I
SCIENCE TIME
I
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ГОСТИНИЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ
Апевалова Зоя Валерьевна, Кутыева Эльвира Рафаиловна, Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург
E-mail: [email protected], E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена освещению вопросов оценки экологического риска в деятельности гостиничного предприятия. Здесь раскрываются вопросы, в том числе: научного подхода к определению экологических рисков, методики количественной оценки экологического риска, задач управления средствами размещения в данной области и основных этапов оценки экорисков в условиях организации гостеприимства.
Ключевые слова: экологический риск, гостиничное предприятие, сервис в средствах размещения, экологическое управления сервисной организацией, внешняя и внутренняя среда отеля.
Современные средства размещения - это предприятия, которые предоставляют комплекс услуг в области гостеприимства: питания, предоставления места для временного проживания, развлечения, безопасности, сохранности имущества и т.п. В связи с тем, что в отелях, гостиницах, кемпингах и других видах гостиничных предприятий проживает большое количество людей с различными особенностями здоровья, образа жизни, представлений о должном поведении в местах общего проживания и т.п., должны быть разработаны особые требования к экологической безопасности в организациях гостеприимства.
В литературе можно встретить большое количество подходов к определению экологической безопасности. Авторам статьи представляется актуальной интерпретация данного термина через использование понятия «экологическиериски». Поскольку рисками принято считать явления
1 SCIENCE TIME 1
(действия, события), которые могут привести к неблагоприятным последствиям, то в условиях гостиничного предприятия таковыми становятся феномены в его функционировании, которые могут привести к пагубным для здоровья и жизни клиентов, персонала, а также нежелательным для успешной деятельности организации последствиям.
Авторы данной статьи провели исследования в области классификации возможных экологических рисков в деятельности гостиниц и пришли к выводу, что их изучением могут заниматься самые разные отрасли науки:
- геоэкология и химическая экология - в процессе экспериментальных исследований могут оценить безопасность места, где строится или располагается отельный комплекс; провести анализ негативного влияния окружающей среды на гостиницу. Здесь методологическим фундаментом могут стать труды зарубежных и отечественных ученых о химической экологии [1];
- социальная экология - путем проведения изысканий в сфере управления общественными отношениями, исследования уровня влияния общества на окружающую среду, осуществления культурно-исторического анализа условий местности/региона/страны, где располагается предприятие, может сделать выводы относительно коррекции стандартов обслуживания, принятых в гостинице, а также правил поведения постояльцев. Анализ англоязычной литературы дает большое поле подходов к определению того, что представляет собой социальная экология и что она может исследовать. Большая доля объектов для изучения относится в той или иной степени к сервисной стороне деятельности отеля [2];
- промышленная экология и экономика природопользования - как науки об эффективном использовании ресурсов в процессе деятельности человека могут осуществить анализ влияния промышленных предприятий, находящихся вблизи средства размещения, на его деятельность, а также вынести рекомендации по экономии энергии, воды, продуктов питания и т.п.. Так, многие авторы выделяют такие проблемы как: несформированность системы экоконтроля за экологической безопасностью объектов, которые не относятся к промышленности [3]. Тем самым, снижается эффективность управления этими объектами, а в случае с отелем, ухудшается сервис;
- экология человека - наряду с вопросами обеспечения санитарно-гигиенических условий размещения постояльцев, может изучать специфические вопросы безопасности помещений с позиций влияния последствий пребывания клиентов в различными инфекционными заболеваниями для будущих потребителей услуг гостиницы;
- охрана окружающей среды - как комплексная деятельность в сфере влияния гостиничного предприятия на внешнюю среду, подразумевает исследование тех зон деятельности, где функционирование отеля не может
1 SCIENCE TIME 1
обойтись без существенного воздействия на природно-антропогенное окружение.
Такой спектр наук, методология которых не может не влиять на подходы к рассмотрению экологических рисков, накладывает отпечаток на трактовку этого понятия. Авторы статьи полагают, что экологический риск применительно к сфере функционирования средств размещения в общем виде может быть определен как вероятность возникновения негативных изменений во внутренней среде гостиничного предприятия и окружающей его среде, а также отдалённых неблагоприятных последствий этих изменений, возникающих вследствие отрицательного воздействия на внутреннюю и окружающую среду.
Данное определение отличается от прочих трактовок экологического риска включением в интерпретационный контекст внутренней среды организации. Данная специфика объясняется значимостью состояния помещений и условий предоставления услуг предприятиями гостеприимства.
Как указывают различные источники, «экологический риск может быть вызван как чрезвычайными ситуациями природного и антропогенного, техногенного характера, так и повседневными экологическими аспектами деятельности организации» [4]. Относительно рисков внутренней среды организации авторы провели целый ряд исследований, который позволил классифицировать данные риски, и разработать методику их оценки, применение которой представляется несложным даже для неспециалиста в сфере охраны труда и окружающей среды [5, 6].
Оценка экологических рисков в условиях гостиничного предприятия представляет собой выявление и оценку вероятности наступления событий, имеющих неблагоприятные последствия для состояния окружающей среды, здоровья проживающих, сервисной деятельности и вызванного загрязнением окружающей и внутренней среды, невыполнением экологических требований, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера и др. Таким образом, можем сделать вывод, что есть риски, которые зависят от человека в условиях хозяйствования отеля, но также существует целый перечень рисков, которые отель может лишь учитывать, но воздействовать на причины их возникновения практически не в состоянии.
В соответствии с требованиями стандарта экологического управления организациями ISO 14001 для оценки уровня экологических рисков, представленных в качестве единого фактора анализа экодеятельности организации, может применяться следующая формула: совокупный экологический риск гостиничного предприятия = количество несоблюдаемых экологических требований х индекс общего количества применимых экологических требований х индекс наибольшей санкции (сумма штрафов) за несоблюдаемые экологические (санитарно-эпидемиологические, сервисные и
1 SCIENCE TIME 1
проч.) требования х индекс экологического ущерба (помимо штрафов) х 100% / общее количество экологических требований (как внешних - требований государства, так и внутренних - требований администрации, инженеров-технологов гостиничного сервиса, клиентов и др.), применимых к деятельности средства размещения.
Управление экологическими рисками современной гостиницы может быть связано с различными задачами. Экологические задачи оценки экорисков вообще изучаются во многих русско- и англоязычных источниках [7]. Однако практически ни один не освещает вопросы данной деятельности на примере организации отельного типа. Однако, по мнению авторов статьи, задачи выявления и оценки экорисков для средств размещения весьма специфичны:
- выявление, качественная оценка, типологизация всех экологических рисков, которым подвергается гостиничное предприятие (например, как минимум двух типов: внешних и внутренних с дополнительной классификацией по видам воздействия - на здоровье клиентов, работоспособность и здоровье работников; на атмосферу, гидросферу, почву; на эффективную утилизацию отходов и т.п.). Справедливости ради отметим, что некоторые аспекты обращения к задаче учета экологических рисков для персонала гостиничных предприятий все-таки учитываются в программе «Зеленый офис», который широко применим в гостиничной сети отелей Rezidor Hotel Group;
- выделение в специальный класс внутренних рисков отеля (например, связанных с: возможным размещением лиц с открытой формой туберкулеза, так как никто не требует у постояльцев никаких медицинских подтверждений; с неправильной утилизацией клиентами опасных отходов и т.д.). Такого рода риски могут быть нивелированы общественными ценностными императивами гостей предприятий гостеприимства и введением ряда экологических и санитарных мероприятий профилактического характера в деятельность предприятий размещения;
- снижение экологических рисков, которые не могут быть признаны приемлемыми (например, риск периодического ухудшения качества водопроводной воды в связи с периодическими отключениями, состояние водопроводных коммуникаций и т.д.). Такого рода риски могут быть нивелированы созданием собственных мини-лабораторий по периодической оценке качества состояния питьевой и водопроводной воды (такие способы оценки состояния воды были введены, например, в отеле Cronwell Inn Стремянная, что минимизировало финансовые риски, связанные с наложением штрафов контролирующими органами состояния воды);
- управление экологическими рисками на профессиональном уровне (например, приглашение специалист ов для оценки риска загрязнения воздуха в помещениях, так как своими силами отель не в силах провести данное
1 SCIENCE TIME 1
исследование, либо привлечение сотрудников отеля к специальным программам, способствующим принятию экологических решений в пользу гостиницы, самого сотрудника и гостей, создание системы мотивации сотрудников за соблюдением экологической политики гостиничного предприятия);
- обеспечение корреляции между объёмами действий по устранению последствий возникновения негативной с экологической точки зрения ситуации и степенью экологического риска (например, потенциальный вред от разлива ртути из обычного градусника, который могут привезти с собой клиенты, является очень высоким, но меры по предотвращению этих событий и отслеживания риска (установление датчиков контроля содержания паров ртути в воздухе) являются слишком дорогостоящими, поэтому данную деятельность ни один отель не осуществляет);
- следование международным и национальным стандартам в области экологического менеджмента организаций (ISO 14000, EMAS и др.), а также разработка собственных этических и управленческих стандартов в области экосообразного поведения [8], направленных на минимизацию и упреждение экорисков.
Применение принципов минимизации экологических рисков актуализируется в отелях, которые в своей политике учитывают экологические параметры. Экоинновационная деятельность средств размещения в последние годы находится на подъеме, особенно это касается предприятий гостеприимства крупных городов и мегаполисов. Понимание необходимости учета популярности (особенно у иностранных гостей) экологических императивов современности приводит к введению международных программ оценки экологизации гостиничных предприятий. Участниками программ экологической добровольной сертификации становятся как крупные сетевые гостиничные предприятия (например, гостиницы Rezidor Hotel Group (Park Inn Pribaltiyskaya, Radisson Royal, Park Inn Nevskiy, Park Inn Pulkovskaya, Radisson Sonya), Cronwell Hotels & Resorts (Cronwell Inn Стремянная), так и несетевые предприятия среднего и малого формата (например, отели «Невский форум», «Пушка Инн», «Шелфорт», «Комфорт», хостел европейского типа «Пилау» и др.). Одной из таких программ, активной на территории Российской Федерации, является международная программа сертификации отелей «Зеленый ключ» (The Green Key), цель которой - продвижение и внедрение принципов «экологичного» бизнеса и устойчивого развития в индустрии гостеприимства. Наличие такой сертификации служит хорошим маркетинговым инструментом в туроперейтинге, влияет на имидж отеля и повышает популярность отеля среди потенциальных покупателей его услуг [9, 18].
В последние годы признание получила система добровольной экологической сертификации «Листок жизни» (предложена НП «Санкт-
1 SCIENCE TIME 1
Петербургский экологический союз») [11]. Эта система разработана на основе требований международных стандартов ISO 14024. Сертификация по программе «Листка жизни» является единственной в России маркировкой, которая признана международным экологическим сообществом. Система зарегистрирована в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте РОСС RU. И1082.04ЧГ01).
Экомаркировка «Листок жизни» присваивается гостиничному предприятию в результате прохождения оценки соответствия стандарту СТО-2.0.101.062-1.01 «Оценка соответствия услуг гостиниц и других средств размещения критериям экологической безопасности». Стандарт включает 24 обязательных и 50 дополнительных требования для выполнения, которые касаются:
- соблюдения природоохранного законодательства;
- элементы экологического менеджмента и экологической политики в гостинице;
- экономия ресурсов: воды, энергии, предметов потребления;
- сокращение отходов, раздельный сбор, передача отходов на переработку;
- применение экологически безопасной бытовой химии;
- использование в меню ресторана экопродуктов местного производства для избежания длительной транспортировки;
- информирование и вовлечение персонала и гостей в принципы экологической политики гостиничного предприятия [10].
При разработке программы сертификации гостиниц и иных средств размещения так же учтены критерии международных стандартов недвижимости LEED, BREEAM и требования стандартов других стран — членов GEN. Экологические нормы стандарта программы «Листок жизни» пересматриваются, как правило, раз в три года. Соблюдение этих стандартов способствует снижению экорисков на стадии строительства новых гостиниц.
Таким образом, введение экологических императивов в гостеприимстве предполагает снижение негативного воздействия на здоровье и жизнедеятельность человека и окружающую среду. Факторами учета оценки экологической безопасности и экологических рисков в гостиницах становятся следующие (они же являются приоритетными в европейских аналогах экологической сертификации предприятий):
- обращение с отходами (раздельный сбор отходов и мусора, многоразовые используемые материалы, требования к персоналу по сортировке отходов);
- ограничения в потреблении электроэнергии (критерии потребления, исходя из площадей и стандартов гостиницы, эргономичные электроприборы и т.д.);
- рациональное водопотребление (установка специализированного оборудования (водоаэраторов, например), способного ограничивать чрезмерный
1 SCIENCE TIME 1
расход воды в номерном фонде гостиничного предприятия);
- экологические параметры оценки строительного процесса предприятий размещения (использование нетоксичных строительных материалов при строительстве здания);
- минимизация негативного воздействия на окружающую среду вследствие применения специализированной профессиональной бытовой химии для уборки номерного фонда гостиницы.
При выстраивании эффективной системы экологического менеджмента в отелях и иных средствах размещения необходимо учитывать обозначенные параметры и соблюдать экологические риски предприятий такого типа.
Итак, основываясь на Концепции перехода общества к устойчивом развитию, разрабатываемые стратегии предвосхищения возможных негативных ситуаций, должны демонстрировать более высокую эффективность, нежели деятельность «по симптомам», когда приходится устранять последствия возникших проблем. Поэтому фундаментом работ в сфере экологической безопасности гостиничного предприятия должна стать своевременная и наиболее полная оценка экологических рисков. Данная процедура является системой взаимосвязанных действий, куда включаются:
1. Выявление и документальное оформление всех потенциальных опасных факторов деятельности;
2. Выявление и формализация опасных событий, причин и сценариев, которые могут повлиять на функционирование гостиницы (что и как может произойти);
3. Анализ уровня риска для каждого выявленного на предыдущем этапе опасного фактора/сценария (функция вероятности и масштабов последствий);
4. Разработка комплекса приоритетных мероприятий в сфере управления экологическими рисками, которая становится возможной после прохождения всех предыдущих пунктов.
Таким образом, можно констатировать, что подход, предвосхищающий саму вероятность возникновения экологически нежелательных событий - это основной с методологической точки зрения принцип организации деятельности отеля в области обеспечения экологической безопасности. Отличительной чертой подхода авторов статьи к содержанию работ в области снижения уровня и количества экологических рисков современного предприятия размещения, в отличие от большинства трактовок экологических рисков, является включение внутренней среды в поле специальной оценки. Данный подход обеспечивает всесторонний анализ экологической потенциальной опасности сервисного предприятия, а, значит, позволяет сберечь здоровье и жизнь как клиентов, так и персонала организации.
1 SCIENCE TIME 1
Литература:
1. Levin S.A. The Princeton Guide to Ecology. Princeton, NJ: Princeton University Press, 2012. - 573 p.
2. Tierney K. Social Roots of Risk: Producing Disasters, Promoting Resilience. Stanford, CA: Stanford University Press, 2014. - 492 p.
3. Vogel D. The Politics of Precaution: Regulating Health, Safety, and Environmental Risks in Europe and the United States. - Princeton, NJ: Princeton University Press,
2012. - P. 13.
4. Экологические риски [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ecostaff.ru/iso-14001/ekologicheskie-riski. Дата обращения: 03.09.2015.
5. Апевалова З.В. Экомониторинг качества внутренней среды вуза в системе экологического менеджмента образовательного учреждения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -
2013. № 162. - С. 49-55.
6. Апевалова З.В. Инновационные технологии интерактивного обучения экологическому менеджменту и управлению операциями на производстве // Инновации в образовании. - 2014. № 3. - С. 18-34.
7. Coglianese C. Does Regulation Kill Jobs? - Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 2013. - 299 p.
8. Зинченко З.В. Этические основания экологического менеджмента. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург, 2005.
9. Кутыева Э.Р. Теоретические основания формирования имиджа туристских территорий/ Туризм как социокультурное явление: актуальные проблемы развития туристского образования: монография / науч. ред Л.Н. Захарова. -Тюмень, 2008. - С. 18 - 22.
10. Кутыева Э.Р. Применение метода учебных кейсов в подготовке специалистов гостиничной и ресторанной сферы/ Внедрение тренинговой системы и технологических практикумов в туристском образовании: учебно-методическое пособие для студентов очной и заочной форм обучения/ сост. Е. М. Кузьмина, Э. Р. Кутыева, Л.В. Селиванова, О.А. Надеина, Л.Ф. Балина. -Тюмень: РИЦ ТГАКИ, 2009. - С. 81 -86.
11. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения// Национальные интересы: приоритеты и безопасность, -2013. № 34. - С. 49-60.
12. Эко-гостиница. Экологический Союз Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecounion.ru/листок-жизни/проекты/эко-гостиницы/. Дата доступа: 12.09.2015.