Экологические инвестиции: роль и значение в устойчивом развитии крупных инфраструктурных объектов
Гончарова Алина Рашитовна,
соискатель Центра стратегического менеджмента и конъюнктуры сырьевых рынков ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» E-mail: [email protected]
Стоянова Инна Анатольевна,
д.э.н., профессор кафедры индустриальной стратегии ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», E-mail: [email protected]
Очевидная стратегическая и экономическая важность морских перевозок для России приводит на практике к недостаточному вниманию инвесторов к экологическим и социальным вопросам повышения устойчивости развития портовой инфраструктуры.
В настоящее время в результирующих экономических и коммерческих показателях деятельности предприятия отсутствуют совокупные экологические издержки, включающие оценку ущербов окружающей среде и затраты на восстановление воздушных, водных, земельных и биологических ресурсов до приемлемого по нормативам уровня. Не сформированы критерии, позволяющие оценить предприятия отвечающие требованиям «зеленой» экономики. Фактические платежи за загрязнение по-прежнему чрезвычайно низки, что не позволяет не только обеспечивать воспроизводство экологических ресурсов по стоимости, но и покрывать текущие природоохранные затраты. Для преодоления этих тенденций и реализации целей устойчивого и сбалансированного социально-эколого-экономического развития крупных инфраструктурных портовых объектов необходимо научное обоснование роли и места экологических инвестиций, уточнение их общественно оправданных размеров и учет влияния «зеленых» затрат и эффектов на общую эффективность.
Ключевые слова: ESG-принципы, «зеленая» экономика, портовая инфраструктура, устойчивое развитие, экологические инвестиции.
LO S Q.
е
см о см
Цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития морских портов, как крупных инфраструктурных объектов, изложены в принятой в 2012 году «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года». Согласно этой стратегии, одним из основных результатов ее реализации должно стать «...повышение инновационной деятельности морских портов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и укрепления отраслевого кадрового потенциала» [1].
Достижению результата будет способствовать переход к использованию ESG - принципов при осуществлении инвестиционно-инновационной деятельности и повышении устойчивости экономического и социально-экологического развития. ESG - принципы объединяют требования экологической, социальной и управленческой ответственности и фактически объединяют многочисленные идеи «зеленого», «этического», «ответственного», «устойчивого», «трансформационного» инвестирования. ESG - критерии - относительно новое требование к инвестиционным процессам, хотя российская и зарубежная экономическая наука достаточно давно и всесторонне исследовала данную проблему.
В мае 2020 г. Европейский Центральный банк и Банк России в новых обстоятельствах обнародовали свои планы регулирования и надзора ESG-ри-сков (ESG - Environmental. Social. Governance) финансовыми учреждениями. Созданная Центральными банками и надзорными органами Группа по регулированию «зелёной» экономики опубликовала руководство по устойчивому и ответственному инвестированию и управлению банковскими портфелями [2]. В настоящее время инвестирование с учетом факторов ESG охватывают около 80% мирового рынка, 76 стран и более 450 показателей. [2].
Учет факторов ESG в процессе принятия инвестиционных решений весьма актуально для таких крупных инфраструктурных объектов, как морская портовая инфраструктура. Однако, до настоящего времени, при очевидной стратегической и экономической значимости развития морских перевозок для России [3], вследствие относительной дешевизны логистики и низких транспортных рисков, экологическим и социальным аспектам повышения устойчивости развития портовой инфраструктуры не уделялось достаточное научно-практическое внимание. Отсутствуют критерии, позволяющие оценить порты, отвечающие требо-
ваниям «зеленых» портов. В результирующих экономических и коммерческих показателях не отражены экологические издержки, включающие оценку ущербов окружающей среде и затраты на восстановление воздушных, водных, земельных и биологических ресурсов до приемлемого по нормативам уровня. Фактические платежи за использование и загрязнение природных ресурсов по-прежнему чрезвычайно низки, что не позволяет не только обеспечивать их воспроизводство, но и покрывать текущие природоохранные затраты. По оценкам ведущих экономистов, экологические платежи на 30-40% и менее покрывают реальные эколого-экономические ущербы [4].
В процессе производственной деятельности порта нарушаются все составляющие экосистемы - земельные, водные, в том числе морские, воздушные, биологические ресурсы. Наибольшие загрязнения связаны с погрузкой-разгрузкой, хранением грузов. Кроме того, в акватории портов осуществляются стоянка и ремонт судов и оборудования, швартовка, бункеровка и т.д., проводятся дноуглубительные работы и выемка грунтов, что приводит к изъятию и загрязнению окружающей природной среды в значительных объемах. [5].
Для того, чтобы обеспечить результативность принятой Стратегии и стимулировать «зеленое» устойчивое развитие уже сегодня необходимы научные исследования, позволяющие:
• проанализировать и оценить значимость экологических показателей (факторов) в достижении целей устойчивого развития портовой инфраструктуры;
• усилить роль «зеленых» критериев в оценке применяемых и внедряемых портовых технологий и модернизационных мероприятий;
• использовать современные рыночные механизмы (например, экологического страхования) для формирования инвестиционных средств на осуществление природоохранной и приро-довосстановительной деятельности в портах;
• экологизировать традиционные результирующие коммерческие и экономические показатели эффективности;
• стимулировать внедрение ресурсо- и природосберегающих инновационных технологий в организацию «зеленой» портовой инфраструктуры. Решение таких задач напрямую связано с привлечением и научно обоснованным использованием экологических инвестиций в развитие портовой инфраструктуры.
Экологические инвестиции (ЭИ), с позиций экономической теории, призваны обеспечить расширенное воспроизводство по стоимости экологического и ассимиляционного потенциала в районах размещения крупных инфраструктурных объектов. Это - их основная экономическая функция -воспризводственная. Но при реализации основной функции должны осуществляться и другие, косвенные - ЭИ должны обеспечивать покрытие затрат на природоохранные и природовосстано-вительные мероприятия /компенсационная функ-
ция/ и стимулировать развитие и внедрение малоотходных, ресурсосберегающих технологий разгрузки, перегрузки и перевозки грузов /стимулирующая функция/.
Экологические инвестиции призваны не отменять, а совершенствовать действующую систему управления природопользованием - платежи за пользование и загрязнение, лимиты, нормативы и т.д. В то же время недостаточно обоснованные и проработанные экологических ограничения могут отрицательно повлиять не только на ЭИ крупных инфраструктурных портовых объектов, но и на инвестиционном климате в целом. ЭИ должны опираться на них и необходимые объемы таких инвестиций определяются исходя из общественной значимости с учетом общественно-необходимых затрат на воспроизводство экологических ресурсов и восстановления ассимиляционного потенциала окружающей природной среды.
Формирование «зеленой» экономики, в совокупности с применением ESG - критериев при вложении экологических инвестиций и соответствующими управленческими мерами), позволит обеспечить достижение целей устойчивого социально-эколого-экономического развития порта и территорий расположения портовой инфраструктуры (регионах и/или портовых городах).
Литература
1. «Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» (одобрена Морской коллегией при Правительстве РФ 28.09.2012) КонсультантПлюс : официальный сайт - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_213628/. (дата обращения: 11.01.2020). - Текст : электронный.
2. Высоков В.В. ESG-БАНКИНГ: MADE IN RUSSIA : научно-практическое пособие. - Ростов на Дону, издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ)- 2020. 44 с.
3. Иватанова Н. П., Гончарова А.Р., Кочеш-нов А.С. К вопросу о создании новых российских транзитных коммуникационных сетей для обеспечения экспорта продукции горнодобывающих отраслей - М., 2019. - 8 с. - Деп. Горный информационно-аналитический бюллетень 30.12.2019 г. №1211/02-20
4. Иванов А.Н. «Методический инструментарий экономической оценки экологических последствий при освоении ресурсов недр» : дисс. на соискание ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.05 -Экономика и управление народным хозяйством (экономика природопользования) Москва, - 2020.
5. Наумов Ю.А. Морские порты и экологическое состояние их морских акваторий (на примере портового комплекса в заливе находка японского моря) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - № 10-4. - С. 623-626.
сз о со от m Р от
от А
=Е
ENVIRONMENTAL INVESTMENTS: THE ROLE AND IMPORTANCE OF LARGE INFRASTRUCTURE PROJECTS IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT
Goncharova A.R., Stoyanova I.A.
Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education "National Research Technological University "MISIS"
The obvious strategic and economic importance of maritime transport for Russia leads in practice to insufficient attention of investors to environmental and social issues of increasing the sustainability of port infrastructure development.
Currently, the resulting economic and commercial performance indicators of the enterprise do not include the total environmental costs, including the assessment of environmental damage and the costs of restoring air, water, land and biological resources to an acceptable standard level. The criteria for evaluating enterprises that meet the requirements of the "green" economy have not been formed. Actual payments for pollution are still extremely low, which makes it impossible not only to ensure the reproduction of environmental resources at a cost, but also to cover the current environmental costs. To overcome these trends and achieve the goals of sustainable and balanced socio-ecological and economic development of large port infrastructure facilities, it is necessary to scientifically substantiate the role and place of environmental investments, clarify their socially justified size, and take into account the impact of "green" costs and effects on overall efficiency.
Keywords: ESG principles, "green" economy, port infrastructure,
sustainable development, environmental investments.
References
1. "Strategy for the Development of the Russian Sea Port Infrastructure until 2030" (approved by the Maritime Board under the Government of the Russian Federation on 28.09.2012) Consult-antPlus: official website-URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_213628/. (accessed 11.01.2020). - Text : electronic.
2. Vysokov V. V. ESG-BANKING: MADE IN RUSSIA: a scientific and practical guide. - Rostov-on-Don, publishing and printing complex of RSEU (RINH)- 2020. 44 p.
3. Ivatanova N. P., Goncharova A.R., Kocheshnov A.S. On the issue of creating new Russian transit communication networks to ensure the export of mining products-M., 2019. - 8 p. -Dep. Gorny information and analytical Bulletin 30.12.2019 No. 1211/02-20
4. Ivanov A. N. "Methodological tools for economic assessment of environmental consequences in the development of subsurface resources": diss. for the degree of Candidate of Economic Sciences in the specialty 08.00.05-Economics and management of the national economy (economics of natural resources management) Moscow, - 2020.
5. Naumov Yu.A. Sea ports and the ecological state of their marine waters (on the example of the port complex in the Nakhodka Bay of the Sea of Japan) // International Journal of Applied and Fundamental Research. - 2016. - No. 10-4. - pp. 623-626.
a.
e