УДК 343.775 ББК 67.518.9
А.А. Смагулов
доктор юридических наук, профессор, Институт законодательства Республики Казахстан
М.Д. Каражанов
Казахстанско-Американский свободный университет
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ, ПОСЯГАЮЩИМИ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
В статье раскрыты основные направления противодействия экологической преступности в Республике Казахстан. Дан анализ Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 гг. Определены принципы обеспечения экологической безопасности, отражен экосистемный подход и даны основания для внедрения комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, устанавливающих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающих сбалансированное управление качеством окружающей среды. Как приоритетные направления государственной политики рассмотрены подчинение региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз; обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека; эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производительных сил. Рассмотрен порядок оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Дан критический анализ работы органов, занимающихся правоохранительной и природоохранной деятельностью.
Ключевые слова: преступность; экологическая преступность; экологическая безопасность; экологическая криминология; противодействие экологической преступности.
Te paper reveals general directions of ecological crime counteraction in Repulic of Kazakhstan. It gives analysis of Repulic of Kazakhstan ecological security concept for 2004-2005. The author defines pinciples of ecological security ensurance, gives ecological and system approach and affords ground for restrictions, standarts and regulation of business conduction etc. complex introduction. The introduced complex would set ecologically acceptable bounds for natural resources utilization and ensure balanced environment quality management, regional and locational tasks of ecological security dependance on global and national goals of environmental and human-health threats prevention, current damage to environment and people's health amends obligation, ecological and economical balance of development and production fecilities dislocation. The author studies business (or other activity) effect on environment and people's health evaluation order. The paper provides with law-enforcement and environmental authorities critical analysis.
Key words: crime; ecological crime; ecological security; ecological criminology; ecological crime counteraction.
В последние годы проблема охраны человечество. В большинстве регионов Казах-окружающей среды стала одной из наиболее стана экологическая ситуация не просто неострых глобальных проблем, волнующих все благоприятная, а катастрофическая вследствие
A.A. smagulov
Doctor of Law, Professor, Republic of Kazakstan Legislation Institute
M.D. Karazhanov
Kazakh-American Free University
CURRENT pROBLEMs OF CRIMEs ENROACHING
on the ecological security counteraction
опустынивания в Прибалхашье, Прикаспии и Приаралье, радиоактивного заражения земель в результате ядерных взрывов и добычи урановых руд, загрязнения земель вскрышными и шахтными отвалами, золоотвалами. Из всех экологических угроз наиболее серьезными по-прежнему остаются снижение уровня Арала и бывший Семипалатинский ядерный полигон.
Экологическая безопасность является составной частью безопасности государства, общества и конкретной личности. В ее рамках предъявляются требования к разнообразной деятельности человека, устанавливаются ограничения и запреты. Все это направлено в конечном итоге на создание условий для перехода государства к устойчивому развитию. При таком развитии проблемы борьбы именно с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, становятся актуальными. Поэтому возникает необходимость решения проблем борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность.
Одним из важных условий повышения эффективности борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, является постоянное совершенствование правовой базы природоохранительной деятельности. Казахстаном был принят и ряд международных актов. Например, ратифицировано 19 международных конвенций, в том числе положения Конвенции по биологическому разнообразию (1994 г), Рамочной конвенции по изменению климата (1995 г), Киотского протокола к ней (1999 г.), Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (1999 г), Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (2001 г.), Хельсинкской конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (2003 г.) и др.
Новым этапом развития экологической безопасности стало принятие Концепции экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 гг., которая была одобрена Указом президента Республики Казахстан от 3 декабря 2003 г. Целью этой концепции является реализация новых положений политики экологической безопасности. Концепция базируется на следующих принципах: экосистемный подход к регулированию всех общественных отношений для устойчивого развития государ-
ства путем внедрения научно обоснованного комплекса ограничений, нормативов и правил ведения хозяйственной и иной деятельности, определяющих экологически допустимые пределы использования природных ресурсов и обеспечивающих сбалансированное управление качеством окружающей среды; подчиненность региональных и локальных задач экологической безопасности глобальным и национальным целям предупреждения экологических угроз; обязательность компенсации нанесенного ущерба окружающей среде и здоровью человека (платят природопользова-тели и загрязнители); эколого-экономическая сбалансированность развития и размещения производительных сил (принципы экологической емкости и территориального планирования); обязательность оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду с последующими экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизами; обеспечение доступа населения к экологической информации и его участия в решении экологических проблем; партнерство в международном сотрудничестве и соблюдение норм международного права [4].
Но в дальнейшем Указом президента Республики Казахстан от 13 апреля 2011 г. № 47 «О признании утратившими силу некоторых указов Президента Республики Казахстан» Концепция экологической безопасности и Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 гг. утратили силу. Все эти акты хотя и имели точные цели, но не были реализованы до конца. Поэтому для дальнейшего принятия концепции и выбора пути борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, необходимо иметь в виду следующие положения, которые были высказаны профессором И.Ш. Борчашвили еще в 90-гг. прошлого века: «В этой связи требуется разработка научно обоснованной, практически оправданной экологической политики государства, которая в силу своей значимости для сохранения живой природы явилась бы частью политики национальной безопасности. Выработка политики, действительно отвечающей велениям времени, реально отражающей современное экологическое состояние Республики Казахстан, предполагает выявление и детальный анализ причин экологических преступлений» [1]. Мы согласны с И.Ш. Борчашвили в том, что Казахстану необходимо принять новую концепцию
политики экологической безопасности, которая позволила бы решить большинство проблем борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность.
Дальнейшую стратегию борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, указывает Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г., утвержденная Указом президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 г В ней четко сказано, что для нашей страны, в ряде регионов которой наблюдается сложная экологическая ситуация, весьма актуальным является развитие и дальнейшее совершенствование природоохранного законодательства, в том числе в контексте его гармонизации с международными обязательствами и стандартами. В целях повышения эффективности природоохранной деятельности следует четко разграничивать механизмы правового регулирования пользования природными ресурсами и их охраны. Природоохранное законодательство должно стимулировать рациональное природопользование и соблюдение экологических нормативов, развитие экологически чистых производств и экологически безопасное поведение граждан. Требуют совершенствования и консолидации многочисленные нормативные акты, регулирующие отношения в области чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданской обороны, пожарной и промышленной безопасности, что позволит повысить качество и уровень правового регулирования в этих сферах общественных отношений [3]. Также в области борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, необходимо и впредь проводить жесткую уголовную политику в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а также при рецидиве преступлений.
Следующей актуальной проблемой в борьбе с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, является проблема отсутствия соответствующего полноправного правоохранительного органа в этой сфере. В целях борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, в Республике Казахстан была создана целая система органов, занимающихся правоохранительной и природоохранительной деятельностью. В соответствии с гл. 3 Экологического кодекса Республики Казахстан от 9 января 2007 г. № 212
к специально уполномоченным органам, осуществляющим функции охраны окружающей среды, можно отнести Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан как центральный исполнительный орган государства в области охраны окружающей среды, координирующий также деятельность иных центральных исполнительных органов, осуществляющих функции охраны окружающей среды и управления природопользованием; Агентство Республики Казахстан по управлению земельными ресурсами, осуществляющее функции использования и охраны земельных ресурсов; Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, осуществляющее контрольно-надзорные функции в области охраны, воспроизводства, использования лесных и водных ресурсов, ресурсов животного и растительного мира, воды, особо охраняемых природных территорий; Министерство энергетики и минеральных ресурсов Республики Казахстан, осуществляющее функции в области использования и охраны недр; Министерство внутренних дел Республики Казахстан, осуществляющее контроль за выбросами вредных веществ в атмосферу от автотранспортных средств, борьбу с браконьерством, незаконной порубкой деревьев и кустарников, с нарушениями правил охоты и рыболовства, расследование экологических преступлений; местные исполнительные органы в пределах своей компетенции, установленной законодательством Республики Казахстан.
Из всех этих органов борьбу с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность в Республике Казахстан, ведет Министерство внутренних дел Республики Казахстан, а именно подразделения природоохранной и ветеринарной полиции МВД Республики Казахстан. С начала 2012 г. органами внутренних дел выявлено 3 800 нарушений природоохранного законодательства, изъято более 75 т незаконно добытой рыбы, из них 13,5 т осетровых пород, 235 кг икры, 963 орудия лова, 161 плавательное средство, 2 156 м3 незаконно заготовленной древесины.
В 2012 г. по фактам экологических преступлений возбуждено 188 уголовных дел, из них органами следствия и дознания окончено расследованием и направлено в суд 134 уголовных дела. По другим преступлениям возбуждено 128 уголовных дел, из них за кражу леса - 14, присвоение или растрату вверенного чужого имущества «леса» - 5, незаконное приобрете-
ние или сбыт рыбной продукции - 109 [6]. Хотя данная статистика указывает на большой вклад органов внутренних дел в борьбу с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность, тем не менее в большинстве случаев преступность еще остается латентной.
В системе органов прокуратуры выделяются специализированные природоохранные прокуратуры. 11 апреля 1992 г. генеральный прокурор Республики Казахстан утвердил Примерное положение о природоохранных межрайонных прокуратурах. В соответствии с ним природоохранные межрайонные прокуратуры образуются и действуют на правах районных с непосредственным подчинением генеральному прокурору Республики Казахстан либо прокурорам соответствующих областей. Деятельность природоохранных прокуратур дала определенные положительные результаты.
По сообщению департамента по надзору за законностью следствия и дознания Генпрокуратуры, Генеральной прокуратурой обобщено состояние законности при проведении органами уголовного преследования доследственных проверок и расследования уголовных дел о нарушениях природоохранного законодательства за 2010 г. и 9 месяцев 2011 г. Согласно статистическим данным, в 2010 г. зарегистрировано 343 экологических преступления, за 9 месяцев 2011 г. - 189. Анализ показал, что в стране усилилось антропогенное влияние на окружающую среду, а в результате браконьерства снижается численность многих объектов охоты и наиболее ценных видов рыб [2].
В целом правоохранительными органами принимаются меры по профилактике экологических преступлений, привлечению виновных лиц к уголовной ответственности и своевременному возмещению материального ущерба. За рассматриваемый период понесли уголовную ответственность 355 лиц, из них 64 - граждане стран СНГ. В то же время по отдельным уголовным делам качество расследования требует улучшения. К примеру, некоторые браконьеры, задержанные с тушами животных или их производными, с целью избежать уголовной ответственности указывают на то, что купили их у неизвестных лиц либо нашли на улице. Однако органами внутренних дел эти доводы не проверяются, соответствующая оценка им не дается.
По результатам изучения приостановленных уголовных дел о нераскрытых преступлениях по ряду дел прокурорами даны указания
о возобновлении расследования и проведении конкретных следственных действий. По результатам обобщения Генеральная прокуратура внесла представление в Министерство внутренних дел с предложением ориентировать деятельность территориальных органов внутренних дел на выявление и пресечение преступлений, связанных с использованием потенциально опасных в экологическом отношении химических, радиоактивных и биологических веществ, загрязнением, засорением и истощением вод и морской среды, а также порчей земли и нарушением режима особо охраняемых территорий.
В связи с сокращением численности сайгаков, а также выявлением многочисленных фактов обнаружения туш со спиленными рогами Генеральной прокуратурой инициировано проведение доследственных проверок по объявлениям о скупке сайгачьих рогов. В процессе проверки органами внутренних дел будет выясняться, где и каким образом приобретены сайгачьи рога. В случае наличия признаков уголовно наказуемого деяния виновные лица понесут ответственность. Анализ практической деятельности позволил также выявить некоторые недостатки в экспертной деятельности. В некоторых регионах невозможно проведение отдельных видов экологических экспертиз из-за отсутствия экспертов, в связи с чем затруднены своевременное выявление и сбор доказательной базы, и в Министерство юстиции внесено предложение о совершенствовании экспертной деятельности.
12т—
10 ■
2008 2009 2010 2011 2012 ■ Находящиеся в производстве ■ Зарегистрированные
Рис. 1. Число зарегистрированных и находящихся в производстве дел по преступлениям, посягающим на экологическую безопасность, в разрезе 2008-2012 гг.
Согласно данным статистической отчетности, по экологическим преступлениям, посягающим на экологическую безопасность, пред-
усмотренным ст. 277-280, 294 УК РК, в 2008 г. находилось в производстве 7 дел, зарегистрировано 5 дел, в 2009 г. находилось в производстве 3 дела, зарегистрировано 1 дело, в 2010 г. находилось в производстве 3 дела, зарегистрировано 2 дела, в 2011 г. находилось в производстве 8 дел, зарегистрировано 8 дел, в 2012 г. находилось в производстве 10 дел, зарегистрировано 3 дела (рис. 1) [8]. При этом сумма материального ущерба по этим видам преступлений составила в 2012 г. всего 591 574,949 тыс. тенге. В разрезе преступлений за 2012 г. сумма материального ущерба отражена на рис. 2.
Исходя из статистических данных, представленных Комитетом по правовой статистике, и данных специального учета Генеральной прокуратуры Республики Казахстан можно прийти к выводу, что большинство преступлений хотя и были в производстве органов уголовного преследования, но не регистрировались. Все это указывает на латентность в сфере экологической преступности.
Статистика экологических преступлений, по мнению кандидата юридических наук, научного сотрудника отдела проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере экологии НИИ Академии Генеральной прокуратуры РФ Т.В. Раскиной, по разным исследованиям отражает ничтожную долю реальных криминальных деяний: их латентность достигает 95-99 %. Главный детерминант ла-тентности - невыявление преступлений [7]. Низкая выявляемость преступлений влечет за собой чувство безнаказанности, вседозволен-
ности, что является сильнейшим криминогенным фактором.
Подытоживая сказанное, следует отметить, что воздействие на преступления, посягающие на экологическую безопасность, необходимо осуществлять по следующим направлениям. Требуется усилить контроль в сфере охраны окружающей среды. Для этого необходимо увеличить штатную численность государственных экологических инспекторов, всем природоохранным органам - открыто отчитываться перед населением. Следует выделить отдельный правоохранительный орган - Агентство экологической полиции Республики Казахстан, обеспечить его соответствующей техникой (вертолетами, вездеходами и т.д.), профессиональными кадрами. А для этого нужно выделить природоохранную полицию в Агентство экологической полиции Республики Казахстан. Консолидации сил и средств для защиты законных экологических прав и интересов личности, общества, государства могло бы способствовать также формирование системы экологической юстиции, включая Агентство экологической полиции, природоохранные прокуратуры, экологические суды и другие специализированные правоприменительные органы.
Придерживаясь мнения профессора А.И. Долговой, к числу главных задач экологической юстиции следует отнести предупреждение преступлений и иных экологических правонарушений; выявление и устранение условий, их порождающих; координацию деятельности по борьбе с этими правонаруше-
9 0008 0007 0006 0005 0004 0003 0002 0001 0000
Незаконная добыча рыбных
ресурсов и других водных животных и растений (ч. 1 ст. 287)
Незаконная
охота (ч. 1 ст. 288)
Незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 291)
Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений (ст. 290)
Рис. 2. Установленный материальный ущерб в разрезе отдельных экологических преступлений
за 2012 г., тыс. тенге
ниями; формирование предпосылок для снижения причиняемого вреда экологическим и связанным с ними иным интересам личности, общества, государства, а также активное содействие созданию и совершенствованию правовой основы обеспечения жизни и устойчивого развития настоящего и будущих поколений общества в экологически благоприятной природной среде [5]. Вместе с тем в связи с необходимостью активизации использования новейших достижений науки и техники для предотвращения экологических преступлений важной мерой могло бы стать формирование и развитие нового специализированного научного криминологического направления - экологической криминологии.
Экологическая криминология должна исследовать социальную практику и общественные отношения в сфере экологии, изучать их особенности, причины и условия, способствующие совершению экологических преступлений, разрабатывать рекомендации о мерах контроля и борьбы с ними. В условиях ухудшения экологической обстановки жизненно важно обеспечить усиление государственного
принуждения к исполнению норм и требований экологического законодательства, ужесточение государственного экологического контроля (включая мониторинг), повышение ответственности за экологические преступления. Следует создать систему экологического просвещения и воспитания населения страны. Для этих целей Республикой Казахстан уже обсуждается принятие программы «Зеленой экономики».
Борьба с экологической преступностью должна иметь солидную правовую основу. Для этого в УК РК следует комплексно регламентировать все необходимые положения, связанные с повышением ответственности физических и юридических лиц за нарушения закона в экологической сфере, определить специфику их выявления и предупреждения. Санкции должны соответствовать степени общественной опасности содеянного и тяжести наступивших последствий, а также учитывать мотивацию противоправного поведения, его причины и условия. Также можно было бы принять новую концепцию борьбы с преступлениями, посягающими на экологическую безопасность.
ПРИСТАТЕЙНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Борчашвили И.Ш. Причины экологических преступлений : учеб. пособие / И.Ш. Борчашвили. - Караганда, 1997. - 54 с.
2. Генеральная прокуратура РК заявляет о росте экологических преступлений и низком качестве их расследования, передает Kazakhstan Today [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.oopt.kz/news/detail. php?ID=5076.
3. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 г. : утв. указом президента Республики Казахстан от 24.08.2009 г. № 858 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=30463139&sublink =0#SUB0.
4. Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы : одобр. указом президента Республики Казахстан от 03.12.2003 г. № 1241 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //eco.gov. kz/old/pravo/doc/141.html.
5. Криминология : учеб. для вузов / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой. - М., 2001. - 784 с.
6. Пресс-релиз об итогах проведения оперативно-профилактического мероприятия «Браконьер» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/mvd_page/min_activity/mvd_materials/ mvd_m_env_gov/1DBF1D3417504296A7A639937384E7D5.
7. Раскина Т.В. Экологическая преступность: современное состояние и пути противодействия / Т.В. Раскина // Экология и уголовное право: поиск гармонии : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. подготовке XXII Олимпийских зимних и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи (Геленджик, 6-9 окт. 2011 г.) / под ред. В.П. Коняхина, М.Л. Прохоровой. - Краснодар, 2011. - 612 с.
8. Статистические данные о преступлениях за 2008-2012 гг. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// service.pravstat.kz.
REFERENCES
1. Borchashvili I.Sh. Reasons of ecological crimes: educational book. [Prichiny jekologicheskih prestuplenij: ucheb. posobie]. Karaganda, 1997. 54 p.
2. Repulic of Kazakhstan General Prosecutor Office report increase of ecological crimes and low quality of their investigation. Kazakhstan Today [General'naja prokuratura RK zajavljaet o roste jekologicheskih prestuplenij i nizkom kachestve ih rassledovanija, peredaet Kazakhstan Today]. Available at: http://www.oopt.kz/news/detail.php?ID=5076.
3. Repulic of Kazakhstan legal policy concept approved by Presidential Decree No. 858 dated 24.08.2009 [Koncepcija pravovoj politiki Respubliki Kazahstan na period s 2010 do 2020 g. : utv. ukazom prezidenta Respubliki Kazahstan ot 24.08.2009 g. № 858]. Available at: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30463139&sublink =0#SUB0.
4. Repulic of Kazakhstan ecological security concept for 2004-2005: approved by Presidential Decree No. 1241 dated 03.12.2003 [Koncepcija jekologicheskoj bezopasnosti Respubliki Kazahstan na 2004-2015 gody : odobr. ukazom Prezidenta Respubliki Kazahstan ot 03.12.2003 g. № 1241]. Available at: http://eco.gov.kz/old/pravo/doc/141.html.
5. Criminology: educational book. Edited by Doctor of Law, Prof. A.I. Dolgova [Kriminologija: ucheb. dlja vuzov / pod obshh. red. d-ra jurid. nauk, prof. A.I. Dolgovoj]. Moscow, 2001. 784 p.
6. Press-release on «Brakon'er» Operative and preventive actions' results [Press-reliz ob itogah provedenija operativno-profilakticheskogo meroprijatija «Brakon'er»]. Available at: http: //mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/ mvd_page/min_activity/mvd_materials/mvd_m_env_gov/1DBF1D3417504296A7A639937384E7D5.
7. Raskina T.V. Ecological crimes: current situation and ways of counteraction. Ecology and criminal law: search for harmony: International academic and research conference dedicated to XXII Olympic winter and XI Paralympic winter games in 2014 in Sochi information package, (Gelendzhik, 6-9 okt. 2011) [Jekologicheskaja prestupnost': sovremennoe sostojanie i puti protivodejstvija. Jekologija i ugolovnoe pravo: poisk garmonii : materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. podgotovke XXII Olimpijskih zimnih i XI Paralimpijskih zimnih igr 2014 g. v g. Sochi (Gelendzhik, 6-9 okt. 2011 g.) / pod red. V.P. Konjahina, M.L. Prohorovoj]. Krasnodar, 2011. 612 p.
8. Statistical data on crimes in 2008-2012 [Statisticheskie dannye o prestuplenijah za 2008-2012 gg.]. Available at: http://service.pravstat.kz.
Сведения об авторах
Смагулов Асылбек Айжарыкович - директор ГУ «Институт законодательства Республики Казахстан» Министерства юстиции, доктор юридических наук, профессор, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].
Каражанов Малик Дулатович - докторант Казахстанско-Американского свободного университета, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].
About the authors
Smagulov Asylbek Ajzharykovich - Principle of Republic of Kazakstan Ministry of justice Legislation Institute, Doctor of Law, Professor, Republic of Kazakstan; e-mail: [email protected].
Karazhanov Malik Dulatovich - Kazakh-American Free University Doctoral student, Republic of Kazakstan; e-mail: [email protected].