УДК 332.14
© В.С. Молотов, О.В. Молотова, Б.О. Гомбоев, К.Ш. Шагжиев
Новые подходы к трансграничному диагностическому анализу системы природопользования в бассейне оз. Байкал
В работе рассмотрены методологические подходы к реализации трансграничного диагностического анализа территории по проекту «Разработка интегрированной модели управления водными ресурсами в бассейне реки Селенга» и проекту «Комплексное управление природными ресурсами в трансграничной экосистеме водосборного бассейна озера Байкал» (ПРООН -ГЭФ 2011 г.).
Ключевые слова: речной бассейн, экосистема, трансграничная территория, модель управления, водопользование, трансграничный диагностический анализ, экологическая безопасность.
V.S. Molotov, O.V. Molotova, B.O. Gomboev, K.Sh. Shagzhiev
The new methods of transbounday diagnostic analysis of system of water using in the lake Baikal basin
The aim of article is the methods of transboundary diagnostic analysis of territory in the project "The development of integration model of Selenga basin water resources management" and in the project "Complex management of nature resources of trans-boundary ecosystem of the lake Baikal basin ".
Keywords: basin, ecosystem, model of management, water resources, water use, transboundary diagnostic analysis.
Основной задачей национальных концепций устойчивого развития является сбалансированное развитие экономики и социальной сферы страны при сохранении и улучшении экологической ситуации. Подобное развитие невозможно без учета и анализа эколого-географической ситуации, а также типов и уровней социально-экономического развития на международных трансграничных территориях. Необходимость такого анализа обусловлена не только повышением уровня интеграционных экономических отношений, но и зависимостью экологической обстановки в приграничных районах одной страны от форм и уровня хозяйственной деятельности в приграничных районах другой страны.
Научный и практический интерес вызывает решение проблем устойчивого природопользования в трансграничных бассейновых геосистемах, где ярко проявляется экологическая взаимосвязанность соседних государств. Бассейны представляют собой интегральную природно-хозяйственную систему, поскольку являются областью взаимодействия природы и общества. Наиболее характерными являются бассейны крупнейших рек, озер и морей, например, бассейн реки Амур, бассейн озера Байкал, бассейн Японского моря.
Важность урегулирования проблем использования трансграничных водных ресурсов нашла отражение в целом ряде межгосударственных соглашений и международных конвенций. Однако все эти соглашения отражают специфические особенности конкретных бассейнов, поэтому при попытке их универсализации возникают серьезные трудности. Между тем потребность в разработке общих подходов к использованию трансграничных водных ресурсов непрерывно растет.
Разрешение конфликтных ситуаций, связанных с использованием трансграничных водных объектов, происходит в межгосударственных структурах, таких как Дунайская, Рейнская, Индская комиссии. Решения, принимаемые этими структурами, имеют юридическую силу для их участников - суверенных государств, делегирующих этой структуре такие-полномочия. Компромисс, если он удается, достигается в результате неформализованного переговорного процесса. Механизмы согласования интересов государств, использующих трансграничные водные объекты, отсутствуют.
В целом государства речного бассейна стремятся использовать водные ресурсы прежде всего в собственных национальных интересах. С этой целью каждое государство обычно реализует свою национальную программу использования и охраны водных ресурсов. Если эти программы в определенной мере учитывают интересы других государств бассейна, то возникают условия формирования и реализации совместной программы, охват которой может быть как небольшим, так и значительным. В связи с этим реализация совместных программ требует предоставления взаимных выгод, которые должны превышать эффект от одностороннего использования водных ресурсов. При этом только рассмотрение речного бассейна как единой системы способствует формированию оптимальной системы управления трансграничными водными ресурсами.
Проведенный анализ показывает, что наиболее прогрессивные формы совместного использования водных ресурсов основываются на принципах экосистемной целостности речного бассейна, равноправного использования трансграничных вод и взаимовыгодного сотрудничества в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В этом отношении программа по сохранению р. Рейн является примером наиболее эффективного международного сотрудничества, изменившего одностороннее решение отдельных вопросов на сбалансированное развитие всех возможных интересов.
Трансграничные водные объекты и малые водотоки Российской Федерации и Монголии расположены в бассейнах рек Енисей, Амур и озера Байкал. Оценивая реализацию Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Монголии по охране и использованию трансграничных вод, следует отметить, что в первые годы Сторонами согласовывались механизмыи формы реализации Соглашения, порядок деятельности совместной российско-монгольской рабочей группы, основные принципы взаимодействия в области охраны и использования трансграничных вод. Со-
вершенствовалась работа по мониторингу состояния трансграничных водных объектов, в т.ч. с 2000 г. принято решение о проведении регулярных мониторинговых наблюдений по микробиологическим, вирусологическим и другим показателям санитарно-эпидемиологического контроля на р. Селенге, проводились работы по оценке условий естественной миграции рыб и других водных животных в трансграничных водах и т.д.
В последующий период по поручению Уполномоченных правительств Российской Федерации и Монголии совместной российско-монгольской рабочей группой налажен регулярный обмен информацией, согласованы схема взаимодействия при стихийных бедствиях, аварийных ситуациях и перечень контролируемых показателей загрязняющих веществ, усовершенствован такой необходимый инструмент контроля качества трансграничных вод, как параллельный отбор и анализ проб. Для получения более достоверной информации о качестве вод на трансграничных водотоках был существенно расширен спектр определяемых ингредиентов, внедрены методики определения ртути, хрома, алюминия, никеля, марганца. Выполняются другие направления ежегодных «Планов мероприятий совместной российско-монгольской рабочей группы на период между совещаниями Уполномоченных правительства Российской Федерации и правительства Монголии», утверждаемых Уполномоченными Сторон. Регулярно проводятся заседания совместной российско-монгольской рабочей группы.
Целенаправленная системная работа, ориентированная на достижение конкретных целевых показателей, началась после существенного изменения водного законодательства в обеих странах: в Монголии это принятие закона «О воде» (2004 г.), в Российской Федерации - Водного кодекса РФ (2006), и утверждения правительствами обеих стран целого пакета нормативно-правовых документов по их реализации.
Принятие правительством Российской Федерации «Водной стратегии РФ на период до 2020 года» и правительством Монголии «Национальной водной программы» (2009) позволило структурировать направления деятельности и сконцентрировать совместные усилия по следующим основным направлениям:
1. Организация работы по подготовке и безаварийному пропуску половодья и летне-осенних паводков, оценка водохозяйственной обстановки в бассейнах трансграничных рек.
2. Оценка влияния объектов хозяйственной деятельности на водные объекты, расположенные в бассейнах трансграничных рек.
3. Оценка качества трансграничных водных объектов по гидрохимическим и санитарно-эпидемиологическим показателям.
4. Выполнение водохозяйственных мероприятий на трансграничных реках.
Одним из условий сохранения и устойчивого развития бассейна озера Байкал является участие в этой работе всех структур гражданского общества. В целях привлечения широких научных кругов, представителей международных сообществ к решению проблем трансграничного переноса загряз-
няющих веществ с 2002 г. регулярно при поддержке Росводресурсов (один раз в два года) проводится международная научно-практическая конференция «Современные проблемы и пути решения рационального использования и охраны трансграничных вод» под девизом «Селенга - река без границ». В 2008-2010 гг. реализовывался корейско-российско-монгольский проект «Интегрированное управление водными ресурсами в бассейне реки Селенга». В настоящее время при поддержке ГЭФ/ПРООН реализуется проект «Комплексное управление природными ресурсами трансграничной экосистемы бассейна озера Байкал», который основывается на тесном двустороннем сотрудничестве между Россией и Монголией по решению проблем охраны и использования трансграничных вод.
В основе совместного российско-корейско-моногольского проекта «Разработка интегрированной модели управления водными ресурсами в бассейне р. Селенга» (ИМУВР в БРС) была использована концепция «Driving-force - Pressure - State - Impact - Response» - DPSIR как метод систематизации информации и выделения причинно-следственных связей с целью решения проблем в сфере окружающей среды [European Environment Agency, 1999]. Основной методологический подход, применяемый для принятия решений, заключается в определении ключевых данных (индикаторов) для различных секторов (экономика, экология, социальная сфера). Пример метода исследования DPSIR с набором соответствующих показателей показан на рис. 1.
ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ Демографические
- Население и рост населения
- Миграции
Культура и традиции
- Религия и верования
- Типы обществ Климат
- Изменчивость климата и сезонные изменения
- Низкий уровеньосадков
- Сезонные заморозки -Наличие многолетней мерзлоты Землепользование Промышленность -Горнодобывающая -Целлюлозно-бумажная
-ТЭЦ
Сельское хозяйство и
животноводство
Туризм
ДАВЛЕНИЕ
Загрязнение
- Домохозяйства
- Жилищно-коммунально е хозяйство
- Целлюлозно-бумажная промышленност ь
- Горнодобывающа я промышленность
- ТЭЦ, ГРЭС
- Разработка месторождени й
- Сельское хозяйство и животноводство
Изменение землепользования
I
СОСТОЯНИЕ Окружающая среда:
- Качество водных ресурсов
- Качество водных экосистем Параметры качества водных ресурсов
- Физические параметры
- Химические параметры
- Тяжелые металлы
I
ВОЗДЕЙСТВИЕ
Качество водных ресурсов
- Статус рек
- Загрязнение
- Состояние подземных вод
Горнодобывающая промышленность Деградация окружающей среды Изменение ландшафта На человека:
- Здоровье
- Изменение в образе жизни
I
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Политика (законы, водные законы, природоохранные законы) Планы (управление в природоохранной деятельности, планирование нормативных документов) Программы (образование и компетентность, участие общественности) Проекты (государственные и международные проекты)
Рис. 1. Концептуальная схема DPSIR-анализа
Проект включал в себя выполнение трех основных фаз: Фаза I «Обзор состояния и выделение приоритетов» (июнь 2007 - май 2008);
Фаза II «Бассейновая оценка и интегрированный анализ» (июнь 2008 -май 2009);
Фаза III «Развитие и оценка интегрированной модели управления водными ресурсами в бассейне р. Селенга» (июнь 2009 - май 2010).
Основными целями проекта являлись исследование состояния бассейна р. Селенга (БРС) и сбор данных в рамках интегрированной модели управления, что включало данные о состоянии окружающей среды и характеристики социально-экономического развития.
В задачи фазы I «Обзор состояния и выделение приоритетов» входили:
1. Анализ данных, собранных в ведомствах по качеству и количеству как поверхностных, так и подземных ресурсов, их забору и сбросу.
2. Сбор и анализ социально-экономических показателей районов в пределах бассейна р. Селенга.
3. Экспедиционные исследования качества поверхностных вод водоисточников на трансграничной территории, определение ряда физико-химических, химических и микробиологических параметров.
В задачи фазы II проекта ИМУВР в БРС входили:
1. Анализ в рамках методики DPSIR ключевых точек исследования.
2. Изучение системы управления, контроля и учета водных ресурсов на государственном и региональном уровнях; структуры и механизма работы основных ведомств, которые непосредственно касаются водных ресурсов.
3. Изучение качества воды в БРС на национальном и трансграничном уровнях.
Основная цель фазы III - разработка интегрированной модели управления водными ресурсами. На данном этапе решались следующие задачи:
1. Разработка интегрированной модели управления водными ресурсами на российской территории БРС.
2. Разработка трансграничной интегрированной модели управления водными ресурсами.
3. Изучение вопросов международного сотрудничества для создания ИМУВР.
При формировании базы данных для модели важны значительная разнотипная по характеру работа и использование различных источников информации. Прежде всего проводился анализ современного состояния промышленного и сельскохозяйственного производства, орошаемого земледелия в бассейне р. Селенга.
В задачу экспедиционных работ по определению качества поверхностных вод входило определение ряда физико-химических, химических и микробиологических параметров. Проведенный мониторинг поверхностных природных вод бассейна р. Селенга на территории России и Монголии выявил тенденции изменения качества воды под воздействием различных факторов.
Исследования на территории Монголии, кроме реки Селенги, проводили на ее притоках - реки Туул, Орхон, Улаангол, Олегол, где расположены горнорудные, золотодобывающие, промышленные предприятия. Пробы воды на российской территории отбирались из реки Селенги от
государственной границы с Монголией до впадения в озеро Байкал, а также из реки Уды при впадении в Селенгу (г. Улан-Удэ), реки Модон-куль, где сбрасываются рудничные воды Джидинского вольфрамово-молибденового комбината и воды озера Гусиное Гусиноозерского промышленного узла.
Особый интерес вызывает изучение содержания тяжелых металлов. Загрязненность монгольской части связана в основном с притоками, где тяжелые металлы (Mn, Fe, Cu, Zn и др.) поступают за счет производственных отходов и сточных вод промышленных предприятий. Аномально высокое содержание металлов отмечается в пробе воды рек Олегол, Туул (Улан-Батор, золотодобывающее предприятие Баянгол), Хараа, Орхон и его притоков, сточных водах предприятия «Алтан Дорнод», промышленного узла Эрдэнэт.
Загрязненность российской части реки начинается с пограничного п. Наушки, где отмечено высокое содержание меди и железа. Наиболее загрязненными являются река Модонкуль, куда сбрасываются рудничные воды Джидинского вольфрамово-молибденового комбината, и воды озера Гусиное Гусиноозерского промышленного узла.
По результатам работы дан прогноз качества воды в связи с планируемой хозяйственной деятельностью, исполнением программных природоохранных мероприятий, а также рекомендации для развития водоохранных мероприятий.
Следующим этапом проекта было исследование локальных территорий на российской и монгольской стороне. На территории Республики Бурятия было выбрано четыре ключевых участка обследования (hotspotareas), где наблюдается наибольшая антропогенная нагрузка на водные ресурсы бассейна. На российской территории это три промышленных узла -г. Улан-Удэ, г. Гусиноозерск, пос. Селенгинск и один горнодобывающий узел - г. Закаменск.
Для каждого ключевого участка, так называемого кейс-стади, была разработана модель с использованием концепции «Driving force - Pressure -State - Impact - Response» - DPSIR и программного обеспечения MDSS4
(Fondazione, 2006) для оценки различных вариантов управленческих решений вопросов водных ресурсов и прежде всего улучшения качества воды (1).
Результаты проекта «Интегрированное управление водными ресурсами в бассейне реки Селенга» были рассмотрены на совещания Уполномоченных правительств России и Монголии и рекомендованы для использования при реализации Соглашения по охране и использованию трансграничных вод и Соглашения по охране окружающей среды.
Тем не менее, несмотря на заключенные соглашения, сотрудничество между двумя странами и проведенные на национальном уровне акции в области достижения устойчивого трансграничного управления бассейном озера Байкал, были достигнуты только сравнительно небольшие успехи. Для удовлетворения необходимости улучшения планирования и использования ресурсов трансграничного водосборного бассейна, сотрудничест-
ва и предпринимаемых действий был запущен новый проект по комплексному управлению природными ресурсами в трансграничной экосистеме водосборного бассейна оз. Байкал (ПРООН-ГЭФ 2011 г.), четырехлетняя фаза осуществления которого началась в ноябре 2011г.
Целью проекта является содействие в усилении роли комплексного-управления природнымиресурсами бассейна озера Байкал для обеспечения экосистемной гибкости, снижения угроз качеству воды в контексте устойчивого экономического развития. Проект состоит из трех основных компонентов:
• Разработка структуры стратегической политики и планирования.
• Усиление институционального потенциала для осуществления комплексного управления водными ресурсами.
• Демонстрация практики приоретизации задач сохранения качества воды и биоразнообразия, включая мониторинг и охрану грунтовых вод.
В соответствии с лучшими примерами или опытом реализации проектов ГЭФ по международным водам в период с 2008 по 2009 г. был осуществлен предварительный трансграничный диагностический анализ (ТДА), обновление которого произошло в 2013 г. ТДА впоследствии будет служить основой для дальнейшего стратегического планирования действий (СПД).
Основная цель ТДА состоит в обеспечении осведомленности и информированного принятия решений при осуществлении действий, направленных на устойчивое развитие трансграничных водоемов. ТДА представляет собой технический документ и обеспечивает фактологическую основу для формулирования СПД. Задача ТДА состоит в предоставлении научного и технического анализа настоящего статуса окружающей среды и воздействий на нее. ТДА направлен на:
• Определение, количественное измерение и приоретизацию экологических проблем, по своей природе являющихся трансграничными.
• Определение непосредственных и корневых причин этих приоритетных экологических проблем.
• Определение связанных с вышеуказанными приоритетными экологическими проблемами специфических практик, источников, местоположения и секторов антропогенной деятельности, представляющих в настоящее время угрозу окружающей среде или являющихся потенциальными виновниками экологической деградации в будущем.
ТДА является элементом стратегии адаптивного управления, позволяющей определить трансграничные проблемы и их причины. Он представляется перманентным процессом, нуждающимся в обновлении по мере поступления новой информации о статусе трансграничного водосборного бассейна (2).
На основании анализа достоверных данных можно определить наиболее проблемные ситуации, произвести их ранжирование по приоритетности решения на трансграничной территории в целом, на территории со-
предельного государства, отдельных регионов, промышленных и селитебных узлов.
Существует практика анализа с выделением так называемых «горячих точек» («hotspots») в отношении тех или иных факторов окружающей среды, негативно влияющих на здоровье населения, на состояние окружающей среды.
Принципиально важным является вопрос о гармонизации методики оценки и приоретизации «горячих точек» загрязнения территории бассейна озера Байкал, обеспечивающих сопоставимость комплексной оценки экологического состояния территорий российской и монгольской частей бассейна.
Разработка системного и надежного метода выявления и оценки множества потенциальных «горячих точек» требовала принятия более точного и подробного определения самого термина «горячие точки», так как в нормативных, правовых документах Российской Федерации и Монголии не существует термина «горячая точка», характеризующего проблемные места, зоны и участки.
На совместной российско-монгольской комиссии по рассмотрению и согласованию проекта методологии определения «горячих точек» загрязнения бассейна озера Байкал было достигнуто соглашение о том, что для целей данного проекта в качестве «горячих точек» будут рассмотрены только источники загрязнения/заражения. Те источники загрязнения («горячие точки»), которые могли быть охарактеризованы национальными экспертами по «горячим точкам» с помощью количественных показателей, будут подвергнуты оценке и приоретизации на основе предложенной методологии. Что касается тех выявленных источников загрязнения, которые не могли быть охарактеризованы национальными экспертами по «горячим точкам» с помощью количественных показателей, то они могут быть представлены соответствующим качественным описанием.
К «горячим точкам», подлежащим количественной оценке, должны быть в первую очередь отнесены те объекты, которые являются непосредственными источниками загрязнения поверхностных вод в бассейне озера Байкал, т.е. «непосредственные загрязнители», которые осуществляют сброс сточных вод (включая хозяйственно-бытовые, технологические и ливневые стоки) в поверхностные водные объекты через канализационные водовыпуски. Кроме того, существуют «косвенные загрязнители», т.е. те источники, от которых загрязняющие вещества поступают в поверхностные водные объекты не в результате прямого сброса сточных вод, а в результате миграции загрязненных подземных вод или фильтрата (например, полигоны отходов), или в результате осаждения загрязнения, поступающего в другие компоненты окружающей среды какими-либо иными путями (например, в составе атмосферных выбросов). Такие источники необходимо рассматривать только в том случае, если имеются фактические подтверждения того, что их воздействие сопоставимо по масштабу и степени с воздействием, оказываемым непосредственными
загрязнителями, а также при наличии количественной информации, характеризующей эти источники (например, данных о расходах, концентрациях и нагрузках).
К числу непосредственных загрязнителей следует отнести очистные сооружения коммунальных и промышленных предприятий, промышленные комплексы и производственные предприятия, предприятия добывающей отрасли, крупные животноводческие комплексы и густозаселенные территории (города и другие крупные населенные пункты). Источники загрязнения этого типа характеризуются наличием данных, которые могут быть использованы для их количественного анализа и оценки. Эти выявленные источники загрязнения («горячие точки») будутподвергнуты оценке и количественному анализу в соответствии с предложенной методикой.
Неточечные (диффузные) источники загрязнения, такие как крупные сельскохозяйственные комплексы, загрязненные сельскохозяйственные земли и промышленные площадки, военные базы и т.д., также должны рассматриваться в составе «горячих точек», подлежащих количественной оценке в тех случаях, когда они могут быть «приравнены» к точечным источникам по объему имеющихся данных, необходимых для выполнения количественной оценки в соответствии с принятой процедурой.
В бассейне озера Байкал существует отдельная группа значительных источников загрязнения, в отношении которых по тем или иным причинам не имеется достаточного объема данных, необходимых для осуществления их количественной оценки.
Наиболее типичными представителями данной группы источников загрязнения стали «косвенные загрязнители» - неточечные источники, которые не могли быть подвергнуты количественной оценке наравне с точечными источниками - например, полигоны отходов и зоны экологической деградации (к числу которых относятся многие военные базы), крупные хвостохранилища, занимающие большую площадь и поэтому трудно поддающиеся количественной оценке. В связи с этим данные «горячие точки» будут подвергнуты не количественной оценке, а качественному описанию.
Рассмотрев проект «Методология определения "горячих точек" загрязнения бассейна озера Байкал» совместная комиссия согласовала:
1. Предложенный методологический подход к определению «горячих точек» загрязнения, предусматривающий выполнение следующих этапов: Этап 1. Согласование сторонами водохозяйственных единиц, произведенных на основе гидрографического и водохозяйственного районирования.
Этап 2. Оценка территорий выделенных водохозяйственных единиц.
Этап 3. Оценка фонового загрязнения водохозяйственных единиц.
Этап 4. Приоретизация водохозяйственных единиц на основе оценки фактического экологического состояния относительно региональных фоновых показателей.
Этап 5. Идентификация и предварительный отбор «горячих точек».
Этап 6. Детальная оценка «горячей точки», прошедшей предварительный отбор.
Этап 7. Приоретизация «горячих точек».
Этап 8. Идентификация мероприятий по снижению воздействия «горячих точек» на окружающую среду и затрат, связанных с их реализацией.
Этап 9. Подготовка отчетов.
2. Количество и границы водохозяйственных единиц (бассейна рек) на территории Монголии и Российской Федерации в бассейне озера Байкал.
3. Сокращение общего перечня «горячих точек»с целью получения такого числа, которое поддавалось бы обработке на этапе детального анализа. Количество «горячих точек», отобранных для целей данного исследования, - 30-50 по каждой стране.
4. Выполнение этапа детальной оценки «горячих точек» на основе оценочных таблиц. Принять за основу оценочные таблицы из следующих категорий вопросов, связанных с «горячими точками»: качество воды и здоровье человека, контроль загрязнения, окружающая среда и биоразнообразие, экономика.
5. Необходимость обобщения результатов, полученных на каждом из этапов методологии, и представление в виде Отчетов по снижению уровней загрязнения, подготовленных по каждой стране бассейна озера Байкал. Национальные эксперты по «горячим точкам», представляющие каждую из стран-участниц проекта, осуществляют подготовку Национального отчета по снижению уровней загрязнения, в рамках которого выполняется анализ ситуации в стране с точки зрения определения и анализа источников загрязнения. Впоследствии два Национальных отчета по снижению уровней загрязнения будут интегрированы в виде Заключительного регионального отчета о предлагаемых мероприятиях для снижения уровней загрязнения окружающей среды в бассейне озера Байкал.
Литература
1. Jang Min Chu, Ick Hwan Ko, Lunten Janchivdorj, B.O. Gomboev, V.S. Molotov et al. Integrated Water Management Model on the Selenge River Basin. Basin Assessment and Integrated Analysis (Phase 2) // Published by Korea Environment Institute. -Seoul, 2009. - 367 p.
2. Трансграничный диагностический анализ бассейна озера Байкал-GEF/NOPS [Эл. ресурс] - URL: http://baikal.iwlearn.org.
3. Бардаханова Т.Б., Михеева А.С., Атанов Н.И. Методы регулирования природопользования и экологические издержки // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. - 2012. - № 1. - С. 109-120.
4. Новиков А.Н. Трансграничная территориальная организация населения и хозяйства (на примере восточного стыка границ России, Монголии и Китая) // Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент.-2013. - № 1. - С. 27-33.
Молотов Валерий Сергеевич, кандидат технических наук, доцент, Бурятский государственный университет, e-mail: [email protected]
Молотова Оюна Валерьевна, аспирант, Бурятский государственный университет.
Гомбоев Баир Октябрьевич, доктор географических наук, профессор, Байкальский институт природопользования СО РАН.
Шагжиев Карл Шагжиевич, доктор географических наук, профессор, Бурятский государственный университет, e-mail: [email protected]
Molotov Valery Sergeevich, candidate of technical sciences, associate professor, Buryat State University, e-mail: [email protected]
Molotova Oyuna Valerievna, postgraduate student, Buryat State University.
Gomboev Bair Oktyabrevich, doctor of geographical sciences, professor, SB RAS.
Shagzhiev Karl Shagzhievich, doctor of geographical sciences, professor, Buryat State University, e-mail: [email protected]