Научная статья на тему 'Пути ноосферного развития человечества: модель системы ноосферного общества'

Пути ноосферного развития человечества: модель системы ноосферного общества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1600
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коллективный разум / ноосферная автотрофность / ноосферное развитие / ноосферный человек / ноосферное сознание / система ноосферного общества / колективний розум / ноосферна автотрофність / ноосферний розвиток / ноосферна людина / ноосферна свідомість / система ноосферного суспільства

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Жульков М. В.

Данная статья рассматривает основные направления ноосферного развития человечества в начале третьего тысячелетия. Основой формирования ноосферной цивилизации является развивающееся ноосферное сознание, которое определяет всю структуру ноосферного общества. Ноосферное общество с точки зрения системного подхода состоит из совокупности ноосферных личностей, образующих субстрат системы, структура ноосферного общества обладает качеством ноосферной автотрофности, концептом системы становится коллективный разум человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Шляхи ноосферного розвитку людства: модель системи ноосферного суспільства /

Дана стаття розглядає основні напрямки ноосферного розвитку людства на початку третього тисячоліття. Основою формування ноосферної цивілізації є розвиток ноосферного свідомства, яке визначає всю структуру ноосферного суспільства. Ноосферне суспільство, з точки зору системного підходу, складається зі сукупності ноосферних особливостей, що утворюють субстрат системи, структура ноосферного суспільства володіє якістю ноосферної автотрофності , концептом системи стає колективний розум людства.

Текст научной работы на тему «Пути ноосферного развития человечества: модель системы ноосферного общества»

Ученые записки Таврического национального университета имени В.И. Вернадского

Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». Том 26 (65). 2013 г. № 5. С. 73-86.

УДК 140.8 +141.2

ПУТИ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ НООСФЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Жульков М. В.

Ивановский Государственный университет, Иваново, Россия

E-mail: [email protected]

Данная статья рассматривает основные направления ноосферного развития человечества в начале третьего тысячелетия. Основой формирования ноосферной цивилизации является развивающееся ноосферное сознание, которое определяет всю структуру ноосферного общества. Ноосферное общество с точки зрения системного подхода состоит из совокупности ноосферных личностей, образующих субстрат системы, структура ноосферного общества обладает качеством ноосферной автотрофности, концептом системы становится коллективный разум человечества. Ключевые слова: коллективный разум, ноосферная автотрофность, ноосферное развитие, ноосферный человек, ноосферное сознание, система ноосферного общества

НЕОБХОДИМОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Попытки мирового сообщества решить экологические проблемы техническими средствами, как показали Саммиты 1992 и 2002 годов, не увенчались успехом. Для решения глобальных проблем и движения по пути устойчивого развития, прежде всего необходимо изменить сознание людей, внедрить в него экологический и нравственный императивы - Н.Н.Моисеев [16, с. 247-254], сместить приоритеты развития от экономических к гуманитарно-общечеловеческим ценностям -А.Д.Урсул [27, с. 103], развивать ноосферное образование - А.И.Субетто [23].

А.Печчеи, основатель Римского клуба, одним из первых начал рассматривать глобальные проблемы (он выделил шесть таких проблем). Решение этих проблем он видел в развитии человеческих качеств. В своей известной книге он отмечает, что между человеком и природой появился неуправляемый элемент - техника, которая достигла такого уровня, что человек не в состоянии правильно оценивать последствия происходящего: «Техника, созданная человеком, стала главным фактором изменений на Земле» [19, с. 64-68]. Несмотря на достижения науки и техники, человек не стал мудрее в оценке своих потребностей. Основную проблему А. Печчеи видит в том, что человек в культурном отношении не смог правильно приспособиться к происходящим изменениям: «Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их совершенствования» [там же, с. 84]. Человек должен принять ответственность за себя и свой мир, развить способность оценивать результаты своих действий. Он должен научиться сочетать свое могущество с достойной мудростью, « поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие. Но произойти это может только за счет невиданной еще цепи событий, которую я называю «человеческой революцией» [там же, с. 11]. В заключение автор делает вывод: «Главное - человеческая личность, она важнее любых дел и любых идей, ибо все они без людей ровным счетом ничего не значат» [там же, с. 310].

В данной статье сделана попытка рассмотреть ноосферное развитие и дать его целостное представление с позиций учения В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу, системно-синергетической методологии и основного ноосферного закона. Ноосферное развитие - один из путей выхода из углубляющегося мирового кризиса, в котором оказалось человечество начала XXI века, в тоже время оно показывает перспективу мирового развития как построение более разумной и одухотворенной цивилизации, отвечающей гуманистическим идеалам человечества.

1. ПРОЦЕССЫ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Понятие ноосферы ввел, как известно, Э.Леруа, который определял ноосферу как продолжение биосферы, как сферу мысли и человеческого духа, находящуюся над биосферой. В.И. Вернадский понимал ноосферу как состояние, в которое переходит вся биосфера под действием научной мысли и труда организованного человечества [2, с. 20]. Он выделил три составляющих - научную мысль, труд и социальную организацию человечества - как основные энергии, превращающие биосферу в ноосферу, обеспечивающие ноосферное развитие. Среди основных предпосылок ноосферного развития В. И. Вернадский выделял заселение планеты человеком, выход народных масс на арену мировой истории, взрыв научного творчества, демократизацию социальной жизни, участие государства в ноосферном строительстве.

В настоящее время нет общепринятого определения ноосферы. В данном исследовании ноосфера понимается как стадия эволюции планетарной жизни, при которой ноосферное общество начинает руководить дальнейшей эволюцией самого общества, биосферы - царств природы, их форм и уровней сознания, обеспечивая переход биосферы в ноосферу в результате выполнения условий круговорота вещества - энергии - информации в биосфере и ноосфере на основе формирования ноосферного мировоззрения и сознания, действия основного ноосферного закона. Отсюда ясно, что ноосферное развитие - это динамичный процесс развития и взаимодействия общества и природы, который займет большой промежуток времени. Процесс движения к ноосферному обществу также занимает целый исторический период, поэтому понятие ноосферного развития имеет большое методологическое, гносеологическое и социально-философское значение.

Процессы ноосферного развития охватывают последовательно построение ноосферного общества, ноосферы как стадии развития планетарной биосферы, наконец, стадии, охватывающей мир солнечной системы и окружающего космоса. Данное исследование в основном концентрируется на процессах становления ноосферного общества в планетарном масштабе как необходимом условии преобразования биосферы в ноосферу.

Ноосферное развитие - это процессы коэволюционного развития общества и природы, становления системных и универсумных свойств системы «Человек-Общество-Природа» в рамках перехода биосферы в ноосферу в единстве естественнонаучных, экологических, технических и гуманитарных аспектов, при активной роли развивающегося планетарного ноосферного сознания и коллективного разума, системообразующей функции мировой интеллигенции и

74

образовании как основном способе самоорганизации ноосферной реальности. Ноосферное развитие характеризуется становлением планетарного ноосферного сознания, глобального коллективного разума, ноосферной автотрофности, ноосферного человека [7, с. 129; 10, с. 31-32].

2. ОСНОВНОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Как известно, противоречие является источником развития, поэтому для выявления путей ноосферного развития, системы ноосферного общества и его сущности необходимо выявить основное противоречие ноосферного развития [6].

В разное время и с разной силой в жизни общества проявлялись следующие противоречия: классовая борьба, борьба социализма и капитализма, Севера и Юга, Запада и Востока, противоречия между обществом и природой, гендерные, межэтнические, межрелигиозные и др. За всеми проявленными противоречиями лежит одно главное, которое и необходимо вывить.

Для этого Г.С. Смирнов использует представление о ноосферном конфликте: «Ноосферный конфликт - это противоречие между материальной (экономической) и духовной (интеллектуальной) составляющими всемирно-исторического процесса, проявляющимися на уровнях «природа и общество», «биосфера и цивилизация», «человек и Вселенная» [20, с. 215].

Эти взгляды в основу полагают конфликт между различными формами сознания, а также сознанием и его выражением в конкретных условиях пространства-времени, на определенной стадии развития человечества. Другими словами, это противоречие между сущностным (внеприродным) сознанием человека и его выражением в виде культуры и цивилизации, между необходимым и достигнутым уровнем и качеством сознания. Это и составляет основное противоречие ноосферного развития.

3. РЕШЕНИЕ ОСНОВНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

В процессе решения основного ноосферного противоречия будет происходить становление планетарного ноосферного сознания [21] и ноосферного общества в целом. Формирующееся ноосферное сознание приводит к разрешению других противоречий ноосферного развития: экологических, экономических, социально-антропологических, культурных.

Как известно, именно сознание (его объем, напряженность, целостность) и его субстрат (появление и усложнение центральной нервной системы) является главным результатом эволюции биосферы. Основное противоречие ноосферного развития (между духовной и материальной сторонами жизни общества) и его решение (формирование ноосферного сознания и ноосферного общества) идеально вписываются в общую картину эволюции сознания.

В.И. Вернадский выделял культурную биогеохимическую энергию как источник развития человеческого сознания и общества, превращения биосферы в ноосферу [2, с. 124-128]. Определяя ноосферу, он назвал три важнейших составляющих культурной биогеохимической энергии, а значит, и ноосферного

75

развития: научную мысль, труд и социальную организацию человечества: «В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу» [там же, с. 20]. Как показал Н.П. Антонов, субъективный фактор является главным фактором в процессе перехода биосферы в ноосферу, в становлении ноосферы [1, с. 220-232].

Изучая научное и философское наследие В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеев и И.Т. Фролов сделали вывод, что квинтэссенцией учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере являются положения о гармоничном развитии общества и управлении организованностью биосферы [15, с. 39]. В.П. Казначеев [11, с. 198] добавил к этим утверждениям учение В.И. Вернадского об автотрофности человечества. Для решения задач управления дальнейшей эволюцией биосферы человечество должно иметь определенную социальную организацию, знание законов функционирования и развития биосферы и человечества, чтобы эффективно управлять этими процессами, становиться все более автотрофным, независимым от объекта управления (биосферы).

Эти три основных закона ноосферного развития находят свое выражение в следующих тенденциях ноосферного развития [10, с. 38]. Первая представлена становлением коллективного разума человечества. Коллективный разум обеспечит становление общечеловеческого мировоззрения и направляемого развития мировой экономики на основе соблюдения экологического и нравственного императивов [16, с. 247]. Вторая тенденция связана с растущей автотрофностью человечества. Социальная автотрофность основывается на небиосферных источниках энергии, тем самым она позволяет уменьшить давление цивилизации на биосферу, разрешая экологическую глобальную проблему. Тем самым социальная автотрофность является энергетическим фундаментом ноосферного развития, комплексным показателем продвижения по этому пути. Третья тенденция есть становление ноосферного человека, который является элементом ноосферной системы. Именно ноосферный человек является тем активным звеном, на котором основано становление коллективного разума, рост социальной автотрофности и гармоничное развитие общества. В конечном счете, именно благодаря ноосферному человеку решается основное противоречие ноосферного развития, созидаются структуры ноосферы, с человека все начинается и им же все заканчивается.

76

Основное противоречие ноосферного развития

между духовными и материальными составляющими

взаимодействия цивилизации и биосферы

Я

становление ноосферного сознания и ноосферного общества

* 4.........1 М-

Научная мысль Социальная организация Труд

4......1 4 я

Коллективный разум Социальная автотрофность Ноосферный человек

* Я Я

Управление Рост независимости Гармоничная

биосферой человечества от социальная

биосферы организация

Рис. 1. Основное противоречие ноосферного развития и его решение

Так основное противоречие между духовными и материальными составляющими ноосферного развития на уровне взаимодействия человечества и биосферы разрешается становлением ноосферного сознания и ноосферного общества и дифференцируется на три составные части (рис. 1): становление коллективного разума, рост социальной автотрофности и формирование ноосферного человека [6, с. 40; 10, с. 39-40]. Становление ноосферного человека определяет гармоничное развитие общества, коллективный разум начинает управлять организованностью биосферы, социальная автотрофность обеспечивает растущую независимость человечества от биосферы.

По сути, это силы культурной биогеохимической энергии в действии: научная мысль есть главная сила управления процессами в биосфере и ноосфере, социальная организация совершенствуется в процессе ноосферного развития, а труд ведет к росту автотрофности.

4. КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВА, ЭНЕРГИИ, ИНФОРМАЦИИ В БИОСФЕРЕ И НООСФЕРЕ

Как указывает И.В. Дмитревская, основными характеристиками системной организованности биосферы являются потоки информации, энергии и вещества [5, с. 27 - 28]. Главную роль (концептуальную) в биосфере играет энергия. В ноосфере информация и энергия меняются местами: информация направляет потоки энергии, энергия структурирует вещество. Это и есть основной ноосферный закон, он определяет движение, направленное от информации к веществу [там же, с. 28].

Его дополняет основной семиотический закон (Д. Г. Смирнов), который раскрывает механизм порождения информации в обществе: «Семиотический закон, раскрывающий антропологический механизм порождения информации, может быть

77

сформулирован следующим образом: вещество развертывается в энергию, энергия распаковывается в информацию» [22, с. 103]. Другими словами, энергия извлекается из вещества, информация - из энергии. Оба закона - ноосферный и семиотический - объединяются в круговорот вещества, энергии и информации в ноосфере [там же, с. 105]. Эта циркуляция и есть тот механизм, который позволяет человеку направлять биосферный поток энергия - информация - вещество в другом направлении: информация - энергия - вещество (структура).

5. СИСТЕМА НООСФЕРНОГО ОБЩЕСТВА

Для выяснения системы ноосферного общества используем параметрическую теорию систем А. И. Уемова [24] и ее приложение к гуманитарным исследованиям И. В. Дмитревской [5, с. 27-28]. Система трехчленна и состоит из концепта (системообразующего свойства), структуры (системообразующего отношения), субстрата (совокупность элементов).

Как сказано выше, в ноосферном круговороте именно информация играет главную роль. А с информацией работает коллективный разум человечества. А поскольку информация играет в ноосферной системе концептуальную роль, то и коллективный разум является системообразующим свойством (концептом) ноосферного общества.

Сутью социальной автотрофности является рост энергетической независимости от биосферы, биосферных источников энергии. Для этого необходимо овладение небиосферными источниками энергии - солнечной, атомной и термоядерной и другими источниками энергиями. Так автотрофность создает энергетический фундамент ноосферного развития, является структурообразующим отношением системы ноосферного общества.

Элементом ноосферной общества является ноосферный человек. Именно ноосферный человек является тем активным звеном, на котором основано становление коллективного разума, рост социальной автотрофности и гармоничное развитие общества.

Ноосферное сознание с его определенными особенностями и характеристиками является сущностью системы ноосферного общества, общесистемным или монарным системным параметром [25]. Единство общества основано на взаимосвязи всех его составных частей. Применяя этот философско-диалектический принцип к системе ноосферного общества, получаем треугольник взаимодействия коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Эта взаимосвязь обеспечивается энергетическими процессами, главной составляющей которых является энергия мысли. Мышление, цель которого задается ноосферным сознанием, определяет собственно энергетические и вещественные процессы (в соответствии с основным ноосферным законом).

Таким образом, структура системы ноосферного общества совпадает с решением основного противоречия ноосферного развития.

6. О НООСФЕРНОМ СОЗНАНИИ

Ноосферное сознание формируется в результате разрешения основного противоречия ноосферного развития, пронизывает всю структуру ноосферного

78

общества, определяет его, является общесистемным параметром системы ноосферного общества.

Как известно, эволюция биосферы имеет вектор своего развития, связанный с усложнением нервной системы, мозга (принцип цефализации Д. Д. Дана), созданием субстрата для развития ума и сознания [2, с. 21]. Поэтому В. И. Вернадский сделал вывод о том, что эволюция биосферы приводит к развитию сознания. Ученый выделил культурную биогеохимическую энергию как источник развития человеческого сознания и общества, превращения биосферы в ноосферу [там же, с. 124-128].

П.Т. де Шарден ввел универсальный закон сложности сознания, согласно которому в процессе эволюции органического мира растет внутренняя сложность и напряженность психики, сознания [28, с. 225-229]. Таким образом, субстрат сознания и внутренняя жизнь развивались параллельно.

В.И. Вернадский положил начало новому взгляду на историю человечества -как на историю развития сознания. Он проследил основные этапы этой борьбы: овладение огнем, переход к земледелию и скотоводству, развитие ремесел, появление письменности, крупных городов и государств, зарождение преднауки, культурная революция VIII - VI вв. до н. э., книгопечатание, религиозное и философское мышление, научная революция начиная с XVII века, заселение всей поверхности земли, выход народных масс на арену мировой истории, превращение науки в движущую силу общественного прогресса [2, с. 124-147]. В.И. Вернадский отмечал, что история человечества насчитывает 18-20 млн. лет и, таким образом, сливается с геологическим временем [2, с. 24, 242].

В процессах ноосферного развития ноосферное сознание играет самую существенную роль. Ноосферное сознание исходит из определяющей идеи общего блага, принципа благоговения перед жизнью [29] (А. Швейцер), экологического и нравственного императивов [16, с. 247-254] (Н. Н. Моисеев), имеет целостное мировоззрение, планетарный масштаб мышления.

Ноосферное сознание «это действительное единство экологического глобального общечеловеческого культурного сознания цивилизованного человечества» [21, с. 134]. Ноосферное сознание формируется как «оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техносферного, духовного и материального» [там же, с. 115]. Ноосферное сознание выполняет функцию самоорганизации ноосферы, определяет будущее человеческой цивилизации. Ноосферное сознание - это глобальное планетарное сознание, оно объединяет людей независимо от их национальных, классовых, экономических или культурных различий [там же, с. 129].

Как отмечает Г. С. Смирнов, «Глобализация сознания на сегодняшний момент представляет собой доминанту интенсивного развития ноосферного сознания» [там же, с. 150]. Глобализация и ноосферизация сознания на глобальном уровне происходят в процессе разрешения глобальных проблем современности [там же, с. 161-162]. Глобальное ноосферное сознание является и общечеловеческим сознанием, оно есть « форма ненасильственного, толерантного, консенсусного,

79

конвергентного утверждения согласия в материальном и духовном бытии цивилизации» [там же, с. 178].

Развитие человечества определяется действием двух энергий -биогеохимической и культурной биогеохимической энергий. Демографический рост населения в последние столетия, особенно в XIX - XX веках сопровождался быстрым развитием науки, техники, экономики, образования, формированием более совершенных социальных структур. В настоящее время ресурс использов ания роста численности населения исчерпывается, человечество находится в состоянии демографического перехода [13], и дальнейшее развитие будет определяться в основном культурной биогеохимической энергией, то есть силой ума и качеством сознания, научной мыслью человечества.

7. КОЛЛЕКТИВНЫЙ РАЗУМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ДУХОВНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ ОСНОВА НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Коллективный разум является концептом системы ноосферного общества, его системообразующим свойством.

Под коллективным разумом Н.Н. Моисеев понимал системное свойство, возникающее при объединении индивидуальных разумов людей [18, с. 181]. В результате формируется общее миропонимание, механизмы коллективной памяти и выработки коллективных решений [17, с. 465]. Прообраз общечеловеческого коллективного разума ученый видел в ООН, которой не хватает структур воли для проведения принимаемых решений в жизнь [18, с. 17].

Созидание коллективного разума можно сравнить с двумя предыдущими глобальными бифуркациями - появлением жизни и разума на планете [16, с. 34]. Но, в отличие от предыдущих, нынешняя бифуркация должна протекать сознательно и планироваться самим человеком в международном масштабе [17, с. 465]. Коллективный разум должен аккумулировать мудрость человечества и содержать необходимые потенциальные возможности для принятия решений. Н. Н. Моисеев считал, что для руководства человечеством должен появиться некий Совет мудрецов - «с менталитетом исследователей» [там же, с. 470].

Размышляя об информационном обществе, утверждая необходимость созидания коллективного разума человечества, Н. Н. Моисеев подчеркивал, что переход общества в ноосферу потребует напряжения всех сил. В эпоху ноосферы благодаря развитию коллективного разума человечество становится частью единого планетарного организма, выполняя роль мозгового центра [17, с. 198].

Коллективный разум является необходимым условием решения глобальных проблем современности, следующим большим шагом в развитии человечества.

Коллективный разум человечества есть самоорганизующаяся многоуровневая планетарная система, объединяющая человечество в единое социокультурное целое, состоящая из индивидуальных разумов отдельных людей, структур общественного сознания, в единстве духовно-информационных, культурно-семиотических, психических, социобиологических и технических аспектов, предназначенная для обеспечения процессов коэволюции общества и природы, развития ноосферного

80

мировоззрения и сознания, управления синергетическими процессами ноосферного развития [8, с. 23; 10, с. 75].

Коллективный разум является информационной доминантой ноосферного развития, необходимым условием решения его основного противоречия, суммирует субъективные и гуманитарно-антропологические направления ноосферного развития. Его становление происходит в соответствии с основным ноосферным и основным семиотическим законами. Коллективный разум пролагает путь к ноосферно-информационному обществу устойчивого развития. Основными препятствиями на пути становления коллективного разума являются неразвитость ноосферного мировоззрения, групповой эгоизм, распространение материалистического потребительского отношения к жизни.

8. НООСФЕРНАЯ АВТОТРОФНОСТЬ - СТРУКТУРНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФУНДАМЕНТ НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Ноосферная автотрофность характеризует структуру ноосферного общества, является его главным, структурообразующим отношением.

Учение об автотрофности человечества создал, как известно, В. И. Вернадский, опубликовав в 1925 году статью «Автотрофность человечества» [3]. Это учение стало важной составной частью учения о переходе биосферы в ноосферу. Растущая автотрофность, независимость человечества от условий биосферы является тенденцией всей эволюции человечества, особенно ускорившейся за последние тысячелетия.

Социальная автотрофность [4, 14] является энергетическим фундаментом ноосферного развития, суммирует его естественнонаучные предпосылки. Она снимает остроту противоречий между человеком и природой, оказывается мерой гуманной экономики [11, с. 198]. Автотрофность человечества - составная часть решения основного противоречия ноосферного развития.

На основе системной методологии, исследования исторических предпосылок автотрофности человечества, основных направлений ноосферного развития и социальной автотрофности нами предложен термин «ноосферная автотрофность». Ноосферная автотрофность - это растущая информационная, энергетическая и физическая независимость человечества от биосферы, определяемая становлением ноосферного сознания и коллективного разума человечества, ростом научной мысли, информационным управлением процессами в системе вещество-энергия-информация ноосферы и биосферы, направленная на увеличение жизненности биосферы и развитие сознания в ней [9, с. 34; 10, с. 147]. Главное отличие ноосферной автотрофности заключается в духовной составляющей, которая привносится формированием ноосферного сознания. Это сознание определяет мотивы и цели человеческой деятельности, направление развития цивилизации, преодолевает антиноосферные тенденции и ноосферные конфликты и т.п.

Для ноосферной автотрофности характерно использование небиосферных и возобновляемых источников энергии, освоение земной коры и околоземного космического пространства. Ноосферная автотрофность является комплексным критерием продвижения человечества по пути ноосферного развития [11, с. 220].

81

Выход человечества в космос выражает реальное продвижение в строительстве ноосферы, знаменует новый период ноосферного развития. В связи с развитием космонавтики открываются новые возможности познания окружающего космоса и нашей планеты, «возможности в управлении и реконструкции самой планеты Земля, прежде всего ее географической оболочки, в интересах будущего человечества» [12, с. 216]. А. Д. Урсул приходит к выводу о космизации жизни земной цивилизации. В освоении околоземного космического пространства ученый видит не только решение глобальных проблем, в том числе экологических, но и решение проблем независимости человека от биосферы [26, с. 155-176].

Еще одной важной характеристикой ноосферной автотрофности является новый тип отношений - ноосферные отношения. Это правильные, основанные на разуме, доброй воле и мотиве общего блага отношения. Добрая воля объединяет волю, стремление оказать помощь, открытость, имеет целью общее благо, непричинение вреда. Ноосферные отношения пронизывают все уровни ноосферного развития - от глобального до индивидуального - и создают фундамент для формирования необходимой структуры ноосферного общества, обладающей развивающейся ноосферной автотрофностью и новым - ноосферным - типом отношений.

9. НООСФЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК - ГЛАВНОЕ ЗВЕНО НООСФЕРНОГО РАЗВИТИЯ

Ноосферный человек является элементом ноосферной системы, соединяя субъективные и объективные факторы ноосферного развития. Ноосфера относится к сложным системам, элементы которых сходны по сложности с самой системой. Отсюда огромное значение и ответственность за судьбу планеты ложится на каждого мыслящего человека.

Человечество вступило в очень важный период своего развития и развития планеты. «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если оно поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» - писал В. И. Вернадский [2, с. 239]. Под действием научной мысли и труда человека биосфера постепенно переходит в сферу разума.

Исследуя проблемы ноосферного развития, Н. Н. Моисеев указывал, что переход к ноосфере требует появление нового качества человека, поэтому ученый писал о новых принципах антропогенеза [17, с. 460]. Чтобы построить рациональное общество, необходимо раскрыть потенциал личности, создать условия для ее творческого и свободного развития, социальной защищенности [18, с. 169-170].

На начальных этапах своего развития человек почти не выделялся из природы и чувствовал себя ее частью. С развитием личности, построением городской цивилизации, человек постепенно отдалился от природы - и во внешней жизни, и во внутренней. Он перестал непосредственно ощущать ее живые духовные силы, разучился вступать с ней в контакт. Человек поставил между собой и природой технику, искусственную среду.

Теперь человек может и должен вернуться к природе, но при сохранении достигнутого уровня личностного сознания. Человек должен расширить свое сознание, чтобы соединить свое личное эго и свою истинную природу, глубинное я.

82

Это соединение создаст новое системное свойство, нового - ноосферного человека, более разумного, чем сегодняшний человек, чувствующего себя частью разумной природы, умеющего управлять силами природы. Для такого человека природа и вся биосфера наполнены смыслом, жизнью и разумом на разных ступенях их развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ноосферный человек как в фокусе отражает и соединяет в себе всю систему ноосферного общества: ноосферное сознание, глобальный, национальный и групповой человеческий разум, растущую независимость человека и его сознания от биосферы - ноосферную автотрофность, является элементом субстрата (если можно так выразиться о человеке) системы ноосферного общества.

Главной силой ноосферного человека, в соответствии с основным ноосферным законом, является сила мысли. Благодаря мышлению ноосферный человек создает модель будущего, планирует шаги по ее осуществлению.

Так ноосферный человек является главным звеном ноосферного развития. Ноосферный человек понимается как творческая самоорганизующаяся личность, развивающая планетарно-ноосферное сознание и мировоззрение, признающая благо целого важнее личного, исходящая из принципов благоговения перед жизнью, экологического, нравственного и ноосферного императивов, имеющая широкий общекультурный и научный кругозор, умеющая сотрудничать с различными группами и коллективами людей [10, с. 156].

КРАТКИЙ ИТОГ

Проблемы ноосферного развития являются составной частью ноосферологии. Среди них особое место занимают проблемы формирования ноосферного сознания, коллективного разума, социальной автотрофности и ноосферного человека. Поэтому необходимы дальнейшие исследования и формирование философии ноосферного развития, включающей как свои разделы философию коллективного разума, социальной автотрофности, ноосферного человека.

Система ноосферного общества формируется в результате преодоления основного противоречия ноосферного развития и становления ноосферного сознания. Состав системы включает три компонента: субстрат системы образует совокупность ноосферных личностей, структура общества обладает качеством социальной автотрофности, а концептом является коллективный разум человечества. В согласии с основным ноосферным законом, энергия мысли обеспечивает как функционирование ноосферного общества, так и его развитие.

Коллективный разум является концептом ноосферной системы, ее информационной доминантой, активным звеном в разрешении основного противоречия ноосферного развития. При переходе к ноосфере человечество становится все более автотрофным, независимым от биосферы и начинает гармонизировать потоки информации, энергии и вещества в биосфере и ноосфере. Это духовная информационно-мыслительная деятельность коллективного разума человечества протекает в соответствии с основными ноосферным и семиотическим законами, определяет мотивы и цели развития общества в направлении ноосферы.

Становление коллективного разума рассматривается как третья планетарная бифуркация наряду с появлением жизни и разума на планете. Коллективный разум

83

человечества призван объединить индивидуальные разумы единым полем сознания и мысли, с сохранением индивидуального сознания. Тогда человечество займет свое место в планетарном разуме и начнется новый этап в космопланетарной эволюции человечества.

Социальная автотрофность является составной частью решения основного противоречия ноосферного развития, снимает остроту противоречий человек -природа, оказывается мерой гуманной экономики. Автотрофность выделяется В. П. Казначеевым как синтетический закон ноосферного развития, объединяющий два других. Поэтому рост автотрофности является показателем построения ноосферного общества.

Ноосферная автотрофность отражает тенденцию роста независимости сознания человечества от природных (стихийных) условий существования. Этот семиотический аспект автотрофности становится все более значимым для развития информационного общества XXI века. Ноосферная автотрофность, опираясь на процессы формирования ноосферного сознания, принимает глобальный космо-планетарный характер, показывает стратегический путь выживания и развития цивилизации начала третьего тысячелетия.

Ноосферный человек является элементом ноосферной системы, соединяя субъективные и объективные факторы ноосферного развития. Главной силой ноосферного человека является сила мысли, которая формирует модель и руководит ее реализацией в соответствии с основным ноосферным законом: информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество.

Становление ноосферного сознания, коллективного разума, ноосферной автотрофности и ноосферного человека призваны сыграть важную роль в процессах построения ноосферно-информационного общества устойчивого развития.

Учение о ноосфере и ноосферном развитии может стать теоретико -философской, научно-практической основой для выработки международных и национальных программ развития человечества в XXI веке и наступившем третьем тысячелетии.

Список литературы

1. Антонов Н. П. Философия сознания и ноосферы / Н. П. Антонов. - Иваново : Ивановский государственный университет, 2003. - 280 с.

2. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление / В. И. Вернадский. - М. : Наука, 1991. -271 с.

3. Вернадский В. И. Автотрофность человечества // Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков / В. И. Вернадский. - М. : Современник, 1993. - С. 462 - 520.

4. Гирусов Э. В. «Автотрофность» как новая парадигма социального развития // Реалии ноосферного развития / Э. В. Гирусов. - М. : Издательский дом «Ноосфера», 2003. - 396 с. -С. 4 - 51.

5. Дмитревская И. В. Ноосферная динамика России : Философские и культурологические проблемы: Ч. 1 // Ноосферные исследования / И. В. Дмитревская, А. Н. Портнов, Г. С. Смирнов. - Иваново : Ивановский гос. ун-т, 2002. Вып. 1. - 158 с.

6. Жульков М. В. Основное противоречие ноосферного развития / М. В. Жульков // Вестник КГУ. - 2010. - Том 16. - № 2. - С. 37 - 41.

84

7. Жульков М. В. Социально-философские проблемы ноосферного развития / М. В. Жульков // Вестник Поморского государственного университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». - 2010. - Вып. 7. - С. 128 -131.

8. Жульков М. В. Философия коллективного разума: на пути становления / М. В. Жульков // Социально-гуманитарный вестник Юга России. - 2011. - № 7-8. - С. 14 - 26.

9. Жульков М. В. Космическая природа и социальное лицо ноосферной автотрофности / М. В. Жульков // Вестник Ивановского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - Вып. 2. Философия. - С. 26 - 36.

10. Жульков М. В. Ноосферное развитие человечества. Социально-философский анализ / М. В. Жульков. - Saarbrucken : LAP Lambert Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2012. - 187 с.

11. Казначеев В. П. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере / В. П. Казначеев. -Новосибирск : Наука, 1989. - 248 с.

12. Казначеев В. П. Космопланетарный феномен человека / В. П. Казначеев, Е. А. Спирин -Новосибирск : Наука. Сиб. Отд-ние, 1991. - 304 с.

13. Капица С. П. Глобальная демографическая революция и будущее человечества / С. П. Капица // Новая и новейшая история. - 2004. - № 4.

14. Лось В. А. О понятии «Автотрофность человечества» / В. А. Лось // Философские науки - 1972. - №4. - С. 128 - 131.

15. Моисеев Н. Н. Высокое соприкосновение: Общество, человек и природа в век микроэлектроники, информатики и биотехники / Н. Н. Моисеев, И. Т. Фролов // Вопр. философии. - 1984. - №9. - С. 24 - 41.

16. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера / Н. Н. Моисеев. - М. : Молодая гвардия, 1990. - 351 с.

17. Моисеев Н. Н. Расставание с простотой / Н. Н. Моисеев. - М. : Аграф, 1998. - 480 с.

18. Моисеев Н. Н. Универсум. Информация. Общество / Н. Н. Моисеев. - М. : Устойчивый мир, 2001. - 200 с.

19. Печчеи А. Человеческие качества / А. Печчеи. - М. : Прогресс, 1985. - 312 с.

20. Реалии ноосферного развития: материалы Межгосударственной научно-практической конференции «Учение В. И. Вернадского о переходе биосферы в ноосферу и реалии третьего тысячелетия». Иваново, 21-23 мая 2003 г. - М. : Издательский дом «Ноосфера», 2003. - 396 с.

21. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: Философские проблемы ноосферного универсума / Г. С. Смирнов. - Иваново : Ивановский государственный университет, 1998. - 244 с.

22. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: Ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе / Г. С. Смирнов. - Иваново : Ивановский государственный университет. - 2008. - 372 с.

23. Субетто А. И. Образовательное общество как форма реализации стратегии развития образования в XXI веке / А. И. Субетто // «Академия Тринитаризма», М., Эл. № 77-6567, публ. 13946, 27.10.2006.

24. Уемов А. И. Системный подход и общая теория систем / А. И. Уемов. - М. : Мысль, 1978. -272 с.

25. Уемов А. И. Монарные атрибутивные системные параметры в параметрической общей теории систем / А. И. Уемов // Параметрическая общая теория систем и ее применения: Сб. Трудов, посвященный 80-летию проф. А. И. Уемова / Под ред. А. И. Цофнаса. - Одесса : Астропринт, 2008. - 248 с. - С. 24 - 36.

26. Урсул А. Д. Эволюция. Космос. Человек / А. Д. Урсул, Т. А. Урсул. - Кишинев : Штинница, 1986. - 266 с.

27. Урсул А. Д. Проблема безопасности и учение о ноосфере / А. Д. Урсул, А. Л. Романович // Реалии ноосферного развития. - М. : Издательский дом «Ноосфера», 2003. - 396 с. - С. 98 - 104.

28. Шарден П. Т. Феномен человека / П. Т. Шарден. - М. : Наука, 1987. - 221 с.

29. Швейцер А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М. : Прогресс, 1992. - 573 с.

85

Жульков М.В. Шляхи ноосферного розвитку людства: модель системи ноосферного сусшльства / М.В. Жульков // Вчеи записки Таврйського национального унверситету iMeHi В. I. Вернадського. -Серiя «Фиософи. Культурологiя. Полiтологiя. Соцюлогш». - 2013. - Т. 26 (65), № 5. - С. 73 - 86. Дана стаття розглядае основы напрямки ноосферного розвитку людства на початку третього тисячолптя. Основою формування ноосферноï цившзащ е розвиток ноосферного свадомства, яке визначае всю структуру ноосферного сусптьства. Ноосферне сусп1льство, з точки зору системного щдходу, складаеться зi сукупностi ноосферних особливостей, що утворюють субстрат системи, структура ноосферного сусптьства володiе яшстю ноосферноï автотрофноста , концептом системи стае колективний розум людства.

KnwHoei слова: колективний розум, ноосферна автотрофнiсть, ноосферний розвиток, ноосферна людина, ноосферна свадомють, система ноосферного сусп1льства.

Статья поступила в редакцию 12. 09. 2013 г

86

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.