Научная статья на тему 'Экологические аспекты политизации этнической идентичности в условиях современности'

Экологические аспекты политизации этнической идентичности в условиях современности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ПОЛИТИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ / МАССМЕДИА / П. БУРДЬЕ / СЛОЖНЫЕ МЕТОДОЛОГИИ / ETHNO-POLITICAL STUDIES / ETHNIC IDENTITY / POLITICIZATION / ECOLOGICAL APPROACH / POLITICAL REPRESENTATION / MASS ME-DIA / P. BOURDIEU / COMPLEX METHODOLOGIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Русских Михаил Сергеевич

В статье рассматриваются экологические аспекты использования этничности в политических целях. Автор выделяет объективный и субъективный аспекты существования и воспроизводства условно называемой этнической тематики. Отдельное внимание уделено функционированию массмедиа и потенциальной реэтнизации социально-политических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL ASPECTS OF ETHNIC IDENTITY POLITICIZATION IN THE CONDITIONS OF MODERNITY

The article examines the ecological aspects of ethnicity usage in political purposes. The author singles out objective and subjective aspects of so-called ethnic subjects' existence and reproduction. Special attention is given to the functioning of mass media and prospective re-ethnicization of socio-political relations.

Текст научной работы на тему «Экологические аспекты политизации этнической идентичности в условиях современности»

УДК 323.17

Русских Михаил Сергеевич

аспирант, ассистент кафедры политологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИЗАЦИИ

ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОСТИ

Russkikh Mikhail Sergeyevich

PhD student, Assistant, Political Science Department, Herzen State Pedagogical University of Russia

ECOLOGICAL ASPECTS OF ETHNIC IDENTITY POLITICIZATION IN THE CONDITIONS OF MODERNITY

Аннотация:

В статье рассматриваются экологические аспекты использования этничности в политических целях. Автор выделяет объективный и субъективный аспекты существования и воспроизводства условно называемой этнической тематики. Отдельное внимание уделено функционированию массмедиа и потенциальной реэтнизации социально-политических отношений.

Ключевые слова:

этнополитические исследования, этническая идентичность, политизация, экологический подход, политическое представление, массмедиа, П. Бурдье, сложные методологии.

Summary:

The article examines the ecological aspects of ethnicity usage in political purposes. The author singles out objective and subjective aspects of so-called ethnic subjects' existence and reproduction. Special attention is given to the functioning of mass media and prospective re-ethnicization of socio-political relations.

Keywords:

ethno-political studies, ethnic identity, politicization, ecological approach, political representation, mass media, P. Bourdieu, complex methodologies

Данная статья является уточнением и дополнением к опубликованной ранее [1], в которой этничность рассматривалась в качестве группообразующей идентичности. Пространственный характер мышления, присущий этничности, намеренно выводился в ней за скобки.

Определение социальных идентичностей как пространствообразующих связано с пониманием экологического характера человеческой деятельности, в частности с одноименным подходом в психологии [2], акцентировавшим внимание на понятии «места» в повседневном существовании человека. Если исходить из того, что он фундаментально характеризуется через деятельностное отношение к миру, а действие (в человеческом измерении) есть «предусмотрительное, планирующее изменение действительности» [3, с. 160], то человек не смог бы состояться как субъект без присвоения пространства-среды в качестве «места» вынужденного ведения деятельности.

Поскольку направления субъективации человека неразрывно связаны с возникновением общностей, в которых «я»-субъект затеняется претендующим на субъектность коллективным «мы», следует обратиться к специфике образующегося из этого пространственного мышления, в частности к проблематике мышления в этнических группах.

Рассматривая ранее группообразующие аспекты этничности, мы отмечали квазиобъективный характер существования этноса: последний полагается реальным в том случае, если имеет место устойчивое социальное воспроизводство характеризующих его признаков. Вопрос о том, «где» находится данное место, требует разъяснения. В примордиалистском подходе к этносу его топология определяется географически: место есть территория, на которой в прошлом произошли обособление конкретной человеческой популяции и возникновение на ее основе этнической группы; в конструктивистской концепции пространственное измерение, напротив, крайне расплывчато и связано только с границами действенности понимания этносов-конструктов как реально существующих. Оба упомянутых варианта по-своему несовершенны.

Обращаясь здесь вновь к концепции П. Бурдье, следует указать на двойственный характер пространственного существования этноса: последний обладает и объективным, и субъективным измерениями. К первому следует отнести наблюдаемые в физическом мире признаки его социального («этнического») присвоения, среди характерных примеров которых особо выделим этнотопо-нимы. Последние при участии государства могут преобразовываться в официальные [4, с. 49] названия географических объектов (регионов, населенных пунктов, ориентиров и иных точек на местности), объективируемые и воспроизводимые в документах и на топографических картах, становиться предметом научно-исследовательской деятельности, публикаций и т. д., сохраняя посредством этого собственные тематическое значение и актуальность. Вместе с тем ни официаль-

ный, ни научный дискурсы не нацелены на формирование политических смыслов этничности (исключение составляет деятельность так называемых этнических антрепренеров от культуры, науки или бизнеса, намеренно конвертирующих накопленный символический капитал в политический).

Субъективное измерение этничности представляется более трудным для понимания и связано с коммуникативным воспроизводством этнической тематики и ее проблематизацией на определенном пространстве. В этом контексте особое внимание следует уделить массмедиа, обладающим наибольшим потенциалом для обеспечения темами и поводами к коммуникации. Массмедиа, сводя события, коммуникации и действия социальных агентов в единый реальност-ный контур, оперируют ими на уровне общества в целом, путем отбора, обработки и повторного ввода тем одновременно удостоверяя его (общества) целостность и стабильность и показывая его частные, дискретные состояния.

Однако односторонний характер сообщений (статей, передач и т. д.) массмедиа и неразличение в них нарратива и события, шума и информации дают основание предполагать их спекулятивный характер. Массмедиа используют, назовем их так, преломленные и рефокусирован-ные события с определенным ракурсом раскрытия и сопровождающим нарративом (наиболее отчетливый пример - спортивные мероприятия, трансляции которых сегодня трудно представить без комментатора, повторов, показа с разных камер, то есть всего того, чего практически лишен обладающий ограниченным полем зрения болельщик, непосредственно находящийся на стадионе). Тем не менее в силу отсутствия полноценного функционального аналога эти спекуляции способны синхронизировать социальные отношения, затрагивая ретенции и протенции в динамическом видении мира и обеспечивая таким образом его смысловое единство.

Показательным примером использования массмедиа для реэтнизации общественных отношений выступает информационная политика в позднем СССР. Смена руководителей редакций ведущих печатных изданий в 1986 г. вместе с объявленной политикой гласности создавала основания для «прямой ревизии политики исторической памяти» [5, с. 118], что вместе с расширением каналов коммуникации и исчезновением политического контроля в конечном счете привело к пересмотру официального советского исторического дискурса о событиях 1939-1940 гг. (в особенности относительно пакта Молотова - Риббентропа), Второй мировой войны и последующих лет в прибалтийских республиках СССР [6, с. 119-124] и способствовало выходу Эстонской, Латвийской и Литовской ССР из его состава. Последний сопровождался новой языковой политикой, установлением собственных этноцентрических историко-культурных нарративов, «возвращением» досоветских символов и топонимов, «обретением» национального календаря и др. Все указанные аспекты преодоления еще совсем недавно общего прошлого при соответствующем освещении в советских массмедиа (вплоть до позиционирования сопутствовавших русофобских настроений как адекватной реакции на историческое нарушение «законных прав коренных народов» (!) указанных республик [7, с. 33]) с признанием независимости стран Балтии были полноценно институционализированы и получили статус официальных.

Особый вес любой альтернативной информации из средств массмедиа в перестроечное и постперестроечное время вполне понятен, если учесть десятилетия твердой информационной политики в СССР. Однако, как сказано ранее, к одной из главных и непосредственных функций массмедиа относится обеспечение временного единства общества, не обязательно связанное с использованием полноценно достоверной информации (массмедиа не оперируют понятием «истины»: подвергаемые фальсифицируемости умозрительные и духовные истины производятся в полях науки, философии и религии соответственно). Таким образом, в поздне- и постсоветский периоды массмедиа активно применялись для распространения политизирующих этничность и находящихся на стыке с этим нарративов независимо от того, насколько они были достоверными.

Например, благодаря популярному союзному журналу «Огонек» в качестве мест сталинских преступлений стали известны Куропаты в Белорусской ССР (статья А. Адамовича по сути была публицистической обработкой публиковавшихся до того в белорусской печати материалов [8, с. 29]) и Хайбах в Чечено-Ингушской АССР. Оба этнотопонима вскоре стали использоваться как точки/узлы нарративной сборки новых политических дискурсов. Однако если в Куропатах действительно были найдены массовые захоронения (точное число убитых до сих пор остается неизвестным), то в связанной с депортацией чеченского и ингушского народов истории Хайбаха, возникшей во многом из публикации в октябре 1990 г. письма заместителя редактора грозненской газеты «Комсомольское племя» С.-Э. Бицоева о массовом убийстве по этническому признаку, и по наше время остается много невыясненных обстоятельств. Тем не менее «возвращенная» во времена гласности тема Хайбаха осталась устойчиво воспроизводимой, в том числе в современной научной среде северокавказских республик [9, с. 13].

Вместе с тем перспектива несогласия с сообщениями массмедиа значительно ограничена. Во-первых, несогласие требует оснований, то есть достоверного знания «места» в физическом

либо социальном пространстве, которое бы позволило указать на ошибочность слов спортивного комментатора, ведущего прогноза погоды или политика. По этой причине «показаниям очевидцев» и «сведениям компетентных источников» фактически нечего противопоставить: их нельзя отчетливо локализовать, следовательно, нет и «места», с которого открылась бы перспектива для несогласия. Во-вторых, проблематичность несогласия связана с недостаточным символическим весом отдельных контраргументов.

Например, в статье Н. Чугуновой из декабрьского номера «Огонька» 1990 г. один из лидеров «Народного фронта Молдовы» О. Нантой отчетливо выступает как этнический антрепренер: предельно огрубляя и искажая исторические аспекты развития молдавского языка в советский период, он подводит их к современной ему политической ситуации [10, с. 12]. Однако, во-первых, аргументированно доказать неправоту слов О. Нантоя и тогда, и сейчас способен только специалист по романским языкам; во-вторых, на волне национализма в периферийных республиках СССР конца 1980-х гг. «тонкие» аспекты историко-культурных вопросов были непопулярны и потому малозаметны.

Ситуация с субъективным измерением этничности, таким образом, остается трудной. Любое коммуникативное поле, сохраняющее этническое измерение, способно превратить этнос в утилитарно понимаемое средство политической борьбы на определенном этапе. В этом смысле последовательное обеспечение государственного интереса в отношении этносов, этничности и этнической проблематики является первостепенной задачей.

Ссылки:

1. Русских М.С. Общетеоретические аспекты политизации этнической идентичности (на основе концепции П. Бурдье) // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 4. С. 48-51.

2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.

3. Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 152-201.

4. См.: Русских М.С. Указ. соч. С. 49.

5. Никифоров И.В. Политика исторической памяти в странах Балтии. Опыт и современное состояние // Этническая политика в странах Балтии. М., 2013. С. 92-154.

6. Там же. С. 119-124.

7. Головков А. Нить надежды // Огонек. 1989. № 36. С. 32-33.

8. Адамович А. Оглянись окрест! // Там же. 1988. № 39. С. 28-30.

9. См.: Харсиев Б.М.-Г. Предпосылки и последствия Второго съезда ингушского народа // Роль и значение Второго съезда ингушского народа в возрождении государственности Ингушетии : материалы Республиканской научной конференции, посвященной 25-летию Второго съезда ингушского народа. Назрань, 2015. С. 4-23.

10. Чугунова Н. ...Судить воспаленную кровь // Огонек. 1990. № 52. С. 10-13.

References:

Adamovich, A 1988, 'Look around the neighborhood!', Ogonek, no. 39, pp. 28-30, (in Russian). Chugunova, N 1990, '...to judge inflamed blood', Ogonek, no. 52, pp. 10-13, (in Russian).

Gehlen, A 1988, 'On the taxonomy of Anthropology', The problem of man in Western philosophy, Moscow, pp. 152-201, (in Russian).

Gibson, J 1988, The ecological approach to visual perception, Moscow, (in Russian). Golovkov, A 1989, 'A thread of hope', Ogonek, no. 36, pp. 32-33, (in Russian).

Kharsiev, BM-G 2015, 'Background and consequences of the Second Congress of the Ingush people', Materialy Respu-blikanskoy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy 25-letiyu Vtorogo s"yezda ingushskogo naroda: «Rol' i znacheniye Vtorogo s"yezda ingushskogo naroda v vozrozhdenii gosudarstvennosti Ingushetii», Nazran, pp. 4-23, (in Russian).

Nikiforov, IV 2013, 'Historical Memory policy in the Baltic countries. The experience and the current state', Ethnic Policy in the Baltic States, Moscow, pp. 92-154, (in Russian).

Russkikh, MS 2016, 'General theoretical aspects of ethnic identity politicization (on the basis of P. Bourdieu's conception)', Obshchestvo: politika, ekonomika, parvo, no. 4, pp. 48-51, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.