Научная статья на тему 'Экологическая логистика как основа стратегии устойчивого развития компании'

Экологическая логистика как основа стратегии устойчивого развития компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
621
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЕНАЯ" ЛОГИСТИКА / GREEN LOGISTICS / ЭКОЛОГИСТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ENVIRONMENTAL SUSTAINABILITY / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ФАКТОРЫ И БАРЬЕРЫ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЛОГИСТИКИ / FACTORS AND BARRIERS OF THE DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL LOGISTICS / ECOLOGICAL LOGISTICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпова Наталья Петровна, Пилипович Елена Дмитриевна

В то время как экологические проблемы стали критически важными проблемами по всему миру, организации пришли к необходимости разработки экологически ответственных стратегий. Заинтересованность в развитии «зеленой» логистики у компаний, правительства и общественности резко растет, особенно потому, что традиционная логистика не может удовлетворить требования современного общества и имеет огромное влияние на окружающую среду. Цель данной работы заключается в выявлении определяющих факторов, которые могут влиять на развитие «зеленой» логистической концепции в компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

While environmental issues have become critical issues worldwide, the organization saw the need to develop environmentally responsible strategies. The interest in developing green logistics from companies, government and the public are increasing dramatically, especially because traditional logistics cannot meet the demands of modern society and has a huge impact on the environment. The aim of this work is to identify the determining factors that can influence the development of green logistics concept in the company.

Текст научной работы на тему «Экологическая логистика как основа стратегии устойчивого развития компании»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЛОГИСТИКА КАК ОСНОВА СТРАТЕГИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ

Карпова Наталья Петровна

д.э.н., доцент, профессор кафедры маркетинга и логистики ФГБОУ ВО Самарского государственного экономического

университета, город Самара

Пилипович Елена Дмитриевна

студент 4 курса профиля «Логистика» ФГБОУ ВО Самарского государственного экономического

университета, город Самара

АННОТАЦИЯ

В то время как экологические проблемы стали критически важными проблемами по всему миру, организации пришли к необходимости разработки экологически ответственных стратегий. Заинтересованность в развитии «зеленой» логистики у компаний, правительства и общественности резко растет, особенно потому, что традиционная логистика не может удовлетворить требования современного общества и имеет огромное влияние на окружающую среду. Цель данной работы заключается в выявлении определяющих факторов, которые могут влиять на развитие «зеленой» логистической концепции в компании.

ABSTRACT

While environmental issues have become critical issues worldwide, the organization saw the need to develop environmentally responsible Srategies. The intereS in developing green logi^ics from companies, government and the public are increasing dramatically, especially because traditional logi^ics cannot meet the demands of modern society and has a huge impact on the environment. The aim of this work is to identify the determining factors that can influence the development of green logi^ics concept in the company.

Ключевые слова: «зеленая» логистика, экологистика, экологическая устойчивость, устойчивое развитие, факторы и барьеры развития экологической логистики.

Keywords: green logi^ics, ecological logi^ics, environmental su^ainability, su^ainable development, factors and barriers of the development of environmental logi^ics.

21 век - время высоких скоростей, глобализации, широко развитой торговли. Но вместе с этим, время, когда перед обществом всё более актуальным стоит вопрос защиты окружающей среды. Данная проблема является значимой не только для общественности, но и для сфер бизнеса. Не исключением является и направление менеджмента - логистика. [1]

Деятельность хозяйствующих субъектов невозможно представить без логистических процессов. Чаще всего логистика рассматривается как совокупность действий, цель которых заключается в минимизации затрат и максимизации прибыли. Повышенное внимание компаний к «зеленому» аспекту их логистических операций обусловлено такими тенденциями, как повышение информированности потребителей, повышение спроса на специалистов по вопросам защиты окружающей среды, рост важности факторов поддержания и защиты окружающей среды, а также растущее политическое воздействие и регулирование в этом направлении. Термин "зеленая логистика" означает методы управления цепями поставок и стратегии, которые снижают экологическое и ресурсное воздействие распределения потоков. При этом важно отметить, что в нашем понимании термины «зелена» и «экологическая» логистика являются идентичными. «Зеленая» логистика может быть определена как организационная деятельность по решению экологических вопросов в цепях поставок в целях улучшения экологической деятельности во взаимодействии с поставщиками и заказчиками. Действия зеленой логистики включают измерение экологического воздействия различных стратегий распределения, сокращение ресурсозатрат в рамках логистики, уменьшение отходов и управление их переработкой.

Ранее компании сосредотачивали свои логистические операции на складировании, упаковке, обработке материалов, сборе данных и управлении грузопотоком для удовлетворения требований клиента при минимальных затратах в денежном выражении. Теперь, окружающая среда становится серьезной проблемой и ее рассматривают как фактор, влияющий на стоимость товаропотоков. Некоторые компании выделяют затраты логистики, связанные в основном с проблемами охраны окружающей среды, такими как изменение климата, загрязнение окружающей среды и шум. Поэтому «зеленая» логистика определяется как деятельность, направленная на исследование способов уменьшения воздействия негативных факторов на окружающую среду в процессе доведения потоков до конечных потребителей и достижение стабильного баланса между экологическими, экономическими и социальными задачами логистической системы.

Реверсивная (обратная) логистика является частью «экологической логистики». В обратной логистике существует некий поток продукции, движущийся обратно от потребителя к более раннему элементу в цепи поставок. Уменьшение отходов, которые она подразумевает, безусловно, означает, что обратная логистика должна быть включена в «зеленую логистику». В настоящее время термин «зеленая» логистика часто используется взаимозаменяемо с термином «обратная логистика», но в отличие от обратной логистики, «зеленая» логистика обобщает деятельность, в первую очередь, на почве экологических соображений.

Наиболее существенная разница здесь заключается в том, что обратная логистика сосредоточена на экономии средств и повышении стоимости за счет повторного использования или перепродажи материалов, чтобы взыскать

упущенную выгоду и снизить эксплуатационные расходы. В свою очередь, «зеленая логистика» посвящена вопросам транспортировки, утилизации и вторичного использования ресурсов. Ключевыми проблемами охраны окружающей среды в «зеленой» логистике является повторное потребление невозобновляемых природных ресурсов, использование Обратная логистика

Можно выделить четыре основных фактора, влияющих на «зеленую» логистику - непосредственно компания, отношение клиентов, политический и общественный уклад. С потребительской точки зрения, есть свои собственные требования к продуктам и услугам в экологическом аспекте. Клиенты с особенно высокой экологической осведомленностью могут потребовать продукты, поставленные экологически чистыми транспортными средствами или таким способом, что выбросы при их доставке были сведены к минимуму, вынуждая поставщиков перейти к «зеленым» решениям.

В свою очередь, на эффективность функционирования «зеленой» логистики оказывают влияние:

-воздействие заинтересованных сторон (организаций, которые работают в сфере экологии и альтернативной энергии, например, Greenpeace), -экологические нормы, -размер компании,

-промышленный сектор и географическое положение,

и утилизация опасных и неопасных отходов. В связи с этим можно определить основные показатели, позволяющие измерить влияние на окружающую среду вредного воздействия транспорта, сокращения потребления энергии и сокращения использования материалов (см. рис. 1).

Зеленая логистика

-позиция в цепочке начисления стоимости,

-трудовые ресурсы и особенности управления персоналом и т.д.

Среди многих факторов, есть те, которые могут выступать барьерами для экологической деятельности хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим барьеры, негативно влияющие на экологическое поведение компании:

1) отсутствие ноу-хау и навыков использования принципов «зеленой» логистики в деятельности предприятия,

2) отсутствие профессионалов в сфере «зеленой» логистики,

3) неопределенность результата,

4) расходы на техническое обслуживание экологических технологий и инноваций и т.д.

На основании перечисленных барьеров можно определить особенности по адаптации «зеленых» методов в логистических компаниях (см. рис. 2).

Рис.1. Сравнение обратной и «зеленой» логистики

Рис. 2. Факторы, оказывающие влияние на применение «зеленой» стратегии.

Как видно из рис. 2, для реализации стратегии «зеле- раны окружающей среды лишь выступают основой для их

ной» логистики обязательным условием является внедрение внедрения.

эко-технологий ведения бизнеса в цепях поставок (техноло- Нормативно-правовая база, государственная и организа-

гический фактор), а организационный фактор и фактор ох- ционная поддержка, качество трудовых ресурсов имеют зна-

чительное положительное влияние на внедрение эко-мето-дов в деятельность логистических компаний. Изменчивость экологической ситуации и сложность внедрения эко-мето-дов оказывают негативное влияние на экологическую деятельность современных организаций. Технологические факторы оказывают более существенное влияние на адаптацию эко-методов по сравнению с организационными и экологическими факторами.

Структура «зеленой» цепи поставок имеет отношение к формированию эко-логистической системы, так как «зеленая» цепь поставок создает соответствующие условия в окружающей среде для устойчивого развития «зеленой» логистики. Экологическая цепь поставок открывает «зеленый» канал в сторону «зеленой» логистики и, одновременно, поддерживает и способствует глобальному развитию ее концепции. Практический результат экологических мер может быть достигнут путем управления цепями поставок на корпоративном уровне. Методы «зеленой» логистики должны быть включены в корпоративную экологическую стратегию.

Компании должны постоянно разрабатывать безвредные для окружающей среды операции, так как приверженность

естественной среде является важной переменной конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. В процессе разработки стратегий организации сталкиваются с внутренними и внешними факторами «зеленой» логистики на корпоративном уровне. В первую очередь, менеджеры должны принять во внимание, что включение проблемы охраны окружающей среды в корпоративные стратегии зависит от различных факторов, воздействие которых может меняться с течением времени.

Библиографический список

1. Карпова, Н.П. Экологическое направление развития логистики [Текст] / Н.П. Карпова, Т.С. Абрамова, Е.С. Кускова // Проблемы экономики и менеджмента. - Ижевск, 2014. - № 6 (434). - С. 21-23.

2. Карпова, Н.П. Strategic planning in logi^ic sy^ems [Текст] / Н.П. Карпова // Actual problems of economics. -Украина, 2015. - № 2 (164). - С. 31-37.

3. Карпова, Н.П. Методология стратегического планирования в маркетинге и логистике [Текст] / Н.П. Карпова // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 2. - С. 255-258

СТАТИСТИЧЕСКИМ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Полякова Ирина Абрамовна

Д.э.н., профессор кафедры «Социально-экономическая и региональная статистика» РГЭУ (РИНХ), г.Ростов

Полякова Евгения Михайловна

К.э.н., доцент кафедры «Математическая статистика, эконометрика и актуарные расчеты» РГЭУ (РИНХ), г.Ростов АННОТАЦИЯ

Статический анализ динамики процесса импортозамещения в современных реалиях экономики России и перспективы рынка российской Фарминдустрии.

ABSTRACT

Statical analysis of the dynamic of the process of import sub^itution in the modern realities of the Russian economy and market prospects of the Russian pharmaceutical indu^ry

Ключевые слова: фармацевтический рынок, статистика, импортозамещение.

Keywords: pharmaceutical market, &ati&ics, sub^itution.

Современные реалии российской экономики, наличие санкций во многих сферах жизнедеятельности, обусловили необходимость формирования процессов импортозамеще-ния, в первую очередь, в социально значимых видах экономической деятельности. Значительную часть потребности населения Российской Федерации в лекарственных препаратах удовлетворяют иностранные компании, причем это касается как новых, инновационных продуктов, так и тех препаратов, срок патентной защиты которых уже истек, что дает возможность их производства не только разработчикам, но и другим представителям фармацевтического рынка.

Для преодоления текущей сложной ситуации в отечественной фармацевтической промышленности Постановлением Правительства РФ№ 91 от 17 февраля 2011 г. была утверждена Федеральная целевая программа «Развитие

фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» [2].

За последние годы, объем фармацевтического рынка в России стабильно увеличивался. С 2009 г. по 2014 г. объемы фармацевтической продукции увеличились с 538 до 1152 млрд. руб., то есть более чем в 2 раза. Из года в год объем импорта на фармацевтическом рынке РФ не снижался: в 2009 г. из-за рубежа было завезено медицинских препаратов на 294 млрд. руб., в 2010 г. - 360 млрд.руб., в 2011 г. - 388 млрд. руб., в 2012 г. данный показатель составил 447млрд. руб, а в последние два года объем импорта составил 477 млрд.руб. и 503 млрд.руб., соответственно. Динамика импорта и собственного производства лекарственных средств (ЛС) в России представлена на рисунке 1 [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.