Н. И. Левчегов
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЛОГИСТИКИ
В РОССИИ
Аннотация
В статье представлены практикоориентированные аспекты эффективного внедрения зеленых технологий, охарактеризованы стимулы государственного участия, которые способны инициировать развитие зеленых технологий, обоснована значимость поддержки государства в процессе внедрения экологически чистых стандартов, раскрыты основы внедрения инновационных методов и подходов к управлению логистическими транс-портно-распределительными и промышленно-хозяйственными операциями.
Ключевые слова
Логистика, экологически чистые технологии, развитие.
N. I. Levchegov
PROSPECTIVE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF GREEN LOGISTICS
IN RUSSIA
Annotation
Article presents practical aspects of effective implementation of green technologies, characterized the incentives for state participation, which can initiate the development of green technologies, substantiates the importance of state support in process of introducing environmentally friendly standards, reveals the basics of introducing innovative methods and approaches to management of logistics transport-distribution and industrial-economic operations.
Keywords
Logistics, environmentally friendly technologies, development.
Внедрение логистики во все уровни предпринимательской деятельности в России, ее стремительное развитие еще несколько десятилетий назад можно было с уверенностью назвать инновационным процессом.
Реалии сегодняшнего дня констатируют значимые результаты внедрения логистических технологий и стратегии в деятельность российских предпринимателей, государственных институтов, коммерческих и некоммерческих организаций. Сегодня инновационная парадигма логистических технологий переходит на новый уровень организационно-управленческого функционала, внедряя логистические решения, механизмы, технологии, стратегии, которые характеризуются высоким уровнем проявлением заботы об охране окружающей среды.
Актуальность данных изменений обусловлена десятилетиями потребительского отношения к развитию социально экономических, и особенно промышленных процессов в мире. Человечество разрушало планету годами, но в настоящем и будущем общество обязано заботиться о сохранности естественной среды жизнедеятельности для будущих поколений. В этом процессе главенствующие позиции принадлежат государству, которое выступает инициатором всех значимых инноваций, способных привести к устойчивому развитию социально-экономических систем. Однако для эффективного внедрения зеленых технологий в жизни недостаточно лишь провоцировать позитивные изменения, необходимо оказывать соответствующую информационную и финансово-экономи-
ческую поддержку предприятиям, выступающим пионерами в данной области.
«Существует множество направлений оптимизации экодеструктивного воздействия логистической деятельности на окружающую среду. Современный потребитель отличается от стандартных представлений прошлого, он придает товарам и услугам «зеленый имидж», и в дальнейшем данное восприятие будет приобретать все большее значение и станет основным атрибутом любой продукции и тогда именно благодаря четкому соответствию экологическим параметрам товар или услуга может приобрести статус премиум класса. Федеральной программой развития должны быть предусмотрены мероприятия, способные существенно изменить состояние инфраструктурных объектов юга России с экологической точки зрения, скорректировать законодательную базу. Необходимо подвергнуть изменениям правовое обеспечение непосредственно природопользования, развитие логистических технологий, вводя стандарты по защите окружающей среды и экологический аудит, обязательное внедрение экосертифика-тов в производство и продвижение товаров и услуг, расширение номенклатуры и повышение комплексности «зеленых» услуг. Но такие меры могут быть эффективными только в том случае, если четко определить объекты логистического эко-воздействия, внедряя их повсеместно на каждом предприятии и осуществляя мониторинг дальнейшего организационно-управленческого функционала» [1].
Логистика, являясь системным интегратором потоковых процессов, способна непосредственно воздействовать на многогранный комплекс задач по охране окружающей среды. Внедрение экологически чистых технологий должно стимулировать процесс социальной грамотности населения в отношении бережного отношения и заботы об окружающей среде, повышая потребительскую заинтересованность в покупке экологически чистых товаров, рациональном использова-
нии природно-ресурсного потенциала, рециклинга материалов, безопасном процессе транспортировки, хранения, упаковки и иных операций.
Выявляя стимулы государственного участия, которые способны инициировать развитие зеленых технологий, на наш взгляд, следует выделить:
- рост заинтересованности предпринимательской среды к внедрению экологически чистых стандартов в производственный цикл и процессы управления цепями поставок в дистрибуции;
- как следствие субсидирование и поддержка ряда предприятий, заботящихся в окружающей среде и внедряющих зеленые технологии, которые на начальном этапе могут быть существенно затратными;
- повышение социальной ответственности бизнеса и информированности покупателей о категориальных характеристиках продукта, системы преференций и мер для товаров и услуг, произведенных экологически чистым способом;
- участие государства в программах нивелирования негативного воздействия на окружающую среду в отношении выбросов углекислого газа в атмосферу как доминантного последствия роста объемов автомобильных перевозок к железнодорожному транспорту, считающемуся наиболее приемлемым в плане минимизации нагрузки на окружающую среду и нарушения экологии;
- внедрение специализированных экологически чистых технологий в складскую деятельность и процессы грузопереработки товаров;
- рост заинтересованности компаний к конкурентным преимуществам использования логистических экологически чистых технологий, что выступает необходимым условием выхода на международный уровень.
Потребитель, информационная осведомленность которого возрастает вместе со стремительным развитием инновационных технологий, уже хочет быть не только экономным, но и в
первую очередь заботиться о своем здоровье. Именно поэтому зеленая логистика проецирует защиту общества, несет в себе прерогативы повышения заботы о потребителях со стороны государственного участия.
Без значимой поддержки государства внедрение экологически чистых стандартов не даст существенных положительных результатов. Ущерб от использования устаревших технологий потребления энергии, уровень отходов, которые должным образом не перерабатываются в процессе рециклинга, возрастающие характеристики выбросов углекислого газа, все это — первостепенные задачи участия государства в реализации прогрессивных технологий зеленой логистики. Используя передовые технологии, предприниматели, коммерческие и некоммерческие структуры могут существенно снизить ущерб для окружающей среды на протяжении всего цикла логистических операций.
Преимущества компании, внедряющих экологически чистые технологии очевидны, но при этом исследования практики ведущих государств, уже давно поддерживающих экологические стандарты в деятельности хозяйственных систем, свидетельствуют в пользу необходимости государственной поддержки инновационных зеленых технологий.
Внедрение инновационных методов и подходов к управлению транс-портно-распределительными и промышленно-хозяйственными операциями предполагает рост государственного участия в поддержке данных технологий, в большей степени именно на начальном этапе внедрения. Логистика наделена значимым потенциалом для реализации экологического аудита от производства до конечного потребления продукции. Внедрение в жизнь проектов ресурсо- и энергосбережения, рост ответственности бизнес-структур перед обществом, контроль потоковых процессов выступают первоочередными, наиболее эффективными лейтмотивами
для решения проблем развития зеленой логистики в России.
Рост программ повышения информированности конечных потребителей, увеличение спроса на экологически чистые продукты и услуги является доминантной тенденцией текущего столетия. Формирование устойчивого сочетания социально-экономических и экологических интересов бизнеса и общества выступает основной прерогативой государственного участия в развитии фундаментальных технологий зеленой логистики.
Потребители во всем мире запрашивают продукты, способные не навредить их здоровью, учитывают полноценные характеристики не только их производства, но и складирования, транспортировки, поэтому компании, выступающие лидерами логистической деятельности, уже несколько десятилетий внедряют принципы зеленой логистики в свою деятельность.
«Проблематика развития высокотехнологичных решений в рамках отдельных секторов хозяйственного комплекса предполагает существенную корректировку в проработке экологических проблем. Анализ исследовательской практики экологически чистых технологий в области производства электроэнергии прежде всего свидетельствует об усугублении проблемы в области генерации, распределения и потребления энергии, что отражается в формате ослабления социально-экономической и экологической безопасности определенного государства. Справедливости ради отметим, что для нашей страны эта проблема еще не стала острой, так как Россия в полном объеме обеспечивает собственную территорию электроэнергией, является основным поставщиком энергии и энергоносителей в мировом масштабе. В данном вопросе существенную значимость приобретают научно-прикладные разработки логистического форсайтинга энергосистем, способного, благодаря своей насыщенной инструментальной состав-
ляющей, обеспечить возможности оптимизации и поддержания пропорций устойчивого развития социальной, экономической и экологической безопасности в отношении дальнейшего производства и потребления энергии» [7].
Экологические нормы и правила создают барьеры, которые служат заслоном для попадания вредных веществ на потребительский рынок. Именно поэтому логистические провайдеры вынуждены не только из побуждений социальной ответственности и внедрения ноу-хау, ну и из соображений экономической выгоды нести расходы на техническое обеспечение инноваций зеленой логистики. Формирование экологически чистых механизмов рыночного функционирования, стимулирующих со стороны государства в формате ощутимой финансовой поддержки и субсидирования инноваций, развитие без вреда для окружающей среды цепи поставок могут существенно продвинуть развитие зеленой логистики в России.
Библиографический список
1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — Т. 20. — Р. 13-21.
2. Альбеков, А. У., Пархоменко, Т. В., Лопаткин, Г. А., Карасев, Д. Н., Лах-но, Ю. В., Ванюшкина, В. В., Пиливано-ва, Е. К., Полуботко, А. А. Логистика : учебник. — М., 2016.
3. Бродецкий, Г. Л., Гусев, Д. А. Елин, Е. А. Управление рисками в логистике. — М. : Академия, 2017.
4. Дыбская, В. В., Сергеев, В. И. Логистика : учебник : в 2-х ч. — М. : Юрайт, 2016. — Ч. 1.
5. Карпова, Н. П., Абрамова, Т. С., Кускова, Е. С. Экологическое направление развития логистики // Проблемы экономики и менеджмента. — 2014. — № 6 (434). — С. 21-23.
6. Омельченко, И. Н., Александров, А. А., Бром, А. Е., Белова, О. В. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология [Электронный ресурс] // Гуманитарный вестник. — 2013. — Вып. 10. — Режим доступа : http://hm bul.ru/articles/118/118.pdf.
7. Пархоменко, Т. В. Инновационные решения в зеленой логистике энергосистем // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). — 2017. — № 3 (59).
Bibliographic list
1. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Polubotko, A. A. Green logistics in Russia: phenomenon of progress, economic and environmental security // European Research Studies Journal. — 2017. — № 1. — T. 20. — P. 13-21.
2. Albekov, A. U., Parkhomenko, T. V., Lopatkin, G. A., Karasiov, D. N., Lakh-no, Yu. V., Vanushkina, V. V., Pilivano-va, E. K., Polubotko, A.A. Logistics : textbook. — M., 2016.
3. Brodetskiy, G. L., Gusev, D. A., Elin, E. A. Risk management in logistics. — M. : Academy, 2017.
4. Dybskaya, V. V., Sergeev, V. I. Logistics : textbook : in 2 vol. — M. : Yurayt, 2016. — Vol. 1.
5. Karpova, N. P., Abramova, Т. S., Kuskova, E. S. Ecological direction of development of logistics // Problems of Economics and Management. — 2014. — № 6 (434). — P. 21-23.
6. Omelchenko, I. N., Aleksand-rov, A. A., Brom, A. E., Belova, O. V. Main directions of logistics development of XXI century: resource-saving, energy and ecology [Electronic resource] // Humanitarian News. — 2013. — Issue. 10. — Mode of access : http://hmbul.ru/articles/118/118.pdf.
7. Parkhomenko, T. V. Innovative solutions in green logistics of power systems // Vestnik of Rostov State University of Economics (RINH). — 2017. — № 3 (59).