ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНО-РЕСУРСНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЫМА: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Ю.А. Страунинг, кандидат юридических наук. Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя
Рассматриваются экологические и природно-ресурсные проблемы Крыма как объект криминологического исследования; неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняющие экологическую обстановку в Крыму, имеющие наибольшее значение для формирования эколого-криминологического «облика» Крыма. В работе делается вывод о том, что законодательство в сфере охраны окружающей среды на территории Крыма исполняется не в полной мере, а также отсутствует эффективный механизм экологических ограничений, что приводит к нарушениям законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Ключевые слова: экологическая преступность, экологические преступления, экологическая безопасность, твердые бытовые отходы, загрязнение вод, загрязнение воздуха
ECOLOGICAL AND NATURAL RESOURCE PROBLEMS OF THE CRIMEA: CRIMINOLOGICAL ASPECT
Yu.A. Strauning.
Moscow university of the Interior Ministry of the Russian Federation named after V.Y. Kikot
Ecological and natural resource problems of the Crimea are examined as an object of the criminological research; negative natural processes intensified by the influence of the anthropogenic factor aggravate ecological situation in the Crimea and possess the greatest significance in the formation of the ecological criminological "guise" of the Crimea. The conclusion of the work states that the legislation in the sphere of the environmental protection on the Crimea territory is executed in incomplete volume and there is also no effective mechanism of ecological restrictions which leads to violations of the legislation in the sphere of the environmental protection.
Keywords: ecological crime, ecological crimes, ecological security, solid household wastes, water pollution, air pollution
В современном мире среди острейших, жизненно важных задач, стоящих перед человечеством, особое место принадлежит задачам преодоления экологического кризиса, достигшего планетарных масштабов, оздоровления окружающей среды, восстановления утраченных природных ресурсов. Экологическая преступность прогрессирует и, без сомнений, проблемы обеспечения экологической безопасности как составной части национальной безопасности России относятся к числу первоочередных, тем более, что они становятся все более социализированными и политизированными.
Особое значение проблемы экологии имеют применительно к условиям экономически развитых индустриально-аграрных регионов, в которых при определенных обстоятельствах деятельность человека способна пагубным образом воздействовать на окружающую среду, создавая реальную угрозу здоровью и даже жизни населения. Если при этом учесть, что в условиях научно-технического прогресса, активных процессов урбанизации, миграции населения быстрыми темпами возрастает число таких районов, то становится ясным, насколько масштабна и актуальна задача противодействия противоправным посягательствам, ухудшающим состояние среды обитания [1].
Фактически все наиболее существенные из таких посягательств представляют собой преступные деяния (действие либо бездействие), соответственно влекущие за собой уголовную ответственность. Следовательно, борьба с экологическими преступлениями и их предупреждение составляют в высшей степени актуальную задачу, стоящую перед нашим обществом и государством. Эту работу надо рассматривать в контексте проблем обеспечения рационального природопользования и эффективной охраны окружающей среды. Преступные действия в этой сфере чреваты последствиями, ведущими к разрушению важнейших звеньев системы жизнеобеспечения, а в наиболее сложных случаях могут распространяться далеко за пределы региона, сохраняя свое вредоносное влияние в течение весьма длительного времени.
С момента вступления независимой Республики Крым в состав Российской Федерации и образования новых субъектов Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополя в сфере правового обеспечения экологической безопасности произошли серьезные изменения, связанные с обновлением законодательства и иных нормативных правовых актов. Так, Правительством Крыма утверждена Государственная программа Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 гг. [2]. Утверждена федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года» [3]. Новации коснулись ключевых формул, определяющих содержание, цели и приемы реализации экологической политики Российского государства, направлений деятельности органов исполнительной власти, что придает новый импульс криминологическим исследованиям характеристик и их предупреждения соответствующей группы преступных деяний.
Вместе с тем правовая ситуация осложнена тем, что действующее законодательство, на основании которого реализуется природоохранная деятельность, до настоящего времени не систематизировано, содержит ряд противоречий и пробелов.
Все эти обстоятельства, на взгляд автора, представляют серьезную проблему, требующую криминологического исследования.
Как справедливо отмечает в своей работе Г.А. Аванесов, «криминологические исследования представляют собой непрекращающийся процесс выдвижения и разрешения все новых и новых проблем ... . Проблема - это идея, которую надо развивать» [4].
Отметим, что исследуемые экологические проблемы следует рассматривать в соответствии с предметом и методом криминологии, а также в пределах исследования данной отрасли знания.
Представляя проблему более широко, следует сказать, что предметом криминологической науки является специфическая область общественных отношений, обладающих таким содержанием, которое позволяет отличить их от иных общественных отношений. Это отношения, связанные с преступностью, ее причинами и условиями, личностью преступника и преступным поведением, предупреждением преступности и профилактикой преступлений [4].
Таким образом, преступность, в том числе экологическая, является предметом криминологии, который является исходной предпосылкой выбора объекта и организации криминологических исследований.
Предмет криминологической науки непосредственно связан с ее методом, который не может разрабатываться вне связи с предметом, так как именно последний определяет особенности первого. Одновременно предмет науки может быть окончательно определен только в процессе применения метода - такова их диалектическая связь [5].
Осознание бесконечности общественных связей, окружающих преступность, создает впечатление о безграничности объекта криминологического исследования. Нет такой области общественных отношений, которая бы не была потенциально или реально связана с явлениями преступности, не побуждала бы криминологов к расширению орбиты своих исследований. При этом важно понимать, что подобная связь вовсе не обязательно должна
продуцировать преступность, она может ей противостоять. И в том, и в другом случае закономерности подобных взаимодействий, в итоге, несомненно, носят криминологический характер [6].
Используя знания о предмете криминологической науки, попытаемся очертить круг некоторых общественных отношений, способных стать объектом криминологического исследования проблем экологии Крыма.
В этой связи для криминологии важно исследовать такие аспекты, как современные отношения в сфере экологии с точки зрения степени их криминализированности на территории Республики Крым; исторические предпосылки формирования таких криминологически значимых отношений в сфере экологии на территории Республики Крым; специфику отношений, определяемую целями и средствами совершения экологических преступлений; общественные отношения, влияющие (криминогенно, антикриминогенно) на распространенность экологических преступлений в Крыму как совокупного криминального явления; отношения, возникающие вовне и внутри механизма совершения экологических преступлений (формирующие особый тип личности экологического преступника, создающие благоприятные или неблагоприятные условия для реализации им своих преступных намерений и др.); общественные отношения, складывающиеся в системе социально-правового контроля над экологическими преступлениями как совокупным криминальным явлением; общественные отношения, складывающиеся в системе предупреждения экологических преступлений в Крыму и др.
Несомненно, криминологическое исследование экологических проблем Крыма при этом ориентировано на всевозможную методологическую, теоретическую, эмпирическую и прогностическую помощь других наук, так или иначе рассматривающих экологические проблемы в качестве своих предметов и объектов исследования. В этой связи следует говорить о комплексных объектах исследования, когда анализу подлежат различные стороны и закономерности объекта криминологии.
Рассматривая экологические проблемы Крыма как объект криминологического исследования, отметим, что в настоящее время экологическая ситуация в Республике Крым по многим показателям остается сложной.
Наиболее острыми проблемами являются усиление техногенной нагрузки на окружающую природную среду промышленных зон Крыма, нерациональное использование существующего природно-ресурсного потенциала (рекреационного, биоклиматического, минерально-сырьевого, энергетического), в том числе в сфере применения нетрадиционных источников возобновляемой энергии (ветровой, солнечной, геотермальной), отсутствие системы природоохранных мер по сохранению уникальной флоры и фауны Крыма, природных ландшафтов, обостряется проблема эрозии земель, угрожающий характер приобретают оползневые и абразионные процессы, разрушающие береговую линию, в особенности в прибрежной рекреационной зоне.
Проблема химической безопасности воды в Крыму приобретает все большее значение. Повышается уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, в результате чего под угрозой оказываются многочисленные санаторные комплексы, жилые дома, инженерно-транспортные коммуникации и сооружения. Указанные водоемы могут загрязняться сточными водами промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
В этой связи следует сказать, что в настоящее время 37 выпусков канализационных очистных сооружений являются глубоководными и уходят в море, по данным Роспотребнадзора, последний раз канализационные выпуски проверялись не позже 2007 г. Поэтому очистка сточных вод от содержащихся в них различных небезопасных веществ имеет большое значение для устранения загрязнений водоемов и улучшения экологической ситуации.
Кроме того, обостряется проблема утилизации бытовых отходов. На сегодняшний день полигоны твердых бытовых отходов (ТБО), которые располагаются на территории полуострова, не соответствуют требованиям действующего в России законодательства. Все
объекты размещения отходов необходимо внести в госреестр. Причем это невозможно сделать с объектами, исчерпавшими свои мощности, а также с теми полигонами, которые находятся в пределах водохранилищ, лесопарковых зон и населенных пунктов. Следует подчеркнуть, что по действующему законодательству в Крыму в настоящее время необходимо закрыть все 28 объектов размещения ТБО.
В тоже время проведенный в 2014 г. мониторинг выявил 269 незаконно функционирующих свалок, что обуславливает необходимость разработки концепции обращения с ТБО, которая позволит решить проблему с ликвидацией на территории полуострова незаконных свалок.
Отсутствие генеральных планов застройки и границ водоохранных зон рек, водоемов, Черного и Азовского морей обуславливает значительные масштабы нарушений, связанных с самовольным захватом земельных участков. Большая часть земель в Крыму захвачена крымско-татарским населением в период их возвращения из депортации, начиная с 1989 г. и по настоящее время.
В этой связи следует отметить, что в парламенте Республики Крым одобрен проект Закона «О регулировании вопросов, связанных с самовольным занятием земель на территории Республики Крым». Принятие проекта обусловлено необходимостью узаконить права на земельные участки гражданам Российской Федерации, в том числе жертвам незаконного переселения с территории Крымской АССР по национальному признаку, права которых государственная власть Украины отказалась признавать и защищать.
Недостаточная рекультивация нарушенных земель вследствие добычи полезных ископаемых. Из разведанных 264 месторождений частично, периодически или постоянно разрабатываются 155 месторождений. Из их числа 58 % приходится на сырье для производства строительных материалов [7]. В качестве строительных материалов в Крыму добывались и добываются известняки, диортты, диабазы, мергели, глины, песок. Также в Крыму имеются месторождения мраморовидных известняков. Но разработка их на щебень привела месторождения к истощению. На данный момент на полуострове насчитывается около 30 карьеров, нуждающихся в рекультивации.
В тоже время, по данным материалов прокурорских проверок, в Крыму в 2014 г. было возбуждено 17 уголовных дел, касающихся преступлений в сфере охраны окружающей среды. В частности, возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц добывающего предприятия, организовавших в Сакском районе незаконную добычу полезных ископаемых. Ущерб от незаконной деятельности составил более 30 млн руб., а также возбуждено два уголовных дела по факту незаконной рубки деревьев и кустарников и нарушения режима при рекультивации полигона отходов на территории Ялтинского горнолесного природного заповедника, в результате чего государству нанесено более 2 млн руб. общего ущерба.
Всего в 2014 г. крымские прокуроры выявили 677 нарушений закона в природоохранной сфере, вынесли шесть протестов на незаконные акты, 183 представления, по результатам которых 125 должностных лиц привлечены к ответственности. Прокуратура также направила в суды 15 исков и предупредила девять лиц о недопустимости нарушения законов.
Неблагоприятные природные процессы, усиленные воздействием антропогенного фактора, осложняют экологическую обстановку в Крыму, делают весьма затруднительным комплексное и рациональное использование природных ресурсов с точки зрения перспектив рационального, устойчивого хозяйствования.
Перечень упомянутых проблем весьма обширен и имеет многоотраслевую направленность. Сделаем попытку определить среди них те, которые имеют наибольшее значение для формирования эколого-криминологического «облика» Крыма.
Завершая рассмотрение экологических и природно-ресурсных проблем Крымского региона, можно сделать вывод:
- законодательство Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды на территории Крыма исполняется не в полной мере, деятельность ответственных органов зачастую носит декларативный характер без закрепления правовых и организационных мер осуществления экологического развития и проведения государственного экологического надзора (контроля);
- отсутствует эффективный механизм экологических ограничений либерализации форм собственности, разгосударствления земель. Это приводит к нарушениям законодательства в сфере охраны окружающей среды;
- система природоохранных мероприятий направлена на решение существующих экологических проблем, а не на их предупреждение;
- высокая степень износа основных фондов, хозяйственного комплекса, высокая энерго-ресурсоемкость не способствуют улучшению состояния окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
- не развита система экологического образования;
- нет должной согласованности в действиях институтов гражданского экологического контроля и властных структур в области охраны окружающей среды;
- имеет место частичное дублирование контрольных полномочий органов государственного экологического надзора (контроля), полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Республики Крым и города федерального значения Севастополь и органов местного самоуправления;
- отсутствует достоверная информация о реальном состоянии окружающей среды и профилактических природоохранных мероприятиях;
- правовой нигилизм населения, несогласованность действий органов местного самоуправления, общественности и бизнеса, коррупция способствует росту экологической преступности.
Литература
1. Страунинг Ю.А. Криминологическая характеристика и предупреждение экологических преступлений в условиях мегаполиса: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 3.
2. Об утверждении Государственной программы Республики Крым «Охрана окружающей среды и рационального использования природных ресурсов Республики Крым» на 2015-2017 годы: Постановление Совета министров Республики Крым от 30 дек. 2014 г. № 648. URL: http://rk.gov.ru. (дата обращения: 30.12.2014).
3. Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»: Постановление Правительства Рос. Федерации от 11 авг. 2014 г. № 79. Доступ из информ.-правового портала «Гарант».
4. Аванесов Г.А. Популярная криминология. Очерки общей части: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. С. 20-22.
5. Дулов А. В. Введение в судебную психологию. М.: Юрид. лит-ра, 1970. С. 127.
6. Криминология: учеб. пособие / под ред. С.Я. Лебедева, М.А. Кочубей. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. С. 12.
7. Криншпун Я. Природные строительные ресурсы АРК и Севастополя: Перспективы и последствия // «ФЛОТ2017».
References
1. Strauning Yu.A. Kriminologicheskaya harakteristika i preduprezhdenie ehkologicheskih prestuplenij v usloviyah megapolisa: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2006. P. 3.
2. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoj programmy Respubliki Krym «Ohrana okruzhayushchej sredy i racional'nogo ispol'zovaniya prirodnyh resursov Respubliki Krym» na 2015-2017 gody: Postanovlenie Soveta ministrov Respubliki Krym ot 30 dek. 2014 g. № 648 // URL: http://rk.gov.ru/. (data obrashhenija: 30.12.2014).
3. Ob utverzhdenii federal'noj celevoj programmy «Social'no-ehkonomicheskoe razvitie Respubliki Krym i g. Sevastopolya do 2020 goda»: Postanovlenie Pravitel'stva Ros. Federacii ot 11 avg. 2014 g. № 790. // Access from inform.-pravovoj portal «Garant».
4. Avanesov G.A. Populyarnaya kriminologiya. Ocherki obshchej chasti: ucheb. posobie. M.: YUNITI-DANA: Zakon i pravo, 2014. P. 20-22.
5. Dulov A.V. Vvedenie v sudebnuyu psihologiyu. M.: Yurid. lit-ra, 1970. S. 127.
6. Kriminologiya: ucheb. posobie / pod red. S.Ya. Lebedeva, M.A. Kochubej. M.: YUNITI-DANA, Zakon i pravo, 2007. P. 12.
7. Krinshpun Ya. Prirodnye stroitel'nye resursy ARK i Sevastopolya: Perspektivy i posledstviya // «FL0T2017».