Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 259 — 262. State service and personnel. 2023;(5):259 — 262.
Научная статья УДК 343
https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-259-262 NIION: 2012-0061-05/23-311
EDN: https://elibrary.ru/SONENO MOSURED: 77/27-008-2023-05-511
Экологические преступления в контексте национальной безопасности государства
Залина Мурзабиевна Сагиндикова1, Абдулатип Магомедзагидович Абдулатипов2
Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия,
1 szalina20@mail.ru
2 abdulatipowabdulatip@yandex.ru
Аннотация. Экологические преступления могут оказывать негативное влияние не только на окружающую сРеАУ и здоровье людей, но и на безопасность государства в целом. В статье рассматриваются особенности экологических преступлений в контексте безопасности государства, а также возможные методы их решения. Анализируются последствия экологических преступлений для национальной безопасности и предлагаются меры для борьбы с ними.
Ключевые слова: экологические преступления, безопасность государства, национальная безопасность, правоохранительные органы, экологические организации, инновационные технологии
Для цитирования: Сагиндикова З.М., Абдулатипов А.М. Экологические преступления в контексте национальной безопасности государства // Государственная служба и кадры. 2023. № 5. С. 259—262. https://doi.org/10.24412/ 2312-0444-2023-5-259-262 EDN: https://elibrary.ru/SONENO
Original article
Environmental crimes in the context of national security of the state
Zalina M. Sagindikova1, Abdulatip M. Abdulatipov2
Dagestan State University, Makhachkala, Russia
1 szalina20@mail.ru
2 abdulatipowabdulatip@yandex.ru
Abstract. Environmental crimes can have a negative impact not only on the environment and human health, but also on the security of the state as a whole. The article discusses the features of environmental crimes in the context of state security, as well as possible methods of solving them. The consequences of environmental crimes for national security are analyzed and measures to combat them are proposed.
Keywords: environmental crimes, state security, national security, law enforcement agencies, environmental organizations, innovative technologies
For citation: Sagindikova Z.M., Abdulatipov A.M. Environmental crimes in the context of national security of the state // State service and personnel. 2023. (5):259—262. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2312-0444-2023-5-259-262 EDN: https://elibrary.ru/SONENO
Я современный период наиболее актуальной проблемой для всего мирового сообщества ^^^■становится обеспечение безопасности окружающей среды обитания населения. Наиболее остро эта проблема стоит перед мировыми державами, в том числе и перед Российской Федерацией.
В последнее время угроза для безопасности и комфортной жизнедеятельности человека начи-
© Сагиндикова З.М., Абдулатипов А.М., 2023
нает зависеть от состояния окружающей среды. Особенно это касается рисков, связанных со здоровьем и безопасностью жизни. В настоящее время уже нет сомнений, что загрязнение окружающей среды вызывает ряд экологически обусловленных заболеваний и способствует к сокращению средней продолжительности жизни человека. Для государства при оценке угроз и рисков экологической безопасности одним из важнейших показателей является средняя продолжительность жизни граждан.
№ 5/2023
Охрана окружающей среды от преступных посягательств признается в качестве одной из задач Уголовного кодекса Российской Федерации. Преступления против окружающей среды нарушают конституционное право человека на благоприятные условия жизнедеятельности. Более того, в сфере охраны экологии речь идет о сохранении среды обитания человечества, биологической основы всего живого на Земле. С каждым годом становится все более и более очевидным огромный масштаб проблем охраны природной среды и, соответственно, развития человеческой цивилизации. Экологические правонарушения стали чуть ли не нормой в различных отраслях хозяйственной деятельности, она связана с загрязнением биосферы, вод, земли, истреблением биоресурсов рек и морей, зачастую хищническим уничтожением животного мира, лесов и др.
Уголовно-правовые и криминологические средства занимают важное место в системе мер противодействия экологическим преступлениям, поскольку названные деяния фактически не только причиняют мультикационный ущерб экологической безопасности, но и ведут к ухудшению качества жизни, увеличению заболеваемости и смертности, образованию зон бедствия и неблагополучия, возрастанию риска техногенных катастроф, загрязнению вод, атмосферы, продуктов питания, опасному изменению климата и др. На Климатической конференции ООН в Париже (30 ноября 2015 г.) отмечалось, что повышение температуры даже на два градуса будет иметь катастрофические последствия с точки зрения продовольственного обеспечения, доступа к водным ресурсам и экономической стабильности, а также поддержания международного мира и безопасности.
Субъектами обеспечения экологической безопасности являются государство в лице органов власти и должностных лиц, граждане, общественные объединения — то есть все, наделенные законодательством Российской Федерации полномочиями либо обязанностями в сфере обеспечения экологической безопасности.
Так, в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400, отдельно рассматриваются вопросы экологической безопасности и рационального природопользования. В данном стратегическом документе подчёркивается, что «в последние десятилетия интенсивный рост производства и потребления в мире сопровождается увеличением антропогенной нагрузки на окружающую среду и ухудшением ее состояния, что влечет существенное изменение условий жизни на Земле» [3].
Таким образом, противодействие правонарушениям в сфере природопользования и безопас-
ности окружающей среды является приоритетным направлением обеспечения национальной безопасности государства. Как известно, наиболее опасными из этих правонарушений являются преступные посягательства на экологическую среду. В соответствии с уголовным законом, можно дать следующее определение рассматриваемым преступлениям.
Экологические преступления — это нарушения экологических законов и норм, которые влекут за собой негативные последствия для окружающей среды и здоровья людей. Такие преступления могут включать в себя незаконную вырубку лесов, загрязнение водных и земельных ресурсов, незаконную добычу полезных ископаемых, незаконную торговлю и перевозку экологически опасных веществ и т.д. [4, с. 35].
Экологические преступления могут иметь различную степень тяжести — от незначительных нарушений до случаев с катастрофическими последствиями, которые могут привести к гибели людей и разрушению экосистем.
В мире существуют различные международные и национальные законы и конвенции, направленные на борьбу с экологическими преступлениями. Однако, несмотря на принимаемые меры, экологические преступления остаются актуальной проблемой, которая требует постоянного контроля и мониторинга.
В России существует законодательство, которое регулирует экологические отношения и предусматривает уголовную и административную и иную ответственность за экологические правонарушения. Однако, несмотря на это, экологические преступления продолжают совершаться, и их последствия остаются значительными.
Для борьбы с экологическими преступлениями необходимы комплексные меры, включающие в себя ужесточение ответственности за нарушения экологических законов, развитие инфраструктуры для контроля и мониторинга экологических параметров, внедрение инновационных технологий и процессов, которые позволят уменьшить воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду, а также повышение экологической осведомленности населения [6, с. 183].
Кроме того, важно учитывать, что экологические преступления могут оказывать негативное влияние не только на окружающую среду и здоровье людей, но и на безопасность государства в целом. Например, загрязнение водоемов может привести к тяжелым заболеваниям и гибели людей, а также к снижению производительности земель и ухудшению экономического положения региона. Незаконная добыча полезных ископаемых может привести к разрушению природных ресурсов и экономическим потерям.
№ 5/2023
В результате, экологические преступления могут стать серьезной угрозой национальной безопасности.
Для борьбы с экологическими преступлениями в контексте безопасности государства необходимо развивать сотрудничество между различными государственными и общественными организациями, в том числе между правоохранительными органами, экологическими организациями и научными институтами. Также необходимо проводить регулярные мониторинговые исследования для выявления экологических нарушений и оценки их последствий, а также развивать инновационные технологии и процессы, которые позволят снизить воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и улучшить экологическую ситуацию в регионах.
Таким образом, экологические преступления — это серьезная проблема, которая требует комплексных мер для борьбы с ней. Необходимо развивать сотрудничество между различными государственными и общественными организациями, внедрять инновационные технологии и процессы, ужесточать ответственность за нарушения экологических законов, а также повышать экологическую осведомленность населения.
Экологические преступления могут иметь серьезные последствия для безопасности государства. Причиной этому является то, что нарушения экологических норм и правил могут наносить значительный ущерб экономике, населению, а также окружающей среде в целом.
Например, экологические катастрофы, такие как аварии на объектах нефтяной и газовой промышленности или нарушения правил хранения и утилизации ядовитых отходов, могут привести к загрязнению водных и почвенных ресурсов, а также к повреждению ландшафтов. Это, в свою очередь, может привести к угрозам здоровью населения, ухудшению качества продуктов питания, снижению урожайности сельскохозяйственных угодий и другим проблемам [5, с. 215].
Кроме того, экологические преступления могут стать причиной международных конфликтов, поскольку загрязнение водных ресурсов и воздуха не ограничивается территорией одной страны, а может иметь масштабные последствия для соседних государств.
В связи с этим, многие страны, включая Россию, придают особое значение проблемам экологической безопасности и борьбе с экологическими преступлениями. Для этого создаются специальные организации и службы, разрабатываются и принимаются законы и нормативные акты, ужесточающие ответственность за экологические нарушения. Также проводятся экологические аудиты предприятий, осуществляется контроль
за соблюдением экологических требований в ходе производственной деятельности и другие меры, направленные на уменьшение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Однако, несмотря на все принимаемые меры, экологические преступления продолжают совершаться, и их последствия остаются значительными.
В России проблема экологических преступлений также остается актуальной. В последние годы были выявлены случаи нарушений правил хранения и утилизации опасных отходов, незаконной вырубки лесов, незаконной добычи полезных ископаемых и другие экологические преступления.
Для решения этой проблемы необходимо не только ужесточение ответственности за экологические нарушения, но и развитие инфраструктуры для контроля и мониторинга экологических параметров, внедрение инновационных технологий и процессов, которые позволят уменьшить воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду [7, с. 67].
Кроме того, важным шагом на пути к решению проблемы экологических преступлений является повышение экологической осведомленности населения и развитие экологического образования, в том числе в рамках образовательной системы.
Таким образом, экологические преступления оказывают серьезное влияние на безопасность государства, поэтому необходимо принимать меры, направленные на их предотвращение и уменьшение воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду.
Список источников
1. Уголовный кодекс Российской Федерации. (1996). Официальный сайт КонсультантПлюс. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_
10699/ (Дата обращения: 16.10.2023).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". (2002). Официальный сайт КонсультантПлюс. https://www. consultant.ru /document/cons_doc_LAW_28449/ (Дата обращения: 10.10.2023)
3. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Официальный сайт Консультант Плюс. https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW _389271/ (Дата обращения: 1.11.2023).
4. Белов В.Н. Экологические преступления и проблемы их расследования в России. Национальная безопасность / NotaBene, 2019. 1(50), 32—37.
№ 5/2023
5. Медведев Д.А. Экологические преступления и их влияние на безопасность государства. Сборник научных трудов Международной конференции «Современные проблемы науки и образования», 2018. 10(30), 214—217.
6. Резванова О.Н. Экологические преступления в контексте обеспечения национальной безопасности России. Актуальные проблемы государственного и муниципального управления, 2019. 2(62), 181—187.
7. Чернышов А.С. Экологические преступления и меры их пресечения в России. Материалы Международной научно-практической конференции «Социально-экономические проблемы развития общества», 2019. 5(38), 64—67.
8. Конвенция ООН о борьбе с трансграничным организованным преступлением. (2000). Официальный сайт ООН. https://www.un.org/ ru/ documents/decl_conv/conventions/transconv.shtml (Дата обращения: 15.10.2023).
9. Официальный сайт МВД России. (2021). Противодействие экологическим преступлениям. https://mvd.ru/activities/detail/item/11510086/ (Дата обращения: 12.10.2023).
References
1. Criminal Code of the Russian Federation. (1996). Official site ConsultantPlus. https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_ 10699/ (Date of reference: 16.10.2023).
2. Federal Law of 10.01.2002 № 7-FZ "On Environmental Protection". (2002). Official site ConsultantPlus. https://www. consultant.ru /
document/cons_doc_LAW_28449/ (Date of address: 10.10.2023).
3. The Decree of the President of the Russian Federation from 02.07.2021 N 400 "About Strategy of national safety of the Russian Federation"// Official site Consultant Plus. https://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW _389271/ (Date of reference: 1.11.2023).
4. Belov V.N. Ecological crimes and problems of their investigation in Russia. National Security / NotaBene, 2019. 1(50), 32—37.
5. Medvedev D.A. Ecological crimes and their impact on the security of the state. Collection of scientific papers of the International Conference "Modern problems of science and education", 2018. 10(30), 214—217.
6. Rezvanova O.N. Ecological crimes in the context of ensuring national security of Russia. Actual problems of state and municipal management, 2019. 2(62), 181-187.
7. Chernyshov A.S. Ecological crimes and measures of their suppression in Russia. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference "Socio-economic problems of society development", 2019. 5(38), 64—67.
8. UN Convention against Transnational Organized Crime. (2000). Official UN website. https://www.un.org/ ru/ documents/decl_conv/ conventions/transconv.shtml (Date of reference: 15.10.2023).
9. Official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (2021). Countering environmental crimes. https://mvd.ru/activities/detail/item/ 11510086/ (Date of reference: 12.10.2023).
Информация об авторе З.М. Сагиндикова — магистр Дагестанского государственного университета.
А.М. Абдулатипов — доцент кафедры уголовного права и криминологии Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук.
Information about the author Z.M. Sagindikova — Master's student at Dagestan State University.
A.M. Abdulatipov — Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology of Dagestan State University, Candidate of Legal Sciences.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 24.11.2023; одобрена после рецензирования 27.1 1.2023; принята к публикации 28.11.2023.
The article was submitted 24.11.2023; approved after reviewing 27.1 1.2023; accepted for publication 28.11.2023.
№ 5/2023