Научная статья на тему 'Экологические отели как современная инновационная концепция в индустрии гостеприимства'

Экологические отели как современная инновационная концепция в индустрии гостеприимства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8715
941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
ГОСТИНИЧНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ИННОВАЦИИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКО-ОТЕЛЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЫХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полстяная Н.В., Кононенко Т.П., Федак В.И.

В статье рассмотрены вопросы возникновения эко-отелей, их особенности, основные принципы организации. Проанализировано развития эко-отелей в мире. Определены положительные и отрицательные стороны функционирования эко-отелей, а также перспективы их развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-HOTELS AS A MODERN INNOVATION CONCEPT IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

In the article the questions of the appearance of eco-hotels, their peculiarities, the basic principles of organization are considered. The development of eco-hotels in the world is analyzed. The positive and negative aspects of the functioning of eco-hotels have been determined, as well as the prospects for their development.

Текст научной работы на тему «Экологические отели как современная инновационная концепция в индустрии гостеприимства»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЕЛИ КАК СОВРЕМЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Полстяная Н.В. Кононенко Т.П. Федак В.И.

Харьковский государственный университет питания и торговли, Украина

ECO-HOTELS AS A MODERN INNOVATION CONCEPT IN THE HOSPITALITY INDUSTRY

Postyanaya N. V. Kononenko T.P. Fedak V.I.

Kharkiv State University of Food Technology and Trade, Ukraine

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрены вопросы возникновения эко-отелей, их особенности, основные принципы организации. Проанализировано развития эко-отелей в мире. Определены положительные и отрицательные стороны функционирования эко-отелей, а также перспективы их развития. ABSTRACT

In the article the questions of the appearance of eco-hotels, their peculiarities, the basic principles of organization are considered. The development of eco-hotels in the world is analyzed. The positive and negative aspects of the functioning of eco-hotels have been determined, as well as the prospects for their development.

Ключевые слова: гостиничное хозяйство, инновации, экология, эко-отель, экологический отдых. Keywords: hospitality, innovation, ecology, eco-hotel, ecological tourism.

Постановка проблемы. Сегодня процессы глобализации затронули все сферы мировой экономики, в т. ч. оказали влияние на мировой рынок гостиничных услуг, который претерпел существенные трансформации, начиная со второй половины ХХ века, что во многом определяется возникновением и внедрением различных инноваций, одной из которых является экологизация. В некоторых странах в последнее десятилетие экологизация гостиниц превратилась в концепцию их деятельности, положив начало созданию так называемых эко-отелей, как современному направлению инноваций в сфере гостиничного бизнеса. Создание и развитие эко-отелей является новым трендом функционирования сферы гостиничного хозяйства. Внедрение экологизации гостиничных предприятий способствует повышению их туристической привлекательности и дает конкурентные преимущества на мировом туристическом рынке.

Анализ последних исследований и публикаций. Анализ экологических отелей раскрываются преимущественно в зарубежных публикациях. Вопросы, связанные с проблемами функционирования, анализом деятельности и современными тенденциями развития экологических гостиничных предприятий исследованы в научных работах таких авторов, как Алекс Конти, Пушка О. С., Тихонова Д. Ю., Орлова А. М., Нижегородцев Р. М., Пеце-рица Е. В., Милинчук О. В. и других. В приведённых публикациях недостаточно освещены вопросы комплексного подхода относительно современного

развития экологического направления гостиничного хозяйства в мире. Недостаточно четко рассматриваются вопросы определения самого термина эко-отелей, а также их особенностей функционирования.

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Ограниченность публикаций по данной тематике, особенно на территории стран СНГ, актуализирует необходимость дальнейших исследований, особенно принимая во внимание тот факт, что в международной практике отсутствует однозначный перечень критериев, которым должны соответствовать эко-отели, имеются существенные отличия в их сертификации различными организациями. Актуальным является исследование концепции эко-отелей как современного направления инновационных стратегий в сфере гостеприимства и преимуществ её внедрения в мировой и отечественной практике в гостиничном хозяйстве.

Цель статьи - анализ современного состояния экологического направления гостиничного хозяйства в мире и выявления перспектив для его дальнейшего развития.

Изложение основного материала. Туризм охватывает широкий спектр видов экономической деятельности, считается самой мощной индустрией мира, по объему доходов опереди такие отрасли, как автомобилестроение и химическая промышленность. Неотъемлемой составляющей индустрии туризма является гостиничное хозяйство. В условиях конкурентной борьбы гостиничные предприятия

вынуждены искать новые пути к своему усовершенствованию и поддержания привлекательности для потенциальных клиентов. Для поддержания конкурентоспособности и эффективного развития у предприятий сферы гостеприимства имеется необходимость поиска новых инноваций и направлений своего развития. В последние десятилетия предприятия сферы гостеприимства по всему миру начали активно участвовать в процессах по сохранению окружающей среды, вводя в свою инновационную деятельность понятие «экологического менеджмента».

Экологический менеджмент - это совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и персоналом с целью достижения экономической эффективности производства и экологической целостности в контексте требований устойчивого развития. Согласно приведенному определению, экологический менеджмент можно определить как комплекс мероприятий, которые охватывают управление ресурсами, производственными процессами и продукцией и направлены на уменьшение негативных воздействий производственной деятельности на окружающую среду и повышение эффективности работы предприятия. Одним из главных элементов эффективно функционирующей системы экологического менеджмента является анализ проводимой и планирование будущей деятельности [1, 9].

Улучшение экологической обстановки в мире всегда было и остается актуальной темой, которая заставляет внедрять новые технологии и инновации в различные сферы жизни человека, включая сферу гостиничного хозяйства. Среди современных мировых инноваций в сфере гостеприимства набирают популярность принципы экологичности.

Экологические инновации представляют собой новые концепции, продукты, технологии и способы организации производства, состоящие из процессов и систем, при использовании которых происходит снижение загрязнений окружающей среды, или других негативных последствий хозяйственной деятельности человека.

В связи с этим, одной из новых тенденцией развития гостиничного сектора является строительство экологических отелей (эко-отелей). Экологический отель - это экологически сертифицированная гостиница, целью которой является улучшение состояния окружающей среды путем сведения к минимуму собственного негативного воздействия на неё [2]. Эко-отель как инновационная концепция сферы гостеприимства имеет ряд особенностей, которыми он отличается от обычного отеля, в частности: использование в строительстве экологически чистых материалов, вклад в сохранение окружающей среды, использование возобновляемых источников энергии (солнечная энергия, сила ветра), применение энергосберегающего оборудования, рециркуляция сточных вод повторно используемых отелем, наличие программ утилизации отходов, применение материалов, пригодных для вторичной переработки.

Экологические проблемы в настоящее время находятся в центре внимания многих представителей гостиничного бизнеса. Согласно исследованиям Корнельского университета, приблизительно 90 % постояльцев гостиниц, принявших участие в опросе, готовы заплатить более высокую цену за экологические продукты и услуги [7]. По данным этого же опроса, многие клиенты гостиниц интересуются проблемами защиты окружающей среды и осознают, что их действия вместе с функционированием предприятий гостиничного хозяйства, услугами которых они пользуются, оказывают то либо иное негативное влияние как на окружающую среду, так и на природу в целом [5, 6].

Эко-отель как инновационная концепция гостеприимства имеет ряд особенностей, в частности: зависимость от природной среды; экологическая устойчивость; вклад в сохранение окружающей среды; обеспечение экологической поддержки кадров; учёт местных культур; обеспечения экономической отдачи для местного населения. Помимо этого, эко-отели вынуждены придерживаться строгих «зеленных» принципов для того, чтобы их посетители были уверены в том, что они будут проживать в безопасных и энергосберегающих гостиницах. Обязательным условием для присвоения отеля статуса «экологический» является сертификация независимой третьей стороной или государством, на территории которого он находится [2].

Экологическая сертификация представляет собой особую систему эко-маркировки для предприятий гостиничного хозяйства. Эко-маркирование объекта гостиничной сферы, зачастую указывает на приверженность его менеджмента ценностям охраны окружающей среды и повышает его привлекательность для потенциальных клиентов. Существующие в настоящее время экологические сертификации принято классифицировать по таким признакам [2]:

1. Территория охвата: международные (ISO 14001, EMAS); национальные («ANAB» в ЕС); региональные («Blue Angel» в Германии).

2. Объект сертификации: сертификация товаров («ANAB» в ЕС); сертификация услуг («Green Globe», «Blue Flag»); смешанные (товаров и услуг) (ISO 14001).

Основой для современных систем сертификации является стандарт управления природопользованием ISO 14001 (EMS), который был принят Международной ассоциацией по стандартизации (ISO) в 1991 году. В дополнение к ISO 14001 в некоторых странах были созданы собственные стандарты, например, в Великобритании — BS 7750 Specification for Environmental Management Systems, в Канаде — CAN/CSA Z750-94: Guidelines for an Environmental Management System, в Европейском союзе — EMAS.

В последнее десятилетие произошли серьезные сдвиги в сфере экологической сертификации предприятий гостиничного хозяйства. На международный гостиничный рынок в 2002 году вышла международная программа добровольной экологической сертификации предприятий гостиничного

бизнеса «Green Key», которая является одним из 5 проектов международной негосударственной независимой организации «Foundation for Environmental Education». Согласно этой программы оценка экологической деятельности предприятий гостиничной сферы базируется на 12 основных и 60 второстепенных критериях, разработанных международным комитетом, и включает экологический менеджмент, мониторинг потребления воды и энергии, обращение с отходами, повышение экологической осведомленности среди персонала и гостей и т. д. На начало 2018 года сертификацию «Green Key» получило 2700 отелей, курортов, кемпингов в 56 странах мира.

Среди других наиболее авторитетных систем сертификации отелей необходимо упомянуть Touristik Union International - TUI (Германия), Green Globe (Великобритания), HAC Green Leaf (Канада). Многие отели в мире получают также сертификацию по стандарту LEED.

Сегодня эко-отели становятся все более популярными и открываются повсеместно. Доля эко-отелей в странах Западной Европы и США не превышает 20% от общего количества гостиниц.

Первый экологический отель открылся в Милане - это четырехзвездочная гостиница «Hotel Scala», которая расположена в семиэтажном здании замка, построенного в конце XIX века. Для контроля за температурой воздуха и подачей горячей воды в отеле применяется специальная система восстановления энергии с использованием возобновляемых источников [8].

В свое время лучшие эко-отели мира были открыты в Швейцарии, Великобритании, Чехии и ЮАР. Ярким тому примером является гостиничные предприятия, о которых речь пойдет дальше. Большое количество иностранных гостиничных сетей и отелей вводят экологическую концепцию деятельности, разрабатывая различные инновационные проекты экономии ресурсов и охраны окружающей среды. Например, в Словакии существует целый экологический курорт AquaCity. Весь комплекс которого использует солнечную и ветряную энергию для отопления помещений отелей, аквапарка, СПА, ресторанов, баров, фитнес-залов и т.д. [10]. Австралийский спа-курорт Emirates Wolgan Valley Resort & Spa расположенный недалеко от Сиднея участвует в различных программах по защите окружающей среды и использует возобновляемую энергию.

Отель Forum Homini в Африке, проект которого отличается зелеными крышами, создающими условия для сохранения тепла в помещениях в течение зимы и охлаждающими внутреннее пространство летом, уменьшая потребление в электроэнергии на 75%. Сеть отелей Le Meridien, насчитывающая около 100 гостиниц в 50 странах мира начиная с 2008 и до 2020 год намерена снизить расходы электроэнергии на 30 % и воды на 20 %.

В современных условиях экологические инновации являются наиболее востребованными в отелях сегмента «люкс», которые призывают сохранять окружающую среду посредством внедрения

экологических технологий в сферу гостиничного бизнеса.

Строительство экологических отелей обычно осуществляется на территориях удаленных от промышленных и индустриальных зон и местностях с не изменённым природным ландшафтом. В современных условиях экологичными можно считать только те строения, при строительстве которых применение синтетических строительных и отделочных материалов сведено к необходимому минимума. Также здания должны являться энергоэффективными и иметь независимые автономные системы жизнеобеспечения. Одной из таких особенностей является использование альтернативных источников энергии. Чаще всего в качестве последних выступает солнце, ветер, вода. В этом случае основной вклад в энергоэффективность вносит комплексное применение качественных теплоизоляционных решений для снижение теплопотерь через стены, кровлю и фундамент, а для экономии энергии - на крышах зданий устанавливать солнечные коллекторы.

Проблемы ресурсосбережения и обеспечения энергоэффективности являются актуальными проблемами гостиниц в связи с высокой затрат энергии в величине себестоимости гостиничных услуг и стремительным ростом цен на энергоносители [3]. Гостиницы являются мощными потребителями энергетических и водных ресурсов. Согласно исследованиям, проведенным РКБ, на долю освещения в общем профиле энергопотребления гостиницы приходится 20%, еще 45% всех энергетических затрат гостиницы приходится на систему кондиционирования, вентиляции и отопления [4]. Рациональное использование материальных ресурсов является эффективным инструментом увеличения прибыльности гостиницы на основании сокращения производственных издержек [5]. Необходимыми условиями для обеспечения ресурсосбережения в отелях являются: учёт приборами потребления ресурсов, использование ресурсосберегающего оборудования и автоматизация управления всеми инженерными службами и системами здания. В связи с этим в последние годы на мировом и рынке пользуются большой популярностью начали пользоваться программно-аппаратные решения «smart house» («умный дом»). Данные автоматизированные программно-аппаратные комплексы, осуществляющие в режиме реального времени мониторинг и управление системами жизнеобеспечения здания: отопительным и вентиляционным оборудованием; освещением; электропитанием; системами видеонаблюдения и контроля доступа в помещения; пожарной сигнализацией; контролем протечек воды, мультимедийным оборудованием и т.д. Внедрение подобных интеллектуальных систем в гостиницах способно экономить ресурсы до 30%. Также данные системы имеют такие преимущества использования: повышение комфорта пребывания клиентов в номерах гостиницы путём поддержания оптимальных климатических условий, освещенности номера, учета индивидуальных предпочтений гостей; увеличение

ресурса работы оборудования; повышение безопасности служб гостиницы на основе оперативного реагирования на внештатные ситуации.

Современное оборудование предлагает для гостинично-ресторанных комплексом целый перечень инновационных решений, позволяющих добиться ресурсосбережения. Снижение загрязнения окружающей среды, внедрение новых инноваций и технологических решений, способствующих сокращению выбросов углеводородных газов в атмосферу, реализация ряда международных и региональных экологических и энергосберегающих программ делают популярным внедрение и использование таких нетрадиционных источников тепла и энергии, как солнечные батареи, солнечные коллекторы, ветрогенераторы, получение тепла из пластовых вод.

В эко-отелях энергосбережение иногда заложено уже в самых системах, например, в TimeLox 2300 EMI. Благодаря датчику замка при выходе гостя из номера, система автоматически отключает освещение и электроприборы, которые были оставлены включенными. При выселении гостя система получает команду отключения кондиционера в номере, а в зависимости от того, кто зашел в номер, -гость или персонал - выбирается необходимая система кондиционирования.

В гостинице «Аррарат Парк Хайятт» оптимизация работы системы вентиляции, кондиционирования, кухонного оборудования и оборудования прачечной позволило сократить потребление электроэнергии на 18% и тепловой электроэнергии на 9%.

Грамотно внедренные ресурсосберегающие технологии в рамках проектов эко-отелей способствуют экономии финансовых средств предприятия, сокращению издержек на техническое обслуживание оборудования, повышению привлекательности среди потенциальных клиентов, расширению рынок сбыта, привлечению экологически ответственных клиентов, увеличению прибыльности от загрузки номерного фонда.

На основании анализа литературных данных можно выделить следующие преимущества эко-отелей: экономия на ресурсах; снижение водопо-требления; экономия электроэнергии; снижение затрат на энергоресурсы; снижение затрат на материалах, подвергающихся вторичной переработке; привлечение новых клиентов за счет благоприятной экологической обстановки; позитивное позиционирование на рынке услуг; дополнительная возможность для рекламы отеля; создание репутации для бренда и отеля, как социально ответственной компании. Позиционирование гостиницы в качестве эко-отеля дает ее владельцу целый ряд конкурентных преимуществ, среди которых в первую очередь следует выделить возможность использования подобного статуса в рекламных целях, формирование благоприятного для персонала и гостей микроклимата, повышение показателей загрузки номерного фонда.

В тоже время организация и функционирование

эко-отелей несёт для их учредителей ряд недостатков. Создание подобного типа отелей влечёт за собой дополнительные расходы на этапе проектирования и постройки, поскольку внедрение ряда экологических инноваций предполагает большие финансовые вложения и увеличение сроков окупаемости проекта. Также отказ от некоторых видов предлагаемых услуг и товаров, материалов в отделке интерьеров, может негативно сказаться на спросе среди определённых групп клиентов (например, отсутствие номеров для курящих, ограничение напора воды и др.).

Выводы. Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что индустрия гостеприимства в настоящее время находится в стадии становления и популяризации экологического направления. В это же время уже существует успешный опыт функционирования эко-отелей на национальных рынках многих стран мира, что должно послужить толчком к дальнейшему развитию этого направления в мировом масштабе. Помимо этого отмечается рост экологической культуры потребителей, которые готовы доплачивать за экологически чистый продукт, заботясь как о себе, так и природных экосистемах, осознавая ущерб наносимый современным технологическим обществом природной среде.

Таким образом, эко-отели - это перспективные отели, которые предназначены поддерживать состояние природной среды, воспитывать в обществе экологическое сознание и ответственность, а их постояльцы при этом могут получить здоровый отдых в гармонии с природой. Опыт развитых западных стран свидетельствует, что стратегии и механизмы ограничения вредных последствий деятельности предприятий сферы гостеприимства вполне достижимы и эффективны.

Учитывая значительный перечень преимуществ эко-отелей, возможность решения негативных тенденций, подтверждается значительным мировым спросом на экологические продукты и услуги, эко- сертификация является перспективным инструментом повышения туристической привлекательности. Экологический сертификат, полученный учреждением, подчеркнет уважение к гостю и подтвердит инвестиционную привлекательность и социальную ответственность бизнеса.

Литература

1. Бабина С. В. Экологический менеджмент / С. В. Бабина, Э. А. Варфоломеева. - Москва: Перспектива, 2012. - 207 с.

2. Мшнчук О. В. Переваги еколопчно! серти-фжацп готел1в в УкраМ / О. В. Мшнчук. // Менеджмент в шновацшному розвитку економiки: про-блеми та перспективи. - 2014. - С. 322-323.

3. Орлова А. М. Возможные пути к ресурсосбережению в гостиничном хозяйстве / А. М. Орлова. // Науковедение. - 2015. - №4. - С. 14-28.

4. Орлова А.М. Ресурсосберегающие технологии: роль в повышении эффективности гостиничного предприятия и проблемы внедрения / А. М. Орлова // Современные научные исследования и инновации. - 2014. - №12. - 43-49.

5. Печерица Е.В. Возможные пути решения проблем ресурсосбережения на предприятиях гостиничного бизнеса/ Е.В. Печерица // Журнал правовых и экономических исследований. - 2014. - №4. -С. 252-254.

6. Печерица Е. В. Влияние экоинноваций на конкурентоспособность отеля / Е. В. Печерица. // Менеджмент инноваций. - 2013. - №34. - С. 32-37.

7. Печерица Е. В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения / Е. В. Печерица. // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - №34. - С. 4960.

8. Пушка О. С. Розвиток сучасних еко-тенде-нцш у готельних господарствах мюта Киева / О. С. Пушка, Д. Ю. Тихонова. // Young Scientist. - 2017. -№4. - С. 739-742.

9. Трифонова Т. А. Экологический менеджмент / Т. А. Трифонова, Н. В. Селиванова, М. Е. Ильина. - Москва: Академический проект, 2005. -320 с.

10. Экологические отели: от средневековья до футуризма [Электронный ресурс] // ProHotelia. -2010. - Режим доступа к ресурсу: http://prohotelia.com/2010/03/green_hotels/

КОНЦЕПЦ1Я, МЕТОДИ I МОДЕЛ1 ЛОГ1СТИЧНОГО П1ДХОДУ ДО УПРАВЛ1ННЯ ПЩПРИеМСТВОМ

Саенсус М.А.

Одеського нацюнального економiчного yuieepcumemy кандидат eKOHOMÍ4Hux наук, доцент

THE CONCEPT, METHODS AND MODELS OF THE LOGISTICS APPROACH TO ENTERPRISE MANAGEMENT

Saiensus M.A.

Odessa National Economic University Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

АНОТАЦ1Я

У науковш стати проаналiзовано концепцп, методи, модел лопстичного управлшня. На ochobí нау-кових поглядiв сфоромовано сутшсть поняття «лопстичний шдхвд до управлшня пвдприемством». Наведено основш науковi та теоретичш положения, тдходи, принципи лопстичного управлшня. Опрацьовано теоретичш основи процесу прийняття рiшень в системi логiстичного управлшня.

ABSTRACT

The scientific article analyzes concepts, methods, models of logistics management. On the basis of scientific views, the essence of the concept of "logistics approach to enterprise management" is considered. The basic scientific and theoretical positions, approaches, principles of logistical management are resulted. The theoretical basis of the decision-making process in the logistics management system has been processed.

Ключовi слова: лопстика, управлшня, теоргя, концепция, метод, модель, принцип.

Keywords: logistic, control, theory, concept, method, model, principle.

Постановка проблеми. У сьогодшшнш ситу-ацп кожне тдприемство функцюнуе у жорстких умовах ринку, а нестабшне полггичне та економь чне становище ще бшьше попршують !х позицп. Щоб вижити та ефективно функцюнувати, тдпри-емству потрiбно не тшьки виготовити продукцiю з найменшими витратами, а й реалiзувати Н. Змiни в управлiнськiй орiентацii стали причиною розробки концепцii управлiння матерiальними потоками, що одержала назву "лопстики". Сутнiсть концепцii' по-лягае в штеграцп всiх функцiональних сфер, пов'я-заних iз проходженням матерiального потоку ввд виробника до споживача в единий комплекс, який називаеться комплексом логiстики. Концепция лоп-стики мiстить у собi значнi резерви економii корпо-ративних витрат. Логiстика - це контроль за вама видами дiяльностi, пов'язаними з закутвлею ресу-рсiв для виробництва та постачанням готовоi про-дукцii споживачу, що включае необхвдне iнформа-цiйне забезпечення цих процеав. Логiстика також

координуе взаемовiдносини вах членiв системи по-стачання та розпод^. Управлiння системою логiс-тики включае управлiння такими процесами, як транспортування, складування, збiр та оформлення заказiв, розподiл продукцiï, упакування та сервюне обслуговування. У сучасних умовах дiапазон видiв дiяльностi, якi охоплюе логiстика, постiйно розши-рюеться та включае не тшьки внутрiфiрмову, а й мь жфiрмову логiстичну координацш та iнтеграцiю.

На практицi не завжди вдаеться скористатися ефектом ввд об'еднання технологiчно взаемо-пов'язаних тдприемств в один логiстичний лан-цюг. На вiдмiну вiд вiтчизняних тдприемств шдп-риемства з iноземним катталом, у стадiях виробництва якого присутня зовнiшня логiстика, досягли певного устху у створенi логiстичних систем. Щд-вищення ефективностi управлiння матерiальними потоками мае практичний iнтерес для украшсько1' економiки, що дасть можливють пiдприемствам на-шо1' кра1'ни ефективно дгяти як на внутрiшньому,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.