Научная статья на тему 'Рост эффективности функционирования логистических систем на основе высокоэкологичных технологий'

Рост эффективности функционирования логистических систем на основе высокоэкологичных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ / LOGISTICS / ENVIRONMENTAL STANDARDS / EFFECTIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халын В.Г.

В статье представлены реалии и перспективы применения принципов зеленой логистики в региональных и федеральной системе распределения, охарактеризованы преимущества применения экологически чистых технологий в системе распределения продукции, выявлена расчетная экономия затрат, полученная в результате использования экологически чистых технологических решений в складских процессах, обоснованы перспективы реализации эффективных инновационных решений в региональной логистической системе распределения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article realities and perspectives of use of principles of green logistics in regional are provided and to federal system of distribution, benefits of environmentally friendly technologies in system of distribution of products are characterized, settlement economy of costs received as a result of use of environmentally friendly technology solutions in warehouse processes is revealed, perspectives of implementation of effective innovative solutions in a regional logistics system of distribution are proved.

Текст научной работы на тему «Рост эффективности функционирования логистических систем на основе высокоэкологичных технологий»

magazine.m>posts/9280-innovacionnyy-marketing.

7. Крэнделл, Р. 1001 способ успешного маркетинга. — М. : ФАИР-Пресс, 2016.

8. Мухина, С. А. Финансовый маркетинг и его роль в развитии страны [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://stientifictext.m/images/PDF/2016/D NO-7-8/finansovyj-marketing-i-ego-rol-v-razvitii-strany.pdf.

9. Спицын, И. О., Спицын, Я. О. Маркетинг в банке. — М. : ИЛ, 2016.

Bibliographic list

1. Avdokushin, E. F. Marketing in international business : textbook. — M. : Dashkov and Ko, 2017.

2. Banking Marketing / ed. by A. V. Falco. — M. : Veche, 2017.

3. Bobrov, V.B. English-Russian Dictionary of Advertising and Marketing. — M.: RUSSO, 2016.

4. Brassington F., Pettitt S. Fundamentals of marketing. — M.: Business Books, 2014.

5. Golova, A. G. Sales management: textbook. — M. : Dashkov and Ko, 2013.

6. Innovative marketing [Electronic resource]. — Mode of access : utmagazine. ru>posts/9280-innovacionnyy-marketing.

7. Crandell, R. 1001 way of successful marketing. — M. : FAIR Press, 2016.

8. Mukhina, S. A. Financial marketing and its role in development of country. Electronic resource. Access mode: http://scientifictext.ru/images/PDF/2016/D NO-7-8/finansovyj-marketing-i-ego-rol-v-razvitii-strany.pdf

9. Spitsyn, I. O., Spitsyn, Ya. O. Marketing in a bank. — M. : IL, 2016.

В. Г. Халын

РОСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМ НА ОСНОВЕ ВЫСОКОЭКОЛОГИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье представлены реалии и перспективы применения принципов зеленой логистики в региональных и федеральной системе распределения, охарактеризованы преимущества применения экологически чистых технологий в системе распределения продукции, выявлена расчетная экономия затрат, полученная в результате использования экологически чистых технологических решений в складских процессах, обоснованы перспективы реализации эффективных инновационных решений в региональной логистической системе распределения.

Ключевые слова

Логистика, экологические стандарты, эффективное развитие.

V. G. Halyn

GROWTH OF EFFICIENCY OF FUNCTIONING OF LOGISTICS SYSTEMS ON BASIS OF HIGH ECO-FRIENDLY TECHNOLOGIES

Annotation

In article realities and perspectives of use of principles of green logistics in regional are provided and to federal system of distribution, benefits of environmentally friendly technologies in system of distribution of products are characterized, settlement economy of costs re-

ceived as a result of use of environmentally friendly technology solutions in warehouse processes is revealed, perspectives of implementation of effective innovative solutions in a regional logistics system of distribution are proved.

Keywords

Logistics, environmental standards, effective development.

Использование принципов зеленой логистики, набирающее силу в последние годы, заслуживает пристального внимания. В своей основе принципы зеленой логистики ставят во главу угла концепцию минимизации нагрузки на окружающую среду и сохранения планеты для будущих поколений. По привычному определению все мероприятия по минимизации воздействия на окружающую среду — затратны, и если и реализуются, то не из-за материальной выгоды для минимизации производственных затрат, а во имя социальной ответственности перед будущими поколениями и снижения негативного влияния от техногенных факторов на ныне живущее населения.

Использование инновационных подходов к проектированию технологических процессов производства складских работ на принципах «зеленой логистики» в логистических центрах, использование новой элементной базы в качестве источника энергии для погрузочной техники ведет в конечном итоге не только к уменьшению негативного воздействия на окружающую среду (по отдельным элементам практически до нуля), но и к снижению капитальных и эксплуатационных затрат на функционирование логистического центра.

В обычной современной практике в качестве силовых электрических аккумуляторов в погрузочной технике для выполнения внутрискладских работ используются кислотные аккумуляторные батареи (АКБ). При сравнительно невысокой стоимости они имеют целый ряд отрицательных факторов:

- выбросы загрязняющих веществ (пары кислот) в атмосферу;

- необходимость создания рабочих мест (для обслуживания и зарядки) с вредными условиями труда;

- необходимость проектирования, строительства и эксплуатации отдельных помещений более высокого класса по-жароопасности и устройства специальных вентиляционных систем, оборудованных специальными фильтрами;

- возможность разлития кислот в процессе эксплуатации и необходимость утилизации загрязненных обтирочных материалов, образующихся при ежедневном обслуживании;

- расход электроэнергии в процессе заряда, в среднем, до 10 часов на одну батарею;

- необходимость утилизации отработанных элементов батареи, примерно раз в три-четыре года;

- необходимость иметь сменные силовые батареи на каждую единицу погрузочной техники при круглосуточной работе склада.

Перечисленные факторы ведут как к значительному удорожанию проектирования и строительства логистического склада, так и к значительным затратам при его эксплуатации.

К положительным факторам использования принципов «зеленой логистики» можно отнести:

- снижение нагрузки на окружающую среду и уменьшение финансовых затрат на возмещение ущерба от этого — оплату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до нуля (силовые источники питания (аккумуляторные батареи (АКБ) герметичны, выбросы отсутствуют);

- отсутствие необходимости платы за вредные условия труда специали-

ста для обслуживания и зарядки АКБ и повышенной оплаты в фонд социального страхования за работников, занятых на работах с вредными условиями труда;

- отсутствие необходимости проектирования, строительства и эксплуатации отдельных помещений более высокого класса пожароопасности и устройства специальных вентиляционных систем, оборудованных специальными фильтрами;

- физическое отсутствие возможности разлития загрязняющих веществ в процессе эксплуатации и необходимости утилизации загрязненных обтирочных материалов, образующихся при ежедневном обслуживании;

- значительное снижение расхода электроэнергии в процессе заряда АКБ;

- необходимость утилизации отработанных элементов литий-ионных АКБ — раз в 10 лет (кислотные АКБ — раз в 4 года);

- отсутствие необходимости иметь комплект сменных силовых АКБ на каждую единицу погрузочной техники при круглосуточной (или минимум 2-сменной) работе склада. Время полной зарядки литий-ионных АКБ, до 2-х часов, позволяет успевать заряжать технику во время технических перерывов;

- отсутствие необходимости создания рабочего места специалиста по зарядке и обслуживанию аккумуляторных батарей (батареи — не обслуживаемые и не требуют специальных знаний и навыков для зарядки в процессе эксплуатации).

Рассмотрим подробнее вышеприведенные тезисы на примере среднестатистического современного логистического склада площадью 10 тыс. м2 и объемом хранения порядка 16 тысяч условных паллетомест. Потребность в основной складской технике: Ричтрак — 8 шт., перевозчики паллет — 10 шт. Затраты на рассмотренные выше разделы, в абсолютных цифрах, при строительстве и в первый год эксплуатации при-

ведены в таблице 1. Из представленных данных видно, что инновационный подход к проектированию и эксплуатации складской техники, основанный на принципах «зеленой логистики» с использованием последних российских разработок на рынке силовых источников питания для складской техники, находится в области использования литий-ионных силовых электрических аккумуляторов, которые эффективны и дают более чем существенную экономию и соответственно выгоду. С одной стороны, использование инновационных решений, основанных на принципах «зеленой логистики» ведет к увеличению первоначальных затрат, в рассматриваемом случае, на 1,6 млн рублей, но в первый же год эксплуатации, с учет экономии затрат на проектирование и монтаж специальных систем, необходимых для «обычной» техники, дает 10,7 млн рублей экономии финансовых ресурсов. Это полностью коррели-руется с концептуальным подходом минимизации нагрузки на окружающую среду и сохранения планеты для будущих поколений, с учетом отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, их применение может быть оправдано и эффективно.

Дополнительно, рассмотрим сравнение использование литий-ионных АКБ и обычно используемых в практике кислотных АКБ в интервале их жизненного цикла.

Жизненный цикл кислотных АКБ — 4 года, литий-ионных — 10 лет. Таким образом, при увеличении затрат на приобретение литий-ионных против кислотных АКБ, в интервале 10 лет, экономия составит:

С = Ск * Рк - ^ *Рц, (1) где Ск — стоимость кислотных АКБ (гр. 1, ст. 3 табл. 1), руб.; Рк — период эксплуатации кислотных АКБ в интервале 10 лет; Си — стоимость литий-ионных АКБ (гр. 1, ст. 4 табл. 1), руб.;

Рц — период эксплуатации литий-ионных АКБ в интервале 10 лет; С = 6 754 000 * 2,5 - 8 391 000 * 1 = 8 494 000 рублей.

Итак, расчетная экономия затрат в интервале 10 лет составит 8,5 млн рублей, а при жизненном цикле склада в 50 лет — 42,5 млн рублей.

Таблица 1 — Сравнительный финансовый расчет при использовании обычной и зеленой складской техники

Наименование видов затрат Стоимость затрат, тыс. руб. Сальдо

Кислотные Литий-ионные (гр. 4 - гр. 5),

АКБ АКБ тыс. рублей

Стоимость АКБ и зарядных устройств

(ЗУ) при 3-сменной работе склада:

- кислотных АКБ

АКБ: 16 х 4500 = 72 000 евро

ЗУ: 8 х 900 =7 200 евро

АКБ: 20 х 1200 = 24 000 евро

ЗУ: 10 х 400 = 4 000 евро Итого: 107 200 евро х 63 = 6754 8391 +1637

- литий-ионных АКБ:

АКБ: 8 х 10800 = 86 400 евро

ЗУ: 4 х 1750 = 7 000 евро

АКБ: 10 х 3520 = 35 200 евро

ЗУ: 5 х 919 = 4 595 евро

Итого: 133 195 евро х 63 =

Специалист по обслуживанию АКБ,

5 чел. х 30 т.р./мес х 1,33 (налоги на 2394 0 - 2394

ФОТ) х 12 мес.

Проектирование, приобретение и мон-

таж спец. вентиляционного оборудова-

ния и обеспечение мер противопожар- 3300 0 -3300

ной защиты по категории пожароопас-

ности помещения

Стоимость электроэнергии при зарядке

3-х комплектов АКБ:

- кислотных батарей в сутки — (16 шт.

х 12,2кВт + 20 шт. х 2,7 кВт) х 6,5 руб./кВтч х 10 час. х 365дн. = 5 912 591 -5912

- литий-ионных батарей в (8 шт. х

12,2кВт + 10 шт. х 2,7 кВт) х 6,5

руб./кВтч х 2 час. х 365дн. =

Плата за загрязнение окружающей сре-

ды и услуги по утилизации опасных от- 10 0 -10

ходов

Прочие расходные материалы на обслу- 12 0 -12

живание АКБ

Стоимость электроэнергии на работу

спец. вентиляционных систем 456 0 -456

8 кВт х 6,5 руб./кВтч х 24 час. х 365дн. =

Стоимость оборудования сменной заме- 250 0 -250

ны АКБ для зарядки

ИТОГО: 10 697

Таким образом, рассмотрев все факторы, приходим к выводу, что первоначальное увеличение затрат на экологически чистую технику и технологии окупается снижением затрат на проектирование, строительство и эксплуатацию логистического комплекса в целом.

Концепции зеленой логистики отвечает и оптимизация организации внутрискладских логистических процессов. Так, рассмотренные в данной работе, принципы совмещения технологических операций отбора и комплектования транспортных единиц, сокращения холостых внутрискладских пробегов техники за счет совмещения процессов размещения и отгрузки товара цельной транспортной единицей в рамках одного склада одной транспортной единицей, электронный (безбумажный) внутрискладской документооборот, использование систем спутникового сопровождения прибывающего на склад автотранспорта для оптимизации времени его приемки и сокращения времени стоянки, в полной мере отвечают данной концепции.

Рассмотренные нами на наглядном примере чистые, зеленые технологии не только выгодны в нематериальном аспекте и полезны в перспективе, но и могут быть рентабельны в практической плоскости сегодняшнего дня, при грамотном подходе к рассмотрению всех факторов их использования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматриваемая система управления основана на интеграции инновационной, инвестиционной, научно-технической деятельности и направлена на организацию производства услуг с новыми потребительскими свойствами, распространению данного продукта на все сферы логистической деятельности в области хранения и обработки продукции, формирования экологически чистой системы продвижения инновационной продукции на отечественном рынке, основанной на российском программном и технологическом продукте.

Важной составляющей реализации проекта формирования региональной товаропроводящей сети с использованием рассматриваемых логистических решений является их социальная значимость, которая состоит в:

- обеспечении снижения стоимости товаров народного потребления при их розничной реализации;

- увеличении производительности труда (рост производительности труда, при реализации проекта, в 3-5 раз, а по отдельным операциям до 10 раз выше, чем в среднем по отрасли);

- создании новых высокопроизводительных рабочих мест повышенной социальной статусности — работа даже низового производственного звена с терминалами беспроводного обмена данными (носимыми микрокомпьютерами) на высокотехнологичной технике с постоянным процессом обучения новым приемам и способам труда.

Библиографический список

1. Рыбальченко, Ю. С., Разумовская, Я. С. Применение экотехнологий в процессе управления цепями поставок // Молодой ученый. — 2016. — № 29. — С.491-493.

2. Основные направления развития логистики XXI века: ресурсосбережение, энергетика и экология / И. Н. Омельченко, А. А. Александров, А. Е. Бром, О. В. Белова // Известия УрГЭУ. — 2016. — № 2 (64).

3. Рыкалин, А. Логистическое обеспечение и сопровождение реализации экологических ресурсосберегающих проектов // Логистика. — 2015. — № 11. — С. 46-50.

4. Fernier, J., Sparks, L., McKin-non, A. C. Retail Logistics in UK: Past, Present and Future // International Journal of Retail Logistics & Distribution Management. — 2010. — № 11/12. — Vol. 38. — P. 894-914.

5. Gromov, V. Green Logistics in Russia (Review article) // Russian Journal of Logistics and Transport Management. — 2014. — № 2. — Vol. 1. — P. 36-44.

6. Palanivelu, P., Dhawan, M. Green Logistics [Электронный ресурс] // TCS. — Режим доступа : http://www.tcs.com/Site CollectionDocuments/White%20Papers/ CPG_WhitePaper_Green_Logistics_08_20 10.pdf.

Bibliographic list

1. Rybalchenko, Yu. S., Razumov-skaya, Ya. S. Application of eco-technologies in process of supply chain management // Young Scientist. — 2016. — № 29. — P. 491-493.

2. Main directions of logistics development of XXI century: resource saving, energy and ecology / I. N. Omelchenko, A. A. Aleksandrov, A. E. Brom, O. V. Be-

lova // Izvestia of USGE. — 2016. — № 2 (64)

3. Rykalin, A. Logistic support and maintenance of implementation of environmental resource-saving projects // Logistics. — 2015. — № 11. — P. 46-50.

4. Fernier, J., Sparks, L., McKin-non, A. C. Retail Logistics in UK: Past, Present and Future // International Journal of Retail Logistics & Distribution Management. — 2010. — № 11/12. — Vol. 38. — P. 894-914.

5. Gromov, V. Green Logistics in Russia (Review article) // Russian Journal of Logistics and Transport Management. — 2014. — № 2. — Vol. 1. — P. 36-44.

6. Palanivelu, P., Dhawan, M. Green Logistics [Электронный ресурс] // TCS. — Режим доступа : http://www.tcs.com/Site CollectionDocuments/White%20Papers/ CPG_WhitePaper_Green_Logistics_08_20 10.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.