотация. В настоящие время инновационное развитие экономики России является ключевым условием ее конкурентоспособности на мировом уровне. Становится актуальным изучение вопросов определения эффективности реализации инновационной деятельности предприятий различной отраслевой направленности, что, в свою очередь, обуславливает необходимость применения различных подходов к формированию механизма управления и внедрения инноваций для предприятия.
Ключевые слова: инновационная деятельность, механизм разработки и внедрения инноваций, формирование и развитие инновационной деятельности.
Введение
В современных условиях формирования и развития экономики знаний, происходят значительные структурные изменения связанные со становлением механизма управления процессом реализации инновационной деятельности как на федеральном уровне, так и на уровне предприятий. Данный механизм как организационно-экономическая система
управления инновационной деятельностью, должна способствовать осуществлению и поиску инновационных решений, выполняя функцию рычага, регулирующего и стимулирующего развитие инновационного, инвестиционного и финансового потенциала предприятия.
Проблематика системы организации экономического механизма требует дальнейшего рассмотрения в рамках экономических исследований научно-технологического прогресса, в области практического применения инноваций являющихся материализацией новых идей,
знаний, открытий и разработок с целью их коммерческой реализации для удовлетворения спроса потребителей. Представленная система реализации механизмов эффективного управления инновациями представлена авторами далее в статье.
Основная часть
Термин «инновация» активно
используется и для обозначения схожих родственных понятий таких как инновационная инновационный процесс, решения, являющихся системы реализации механизмов в сфере управления. При этом инновации можно обозначить как воплощение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощенный в новых продуктах и технологиях, внедряемых с помощью рационально разработанного и подобранного механизма, предусматривающего специфику деятельности каждого отдельного предприятия.
деятельность, инновационные компонентами инновационных