Научная статья на тему 'Экологическая составляющая командирской подготовки офицеров в контексте формирования экологической культуры военных специалистов'

Экологическая составляющая командирской подготовки офицеров в контексте формирования экологической культуры военных специалистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМАНДИРСКАЯ ПОДГОТОВКА / COMMANDER TRAINING / ЛЕКЦИЯ / LECTURE / УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ / TRAINING AND EDUCATION TEST OBJECTIVES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / PEDAGOGICAL CONDITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яценко О. В., Мамаева Н. А., Корепанов К. С.

В статье раскрыты содержательные элементы, выделены основные вопросы, обозначены цели и задачи каждого этапа экологического образования в рамках командирской подготовки офицеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яценко О. В., Мамаева Н. А., Корепанов К. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL COMPONENT COMMANDER TRAINING OF OFFICERS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF MILITARY SPECIALISTS

The paper deals with the substantive items identified the main issues identified goals and objectives of each stage of ecological education in the framework of the commanding officers ' training

Текст научной работы на тему «Экологическая составляющая командирской подготовки офицеров в контексте формирования экологической культуры военных специалистов»

УДК 57.026

О.В. Яценко,O.V. Yatsenko, e-mail: [email protected] Н.А. Мамаева, N.A. Mamaeva, e-mail: [email protected] К.С. Корепанов, K.S. Korepanov, e-mail: [email protected] Омский автобронетанковый инженерный институт, г. Омск, Россия Omsk tank-automotive engineering Institute, Omsk, Russia

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМАНДИРСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

ENVIRONMENTAL COMPONENT COMMANDER TRAINING OF OFFICERS IN THE CONTEXT OF THE FORMATION ECOLOGICAL CULTURE OF MILITARY SPECIALISTS

В статье раскрыты содержательные элементы, выделены основные вопросы, обозначены цели и задачи каждого этапа экологического образования в рамках командирской подготовки офицеров.

The paper deals with the substantive items identified the main issues identified goals and objectives of each stage of ecological education in the framework of the commanding officers ' training

Ключевые слова: командирская подготовка, лекция, учебные и воспитательные цели, педагогические

условия

Keywords: commander training, lecture, training and education test objectives, pedagogical conditions

«Если для древних основной наукой была философия, то экология должна стать философией 21 века», - пожалуй, этими словами можно обозначить главную цель современного экологического образования [1]. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации № 180 от 15 апреля 2000 г. «О развертывании Системы экологического обучения и воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации» экологическое образование в Вооруженных Силах Российской Федерации (ВС РФ) осуществляется на всех горизонталях и вертикалях военной службы: в рамках вузовской подготовки, в процессе различных войсковых форм обучения, а также послевузовской переподготовки и повышения квалификации офицерского состава.

Цель экологического образования офицеров в рамках командирской подготовки заключается в изучении экологических проблем, связанных с осуществлением военной деятельности ВС РФ. Однако, тот факт, что каждый офицер несет личную ответственность за обучение и воспитание подчиненных, заставляет преломить цель экологического образования офицеров через призму их непосредственной педагогической деятельности. Так, офицеры, являющиеся преподавателями кафедр, находятся в поиске путей экологизации содержания дисциплин профессионального цикла, офицеры командирского звена осмысливают методы и приемы, необходимые для воспитания экологического сознания и экологической культуры подчиненного личного состава. Важность научного осмысления и освоения психолого-акмеологических методов развития экологического сознания и экологической культуры, целенаправленное изучение психологических основ экологической составляющей профессиональных компетенций, философско-мировоззренческих основ экологической культуры, условий и средств построения учебно-воспитательного процесса в военном вузе обусловлены социокультурной потребностью в развитии военнослужащих, в воспитании у них экологического мировоззрения и установок гуманистической направленности [2, 3].

Тематическое планирование командирской подготовки офицеров Омского автобронетанкового инженерного института включает лекционные занятия по экологической подготовке военных специалистов. Проведем краткий обзор учебно-воспитательных целей данных занятий в рамках достижения проектируемых результатов экологического обучения офицерского состава.

Лекция 1. «Основы экологии. Источники загрязнения окружающей среды в воинской части».

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить направления экологических проблем, возникающих в деятельности ВС РФ.

2. Ознакомить с содержанием и структурой понятий «Экология» и «Военная экология».

3. Воспитывать потребность в формировании в социуме военного вуза условий для развития экологического сознания и экологической культуры военнослужащих.

На лекции рассматриваются вопросы:

1. Экологические проблемы военной деятельности ВС РФ.

2. Задачи военной экологии и ее роль в подготовке военных кадров.

Лекция 2. «Предотвращение и ликвидация загрязнений окружающей природной среды, возникающих в результате деятельности войск» .

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить теоретические аспекты осуществления мероприятий по ликвидации загрязнений окружающей среды на военных объектах на примерах очистки атмосферного воздуха и сточных вод.

2. Ознакомить с моделью функционирования системы утилизации многоцелевых гусеничных и колесных машин (МГ и КМ) в свете защиты окружающей среды в воинской части.

3. Воспитывать осознание необходимости использования активных методов охраны окружающей природной среды в повседневной деятельности войск.

На лекции рассматриваются вопросы:

1. Загрязнение окружающей среды в процессе военной деятельности.

2. Цель, задачи и порядок ликвидации загрязнений окружающей среды.

3. Способы защиты окружающей среды в воинской части.

Лекция 3. «Нормативно-правовые и экономические основы охраны окружающей природной среды и обеспечение безопасности деятельности войск (сил)».

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить основные положения экологического права, цели и задачи экологической экспертизы и паспортизации, основываясь на Наставлениях по правовой работе в ВС РФ.

2. Ознакомить с положениями методики расчета ущерба антропогенной нагрузки в местах дислокации войск.

3. Воспитывать осознанность в вопросе соблюдения экологического правопорядка, повышающую общую правовую и экологическую культуру военнослужащих.

На лекции рассматриваются вопросы:

1. Основы экологического права. Профессиональная ответственность.

2. Принципы и содержание экологической экспертизы.

3. Экологическая паспортизация.

Лекция 4. «Соблюдение требований по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники. Принципы экологического мониторинга в районе деятельности войск (сил)».

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить цели, задачи экологического мониторинга военных объектов.

2. Ознакомить с требованиями по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники.

3. Воспитывать осознание необходимости непрерывного контроля состояния окружающей среды в военной экосистеме.

На лекции рассматриваются вопросы:

1. Экологический мониторинг военных объектов.

2. Требования по охране окружающей природной среды при эксплуатации вооружения и военной техники.

Лекция 5. «Основные правила предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС) с экологическими последствиями при повседневной деятельности войск (сил). Организация ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций».

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить методологические основы управления экологической безопасностью при ЧС на военных объектах.

2. Ознакомить с факторами экологического и техногенного рисков аварий и катастроф на военных объектах.

3. Воспитывать осознание необходимости предотвращения возникновения ЧС с экологическими последствиями в повседневной деятельности войск.

На лекции рассматриваются вопросы :

1. Методические основы оценки экологического риска.

2. Факторы экологического и техногенного рисков аварий и катастроф на военных объектах.

3. Основы управления экологической безопасностью при чрезвычайных ситуациях на военных объектах.

Лекция 6. «Обязанности и ответственность должностных лиц по руководству природоохранной деятельностью воинской части и экологическому воспитанию личного состава».

Учебные и воспитательные цели:

1. Изучить особенности формирования экологической культуры в техническом вузе.

2. Ознакомить с особенностями современных требований к военно-инженерной подготовке выпускников.

3. Воспитать потребность в экологизации современного военно-инженерного образования.

На лекции рассматриваются вопросы

1. Требования к инженеру XXI в. и их «экологическая составляющая».

2. Психологические основы экологической компетентности.

3. Обязанности и ответственность должностных лиц по руководству природоохранной деятельностью воинской части.

4. Особенности экологического воспитания личного состава.

Таким образом, в завершение хочется отметить, что совокупность всех представленных учебно-воспитательных целей занятий позволяет прогнозировать достижение необходимого уровня экологического образования офицеров. Данный результат заключается не только в повышении уровня осведомленности по экологическим проблемам военной деятельности, не только в усилении когнитивной составляющей, но и в определении оптимальных психолого-педагогических и организационно-педагогических условий для формирования экологического сознания и экологической культуры военных специалистов.

Библиографический список

1. Военная экология [Текст]: учебник для высших военных учебных заведений / И. П. Айдаров [и др.] ; под ред. Н. В. Михайлова. - М. : Издательство «Русь-СВ», 2000. - 360 с.

2. Яценко, О. В. Современные проблемы военной экологии в области военно-профессиональной подготовки выпускников вузов МО РФ [Текст] / О. В. Яценко // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / М-во обр. и науки РФ. - Тамбов, 2013.-Ч. 10.-С. 157- 158.

3. Турчаева, P.A. Развитие экологического сознания будущих специалистов [Текст] : автореф. дис. ...канд. психол. наук : 19.00.13 / Р. Турчаева. - М., 2008. - 30 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.