Научная статья на тему 'Экологические преступления как социальное явление'

Экологические преступления как социальное явление Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1867
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ЗАРУБЕЖНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УК РФ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL CRIMES / FOREIGN LEGISLATION / CRIMINAL CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Краснослободцева Надежда Владимировна

В статье представлена сравнительная характеристика экологического законодательства зарубежных стран. На основании проделанного исследования делаются предложения и рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства в целях борьбы с экологическими преступлениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Краснослободцева Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL CRIME AS A SOCIAL PHENOMENON

The article presents a comparative analysis of environmental laws in foreign countries. Based on research the suggestions and recommendations for improvement of Russian legislation in order to combat environmental crime are made.

Текст научной работы на тему «Экологические преступления как социальное явление»

УДК 343.97

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ЯВЛЕНИЕ

© Надежда Владимировна КРАСНОСЛОБОДЦЕВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры уголовного права и процесса, e-mail: nadezda314@yandex.ru

В статье представлена сравнительная характеристика экологического законодательства зарубежных стран. На основании проделанного исследования делаются предложения и рекомендации по совершенствованию действующего российского законодательства в целях борьбы с экологическими преступлениями.

Ключевые слова: экология; экологические преступления; зарубежное законодательство; УК РФ.

В целях эффективного совершенствования действующего уголовного российского законодательства, регламентирующего ответственность в области природоохранной деятельности, целесообразно на постоянной основе проводить мониторинг и сравнительный анализ зарубежного законодательства по охране окружающей среды. В данном контексте для нас представляет интерес природоохранное законодательство некоторых развитых стран мира (Испании, США, ФРГ, КНР, Франции, и др.).

Экологическая преступность - сложное по характеру социально-правовое явление, складывающееся из совокупности экологических преступлений и подрывающее биологические основы существования человеческого общества. В настоящее время действует более 300 международных соглашений по охране окружающей среды. В них предусмотрены как деликты, ответственность за которые несут государства, так и международные уголовные преступления физических лиц, например, загрязнение окружающей среды нефтепродуктами, радиоактивными и другими опасными веществами в результате деятельности человека. Активно осуществляется двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды России с Норвегией, Финляндией, Данией, Германией, Францией, Канадой, Великобританией, США и другими странами. Такое сотрудничество необходимо для обеспечения всеобщей экологической безопасности и развития международного природоохранительного законодательства.

Большой интерес к ознакомлению с зарубежным законодательством и практикой регулирования взаимодействия общества и

природы продиктован не только стремлением сравнить состояние российского и зарубежного права, но важен также с точки зрения заимствования положительного опыта. Кроме того, по мере интернационализации деятельности по охране окружающей среды и природопользованию идет процесс гармонизации национального законодательства. Особенно активен он на европейском континенте.

В современном мире существует около 200 государств. Они имеют разный уровень экономического развития, разное состояние окружающей среды, проявляют разные подходы к решению экологических проблем. Одновременно их объединяет ответственность за сохранение и восстановление благоприятного состояния окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений.

Рассмотрим кратко опыт состояния права окружающей среды в некоторых государствах ближайших соседей России и в экономически развитых государствах.

Заслуживает внимания подход испанского уголовного закона к проблеме охраны флоры и фауны. В Уголовном кодексе Испании существует раздел XVI «О преступлениях, связанных с управлением территориями и защитой исторического наследия и окружающей среды», в котором предусмотрены главы: III «О преступлениях против естественных ресурсов и окружающей среды» и IV «О преступлениях, связанных с охраной флоры и фауны».

Ст. 334 Уголовного кодекса Испании предусматривает ответственность, если лицо будет уничтожать в результате охоты или рыболовства виды, находящиеся под угрозой исчезновения, а также осуществлять дея-

тельность, которая нарушит или затруднит их размножение или миграцию, нарушая законы или общие положения о защите видов лесных животных. Данная норма запрещает торговлю или перевозку самих этих видов либо их останков. Такие действия наказываются тюремным заключением на срок от шести месяцев до двух лет или штрафом на сумму от восьми до двадцати четырех месячных заработных плат. Наказание назначается ближе к верхнему пределу, если речь идет о видах и подвидах, внесенных в каталог как находящиеся под угрозой исчезновения [1].

Ст. 335 Уголовного кодекса Испании предусматривает ответственность за охоту или ловлю видов, не упомянутых в предыдущей статье, при отсутствии разрешения на охоту или рыбную ловлю по точно указанным нормам. Данные действия наказываются штрафом на сумму от четырех до восьми месячных заработных оплат [1].

18 сентября 2000 г. принят французский Экологический кодекс. Закон расположен в иерархии норм внутригосударственного права на первой ступени после Конституции. Экологический кодекс Франции состоит из Общей и Особенной частей (975 статей). Общая часть включает в себя принципы, цели, экологическую ответственность. Особенная часть регламентирует охрану природы, лесов, вод,воздуха.

По Уголовному кодексу Франции 1992 г., уголовную ответственность за экологические преступления несут все юридические лица, за исключением государства, административно-территориальных образований и их объединений [2]. Основными видами наказания для них являются штраф и ограничения в их деятельности (ликвидация юридического лица; запрещение навсегда или сроком до пяти лет осуществлять прямо или косвенно какую-нибудь деятельность; юридический контроль за деятельностью юридического лица сроком до пяти лет; и т. д.). Максимальная сумма штрафа, применяемого к юридическому лицу, равна пятикратному размеру максимального штрафа, предусмотренного для физического лица [3, с. 143-144].

Более строгая уголовная ответственность предусмотрена в ФРГ. Так, за нарушение требований по обращению с отходами ст. 326 УК ФРГ предусмотрена уголовная ответст-

венность в виде лишения свободы на срок до 3 лет или денежного штрафа. До 5 лет лишения свободы наказывается такое изменение сельскохозяйственных и иных земель, которое связано с невозможностью их использования в течение длительного времени.

Следует отметить, что нормы о привлечении юридических лиц к уголовной ответственности содержатся в уголовных кодексах многих государств. В 1978 г. Европейский комитет по проблемам преступности Совета Европы рекомендовал законодателям европейских государств признать уголовную ответственность юридических лиц за экологические преступления. Данная рекомендация реализована в Нидерландах, Португалии, Финляндии, Люксембурге, Дании, Бельгии и других государствах.

В 2005 г. Уголовный кодекс Латвийской Республики был дополнен главой: «Меры принудительного воздействия, применяемые к юридическим лицам». В качестве таких мер предусмотрены: ликвидация предприятия,

ограничение в правах, конфискация имуще -ства, штраф и возмещение ущерба [4, с. 294297]. Представляется возможным согласится с мнением В.В. Сверчкова, «рассмотрение юридического лица субъектом экологического преступления повысит эффективность охраны экологической безопасности России»

[5].

Особенностью американского законодательства является отсутствие самостоятельных правовых актов, предусматривающих в комплексе различные виды ответственности за правонарушения, включая экологические. В американской правовой системе на уровне штатов действуют уголовные кодексы. Так, Уголовный кодекс штата Нью-Йорк предусматривает ответственность юридических лиц в § 20 «Уголовная ответственность корпораций». За особо тяжкие нарушения природоохранного законодательства применяется уголовная ответственность в виде штрафа и (или) тюремного заключения. По законодательству США за умышленное нарушение конкретных положений закона о качестве воды, воздуха, об отходах может быть наложен уголовный штраф до 25 тыс. долл. за один день нарушения, либо тюремное заключение до 1 года, либо то и другое. При повторном нарушении - штраф до 50 тыс. долл. за один день нарушения или тюремное

заключение на срок до 2 лет. Уголовная ответственность за экологические преступления в США наступает за умышленное нарушение требований закона. Борьба с экологическими правонарушениями в США является одной из наиболее «горячих» областей применения природоохранного права. С расширением его сферы регулирования, увеличением уровня действий, относимых к экологическим правонарушениям, усиливается роль судов и других правоохранительных органов в решении проблемы охраны окружающей среды.

Одной из самых благополучных с экологической точки зрения стран мира являются Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Новый кодекс ОАЭ, целиком посвященный экологическим правонарушениям, состоит из 105 статей и подробно регламентирует виды наказаний за загрязнение воды, почвы, ущерб заповедникам, зеленым насаждениям и т. п. За особо тяжкое преступление против природы - загрязнение ядерными отходами -в этом Кодексе предусмотрена возможность осуждения к смертной казни. Много внимания уделяется охране окружающей среды в ряде других дальневосточных стран, например в Малайзии. Развернутая система норм об ответственности за посягательства на окружающую среду разработана в Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Казахстане, Белоруссии. В уголовных кодексах этих стран в основном предусмотрена ответственность за посягательства на окружающую среду, аналогичные тем, которые установлены Кодексом РФ.

Уголовный кодекс Китайской Народной Республики (далее УК КНР) в главе 6 «Преступления против порядка общественного управления» содержит § 6 «Преступления против охраны окружающей среды», который содержит такие преступления, как незаконная добыча продуктов водного мира, загрязнение вод, земли, атмосферы. Так, ст. 340 УК КНР предусматривает ответственность за незаконную добычу продуктов водного мира в запрещенных для рыболовства районах, в запрещенные сроки или с использованием запрещенных орудий. В нарушение Закона об охране ресурсов при отягчающих обстоятельствах данные деяния наказываются лишением свободы на срок до трех лет, краткосрочным арестом, надзором или штрафом.

Данная норма является бланкетной и отсылает правоприменителя к законам или нормативным актам, содержащимся в других отраслях права. В ст. 338 УК КНР предусмотрена ответственность за незаконное размещение, хранение или выброс в воду, землю или атмосферу радиоактивных загрязняющих веществ, содержащих источники инфекционных заболеваний, ядовитых или опасных отходов, если это привело к серьезной экологической катастрофе, причинив значительный ущерб государству или частному имуществу либо жизни и здоровью людей. Рассмотрев данные нормы, мы видим озабоченность законодателя вопросами охраны окружающей среды и водного мира.

В ст. 6 Конституции Казахстана предусматривается право государственной собственности на недра, воды, растительный и животный мир. Земля может находиться как в государственной, так и в частной собственности. Уголовная ответственность применяется в случае, если последствия экологического правонарушения носят довольно значительный характер и предусматривают признаки уголовно наказуемого деяния, тогда к виновному лицу возможно применение уголовной ответственности. При этом уголовная ответственность может быть наложена только на физическое лицо.

Систему экологического законодательства Украины образуют Закон «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.); Земельный кодекс (1990 г.); Законы «О природно-заповедном фонде Украины» (1992 г.), «О плате за землю» (1992 г.), «Об охране атмосферного воздуха» (1992 г.), «О животном мире» (1993 г.); Лесной кодекс (1994 г.); Кодекс о недрах (1994 г.); Закон «Об экологической экспертизе» (1995 г.); Водный кодекс (1995 г.). Земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и иные природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы континентального шельфа, внутренней (морской) экономической зоны являются объектами права собственности украинского народа, от имени которого право собственности осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в рамках компетенции, определяемой Конституцией (ст. 13). Таким образом, в Конституции Украины закреплена экологическая функция государст-

ва. Кроме того, Конституция гарантирует право собственности на землю, которое приобретается и реализуется гражданами, юридическими лицами и государством исключительно в соответствии с законом (ст. 14).

Таким образом, сравнительный анализ зарубежного законодательства по охране окружающей среды представляет несомненный интерес для изучения, а положительный опыт может быть использован при разработке и совершенствования российского законодательства. Некоторые законодательные нормы представляют особый научный интерес и заслуживают подражания, к примеру, введение поощрений для лиц, сообщающих о случаях браконьерства, введения норм предусматривающих ответственность юридических лиц за совершение экологических преступлений (по примеру Франции, США), принятие Экологического кодекса. На основе анализа действующего законодательства, отечественного и зарубежного правозащитного опыта в области обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду необходимо закрепление данного права в российском законодательстве, как права-гарантии, такие же как социальные, экономические и иные права граждан.

В ходе изучения проблем уголовного российского законодательства, регламентирующего ответственность в области природоохранной деятельности, нами сформулирован ряд предложений по совершенствованию практики применения уголовного законодательства в данной сфере.

В целях единообразного применения необходимо разработать Экологический Кодекс Российской Федерации, включающий основные принципы, цели, задачи, а также закрепляющий экологическую ответственность за совершение преступлений в сфере экологии. Необходимо ввести изменения и дополнения как в Общую, так и в соответствующие статьи Особенной части УК, предусматривающих установление в необходимых (и возможных) случаях уголовной ответственности юридических лиц. Ведь в системе уголовных наказаний (ст. 44 УК), наряду с лишением свободы, ее ограничением и т. д., существуют такие виды наказания, которые могли бы применяться как к физическим, так и к юридическим лицам (причем, зачастую к последним с большей эффективностью). Речь

идет, прежде всего, о штрафе, возможно, о лишении права заниматься определенной деятельностью. Считаем, что установление имущественных уголовно-правовых санкций для юридических лиц за совершение рассматриваемой категории преступлений, а также ужесточение наказания послужит более эффективному достижению целей наказания, сформулированных в законе. Другим фактором, который порождает обстоятельства, обуславливающие совершение этих преступлений является наличие и уровень уголовного и природоохранного законодательства.

Действие законодательных норм в данной области было бы более эффективным, если они содержали бы более четкие формулировки и положения относительно достаточных гарантий реализации субъектами их прав и свобод на благоприятную окружающую среду, а также раскрывали бы понятия, указанные в нормативно-правовых актах, например, желательно было бы раскрыть понятие «существенного вреда». В то же время рост преступности в данной области происходит из-за несовершенства законодательства об ответственности за правонарушения в области охраны окружающей среды (множество отсылочных норм, несогласованности между актами и нормами, недостаточно четкие формулировки правовых норм, возможность привлечения к ответственности только при наступлении отрицательных последствий и т. д.). Поэтому одним из важных условий повышения эффективности борьбы с экологическими преступлениями является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. В этом направлении должна проводиться большая законотворческая работа, предприниматься меры по консолидации усилий законодательной и исполнительной власти, общественных объединений, ученых и предпринимателей по совершенствованию и ускорению разработки и принятию новых нормативно-правовых актов, способных содействовать борьбе с этими преступлениями.

1. Уголовный кодекс Испании от 31 декабря 1998 года. М., 1998.

2. Уголовный кодекс Франции от 1 марта 1994 года. М., 1947.

3. Меньших А.А. Охрана окружающей среды во Франции. Уголовно-правовые аспекты // Журнал российского права. 2000. № 10.

4. Крастиньш У.Я. Вопросы применения норм о мерах принудительного воздействия к юридическим лицам // Конституционные основы уголовного права: материалы 1 Всероссийского конгресса уголовного права, посвящен-

ного десятилетию Уголовного кодекса Российской Федерации. М., 2006.

5. Сверчков В.В. Ответственность за экологические преступления по российскому законодательству. Н. Новгород, 1998.

Поступила в редакцию 11.07.2011 г.

UDC 343.97

ENVIRONMENTAL CRIME AS A SOCIAL PHENOMENON

Nadezhda Vladimirovna KRASNOSLOBODTSEVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of Criminal Law and Process Department, e-mail: nadezda314@yandex.ru

The article presents a comparative analysis of environmental laws in foreign countries. Based on research the suggestions and recommendations for improvement of Russian legislation in order to combat environmental crime are made.

Key words: ecology; environmental crimes; foreign legislation; Criminal Code.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.