УДК 159.9
ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
Маркелов Владимир Иванович, аспирант, admin@rgutis.net,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
This article attempts to show the importance of psychology and psychological research in tourism activities. The ecological psychology as an independent area of psychological research, in the basis of which is the research of psychological aspects of interaction of the person with different views of the surrounding natural environment is considered. The basic directions environmental psychology researches, two of which - psychological ecology and psychology of the environment - are discussed in more detail. Certain aspects of environmental impact on the psyche and mental processes of the individual are highlighted.
В статье делается попытка показать значение психологии и психологических исследований в туристической деятельности. Рассматривается экологическая психология как самостоятельная область психологических исследований, в основе которых лежит изучение психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной среды. Приводятся основные направления эколого-психологических исследований, из которых два - психологическая экология и психология окружающей среды - рассматриваются более подробно. Освещаются отдельные аспекты влияния окружающей среды на психику и психические процессы индивидуума.
Keywords: tourism, psychology, ecopsychology, environment and ecology Ключевые слова: туризм, психология, экопсихология, среда, экология
Туризм является важной сферой жизнедеятельности человека, отражающей стремление к новизне, ярким впечатлениям, всему необычному и интересному, а в последнее время и в потребности демонстрировать достаток и социальный успех. Мы живем в обществе, где социальный статус определяется не столько обладанием какими-либо вещами, сколько стилем жизни. Одним из аспектов стиля жизни является форма проведения досуга. Нарождающийся средний класс одним из признаков своей социальной идентичности выбрал туризм, путешествия. Средний класс является основой общества, поэтому его ценности постепенно становятся ценностями всего общества, т.е. социальной
нормой становится проведение отпуска вдали от дома. Оставшихся дома на время отпуска уже начинают воспринимать как людей ограниченных или неудачников, у которых имеются материальные затруднения. Бытовые неудобства, расходы, частые разочарования и реальные опасности туристической поездки компенсируются психологической разрядкой, снижением напряженности, упорядочиванием психических и нервных процессов.
Как изменяются психические реакции и процессы человека в этих условиях - от эмоций и настроения до мотивов деятельности, устремлений, ценностных ориентаций, поступков, предпочтений, волеизъявлений? Изучением и исследованием этой проблемы, помимо других, занимается экологическая психология, которая сформировалась в 60-70-х годах прошлого столетия и находится в стадии становления.
К сегодняшнему дню было проведено пять Российских конференций в Психологическом институте РАО по экологической психологии (1996, 2000, 2003, 2005 и 2008 годы). В итоге было признано, что исходным для эколого-психологических исследований является представление о том, что психические процессы, состояния и сознание, психическое развитие, обучение и поведение человека, а также его психическое здоровье нельзя рассматривать вне связи конкретного индивида с окружающей средой и природой в целом [4, с. 19].
В настоящее время под термином «экологическая психология» подразумевается специальная область психологических исследований, занимающаяся изучением психологических аспектов взаимодействия человека с различными видами окружающей природной и социальной среды, включая влияние средовых факторов и условий на психику человека, а также типы экологического сознания, выражающего отношение человека к природной среде (миру природы) [4, с. 19].
Термин «экологическая психология» является обобщающим понятием. С.Д. Дерябо и В.А. Ясвин предлагают обозначать им четыре области исследования - близких, но не тождественных по содержанию: психологическая экология, психология окружающей среды, экологический подход в психологии и психология экологического сознания. Все они имеют самостоятельные предметы исследований, свои задачи и методологию.
Согласно С.Д. Дерябо и В.А. Ясвину, психологическая экология, которая также является и разделом экологии, изучает влияние на психику человека экологических факторов непсихологической природы: физических, химических и др., например, грязная вода или воздух, повышенный фон радиации. Воздействие действительного (не мнимого) средового фактора, который превышает допустимый для данного человека уровень, через изменение психосоматического состояния изменяет и психическое состояние. Если
стр. 209 из 326
воздействие мнимое (воображаемое), то его изучением занимаются другие психологические дисциплины (В.Н. Краснов, Б.Н. Пивень, 1995). Например, влияние на психику радиации является предметом изучения психологической экологии, а радиационные фобии она не изучает, это является предметом изучения собственно психологических дисциплин.
Физические и химические средовые факторы, превышающие допустимые нормы, вызывают не только чисто медицинскую симптоматику, но и повышение агрессивности поведения, появление и развитие депрессии, общее понижение жизненного тонуса (психологической активности, апатии, внимания и т.п.). Здесь также необходимо учитывать несколько моментов. Чувствительность к подобного рода воздействиям зависит от возраста, индивидуальных особенностей организма и психики, т.е. один и тот же фактор может быть критичным для одного и безразличным для другого. Кроме того, неопасные малые воздействия могут накапливаться и при достижении определенного уровня приводить к тому же эффекту, что и однократные, но большие воздействия. Наиболее характерным примером в данном случае является радиационное облучение, воздействие неопасных доз, но постоянно и длительно, приводит к такому же результату, что и запредельные, но однократные дозы (В.И. Екимова, 2001; Н.Н. Хащенко, 2002).
Психогенное влияние факторов внешней среды зависит от отношения к ним данного человека, а не только от величины их параметров. По данным исследований К. Леви-Лебуайе и И. Дюрон (1992), в случаях невозможности повлиять на управляемость событий среды приводит к осознанию беспомощности, развитию внешнего локуса контроля, снижению ощущения эффективности собственных предпринимаемых действий. Ученые установили что шум, различные звуки в ближайшем окружении не приводит к двигательной активности (бегу, агрессии), как только устанавливается невозможность каким-либо образом повлиять на этот феномен.
Задачами психологической экологии являются:
• выделение экологических факторов (факторов внешней среды) наиболее значимых для психики человека;
• изучение влияния экологических факторов (факторов внешней среды) на психическое здоровье и поведение человека с психофизиологической точки зрения;
• разработка методик оптимальной организации (устранения или максимального ослабления негативного влияния) экологических факторов (факторов внешней среды) на человека.
Еще одним основным направлением экологической психологии является психология окружающей среды, которая исследует взаимодействие человека с окружающей средой, взаимосвязи между поведением человека, его различными психологическими характеристиками и переменными окружающей среды (Дж. Гибсон, 1988).
С влиянием факторов пространственной среды на психику человека в целом мы часто встречаемся в повседневной жизни, и выражаются они в различных видах «пространственных фобий», например, страх высоты, боязнь закрытого или открытого пространства.
В психологическом воздействии природной среды на человека необходимо учитывать степень структурированности ландшафта, т.к. его разные структуры оказывают определенное психогенное воздействие на индивида. Можно выделить крайние формы. Примером одной из них является структурная перенасыщенность природной среды, что вызывает психическое переутомление (хаос тропического леса с его многообразием флоры и фауны). Противоположным примером является «пустая среда» - однообразие пространства, индивид не находит зрительных или иных ориентиров. Такая природная среда у некоторых людей вызывает чувство беспричинного беспокойства и даже страха (белое безмолвие тундры, бескрайность пустыни и т.п.). В этом же ряду находятся гомогенные районы и «агрессивные» поля мегаполиса: голые стены из бетона и стекла, глухие заборы, однообразные переходы и асфальтовые покрытия, преобладание одинаковых элементов (ряды окон в высотных домах), ограниченность обзора, когда взгляд «упирается» в близлежащие объекты, такого рода ландшафт способствует развитию стрессов и депрессивных состояний (С.Д. Дерябо, В.А. Левин).
В последнее десятилетие наблюдается увеличение количества стихийных бедствий и нередко в местах массового туризма. Это привлекает внимание к изучению изменений психического состояния и поведению в экстремальных ситуациях, проблемам психологической подготовки и готовности оказаться в сложных, стрессогенных социально-психологических условиях, к организации последующей социальной и психологической реабилитации подвергшихся воздействию экстремальной ситуации (И.Г. Малкина-Пых, 2005). Возникает необходимость разработки практических методов психологической коррекции психических процессов, состояний, коммуникативных свойств и т.п. Эти проблемы являются предметом изучения экстремальной психологии, которые требуют специального исследования в условиях конкретных туристических маршрутов и регионов. Особенно это направление актуализирует проблемы адаптации туристов.
Адаптация человека к экстремальным условиям во многом определяется его предельными психофизиологическими уровнями, но адаптивные стратегии индивид выбирает в зависимости от своего психического склада (ЦП. Короленко). Экстремальность ситуации определяется, с одной стороны, внешними объективными условиями, а с другой, - тем, как воспринимает и как относится индивид к данным воздействиям. Развитие психической дезадаптации в условиях психотравмирующей ситуации связано с прорывом, так называемого адаптационного барьера. Адаптационный барьер представляет собой комплекс из реактивных возможностей человека и особенностей его психического склада. К перенапряжению барьера психической адаптации приводит длительное и особенно резкое напряжение его функциональной активности, что проявляется в виде преневротических состояний в виде отдельных, легких нарушений: повышенной чувствительности к обычным раздражителям, беспокойстве, заторможенности или суетливом поведении, бессоннице и т.п. (Ю.А. Александровский). Эти проявления дезадаптации не вызывают изменений целенаправленного поведения человека и адекватности эффективных реакций и носят парциальный и временный характер. Каждому индивиду свойственен свой функциональный диапазон восприятия, понимания и отношения к окружающей среде и к самому себе, т.е. одна и та же ситуация будет совершенно по-разному восприниматься и субъективно оцениваться разными индивидами: для одних она - нормальная, для других - напряженная, а для третьих -экстремальная. Для всех этих индивидов степень экстремальности психологической ситуации будет разная. Ключевой проблемой при этом будет психологическая готовность к экстремальным ситуациям и предварительная подготовка к критическим изменениям психического состояния и поведения человека в пред-, пост- и собственно экстремальных ситуациях (В.И. Панов, 2004).
В заключение сделаем некоторые выводы.
Человек и окружающая среда, природа в целом образуют единую систему, без учета которой нельзя рассматривать психические процессы, состояния и сознание, психическое развитие, обучение и поведение, а также психическое здоровье индивида.
При взаимодействии человека с окружающей средой, ее физическими и химическими факторами во время туристической поездки, похода, экспедиции, тура, сафари и т.п. необходимо выделять факторы внешней среды, наиболее значимые для психики, влияющие на психическое здоровье и поведение человека с психофизиологической точки зрения характерные для соответствующего региона, местности, континента.
стр. 212 из 326
Информация о специфических природных особенностях туристического маршрута, наиболее значимых для психического здоровья экологических факторах должна стать неотъемлемым приложением к буклетам с описаниями красот культуры и природы.
Литература
1. Дерябко С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Наука, 1999. 310 с.
2. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации: Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. 960с.
3. Панов В.И. Экологическая психология: опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
4. Панов В.И. 5-я Российская конференция по экологической психологии // Психологический журнал. 2009. № 4. С. 113-115.
5. Панюкова Ю.Г. Психологическая репрезентация пространственнопредметной среды обыденной жизни: Монография. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 356 с.
6. Панюкова Ю.Г. Эмпирическое исследование структурной организации психологической репрезентации пространственно-предметной среды // Экспериментальная психология. 2009. № 3. С. 87-98.
7. Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. СПб.: Речь, 2008. 384 с.