Научная статья на тему 'Экологические аспекты российско-монгольского сотрудничества'

Экологические аспекты российско-монгольского сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по Гуманитарные науки , автор научной работы — Цыренова Татьяна Батомункуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты российско-монгольского сотрудничества»

Т. Б. ЦЫРЕНОВА

Институт монголоведения, тибетологии и буддизма СО РАН Улан-Удэ

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РОССИЙСКО-МОНГОЛЬСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Характерным явлением современного мира является динамичная трансформация системы международный отношений, которым свойственны не только конкуренция, обусловленная стремлением ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, но и расширение всемерного сотрудничества во всех областях человеческой деятельности, связанное с глобализаци-онными процессами.

Российская Федерация является одной из крупнейших стран мира с многовековой историей и древними культурными традициями. Занимая уникальное стратегическое положение на Евразийском континенте, она обладает богатым экономическим, научно-техническим и природным потенциалом, что дает ей возможность занимать и ключевые позиции в мировом сообществе, одинаково строить свои отношения как со странами Запада, так и Востока. За последнее время восточное направление российской политики значительно активизировалось. Это объясняется тем, что за последние годы все более возрастает влияние стран Восточного региона на мировые процессы. Для Рос-

сии возрастание значимости стран Востока на мировых аренах означает тот факт, что при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику Восточный регион становится дополнительными воротами в мировой океан и индустриально развитый мир. Благоприятствующим фактором в данном случае является то, что, не считая территориального спора с Японией, у России нет в Восточной Азии и на всем Дальнем Востоке сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее проникновение туда. Ряд стран этих регионов превратился в мощную динамично развивающуюся мировую силу. Действительно, Восточная Азия уже стала равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества, и эта роль в наступающем веке будет только усиливаться. Заметим, что экономическая значимость региона настолько увеличилась, что глобальный экономический баланс сделал заметный крен от североатлантических экономик в пользу Восточной Азии.

Значимость восточных окраин России в качестве немаловажного регионального фактора в Восточной Азии, по-видимому, в будущем не только не снизится, а, наоборот, существенно возрастет при неизбежном усилении здесь экономического соперничества между Китаем и Японией.

Сотрудничество со странами Восточной Азии становится для России одной из важных предпосылок решения стратегической задачи ускоренного развития Сибири и российского Дальнего Востока. До недавнего времени российский Дальний Восток и Сибирь были практически полностью изолированы от зарубежных стран в качестве экономических субъектов, составляющих равноправное партнерство. Торгово-экономическое взаимодействие осуществлялось из Центра. Курс России на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать реальному участию Сибири и Дальнего Востока в процессе региональной экономической интеграции. Такой курс является залогом сохранения территориальной целостности нашей страны, сохранения ее природных богатств и экологической безопасности.

В контексте этого направления российской политики важное место занимает российско-монгольское сотрудничество в области охраны и использования трансграничных вод.

Важность такого сотрудничества обусловливается все более возрастающей значимостью проблемы запасов пресной воды на планете. Вода — это источник жизни на земле. Она пронизывает все сферы жизнедеятельности человека. Еще древний философ Фалес утверждал, что все возникает из воды и в воду возвращается. Постоянная потребность в воде испытывается как в повседневной жизни, так и в широкомасштабной сфере деятельности людей, связанной с промышленным и сельскохозяйственным производством. Поэтому проблема запасов пресной воды с каждым годом становится одной из самых актуальных задач жизнедеятельности людей на всей планете.

С 2005 г. берет отсчет Международное десятилетие действий «Вода — для жизни», провозглашенное Генеральной Ассамблеей Организации Объединенные Наций. Цель этой акции состоит в развитии международного сотрудничества для решения актуальных проблем, связанных с водой. Наличие такой даты в международном календаре говорит о возрастающем внимании общественности к той исключительной важности водных ресурсов, которую они имеют как в повседневной жизни людей, так и в промышленном производстве. Проблема распределения и совместного использования водных ресурсов трансграничных рек Центральной Азии затрагивает как политические, экономические, социальные, так и экологические аспекты жизни суверенных государств. По оценкам Программы ООН по охране окружающей среды (ЮНЕП), Россия обладает третьей частью мировых запасов пресной воды. Реки России несут десятую часть ежегодного мирового речного стока. При этом население России не достигает и 3 % от общей численности населения земного шара. Из них около 80 % сосредоточено в озере Байкал. Объем байкальской воды составляет 23 тыс. куб. км, это пятая часть мирового запаса пресной воды.

Байкал представляет собой уникальное творение природы. В 1996 г. он быи включен в список участков всемирного наследия ЮНЕСКО. В нем сосредоточено 20 % пресной воды планеты. Вокруг этого озера создана своеобразная экосистема, включающая разнообразный мир флоры и фауны.

Водное изобилие накладывает на Россию особую ответственность перед человечеством за сохранение этого важнейшего

природного ресурса. Ведь сегодня 1/6 часть населения Земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а 1/3 — к воде для бытовых нужд. Вместе с тем сегодня наблюдается непонимание этой значимости со стороны многих людей во всех уголках планеты.

В настоящий момент происходит сокращение запасов пресной воды. Сокращение запасов пресной воды обусловлено расточительным водопользованием, ростом населения, уничтожением лесов, загрязнением водных ресурсов, недопустимым поведением туристов. Загрязнение побережья близлежащих водоемов и самих водоемов свидетельствует о непонимании со стороны многих людей и руководителей промышленных и сельскохозяйственных предприятий важности воды в человеческой жизни. А ведь по мнению экспертов ООН, в середине XXI столетия по меньшей мере 2 млрд. человек из 48 стран столкнутся с нехваткой воды. Из-за растущего мирового дефицита воды взамен сегодняшних войн за нефть в будущем могут возникать войны за воду. В этой ситуации особо значимой становится международное сотрудничество по охране этого важнейшего природного ресурса. На Россию в этой сфере налагается ведущая роль. Без России не мог вступить в силу грандиозный Киотский протокол. Без участия России не могут рассматриваться глобальные вопросы, связанные с водопотреб-лением, состоянием водных ресурсов.

Вместе с тем сегодня в России сплошь и рядом можно видеть варварское отношение к водным ресурсам, включая и тех, кто несет ответственность за промышленное и сельскохозяйственное производство. Расточительное водопользование, рост населения и другие вышеописанные факторы свидетельствуют о непонимании важности воды в человеческой жизни. А ведь «из всех кризисов социального или природного "происхождения», по словам Коитиро Маццура, генерального директора ЮНЕСКО, «именно кризис водных ресурсов ставит вопрос о нашем выживании и выживании нашей планеты Земля».

Важность сотрудничества России и Монголии в области охраны Байкала диктуется тем, что проблема распределения и совместного использования водных ресурсов трансграничных рек затрагивает как политические, экономические, социальные, так и экологические аспекты жизни суверенных государств. Из-

вестно, что главным притоком озера Байкал является река Селенга. Она является основным крупным притоком озера Байкал. Истоки этой реки расположены на территории Монголии. Начиная свой путь в Монголии от слияния рек Эдэр и Мурэн, вбирая на своем пути воды многочисленных притоков, к устью она становится полноводной и приносит в Байкал в среднем около 30 куб. км воды. Это составляет половину всего притока в озеро. Из общего объема стока воды реки Селенга 40—45 % формируется на территории Монголии. Остальная часть объема воды приходится на территорию Бурятии (Россия). Площадь бассейна реки Селенга составляет 470 кв. км. Основными притоками реки Селенга на территории Республики Бурятия являются реки Джида, Темник, Чикой, Хилок, Уда и др.

Водная система Байкала формируется за счет речного стока, 70 % которого приходится на реки Селенга, Верхняя Ангара, Баргузин. Из 447 тыс. кв. км площади бассейна реки Селенга 148 тыс. кв. км приходится на территорию России (33 %), а на территорию сопредельной Монголии — 229 тыс. км2, что составляет 67 %, или 2/3, площади водосборного бассейна реки Селенга. На территории Монголии в Селенгу впадают 35 рек, из которых 2 — Эг и Орхон — средние, 18 — малые реки, а 16 представлены временными водотоками.

Бассейн реки Селенга имеет хорошо развитую речную сеть. Ее средняя густота изменяется в довольно широких пределах от 0,19 до 0,55 км/кк. км. В верховьях и районах прорыва скорость водныгх горныгх потоков достигает 2—3 м/с. И лишь на отдельный участках скорость течения уменьшается до 1,0—1,5 м/с. Ширина больших рек изменяется в среднем от 50 до 150 м, а малыгх — от 2 до 20. Наибольшая глубина на больших реках доходит до 4—5 м, а на малых — до 0,5—1 м1.

Селенга представляет собой трансграничный водный объект. На трансграничной территории расположены крупные месторождения стратегических полезных ископаемых, горноруд-

1 Балдандорж Ц., Одонцэцэг Д., Удвалцэцэг Г.Обзорная информация соци-

ально-экономической обстановки бассейна реки Селенга на территории Монголии // Материалы международной научно-практической конференции «Селенга — река без границ». Улан-Удэ, 2002. С. 7.

ные предприятия, промышленные объекты России и Монголии, железнодорожные и автомобильные магистрали с выходом на Тихий океан и Китай. А ведь качество водных ресурсов водосборного бассейна является определяющим фактором экологического благополучия уникальной экосистемы озера Байкал. Поэтому в последние десятилетия Байкал, входящий во всемирное наследие ЮНЕСКО, испытывает ощутимое воздействие различных антропогенных факторов.

В настоящее время в Монголии интенсивно развивается сфера туризма, планируются проекты по использованию трансграничных водных объектов, в том числе по строительству гидроэлектростанции на реке Эг, притоке Селенги, строительству водохранилищ в бассейне реки Селенга, проекты по переброске водных ресурсов. За последние годы в монгольской части бассейна реки Селенга зафиксирован значительный рост промышленности.

Все эти факты ставят под угрозу экологическое благополучие такого уникального природного объекта, каким является озеро Байкал. Поэтому экологическое благополучие озера Байкал и его главного притока во многом определяется координацией усилий России и Монголии в области охраны и рационального использования трансграничных водных ресурсов.

Российско-монгольское сотрудничество в области охраны и использования трансграничных водных объектов на сегодняшний день — одно из самых приоритетных в области международного сотрудничества по вопросам охраны озера Байкал.

Отношения двух сторон в области охраны и использования трансграничных вод регулируются российско-монгольским межправительственным соглашением, подписанным правительством Российской Федерации и правительством Монголии в 1995 г.

Российско-монгольское трансграничное сотрудничество предполагает:

• ведение государственного мониторинга на трансграничных водных объектах на установленных гидрологических створах;

• разработку схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга;

• разработку межправительственной программы по оценке санитарно-эпидемиологического контроля на трансграничных водных объектах.

Немаловажным в разрешении водных проблем трансграничного характера является и привлечение широкого спектра общественных и научных кругов. Подтверждением этому служит проведение научно-практической конференции «Селенга — река без границ» в рамках заседаний совместной российско-монгольской рабочей группы.

Сейчас актуальным становится изучение вопроса о состоянии предприятий горнодобывающей отрасли Монголии в бассейне реки Селенга и их негативном влиянии на водные объекты.

Среди этих мероприятий особую значимость имеет проведение совещаний уполномоченных правительств России и Монголии.

Российско-монгольское сотрудничество в области охраны и использования трансграничных вод имеет свою предысторию, которая восходит еще к советским временам, когда было подписано соглашение между правительством Советского Союза и правительством Монгольской Народной Республикой о рациональном использовании и охране вод бассейна реки Селенга. Краткую историю российско-монгольского сотрудничества в области охраны и использования трансграничных вод условно можно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свою специфику и особенности своего развития.

1. Первый этап охватывает период с 1974 по 1991 г. Он характеризуется формированием основ советско-монгольского сотрудничества. В подписанном в 1974 г. соглашении между правительством Советского Союза и правительством Монгольской Народной Республикой были заложены основные направления советско-монгольского сотрудничества в области охраны и использования трансграничных вод, которые актуальны и по сей день. Это мониторинг качества трансграничных вод, разработка и внедрение схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга.

2. Второй этап охватывает период с 1995 по 2001 г. Его можно рассматривать как период восстановления прежних доб-

рососедских отношений, испорченныгх в связи с развалом социалистического лагеря и СССР. В 1995 г. было подписано Российско-монгольское межправительственное соглашение по охране и использованию трансграничных вод, которое продолжило линию преемственности соглашения от 1974 г.

3. Третий этап охватывает период с 2004 г. по настоящее время. Это период развития приоритетных направлений российско-монгольского сотрудничества в области охраны и использования трансграничныгх вод в новых изменившихся условиях. В 2004 г. было образовано Федеральное агентство водных ресурсов в России, а в Монголии в 2005 г. было создано Правительственное агентство водных дел Монголии.

На сегодняшний день российско-монгольское сотрудничество в области охраны и использования трансграничных вод отвечает национальным интересам как Российской Федерации, так и Монголии.

Российско-монгольское трансграничное сотрудничество включает такие мероприятия, как:

1) ведение государственного мониторинга на трансграничных водных объектах на установленных гидрологических створах;

2) разработку схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга;

3) санитарно-эпидемиологический контроль на трансграничных водных объектах;

4) организация научно-практической конференции «Селенга — река без границ» в рамках заседаний совместной российско-монгольской рабочей группы;

5) проведение международной передвижной выставки «Селенга — река без границ».

На сегодняшний день актуальным становится изучение воздействия на водные объекты предприятий горнодобывающей отрасли Монголии в бассейне реки.

Среди этих мероприятий, как уже отмечено, особую значимость имеет проведение совещаний уполномоченных правительств России и Монголии. На таких совещаниях намечаются и реализуются основные принципы взаимодействия в области охраны и использования трансграничных вод, определяется по-

рядок ведения основных направлений данного соглашения, координируется и анализируется работа по изучению современного состояния водного хозяйства двух стран и современного использования водных ресурсов.

За всю историю реализации Российско-монгольского межправительственного соглашения по охране и использованию трансграничных водных объектов прошло шесть совещаний.

После его подписания в 1995 г. прошел значительный период времени, за который была проделана большая работа, отраженная в решениях пяти совещаний уполномоченных правительств России и Монголии.

В 1996 г. состоялось 1-е совещание уполномоченных, на котором были намечены основные принципы взаимодействия в области охраны и использования трансграничных вод. Последующее за ним 2-е совещание определило правовые условия реализации Российско-монгольского межправительственного соглашения по охране и использованию трансграничных вод. Был разработан порядок деятельности совместной рабочей группы, определен порядок ведения основных направлений данного соглашения мониторинга состояния трансграничных водных объектов. Была разработана схема оперативного оповещения сторон при стихийных бедствиях и аварийных ситуациях и так далее.

На 3-м совещании уполномоченных было принято решение о разработке схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга. На совещании было обращено внимание на загрязнение трансграничных водных объектов. В связи с этим было принято решение о привлечении к реализации данного соглашения служб санитарно-эпидемиологического контроля и рыбнадзорных ведомств.

На совещании также была отмечена необходимость привлечения к проблемам охраны и использования трансграничных вод широких научных кругов. Итогом привлечения ученых стало решение о регулярном проведении международной научно-практической конференции «Селенга — река без границ». Была отмечена важность переиздания монографии «Гидрологический режим рек бассейна реки Селенга и методы его расчетов».

Особую значимость в решениях 3-го совещания имел вопрос о разработке схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга, в которой предусматривалось согласование концепций, методической и нормативной базы, состава и содержания мероприятий по развитию водохозяйственного комплекса России и Монголии, изучение современного состояния водного хозяйства двух стран и современное использование водных ресурсов.

На последующих 4-м и 5-м совещаниях была отмечена необходимость продолжения мероприятий, направленных на реализацию межправительственного соглашения по утвержденным направлениям.

За прошедший период с начала официального сотрудничества между двумя странами осуществлялась активная деятельность по претворению в жизнь решений совещаний уполномоченных правительств России и Монголии, из которых особо следует выделить:

В соответствии с решением 5-го совещания уполномоченных было продолжено ведение государственного мониторинга на трансграничныгх водных объектах на установленных гидрологических створах.

Ведение государственного мониторинга на трансграничных водных объектах на территории Российской Федерации осуществлялось на территории трех субъектов Федерации (Республики Бурятия, Республики Тыва и Читинской области) в соответствии с установленным регламентом наблюдений за качественным состоянием трансграничных вод.

В соответствии с решением 3-го совещания уполномоченных одним из составляющих его явился перечень показателей загрязняющих веществ, состоящий из 16 показателей качества вод.

За отчетный период регламент наблюдений осуществлялся практически в полном объеме. Более того, на заседании совместной российско-монгольской рабочей группы в 2000 г. быши рассмотрены вопросы о включении в него таких веществ, как ртуть, фенолы, цинк и железо. Это явилось, прежде всего, следствием превышения ПДК именно по этим показателям. Также быи рассмотрен и решен вопрос о замене показателя перманга-

натной окисляемости на бихроматную окисляемость (ХПК). Это стало возможным благодаря тому, что ингредиент ХПК является нормируемым показателем качества вод по окисляемости.

На начало реализации Российско-монгольского соглашения по охране и использованию трансграничных вод действовала договоренность об определении свинца и ртути в поверхностных водах. В настоящее время определение их крайне проблематично. Определение свинца производилось фотометрическим методом, но в данное время оно прекращено из-за отсутствия реактивов, которые сняты с производства. Определение ртути также проблематично из-за отсутствия необходимой материально-технической базы.

На территории Республики Тыва мониторинг на таких водных объектах, как реки Тэс-Хэм, Эрцзин и озера Убсу-Нур и Тере-Холь, показал, что техногенных загрязняющих веществ в водах практически не обнаружено. Выявленное незначительное, но не превышающее санитарные нормы загрязнение нитратами связано в основном с природными факторами.

На территории Читинской области антропогенная нагрузка на трансграничные водные объекты незначительна и существенного изменения качества вод Байкальского региона не отмечено.

Успешному решению трансграничных проблем призвана содействовать «Схема комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга» как инструмент совместного программно-целевого планирования и реализации принципов устойчивого развития территории. Рамки, задаваемые схемой, включают широкий спектр природных, социальных, экономических и политических переменных, их реализацию и взаимосвязь.

Цель разработки комплексной схемы определена как достижение рационального экологически безопасного и устойчивого водопользования, обеспечивающего сбалансированность потребностей населения и экономического развития бассейна, а также гарантирование сохранения уникального природного объекта — озера Байкал.

Предыдущие схемы были разработаны в 1984 г. в России, а в 1986 г. в Монголии. Разработка схемы выполнялась отдельно

в пределах своих стран. Принципиально новым подходом при разработке предлагаемой сейчас схемы должен стать целостный подход, основанный на согласованной обеими сторонами единой концептуальной и методической базе. Более четкое и полное отражение в схеме должны найти природоохранные мероприятия и характеристика современного экологического состояния исследуемой территории.

Основанием для разработки «Схемы комплексного использования и охраны водных ресурсов бассейна реки Селенга» (далее: СКИОВР) послужили решения 2-го совещания уполномоченный правительств Российской Федерации и Монголии (июнь 1999 г.) о совместной разработке обеими сторонами схемы и 3-го совещания уполномоченных правительств Российской Федерации и Монголии (2000 г.), на котором быи согласован порядок совместной разработки схемы и утверждено техническое задание.

Порядок совместной разработки СКИОВР предусматривал, что каждая сторона по своей территории выполняет самостоятельные разработки, которые рассматриваются, обсуждаются, увязываются и согласовываются сторонами. После завершения схемы по обеим территориям намечалось составление сводной записки, в которой должны быть сформулированы сводные целевые показатели использования и охраны водных объектов и рекомендованы меры по трансграничному управлению водными ресурсами реки Селенга. Подготовка сводной записки поручалась ЗАО ПО «Совинтервод» с привлечением монгольских разработчиков.

Немаловажным направлением реализации Российско-монгольского межправительственного соглашения по охране и использованию трансграничных вод является разработка межправительственной программы по оценке санитарно-эпидемиологического контроля на трансграничных водных объектах.

Впервые на 3-м совещании уполномоченный правительства РФ и правительства Монголии по выполнению соглашения по охране и использованию трансграничных вод было отмечено о необходимости взаимодействия по вопросам оценки санитарно-эпидемиологической обстановки между двумя странами, интеграции действий различных ведомств по трансграничным ас-

пектам и обеспечения действенного контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой на трансграничных водотоках. На 4-м совещании уполномоченными было поручено совместной рабочей группе подготовить и представить на утверждение 5-го совещания уполномоченных правительств программу по совершенствованию санитарно-эпидемиологического контроля на трансграничных водотоках.

В соответствии с решением 4-го совещания уполномоченных правительств Российской Федерации и Монголии Центром Госсанэпиднадзора в Республике Бурятия совместно с Ангарским филиалом НИИ медицины труда и экологии человека ВСНЦ СО РАМН и Научным центром медицинской экологии разрабатывается программа по санитарно-эпидемиологическому контролю в приграничных районах Российской Федерации и Монголии на примере Кяхтинского района Республики Бурятия и Селенгинского аймака Монголии1.

Впервые в 2002 г. в рамках заседания совместной рабочей группы была проведена международная научно-практическая конференция «Селенга — река без границ». Усилиями российской части совместной рабочей группы проведение подобного рода конференций стало традиционным. Подтверждением этому является проведение в рамках августовского заседания совместной рабочей группы международной научно-практической конференции «Охрана и использование трансграничных вод». Конференция проходила в 2 этапа — открытие и начало конференции прошло в г. Улан-Удэ, заключительное заседание и принятие резолюции в г. Улан-Баторе. В ходе проведения конференции особую важность придавали освещению решений совещаний уполномоченных правительств России и Монголии по реализации данного соглашения. Итоговым документом конференции явились сборник докладов и резолюция, в кото-

1 См.: О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2000 г. М., 2000; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2001 г. М., 2001; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2002 г. М., 2002; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2003 г. М., 2003; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2004 г. М., 2004; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2005 г. М., 2005; О состоянии озера Байкал и мерах по его охране в 2006 г. М., 2006.

рой отмечена необходимость проведения таких конференций в целях ознакомления с научными достижениями и внедрения их в практическую деятельность.

Анализируя проделанную работу, можно говорить о том, что происходит интенсивный процесс наработки форм и методов сотрудничества в области охраны и использования трансграничныгх вод, требующий еще большего расширения и углубления для более эффективной и действенной охраны уникального творения природы — озера Байкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.