Научная статья на тему 'Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения'

Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7658
1654
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ / ГОСТИНИЦЫ / ОТЕЛИ / СЕТЕВЫЕ ОТЕЛИ / ПРОГРАММА "ЗЕЛЕНЫЙ КЛЮЧ" / ПРОГРАММА "ЛИСТОК ЖИЗНИ"

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Печерица Е.В.

В статье рассмотрены области применения экоинноваций в гостиничном бизнесе. Проведен анализ конкурентных преимуществ и недостатков эко-отелей, изучен опыт внедрения экоинноваций в сетевых и несетевых отелях. Проведено сравнение экологических программ «Зеленый ключ» и «Листок жизни».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения»

УДК 332.1.

зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения*

е. в. печерица,

кандидат социологических наук, доцент кафедры

управления предпринимательской деятельностью E-mail: helene8@yandex.ru

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

В статье рассмотрены области применения экоинноваций в гостиничном бизнесе. Проведен анализ конкурентных преимуществ и недостатков экоотелей, изучен опыт внедрения экоинноваций в сетевых и несетевых отелях. Проведено сравнение экологических программ «Зеленый ключ» и «Листок жизни».

Ключевые слова: экология, экологические инновации, гостиницы, отели, сетевые отели, программа «Зеленый ключ», программа «Листок жизни».

Нынешняя экономическая ситуация, сформировавшаяся на фоне кризиса последних лет, вынуждает предприятия гостиничного сектора искать новые подходы к своему внутрифирменному развитию. Конкуренция в этой сфере бизнеса значительно обострилась, и успех современных гостиниц все больше зависит от того, встали ли они на инновационные рельсы, ведь инновативность - один из важнейших факторов повышения конкурентоспособности любого предприятия.

Перед владельцами гостиниц стоят две основные задачи: привлечь как можно больше клиентов (сдать максимальное количество номеров) и сделать

* Исследование выполнено в рамках реализации Программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» на 2012-2016 гг. Проект 2.2.3. Научно-образовательный центр социально-экономического и гуманитарного развития международного и регионального туризма.

так, чтобы гость стал постоянным клиентом. Решить эти задачи, не прибегая к нововведениям, почти невозможно. Борьба за каждого гостя, тем более в условиях кризиса, требует внедрения максимального количества инноваций, изменений как в технологиях, так и во взглядах на ведение бизнеса.

Несмотря на разразившийся экономический кризис, экологические проблемы все же остались в центре внимания многих представителей гостиничного бизнеса. Конечно, в условиях рецессии от реализации большинства экологических идей пришлось отказаться, но, как показали исследования сотрудников Корнельского университета, около 90 % опрошенных постояльцев гостиниц готовы переплатить за экологические продукты и услуги. Многие клиенты отелей, особенно те, доход и образование которых выше среднего, по-прежнему обеспокоены проблемами защиты окружающей среды. Эти люди осознают, что их собственные действия и работа гостиниц, услугами которых они пользуются, оказывают негативное влияние на природу. Именно «сознательность» подобного рода дает «зеленым» отелям хорошие шансы для развития [8].

Основываясь на концептуальных сходствах в определениях понятия «экологическая инновация», а также учитывая различия, существующие здесь у российских и иностранных ученых, автор делает вывод о том, что экологические инновации - это новые продукты, технологии, а также способы организации производства и социальные програм-

мы, состоящие из новых или измененных процессов, методов, систем, при использовании которых в различных областях и сферах деятельности происходят улучшение состояния окружающей среды, снижение экологических рисков, загрязнений или других негативных экологических последствий.

Благодаря инновациям бизнес становится более эффективным и социально активным. Так, инновации в гостинице могут способствовать: привлечению дополнительных доходов; выявлению конкурентных преимуществ на рынке; увеличению доли рынка; снижению издержек; совершенствованию процесса обслуживания, а также повышению эффективности работы гостиницы. Если имеет место хотя бы один из перечисленных выше факторов, то инновации целесообразны и необходимы.

Существует специальная методика, по которой определяется инновационный потенциал гостиницы. За основу берется текущее состояние предприятия, и оцениваются его потенциальные возможности генерировать любые инновации из тех ресурсов, которыми гостиница располагает: кадровыми, финансовыми, информационными и др. Далее необходимо представить будущее гостиницы -

потенциальный эффект, который владелец может получить от внедрения инноваций, т. е. некоторую долю доходов от инновационных проектов в будущем. Эта разница между настоящим и будущим гостиницы и является ее инновационным потенциалом. На основании данных, представленных в работах [6, 10], инновации в гостиничном бизнесе можно подразделить на четыре группы (рис. 1).

Специалисты отмечают [5, 6], что инновационный процесс в гостиничном бизнесе представляет совокупность последовательных этапов, представленных на рис. 2.

Наиболее значимым в инновационной деятельности гостиницы является учет оценки ее рентабельности. Специалисты рекомендуют внедрять инновации в том случае, если инновационный бюджет составляет не менее 10 % инновационного потенциала [11].

А. Вайсман, президент и генеральный директор корпорации Green Seal Inc, разбил процесс внедрения экологических инноваций на предприятии на ряд основных направлений, в которых менеджеры и персонал гостиницы, а также проживающие могут значительно снизить воздействие на окружающую

Рис. 1. Инновации в гостиничном бизнесе НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

Рис. 2. Этапы инновационного процесса в гостиничном бизнесе

среду [15]. В настоящее время специалисты [1, 3, 15] выделяют 7 областей гостиничного бизнеса, в которых возможно внедрение экоинноваций (рис. 3).

Благодаря внедрению экологических инноваций в этих областях гостиница может заметно снизить негативное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.

Удобства в гостинице, с одной стороны, являются одним из самых широких аспектов управления в этом бизнесе, с другой - наиболее распространенной областью, на которой руководство гостиниц концентрирует свои усилия. Данное направление является самым распространенным и легко реализуемым в эксплуатационной деятельности, которое гостиница может принять без существенных затрат.

Мониторинг расхода энергии, утечки воды и утилизации отходов в настоящее время может

осуществляться в ручном режиме или с использованием различных специальных программ. Эти данные также могут быть использованы для определения экологических целей компании, и часто применяются, когда гостиница выбирает способы оповещения и знакомства клиентов с уровнем своего воздействия на окружающую среду.

Закупка экологичных материалов (упаковочных, расходных, моющих и т. п.) в значительной мере может повлиять на общую деятельность гостиничного предприятия. При выборе такой продукции руководству следует руководствоваться информацией, касающейся ее долговечности и потенциальной опасности для качества воздуха, почвы и воды при использовании (или неправильном использовании). Предпочтительна закупка подобных продуктов в минимальной упаковке (или установление партнерских отношений с поставщиком, который предоставляет услуги по возврату емкостей для их хранения), что приведет к увеличению безопасности и снижению риска заболеваний для сотрудников гостиницы.

Рис. 3. Области применения экоинноваций в гостинице

Для улучшения экологической обстановки предлагается также внедрение экологических инноваций, направленных на уборку и обслуживание номерного фонда, а также коридоров и холлов гостиницы. Это поможет свести к минимуму воздействие вредных химических веществ на гостей и персонал, уменьшить количество отходов, а также сократит расход электроэнергии и воды.

Другая область, которая часто упускается из виду, но имеет важное значение для успешной реализации экологичной уборки гостиницы - это обучение персонала. Закупка химически безопас-

Применение экоинновац

ных моющих материалов и оборудования еще не гарантирует, что они будут использованы должным образом, поэтому на предприятии необходимы обучение и подготовка соответствующих сотрудников. Наличие динамичной и экологически грамотной, ответственной команды сотрудников также может повысить мнение клиентов о гостинице [15].

На основании проведенного исследования автором составлена таблица, характеризующая наиболее распространенные методы повышения экологической ответственности в различных областях управления гостиничным бизнесом (табл. 1).

Таблица 1

й в гостиничном бизнесе

Область применения Область внедрения инновации Ответственные за реализацию

Удобства в гостинице Контроль за экономией электроэнергии Технический отдел

Эффективное использование водоснабжения Горничные, сантехник

Профилактические мероприятия по техническому обслуживанию оборудования Технический отдел

Снижение количества отходов производства и потребления Все сотрудники гостиницы

Закупка экологичного сырья и материалов Минимизация упаковочного материала Отдел снабжения

Приобретение экологически безопасных материалов Отдел снабжения

Уборка номерного фонда Правильное использование моющих средств (разбавление при необходимо сти) Горничные

Контроль за потреблением чистящих средств Распорядитель горничных

Использование экологически безопасных моющих средств Отдел снабжения

Питание Приобретение сезонных продуктов (привлечение местных поставщиков) Отдел закупки ресторана

Приобретение расходных материалов в натуральной, а не синтетической упаковке Отдел снабжения

Реализация на кухне процедур, сводящих к минимуму воздействие химических веществ на продукты, уменьшение потребления воды и объема пищевых отходов Менеджер отдела питания

Приобретение для ресторана и конференц-залов гостиницы многоразовой или легко перерабатываемой посуды взамен одноразовой Отдел закупки ресторана

Обучение персонала Проведение совещаний по вопросам внедрения экологических инноваций, выработка и обсуждение способов успешного освоения персоналом принятых новшеств Отдел кадров, руководители отделов

Понимание сотрудниками гостиницы экологической политики предприятия Топ-менеджмент

Создание системы мотивации и поощрения за соблюдение сотрудниками экологической политики предприятия Топ-менеджмент

Привлечение сотрудников к специальным программам, способствующим принятию экологических решений в пользу гостиницы, самого сотрудника и гостей Руководители отделов

Поддержка сотрудников в вопросах взаимодействия с окружающей средой Руководители отделов

Обращение с отходами Использование отходов, поддающихся вторичной переработке Отдел снабжения

Фундамент гостиницы Использование нетоксичных строительных материалов при строительстве здания Подрядчик строительства гостиницы

Интерьер гостиницы Использование экологичных материалов для создания интерьера гостиницы Топ-менеджмент, отдел снабжения, декоратор (дизайнер) на аутсорсинге

Примечание: составлено автором по данным [1, 3, 15].

Разделение гостиничного бизнеса на ряд взаимосвязанных областей дает общее представление о сферах применения и внедрения экологических инноваций на предприятии, облегчает принятие управленческих решений относительно выбора и оценки той или иной инновационной деятельности в гостинице, а также является основой для анализа возможности внедрения экологических инноваций на конкретном предприятии данного сектора.

Гостиничный бизнес, как и любой другой вид предпринимательской деятельности, направлен на извлечение прибыли. Любое инновационное решение, применяемое в отеле, должно нести в себе определенные преимущества, способствующие достижению целей организации. Однако внедрение экологических инноваций (как и любых других инновационных решений) сопряжено с определенными рисками для топ-менеджмента предприятия. Для определения необходимости внедрения экоинноваций в материальную базу гостиницы необходимо оценить возможные преимущества и недостатки, связанные с данным типом нововведений (табл. 2).

На основании анализа возможных преимуществ и недостатков, наблюдаемых при внедрении экологических инноваций, топ-менеджмент гостиницы принимает решение об обоснованности проведения мероприятий по внедрению экоинноваций.

В настоящее время экологические инновации наиболее востребованы в отелях сегмента «люкс», которые призывают сохранять окружающую среду посредством внедрения экотехнологий в сферу гостиничного бизнеса. На основании последних

Конкурентные преимуще<

исследований, проведенных НП «Международное экологическое аудиторское сообщество», можно утверждать, что, например, более 60 % американских туристов могут себе позволить оплатить высокую стоимость размещения в отелях, если те участвуют в программах, содействующих охране окружающей среды.

Такое отношение потребителей стимулирует отели и гостиницы к развитию технологий работы, не наносящих ущерб окружающей среде или в значительной мере его снижающей. Все чаще в средствах массовой информации появляются данные о том, что представители верхнего ценового гостиничного сегмента проявляют инициативу в данном направлении и сосредоточивают свои усилия на экологии (табл. 3). Однако, по мнению специалистов, не всегда представители «экологических» отелей преследуют намерения сохранить природу. В ряде случаев топ-менеджментом экоотелей такие мероприятия проводятся с целью дополнительной рекламы.

По сравнению с недавним прошлым выросло понимание важности экономичного расхода энергии. Сегодня многие гостиницы размещают в своих номерах небольшие карточки с призывом к постояльцам использовать постельное белье и полотенца повторно, а не отдавать текстиль в стирку сразу же после первого применения. Эксперты считают, что повсеместное использование подобных карт способно существенно уменьшить расходы воды и сократить количество отходов. По подсчетам специалистов, гостиница с номерным фондом в 150 ед. сможет ежемесячно сэкономить 72 тыс. л воды

Таблица 2

и недостатки экоотелей

Показатель Финансовый аспект Клиентская база Маркетинг

Преимущества экоотеля Экономия на ресурсах: - снижение водопотребления; - экономия электроэнергии; - снижение затрат на топливо; - экономия на материалах, подвергающихся вторичной переработке Привлечение новых клиентов: - за счет благоприятной экологической обстановки; - за счет снижения общей нагрузки на здоровье клиента Позитивное позиционирование: - PR и дополнительная возможность для рекламы отеля; - создание для отеля репутации социально ответственной компании

Недостатки экоотеля Дополнительные расходы. Внедрение некоторых экологических инноваций предполагает значительные финансовые вложения Отток клиентов. Отказ от некоторых видов услуг, товаров, предметов интерьера, материалов может негативно сказаться на спросе на услуги (например, отсутствие номеров для курящих, ограничение напора воды и др.) Антиреклама. Позиционирование в качестве экоотеля может негативно сказаться на репутации предприятия, если фактически не соблюдаются условия экосертификации, либо в случае, если реальный вклад в защиту окружающей среды от экоинно-ваций меньше, чем вред, наносимый предприятием

Таблица 3

Международный опыт внедрения экологических инноваций гостиничными сетями

Гостиничная сеть Отель Местонахождение Описание инновации Цель

Le Meridien Вся сеть (100 отелей) 50 стран мира Начиная с 2008 и до 2020 г сеть намерена снизить расход электроэнергии на 30 % и воды на 20 % Минимизация затрат ресурсов

Le Meridien Bora Bora Французская Полинезия, о. Бора-бора Проведение специальных тренингов и курсов для гостей по защите находящегося в зоне отеля редкого вида морских черепах Сохранение популяции животных

Le Meridien Tahiti Французская Полинезия, о. Таити В оформлении номеров используются экологические природные материалы. Проживание в бунгало на воде Создание экологической рекреационной зоны

Hyatt Hyatt Key West Resort & Marina США, Флорида Установка систем переработки отходов. Эксплуатация экологичного оборудования, применяемого в отеле. Энергосберегающие установки Снижение негативного воздействия на окружающую среду

Park Hyatt Maldives США, о. Хадахаа Фундамент и интерьер отеля сделаны из натуральных материалов. Спа-салон отеля использует только натуральные экологичные материалы. Отель сертифицирован по международным стандартам экологической программы Earth Check Создание экологической рекреационной зоны

Rosewood Little Dix Bay США, о. Верджин-Горда Проведение интерактивных семинаров с профессиональными биологами. В программу семинаров входит изучение коралловых рифов, флоры и фауны, основ правильных взаимоотношений человека и природы Сохранение окружающей среды

Marriott International Вся сеть 70 стран мира Размещение в отелях табличек, призывающих постояльцев использовать полотенца и постельное белье повторно. Размещение в номерах дозаторов для мыла и шампуня. Установка переключателей для сливных бачков Экономия воды и электроэнергии. Уменьшение объемов производимых отелем выбросов окиси углерода

The Ritz-Carlton США, Северная Каролина Получен сертификат LEED Gold Энергосбережение

The Ritz-Carlton, Lake Tahoe США, Траки Получен сертификат LEED Silver Энергосбережение

The Ritz-Carlton, США, Лос-Анджелес Получен сертификат LEED Silver Энергосбережение

Four Seasons Вся сеть Более 70 отелей и курортов Ежегодно занимается посадкой миллионов деревьев в 34 странах мира Сохранение окружающей среды

Four Seasons Resort at Landaa Giraavaru Мальдивы, атолл Баа Постройки из переработанных кораллов Создание экологической рекреационной зоны

Примечание: Составлено автором по данным [1, 3, 7, 9, 12, 16].

и 480 л мыла, если в номерах будут размещаться таблички, призывающие постояльцев использовать полотенца и постельное белье повторно. Благодаря данной программе, например, гостиничная сеть «Марриотт» смогла на 17 % сократить расходы своих отелей на горячую воду и канализацию.

Самыми успешными в получении сертификатов экологического соответствия являются международные гостиничные операторы Marriott, Starwood, Rezidor и др. Это объясняется тем, что сеть приносит значительные доходы, поэтому ее владельцы могут позволить себе крупные затраты

на переработку любых видов отходов, снижение электропотребления, уменьшение загрязнения природы, закупку экологичного оборудования без особого ущерба для бизнеса. Однако не стоит недооценивать и вклад отдельных отелей в защиту окружающей среды (табл. 4).

Для содействия в реализации экологических мероприятий, а также мониторинга воздействия деятельности предприятий на окружающую среду в гостиничном бизнесе функционируют международные экологические программы и организации.

«Зеленый Ключ» - программа добровольной международной экологической сертификации учреждений гостиничного бизнеса, принятая в качестве одного из направлений деятельности

Международной федерации по экологическому образованию (Foundation for Environmental Education, FEE) в 2003 г. Эта программа нацелена на уменьшение вредного воздействия на окружающую среду, содействие реализации устойчивого управления гостиничным бизнесом, а также на повышение экологической информированности гостей и персонала. Гостиницы, прошедшие сертификацию, получают знак экокачества, так называемую экомаркировку.

Прежде чем получить знак экокачества, гостиница должна обеспечить экономичное водо- и энергопотребление, использование экологически безопасных средств, предназначенных для уборки номеров, внедрить систему селективного сбора не-

Таблица 4

Международный опыт внедрения экологических инноваций в несетевых отелях

Отель Местонахождение Описание инновации Цель

Campo dei Fiori ФРГ, Мюнхен Минимальный расход энергии обеспечивается благодаря специально разработанной системе энергоснабжения, применению светодиодных технологий освещения гостиничных номеров и помещений. Предусмотрен индивидуальный подогрев воды для номеров. Используются большие буферные накопители для сохранения полученной энергии Энергосбережение

Cafe Fleuri at Langham Hotel США, Бостон Использование моющих средств, не содержащих хлора и полистирола. Монтаж низких потолков с водными клапанами. Установлена система переработки картона и пластиковых бутылок Минимизация загрязнений окружающей среды, экономия воды

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Three Camel Lodge Монголия, Улан-Батор Обеспечение всего отеля электричеством из возобновляемых источников, включая ветряные электростанции и солнечную энергию Энергосбережение

Mount Nelson Hotel Южно-Африканская республика, Кейптаун Создана специализированная ферма земляных червей, участвующих в переработке органических остатков в высококачественное удобрение для почвы Экономия за счет использования естественных источников

Mosaic House Чешская Республика, Прага Установка во всех номерах отеля климат-контроля, а также датчиков экономии воды в ванных комнатах. Практически все приборы работают на солнечной энергии, отходы отправляются на вторичную переработку, обслуживающие отель автобусы используют биотопливо Минимизация воздействия на окружающую среду, энергосбережение

Berghotel Muottas Muragl Швейцария, регион св. Морис Снижение потребления энергии на 64 % благодаря использованию таких возобновляемых источников, как солнечные батареи, фотогальванические панели Энергосбережение

The White Barn Inn США, Кеннебунг Предоставление электромобилей для перемещения гостей на небольшие расстояния и по территории отеля Минимизация загрязнения окружающей среды и шума на близлежащей территории

Adrere Amellal Египет, пустыня Сахара Отказ от электричества. Освещение за счет свечей и дневного света Энергосбережение

Примечание: Составлено автором по данным [1, 3, 7, 9, 12, 16].

Преаудит

а

б

8

Сертификация

1-я неделя

2-я неделя

3-я неделя

4-я неделя

5-я неделя

ж

6-я неделя

7-я неделя

Рис. 4. План проведения экосертификации гостиницы по системе «Листок жизни»: а - выявление «проблемных» мест; б - составление плана необходимых мероприятий; в - вынесение рекомендаций по их выполнению; г - аудит документации; д - аудит гостиницы; е - подготовка заключения о соответствии стандарту; ж - организация заседания общественно-консультативного совета

которых видов отходов, обеспечив их дальнейшую переработку, а также многое другое, требующее определенных усилий и инвестиций. Например, для выполнения норм по ограничению потока воды из душа (не более 9 л/мин) и из крана (не более 8 л/мин) многим гостиницам приходится закупать и устанавливать специальные ограничители для потока воды.

Экологическая сертификация в рамках программы «Зеленый ключ» проводится только в том случае, когда гостиница уже выполнила все обязательные требования программы и готова к финальной проверке. После получения официального документа гостиница должна ежегодно подтверждать свой статус. Как показывает зарубежный опыт, наличие подобной экосертификации положительно влияет на имидж отеля, повышает его популярность на рынке гостиничных услуг и является мощным маркетинговым инструментом. Благодаря этому туроператоры начинают все чаще выбирать такие отели для сотрудничества, что способствует обоюдной выгоде.

В США действует организация United States Green Building Council (USGBC), которая сертифицирует экологичность отелей, оценивая их рейтинг по шкале «звездности» (самая распространенная

оценка- бронзовая звезда). Наибольшее внимание американскими экспертами уделяется токсичности строительных материалов, которые были использованы при возведении здания и отделке интерьеров помещений [4].

Кроме того, все большее признание в мире получает система добровольной экологической сертификации «Листок жизни», которая была предложена НП «Санкт-Петербургский экологический союз» в 2001 г. Эта система разработана на основе базовых требований международного стандарта ISO 14024, основными принципами которого являются открытость, добровольность и прозрачность процедуры сертификации, а также оценка жизненного цикла определенной категории однородной продукции. Этапы проведения экосертификации по данной системе представлены на рис. 4 [4].

«Листок жизни» является единственной российской экомаркировкой, которая признана международным экологическим сообществом, а Экологический союз -первый и единственный орган по сертификации продукции в России, получивший право выдачи экологического сертификата международного уровня. Система зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (сертификат РОСС RU. И457.04ЧГ00).

Марка «Листок жизни» присваивается продукции, которая отвечает следующим требованиям

[4]:

- отсутствие в готовом продукте веществ, отрицательно влияющих на человеческий организм, и строгое ограничение веществ, опасных для окружающей среды;

- минимум негативного воздействия на окружающую среду на всех этапах производства продукции;

- минимум негативного воздействия на окружающую среду при транспортировке;

- безвредная переработка или складирование отходов и упаковки.

Сравнительные характеристики программ экологической сертификации «Зеленый ключ» и «Листок жизни» приведены в табл. 5.

При сравнении программ «Зеленый ключ» и «Листок жизни» можно увидеть, что они имеют

Таблица 5

Сравнение программ «Зеленый ключ» и «Листок жизни»

Область Программа экологической сертификации

сравнения «Зеленый ключ» «Листок жизни»

Сферы применения экологических инноваций Экологический менеджмент. Работа персонала. Информационная политика. Потребление воды. Уборка и стирка. Утилизация отходов. Потребление энергии. Еда и напитки. Работа офиса. Зеленые зоны и автостоянки. Просветительские экологические мероприятия и природоохранная деятельность Утилизация отходов. Потребление энергии. Потребление воды. Использование бытовой химии

Соответствие стандартам Стандарт, разработанный в рамках программы «Зеленый ключ» (базовые критерии для гостиниц, молодежных хостелов, конференц-залов и баз отдыха) СГО-2.0.101.062-1.01-2010. «Оценка соответствия услуг гостиниц и других средств размещения критериям экологичности»

Обращение с отходами Раздельный сбор отходов. Используемые материалы должны быть многоразовыми и/или легкоперерабатываемыми. Клиенты должны иметь возможность раздельного сбора мусора Предельные значения высчитываются исходя из площади гостиницы и количества человеко-ночей (ч-н). Строгие требования к персоналу по сортировке отходов на 4 типа. Используются только многоразовые стаканы, а тара для напитков должна подвергаться повторной переработке не менее чем в 50 % случаев. Гостиницы делятся на 3 класса по образованию отходов, кг/ч-н: класс А (1,7); класс Б (1,25); класс В (0,8). Клиенты имеют возможность сортировать отходы минимум на 3 типа

Ограничения в потреблении энергии Кондиционирование и обогрев не должны осуществляться в неиспользуемых номерах. Окна в номерах должны быть такими, чтобы обеспечивать максимально пригодные температурные условия в соответствии с климатом. Поверхности всех приборов по обогреву и охлаждению в гостинице должны быть отчищены от грязи и пыли. Не менее 80 % ламп в гостинице - энергосберегающие. Используются автоматически выключающиеся лампочки. Прочие позиции (всего 28) Критерии потребления зависят от площади гостиницы (потребление тепла на 1 м2 или за 1 ч-н в год). Гостиницы делятся на 3 класса по степени энергопотребления: класс А (не более 420 м2 либо 115 кВт-ч/ч-н); класс Б (не более 420 м2 либо 105 кВт-ч/ч-н); класс В (не более 400 м2 либо 105 кВт-ч/ч-н). Более 60 % ламп в гостинице - энергосберегающие. Способ проверки - гостиница предоставляет ежегодный отчет по потребленному количеству электроэнергии

Водопотребление Слив воды в туалетах - не более 6 л за цикл. Не менее чем в 50 % душевых используется водный поток, не превышающий 9 л/мин, а в кранах - 8 л/мин. Все сточные воды должны быть обработаны (очищены). Устанавливаются счетчики для измерения объема потребляемой воды. Очищенные сточные воды должны быть использованы заново (в соответствии с законодательством). Вода для слива в туалетах должна частично пополняться из дождевых осадков. Относится ко всей используемой в гостинице питьевой воде: класс А (не более 450 л/ч-н); класс Б (не более 400 л/ч-н); класс В (не более 350 л/ч-н). Более 90 % унитазов используют не более 6 л воды за один цикл. Более 90 % душей используют не более 10 л воды в мин, а краны - не более 8 л/мин. Гостиница обеспечивает максимально безопасное для окружающей среды обращение со сточными водами. Способ проверки - предоставление документов по ежегодному водопотреблению

Окончание табл. 5

Область сравнения Программа экологической сертификации

«Зеленый ключ» «Листок жизни»

В ванных комнатах должны висеть таблички-напоминания для гостей, в которых указывается информация об экономном водопотреблении

Средства бытовой химии Для уборки и мытья посуды используются вещества с минимальным содержанием вредных веществ (разбавленные и т. д.). Туалетная бумага не содержит хлора. В номерах устанавливаются таблички, информирующие, что смена белья производится только по запросу гостей Применяется для всех средств бытовой химии, используемых для мытья посуды и уборки. Дозаторы для мыла и шампуня используются в 50 % всех ванн. В прачечной не используются фосфаты и хлор, дезинфекторы должны иметь экомаркировку. Для разных классов устанавливаются предельные показатели расхода: класс А (50 г/ч-н); класс Б (45 г/ч-н); класс В (40 г/ч-н). Способ проверки - предоставление отчетных документов по всем поставщикам.

Дополнительно Гостям предлагаются преимущественно натуральные пищевые продукты собственного производства (локально произведенные в регионе). В ресторане имеется секция для некурящих, а в гостинице - номера для некурящих. Уровень внешнего шума в ночное время не превышает 40 дБ. Гостям предоставлена информация о ближайших парковых зонах. Внедрена система экологического менеджмента с соответствующим обучением сотрудников Наличие в гостинице не менее 60 % номеров, в которых нельзя курить. Дополнительные баллы за использование товаров с экомаркировкой. В номерах и ванных комнатах не используются одноразовые предметы. В гостинице внедрена система экологического менеджмента. В гостинице проводится план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду

Примечание: составлено автором по данным [11, 17].

сходные цели, поскольку обе программы направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду со стороны гостиниц, на содействие реализации устойчивого управления гостиничным бизнесом, а также на повышение экологической информированности гостей и персонала. Главное сходство проявляется в четырех основных сферах, в которых гостиницы внедряют экоинновации, а именно: 1) обращение с отходами; 2) потребление энергии; 3) потребление воды; 4) использование бытовой химии.

Описанные программы применяют разные стандарты, определяющие критерии в данных сферах, однако используют одинаковый подход. Это связано с тем, что данные стандарты были разработаны на основе европейских аналогов. Основой для внедрения соответствующих экологических инноваций является построение эффективной системы экологического менеджмента. Отличительной чертой программы «Листок жизни» являются введение системы балльной оценки эффективности внедренных инноваций и разделение гостиниц на классы в соответствии с набранными баллами.

58 -

Одной из наиболее распространенных программ по стандартизации отелей в сфере снижения негативного воздействия на окружающую среду является LEED (The Leadership in Energy and Environmental Design). Это руководство об энергетике и наиболее приемлемом с точки зрения экологии проектировании для достижения определенных результатов в 6 разделах при проектировании и строительстве зданий и сооружений (табл. 6).

В настоящее время «зеленые» технологии активно внедряются во многие секторы как зарубежной, так и российской экономики, в том числе и в гостиничном бизнесе. В связи с этим эксперты полагают, что быть владельцем экоотеля не только современно, но и выгодно, поскольку благодаря новым технологиям можно существенно снизить издержки в работе. Кроме этого, у экоотелей имеется возможность привлечь дополнительных клиентов [13].

Слово «экологичный» во всем мире прочно вошло в повседневный лексикон. Экологичные товар или продукция ценятся гораздо выше, не являются исключением и гостиничные услуги. Во всем мире экоотели стали более престижными и

Таблица 6

Анализ разделов LEED, используемых в гостиничном бизнесе

Раздел LEED Описание раздела LEED Количество баллов

Экологически устойчивые площадки застройки Контроль за эрозией почвы и повышенными осадками. Дополнительные баллы начисляются за выбор места застройки в экологически устойчивых районах, наличие транспорта, уменьшение застроенных площадей (для новых объектов), регулирование дождевых стоков и уменьшение заасфальтированных площадей застройки, а также уменьшение световых нагрузок на застроенной площади и их влияние на соседние участки 14

Эффективность водных систем Эффективная поливка зеленых насаждений, инновационная очистка сточных вод и уменьшение потребления воды при эксплуатации здания. Для получения этих баллов применяются различные способы использования дождевой воды. Кроме того, их можно получить за использование писсуаров и унитазов с низким расходом воды 5

Энергия и окружающая среда Фундаментальный комиссинг, уменьшение хлороводородных агентов в холодильных установках и выполнение минимальных требований стандарта ASHRAE 90.1-2004 по энергосбережению 17

Оптимизация расхода энергии в здании 10

Строительные материалы и ресурсы Хранение, сбор и транспортировка сырья для повторной переработки. Баллы могут начисляться за использование строительных отходов, а также быстро восполняемых материалов (например бамбука), местных материалов, которые производятся неподалеку от места строительства, переработанных материалов, а также за использование сертифицированного дерева 13

Качество экологии в здании Требования контроля за курением, а также выполнение требований стандарта ASHRAE 62.1-2004 «Вентиляция и принятые нормы по качеству воздуха внутри помещений». Дополнительные баллы начисляются за: увеличение эффективности системы вентиляции; контроль за качеством воздуха во время строительства; использование материалов с низким содержанием вредных добавок и клея, выделяющих летучие органические вещества; контроль за выбросом химических и вредных веществ в атмосферу; тепловой комфорт; усовершенствование автоматического управления системами отопления; кондиционирование и вентиляцию воздуха; увеличение использования естественного освещения 15

Инновации в процессе проектирования Исключительное исполнение и превышение основных требований по системе LEED или инновационный подход, который основные категории обычно не учитывают и не рассматривают. Дополнительный балл дается, если один из основных членов проектной группы является аккредитованным специалистом по системе LEED (LEED Accredited Professional) 4

Примечание: составлено автором по данным [3, 14, 18]. привлекательными для туристов по сравнению с традиционными. Например, в Европе экологическую маркировку имеют уже более 200 отелей, и их количество постоянно увеличивается [4].

Позиционирование гостиницы в качестве эко-отеля дает ее владельцу целый ряд конкурентных преимуществ, среди которых в первую очередь можно отметить возможность использования нового статуса в рекламных целях, формирование благоприятного для персонала и гостей микроклимата, повышение показателей загрузки номерного фонда [2].

Список литературы

1. Андрианова Ю. Экологические технологии в сфере гостеприимства. URL: http://vkusov. net/

magazm/stati/ekologiya-i-kHnmg/item/57-экологичес-кие-технологии-в-сфере-гостеприимства.

2. В отеле «Кронвелл Инн Стремянная» обсудили инновации. URL: http://vhotel. ru/news/v-otele-kronvell-stremyannaya-obsudili-innovacii.

3. В Чехии открылся экоотель. URL: http:// abercade. ru/research/industrynews/4504.html.

4. Информация о проекте «Экогостиница». URL: http://ecounion.ru/ru/site.php?&blockType=296.

5. Лысова М. А. Анализ действующих методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов. URL: http://www. niec. ru/Articles/031.htm.

6. Нужны ли инновации в отеле? URL: http:// hotelline. ru/guest_article. php?news_cid=537&news_ id=1154.

- 59

7. Отели мира все чаще проводят «зеленые» операции. URL: http://prohotel. ru/news-192515/0.

8. Печерица Е. В. Влияние экоинноваций на конкурентоспособность отеля // Менеджмент инноваций. 2013. № 1. С. 32-37.

9. Прага инвестирует в экоотели. URL: http:// sok-spb. ru/praga-investiruet-v-eko-oteli. html.

10. Сорокина А. В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах. М.: ИНФРА-М, 2007.

11. СТО-2.0.101.062-1.01-2010. Оценка соответствия услуг гостиниц и других средств размещения критериям экологичности. URL: http://www. ecounion. ru/doc/STO. pdf

12. Экологические дивиденды отелей. URL: http://catalog. horeca. ru/newspaper/hotel/103.

13. Экоотели набирают популярность. URL: http:// prohotel. ru/news-184734/0.

14. Экоотель в Сочи: проект и архитектура. URL: http://ecorussia. info/ru/catalog/eko-otel-v-sochi--proekt-i-arhitektura.

15. Weissman A. An Overview of Environmental Innovations in Five Hospitality Areas. URL: http:// hotelexecutive. com/business_review/2029/an-overview-of-environmental-innovations-in-five-hospitality-areas.

16. IHG вводит новые экологические стандарты для своей гостиничной сети. URL: http://aenergy. ru/356.

17. International Baseline Criteria Green Key for Hotels, Youth hostels, Conference and Holiday centres. URL: http://www. kmvk. nl/cmslib/www. kmvk. nl/greenkeyorg/files/International_baseline_criteria_ HOTELS_V1.2.doc.

18. LEED - рейтинговая система для энергоэффективных и экологически чистых зданий. URL: http:// abok. ru/for_spec/articles. php?nid=4055.

He пропустите! Продолжается подписка на все издания! (495) 721-85-75, podpiska@fin-izdat.ru www.fin-izdat.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.