Научная статья на тему 'Еклама в Алтайской прессе периода 50 - 60-х годов ХХ века'

Еклама в Алтайской прессе периода 50 - 60-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADVERTISING IN THE PRESS / THE MAGAZINE "ALTAI" / THE NEWSPAPER "ALTAI TRUTH"

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ковалева А.В., Логиновская А.В.

В статье характеризуются особенности рекламы в прессе на Алтае в период 1950-1960 годов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advertising in the Press of Altai in the 50-60es of the Twentieth Century

The article characterizes the features of advertising in the press of Altai during the 50-60es of the twentieth century.

Текст научной работы на тему «Еклама в Алтайской прессе периода 50 - 60-х годов ХХ века»

РАЗДЕЛ 1. РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ РЕКЛАМНЫХ И PR-КОММУНИКАЦИЙ

А.В. Ковалева

Алтайский государственный университет alla_k65@mail. ru

А.В. Логиновская

Алтайский государственный университет log-a-v2014@yandex. ru

РЕКЛАМА В АЛТАЙСКОЙ ПРЕССЕ ПЕРИОДА 50 - 60-х ГОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация

В статье характеризуются особенности рекламы в прессе на Алтае в период 1950-1960 годов.

Ключевые слова: реклама в прессе, журнал «Алтай», газета «Алтайская правда».

Определяя советскую рекламу, ведущий политический деятель СССР Анастас Микоян утверждал, что «задача советской рекламы в том, чтобы дать людям точную информацию о товарах, находящихся в продаже, помочь им сформулировать новые требования, привить новые вкусы и запросы, стимулировать продажи новых видов товаров и объяснить способы их использования потребителю» [2, С. 197].

Выявление и описание рекламных средств в изданиях г. Барнаула и Алтайского края в период 50х-60х годов осуществлено при помощи метода контент-анализа.

Объект исследования - рекламные объявления, издаваемые в прессе г. Барнаула и Алтайского края в период 1950-1960-х годов.

Предмет исследования - технологические и содержательные особенности рекламных объявлений в прессе г. Барнаула и Алтайского края в период 1950-1960-х годов. Результаты контент-анализа

В конце 1950-х - начале 1960-х в стране выпускается 24 всесоюзные газеты, 600 республиканских, краевых и областных, более 4500

городских и районных, свыше 2000 многотиражных, более 650 журналов.

Реклама в прессе в советское время была малочисленной и зачастую ограничивалась объявлениями, лозунгами, призывами и, как бы мы сейчас сказали, сообщениями на правах рекламы. Считалось, что такая реклама должна воспитывать, формировать хороший вкус и информировать. Но выполняла возложенные на себя задачи печатная реклама с трудом, а связано это было с «не очень хорошим» качеством большой части печатной продукции. Указывалось, что в 1954 году около 50% алтайских газет были оформлены небрежно, плохо набраны, неправильно сверстаны, а некоторые грязно отпечатаны [1, с. 6]. Конечно тогда не шло речи о красивых цветных изданиях, но можно было позаботиться о том, чтобы хотя бы буквы в названии газеты были ровными. В издании, посвященном обзору качества газет Алтая, давались рекомендации по улучшению их качества, советы о том, как расположить, представить информацию для улучшения ее восприятия. Вот некоторые из советов: необходимо уделять должное внимание оформлению сменного лозунга, (который являлся одним из важных элементов заголовочной части газеты); нужно более «живо» оформлять первую полосу; необходимо избегать неоправданной разрядки букв в словах и большого количества переносов подряд. Указывалось, что нельзя допускать смысловой разрыв в заголовках. Вот пример из того же издания:

СОВЕТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - САМАЯ ДЕМОКРАТИЧНАЯ В МИРЕ Следовало бы набрать:

СОВЕТСКАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА -САМАЯ ДЕМОКРАТИЧНАЯ В МИРЕ [6].

Наиболее влиятельной газетой тех времен в Барнауле была «Алтайская правда» (далее - «АП»), которая существует и на сегодняшний день.

Уже в 50-е годы для рекламы в «Алтайской правде» отведено отдельное место - последняя страница. Реклама занимает % полосы. Сейчас мы называем такое размещение в газете «подвалом». Реклама отделена одной прерывистой жирной чертой. В данной рубрике прослеживаются постоянные на протяжении представленного периода

времени подрубрики такие как «Требуются», «Сегодня в театре и кино».

ПРИГЛАШАЮТ НА РАБОТУ:

ПАИ! АУЛЬСКАЯ ПРО ник 1С и и Л эл. Впа - нмнюнсра-.^квника Ип птаи»-

Н0СТ1- ГЛВРЛвГО М ЧЛ кик,т ИПОц,-!, гетчИЭ, имжЯпера ТНоктел* Нд цошн-ктстъ р-ООрЯ^Л.' Й^[СПК1">клялк<+1Т1ПП покачнет* слвсдзсй п элоитоомомтеров.

13два-»иии:а ми ттнгв [Шгиитг ЛРЛЧ.

Ог.рящетьпт: Г- Явокн^^ ул> Мамонтов, II йт^ел ]И1ДЦПЦ. ,

ВАРИЛ УШ »(¡НУ 1! Й^ШтЕЛЬНа* уШ'ЛиЛКПИН 4 ТРЕСТА СТРОЯМ — кяменщикоь 4. £5. .й иаячл-Д[>П, г"ру5 чинеп.

ОбГДцщтьДи! гчРтгТооия МО ТПОНмIо

чянйкя, вДМ тпеста сЛЩйгцйм-

Рис. 1. Реклама в газете «Алтайская правда»

Объявлений частного характера и коммерческой рекламы в газете не встретишь, по сравнению с газетой «Жизнь Алтая». По типу реклама, которая представлена в газете «АП», государственная (коммерческая), а также государственная (социальная).

Рис. 2. Реклама в газете «Алтайская правда»

Реклама помещена в рамки или отделены друг от друга короткими вертикальными и горизонтальными чертами. Рамки разделены на два типа:

1. Линейные (различаются лишь шириной линий)

2. Фигурные рамки (различаются фигурным изображениям). Картинки и карикатуры встречаются в «Алтайской правде», но

значительно меньше по сравнению с рамками.

Рис. 3. Реклама в газете «Алтайская правда»

Что касается товарных категорий рекламы, то в отличие от рекламы в дореволюционной прессе, такой как «Жизнь Алтая», реклама в 50-60 годы достаточна скудна. Все товары предложены для советского гражданина, не зависимо от пола. Читателям предлагается: застраховать жизнь, скот, произвести безналичные расчеты по платежам населения, пройти курсы обучения, посетить торговые площади и универмаги.

Рис. 4. Реклама в газете «Алтайская правда»

После 1956 года в газете активно прослеживаются объявления о возбуждении дел о разводе. Указано информация, кто из граждан разводится, где они проживают, и в каком суде будет рассмотрено дело.

Мл™ нова Нинл Янонлсица

Г ргллн-

ВВНЩШя В Г, йд риг^улг?. л^ улг Посч*-

(юй, ни. 2. 1илп15ушдиет лг.пг1 и

ГщэЁоле и Магатвччи Кирпчцплы КМКО-шешчдн; промпюпищи тц.ч же. Деле падлнич1 шшг-митми^го п

СУДЯ 1-го -у ч-ли тчн I }Кцл(!зя11шч»жх414 МЙО№ Нщиштл^.

Мили Инна Нциа ИВДИОШЕ. ПГЮЖИ-п.'шпллл й г, ^¡лпмУле, по Завед-ПООЙЗЛУ, 30. ки- 7. рйаПУ^ОЁМТ

ЦЛПО П ВДЗЕОДО С Мцшннныщ Юсни^«

МИХЛГМШШЧОМ, 1||*1ИП1».ЧИ>ЩМм в г. АЛ-лго-Ат«', 11н> -у."1- Иолфнлоян, Кв. ] 37.

Ц' -.Ю ЛСЩЛЬЖмт ГЧ1ЬС.И 1/Т1111--НIГК1 Л ПОР* ОУЛе 4-тл 0|щб№С№а рлДпнщ

г, Биинпуля.,

Сйнэ ровл Мигни! Пгаплшшд, пр^ян. НЮЩОя г г, БВДмуие» ПГ1 у.т. Нн-КЕТ-тицсне;Ц. 21 ттлгмктмет гм-.чп о лцл'-не с. Сама [Швы и Ввснлчон Алекчял-роычем, ГТРР^ПМЮЩШХ р г, БвСШаУЛ* ио ул. Сытсвя, 14,

ООАлеМц? Ерйммоговятв н н:лг-

ГС1|0|||г1Л и г. ПО гл Счли.

ндпгии.г. ¡см, 1, щювдвдот дело « о&з-

с Пцгрчтгпаыр! Пл^чр-

м1ЧСй| пи™а™»ямцнн п ] Г1тЬалаеь-

Нб-фйПА^очсногс гххЛлма А.-гта (1 с .рте. ГО ЙДОЖ.

Дело подлечи тт С*СчМТТРОНЦК1 п нррт

1 СУД* 2-1х> учаотва Н^л^йюлтъопяпхч г- ГЬлшгаулп.

Рис. 5. Объявления в газете «Алтайская правда»

суде г. Г1я-

Хочется отметить еще одну тенденцию - это размещение киноафиш в газетах 50-60-х гг. Они встречаются в каждом номере газеты и так же размещены на последней полосе.

Рис. 6. Реклама в газете «Алтайская правда»

В послевоенные годы продолжают успешно развиваться традиции зрелищного плаката. Они встречаются в газетах, но крайне редко. Тема плакатов - это хлеб, Родина, поднятие целины.

Рис. 7. Реклама в газете «Алтайская правда»

Журнал «Алтай» ведет свою историю с 1947 года. Первоначально он выходил как альманах. Первая книжка альманаха, вышедшая по инициативе группы писателей и журналистов и по специально принятому постановлению крайкома партии, была выпущена силами литературных сотрудников газеты «Алтайская правда» с участием писателей Е. Мальцева, С. Смирнова, А. Яшина и других, работавших в выездной редакции «Правды» на уборке урожая в нашем крае осенью 1946 г.

Рис. 8. Обложка журнала «Алтай»

В журнале печатаются жители Алтайского края, их радости и беды, их судьбы и мечты, их приобретения и утраты, их жизнь, их труд, история и природа родных мест.

До 1951 года журнал публикует рекламу на последней странице, а после 1951 журнал изменяет обложку и прекращает выпуск рекламы на страницах.

Рис. 9. Реклама в журнале «Алтай»

С 1991 г. «Алтай» получает статус литературно-художественного, публицистического и краеведческого журнала.

Литература

1. Кочетков А.Н. Обзор качества полиграфического исполнения городских и районных газет Алтайского края. М., 1954.

2. Огилви Д. Огилви о рекламе.- М.: Изд-во Эксмо, 2003.

Kovaleva Alla V. Loginovskaya AnastasiaV. Altai State University

Advertising in the Press of Altai in the 50-60es of the Twentieth Century

Abstract

The article characterizes the features of advertising in the press of Altai during the 50-60es of the twentieth century.

Keywords: advertising in the press, the magazine "Altai", the newspaper "Altai truth".

Т.В. Чернышова

Алтайский государственный университет labrlexis@mail. ru

РЕКЛАМНЫЙ ТЕКСТ В АСПЕКТЕ АНАЛИТИКО-ЭКСПЕРТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИЛОЛОГА-ПРАКТИКА

Аннотация

В статье на материале спорных рекламных текстов дается обоснование необходимости привлечения специалистов, обладающих лингвистическими знаниями, в ходе проведения лингвистической экспертизы, а также анализируются проблемы, связанные с использованием специальных лингвистических знаний в судебной практике.

Ключевые слова: рекламный текст, законодательство РФ, лингвистическая экспертиза, специальные лингвистические знания и проблемы их применения.

Дискурсивные исследования, получившие в России развитие в конце ХХ-начале ХХ! вв., способствовали формированию особого коммуникативного подхода к изучению текстов разных сфер функционирования русского языка как в плане их создания, так и с точки зрения их интерпретации и оценки их воздействующего потенциала на целевую аудиторию. В связи с этим особенно актуальными стали проблемы, связанные с изучением конфликтного потенциала рекламных текстов, возможности их юридизации (т.е. придания к.-л. фактам, отношениям правового характера) и минимизации негативных последствий их распространения в социуме.

На сегодняшний день уже хорошо изучены особенности рекламных текстов, их природа, структура и языковое своеобразие. Как отмечают специалисты, к характерным чертам рекламной коммуника-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.