Научная статья на тему 'Эклектика в архитектуре Таганрога второй половины XIX века'

Эклектика в архитектуре Таганрога второй половины XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
649
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эклектика в архитектуре Таганрога второй половины XIX века»

Секция инженерной графики и компьютерного дизайна

ББК 85.153(3)

М.Е. Г ригорян

ЭКЛЕКТИКА В АРХИТЕКТУРЕ ТАГАНРОГА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX

ВЕКА

В 1837 г. таганрогский поэт, драматург и общественный деятель Нестор Кукольник в одной из своих статей в "Художественной газете" впервые применил термин "эклектика" по отношению к современной ему архитектуре: "Наш век эклектический; во всем у него характеристическая черта - умный выбор". Именно в это время впервые обозначился отход от классицистических традиций в архитектуре крупных российских городов и начало нарушаться их стилистическое единст-.

второй половины XIX в. Строгость и сдержанность декоративного убранства фасадов классицизма сменилась стремлением к их украшению, использованию форм, заимствованных из различных исторических стилей.

Архитектурная пластика фасадов большинства зданий усложняется, насыщается обильным лепным декором. Нередко многочисленные лопатки, маски, карту, -. -, -

, .

Как это ни парадоксально, но становящийся все более изощренным декор, все меньше нарушал однородность фасадов, делая различия в стиле отдельных зданий

. -

ного языка эклектики, как преобладание мелких членений, равномерность распределения декора на плоскости, монотонность ритма и своеобразная незавершенность фасадных композиций. Именно эта "незавершенность" позволяла практически над любым зданием второй половины XIX в. надстроить один или несколько , .

Эклектика в Таганроге в большинстве случаев носит ясно выраженный характер стилизации под барокко. Причину такого выбора долго искать не приходится -она кроется в самой природе заказчиков, а ими были люди состоятельные - негоцианты, помещики, торговцы. Чем богаче купец, чем прибыльнее его дело, - тем , -. -тельности владельцев жилых домов и рекламным щитом для различных учреждений и торговых заведений. Новый заказчик стремился, чтобы принадлежащие ему

постройки ни в чем не уступали прежним барским особнякам и уникальным обще-

ственным зданиям. Отчасти поэтому тип дворянского особняка с его культом "роскоши" и изысканной отделкой все больше проникал в среду богатого купечества, чиновников и даже средних слоев населения. В конечном итоге все это привело к созданию практически однородной застройки в стиле эклектики второй половины

XIX в., где только материальные возможности и вкус владельца обусловливали отличие одного дома от другого.

Наиболее заметным зданием в Таганроге середины XIX в. является бывший особняк помещика и негоцианта Н. Алфераки (1848г). Его архитектура вобрала в себя многие элементы, свойственные постройкам первой трети XIX столетия, и в то же время явилась той гранью, за которой "кончался" классицизм и "начиналась" эклектика с ее отказом от лаконичности декора, утратой цельности и четкости фасадно. ,

, -пластования не сразу бросаются в глаза. На первый план прежде всего выступает строй композитных колонн его портика и лишь затем проглядывают барочные мотивы: усложненная орнаментация лепного декора, его обилие. Композиционное влияние декоративных деталей начинается с обрамления оконных проемов первого этажа, нарастает ко второму и затем, поддерживаемое декором карниза, завершается в вазах балюстрады. Разнообразие обрамлений оконных проемов, развитая система горизонтальных и вертикальных членений отражают соответствие плана фасаду. В части , ,

( ), -наты второго этажа имеют по главному фасаду широкие трехчастные окна с балкончиками и богатым декоративным обрамлением.

Барочный фасад дома помимо этого украшен парадным крыльцом с четырьмя , . внимание уделено разработке фриза дома, в самом центре которого помещен дворянский герб Алфераки. Все это вместе с множеством лепных украшений: масками, гирляндами, цветочным орнаментом под сандриками и на пилястрах - придает зданию торжественный вид и резко выделяет его из окружающей застройки, состоящей преимущественно из полутораэтажных особняков, выстроенных в первой трети XIX в., и свидетельствует об изменившихся вкусах заказчиков.

После постройки дворца Алфераки в Таганроге массовое использование многочисленных декоративных элементов, заимствованных из барокко и классицизма, становится обычным явлением, обязательным не только для крупных особняков "дворцового" типа, но и для относительно небольших частных построек. Для застройки 1860-1870-х годов характерен дом купца Рафаиловича на Николаевской ( . . . ). , наличию открытой веранды вдоль дворового фасада он еще родствен таганрогским домам первой половины столетия, но повышенно пластическая трактовка фасада, перенасыщенность его декором, введение вычурных ваз, масок, металлических решеток сложного орнамента свидетельствуют о переходе к новому стилю.

Более сдержан в своем декоративном убранстве одноэтажный на высоком цо-, 1870- .

( - ).

заметны традиционные для Таганрога классицистические мотивы, но простое сопоставление с особняками первой четверти XIX в. позволяет наглядно увидеть разницу между подлинным классицизмом и стилизаторством эклектики.

В середине XIX в. многие таганрогские купцы перестраивают ампирные особняки первой четверти столетия в соответствии с архитектурными вкусами но,

убранством этих зданий. Примерами могут служить дом помещика Лосева, распо-

( ), -, 1850- .

. . , ,

фасадов свои классицистические черты и ставших почти неотличимыми от множества эклектичных особняков, построенных в Таганроге в 60-90-е гг. XIX столетия.

Однако подобные явления вовсе не означали полного разрыва с классицистической традицией. В Таганроге на протяжении всей второй половины XIX в. продолжали возводить здания, которые в стилевом отношении оставались близки архитектуре 1830-х гг. Например, в лучших традициях классицизма выполнен дати-1870- .

Арона Берлина или построенный в те же годы дом Волкова-Косталоса. Сам факт существования этих и подобных им зданий в городской среде является наглядным , -же в то время, когда повсеместно в России на смену ему пришли совсем иные требования городского строительства. Во многом этому явлению способствовал тот факт, что здания, построенные во второй половине XIX в. в стиле эклектики, в большинстве случаев восходили к "обрадовым проектам" предшествовавшего , ,

дома, его объемного построения, планировки, внутреннего декоративного убранства. Пожалуй, только излишняя измельченность деталей фасадов и отказ от ордерной системы отличали их от логически ясных композиций, свойственных первой половине века. Ордер в 1870-1890-х гг. применяли в основном в виде пилястр и , , , , , -ленных тягами по горизонтали. Благодаря этому ордерные элементы воспринимались чисто декоративно и использовались в основном для того, чтобы придать зданию нарядный и респектабельный вид.

Даже в архитектуре крупных общественных зданий и доходных домов, в большинстве своем стилизованных под барокко, вычурность и пышность этого стиля нередко соседствовала со строгостью, простотой и умеренностью классицизма. Эту особенность можно увидеть в здании Таганрогского окружного суда, или доходном доме купца С. Исаковича. То, что ордерные и барочные элементы в общей композиции этих зданий вполне равнозначны, бросается в глаза даже при беглом ознакомлении с указанными сооружениями.

В некоторых постройках подобного типа элементы классицизма получают преобладание: например, в классицистических формах, сочно промоделированных лепным декором, решен фасад особняка Адабашева. Кстати, мотив геральдической композиции из грифонов, стоящих по сторонам вазы с букетом пышных цветов, украшающий наличник углового окна этого сооружения, можно увидеть во многих зданиях города, построенных в первой половине XIX в. (домах Алфераки, Грекова, , ).

В некоторых случаях архитекторы, работавшие в Таганроге в последней четверти XIX в., не довольствуясь набором элементов декора из традиционных стилей

- - , архитектуры и т.п. Пример тому - здание санатория-водолечебницы ДМ. Гордона. Вся поверхность его фасада с двумя боковыми ризалитами густо покрыта стилизованным витым орнаментом восточного характера. Окна обрамлены изящными , , двор оформлены в виде характерных подковообразных арок. В целом, при беглом " " , - , медресе или мечеть; однако на самом деле "мавританский" стиль сводится лишь к использованию орнаментальных мотивов и деталей, композиция же лечебницы не имеет ничего общего с постройками арабского Востока.

" " . . .

Изысканные орнаментальные вставки-арабески округлой формы, металлический навес над входом - во всем отпечаток утонченного вкуса и филигранной чистоты .

" " , .

Оригинальным памятником периода господства эклектики в Таганроге является небольшой особняк Калиновского, весьма примечательный своей архитектурой. Его композиция решена как контрастное сочетание разновеликих объемов, расположенных в разных вертикальных плоскостях. Главный фасад имеет один этаж, сильно вытянутый по горизонтали, который в центральной части как бы "перебивается" двухэтажным выступающим порталом. Уравновешивает композицию здания вертикаль башни. Весь облик особняка отмечен мрачноватой торжественностью; узкие арочные окна башни и зубчатый карниз напоминают замковую ар.

исторических архитектурных форм, здание подкупает целостностью художественного образа, уравновешенностью масс и удачно найденными пропорциями. Необ-

, , ,

от первоначального: дошедшая до Таганрога волна Крымского землетрясения 1927 г. повредила часть левого крыла, которое позже было разрушено.

Несмотря на эклектичность строений второй половины XIX в., в архитектуре

- -да. Единство стиля, присущее застройке Таганрога, обусловливалось одновременностью формирования главных ансамблей и площадей, а также резким сокращением строительства во второй половине XIX столетия. Последнее обстоятельство, в ,

60-90- ,

позади, и Таганрог все более превращался в тихий провинциальный город. Слабость экономической базы, связанная с упадком торговли, сыграла в какой-то мере положительную роль и в сохранении хорошо скомпонованного плана Таганрога, характерного для классицизма с его регулярной структурой улиц. Памятники эпохи классицизма в своей совокупности определяют своеобразие художественного и архитектурного облика старого Таганрога, но ими не исчерпывается представление об архитектуре города. И не столько они, сколько здания периода господства эклектики бросаются в глаза при первом посещении города. При всей своей разностильное™ и огромном разнообразии композиционных и декоративных решений, эти здания удивительным образом согласуются друг с другом. Благодаря этому качеству Таганрог середины XIX-нaчaлa XX в. был одним из наиболее гармоничных и архитектурно-целостных русских городов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Альманах-справочник по г. Таганрогу и его округу на ... (1911-1912) гг. - Таганрог, Кривицкий, 1911-1912.

2. Гильденштедт И. Дневник путешествия в южную Россию. - В кн. Записки императорского Одесского общества истории и древностей. Т. II. - Одесса, 1879.

3. Кириченко .ЕЯ. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1978.

4. . . . - - - ,

1996.

5. . .

строительства. 41, Русская провинция. 2-е. изд. - СПб, 1916.

6. Пилявский В.К, Тиц А.А., Ушаков Ю.С. и др. История русской архитектуры. - СПб: Стройиздат, 1994.

7. Пронштейн Л.П. Таганрог. Историко-краеведческий очерк. - Ростов-на-Дону, 1977.

8. ФилевскийП.П. История города Таганрога. - М., 1898.

9. Эрн КВ. Архитектура 1840-х - 1850-х гг. - В кн.: Всеобщая история архитектуры в 12 т. Т.6. - М., 1968.

УДК 534.222; 681.327

И. Б. Аббасов

ВОЛНОВЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ БОЛЬШИХ ЗНАЧЕНИЙ РАДИАЛЬНОЙ СФЕРОИДАЛЬНОЙ КООРДИНАТЫ

При решении задач дифракции волн на телах вытянутой формы часто используются эллипсоидальные координаты, в частности сфероидальные. Эти координаты применяются при исследовании излучения и рассеяния акустических волн эл, , -.

Волновое уравнение в сфероидальных координатах являются гораздо более , , .

При исследовании дифракции на сигарообразных телах используется система вытянутых сфероидальных координат. Координатными поверхностями при этом являются сфероиды £ = const и двуполостные гиперболоиды П = const. Вытянутый сфероид образуется вращением эллипса вокруг его большой оси. Эллипс представляет собой геометрическое место точек, сумма расстояний которых Г1 и

Г2 от двух данных точек (фокусов) является постоянной:

Г + r2 = const = £d, где d - расстояние между фокусами эллипса, £ -радиальная координата. Параметр £ является мерой эксцентриситета эллипса -

£ = 1/e . При £ = 1 эллипс вырождается в отрезок длиной d, при £ = ^

эллипс переходит в окружность бесконечного радиуса. На больших удалениях при Г —— радиальная сфероидальная функция третьего рода переходит в сфериче-

скую радиальную функцию Ганкеля С (kA,£) — h'jkr).

В сферических координатах второй множитель в решении волнового уравнения представляет собой полином от COS# и выражается через присоединенные функции Лежандра Pml (п). Координату, эквивалентную координате в в сфери,

Г -r2 =nd = COS#.

При больших значениях координаты £ сфероидальные координаты переходят в сферические и угол в в выражении TJ = COS# соответствует углу асимптоты для гиперболы п. При Г —— нормированная угловая сфероидальная функция первого рода Sml (knh0,n) переходит в функцию Лежандра

sml (kA,n) — pm (п).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.