ХРОНИКА НАУЧНОЙ ЖИЗНИ
Экология детства
и психология устойчивого развития
(итоги международной научно-практической конференции «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития»)
В. И. Панов, Ю. Г. Панюкова
Панов Виктор Иванович, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт РАО, Москва, [email protected]
Панюкова Юлия Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник лаборатории экопсихологии развития и психодидактики, Психологический институт РАО; профессор кафедры педагогики и психологии профессионального образования, Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К. А. Тимирязева, Москва, [email protected]
В статье представлены итоги международной практической конференции «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития», которая проходила с 17 по 19 марта 2020 г. в Психологическом институте РАО в Москве. Организаторами конференции выступили ФГБНУ «Психологический институт РАО» (лаборатория экопсихологии развития и психодидактики) и Международный государственный экологический институт имени А. Д. Сахарова Белорусского государственного университета (кафедра социально-гуманитарных наук и устойчивого развития). Изложены основные идеи и результаты исследований, прозвучавшие на пленарном и секционных заседаниях. Особое внимание было уделено проблемам экологии детства и психологии устойчивого развития.
Ключевые слова: экологическая психология, экология детства, психология устойчивого развития.
Поступила в редакцию: 21.03.2020 / Принята: 26.06.2020 / Опубликована: 30.09.2020 Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-296-302
С 17-18 марта 2020 г. в ФБГНУ «Психологический институт Российской академии образования» (Москва) проходила международная научно-практическая конференция «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития», приуроченная к 25-летию лаборатории экопсихологии развития и психодидактики указанного института и ставшая значительным научным событием.
Открывая конференцию,руководитель лаборатории, основатель экопсихологического подхода к развитию психики в отечественной экопсихологии, член-корреспондент РАО Виктор Иванович Панов приветствовал участников конференции и выразил благодарность всем коллегам, которые приехали на конференцию, чтобы представить результаты исследований в области экопсихологии, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию и ограничительные меры, принятые как в России, так и во всем мире. В. И. Панов отметил, что заданный формат конференции, пусть и в сокращенном виде, объединяет широкий спектр проблем, что и отображено в названии
конференции: от экологии детства к психологии устойчивого развития. В заключение В. И. Панов пожелал участникам плодотворной работы и конструктивного обмена опытом.
В приветственном слове врио директора Психологического института Российской академии образования П. А. Сергоманов поздравил
B. И. Панова с юбилеем, пожелал «устойчивого развития» и выразил надежду на то, что в работе конференции будет «удержано противоречие» между глобальными тенденциями в развитии многих экопсихологических реалий, полюсы которых сопряжены с конфликтным, противоречивым содержанием - созиданием и разрушением, любовью и смертью, устойчивостью и развитием.
Актуальность конференции подчеркнул в своем выступлении академик-секретарь Российской академии образования С. Б. Малых, отметивший, что в средовых условиях «современной турбулентности», в условиях волнений, переживаний, даже паники обращение к анализу экопсихологических проблем, возможно, будет способствовать порождению новых смыслов, идей, рекомендаций, которые могут быть использованы в практической психологии.
В пленарной части конференции были представлены доклады ведущих специалистов отечественной экопсихологии, объединенные проблематикой академической операционализа-ции психологического содержания конструкта «устойчивое развитие».
Доклад В. И. Панова «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы» был обращен к истокам оформления в середине 90-х гг прошлого века в пространстве отечественной психологии нового направления - экологической психологии (экопсихологии), - возникновение которого было связано в том числе с именами Г. А. Ковалева,
C. Д. Дерябо, В. А. Ясвина. Когда шла подготовка к первой конференции по проблемам экопсихоло-гии, трагически ушел из жизни Г. А. Ковалев, но научный поиск в области взаимодействия человека и окружающей среды продолжался, оформлялись уникальные исследовательские области, возникали авторские методологические подходы, в пространство экологической психологии включались новые группы исследователей. Вслед за первой конференцией были организованы и успешно проведены семь российских конференций по экологической психологии, что свидетельствовало об устойчивом интересе научной общественности к операционализации взаимодействия в системе человек - окружающая среда. Контекстом для отечественных экопсихологических исследований всегда являлась реальность «устойчивого развития» человеческого сообщества и глобальной природной среды, которая была оформлена в ряде международных деклараций, стратегий, других нормативно-правовых документах. Осмысление конструкта «устойчивого развития» приобретало
в отечественной экопсихологической академической практике особую актуальность на фоне перманентного кризиса в области как глобальных, стратегических, так и частных, тактических сфер и областей, фиксирующих чаще разрушительное, нежели созидающее воздействие человека на окружающую среду. Различные последствия такого воздействия актуализировали обращение специалистов в области философии, экономики, социологии, педагогики и иных научных областей к необходимости понимания и объяснения фундаментальных закономерностей, лежащих в основе взаимодействия человека и окружающей его среды. Отечественная экопсихология определила свой вектор академической рефлексии, обратившись к анализу, с одной стороны, ресурсов психики человека, а с другой - потенциала окружающей среды, выявление особенностей взаимодействия которых может способствовать установлению «баланса» во взаимодействии этих двух глобальных систем -человека и окружающей среды. «Экологичность» окружающей среды, понимаемая в формате соответствия потенциала окружающей среды ресурсам субъекта, нашла свое отражение в возникновении таких областей исследования, как экология и политика, экология и экономика, экология и право и др. В психологии же до сих пор нет устойчивой тенденции обращаться к анализу психики с позиций ее «чувствительности» по отношению к особенностям окружающей человека среды. В. И. Панов отметил, что одним из возможных ракурсов осмысления психического может быть создание таких векторов рефлексии, как экология и восприятие. экология и мышление, экология и эмоции и др. Дифференцированный анализ в указанных областях позволил определить фундаментальные психологические механизмы, лежащие в основе формирования экологического сознания субъекта, без знания которых невозможна разработка основ экологического образования, без которого, в свою очередь, сложно наполнить метафору «устойчивое развитие» актуальным для субъекта содержанием.
Доклад члена-корреспондента РАН В. М. Захарова (Институт устойчивого развития, Центр экологической политики РФ) «От экологии к психологии устойчивого развития» продолжил идею об «экологичности психического» и был посвящен интерпретации тезиса о необходимости толкования экологичности и по отношению к психике, в том числе не только из ракурса разрушения, экологических катастроф, загрязнения и др., но и из формата экологичности как красоты, позитива, радости. Было подчеркнуто, что такой стереотип не только не способствует обращению человека к экологической проблематике, а, скорее, отталкивает. Если же акцентировать внимание на позитивном содержании «экологичности» окружающего мира, то и конструкт «устойчивое развитие» с большей вероятностью найдет место в системе представлений человека о его взаимо-
отношениях с окружающей средой. В. М. Захаров предположил, что решение проблем с экологическим сознанием, а именно с обращенностью человека к сохранению, сбережению окружающей среды, требует, во-первых, междисциплинарного подхода, во-вторых, толкования экологичности как основы мировоззрения субъекта, в-третьих, ориентации на психологические аспекты понимания экологичности.
В докладе академика РАО и РАН А. Л. Семенова (Институт кибернетики и образовательной информатики им. А. И. Берга РАН, Москва) «Цифровая трансформация школы: как учиться расширенной личности» была актуализирована проблема цифровой трансформации образования в контексте дихотомических отношений «школа - мир - дети». По мнению А. Л. Семенова, противоречие во взаимодействии системы современного образования с современным цифровым пространством и его местом и значением в образе мира современных детей в некоторой степени сопряжено с такой интерпретацией указанной дихотомии: школа - вчера; мир - сегодня; дети - завтра. Психологические теоретические основания понимания этого противоречия можно усматривать в тезисах Л. С. Выготского, фиксирующих идею о том, что при появлении новых материальных орудий отмирают некоторые «психические орудия». Эта идея позволяет увидеть новые горизонты в интерпретации взаимодействия ребенка и цифровой среды, а не только констатацию деструктивной роли цифровой среды в развитии психики ребенка. В докладе подчеркивалось, что стереотипная тема необходимости ограждения детей от «цифры» требует более конструктивных решений, нежели констатация «вредоносности» этого воздействия. Метафора «расширенная личность», обозначенная в докладе, в контексте экопсихологического подхода рассматривается в качестве теоретической модели, в рамках которой возможна операционализация взаимодействия субъекта и цифровой среды.
«Цели устойчивого развития глазами петербуржцев» стали предметом анализа в докладе доктора педагогических наук С. В. Алексеева (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования). Пафос выступления ученого был связан с реактуализацией в современном экономическом пространстве идеи устойчивого развития и достаточно выраженной тенденции эксплуатации метофоры «экосистема» в различных междисциплинарных областях. Было подчеркнуто, что в современном экодискурсе конструкт «экосистема» приобретает характер рекламной « фишки», привлекающей внимание, но не всегда оснащенной содержанием. Для исследователей важно получить содержательную информацию о том, что собой представляет этот конструкт, однако для решения этой сложной задачи необходимы методические инструменты, которые не всегда есть. С. В. Алексеев
привел иллюстрацию, констатирующую такую ситуацию в пространстве методических процедур, когда «то, что нужно измерить, мы измерять не умеем», а «то, что мы умеем измерять, не так важно». Еще один ракурс доклада - осмысление соотношения таких феноменов, как образование, просвещение, обучение и воспитание в контексте проблемы экологического сознания, экологической культуры. Квинтэссенцией экоориентированных рассуждений о целях и перспективах устойчивого развития стала презентация нового журнала «Эко-поэзис» как пространства научно-литературной рефлексии по проблемам взаимодействия субъекта с окружающей средой.
Интересная информация о направленности работ по проблемам устойчивого развития в диссертационных исследованиях последних лет была представлена в докладе доктора педагогических наук Д. С. Ермакова (Российский университет дружбы народов, Москва) «Психология устойчивого развития: проблемы и перспективы». Автор конструкта «психология устойчивого развития» проделал весьма основательную работу по анализу репрезентации феноменологии устойчивого развития в современном исследовательском дискурсе. Было обнаружено, что подавляющее большинство исследований выполнено в формате экономики, а в психологии отсутствуют научные исследования, направленные на интерпретацию феномена устойчивого развития.
Продолжением темы неотрефлексирован-ности конструкта «устойчивое развитие» уже в сознании неискушенного в размышлениях о будущем нашей планеты обывателя стал доклад кандидата педагогических наук Е. В. Колесовой (Московский департамент природопользования) «Почему Концепция устойчивого развития не овладевает умами в РФ?». Было отмечено, что по проблеме устойчивого развития проводится огромное число конференций, форумов, обсуждений, пишутся многочисленные концепции и программы, однако в практику «житейской» эксплуатации идей устойчивого развития, в экоори-ентированное поведение субъекта в повседневной жизни перехода не происходит. Возможные причины такого диссонанса могут быть проанализированы участниками настоящей конференции, подчеркнула Е. В. Колесова.
Завершающим пленарное заседание стало сообщение доктора психологических наук Т. А. Нес-тика (Институт психологии РАН, Москва), посвященное отношению россиян к глобальным рискам. Психологическим предметом экологической проблемы природных рисков стал анализ представлений жителей России о глобальных рисках. Были изложены результаты исследований группы ученых, посвященных типологизации глобальных рисков в представлениях россиян, выделению содержательных и структурно-динамических характеристик отношения группы и личности к
глобальным рискам. Особое впечатление произвел внушительный эмпирический материал, позволяющий проанализировать связь представлений о глобальных рисках с социально- и индивидуально-психологическими характеристиками личности. В целом можно говорить об оформлении в пространстве отечественных экопсихологических исследований нового направления - психологии глобальных рисков.
Подводя итог представленной на пленарном заседании проблематике современной отечественной экопсихологии, можно заключить, что данная отрасль психологии является методологически обоснованным, теоретически и эмпирически дифференцированным пространством научно-исследовательского поиска.
Сложные эпидемиологические условия внесли свои коррективы в работу секций, конференция проводилась в сокращенном режиме, в результате чего за два дня ее работы интересующие исследователей проблемы обсуждались на следующих площадках:
секция «Психология образовательной среды» - модераторы академик РАО И. А. Баева (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург) и академик РАО И. В. Дубровина (ПИ РАО, Москва) - аккумулировала исследования в области одного из «классических» направлений в отечественной экопсихологии, связанного с анализом экопсихологических аспектов организации различных «сфер», «сегментов», «областей» образовательной среды. В качестве тем, предложенных докладчиками для обсуждения, были: психологическое качество и психологическая безопасность образовательной среды как условия, придающие ей развивающий характер - И. А. Баева; восприятие образовательной среды вуза в контексте перцептивных характеристик образовательной среды - Е. А. Соловьева (Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет); развитие одаренности дошкольников в образовательной среде детского сада и психологические особенности выбора образовательного маршрута у выпускников девятых классов - Е. С. Белова (Психологический институт РАО, Москва). Участники секции отметили перспективность продолжения исследований в области психологии образовательной среды в парадигме экологической психологии и устойчивого психического развития человека в современной социокультурной среде;
объединенное заседание секций «Психология устойчивого развития: общество, личность, сознание» и «Психология и педагогика экологического образования в целях устойчивого развития» - модераторы П. Н. Виноградов (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург), Ю. М. Гришаева (МГОПУ, Москва) и М. О. Мдивани (ПИ РАО, Москва) -было посвящено обсуждению различных аспектов экологического образования, сопряженных с проблематикой устойчивого развития. Систе-
мообразующим сообщением стала информация А. Н. Захлебного (Институт стратегии развития образования РАО, Москва), ориентированная на интерпретацию концепции общего экологического образования в контексте проблем устойчивого развития. Практическая реализация различных моделей экологического образования обсуждалась в докладах, представленных Ю. М. Гришаевой (Московский государственный областной университет, Москва), П. Н. Виноградовым (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург), Н. Н. Хащенко (Институт психологии РАН, Москва) и др. Дискуссия по актуализированным докладчиками темам приобретала новые акценты благодаря комментариям и вопросам С. В. Алексеева (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования), направлявшего обсуждение в контекст проблематики психологии устойчивого развития. Особенный интерес вызвало сообщение А. Н. Кам-нева (Московский государственный психолого-педагогический университет), посвященное анализу создания психологических условий для развития экологичной субъектности подростков в природной среде оздоровительного лагеря. В ходе проблемного обсуждения разных аспектов реализации Концепции устойчивого развития в выступлениях А. Н. Захлебного, В. С. Алексеева, П. Н. Виноградова, Ю. М. Гришаевой выяснилось отсутствие общепринятого категориального аппарата у экологов, педагогов-психологов и философов, что, естественно, затрудняет их профессиональное взаимодействие и ставит вопрос о необходимости создания кон-сенсусного тезауруса. При этом обнаружилось, что в разных исследованиях выделяется и изучается функционирование разных уровней экологического сознания: общественного - группового - индивидуального (П. Н. Виноградов, Н. Н. Хащенко и др.). Вследствие этого возникает вопрос об условиях их сосуществования и механизмах функционирования в соотношении друг с другом;
секция «Экологическая психология: теория, эмпирика, валидность» открылась докладом ее модератора С. К. Нартовой-Бочавер (Высшая школа экономики, Москва), которая представила результаты исследования качественных отличий мира флоры и фауны («слепота к растениям»), возможностей и вариантов экотерапии. В этом исследовании было установлено, что привязанность к растениям не только имеет восстановительный потенциал, но также связана с благоприятными базисными убеждениями личности - уверенностью в благожелательности мира, справедливости, удаче и возможности их контролировать. На секции обсуждались различные направления исследований, иллюстрирующие проблематику современной отечественной экопсихологии. А. И. Копытин (Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования) представил концепцию экогуманистики как мета-научной доктрины согласования бытия природы и
человека; в докладе говорилось о конструктивности соединения арттерапевтических и экологических практик в работе с психиатрическими пациентами. Интерес вызвало сообщение С. П. Филиппова (Московский педагогический государственный университет) об особенностях социальной значимости интеллектуальных качеств в условиях образовательной среды. Феномен сенсорно-перцептивного опыта в контексте экопсихологического подхода рассматривался в докладе Т. Н. Бандурки (Иркутский государственный университет); сообщение вызвало дискуссию и было оценено как актуальное. Социально-психологические предпосылки жизнеспособности молодежи, проживающей в условиях экологического неблагополучия, в частности ресурсы юношей и девушек, стали предметом доклада, представленного И. А. Горьковой и А. В. Микляевой (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург). Исследователи актуализировали проблему социально-психологических ресурсов субъекта в процессе адаптации к жизни в условиях экологически неблагополучной среды. Иной вариант понимания значимости экологичности средовых условий, а именно сравнительный анализ принятия решения в условиях онлайн- и офлайн-среды для решения межгрупповых конфликтных ситуаций, анализировался И. М. Созиновой и Ю. И. Александровым (Институт психологии РАН, Москва). Обращение к традиционной теме отечественной экопсихологии - отношению подростков к природе в связи с психологическим благополучием - было сделано Е. А. Мухортовой (Московский государственный психолого-педагогический университет), методическое оснащение проведенного ею исследования вызвало оживленный интерес у слушателей. И. А. Хватов (Московский институт психоанализа) в своем выступлении представил авторскую вариацию экопсихологического подхода на материале эволюционного разнообразия форм самоотражения у животных. Для интерпретации полученных при этом данных был использован формат интеграционно-дифференционного подхода и теории воплощенного познания. Состоявшаяся на секции дискуссия по обозначенным темам продемонстрировала устойчивый академический интерес как к классическим для отечественной экопсихологии направлениям исследований, так и к достаточно новым предметам экопсихологи-ческой интерпретации;
на секции «Психологические аспекты цифро-визации информационной среды», объединенной с секцией «Средовые условия психических состояний: стрессогенность, благополучие, регуляция», - модераторы Е. В. Бурмистрова (МГППУ), А. Е. Войскунский и Г. У Солдатова (факультет психологии МГУ им. Ломоносова) — был обсужден ряд проблемных вопросов. Так, А. Е. Войскунский сделал сообщение «Психология киберсреды: два
исследовательских подхода», в котором были рассмотрены подходы к психологическому изучению поведения людей в виртуальной гиперсреде, именуемой также киберпространством. Были обозначены ведущие подходы к определению содержания и границ научной и образовательной деятельности в области киберпсихологии. В рамках одного из подходов структура киберпсихологического знания охватывает новейшую феноменологию сетевого поведения и применения систем виртуальной или дополненной реальности; в рамках другого подхода структура заметно расширена: киберпсихология включает также и более традиционную проблематику, объединенную наименованием «взаимодействие человека с компьютером».
Г. У. Солдатова представила доклад «Социокультурные и личностные предикторы деструктивного и аутодеструктивного поведения в интернете у подростков и молодежи». Соответствующее исследование было проведено в пяти федеральных округах с участием около 1000 респондентов в возрасте от 15 до 25 лет. Показано, что в качестве средства доступа к интернету доминируют смартфоны (81%). Представлена распространенность негативного деконструктивного контента - с аутодеконструктивным контентом сталкивалась, как показало проведенное исследование, треть подростков и молодежи.
С. А. Безгодова и А. В. Микляева (РГПУ им. Герцена, Санкт-Петербург) представили доклад «Стратегия онлайн-поиска учебной информации и презентации его результатов студентами гуманитарных специальностей». Предметом доклада стали особенности поиска студентами учебной информации в интернет-среде, а также критерии оценки эффективности этого поиска. Было отмечено, что выявлены две стратегии - прямого и уточняющего онлайн-поиска, - которые различаются наличием либо отсутствием попыток переформулирования запроса и стилем саморегуляции. Связей между выбранной стратегией и академической успеваемостью не установлено. Исследователи подчеркнули, что работа носит пилотный характер и будет продолжена.
В докладе Н. А. Борисенко и Г. Г. Граник (ПИ РАО) «Цифровой учебник для поколения 2: проблемы и перспективы создания» была представлена концепция цифрового учебника. Анализировались различия между традиционным «бумажным» учебником и его оцифрованной электронной вариацией по ряду параметров, включая возможность сохранить «авторскую концепцию» и даже «интонацию». В докладе также была представлена концепция цифрового учебника по русскому языку.
Е. А. Брызгалин (факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова) в докладе «Википедия сквозь призму информационного энвайронмента-лизма» остановился на основах онлайн-волонтер-
ства в цифровой среде, в первую очередь удаленного группового формирования знания и борьбы с дезинформацией. Разработчики электронной академии «Википедия» (на трех сотнях языков!) представлены как экологи знания и просвещения. Выделены конкретные стратегии группового составления энциклопедических статей в дистантном режиме, а также некоторые механизмы согласования точек зрения, установления консенсуса.
Э. В. Патраков (Уральский госуниверситет. Екатеринбург) выступил с докладом «Представления педагогов, родителей и старших школьников о рисках интернета для подростков». Автор синтезировал работу по выявлению обозначенных рисков, проведенную с применением адаптированных (на суммарной выборке из примерно 300 респондентов) опросных методик в Уральском регионе, а также в Венгрии, Португалии и Бразилии. Продемонстрировано как сходное, так и различающееся отношение к восприятию рисков применения старшими подростками интернета, характеризующее самих подростков, а также их родителей и учителей.
Все сообщения вызвали интерес у участников обсуждения, было задано много вопросов, свидетельствующих об актуальности психологических аспектов цифровизации информационной среды;
На заседании секции «Экопсихологический подход к развитию психики: субъект-средовые взаимодействия и субъектность» - модераторы А. В. Капцов (Самарская гуманитарная академия) и В. И. Панов (ПИ РАО) - нашли отражение результаты многих эмпирических исследований, реализованных в методологическом формате разрабатываемого В. И. Пановым экопсихоло-гического подхода к развитию психики, одним из ключевых конструктов которого является экопсихологическая типология субъект-средо-вого взаимодействия. Так, в докладе В. А. То-лочека (Институт психологии РАН, Москва), посвященном анализу стилевых особенностей делового общения как фактора динамики среды организации, фиксировалась идея о возможности типологизации стилей делового общения через призму указанной типологии субъект-средового взаимодействия как составляющей данного подхода. Своеобразным продолжением анализа феномена делового общения, где в качестве предмета анализа рассматривался стиль подчинения, стал доклад И. В. Калинина (Институт социальной инженерии РГУ им. А. Н. Косыгина, Москва), также ориентированный на теоретические положения, лежащие в основе экопсихологической типоло-гизации субъект-средового взаимодействия. В русле указанной методологии были выполнены исследования А. В. Капцова и Е. И. Колесниковой (Самарская гуманитарная академия, Самарский государственный технический университет), в формате которых обозначены некоторые теоретические положения, определяющие содержание
разработанного исследователями идиографиче-ского метода оценки стадий становления субъект-ности учащихся, а также описаны структурные особенности этих стадий. Результаты масштабного эмпирического исследования, реализованного на базе военного вуза и выполненного с учетом экопсихологической типологии субъект-средового взаимодействия, были представлены в докладе М. В. Селезневой (Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище). По результатам заинтересованного обсуждения и дискуссий по различным аспектам обозначенных сообщений можно заключить, что фундаментальные теоретические положения, составляющие основу экопсихологического подхода к развитию психики (Панов, 2004, 2012, 2013, 2014, 2017), стали предметом дифференцированной эмпирической валидизации, а проведенные на разных площадках исследования свидетельствуют об оформлении самостоятельной научной школы.
Всего для участия в конференции зарегистрировались 240 участников (из 12 городов России, а также из Беларуси, Венгрии, Киргизии и Бразилии). Из них очно приняли участие 72 человека. Перед началом конференции был издан сборник научных статей ее участников «Экопсихологи-ческие исследования-6: экология детства и психология устойчивого развития» [1], электронная версия которого размещена на Мр8://^^№.еНЬгагу. ги/кеш.а8р?1<1=42500790.
В целом проблематика докладов, представленных на секционных заседаниях международной научно-практической конференции «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития» [1], позволяет сделать следующие выводы.
1. Исследования по эколого-психологической тематике проводятся специалистами из разных академических и учебных учреждений на всей территории России от Владивостока до Санкт-Петербурга, а также их зарубежными коллегами. Тематически эколого-психологические исследования характеризуются теоретической многогранностью, широкой эмпирической направленностью, разнообразным понятийным и методическим арсеналом и практической востребованностью в разных областях современной психологии и педагогики - от общей и социальной психологии до арт-терапии.
2. Актуальность эколого-психологической тематики обусловлена необходимостью осознания того, что экологические проблемы глобального и регионального масштабов не могут быть решены только естественнонаучными, экономическими и техногенными средствами. Решение этих проблем в контексте устойчивого развития общества и природы неизбежно требует участия психологов и педагогов. Речь идет прежде всего о психологических и педагогических условиях и методах изменения антропоцентрической позиции
человека на экоцентрическую по отношению к природной и социокультурной среде, а также к природе самого человека. В то же время актуальность эколого-психологических исследований обусловлена теоретической и практической необходимостью методологического использования отношения «индивид - среда» в качестве исходной предпосылки для изучения психического развития человека в контексте его взаимодействия с окружающей средой, его психических процессов, состояний и, конечно, экологического сознания.
3. Как и тысячелетия назад, но все чаще и острее, встает проблема сохранения человечества как биологического вида, так и общепланетарного субъекта, обладающего глобальными технологическими средствами для преобразования окружающей среды и природы самого человека. Поэтому особое значение приобретают проблемы массового формирования природо- и социально-ориентированного экологического сознания населения планеты и воспитания экологической ответствен-
ности взрослого и детского населения планеты, в том числе в отношении новых экологических вызовов со стороны природы (например, пандемия коронавируса) и со стороны ускоренного развития информационно-коммуникативных технологий (повсеместная цифровизация профессиональной и личной жизни современного человека).
Благодарности и финансирование: Конференция проведена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 20-013-20033г «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития»).
Библиографический список
1. Экопсихологические исследования-6 : экология детства и психология устойчивого развития : сб. науч. ст. /отв. ред. В. И. Панов. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО» ; Курск : Университетская книга, 2020. 548 с.
Образец для цитирования:
Панов В. И., Панюкова Ю. Г. Экология детства и психология устойчивого развития (итоги международной научно-практической конференции «9-я Российская конференция по экологической психологии: от экологии детства к психологии устойчивого развития») // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 296-302. БО!: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-296-302
Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development (Results of the International Scientific-Practical Conference "9th Russian Conference on Environmental Psychology: From the Ecology of Childhood to the Psychology of Sustainable Development")
Victor I. Panov, Julia G. Panyukova
Viktor I. Panov, https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, Psychological Institute of Russian Academy of Education, 9/4 Mokhovaya St., Moscow 125009, Russia, [email protected]
Julia G. Panyukova, https://orcid.org/0000-0003-1840-4559, Psychological Institute of Russian Academy of Education, 9/4 Mokhovaya St., Moscow 125009, Russia, [email protected]
The article presents the results of the international research and practice conference "The 9th Russian conference on environmental psychology: from ecology of childhood to psychology of sustainable development", which was held on March 17-19, 2020 at the Psychological Institute of the Russian Academy of Education, in Moscow. The conference was organized by the Federal State Budgetary Institution "Psychological Institute of the Russian Academy of Education" (Laboratory of Ecological Psychology of Development and Psychodidactics), International State Institute named after A. D. Sakharov, Belarusian State University (Department of Social
Sciences, Humanities and Sustainable Development). The main ideas and research results presented at the plenary and section sessions are presented. Particular attention was paid to the problems of childhood ecology and psychology of sustainable development. Keywords: environmental psychology, childhood ecology, psychology of sustainable development.
Received: 21.03.2020 / Accepted: 26.06.2020 / Published: 30.09.2020 This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
Acknowledgments: The conference was held with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research (project No. 20-013-20033 "The 9th Russian Conference on Environmental Psychology: From Ecology of Childhood to Psychology of Sustainable Development").
References
1. Panov V. I., ed. Ekopsihologicheskie issledovaniya-6: ekologiya detstva i psihologiya ustojchivogo razvitiya: sbornik nauchnykh statey [Ecopsychological research-6: childhood ecology and psychology of sustainable development]. Moscow, FGBNU "Psihologicheskiy institut RAO" Publ., Kursk, Universitetskaya kniga Publ., 2020. 548 p.
Cite this article as:
Victor I. Panov, Julia G. Panyukova. Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development (Results of the International Scientific-Practical Conference "9th Russian Conference on Environmental Psychology: From the Ecology of Childhood to the Psychology of Sustainable Development"). Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. EducationalAcmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9, iss. 3 (35), рр. 296-302 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-296-302