УДК 159.9.072
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ
ПАНОВ Виктор Иванович
доктор психологических наук, профессор,
заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт РАО, член-корреспондент РАО (Москва, Российская Федерация)
PANOV Viktor Ivanovich
Doctor of Psychology, Professor,
Head of the Laboratory of Ecopsychology of Development and Psychodidactics, Psychological Institute of RAO, Corresponding Member of RAO (Moscow, Russian Federation)
ECOLOGICAL PSYCHOLOGY: DIRECTIONS AND TRENDS
......................................................................о
Аннотация. В статье представлен краткий обзор основных направлений развития экологической психологии в России. Исходным основанием для представленной классификации основных направлений экологической психологии является представление о различных видах окружающей среды. Между тем ключевым словом в словосочетании «экологическая психология», по мнению автора, является «психология». Поэтому в общем виде в качестве объекта экологической психологии, как объекта любой другой области психологической науки, рассматривается психическая реальность. В отличие от других областей психологии определение психической реальности в качестве объекта эколого-психологических исследований или практики проводится в контексте взаимодействия человека с окружающей средой, т. е. в рамках системы «человек — окружающая среда (природная, социальная)».
Ключевые слова: экологическая психология, экопсихология, психология окружающей среды, психология экологического сознания, окружающая среда.
Abstract. The article provides a brief overview of the main directions of development of environmental psychology in Russia. The initial basis for the presented classification of the main directions of environmental psychology is the idea of various types of environment. Meanwhile, the key word in the phrase "environmental psychology", according to the author, is "psychology". Therefore, in general, mental reality is considered as an object of environmental psychology, as an object of any other field of psychological science. Unlike other areas of psychology, the definition of mental reality as an object of ecological-psychological research or practice is carried out in the context of human interaction with the environment, i.e. within the framework of the system "man — environment (natural, social)".
Keywords: environmental psychology, ecopsychology, environmental psychology, psychology of environmental consciousness, environment.
Введение
.................................О
Актуальность эколого-психологической тематики определяется не только необходимостью разработки психологических аспектов в решении региональных и глобальных экологических проблем на планете. Вопрос стоит более остро, так как речь идет не только
о сохранении природной среды как необходимого условия сохранения биологической сущности человека. В настоящее время речь должна идти уже о сохранении родовой сущности человека как существа, сочетающего в себе природу биологического, социального, духовного и психического развития и существования [19]. Поэтому происходит расширение спектра применения отношения
«человек — окружающая среда» как исходном методологической предпосылки эколого-пси-хологических исследований и практики на теоретико-методологическом и на практико-ориентированном уровнях. В связи с этим возникает необходимость вновь обратиться к краткой характеристике уже сложившихся и только возникающих направлений экологической психологии.
Краткая характеристика основных направлений экологической психологии
На современном этапе своего развития экологическая психология (экопсихология) представлена следующими основными направлениями: психологическая экология, экологический подход в психологии, психология окружающей среды, психология глобальных изменений, психология экологического сознания [1, 7, 14], экологическая модель человеческого развития [33] и экопсихологиче-ский подход к развитию психики [16, 17, 18].
Психологическая экология занимается изучением влияния физических, химических, радиационных и т. п. психогенных факторов внешней физической среды на психическое и психологическое здоровье человека, на развитие психических функций и поведение. Наиболее известным примером являются исследования, посвященные так называемому «Чернобыльскому следу».
При этом необходимо отметить ряд особенностей, характеризующих психологическую экологию в отличие от других эколого-психо-логических исследований.
Во-первых, рассматриваются те изменения в психике индивида, которые вызываются действительным (а не мнимым) химико-физическим воздействием окружающей среды средового фактора. Воображаемое индивидом воздействие относится к сфере других психологических дисциплин. Так, С.Д. Деря-бо и В.А. Ясвин [7] проводят это различие на примере, с одной стороны, изучения влияния радиационного фона на психику человека, что входит в предмет психологической экологии, и с другой — изучения радиационной фобии, что в предмет психологической экологии не входит.
Во-вторых, не все виды химического и физического воздействия воспринимаются человеком непосредственно как представляющие угрозу для его физического, психического и психологического здоровья. Наиболее ярко это проявляется в случае с радиационным воздействием, которое не воспринимаются человеком непосредственно и опасность/безопасность которого человек не может оценить непосредственно на чувственном уровне.
В-третьих, психогенное воздействие подобных физико-химических свойств окружающей среды на психику и поведение человека происходит в определенном диапазоне и имеет вторичный характер. Речь идет о том, что, воздействуя на энергетические и физиологические структуры человеческого организма, указанные свойства среды приводят к изменению физиологического состояния отдельных органов тела и организма в целом. Вследствие чего, т. е. как вторичный эффект, возникают изменения состояния как отдельных психических функций, так и состояния психики (сознания) индивида в целом.
В-четвертых, психологически окружающая среда (как совокупность химико-физических факторов и условий) в данном случае индифферентна (безразлична) к человеку, ее свойства не несут в себе изначально заложенной в них психологической нагрузки. Поэтому в методологическом плане существенно, что отношения между человеком и окружающей средой* в рамках психологической экологии имеют характер объект-объектного воздействия окружающей среды на Человека [6, 16, 20].
Экологический подход в психологии, появление которого связывается прежде всего с именами К. Левина (социо- и психодинамика группового взаимодействия) и Дж. Гиб-сона (экологический подход к зрительному восприятию). Для этого направления характерным является изучение психических процессов, состояний и сознания человека в естественных (не лабораторных) условиях и согласно своей естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя) [4, 36]. Именно этот подход дал толчок к постулированию системы «индивид — среда» в
* Далее для краткости вместо «окружающая среда» иногда будем говорить «среда».
качестве исходного основания для определения предмета психологического исследования, к введению в психологический лексикон понятия «экологическая валидность», а также к введению в психологический словарь понятия «среда обитания» как совокупности сре-довых возможностей (условий), находящихся в отношениях дополнительности к жизненным потребностям индивида.
Несколько иное развитие экологический подход в психологии развития представлен в работах Уро Бронфенбреннера [33], который ставит акцент на системном влиянии на развитие человека средовых условий разного масштаба: микросистема (семья), мезосисте-ма (соседи, образовательное учреждение), экзосистема (СМИ, место работы родственников, расширенная семья), макросистема (жизненные ценности, законы, традиции).
Психология глобальных изменений исследует особенности практического мышления специалистов, занимающихся оценкой и прогнозом развития явлений и процессов планетарного масштаба. Основанием для этого служит фиксация несоответствия масштабов глобальных изменений, вызываемых человеческой деятельностью, и функционального диапазона (масштаба) психологических возможностей человека для непосредственного восприятия и осмысления изменений в окружающей среде [22].
Психология окружающей среды. Одним из ключевых понятий экологический психологии выступает понятие «окружающая среда». Так, С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] отмечают, что уже в 60-е годы ХХ столетия среди психологов все более активно стало утверждаться осознание того, что «лабораторная» психология не дает и не может дать действительного представления о психологических особенностях и закономерностях поведения человека «в реальном мире». Как показывают эти авторы, в 1982 г. в Эдинбурге была принята первая международная программа исследований по проблемам ин-вайронментальной психологии (environmental psychology), которая в переводе получила название психологии окружающей среды и основными направлениями которой были признаны:
• изучение пространственного познания (environmental cognition),
• изучение пространственного поведения (environmental behaviour),
• изучение восприятия качества среды (environmental assessment),
• изучение реакций человека на взаимодействие с окружающей средой и возникающего в связи с этим стресса (environmental stress).
В качестве предмета исследования в инвай-ронментальной психологии выступают отношения человека с окружающей средой, взаимосвязи между переменными среды и различными психологическими характеристиками человека, его поведения [37]. При этом человек и окружающая среда (взятая в ее целостности) рассматриваются как компоненты единой системы. Это означает, что исходным основанием для определения предмета исследования выступает система «человек — среда». В качестве исходного принимается представление, что среда настолько существенным образом влияет на поведение человека, что в реакциях разных индивидов на воздействие идентичной (одной и той же) среды обнаруживается больше общего, чем различного. В качестве иллюстрации С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин [7] приводят воздействие готического собора как примера архитектурной среды, когда входящий в него невольно настраивается на философские размышления.
В отличие от зарубежных представлений об инвайронментальной психологии итоги восьми российских конференций по экологической психологии позволяют выделить в отдельные направления психологии окружающей среды [16]:
• психологию средовых влияний, предметом которой является изучение и практика влияния на психику человека окружающей среды разной модальности — как природной, включая пространственную, так и социальной: пространственной (городской, архитектурной), семейной, образовательной, информационной (от СМИ до интернета), этнокультурной и т. д.
• экстремальную психологию, предметом изучения которой являются психологические особенности поведения и деятельности человека в экстремальных ситуациях (природные и техногенные катастрофы, боевые действия, терро-ристческие акты и т. п.) и в необычных для человека средовых условиях (под
водой, в воздухе, в космосе, под землей и т. п.);
• психологию охраны окружающей среды, предметом которой являются психологические аспекты природоохранной деятельности человека и общества (разумное и сохранное отношение к природным ресурсам планеты и к социокультурным достижениям человека, ответственное отношение к отходам человеческой деятельности, загрязняющим окружающую среду, и т. п.).
Итак, в качестве предмета психологии окружающей среды выступают, с одной стороны, психологически значимые свойства окружающей среды (например, эстетическая ценность или релаксационная функция природного ландшафта) или же психологические атрибуции (свойства) окружающей среды (от ограниченности пространства и символизма архитектурной среды до агрессивности видеоинформационной среды и «возвышающей душу человека» духовной среды). В отличие от химико-физических свойств среды в психологической экологии указанные сре-довые свойства, воздействующие на человека, изначально несут в себе определенную психологическую нагрузку и в этом смысле о них можно говорить как о «квазипсихологических свойствах». Наиболее наглядно это видно на примере рекламы как одного из видов информационного воздействия на человека — ее основной целью является именно такое психологическое изменение и формирование потребностной сферы личности человека, которое осуществляется с помощью специальной психологической организации пространственно-предметных и иных свойств изображения на телеэкране, рекламных щитах и т. п.
С другой стороны, предметом психологии окружающей среды выступают психологические особенности человека или группы людей, принимающих указанное воздействие квазипсихологических свойств (атрибуций) окружающей среды. В этом случае среда, психологически воздействуя на психику человека, выполняет по отношению к нему активную, субъектную функцию (точнее сказать — квазисубъектную), а человек здесь по отношению к ней занимает пассивную, объектную позицию. В этом смысле можно сказать, что
отношения между человеком и окружающей средой в системе «человек — среда» имеют объект-субъектный (точнее — квазиобъект-квазисубъектный) характер.
Однако в действительности для психологии окружающей среды характерно наличие различных типов взаимодействия между компонентами системы «человек — окружающая среда». А именно:
• уже указанный объект-субъектный, когда окружающая среда, активно воздействуя на те или иные сферы психики человека, выполняет по отношению к нему субъектные функции, в том время как сам человек, относительно пассивно принимая это воздействие, находится по сути в роли объекта средового воздействия;
• субъект-объектный, когда человек целенаправленно воздействует и изменяет свойства окружающей среды с определенной целью: сохранные действия человека по защите природной среды, проектирование и создание пространственной или образовательной среды определенного типа, создание рекламного ролика для телевидения и т. д.;
• субъект-субъектный, когда каждый из компонентов системы «человек — среда» выполняет по отношению к другому субъектную роль. При этом не следует отождествлять свойство быть живым со свойством субъектности, ибо человек способен субъектифицировать, т. е. наделять свойством субъектности и неживые средовые объекты (см. ниже «субъектификация»).
Психология экологического сознания занимается изучением индивидуального и группового экологического сознания (и мировоззрения) архаического, антропоцентрического и экоцентрического типов. Основными задачами здесь являются изучение его социо- и онтогенеза, разработка психологических методов формирования, диагностики, коррекции и тренинга, в том числе и в экологическом образовании [7, 8, 31, 32]. К этому же направлению относятся исследования природоцентри-ческого типа экологического сознания [16, 18].
Для психологии экологического сознания предметом изучения выступает экологическое
сознание человека как высшая форма его психики. В зависимости от типа экологического сознания тип взаимодействия между компонентами системы «человек — среда» определяется по-разному:
• для экологического сознания антропоцентрического типа характерным является субъект-объектный тип взаимоотношения между «человеком» и «средой», поскольку в этом случае «среда» (в данном случае представляющая собой мир природных объектов) рассматривается как объект потребления и эксплуатации со стороны «Человека»;
• необходимым психологическим условием экологического сознания экоцен-трического типа является субъектифи-кация мира природы, т. е. наделение природных объектов свойствами субъекта*. Поэтому взаимоотношения между компонентами системы «человек — окружающая среда» в данном случае будут иметь субъект-субъектный характер, обеспечивающий коэволюци-онный путь совместной эволюции человечества и планеты.
В определенном смысле к отдельному направлению экологической психологии можно отнести психолого-педагогические аспекты экологического образования, способствующие формированию экологического сознания и экологической культуры, в том числе в целях устойчивого развития [3, 5, 9, 10, 25, 27 и мн. др.].
В отличие от других направлений экологической психологии в основе экопсихологиче-ского подхода к развитию психики [16, 17, 18] лежат представления:
1) о психике как природной форме бытия, способной к творческому саморазвитию и обретающей действительность своего существования в процессе
* Выполнение субъектной роли предполагает выполнение по отношению к другому следующих функций: «а) обеспечивать воспринимающему переживание его собственной личностной динамики, б) быть опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы его отношений с миром и в) выступать в качестве субъекта совместной с ним деятельности и общения» (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, 1996. С. 101).
становления системы «человек — окружающая среда» как онтологического субъекта порождения психических феноменов;
2) об экопсихологической типологии субъект-средовых взаимодействий, которые выступают в качестве условий, способствующих или препятствующих превращению отношения «человек — окружающая среда» в систему «человек — окружающая среда» как онтологического полисубъекта порождения психических феноменов. Выделены шесть базовых типов таких взаимодействий: объект-объектный, субъект-объектный, объект-субъектный и субъект-субъектный, состоящий из субъект-обособленного, субъект-совместного (полисубъекта) и субъект-порождающего, а также производные от них типы, например, субъект-квазиобъектный, субъект-квазисубъектный и т. п. [18, 35]. Мы называем эти типы взаимодействий в системе «человек — окружающая среда» базовыми по той причине, что они имеют универсальный характер, т. к. эта типология взаимодействий может быть использована для анализа любых видов взаимодействий (интеракций) между компонентами отношений: «человек — окружающая среда», «индивид — индивид».
В рамках этого подхода экопсихологическая типология субъект-средовых взаимодействий выступает в качестве как предмета эмпирического исследования, так и теоретического конструкта, позволяющего поставить вопрос об условиях, способствующих или же препятствующих проявлению творческой природы развития психики [18, 26, 30, 34, 35 и др.]. Так, в контексте психологии экологического сознания субъект-средовые взаимодействия между человечеством и планетой в перспективе должны переходить в субъект-порож-дающий (субъект-образующий) тип взаимоотношений между Человеком и Планетой, как необходимое условие для того, чтобы они образовали единого субъекта совместного процесса коэволюции [17, 18]. Психологической основой для формирования сознания такого типа является порождение непосредственного ощущения и состояния переживания единства с природными объектами, что
характерно для природоцентрического типа экологического сознания, когда и человек и природный объект выступают как разные проявления единой по своей сущности Природы [17].
Особое место субъект-средовые взаимодействия занимают в системе отношений «человек — среда», продуктом которых является художественное творчество и его восприятие: живопись, архитектура, поэзия и т. п. Здесь наиболее наглядно представлена такая символическая функция системы «человек — среда», как способность к порождению психических новообразований в перцептивной, эмоциональной, интеллектуальной личностной и духовно-нравственной сферах его сознания, которые приводят к порождению символического смысла произведения искусства.
В качестве примера можно привести восприятие символического бытия архитектурного пространства, когда архитектурная среда выступает в качестве средства изменения психического состояния и формирования сознания определенного типа [21]. Процесс порождения символа (имплицитно заключающего в себе общечеловеческие ценности) в данном случае предстает в форме акта порождения и присвоения субъектом символического смысла путем его преобразования из общечеловеческой ценности (по отношению к субъекту «бытия в возможности» по Аристотелю) в ценность личностную (в «бытие в действительности»).
С точки зрения экопсихологического подхода к развитию психики человека порождение и присвоение символического значения включает в себя несколько уровней (этапов) психического отражения (там же):
а) непосредственно-чувственный, на котором происходит порождение пространственной структуры (компонентами анизотропного отношения между субъектом и пространством являются зрительная система наблюдателя и архитектурное пространство);
б) эмоционально-опосредованный, на котором порождается эмоциональное отношение к визуально порожденной пространственной структуре и архитектурным формам;
в) понятийно-опосредованный, на котором пространственная структура обретает рациональное, знаково-симво-лическое значение;
г) личностно-опосредованный, на котором порождается личностное (субъективное) отношение к порожденным субъектом аффективно- и знаково-смысловым значениям данного архитектурного пространства;
д) духовно-опосредованный, на котором происходит порождение символического значения архитектурного пространства. Это происходит в таком взаимодействии с архитектурной средой, при котором происходит ин-дивида-наблюдатель и архитектурное пространство функционально образуют совокупного субъекта порождения символического значения данного архитектурного пространства и, соответственно, его символического бытия. При этом архитектурное пространство обретает субъективную (принадлежащую сознанию данного индивида) форму символического бытия, а сам индивид субъективирует, превращает это символическое бытие в структуру своего сознания.
В результате такого символо-порождающего акта, после его завершения начинает происходить обратный процесс — процесс обратного символического опосредования предшествующих уровней порождения значения воспринимаемого архитектурного пространства символическим смыслом его бытия. Речь идет о последовательном опосредовании ранее порожденных личностно-, знаково- и аффективно-смысловых значений единым символическим значением, имеющим общечеловеческую, духовную природу.
Заключение
.................................о
В заключение краткого обзора основных направлений развития экологической психологии в России необходимо заметить, что некоторые авторы предпочитают обозначать область эколого-психологических исследований терминами «субъект-средовой подход» [15],
«средовая психология» [24], «психология взаимодействия с окружающей средой» [23].
Это не случайно, потому что исходным основанием для вышеизложенной классификации основных направлений экопсихологии является представление о различных видах окружающей среды: физико-химической или, более широко, экологической (психологическая экология); природной как среды обитания и как географической среды (экологический подход, психология глобальных изменений и частично психология окружающей среды); социальной, в том числе жизненной, включая такие ее разновидности, как: пространственно-предметная, архитектурная, информационная, образовательная, этнокультурная, экстремальная и т. п. (психология окружающей среды); наконец, природной среды как мира природы (психология охраны природной среды и психология экологического сознания).
Подобная дифференциация видов среды обусловлена господством аналитического метода в научном мышлении, и, как следствие этого, тем, что изучение психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой изначально проводилось и продолжает проводиться в рамках различных научных дисциплин. В первую очередь экологии, географии, культурологии, социологии, педагогики и, конечно же, экологической психологии, а также общей, социальной, педагогической психологии. Причем каждая из этих дисциплин по своему предмету и методам, естественно, имеет дело с разными характеристиками и видами окружающей среды, что служит источником формирования разных направлений при изучении психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей средой.
Тем не менее на более раннем этапе развития экопсихологии в работах М. Черноушека [28] и Г.А. Ковалева [12] используется понятие «жизненная среда», которая включает в себя пространственно-предметный, социальный и технологический компоненты и имеет более интегративный характер. И действительно, если следовать принципу экологической валидности, то окружающая среда в реальной жизни человека реально представлена совокупностью и природных и социальных условий психического развития и жизнедеятельности человека. Поэтому в определенных случаях более корректно говорить
об окружающей среде как жизненной среде, включающей в себя природную и социальную составляющие, а не о природной или образовательной среде как отдельных, обособленных друг от друга и от человека видах окружающей среды [20].
В завершение краткого описания основных направлений эколого-психологических исследований нельзя не отметить, что в сознании некоторых специалистов по-прежнему срабатывает стереотипное восприятие эпитета «экологический/ая» как обозначения того, что относится к экологии. Вследствие чего происходит подмена эколого-психологиче-ской проблематики собственно экологической, или педагогической (если речь идет об экологическом образовании), или социально-экологической и т. д.
Между тем ключевым, базовым словом в словосочетании «экологическая психология» (в отличие от «психологическая экология», например) является именно «психология». Это означает, что в общем виде объектом экологической психологии, как объектом любой другой области психологической науки, является все-таки психическая реальность. В то время как объектом экологии выступают экосистемы, пусть даже самым важным компонентом их является человек как носитель (субъект) психики. Но, в отличие от других областей психологии, определение психической реальности в качестве объекта эколого-психоло-гических исследований или практики проводится, как уже было отмечено, в контексте взаимодействия человека с окружающей средой, т. е. в рамках системы «человек — окружающая среда (природная, социальная)» [16, 18].
Есть и обратная тенденция, когда не учитывается то, что объектом эколого-психологи-ческих исследований выступают не любые проявления психической реальности и ее особенности, а только те, которые рассматриваются в контексте системного отношения «человек — среда». Это означает, что, например, указание автором исследования на школьную среду, в условиях которой им изучалась художественная одаренность детей, еще не является достаточным основанием для того, чтобы отнести это исследование к экологической психологии.
Однако, несмотря на разноликость перечисленных направлений экологической
психологии, их объединяет общая методологическая установка. А именно представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития и обучения, восприятия, переживаний и поведения, психологического, психического и физического здоровья и т. п. должны рассматриваться в контексте системных отношений «человек — окружающая среда (природная,
социальная)» и «индивид — жизненная среда».
Наконец, характеризуя различные направления экологической психологии, следует отметить появление арт-терапевтического/арт-педагогического направления к исследованию системных отношений «человек — окружающая среда» на стыке системного подхода, психологии окружающей среды, экопсихологии [2, 13, 29 и др.].
ЛИТЕРАТУРА
........................................................................О
1. 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. (Москва, 12-14 апр. 2000 г.) (под ред. В.И. Панова). — М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001.
2. Арт-терапия в России: медицина, образование, социальная сфера (под общ. ред. А. И. Копытина). — СПб.: Скифия-принт, 2017.
3. Гагарин А.В. Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: Монография. — М: Изд-во РУДН, 2005.
4. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. — М.: Прогресс, 1988.
5. Глазачев С.Н., Перфилова О.Е. Экологическая компетентность. Становление, проблемы, перспективы. Уч. пособие. — М.: РИО МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008.
6. Голд Дж. Основы поведенческой географии. — М., 1990.
7. Дерябо С. Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 1996.
8. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999.
9. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция — новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование. — 2007. — № 3. — С. 3-8.
10. Иващенко А.В., Панов В.И., Гагарин А.В. Экологоориентированное мировоззрение личности: Монография. — М.: Изд-во РУДН, 2008.
11. Капцов А.В., Панов В.И. Личностные качества субъекта как предикторы экопсихологических типов взаимодействия в деятельности и общении // Экспериментальная психология Experimental Psychology (Russia). —2019. — Том 12, № 4. — C. 72-80. DOI: 10.17759/exppsy.2019120406.
12. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. — 1993. — № 1. — С. 3-9.
13. Копытин А.И. Арт-терапевтическая среда с точки зрения клинического, социального и экологического подходов // Медицинская психология в России (электронный научный журнал). — 2016. — №1 (36). URL: www.medpsy.ru
14. Медведев В.И., Алдашева А.А.. Экологическое сознание. Учебное пособие. — М.: Логос, 2001.
15. Нартова-Бочавер С.К. Психологическое пространство личности. Монография. — М.: Прометей, 2005.
16. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
17. Панов В.И. Ноосфера—психическая реальность или метафора? (Экопсихологическая гипотеза) // Вестник Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова. Серия «Психология». — Ярославль. — 2006. — С. 21-28.
18. Панов В.И. Экопсихология: парадигмальный поиск. — М.: Психологический институт РАО; СПб.: Нестор-История, 2014.
19. Панов В.И. Психологические и педагогические аспекты стратегии устойчивого развития (Вступительная статья) // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) (сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова). — М.: Издательство «Перо», 2017. — С. 10-19. 4 Мбайт. [Электронное издание]. URL: https://www.pirao.ru/upload/ iblock/1bc/god_ekologii.pdf. ISBN 978-5-907016-85-9.
20. Панов В.И., Сараева Н.М., Суханов А.А. Влияние экологически неблагополучной среды на интеллектуальное развитие детей. — М.: Издательство ЛКИ, 2007.
21. Панов В.П., Федоров В.В. Символизм архитектурной среды как предмет экопсихологии развития // 2-я Российская конференция по экологической психологии: материалы. (Москва, 12-14 апр. 2000 г.) (под ред. В. И. Панова). — М.; Самара: Изд-во МГППИ, 2001. — С. 39-41.
22. Психологические аспекты глобальных изменений в окружающей среде (под ред. К. Павлик, В. Носуленко). — М.: Начала-пресс, 1992.
23. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). — СПб.: СПбГИПСР, 2010.
24. Соловьева Е.В. Основы средовой психологии. — СПб.: СПбГАСУ, 2006.
25. Степанов С.А. Основные методологические и содержательные аспекты экологического образования для устойчивого развития в высшем учебном заведении: Монография. — М.: Изд-во МНЭПУ, 2010. — 243 с.
26. Субъект-средовые взаимодействия: экопсихологический подход к развитию психики (Коллективная монография) (под. ред. М.О. Мдивани). — М.: Издательство «Перо», 2017. 160 с. [Электронное издание] URL: https://www. pirao.ru/upload/iblock/375/ekopodkhod.pdf. . ISBN 978-5-907016-21-7/
27. Чердымова Е.И. Экологическое сознание дошкольников: анализ состояния // Экопсихологические исследова-ния-2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: монографический сборник (Под ред. В.И. Панова). — М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011. — С. 139-149.
28. Черноушек М. Психология жизненной среды. — М.: Мысль, 1989.
29. Шарафиева Л.Р. Японский сад как модель пространства субъект-порождающего взаимодействия системы «человек — планета» // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) (сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова). — М.: Издательство «Перо», 2017. [Электронное издание]. — С. 506-512. URL: https://www.pirao. ru/upload/iblo ck/1bc/go d_ekologii.pdf
30. Экопсихология развития психики человека на разных этапах онтогенеза: коллективная монография (под общ. ред. В. И. Панова и Ш. Р. Хисамбеева).— М.: ФГНУ «Психологический институт» РАО; СПб.: Нестор-История, 2013.
31. Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры (Удобно ли сидится на вершине пирамиды?). — М.: Наука, 1999.
32. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. — М.: Смысл, 2000.
33. Bronfenbrenner U. Ecological systems theory // Ann. of Child Develop. —1989. —Vol. — P. 187-249.
34. Panov V. From environmental psychology to subject-environment interactions. Proceedings of the 2017 2nd International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Humanities. (ICCESSH 2017). Part of the series ASSEHR. Moscow, Russia. V. 124. P. 1135-1139. DOI: https://doi.org/10.2991/iccessh-17.2017.265.
35. Panov V. On psychological and pedagogical aspects of human interactions with the environment in the interests of sustainable development. Proceedings of the International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies (CESSES 2018). — Atlantis Press: Advances in Social Science, Education and Humanities Research, volume 283, pp. 948-952. ISBN 978-94-6252-606-8. ISSN 2352-5398. https://doi.org/10.2991/cesses-18.2018.208.
36. Pawlik K., Stapf K. Oekologische psychologie: Entwicklung, perspektive und aufbaueines forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. — 1992. — Р. 9-24.
37. Stokols D. The paradox the environmental psychology // American Psychologist. — 1995. — Vol. 50, №10. — Р. 821-837.
Ссылка для цитирования
......................................................................О
Панов В.И. Экологическая психология: направления и тенденции // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2020. — T. 1, № 1. [Электронный ресурс]. — URL: http://ecopoiesis.ru (дата обращения: чч.мм.гггг).
Все элементы описания необходимы и соответствуют ГОСТ Р 7.0.5-200S «Библиографическая ссылка» (введен в действие 0l.0l.2009). Дата обращения [в формате число-месяц-год = чч.мм.гггг] — дата, когда вы обращались к документу и он был доступен.
Panov V.I. Environmental psychology: directions and trends // Ecopoiesis: Eco-Human Theory and Practice. — 2020. — Vol. 1, №1 [open access internet journal]. — URL: http://ecopoiesis.ru (d/m/y).