Научная статья на тему 'ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИКА / ФИЛОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИМЕНЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митриев И.М.

Данная статья раскрывает вклад концепции экологической эстетики в образовательные программы и ее синтез с дисциплинами, такими как экология, педагогика и филология. Основной упор делается на роль экологической эстетики в формировании у студентов уважительного отношения к окружающей среде, эстетического восприятия природы и экологической этики. В начальной части работы исследуются базовые концепции, включая понимание экологической эстетики, ее историческое происхождение, а также значение филологии в осмыслении и применении данной концепции. Анализ научных источников помогает определить перекрестные связи между экологической эстетикой и педагогической деятельностью, выделяя значимость их объединения для разработки эффективных учебных курсов. Материал также освещает плюсы применения экологической эстетики в учебном процессе, включая формирование эмоциональных связей с окружающим миром, развитие критического мышления и использование междисциплинарных стратегий. Обработка исследовательских данных подтверждает значимость экологической эстетики в учебной практике и роль филологии в формировании экологического мировоззрения. В заключительном разделе подводятся итоги исследования, обсуждаются их последствия и рассматриваются перспективы дальнейших исследований и применения экологической эстетики в обучении. Работа настаивает на внедрении экологической эстетики в учебный процесс и рекомендует разработку новаторских образовательных программ, использование литературного искусства для формирования экологического сознания, и применение современных технологий для углубления восприятия экологической эстетики. В конечном счете, эта работа представляет собой важный шаг в направлении объединения образования, педагогики и экологии, стимулируя у студентов формирование уважения к окружающей среде и эстетического восприятия природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AESTHETICS AND ITS IMPORTANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

This article reveals the contribution of the concept of ecological aesthetics to educational programs and its synthesis with disciplines such as ecology, pedagogy and philology. The main emphasis is on the role of environmental aesthetics in the formation of students' respect for the environment, aesthetic perception of nature and environmental ethics. The initial part of the paper explores basic concepts, including the understanding of environmental aesthetics, its historical origins, and the importance of philology in conceptualizing and applying the concept. Analysis of scholarly sources helps to identify the cross-connections between environmental aesthetics and pedagogy, highlighting the significance of bringing them together to develop effective courses of study. The material also highlights the benefits of applying environmental aesthetics in the classroom, including forming emotional connections to the world around us, developing critical thinking, and utilizing interdisciplinary strategies. The processing of the research data confirms the significance of environmental aesthetics in educational practice and the role of philology in the formation of an ecological worldview. The final section summarizes the research findings, discusses their implications, and considers the prospects for further research and application of ecological aesthetics in teaching. The paper insists on the implementation of environmental aesthetics in the teaching process and recommends the development of innovative educational programs, the use of literary art to shape environmental consciousness, and the use of modern technology to deepen the perception of environmental aesthetics. Ultimately, this work represents an important step towards unifying education, pedagogy, and ecology, encouraging students to develop respect for the environment and an aesthetic appreciation of nature.

Текст научной работы на тему «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

И.М. Митриев, канд. филол. наук, доцент

Калмыцкий государственный университет им. Б.Б. Городовикова (Россия, г. Элиста)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-7-1-133-137

Аннотация. Данная статья раскрывает вклад концепции экологической эстетики в образовательные программы и ее синтез с дисциплинами, такими как экология, педагогика и филология. Основной упор делается на роль экологической эстетики в формировании у студентов уважительного отношения к окружающей среде, эстетического восприятия природы и экологической этики. В начальной части работы исследуются базовые концепции, включая понимание экологической эстетики, ее историческое происхождение, а также значение филологии в осмыслении и применении данной концепции. Анализ научных источников помогает определить перекрестные связи между экологической эстетикой и педагогической деятельностью, выделяя значимость их объединения для разработки эффективных учебных курсов. Материал также освещает плюсы применения экологической эстетики в учебном процессе, включая формирование эмоциональных связей с окружающим миром, развитие критического мышления и использование междисциплинарных стратегий. Обработка исследовательских данных подтверждает значимость экологической эстетики в учебной практике и роль филологии в формировании экологического мировоззрения. В заключительном разделе подводятся итоги исследования, обсуждаются их последствия и рассматриваются перспективы дальнейших исследований и применения экологической эстетики в обучении. Работа настаивает на внедрении экологической эстетики в учебный процесс и рекомендует разработку новаторских образовательных программ, использование литературного искусства для формирования экологического сознания, и применение современных технологий для углубления восприятия экологической эстетики. В конечном счете, эта работа представляет собой важный шаг в направлении объединения образования, педагогики и экологии, стимулируя у студентов формирование уважения к окружающей среде и эстетического восприятия природы.

Ключевые слова: экологическая эстетика, образовательный процесс, интеграция, экология, педагогика, филология, экологическая сознательность, эстетическое восприятие, экологические ценности, формирование, методология исследования, результаты исследования, применение, практическое применение.

В наше время, когда окружающая нас среда требует внимания и заботы, мы сталкиваемся не только с необходимостью сохранения, но и с важностью осмысления связи между собой и природой. Подход, который помогает в формировании такого понимания, - это экологическая эстетика, область, которая углубленно изучает наше восприятие красоты природы и ее роль в формировании нашего отношения к ней. Главным намерением этого исследования является исследование роли экологической эстетики в образовательном контексте и определение возможностей ее слияния с областями экологии, педагогики и языко-

знания. Чтобы осуществить данное намерение, были поставлены следующие цели:

- Изучение ключевых идей и концепций экологической эстетики и оценка их влияния на формирование экологического взгляда на мир.

- Исследование роли экологической эстетики в педагогической сфере и ее способности формировать экологические установки и ответственное поведение в отношении природы.

- Изучение потенциала слияния экологической эстетики, экологии, образования и языкознания в создании глубоко меж-

дисциплинарных образовательных программ.

Посредством тщательного исследования и оценки этих элементов экологической эстетики и их связи с педагогикой, мы стремимся усилить наше понимание и вклад в поощрение экологического осознания и устойчивости в контексте образования.

В эпоху, когда мы прямо сталкиваемся с глобальными экологическими вызовами, такими как глобальное потепление, уничтожение экосистем и загрязнение планеты, важность формирования у людей, в особенности у новых поколений, сознательного отношения к окружающему миру выходит на передний план. Экологическая эстетика, как дисциплина, обеспечивающая развитие эмоциональной и эстетической связи с природой, представляет собой мощный инструмент в достижении этой цели. Оценка роли экологической эстетики в образовательном процессе позволяет определить подходы к внедрению этой дисциплины в учебные программы с целью формирования экологической грамотности и ответственного отношения студентов к окружающему миру.

Эколого-эстетический подход в образовательной деятельности превращается в эффективный механизм становления экологического мышления и чувства ответственности у учащихся [4]. Такой подход предполагает гармоничное соединение эстетического восприятия мира природы с экологическим пониманием и ценностями. В рамках педагогического процесса, внедрение эколого-эстетического подхода способствует формированию образовательного пространства, которое позволяет учащимся укрепить свою эмоциональную связь с природным миром, расширить знания об экологической ситуации и принимать обдуманные экологически значимые решения [2]. Применение эколого-эстетического подхода в образовательной практике открывает новые возможности и представляет собой важный элемент в системе обучения учащихся. Среди этих преимуществ можно выделить:

- Глубокая эмоциональная привязанность к природе: применение принципов

экологической эстетики способствует укреплению эмоциональных связей учащихся с окружающим природным миром, что ведет к более осмысленному и ответственному отношению к экологии.

- Развитие аналитического мышления: изучение принципов эколого-эстетического подхода стимулирует учащихся к анализу и оценке взаимодействия между человеком и природой, что способствует развитию критического и системного мышления.

- Становление экологического мировоззрения: экологическая эстетика помогает учащимся осознать красоту и ценность природы, а также понять значимость сохранения и рационального использования природных ресурсов для будущих поколений [5].

Рассмотрим, как выразительные элементы природы могут обогатить учебные методики и формировать эко-сознательность:

- Путешествия и практические занятия в окружении природы: учащиеся имеют возможность исследовать природные резерваты, парки или экологически непорочные зоны, где они могут изучать природные процессы и любоваться невероятной красотой природы.

- Литературный анализ произведений с экологической тематикой: исследование литературных произведений, отражающих экологические вызовы и эстетические особенности природы, расширяет понимание учащимися взаимосвязи литературы, природы и красоты. В процессе обсуждения они осознают значение и символику, связанные с окружающим миром.

- Креативные проекты и исследования: учащиеся могут создавать художественные проекты, например, снимать фотографии, рисовать или писать стихи, которые отражают их восприятие красоты природы и усиливают экологическую осведомленность.

- Практические действия в области экологии: учащиеся могут участвовать в практических мероприятиях по улучшению экологической обстановки, таких как озеленение, сортировка мусора или организация экологических акций [1]. Таким

образом, они применяют на практике принципы эколого-эстетического подхода и могут увидеть результаты своих усилий.

Эти примеры показывают, как применение принципов экологической эстетики может обогатить образовательные методики, углубить процесс обучения и помочь учащимся формировать экологическую сознательность и чувство ответственности.

Занимаясь изучением языка и произведений письменности, филология оказывает значительное влияние на осознание и внедрение экологической эстетики. С ее помощью проводится анализ языковых структур и текстов, исследуются их эстетические грани, и расширяется понимание взаимосвязи между человеческим обществом и природой. Способность языка и литературы воздействовать на формирование экологической осведомленности у обучающихся нельзя недооценивать. Творения литературы различных жанров, будь то лирика, проза или драматургия, способны отражать природные явления, экологические проблемы и взаимоотношения между человеком и окружающим миром. Читая и анализируя подобные произведения, студенты обретают понимание важности природы, эстетической ценности окружающего пространства и экологических вызовов нашего времени. Различные филологические методы применяются для углубления понимания экологической эстетики и ее использования в учебном процессе. К ним относятся:

- Лингвистический анализ: филология обращается к лингвистическому анализу для исследования языковых конструкций, метафор и символов, относящихся к природе и окружающему миру. Это дает возможность понять, как язык формирует наше восприятие и отношение к природе.

- Литературный анализ: филологический подход к анализу литературы, включающему в себя произведения разных эпох и культур, позволяет исследовать, как авторы выражают через язык и литературные средства свои экологические ценности и эстетическое восприятие природы.

- Экологическая стилистика: применение филологией экологической стилистики в изучении разнообразных стилей письма,

связанных с природой и окружающей средой, приводит к выявлению специфических языковых средств, использованных для выражения экологических ценностей и эстетического отношения к природе.

- Сравнительный анализ: филология может проводить сравнительный анализ литературных произведений разных культур и эпох, чтобы выявить различные подходы к экологической эстетике и их влияние на формирование экологической сознательности.

Все вышеописанные методы позволяют обогатить понимание влияния филологии на осознание и внедрение экологической эстетики, что может помочь в формировании у студентов глубокого и всестороннего понимания природы, человека и их взаимосвязи. Соответствующие методы филологии могут обеспечить углубленное понимание экологической эстетики и глубоко укорененные эко-ценности. Приведем несколько примеров:

- Погружение в мир поэзии и стихов об окружающей среде: учащиеся имеют возможность не только исследовать, но и воплотить в своих творениях восприятие природы и экологические убеждения.

- Литературные встречи и обсуждения: запуск таких сессий дает учащимся шанс обменяться своими размышлениями о произведениях, которые акцентируют внимание на проблемах окружающей среды и красоте природы. Это стимулирует укрепление экологического сознания и обмен инсайтами.

- Улучшение капабилитетов в области написания и выступления: применение филологического подхода может помочь учащимся развивать навыки, которые позволяют им выразить свои мысли и чувства о природе. Они могут составлять эссе, статьи или истории, которые содействуют раскрытию их взглядов на природу и экологические взгляды.

- Разбор эко-тем в литературе: учащиеся могут исследовать и анализировать экологические темы в различных литературных работах, чтобы понять, как они выражают отношение к природе и как они влияют на формирование экологического взгляда.

Этот обзор демонстрирует, какие подходы филологии могут помочь расширить понимание экологической эстетики и передать учащимся эко-ценности в образовательной среде. После сбора данных и их анализа следует перейти к интерпретации полученных результатов.

В ходе исследования влияния экологической эстетики на образовательный процесс и роли филологии в формировании экологического сознания, мы пришли к следующим ключевым выводам:

- Экологическая эстетика оказывает заметное влияние на обучение, помогая формировать у студентов экологическую осознанность, эстетическое чувство к окружающей природе и развивать у них экологические ценности [3].

- Филология, как дисциплина, занимающаяся изучением языка и литературы, вносит существенный вклад в формирование экологического мышления. Через язык и литературу важно передавать экологические ценности, эстетическое восприятие природы и помочь студентам глубже осмыслить и установить связь с окружающей средой.

- Итак, для продвижения нашего понимания и практики, мы видим несколько направлений, которые заслуживают дополнительного внимания:

- Исследование оптимальных способов использования экологической эстетики в учебном процессе. Путем определения тех методов, которые наиболее эффективно помогают студентам оценить красоту природы и осознать свою ответственность за окружающую среду, мы сможем улучшить наши практики.

Библиографический список

1. Berleant, A. The Aesthetics of Environment. Temple University Press. - 1992. - 256 p.

2. Маркова М.Н. Роль экологического воспитания и образования в формировании экологического мышления // Вестник ПАГС. - 2011. - №2. - С. 199-203.

3. Назарова Н.П. Становление культуры безопасности жизнедеятельности у бакалавров направления «Техносферная безопасность» // Профессиональные коммуникации в научной среде - фактор обеспечения качества исследований. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - 2017. - С. 42-46.

4. Назарова Н.П. Экологизация образования в современном техническом вузе / Профессиональные коммуникации в научной среде - фактор обеспечения качества исследований. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с зарубежными участниками. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева, Альметьевский филиал. - 2016. - С. 18-22.

- Создание новых учебных программ и инициатив, в основе которых лежит экологическая эстетика. Можно включить разработку специальных курсов, зеленых сообществ и реальных проектов, предоставляя студентам возможность применять свои понимание экологической эстетики в повседневной жизни.

- Рассмотрение того, как литература и искусство могут укрепить экологическое сознание и эстетическую оценку природы. Понимание того, как художественные формы влияют на восприятие студентами окружающей среды, может помочь нам в разработке методов и стратегий, которые интегрируют искусство и литературу в обучение.

- Прямое привнесение экологической эстетики в образовательное пространство. Это может включать создание природных зон на территории учебных заведений, где учащиеся могут испытать красоту природы в ее первозданном виде.

- Использование технологии для расширения восприятия экологической эстетики. Через создание виртуальных туров, интерактивных приложений и визуализаций, студенты могут изучать природу и экологические вопросы с помощью современных технологий.

Таким образом, призыв к дальнейшим исследованиям и практическому применению экологической эстетики в обучении не только поможет студентам глубже оценивать природу, но и сформировать ответственное отношение к окружающему миру.

5. Эстетическая культура / Рук. авторск. коллектива Н.И. Киященко. - М.: РАН, Институт философии, 1996. - 201 с.

ECOLOGICAL AESTHETICS AND ITS IMPORTANCE IN THE EDUCATIONAL PROCESS

I.M. Mitriev, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov (Russia, Elista)

Abstract. This article reveals the contribution of the concept of ecological aesthetics to educational programs and its synthesis with disciplines such as ecology, pedagogy and philology. The main emphasis is on the role of environmental aesthetics in the formation of students' respect for the environment, aesthetic perception of nature and environmental ethics. The initial part of the paper explores basic concepts, including the understanding of environmental aesthetics, its historical origins, and the importance of philology in conceptualizing and applying the concept. Analysis of scholarly sources helps to identify the cross-connections between environmental aesthetics and pedagogy, highlighting the significance of bringing them together to develop effective courses of study. The material also highlights the benefits of applying environmental aesthetics in the classroom, including forming emotional connections to the world around us, developing critical thinking, and utilizing interdisciplinary strategies. The processing of the research data confirms the significance of environmental aesthetics in educational practice and the role of philology in the formation of an ecological worldview. The final section summarizes the research findings, discusses their implications, and considers the prospects for further research and application of ecological aesthetics in teaching. The paper insists on the implementation of environmental aesthetics in the teaching process and recommends the development of innovative educational programs, the use of literary art to shape environmental consciousness, and the use of modern technology to deepen the perception of environmental aesthetics. Ultimately, this work represents an important step towards unifying education, pedagogy, and ecology, encouraging students to develop respect for the environment and an aesthetic appreciation of nature.

Keywords: environmental aesthetics, educational process, integration, ecology, pedagogy, philology, environmental awareness, aesthetic perception, environmental values, formation, research methodology, research results, application, practical application.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.