Научная статья на тему 'Экологические исследования в правоприменительной практике'

Экологические исследования в правоприменительной практике Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
338
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Майорова Е. И.

В статье рассмотрен порядок проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы, дана их сравнительная оценка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические исследования в правоприменительной практике»

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ

ПРАКТИКЕ

Е.И. МАЙОРОВА, профессор кафедры права МГУЛа, д. юридич. н.

Нарушение требований экологического законодательства хозяйствующими субъектами и физическими лицами приводит к ухудшению и без того угрожающего состояния природной среды. Для предупреждения экологических правонарушений принимаются различные меры правового характера.

Согласно ст. 1 ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 г., эта правовая мера направлена «на установление соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации проекта».

Порядок проведения государственной экологической экспертизы утвержден постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. №698.

В соответствии с действующим законодательством исключительное право на проведение государственной экологической экспертизы предоставлено специально уполномоченным на то органам. После упразднения Госкомэкологии эти функции возложены на соответствующее управление в составе Министерства природных ресурсов (МПР), а также его территориальные органы, которые осуществляют свои функции через подразделения, специализированные в области организации и проведения государственной экологической экспертизы; (Федеральный закон от 13 марта 1998 г. О внесении изменений в статью 13 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Список объектов федерального уровня и уровня субъектов Федерации, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, приведен в ст. 11 и 12 ФЗ об экологической экспертизе.

Одной из стадий государственной экологической экспертизы является форми-

рование комиссии. Она состоит из внештатных экспертов - ведущих специалистов в своей области, привлекаемых с их согласия. Министерством природных ресурсов РФ (МПР) назначаются руководитель и ответственный секретарь, которыми могут являться и штатные сотрудники Министерства. 'Результатом проведения данной процедуры является заключение - документ, подготовленный экспертной комиссией, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на среду хозяйственной и иной деятельности. Заключение должно соответствовать заданию на ее проведение, выдаваемому специально уполномоченным государственным органам, и быть одобренным большинством списочного состава экспертной комиссии.

Общественная экологическая экспертиза организуется по инициативе граждан, общественных организаций и органов местного самоуправления. Проводится она общественными организациями и объединениями, право которых на соответствующий вид деятельности записано в их уставе. Такими организациями в настоящее время являются Всероссийское общество охраны природы (ВООП), Социально-экологический союз (СоЭС), Конструктивное экологическое движение «Кедр», Фонд имени В.И. Вернадского.

Для проведения общественной экологической экспертизы на добровольных началах привлекаются известные ученые и специалисты-практики, выбирающие из своей среды председателя и ответственного секретаря.

' Дубовик О.И. Экологическое право в вопросах и ответах: Уч. пособие. - М.: Проспект, 2001 - 116 с.

Общественная экспертиза может проводиться до, во время и после осуществления государственной экспертизы. Ее заключение может стать поводом для обжалования выводов государственной экспертизы. Однако и до получения заключения государственной экспертизы общественные объединения могут влиять на ее проведение: например, предлагать своих представителей для включения в состав экспертных комиссий в качестве специалистов в тех или иных областях знаний; для осуществления организационных и вспомогательных работ; для связи экспертной комиссии со СМИ.

Результатом проведения общественной экологической экспертизы также является заключение, подписанное председателем и членами экспертной комиссии. Оно направляется в Министерство природных ресурсов РФ (МПР) и его органы, заказчику, органам, принимающим решение о реализации объектов экологической экспертизы, органам местного самоуправления, может передаваться другим заинтересованным лицам и публиковаться в СМИ.

Основное отличие общественной экологической экспертизы от государственной -рекомендательный характер ее заключения.

Цели и принципы государственной и общественной экологической экспертизы совпадают. Общественная экологическая экспертиза, наряду с другими задачами, ставит перед собой цель привлечения внимания государственных органов конкретному объекту, широко распространить объективную научно-обоснованную информацию о необходимости принятия мер для предупреждения потенциальной экологической опасности.

Таким образом, как государственная, так и общественная экологическая экспертиза являются инструментами превентивного действия в деле охраны природы.

Однако, как быть, если природе все же нанесен ущерб? Существует ли возможность определить виновников экологических правонарушений и преступлений, приводящих к экологическому дисбалансу? Да, такая возможность имеется, и ею является судеб-но-экологическая экспертиза.

В УК РФ 1996 г. появилась специальная глава «Экологические преступления», которой не было в прежнем УК РСФСР. В проекте УК РФ 1996 г. эту главу предполагалось начать с определения понятия экологического преступления. В конечном варианте УК законодатель отказался от своего замысла, предоставив определенную свободу толкования данного понятия. Экологические преступления можно рассматривать как виновные общественно опасные деяния, посягающие на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющие вред природной среде и здоровью человека. Те преступления, которые посягают на конкретно определенный в законе элемент природной среды и связанные с ним конкретные общественные отношения по его охране, по сути дела и являются специальными экологическими преступлениями.

Однако деяние, попадающее под признаки экологического преступления, не всегда будет являться таковым, поскольку существуют обстоятельства, выводящие его из данной сферы. Так, для привлечения к уголовной ответственности за такие составы, как загрязнения атмосферы, поверхностных вод, морской среды необходимо доказать существенность причиняемого выбросами вреда, превышение предельно допустимых норм выбросов и сбросов, утвержденных правительством РФ.

Преступные деяния — и это в большой степени касается экологических преступлений, не всегда имеют очевидный характер. Для того, чтобы привлечь виновных к ответственности, назначить им справедливое наказание, возместить нанесенный природе ущерб, необходимо одно предварительное условие: должно быть установлено, что же произошло в действительности, кто и при каких обстоятельствах совершил экологическое правонарушение. Поскольку событие преступления для лиц, ведущих производство по делу, всегда в прошлом, установить все его обстоятельства можно только одним путем - посредством доказывания, то есть

познавательной деятельности, осуществляемой с целью установления обстоятельств, имеющих значение для дела. Когда для этого требуются специальные познания, (ст. 78 УПК), назначается судебная экспертиза.

Сущность судебной экспертизы заключается в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом - экспертом представляемых в его распоряжение материальных объектов изучения (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий) с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение (ст. 80 УПК), которое является одним из предусмотренных законом источником доказательств, а фактические данные, содержащиеся в нем, - доказательствами.

Судебную экспертизу проводят судебные эксперты - лица, обладающие специальными познаниями. Люди, обладающие такими знаниями, именуются в судопроизводстве сведущими лицами.

Специальными являются знания, выходящие за рамки общеобразовательной подготовки и житейского опыта, не общераспространенные, не общеизвестные, которыми обладают лишь специалисты - профессионалы в той или иной области науки, техники, искусства, ремесла. Судебные экспертизы производятся экспертами специальных экспертных учреждений либо иными специалистами, назначенными судом, следователем, прокурором, лицом, производящим дознания (ст. 78 УПК, ст.75 ГПК, ст. 67 АПК). Таким образом, закон не требует, чтобы судебная экспертиза обязательно выполнялась сотрудниками государственных экспертных учреждений. Что касается судебно-экологической экспертизы, то подобного роды исследования осуществляются в Российском федеральном центре судебных экспертиз при Минюсте России и в негосударственных экспертных учреждениях.

Собирание доказательственной информации при расследовании экологических

преступлений - весьма сложная задача. Экология - понятие собирательное, и, соответственно, проблема охраны среды имеет комплексный характер. Она содержит экономический, технологический, социальный, биологический, медицинский, административный и хозяйственный аспекты, включая при этом соответствующие правовые нормы, регулирующие указанные области отношений. Поэтому возникновение судебноэкологической экспертизы как нового, самостоятельного раздела экспертных исследований является научно и практически обоснованным процессом.

Цели судебно-экологической экспертизы и задачи, ею решаемые, находятся в непосредственной близости с одним из прикладных направлений экологии, а именно «экологией, связанной с антропогенным влиянием». Она призвана решать вопросы, касающиеся установления последствий, связанных с загрязнением водоемов, воздуха и почвы неочищенными и не обезвреженными сточными водами, отходами промышленных и коммунальных предприятий; непосредственного воздействия на среду обитания путем неправильной распашки земель, сокращение ареалов или даже уничтожение определенных видов животных или растений; неправильным орошением или осушением и т.д.

На разрешение судебноэкологической экспертизы могут выноситься следующие примерные вопросы:

Какой экологический вред причинен среде? Его характер и масштабы? Допущены ли при этом нарушения правил ее охраны (какие)?

Каковы ПДК вредных веществ в выбросах данного производства? Каковы ПДК вредных веществ для воздуха, воды, почвы? Каковы ПДК вредных веществ для лиц, работающих на данном производстве, населения в целом?

Каковы предельно допустимые дозы (ПДД) жесткого излучения (рентгеновского, гамма-излучения, СВЧ и пр.) для данного объекта, территории, категории лиц (непосредственно работающих на установках; находящихся в соседних помещениях и не

имеющих непосредственного отношения к работам с излучением; лиц, проживающих на территории, где дозы облучения проживающего населения потенциально могут превысить установленные для него пределы; населения в целом)?

Соответствует ли организация производства требованиям радиационной безопасности как для работающих, так и для среды в целом?

Представленный перечень вопросов не является исчерпывающим.

Объектами судебно-экологических исследований являются пробы воздуха, воды, почвы, отобранные в местах выбросов, образцы флоры и фауны (в том числе на микроуровне), пораженные вредными воздействиями, техническая документация, технологические регламенты.2

Эксперт может отказаться от дачи заключения, если поставленные перед ним вопросы выходят за рамки его специальных познаний или представляемые ему материалы недостаточны для вывода (ст. 82 УПК). Возможен также отказ эксперта от проведения исследований в случае отсутствия научно-обоснованной методики или необходимого оборудования. О невозможности дачи заключения эксперт обязан сообщить в письменной форме органу, назначившему экспертизу.3

Для производства сложных и многообъектных экспертиз, какими, безусловно, являются судебно-экологические экспертизы, могут привлекаться несколько экспертов одного профиля. Такая экспертиза называется комиссионной. Если эксперты приходят к общему заключению по поставленным вопросам, они дают общее заключение; в случае если кто-либо из членов комиссии экспертов не согласен с мнением остальных, он дает свое отдельное заключение. Поскольку по российскому законодательству экспертом

2 Российская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. - М.: Право и закон, 1996. -197 с.

3 Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. Научно практическое пособие. - М.: «Проспект», 2000. -124 с.

является только физическое лицо, то и ответственность за выводы имеет сугубо персональный характер, каждый член комиссии экспертов за заключение отвечает лично.

Иногда для решения экспертной задачи необходимо использовать специальные знания из различных областей науки или техники. В этом случае проводится комплексная экспертиза. Судебно-экологическая экспертиза - типичный пример комплексной экспертизы. В отличие от комиссионной, комплексную экспертизу проводят представители различных родов судебной экспертизы: криминалисты, судебные медики, судебные биологи и прочие. Каждый из экспертов несет в этом случае ответственность за ту часть исследования, которая была осуществлена непосредственно им.

Итогом проведенного исследования является документ, который является заключением эксперта.

Судебно-экологическая экспертиза часто выступает в качестве эффективного средства установления обстоятельств дела. Она позволяет использовать в процессе расследования и судебного разбирательства уголовных дел весь арсенал современных научно-технических средств и является основным каналом внедрения в судебноследственную практику достижений научно-технической революции.

Недостаточность использования возможностей современного естествознания в доказательстве дел такого рода приводит к недоработкам в судебно-следственной практике и как результат - к формированию представления о безнаказанности экологических преступлений.

Литература

1. Дубовик О.И. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие - М.: Проспект, 2001. - 116 с.

2. Российская Е.Р. Судебная экспертиза в уголовном, гражданском, арбитражном процессе. - М.: Право и закон, 1996. - 197 с.

3. Орлов Ю.К. Основы теории доказательств в уголовном процессе: Научно практическое пособие. -М.: Проспект, 2000. - 124 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.