Научная статья на тему 'ЭКОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ЭКОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НООСФЕРНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов С.В.

В статье рассматривается специфика и особенности формирования экоэтического сознания в контексте формирования ноосферной реальности. Характеризуются его сущностные характеристики, структура, особенности проявления в условиях современного общества. Особое внимание уделяется проблеме несоответствия представлений человека о рациональных формах социоприродной деятельности экономоцентрическим приоритетам его сознания и мышления.The article deals with the specifics and peculiarities of Ecoethical consciousness in the context of formation, but osfernoy reality. Characterized by its essential character, sticks, structure, features display in the coditions of modern society. Particular attention is paid to the problem of human representations of non-compliance of rational forms of social and natural Dey-telnosti ekonomotsentricheskim priorities of his mind and mouse-tion.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭКОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

руководителя // Символ науки. 2016. № 10-1. С. 144-147.

УДК 13

Смирнов С.В., к.филос.н.

доцент

кафедра философии и социологии Елабужский институт Казанский (Приволжский) федеральный университет

Россия, г. Елабуга ЭКОЭТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ НООСФЕРНОЙ РЕАЛЬНОСТИ

Аннотация: В статье рассматривается специфика и особенности формирования экоэтического сознания в контексте формирования ноосферной реальности. Характеризуются его сущностные характеристики, структура, особенности проявления в условиях современного общества. Особое внимание уделяется проблеме несоответствия представлений человека о рациональных формах социоприродной деятельности экономоцентрическим приоритетам его сознания и мышления.

Ключевые слова: автотрофность, мышление, ноосферная реальность, сознание, экономоцентризм, экоэтика.

Abstract: The article deals with the specifics and peculiarities of Ecoethical consciousness in the context of formation, but osfernoy reality. Characterized by its essential character, sticks, structure, features display in the coditions of modern society. Particular attention is paid to the problem of human representations of noncompliance of rational forms of social and natural Dey-telnosti ekonomotsentricheskim priorities of his mind and mouse-tion.

Keywords: autotrophic thought, noospheric reality, consciousness, economocentrism, ecoethics.

Усугубление экологической проблематики на рубеже XX-XXI веков, актуализирует необходимость ориентации деятельности человека на сохранение и поддержание состояния биосферы в рамках того «эволюционного канала» (Н.Н. Моисеев), который, в свое время, оказался способным воспроизвести человека. Это, в конечном счете, требует переориентации его деятельности с экофобного на экофильный характер, предполагающий отказ от антропоцентризма, ставящего «во главу угла» индивидуальные потребности и интересы человека, на ценности экорационалистического характера, связанные, с необходимостью акцентирования его целесообразной деятельности на приоритетную необходимость сохранения естественных условий существования человека.

Совокупность представлений о рациональном поведении человека в природе лежит в основе экологической этики - науки, о допустимом

отношении человека к преобразуемому им миру.

Экоэтика является ценностной основой формирующегося экоэтического сознания современного человека представляющего собой комплекс моральных установок по отношению к природе, воспринимаемой, как образец духовно-нравственной деятельности, как совокупность условий, необходимых для существования человека и его творческой деятельности.

Специфика экоэтического сознания определяется его структурным характером. Эта структурность характеризуется наличием его следующих компонентов.

1. Экоперцептивный. Данный компонент определяет способность человека воспринимать особенности наличествующей экологической ситуации и с помощью физиологических реакций минимизировать (либо оптимизировать) их воздействие на организм.

2. Экорациональный. Данный компонент иллюстрирует способность индивида осуществлять сущностный анализ воспринимаемой информации, формулировать понятия и определения.

3. Экоэмоциональный. К данному компоненту относится сфера субъективных, личностных переживаний индивида, его чувства и эмоции.

4. Экомотивационный. Данный компонент характеризует способность человека совершать поступки, основываясь на личностных моральных установках.

Экоэтическое сознание современного человека развивается в условиях становления ноосферной реальности. Ноосфера - это этап социоприродного развития, на котором разумная деятельность человека становится фактором, определяющим дальнейшую эволюцию биосферы. Согласно В.И Вернадскому (автору ноосферной концепции), критерием формирования ноосферы является превращение деятельности человечества в глобальную геологическую силу. Этот процесс связан «с ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [1, с. 37], Действительно, сегодня, человек, вооруженный наукой, обрел способность не только вписываться в существующие геологические параметры биосферы, но и целенаправленно их изменять, исходя из своих потребностей как мыслящего существа. Человек ХХ-ХХ1 столетия создает искусственные геохимические круговороты, изменяет ландшафтный облик биосферы, химический состав вод Мирового океана, вносит в биосферу вещества никогда прежде в ней не существовавшие. «Сейчас мы, - пишет В.И. Вернадский, - переживаем новое геологическое эволюционное изменение биосферы. Мы входим в ноосферу. Ноосфера -последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории - состояние наших дней» [2, с. 482].

Формирующаяся ноосферная реальность воспроизводит в себе некоторые черты идеального общества, в котором, по мнению В.И. Вернадского, прекратятся войны, человек перейдет к автотрофности, а

общество будет сосуществовать в абсолютной гармонии с природой. Абстрагируясь от некоторой утопичности взглядов ученого, отметим, что формирование ноосферной реальности осуществляется в единстве противоречащих друг другу процессов: созидания и разрушения, развития и деградации, воспроизводства и уничтожения. Так, рост использования природных ресурсов приводит к развитию технологий по замене естественных материалов искусственными. Увеличение объема промышленных и бытовых отходов содействует развитию технологий по их утилизации. Деградация видового состава органического мира способствует развитию природоохранных мер. И т.д.

В условиях становления ноосферной реальности, складывающейся из единства противоречивых процессов, формирование экоэтического сознания человека также осуществляется под воздействием противоречивых ментальных установок. С одной стороны, необходимость изменения ценностно-рационального отношения к природе определяется ухудшением естественных условий существования человека требующих принятия мер по исправлению сложившейся экологической ситуации. В данном контексте каждый индивид осознает, что качество жизни современного человека определяется как минимум двумя обстоятельствами: возможностью доступа к некоторому объему материальных и духовных благ, соответствующих уровню его образованности и характеру потребностей; стремлением к потреблению этих благ в условиях, содействующих его физиологическому и духовному воспроизводству. С другой - целесообразность изменения отношения человека к природе девальвируется экономоцентрическим характером его мировоззрения и деятельности, сформированных, обществом глобального потребления частью которого он является. Это мировоззрение вынуждает человека относиться к природе лишь как к источнику роста материального благосостояния, количественные показатели которого, прямо пропорциональны количеству используемых природных ресурсов. Все это идет в разрез с объективно сложившейся потребностью сохранения и воспроизводства природных условий и богатств.

Противоречие ментальных установок, определяющих специфику формирования экоэтического сознания, определяет, в свою очередь, его сущностную противоречивость. Эта противоречивость отражается на всех компонентах его структуры.

На уровне экоперцептивного компонента, неблагоприятная экологическая обстановка не воспринимается индивидом как непосредственно угрожающая его здоровью и жизнедеятельности. И в тоже время большинство людей, приобретая товары, отдают приоритет продукции с брендом «экологически чистый продукт», притом, что его «экологическая чистота» зачастую лишь декларирована.

Специфика экорационального компонента экоэтического сознания выражается в способности индивида устанавливать причинно-

следственные связи между характером неэкологичной деятельности и ее последствиями. В то же время сциентистский менталитет населения, не рассматривает в качестве первоочередной задачи необходимость рационализации социоприродных отношений. Сама экологическая проблема рассматривается как нечто абстрактное, способное принять угрожающий характер лишь в далеком будущем. [3, с.100]. Отсутствует понимание базовых основ экологической науки. Даже сам термин «экология» трактуется предельно односторонне - как наука о вредном воздействии человека на природу.

Экоэмоциональный компонент в настоящее время отражает представления человека о природе как объекте эстетического восхищения, находящее свое воплощение в произведениях искусства и литературы. Одновременно, восхищение природой соседствует с представлением о ней как о враждебной человеку стихийной силе, которую необходимо усмирять.

Особенности экомотивационного компонента связаны с отрицательным отношением к субъектам неэкологичной деятельности, с публичным осуждением подобных деятельностных актов и в тоже время, с потребительским отношением к природе на уровне индивидуального поведения.

Таким образом, в условиях перехода от антропоцентризма к экорационализму, экоэтическое сознание человека развивается в условиях становления ноосферной реальности и характеризуется противоречивостью. Эта противоречивость связана с отношением к природе как к источнику ресурсов, стихийной силе, требующей усмирения. Одновременно, природа воспринимается как совокупность условий и благ, необходимых для существования и самореализации индивида, как образец нравственно-эстетических ценностей, ориентация на которые, формирует деятельностные основания человеческого бытия.

Использованные источники:

1. Вернадский, В.И. Научная мысль как планетное явление. - М.: Наука, 1991. - 270 с.

2. Вернадский, В.И. Биосфера и ноосфера. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 576 с.

3. Смирнов С.В. Ноосферогенез в контексте информатизации современного общества. Монография. 2-е издание исправленное и дополненное. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic publishing, 2013. -153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.