ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
Карпова Наталья Петровна
д.э.н., доцент, профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВО Самарского государственного экономического
университета, город Самара
Пилипович Елена Дмитриевна
студент 4 курса профиля «Логистика» ФГБОУ ВО Самарского государственного экономического
университета, город Самара
АННОТАЦИЯ
В то время как экологические проблемы стали критически важными проблемами по всему миру, организации пришли к необходимости разработки экологически ответственных стратегий. Заинтересованность в развитии «зеленой» логистики у компаний, правительства и общественности резко растет, особенно потому, что традиционная логистика не может удовлетворить требования современного общества и имеет огромное влияние на окружающую среду. Цель данной работы заключается в выявлении определяющих факторов, которые могут влиять на развитие «зеленой» логистической концепции в компании.
ABSTRACT
While environmental issues have become critical issues worldwide, the organization saw the need to develop environmentally responsible Srategies. The intereS in developing green logi^ics from companies, government and the public are increasing dramatically, especially because traditional logi^ics cannot meet the demands of modern society and has a huge impact on the environment. The aim of this work is to identify the determining factors that can influence the development of green logi^ics concept in the company.
Ключевые слова: «зеленая» логистика, экологистика, экологическая устойчивость, устойчивое развитие, факторы и барьеры развития экологической логистики.
Keywords: green logi^ics, ecological logi^ics, environmental su^ainability, su^ainable development, factors and barriers of the development of environmental logi^ics.
21 век - время высоких скоростей, глобализации, широко развитой торговли. Но вместе с этим, время, когда перед обществом всё более актуальным стоит вопрос защиты окружающей среды. Данная проблема является значимой не только для общественности, но и для сфер бизнеса. Не исключением является и направление менеджмента - логистика. [1]
Деятельность хозяйствующих субъектов невозможно представить без логистических процессов. Чаще всего логистика рассматривается как совокупность действий, цель которых заключается в минимизации затрат и максимизации прибыли. Повышенное внимание компаний к «зеленому» аспекту их логистических операций обусловлено такими тенденциями, как повышение информированности потребителей, повышение спроса на специалистов по вопросам защиты окружающей среды, рост важности факторов поддержания и защиты окружающей среды, а также растущее политическое воздействие и регулирование в этом направлении. Термин "зеленая логистика" означает методы управления цепями поставок и стратегии, которые снижают экологическое и ресурсное воздействие распределения потоков. При этом важно отметить, что в нашем понимании термины «зелена» и «экологическая» логистика являются идентичными. «Зеленая» логистика может быть определена как организационная деятельность по решению экологических вопросов в цепях поставок в целях улучшения экологической деятельности во взаимодействии с поставщиками и заказчиками. Действия зеленой логистики включают измерение экологического воздействия различных стратегий распределения, сокращение ресурсозатрат в рамках логистики, уменьшение отходов и управление их переработкой.
Ранее компании сосредотачивали свои логистические операции на складировании, упаковке, обработке материалов, сборе данных и управлении грузопотоком для удовлетворения требований клиента при минимальных затратах в денежном выражении. Теперь, окружающая среда становится серьезной проблемой и ее рассматривают как фактор, влияющий на стоимость товаропотоков. Некоторые компании выделяют затраты логистики, связанные в основном с проблемами охраны окружающей среды, такими как изменение климата, загрязнение окружающей среды и шум. Поэтому «зеленая» логистика определяется как деятельность, направленная на исследование способов уменьшения воздействия негативных факторов на окружающую среду в процессе доведения потоков до конечных потребителей и достижение стабильного баланса между экологическими, экономическими и социальными задачами логистической системы.
Реверсивная (обратная) логистика является частью «экологической логистики». В обратной логистике существует некий поток продукции, движущийся обратно от потребителя к более раннему элементу в цепи поставок. Уменьшение отходов, которые она подразумевает, безусловно, означает, что обратная логистика должна быть включена в «зеленую логистику». В настоящее время термин «зеленая» логистика часто используется взаимозаменяемо с термином «обратная логистика», но в отличие от обратной логистики, «зеленая» логистика обобщает деятельность, в первую очередь, на почве экологических соображений.
Наиболее существенная разница здесь заключается в том, что обратная логистика сосредоточена на экономии средств и повышении стоимости за счет повторного использования или перепродажи материалов, чтобы взыскать
упущенную выгоду и снизить эксплуатационные расходы. В свою очередь, «зеленая логистика» посвящена вопросам транспортировки, утилизации и вторичного использования ресурсов. Ключевыми проблемами охраны окружающей среды в «зеленой» логистике является повторное потребление невозобновляемых природных ресурсов, использование Обратная логистика
Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на «зеленую» логистику - непосредственно компания, отношение клиентов, политический и общественный уклад. С потребительской точки зрения, есть свои собственные требования к продуктам и услугам в экологическом аспекте. Клиенты с особенно высокой экологической осведомленностью могут потребовать продукты, поставленные экологически чистыми транспортными средствами или таким способом, что выбросы при их доставке были сведены к минимуму, вынуждая поставщиков перейти к «зеленым» решениям.
В свою очередь, на эффективность функционирования «зеленой» логистики оказывают влияние:
-воздействие заинтересованных сторон (организаций, которые работают в сфере экологии и альтернативной энергии, например, Greenpeace), -экологические нормы, -размер компании,
-промышленный сектор и географическое положение,
и утилизация опасных и неопасных отходов. В связи с этим можно определить основные показатели, позволяющие измерить влияние на окружающую среду вредного воздействия транспорта, сокращения потребления энергии и сокращения использования материалов (см. рис. 1).
Зеленая логистика
-позиция в цепочке начисления стоимости,
-трудовые ресурсы и особенности управления персоналом и т.д.
Среди многих факторов, есть те, которые могут выступать барьерами для экологической деятельности хозяйствующих субъектов.
Рассмотрим барьеры, негативно влияющие на экологическое поведение компании:
1) отсутствие ноу-хау и навыков использования принципов «зеленой» логистики в деятельности предприятия,
2) отсутствие профессионалов в сфере «зеленой» логистики,
3) неопределенность результата,
4) расходы на техническое обслуживание экологических технологий и инноваций и т.д.
На основании перечисленных барьеров можно определить особенности по адаптации «зеленых» методов в логистических компаниях (см. рис. 2).
Рис.1. Сравнение обратной и «зеленой» логистики
Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на применение «зеленой» стратегии.
Как видно из рис. 2, для реализации стратегии «зеле- раны окружающей среды лишь выступают основой для их
ной» логистики обязательным условием является внедрение внедрения.
эко-технологий ведения бизнеса в цепях поставок (техноло- Нормативно-правовая база, государственная и организа-
гический фактор), а организационный фактор и фактор ох- ционная поддержка, качество трудовых ресурсов имеют зна-
чительное положительное влияние на внедрение эко-мето-дов в деятельность логистических компаний. Изменчивость экологической ситуации и сложность внедрения эко-мето-дов оказывают негативное влияние на экологическую деятельность современных организаций. Технологические факторы оказывают более существенное влияние на адаптацию эко-методов по сравнению с организационными и экологическими факторами.
Структура «зеленой» цепи поставок имеет отношение к формированию эко-логистической системы, так как «зеленая» цепь поставок создает соответствующие условия в окружающей среде для устойчивого развития «зеленой» логистики. Экологическая цепь поставок открывает «зеленый» канал в сторону «зеленой» логистики и, одновременно, поддерживает и способствует глобальному развитию ее концепции. Практический результат экологических мер может быть достигнут путем управления цепями поставок на корпоративном уровне. Методы «зеленой» логистики должны быть включены в корпоративную экологическую стратегию.
Компании должны постоянно разрабатывать безвредные для окружающей среды операции, так как приверженность
естественной среде является важной переменной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В процессе разработки стратегий организации сталкиваются с внутренними и внешними факторами «зеленой» логистики на корпоративном уровне. В первую очередь, менеджеры должны принять во внимание, что включение проблемы охраны окружающей среды в корпоративные стратегии зависит от различных факторов, воздействие которых может меняться с течением времени.
Библиографический список
1. Карпова, Н.П. Экологическое направление развития логистики [Текст] / Н.П. Карпова, Т.С. Абрамова, Е.С. Кускова // Проблемы экономики и менеджмента. - Ижевск, 2014. - № 6 (434). - С. 21-23.
2. Карпова, Н.П. Strategic planning in logi^ic sy^ems [Текст] / Н.П. Карпова // Actual problems of economics. -Украина, 2015. - № 2 (164). - С. 31-37.
3. Карпова, Н.П. Методология стратегического планирования в маркетинге и логистике [Текст] / Н.П. Карпова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 255-258
СТАТИСТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Полякова Ирина Абрамовна
Д.э.н., профессор кафедры «Социально-экономическая и региональная статистика» РГЭУ (РИНХ), г.Ростов
Полякова Евгения Михайловна
К.э.н., доцент кафедры «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» РГЭУ (РИНХ), г.Ростов АННОТАЦИЯ
Статический анализ динамики процесса импортозамещения в современных реалиях экономики России и перспективы рынка российской Фарминдустрии.
ABSTRACT
Statical analysis of the dynamic of the process of import sub^itution in the modern realities of the Russian economy and market prospects of the Russian pharmaceutical indu^ry
Ключевые слова: фармацевтический рынок, статистика, импортозамещение.
Keywords: pharmaceutical market, &ati&ics, sub^itution.
Современные реалии российской экономики, наличие санкций во многих сферах жизнедеятельности, обусловили необходимость формирования процессов импортозамеще-ния, в первую очередь, в социально значимых видах экономической деятельности. Значительную часть потребности населения Российской Федерации в лекарственных препаратах удовлетворяют иностранные компании, причем это касается как новых, инновационных продуктов, так и тех препаратов, срок патентной защиты которых уже истек, что дает возможность их производства не только разработчикам, но и другим представителям фармацевтического рынка.
Для преодоления текущей сложной ситуации в отечественной фармацевтической промышленности Постановлением Правительства РФ№ 91 от 17 февраля 2011 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие
фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [2].
За последние годы, объем фармацевтического рынка в России стабильно увеличивался. С 2009 г. по 2014 г. объемы фармацевтической продукции увеличились с 538 до 1152 млрд. руб., то есть более чем в 2 раза. Из года в год объем импорта на фармацевтическом рынке РФ не снижался: в 2009 г. из-за рубежа было завезено медицинских препаратов на 294 млрд. руб., в 2010 г. - 360 млрд.руб., в 2011 г. - 388 млрд. руб., в 2012 г. данный показатель составил 447млрд. руб, а в последние два года объем импорта составил 477 млрд.руб. и 503 млрд.руб., соответственно. Динамика импорта и собственного производства лекарственных средств (ЛС) в России представлена на рисунке 1 [3].