Научная статья на тему 'Экологическая журналистика в США: институционализация и основные этапы развития'

Экологическая журналистика в США: институционализация и основные этапы развития Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
631
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / ENVIRONMENTAL JOURNALISM / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ENVIRONMENTAL ISSUES / ОБЩЕСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ЖУРНАЛИСТОВ / SOCIETY OF ENVIRONMENTAL JOURNALISTS / ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ МЕДИА / OLD AND NEW MEDIA / SEJ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калинина Наталья Владимировна

В статье дается обзор основных этапов развития американской экологической журналистики. Отмечается, что интерес СМИ к экологической тематике в разные годы то усиливался, то ослабевал. Тем не менее происходил постепенный процесс институционализации экологической журналистики, освещение экологических вопросов становился все более сложным и комплексным.The article presents main periods of development of American environmental journalism. Media interest in the environment has waxed and waned over the years. The institutionalizationis going gradually. And the environmental coverage becomes more complex.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая журналистика в США: институционализация и основные этапы развития»

10. Постановление ЦК ВКП (б) от 15 июня 1933 г. «О работе политотделов МТС, о колхозной ячейке и о взаимоотношении политотделов и райкомов» // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898 - 1986). - Т. 6. 1933 - 1937. - М.: Политиздат, 1985. -С. 55-59. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/8618-t-6-1933-1937-1985 (дата обращения: 01.05.2017).

11. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 22 (108), 13 мая 1937 г.

12. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 36 (122), 18 июня 1937 г.

13. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 57 (143), 27 августа 1937 г.

14. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 14 (183), 8 марта 1938 г.

15. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 18 (187), 28 марта 1938 г.

16. «Зерновик». Орган полиотдела зерносовхоза имени Лаврентьева. № 8 (251), 11 февраля 1939 г.

УДК 402.3: 070 (73)

Н.В. Калинина

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В США: ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

В статье дается обзор основных этапов развития американской экологической журналистики. Отмечается, что интерес СМИ к экологической тематике в разные годы то усиливался, то ослабевал. Тем не менее происходил постепенный процесс институционализации экологической журналистики, освещение экологических вопросов становился все более сложным и комплексным.

Ключевые слова: окружающая среда, экологическая журналистика, экологические проблемы, Общество экологических журналистов, традиционные и новые медиа.

ENVIRONMENTAL JOURNALISM IN THE USA: INSTITUTIONALIZATION AND MAIN PERIODS OF THE DEVELOPMENT

The article presents main periods of development of American environmental journalism. Media interest in the environment has waxed and waned over the years. The institutionalizations going gradually. And the environmental coverage becomes more complex.

Key words: environment, environmental journalism, environmental issues, Society of Environmental Journalists, SEJ, old and new media.

Экологическая проблематика в течение последних пятидесяти лет является постоянным предметом внимания со стороны различных общественных институтов, среди которых особую роль играют средства массовой коммуникации. В научно-исследовательской литературе история развития как отечественной, так и мировой экологической журналистики представлена лишь в самых общих чертах. Между тем более детальный анализ проникновения экологической проблематики в СМИ, в

частности на примере наиболее развитой медиасистемы США, позволяет выделить наиболее типичные черты этого процесса, а также глубже понять роль средств массовой коммуникации в повышении информированности общества относительно окружающей среды.

Поворот средств массовой коммуникации лицом к вопросам окружающей среды во всем мире имел схожие тенденции и был вызван рядом объективных, взаимосвязанных процессов. Первым и главным фактором в самом начале зарождения экологической журналистики стало развитие научных знаний. Интересно, что в то время как в Советском Союзе научные представления об окружающей среде продолжали развиваться в рамках экологической науки, на Западе, в том числе и в США, в 1960-70-х гг. происходит размежевание экологии и науки об окружающей среде (Environmental science), представляющей интегративную область научных исследований на стыке физики, биологии, медицины и других наук.

Другими важнейшими процессами, оказавшими существенное влияние на обращение массме-диа к окружающей среде, стали формирование глобальной, национальной и региональной экологической политики и развитие массового экологического движения. В конце XX - начале XXI вв. все большее влияние на развитие медиасферы в целом и на отдельные ее компоненты оказывает технологический фактор - внедрение и широкое применение цифровых технологий.

Хотя экологическая журналистика США насчитывает около 50 лет своего существования, истоки ее восходят еще к натуралистической прозе и публицистике пионеров американского природоохранного движения XIX - первой половины XX вв., выступавших в защиту дикой природы. Произведения «Уолден, или Жизнь в лесу» Генри Торо (1854 г.), «Мое первое лето в Сьерре» Джона Мюи-ра (1911 г.), «Календарь песчаного графства» Олдо Леопольда (1949 г.) и другие стали классикой экологического движения первой волны.

Как указывает историк природоохранного движения В. Борейко, «нет сомнения, что не ученые, экономисты и политики, а талантливые философы, писатели и художники в конечном счете заинтересовали американскую нацию проблемой сохранения дикой природы» [1]. Так, значимую роль их яркие публицистические выступления в прессе, наряду с практическими природоохранными действиями, сыграли в принятии федерального закона о дикой природе (Wilderness Act) 1964 г.

Однако все же точкой отсчета рождения экологической журналистики в мире считается 1962 г., когда в США вышла в свет научно-популярная книга биолога Р. Карсон «Безмолвная весна» (Silent Spring). Справедливости ради отметим, что за несколько месяцев до нее аналогичные проблемы были подняты американским экоанархистом, социальным экологом Мюрреем Букчиным под псевдонимом Льюис Гербер в работе «Наша синтетическая окружающая среда» (Lewis Herber «Our Synthetic Environment»). Но именно «Безмолвная весна» привлекла внимание широкой общественности и наделала много шума еще до ее выхода в свет, после публикации фрагментов во влиятельном журнале «New Yorker».

Книга посвящена влиянию пестицидов, в частности ДДТ, на флору и фауну. В ней впервые выдвинута идея опасности неизученного и неконтролируемого использования человеком химических веществ в сельском хозяйстве, что может стать причиной гибели не только птиц и животных, но и человека. Книга 31 месяц возглавляла список бестселлеров в США, обозреватель «New York Times» Уолтер Салливан назвал книгу Карсон «хижиной дяди Тома XX века».Выступление ученого вызвало серьезный резонанс в американском обществе, за которым последовали широкие общественные обсуждения состояния окружающей среды, в том числе в СМИ. Уже в 1967 г. сразу два местных американских издания получили Пулитцеровскую премию в номинации «За общественное служение» (Milwaukee Journal, The Courier-Journal) «за заметное продвижение национальных усилий по сохранению природных ресурсов» [2].

Во многом решающим для американских СМИ стал 1969 г., когда окружающая среда становится предметом общенациональной публичной повестки вследствие крупнейшей катастрофы на морской нефтяной платформе в канале Санта-Барбара в штате Калифорния. Америку потрясли шокирующие телевизионные кадры тысяч умирающих птиц и стихийные усилия гражданских активистов по их спасению. На трагедию отреагировали и политики. Так, сенатор Гейлорд Никсон (Gaylord Nelson), будучи свидетелем нефтяной аварии, под впечатлением от увиденного выступил с инициативой массовой акции протеста против ухудшения состояния окружающей среды, которая состоялась 22 апреля 1970 г., широко освещалась СМИ и положила начало Дню Земли.

В результате высокой гражданской активности и в целом общественной обеспокоенности по поводу загрязнения окружающей среды администрация Ричарда Никсона уже в декабре 1970 г. создала национальное Агентство по охране окружающей среды (EPA), выведя таким образом экологические вопросы в число приоритетных направлений государственной политики. А журнал «Time» назвал окружающую среду главным вопросом года.

С 1969 г. в американских медиа резко увеличилось количество публикаций на тему окружающей среды (среди ключевых тем стали: ухудшение качества воды и воздуха, загрязнение пестицидами, исчезновение дикой природы и др.). Ведущие новостные медиаорганизации - The New York Times, The Los Angeles Times, The Washington Post и другие - выделяют в штате корреспондентов, а затем и целые отделы для освещения экологической тематики. Весной 1970 г. один из лидеров телевизионного вещания США CBS в прайм-тайм в рамках еженедельной программы «CBS Evening News» запустил проект из серии экологических историй под названием «Можно ли сохранить мир?» (Canthe World Be Saved?), который был удостоен престижной телевизионной премии «Эмми».

Так, на первом этапе становления экологической журналистки в США (1969-1972 гг.) экологические проблемы оказываются в фокусе американских массмедиа, закрепляя их тем самым в информационной повестке дня. Отметим, что значительную роль в популяризации экологических вопросов на начальном этапе сыграло телевидение.

В последующие десятилетия присутствие экологической тематики в СМИ существенно колебалось. В 1970-е гг. стало происходить постепенное снижение внимания к вопросам окружающей среды со стороны общества, в том числе и потому, что ассоциировались они в основном с научными аспектами. Например, упомянутая выше популярная телепрограмма на CBS, хоть и выходила в эфир до 1980 г., но весьма нерегулярно.

В 1970-е гг. под влиянием международных организаций и институтов экологическая проблематика приобретает международный контекст, начинают формироваться основы глобальной экологической политики. Так, Стокгольмская конференция ООН 1972 г. впервые включила окружающую среду в международную повестку. В том же году вышел первый доклад Римскому клубу «Пределы роста», который вызвал дебаты не только в академическом сообществе, но и привлек внимание политиков, экономистов, в целом широкой общественности.

Глобальные проблемы воспринимались, однако, достаточно абстрактно, были лишены наглядности и поэтому трудно поддавались визуализации, необходимой для взыскательной аудитории эпохи телевидения. Марк Нейзел (Mark Neuzil) приводит характерный пример, когда редактор одной ежедневной мичиганской газеты поместил статью по актуальной проблеме парникового эффекта на последнюю полосу, рядом с объявлениями о продаже подержанных машин [3].

Следующий этап в развитии экологической журналистики начинается с конца1980-х гг.

В центре внимания американских СМИ вновь оказывается нефтяная катастрофа, на этот раз в результате крушения танкера «Эксон Валдиз» на Аляске в 1989 г., а также крупнейший пожар в национальном парке Йеллоустон в 1988 г.

После исторического доклада Международной комиссии по окружающей среде и развитию («доклад Брундтланд») в 1987 г. журналисты начали учиться связывать экономические решения с экологическими факторами. Таким образом, в 1980-е, а особенно в 1990-е гг. стало понятно, что экологические истории выходят за рамки науки и содержат в себе множество других элементов - таких как политика и экономика.

1990-е гг. - важный период в институционализации экологической журналистики как в США, так и во всем мире. Свидетельством этого процесса стало формирование Общества экологических журналистов в 1990 г. (Society of Environmental Journalists, SEJ), появление соответствующих образовательных программ в высших учебных заведениях США (например, в 1996 г. в Школе журналистики Колумбийского университета), учреждение в 1993 г. при том же Колумбийском университете премии имени Джона Оакса за вклад в общественное понимание экологических проблем (John Bertram Oakes - пионер экологической журналистики, редактор The New York Times с 1961 г. по 1976 г.), а также разработка свода этических правил для экологических журналистов, представленного в 1998 г.

Далее наблюдается очередной спад в развитии экологической журналистики и сменивший его к середине 2000-х подъем. В фокусе общественного внимания оказались проблема изменения климата и полемика между сторонниками и противниками антропогенного влияния на климат Земли. Катастрофические последствия урагана «Катрина» в 2005 г., а также резонансное выступление по теме изменения климата Альберта Гора в документальном фильме «Неудобная правда» (AnInconvenient Truth) в 2006 г., получившим две премии Оскар, еще более усилили общественный интерес. Экологические проблемы стали проникать в американские медиа через такие далекие от экологии сферы как спорт и мода, появившись, например, на обложках популярных изданий Sports Illustrated и ELLE.

Исполнительный директор SEJ Бет Парк (Beth Parke) заявила по этому поводу: «История изменения климата пишется теперь в более обширных формах, с большим количеством точек зрения и под большим числом углов, чем когда-либо прежде. Это в корне меняет освещение окружающей среды, потому что это история, затрагивающая все аспекты жизни» [4].

Значительным событием для экологической журналистики стало введение в штате крупнейшей общенациональной телекомпании NBC News в апреле 2007 г. должности ведущего экологического корреспондента, которую заняла Энн Томпсон (Anne Thompson). По утверждению Б. Парк, это ознаменовало поворот вещательных СМИ к экологическим проблемам, в то время как традиционно экологическая журналистика была более характерна для печатных медиа.

Вместе с тем современный период развития экологической журналистики достаточно противоречив. С одной стороны, стремительное развитие цифровых медиа бросает новые технологические вызовы журналистам различных специализаций. К тому же кризис традиционных медиа значительно осложнил экономический кризис 2009 г., вызвавший достаточно серьезное падение медиарын-ка,закрытие многих изданий, сокращение рабочих мест в редакциях. Во многих СМИ в течение последующих лет были сокращены или ликвидированы экологические отделы и программы (Washington Post.com, New York Times и др.). Школа журналистики Колумбийского университета в 2011 г. приостановила программу подготовки по экологической и научной журналистике [5].

С 2010 г. по 2013 г. исследователи отмечают сокращение охвата экологических вопросов в общественно-политических изданиях, падение качества экологической информации и даже некоторую маргинализацию «зеленой» темы [6]. Исследования новостной среды США за 2011 г. Центром Пью показали, что в крупнейших американских новостных медиа экологические истории занимают менее 1,5% всего контента [7].

Обеспокоенность падением интереса СМИ к социально значимой экологической проблематике, равно как и снижение качества в освещении сложных вопросов в области окружающей среды, вы-

звали к жизни некоммерческий проект по улучшению экологических новостей в общественно-политических СМИ - «Project for Improved Environmental Coverage», стартовавший в 2013 г. [8].

Определенные надежды эксперты связывают с продолжающейся цифровой революцией, которая создает новые возможности для представления медиаконтента в инновационной, нестандартной форме, активно используемые американскими СМИ. В настоящее время можно выделить несколько перспективных направлений деятельности американских массмедиа в сфере экологической журналистики. Одно из них - создание краудсорсинговых платформ, объединяющих различные новостные организации для освещения экологических вопросов, - например, The Climate Desk. Для выхода на более широкую аудиторию некоторые специализированные онлайн-ресурсы развивают партнерские отношения с известными медиабрендами, как в случае с Grist (партнерство с Washington Post и New York Times). Также к перспективным направлениям экологической журналистики относятся совместные проекты СМИ и научных организаций. Пожалуй, одной из самых ярких инициатив стал спецпроект USA Today «Эффект дымовой трубы: токсичный воздух и американские школы» («The Smokes tack Effect:Toxic Airand America's Schools»). Эти и другие примеры показывают, что цифровая медиаиндустрия создает сегодня новые точки роста для экологической журналистики.

Итак, за несколько десятилетий экологическая журналистика в США в своем развитии прошла непростой путь. Обращение СМИ к экологической проблематике происходило неравномерно, имело непостоянный, циклический характер. Однако в медиасистеме США происходит постепенная институционализация данного направления. История американской экологической журналистики иллюстрирует ее усиление по мере развития многоаспектности, связи с самыми разнообразными сферами жизнедеятельности человека и общества.

1. Борейко, В.Е. История охраны дикой природы в США. - Киев: Киевский эколого-культурный центр, 2008. - С. 11.

2. http://www.pulitzer.org/awards/1967.

3. Neuzil, Mark. The Environment and the Press: From Adventure Writing to Advocacy. - Evanston: Northwestern University Press, 2008. - P. 206.

4. Kathleen, J. Sullivan Environmental journalism at the crossroads [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://news.stanford.edu/news/2007/august22/greenmedia-082207.html (13.06.2017)

5. Curtis Brainard Columbia Suspends Environmental Journalism Program [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archives.cjr.org/the_observatory/columbia_suspends_environmenta.php(13.06.2017).

6. Yellow journalism now comes in a new color: green [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.slate.com/articles/news_and_politics/press_box/2007/07/green_is_the_new_yellow.html(13.06.2017)

7. YearintheNews 2011 [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.state of the media. org/2012/mobile-devices-and-news-consumption-some-good-signs-for-journalism/year-in-2011/ (13.06.2017).

8. http://www.see innovation.org/current work.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.