РАЗДЕЛ 1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕКЛАМНЫХ И PR-КОММУНИКАЦИЙ
А.В. Ковалева
Алтайский государственный университет alla_k65@mail. ru
А.В. Логиновская
Алтайский государственный университет log-a-v2014@yandex. ru
РЕКЛАМА В АЛТАЙСКОЙ ПРЕССЕ ПЕРИОДА 50 - 60-х ГОДОВ ХХ ВЕКА
Аннотация
В статье характеризуются особенности рекламы в прессе на Алтае в период 1950-1960 годов.
Ключевые слова: реклама в прессе, журнал «Алтай», газета «Алтайская правда».
Определяя советскую рекламу, ведущий политический деятель СССР Анастас Микоян утверждал, что «задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю» [2, С. 197].
Выявление и описание рекламных средств в изданиях г. Барнаула и Алтайского края в период 50х-60х годов осуществлено при помощи метода контент-анализа.
Объект исследования - рекламные объявления, издаваемые в прессе г. Барнаула и Алтайского края в период 1950-1960-х годов.
Предмет исследования - технологические и содержательные особенности рекламных объявлений в прессе г. Барнаула и Алтайского края в период 1950-1960-х годов. Результаты контент-анализа
В конце 1950-х - начале 1960-х в стране выпускается 24 всесоюзные газеты, 600 республиканских, краевых и областных, более 4500
городских и районных, свыше 2000 многотиражных, более 650 журналов.
Реклама в прессе в советское время была малочисленной и зачастую ограничивалась объявлениями, лозунгами, призывами и, как бы мы сейчас сказали, сообщениями на правах рекламы. Считалось, что такая реклама должна воспитывать, формировать хороший вкус и информировать. Но выполняла возложенные на себя задачи печатная реклама с трудом, а связано это было с «не очень хорошим» качеством большой части печатной продукции. Указывалось, что в 1954 году около 50% алтайских газет были оформлены небрежно, плохо набраны, неправильно сверстаны, а некоторые грязно отпечатаны [1, с. 6]. Конечно тогда не шло речи о красивых цветных изданиях, но можно было позаботиться о том, чтобы хотя бы буквы в названии газеты были ровными. В издании, посвященном обзору качества газет Алтая, давались рекомендации по улучшению их качества, советы о том, как расположить, представить информацию для улучшения ее восприятия. Вот некоторые из советов: необходимо уделять должное внимание оформлению сменного лозунга, (который являлся одним из важных элементов заголовочной части газеты); нужно более «живо» оформлять первую полосу; необходимо избегать неоправданной разрядки букв в словах и большого количества переносов подряд. Указывалось, что нельзя допускать смысловой разрыв в заголовках. Вот пример из того же издания:
СОВЕТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧНАЯ В МИРЕ Следовало бы набрать:
СОВЕТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА -САМАЯ ДЕМОКРАТИЧНАЯ В МИРЕ [6].
Наиболее влиятельной газетой тех времен в Барнауле была «Алтайская правда» (далее - «АП»), которая существует и на сегодняшний день.
Уже в 50-е годы для рекламы в «Алтайской правде» отведено отдельное место - последняя страница. Реклама занимает % полосы. Сейчас мы называем такое размещение в газете «подвалом». Реклама отделена одной прерывистой жирной чертой. В данной рубрике прослеживаются постоянные на протяжении представленного периода
времени подрубрики такие как «Требуются», «Сегодня в театре и кино».
ПРИГЛАШАЮТ НА РАБОТУ:
ПАИ! АУЛЬСКАЯ ПРО ник 1С и и Л эл. Впа - нмнюнсра-.^квника Ип птаи»-
Н0СТ1- ГЛВРЛвГО М ЧЛ кик,т ИПОц,-!, гетчИЭ, имжЯпера ТНоктел* Нд цошн-ктстъ р-ООрЯ^Л.' Й^[СПК1">клялк<+1Т1ПП покачнет* слвсдзсй п элоитоомомтеров.
13два-»иии:а ми ттнгв [Шгиитг ЛРЛЧ.
Ог.рящетьпт: Г- Явокн^^ ул> Мамонтов, II йт^ел ]И1ДЦПЦ. ,
ВАРИЛ УШ »(¡НУ 1! Й^ШтЕЛЬНа* уШ'ЛиЛКПИН 4 ТРЕСТА СТРОЯМ — кяменщикоь 4. £5. .й иаячл-Д[>П, г"ру5 чинеп.
ОбГДцщтьДи! гчРтгТооия МО ТПОНмIо
чянйкя, вДМ тпеста сЛЩйгцйм-
Рис. 1. Реклама в газете «Алтайская правда»
Объявлений частного характера и коммерческой рекламы в газете не встретишь, по сравнению с газетой «Жизнь Алтая». По типу реклама, которая представлена в газете «АП», государственная (коммерческая), а также государственная (социальная).
Рис. 2. Реклама в газете «Алтайская правда»
Реклама помещена в рамки или отделены друг от друга короткими вертикальными и горизонтальными чертами. Рамки разделены на два типа:
1. Линейные (различаются лишь шириной линий)
2. Фигурные рамки (различаются фигурным изображениям). Картинки и карикатуры встречаются в «Алтайской правде», но
значительно меньше по сравнению с рамками.
Рис. 3. Реклама в газете «Алтайская правда»
Что касается товарных категорий рекламы, то в отличие от рекламы в дореволюционной прессе, такой как «Жизнь Алтая», реклама в 50-60 годы достаточна скудна. Все товары предложены для советского гражданина, не зависимо от пола. Читателям предлагается: застраховать жизнь, скот, произвести безналичные расчеты по платежам населения, пройти курсы обучения, посетить торговые площади и универмаги.
Рис. 4. Реклама в газете «Алтайская правда»
После 1956 года в газете активно прослеживаются объявления о возбуждении дел о разводе. Указано информация, кто из граждан разводится, где они проживают, и в каком суде будет рассмотрено дело.
Мл™ нова Нинл Янонлсица
Г ргллн-
ВВНЩШя В Г, йд риг^улг?. л^ улг Посч*-
(юй, ни. 2. 1илп15ушдиет лг.пг1 и
ГщэЁоле и Магатвччи Кирпчцплы КМКО-шешчдн; промпюпищи тц.ч же. Деле падлнич1 шшг-митми^го п
СУДЯ 1-го -у ч-ли тчн I }Кцл(!зя11шч»жх414 МЙО№ Нщиштл^.
Мили Инна Нциа ИВДИОШЕ. ПГЮЖИ-п.'шпллл й г, ^¡лпмУле, по Завед-ПООЙЗЛУ, 30. ки- 7. рйаПУ^ОЁМТ
ЦЛПО П ВДЗЕОДО С Мцшннныщ Юсни^«
МИХЛГМШШЧОМ, 1||*1ИП1».ЧИ>ЩМм в г. АЛ-лго-Ат«', 11н> -у."1- Иолфнлоян, Кв. ] 37.
Ц' -.Ю ЛСЩЛЬЖмт ГЧ1ЬС.И 1/Т1111--НIГК1 Л ПОР* ОУЛе 4-тл 0|щб№С№а рлДпнщ
г, Биинпуля.,
Сйнэ ровл Мигни! Пгаплшшд, пр^ян. НЮЩОя г г, БВДмуие» ПГ1 у.т. Нн-КЕТ-тицсне;Ц. 21 ттлгмктмет гм-.чп о лцл'-не с. Сама [Швы и Ввснлчон Алекчял-роычем, ГТРР^ПМЮЩШХ р г, БвСШаУЛ* ио ул. Сытсвя, 14,
ООАлеМц? Ерйммоговятв н н:лг-
ГС1|0|||г1Л и г. ПО гл Счли.
ндпгии.г. ¡см, 1, щювдвдот дело « о&з-
с Пцгрчтгпаыр! Пл^чр-
м1ЧСй| пи™а™»ямцнн п ] Г1тЬалаеь-
Нб-фйПА^очсногс гххЛлма А.-гта (1 с .рте. ГО ЙДОЖ.
Дело подлечи тт С*СчМТТРОНЦК1 п нррт
1 СУД* 2-1х> учаотва Н^л^йюлтъопяпхч г- ГЬлшгаулп.
Рис. 5. Объявления в газете «Алтайская правда»
суде г. Г1я-
Хочется отметить еще одну тенденцию - это размещение киноафиш в газетах 50-60-х гг. Они встречаются в каждом номере газеты и так же размещены на последней полосе.
Рис. 6. Реклама в газете «Алтайская правда»
В послевоенные годы продолжают успешно развиваться традиции зрелищного плаката. Они встречаются в газетах, но крайне редко. Тема плакатов - это хлеб, Родина, поднятие целины.
Рис. 7. Реклама в газете «Алтайская правда»
Журнал «Алтай» ведет свою историю с 1947 года. Первоначально он выходил как альманах. Первая книжка альманаха, вышедшая по инициативе группы писателей и журналистов и по специально принятому постановлению крайкома партии, была выпущена силами литературных сотрудников газеты «Алтайская правда» с участием писателей Е. Мальцева, С. Смирнова, А. Яшина и других, работавших в выездной редакции «Правды» на уборке урожая в нашем крае осенью 1946 г.
Рис. 8. Обложка журнала «Алтай»
В журнале печатаются жители Алтайского края, их радости и беды, их судьбы и мечты, их приобретения и утраты, их жизнь, их труд, история и природа родных мест.
До 1951 года журнал публикует рекламу на последней странице, а после 1951 журнал изменяет обложку и прекращает выпуск рекламы на страницах.
Рис. 9. Реклама в журнале «Алтай»
С 1991 г. «Алтай» получает статус литературно-художественного, публицистического и краеведческого журнала.
Литература
1. Кочетков А.Н. Обзор качества полиграфического исполнения городских и районных газет Алтайского края. М., 1954.
2. Огилви Д. Огилви о рекламе.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.
Kovaleva Alla V. Loginovskaya AnastasiaV. Altai State University
Advertising in the Press of Altai in the 50-60es of the Twentieth Century
Abstract
The article characterizes the features of advertising in the press of Altai during the 50-60es of the twentieth century.
Keywords: advertising in the press, the magazine "Altai", the newspaper "Altai truth".
Т.В. Чернышова
Алтайский государственный университет labrlexis@mail. ru
РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛОЛОГА-ПРАКТИКА
Аннотация
В статье на материале спорных рекламных текстов дается обоснование необходимости привлечения специалистов, обладающих лингвистическими знаниями, в ходе проведения лингвистической экспертизы, а также анализируются проблемы, связанные с использованием специальных лингвистических знаний в судебной практике.
Ключевые слова: рекламный текст, законодательство РФ, лингвистическая экспертиза, специальные лингвистические знания и проблемы их применения.
Дискурсивные исследования, получившие в России развитие в конце ХХ-начале ХХ! вв., способствовали формированию особого коммуникативного подхода к изучению текстов разных сфер функционирования русского языка как в плане их создания, так и с точки зрения их интерпретации и оценки их воздействующего потенциала на целевую аудиторию. В связи с этим особенно актуальными стали проблемы, связанные с изучением конфликтного потенциала рекламных текстов, возможности их юридизации (т.е. придания к.-л. фактам, отношениям правового характера) и минимизации негативных последствий их распространения в социуме.
На сегодняшний день уже хорошо изучены особенности рекламных текстов, их природа, структура и языковое своеобразие. Как отмечают специалисты, к характерным чертам рекламной коммуника-