Научная статья на тему 'Анализ эффективности борьбы с экологическими преступлениями в Казахстане'

Анализ эффективности борьбы с экологическими преступлениями в Казахстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
683
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ РЕФОРМА / CRIMINAL REFORM / ПРЕСТУПНОСТЬ / CRIME / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ECOLOGICAL CRIME / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / ECOLOGICAL CRIME COUNTERACTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Матаева Майгуль Хафизовна, Мукашева Назгуль Кенжешовна

В работе представлены результаты анализа статистических данных об экологической преступности в Казахстане за период с 2008 по 2013 г. в контексте повышения эффективности борьбы с нею. В связи с проведением в Казахстане уголовно-правовой реформы, которая в том числе ориентирована на отражение объективного показателя уровня преступности, количество зарегистрированных экологических преступлений в 2013 г. значительно увеличилось. Одним из стратегических критериев, показывающих эффективность осуществляемой экологической политики, является борьба с экологическими преступлениями, которая должна вестись в контексте реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Представлена динамика числа зарегистрированных экологических преступлений по составам преступлений. Дан анализ экологических преступлений, на которые приходится основная масса зарегистрированных преступлений. Введены критерии, на основании которых возможно проведение оценки степени эффективности расследования экологических преступлений. В результате анализа выявлен ряд закономерностей изменения количества, состава и структуры экологических преступлений и определены причины их возникновения в исследуемый период. Сделан вывод, что из года в год из предыдущего периода в текущий переходило приблизительно одинаковое количество незавершенных дел. Установлено, что в исследуемый период менее половины уголовных дел направлялись в суд. Предложены соответствующие рекомендации по улучшению ситуации в сфере экологического законодательства Казахстана. Обращено внимание на коррупционные проявления в государственных органах, осуществляющих экологический контроль. Предложено создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в области природопользования. Подчеркивается необходимость повышения уровня экологического образования среди сотрудников правоохранительных органов и населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Матаева Майгуль Хафизовна, Мукашева Назгуль Кенжешовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of ecological crimes counteraction in Kazakhstan

The article presents results of 2008-2013 Kazakhstan ecological crimes statistics analysis in terms of their counteraction effectiveness. 2013 registered ecological crimes number increased because of criminal reform in Kazakhstan aimed at crime level objective index. One of the strategic criteria representing current ecological policy is ecological crimes counteraction that should be conducted in terms of peoples right for satisfactory and healthy environment protection. The authors give registered ecological crimes dynamics depending on crime elements. Most registered crimes are ecological crimes which are analyzed in the article. The authors suggest criteria which make ecological crimes investigation effectiveness level determination possible. The authors detect certain regularities of ecological crimes number, elements and structure changes, its reasons. The authors conclude that number of unsolved crimes passing from previous period to the next one is almost the same during last years. They state that during the studied period less than 50 % of criminal cases go to the Court. The article provides authors suggestions on Kazakhstan ecological legislation improvement, pays special attention to corruption-related phenomenon in state agencies engaged in ecological control. The authors suggest developing a special body on corruption fighting in exploitation of natural resources; emphasize necessity for peoples ecological education level increase.

Текст научной работы на тему «Анализ эффективности борьбы с экологическими преступлениями в Казахстане»

М.Х. Матаева

доктор юридических наук, профессор, Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет,

г. Семей, Республика Казахстан Н.К. Мукашева

Казахский гуманитарно-юридический инновационный университет,

г. Семей, Республика Казахстан

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ БОРЬБЫ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ В КАЗАХСТАНЕ

В работе представлены результаты анализа статистических данных об экологической преступности в Казахстане за период с 2008 по 2013 г. в контексте повышения эффективности борьбы с нею. В связи с проведением в Казахстане уголовно-правовой реформы, которая в том числе ориентирована на отражение объективного показателя уровня преступности, количество зарегистрированных экологических преступлений в 2013 г. значительно увеличилось. Одним из стратегических критериев, показывающих эффективность осуществляемой экологической политики, является борьба с экологическими преступлениями, которая должна вестись в контексте реализации права граждан на благоприятную окружающую среду. Представлена динамика числа зарегистрированных экологических преступлений по составам преступлений. Дан анализ экологических преступлений, на которые приходится основная масса зарегистрированных преступлений. Введены критерии, на основании которых возможно проведение оценки степени эффективности расследования экологических преступлений. В результате анализа выявлен ряд закономерностей изменения количества, состава и структуры экологических преступлений и определены причины их возникновения в исследуемый период. Сделан вывод, что из года в год из предыдущего периода в текущий переходило приблизительно одинаковое количество незавершенных дел. Установлено, что в исследуемый период менее половины уголовных дел направлялись в суд. Предложены соответствующие рекомендации по улучшению ситуации в сфере экологического законодательства Казахстана. Обращено внимание на коррупционные проявления в государственных органах, осуществляющих экологический контроль. Предложено создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в области природопользования. Подчеркивается необходимость повышения уровня экологического образования среди сотрудников правоохранительных органов и населения.

Ключевые слова: уголовно-правовая реформа; преступность; экологическая преступность; противодействие экологической преступности.

M.H. Mataeva

Doctor of Law, Professor, Kazakh Humanitarian Law Academy, Semey, Republic of Kazakhstan N.K. Mukasheva Kazakh Humanitarian Law Academy, Semey, Republic of Kazakhstan

EFFECTIVENESS OF ECOLOGICAL CRIMES COUNTERACTION IN KAZAKHSTAN

Abstract

The article presents results of 2008-2013 Kazakhstan ecological crimes statistics analysis in terms of their counteraction effectiveness. 2013 registered ecological crimes number increased because of criminal reform in Kazakhstan aimed at crime level objective index. One of the strategic criteria representing current ecological policy is ecological crimes' counteraction that should be conducted in terms of people's right for satisfactory and healthy environment protection. The authors

УДК 343.9.01 ББК 67.518.9

give registered ecological crimes dynamics depending on crime elements. Most registered crimes are ecological crimes which are analyzed in the article. The authors suggest criteria which make ecological crimes investigation effectiveness level determination possible. The authors detect certain regularities of ecological crimes' number, elements and structure changes, its reasons. The authors conclude that number of unsolved crimes passing from previous period to the next one is almost the same during last years. They state that during the studied period less than 50 % of criminal cases go to the Court. The article provides authors' suggestions on Kazakhstan ecological legislation improvement, pays special attention to corruption-related phenomenon in state agencies engaged in ecological control. The authors suggest developing a special body on corruption fighting in exploitation of natural resources; emphasize necessity for people's ecological education level increase.

Key words: criminal reform; crime; ecological crime; ecological crime counteraction.

В 2012 г. Президентом Республики Казахстан правительству было поручено провести реформирование уголовного, уголовно-процессуального законодательства. В контексте совершенствования уголовного законодательства в Казахстане актуальной проблемой признается борьба с экологическими преступлениями. В центре повышенного внимания находится проводимая в стране экологическая политика, целью которой является осуществление системных преобразований в процессе перехода к «зеленой экономике». Реализация «зеленой экономики» предполагает повышение благосостояния, качества жизни населения Казахстана и вхождение страны в число 30 наиболее развитых стран мира при минимизации нагрузки на окружающую среду и деградации природных ресурсов.

В Казахстане в течение последних 20 лет идет процесс реформирования экологического законодательства и институциональных основ охраны окружающей среды. Однако на современном этапе экологической политике Казахстана по-прежнему не хватает приоритетов, реализма и системности, она все еще не ориентирована на конечный результат [7]. Экологическая ситуация в стране продолжает ухудшаться, принятие экологического кодекса также не принесло ощутимых результатов в улучшении охраны окружающей среды.

Существенная роль в экологической дестабилизации отводится экологическим преступлениям. По мнению профессора В.Д. Ермакова, экологические преступления являются одним из наиболее общественно опасных и распространенных видов противоправных деяний. В совокупности с другими экологическими правонарушениями, ввиду тяжести своих отрицательных последствий демографического, экологического, социального ха-

рактера, они представляют сегодня реальную угрозу национальной безопасности, что предельно остро выражается в ухудшении качества поверхностных и подземных вод и др. [4].

Между тем доля зарегистрированных экологических преступлений в период с 2008 по 2013 г. составила не более 0,4 % от общего количества зарегистрированных преступлений. По мнению С.Ж. Сулейменовой, борьба с экологическими преступлениями не стала приоритетным направлением в деятельности правоохранительных органов. На фоне роста экологической преступности наблюдается увеличение числа коррупционных преступлений, которые охватывают как все сферы использования естественных природных ресурсов (нефте-, газодобычу, лесопромышленный комплекс, добычу водных биоресурсов, землепользование и др.), так и этапы такой деятельности [10].

Согласно исследованиям А.М. Плешакова, появились новые формы экологического преступного поведения: профессионализм и организованность в преступной деятельности, вандалистские мотивы при посягательствах на объекты природы, общественно опасные действия иностранных граждан в отношении естественных богатств страны и другие, требующие криминализации. Распространенность преступных посягательств на природные богатства достаточно велика, однако высокий уровень латентности и неудовлетворительная реализация принципа неотвратимости ответственности за их совершение требуют разработки эффективных средств борьбы с преступными деяниями в сфере экологии [8].

Исполнение международно-правовых норм, направленных на охрану экологических интересов гражданского общества, имеет огромное значение для страны. Так, в 2000 г. Казахстан ратифицировал конвенцию

Европейской экономической комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды» (Орхусская конвенция) [5]. В ст. 1 Орхусской конвенции определено, что для содействия защите права каждого человека нынешнего и будущих поколений жить в окружающей среде, благоприятной для его здоровья и благосостояния, каждая сторона гарантирует право на доступ к экологической информации, на участие общественности в процессе принятия решений, на доступ к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды. В экологическом законодательстве Казахстана право на благоприятную окружающую среду является одним из гарантированных прав. В этой связи выявление и пресечение экологических преступлений имеют для страны приоритетный характер.

Сопоставление результатов выборки статистических данных по экологическим преступлениям в Казахстане в период с 2008 по 2013 г. показано на рис. 1. Выборка данных об экологических преступлениях была осуществлена из банка данных отчета о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования [6].

В анализируемый период основная масса регистрируемых экологических преступлений приходится на четыре состава преступления: незаконная добыча водных животных и растений (ст. 287), незаконная охота (ст. 288), незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений (ст. 290), незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 291). До 2012 г не за-

200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

фиксировано регистрации преступлений, касающихся нарушения правил безопасности при обращении с микробиологическими или другими биологическими агентами или токсинами (ст. 279); загрязнения, засорения и истощения вод (ст. 281); загрязнения атмосферы (ст. 282); непринятия мер по ликвидации последствий экологического загрязнения (ст. 294). Обращает на себя внимание, что за исследуемый период не отмечено ни одного факта регистрации преступлений по ст. 284 УК РК (нарушение законодательства о континентальном шельфе РК и об исключительной экономической зоне РК).

Следует отметить значительное увеличение в 2013 г. количества зарегистрированных экологических преступлений: если в 2012 г. было зарегистрировано 348 преступлений, то в 2013 г. - 571, увеличение составило 64 %. Это, несомненно, позитивный показатель, учитывая большую латентность экологических преступлений. Согласно заявлению Генеральной прокуратуры Республики Казахстан, увеличение связано с реализацией курса по «наведению порядка» в сфере учетно-регистрационной дисциплины и объективных показателей уровня преступности [9]. Необходимо отметить, что с 2012 г. в связи с проводимыми в уголовном законодательстве реформами изменена формула раскрываемости преступлений, которая стала исключать мотивацию к их укрытию, сопряженному с нарушением прав граждан. В новой формуле используется число зарегистрированных заявлений о преступлениях, тогда как ранее использовалось число возбужденных уголовных дел. Несомненно, данное обстоятельство сказалось на увеличении количества регистрируемых преступлений.

_ -

[

I

ГЫ1

i - ■ ■ — ■ ■ - — - — ■ — — — ■ — — - — — - — — - ■ — и - -1 . i ■--

Ст. 277Ст. 278 Ст. 279 Ст. 280 Ст. 281 Ст. 282 Ст. 283 Ст. 284 Ст. 285 Ст. 286 Ст. 287 Ст. 288 Ст. 289 Ст. 290 Ст. 291 Ст. 292 Ст. 293 Ст. 294

□ 2008 ■ 2009 □ 2010 ■ 2011 □ 2012 ■ 2013 Рис. 1. Динамика числа экологических преступлений, зарегистрированных в Казахстане с 2008 по 2013 г.

По-прежнему самое большое количество зарегистрированных преступлений приходится на ст. 287 УК РК «Незаконная добыча водных животных и растений», основная часть которых совершается в акватории Каспийского моря. Генеральная прокуратура РК констатирует, что браконьерство осетровых в Казахстане за последние три года приняло промышленные масштабы. Ежедневно уничтожается около 2 тыс. рыб, через четыре-пять лет можно оказаться на грани исчезновения осетровых [2]. Следует отметить, что с 1 января 2014 г. введен мораторий на промышленный вылов осетровых видов рыб прикаспийскими странами.

Сложность борьбы с этим видом преступления заключается в существовании организованной преступной деятельности, имеющей транснациональный характер, специализирующейся на незаконной добыче и сбыте осетровых пород рыб, с вовлечением в криминальные схемы сотрудников государственных органов. Согласно данным Международного фонда охраны природы, организованные преступные группы ежегодно незаконно переплавляют свыше 100 млн т рыбы, 1,5 млн живых птиц и 440 тыс. т лекарственных растений [14]. По мнению профессора В.А. Авдеева, с учетом сложности доказывания организованной преступной деятельности, проблем, возникающих в процессе оперативно-розыскной деятельности и работы суда, целесообразным представляется создание специализированных коллегиальных органов, в составе которых были бы лица, обладающие высоким профессионализмом и систематически повышающие квалификацию в рамках международного сотрудничества по борьбе с транснациональной организованной преступностью [1].

В 2013 г. в 3 раза по сравнению с 2012 г. и почти в 4 раза по сравнению с 2008 г. увеличилось количество выявленных преступлений, предусмотренных ст. 290 УК «Незаконное обращение с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами животных и растений». По мнению ООН, хорошо организованные преступные группы превратили незаконное использование природных ресурсов в высокодоходное профессиональное занятие по промыслу охраняемых и находящихся под угрозой исчезновения видов животных [13].

Следует отметить, что в 2012 г. внесены изменения в Уголовный кодекс РК, введена обязательная конфискация имущества, являющегося объектом преступных действий, ору-

дием или средством совершения преступления при незаконной охоте. Кроме того, было введено понятие «дериват», которое понимается как производное растения или животного. Например, по данным МСХ, с начала года в ареалах распространения сайгаков зафиксировано 19 фактов отстрела с изъятием более 124 туш и 5 249 рогов сайгаков, что свидетельствует о массовом характере браконьерства, организации сбыта мяса, сбора и приобретения рогов, а также возможности контрабандного провоза за пределы страны продукции сайгаков [3].

Стабильное количество регистрируемых преступлений отмечается по ст. 288 УК РК «Незаконная охота». В 2008 г. было зарегистрировано 65 преступлений, что составило 21,3 % от общего количества зарегистрированных экологических преступлений. В последующие годы имеется тенденция к увеличению числа преступлений: в 2012 г. было зарегистрировано 204 преступления, такое же количество было зарегистрировано и в 2013 г.

По ст. 291 УК РК «Незаконная порубка деревьев и кустарников» в 2009 г. было зарегистрировано 174 преступления, что на 37 % больше, чем в 2008 г. Затем с 2010 по 2012 г. отмечается тенденция к их уменьшению. В 2013 г. по данной статье выявлено 82 преступления, что составило 14 % от общего числа экологических преступлений. Анализ данных (рис. 2) показал, что уголовные дела, которые находились в производстве в отчетном периоде (критерий К1), имеют ярко выраженную тенденцию к уменьшению с 2009 по 2011 г. В период с 2008 по 2010 г. можно отметить медленное увеличение количества уголовных дел, которые были окончены в отчетном периоде (критерий К3). В 2011 г. этот критерий имел минимальное значение за весь исследуемый период, но с 2012 по 2013 г. количество таких дел резко возрастает по сравнению с предыдущим периодом. Количество уголовных дел, которые были направлены в суд в отчетном периоде (критерий К4), рассматривается как показатель эффективности борьбы с экологическими преступлениями. Его изменение вплоть до 2011 г. имеет тенденцию, аналогичную изменению критерия К3. Резкий положительный скачок величины К3 наблюдается только в 2013 г. Зависимость изменения количества преступлений, которые приостановлены в отчетном периоде (критерий К5), аналогична изменениям исследованных выше критериев (рис. 2).

700 600 500 400 300 200 100 0

634

45Г397 411 42Г~

3~l305 ■ 319 RgtT-

■166 И173 216 И178 180 ШГ И191 162

;: tp8^ fcftjr Игр ЩрЯГ Ifjn

2008

2009

2010

2011

2012

2013

□ Количество преступлений, уголовные дела о которых находились в производстве в отчетном периоде (К1)

■ Количество преступлений, зарегистрированных в отчетном периоде (К2)

■ Количество преступлений, дела о которых окончены в отчетном периоде (К3)

□ Количество преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд в отчетном периоде (К4) Ж Количество преступлений, дела о которых приостановлены в отчетном периоде (К5)

Рис. 2. Распределение числа экологических преступлений в Республике Казахстан с 2008 по 2013 г.

Важным показателем эффективности борьбы с экологическими преступлениями является количество приостановленных дел. Из рис. 2 видно, что с 2008 по 2013 г. количество приостановленных дел не уменьшалось и, как правило, чуть менее половины дел приостанавливалось. В 2013 г. количество приостановленных дел в общей структуре экологических преступлений составило 46,8 %. В основном дела приостанавливаются по п. 1 ч. 1 ст. 50 за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Начиная с 2012 г. наблюдается резкий рост числа уголовных дел, которые находились в производстве в отчетном периоде. Необходимо отметить совпадение характера изменения этих критериев в исследуемое время. В самом деле, на рис. 3 показано изменение разности (К2 - К1) за шесть лет. Ее величина колеблется в диапазоне от 50 до 60 преступлений. Таким образом, можно сказать, что из года в год из предыдущего периода в текущий переходило приблизительно одинаковое количество незавершенных дел.

Рис. 3. Изменение величины (К2 - К1) с 2008 по 2013 г.

Поводя итог проведенному исследованию, можно сделать следующие выводы и предложить ряд рекомендаций:

1. Анализ статистических данных показал, что в процессе проведения в стране реформы уголовного, уголовно-процессуального законодательства, которая ориентирована на получение объективных данных о состоянии преступности, количество зарегистрированных экологических преступлений значительно возросло. Это, несомненно, позитивный показатель, поскольку рассматриваемый вид преступности характеризуется высокой латентностью. Однако значительное количество приостановленных дел, которое в анализируемый период составило в среднем 40 % от общего числа зарегистрированных экологических преступлений, показывает низкую эффективность борьбы с экологическими преступлениями, ведущейся органами уголовного преследования. Кроме того, количество уголовных дел, которые были направлены в суд, составляет менее половины регистрируемых экологических преступлений. В связи с этим можно констатировать, что почти каждое второе зарегистрированное преступление оставалось нераскрытым.

2. Весьма неоднозначное впечатление производят результаты анализа структуры регистрируемой экологической преступности, поскольку только четыре из 18 статей гл. 11 Уголовного кодекса РК из года в год применяются правоохранительными органами. Например, ст. 282 УК РК «Загрязнение атмосферы» в анализируемый период до 2012 г. не находила реального применения, и только в 2013 г. по ней было зарегистрировано одно преступление. С учетом того что в стране загрязнение воздушного бассейна не уменьшается, данное обстоятельство свидетельствует о низкой степени выявления экологических преступлений.

Как правило, это связано с тем, что борьба с экологической преступностью требует специальных навыков и знаний, которых зачастую не хватает у сотрудников правоохранительных органов. В случаях загрязнения атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, земли сложно доказать вред, причиненный здоровью населения, степень экологического ущерба, причинную связь между причиненным ущербом и противоправностью деяния. Введение системы мониторинга окружающей среды в онлайн-режиме, которая уже применяется в ряде зарубежных стран, в том числе и в России, будет способствовать своевременному выявлению экологических преступлений.

3. В целях обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду необходимо разработать стратегический план по предупреждению экологической преступности на территории Казахстана. Предупреждение экологической преступности предполагает политические, экономические, социальные и иные преобразования.

4. В связи с высокой степенью латентно-сти экологических преступлений необходимо координировать работу правоохранительных и природоохранных органов.

5. Следует стимулировать природополь-зователей на переход к экологически чистым технологиям, переработку отходов и дальнейшую их реализацию (налоговые, таможенные и другие льготы).

6. Тревожным фактором является коррупция в государственных органах, осуществляющих экологический контроль. Одной из причин превышения сверхнормативных выбросов в окружающую среду являются коррупционные

преступления должностных лиц, которые допускают осуществление природопользования без разрешительных документов, а также злоупотребление должностными полномочиями в пользу различных коммерческих структур (скрытие выявленных в ходе проверок нарушений). Так, в 2012 г. финансовой полицией Республики Казахстан возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Комитета экологического регулирования и контроля Министерства охраны окружающей среды РК по факту получения взятки в сумме 100 тыс. дол. от представителей горнорудных предприятий за незаконную выдачу разрешений на выброс вредных производственных отходов - цианидов в реку Секисовка Восточно-Казахстанской области [12]. В целях искоренения коррупционных проявлений необходимо устранение коллизий и пробелов в действующем законодательстве; создание специализированного органа по борьбе с коррупцией в области природопользования.

7. Осознание опасности экологических преступлений является основой для сохранения благоприятной окружающей среды для всего человечества. На сегодняшний день мировым сообществом признается, что ухудшение качества окружающей среды в результате ведения деятельности различными загрязнителями является нарушением прав человека на благоприятную окружающую среду [11]. Однако осознание архиважности борьбы с нарушителями природоохранного законодательства отсутствует как у правоохранительных органов, так и у общественности. В этой связи необходимо повышение уровня экологического образования среди сотрудников правоохранительных органов и населения.

ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авдеев В.А. Актуальные вопросы противодействия организованной преступности на законодательном и правоприменительном уровнях (обзор материалов круглого стола) / В.А. Авдеев // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2013. - № 3. - С. 5-24.

2. Браконьерство осетровых в Казахстане приняло промышленные масштабы [Электронный ресурс] // Казахстанский портал новостей. - Режим доступа: http://www.kaztag.kz.

3. В Казахстане незаконная охота носит массовый характер [Электронный ресурс] // Казахстанский портал новостей. - Режим доступа: http://thenews.kz/2012/08/01/1168725.html.

4. Криминология : учебник для вузов / под общ. ред. А.И. Долговой. - М., 2001. - 781 с.

5. О доступе к информации, участию общественности в принятии решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды [Электронный ресурс] : конвенция Европейской экономической комиссии ООН. - Режим доступа: http://www.un.org/rU/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml.

6. Отчеты о зарегистрированных преступлениях и результатах деятельности органов уголовного преследования за 12 месяцев с 2008 по 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://service.pravstat.kz.

7. Оценка существующей системы инструментов экологической политики в Республике Казахстан [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://iacoos.kz/ecopolicy/Result_2_1_EPI_Analysis_Full_Russian.pdf.

8. Плешаков А.М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями (теоретический и прикладной аспекты) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук / А.М. Плешаков ; Акад. МВД РФ. - М., 1994. - 42 с.

9. Статистика роста преступлений в Казахстане за 2013 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// news.zakon.kz/top_news/4599166-statistika-rosta-prestuplenijj-v.html.

10. Сулейменова С.Ж. Коррупционные проявления в сфере использования и охраны естественных природных ресурсов, в частности водных объектах / С.Ж. Сулейменова // Вестник КазНУ Серия юридическая. - 2011. -№ 3 (59). - С. 117-118.

11. Report of the OHCHR on the relationship between climate change and human rights, A\HRC\10\61 (15 January 2009) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ohchr.org.

12. Уголовные дела завели на двух чиновников МООС [Электронный ресурс] // Информационная служба. -Режим доступа: http://www.zakon.kz.

13. Экологическая преступность: незаконный оборот дикой флоры и фауны и древесины [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unodc.org/documents/toc/factsheets/TOC12_fs_environmentalcrime_RU_Plain.pdf.

14. WWF [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwf.panda.org/about_our_earth/species/problems/ illegal_trade.

REFERENCES

1. Avdeev V.A. Current issues of organized crime counteraction on the legislative and law-enforcement levels (round table summary). [Avdeev V.A. Aktual'nye voprosy protivodejstvija organizovannoj prestupnosti na zakonodatel'nom i pravoprimenitel'nom urovnjah (obzor materialov kruglogo stola)]. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal 'skogo gosudarst-vennogo universiteta jekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2013, no. 3, pp. 5-24.

2. Sturgeons poaching in Kazakhstan has reached commercial size. Kazakhstan news portal. [Brakon'erstvo osetro-vyh v Kazahstane prinjalo promyshlennye masshtaby Kazahstanskij portal novostej]. Available at: http://www.kaztag.kz.

3. Illegal hunting is common in Kazakhstan. Kazakhstan news portal. [V Kazahstane nezakonnaja ohota nosit massovyj harakter. Kazahstanskij portal novostej]. Available at: http://thenews.kz/2012/08/01/1168725.html.

4. The UNECE Convention on Access to Information, Public Participation in Decision-making and Access to Justice in Environmental Matters. [Konvencija Evropejskoj Jekonomicheskoj Komissii OON «O dostupe k informacii, uchastiju obshhestvennosti v prinjatii reshenij i dostupe k pravosudiju po voprosam, kasajushhimsja okruzhajushhej sredy»]. Available at: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/orhus.shtml.

5. Criminology: educational book. [Kriminologija : uchebnik dlja vuzov]. Moscow, 2001. 781 p.

6. 2008-2013 12 months registered crimes and prosecuting agencies' activity results report. [Otchety o zareg-istrirovannyh prestuplenijah i rezul'tatah dejatel'nosti organov ugolovnogo presledovanija za 12 mesjacev s 2008 po 2013 god]. Available at: http://service.pravstat.kz.

7. Kazakhstan ecological policy instruments evaluation. [Ocenka sushhestvujushhej sistemy instrumentov jekologiches-koj politiki v respublike Kazahstan]. Available at: http://iacoos.kz/ecopolicy/Result_2_1_EPI_Analysis_Full_Russian.pdf.

8. Pleshakov A.M. Criminal counteraction to ecological crimes (theoretical and applied aspects). Author's abstract. [Pleshakov A.M. Ugolovno-pravovaja bor'ba s jekologicheskimi prestuplenijami (teoreticheskij i prikladnoj aspekty) : avtoref. dis. ... d-ra jurid. nauk]. Moscow, 1994, 42 p.

9. 2013 crime increase statistics in Kazakhstan. [Statistika rosta prestuplenij v Kazahstane za 2013 god]. Available at: http://news.zakon.kz/top_news/4599166-statistika-rosta-prestuplenij_j-v.html.

10. Sulejmenova S.Zh. Corruption aspects in terms of natural resources exploitation and conservation (particularly water objects). [Sulejmenova S.Zh. Korrupcionnye projavlenija v sfere ispol'zovanija i ohrany estestvennyh prirodnyh resursov, v chastnosti vodnyh ob#ektah]. Vestnik KazNU- Al-Farabi Kazakh National University Journal, no. 3 (59), 2011, pp. 117-118.

11. Report of the OHCHR on the relationship between climate change and human rights, A\HRC\10\61 (15 January 2009). Available at: http://www.ohchr.org.

12. Criminal cases were initiated on 2 officers of Environmental Protection Ministry. Information service Informa-cionnaja sluzhba zakon.kz. [Ugolovnye dela zaveli na dvuh chinovnikov MOOS. Informacionnaja sluzhba zakon.kz]. Available at: http://www.zakon.kz.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Ecological crime: wildlife and timber illegal trafficking. UNODC. [Jekologicheskaja prestupnost': nezakonnyj oborot dikoj flory i fauny i drevisiny. UNODC]. Available at: http://www.unodc.org/documents/toc/factsheets/TOC12_ fs_environmentalcrime_RU_Plain.pdf.

14. WWF. Available at: http://wwf.panda.org/about_our_earth/species/problems/illegal_trade.

Сведения об авторах

Матаева Майгуль Хафизовна - профессор Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, доктор юридических наук, г. Семей, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].

Мукашева Назгуль Кенжешовна - докторант Казахского гуманитарно-юридического инновационного университета, г. Семей, Республика Казахстан; e-mail: [email protected].

Information about authors

Mataeva Majgul'Hafizovna - Professor of Kazakh Humanitarian Law Academy, Doctor of Law, Semey, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected].

Mukasheva Nazgul' Kenzheshovna - Doctoral candidate of Kazakh Humanitarian Law Academy, Semey, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.