А.В. Ковалева
Алтайский государственный университет alla_k65@mail. ru
РЕКЛАМНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА АЛТАЕ В 1920-30 ГОДЫ
Аннотация
Дается характеристика рекламной деятельности на Алтае в 20-30-е годы ХХ столетия.
Ключевые слова: реклама в прессе, торговая реклама, политическая реклама, массовое просвещение, газета «Красный Алтай».
Вскоре после установления советской власти, в начале 1918 г., согласно «Декрету о печати», подписанному 27 октября 1917 г., за открытый призыв к сопротивлению и критику рабочего и крестьянского правительства крупнейшие алтайские газеты были закрыты. Однако уже в 1920-1925 годы издается достаточно много газет, имеющих разную тематическую направленность и охватывающих широкую читательскую публику. В Барнауле выходит 18 различных изданий, в Змеиногорске - 10, Камне - 21, Бийске - 24.
Знаковое для алтайской прессы событие происходит 24 января 1920 г.: газета «Власть Советов» переименовывается в «Алтайский коммунист», 31 августа того же года она получает название «Красный Алтай» и является уже органом Алтгубкома РКП(б) и Алтгубисполкома (это название сохраняется до 1937 г., когда его сменит титул «Алтайская правда»). В годы нэпа на короткое время оживляется издательская деятельность неполитических организаций и ведомств. В 1922 г. губернский союз кооперативов выпускает еженедельник «Алтайская кооперация». В 1923-1924 гг. выходит «Ежедневный бюллетень Барнаульской товарной биржи». В эти годы губотдел союза рабочих полиграфического производства издает ежедневную газету «Печатник Алтая». После 1925 г. сеть газет резко сокращается. Одна из причин этого - слабая полиграфическая база и неустойчивое финансирование. В 1928 г. в Барнауле печатался лишь «Красный Алтай», в Бийске - «Звезда Алтая» и «Алтайская деревня»,
в Камне - «Наша деревня», в Рубцовске - «Степной пахарь», Славгороде - «Степная правда» 1.
Характер рекламы в алтайской прессе начинает принимать облик призыва, лозунга и даже приказа2. Яркий пример такой рекламы -объявления в газете «Время» за 1919 г. (20 ноября 1919 года вышел первый номер литературной и общественной газеты «Время», редактор - прапорщик В. Л. Агентов, издатель - осведомительный отдел при управлении Барнаульским военным районом)3:
«Объявление. Комиссия по сбору теплой одежды предлагает лицам, не исполнившим приказа по сдаче одежды поспешить со сдачей. В противном случае в ближайшие дни будут полагаться взыскания согласно приказа Уполномоченного командующего Войсками О.В.О. Комиссия»4.
«Объявление. Деньги взамен теплой одежды согласно приказа № 73 принимаются комиссией в помещении материального склада Городской Управы, улица Льва Толстого, № 1. Здание старого острога»5.
Время было неспокойное. Барнаул занимали то красные, то белые, и эти события моментально отражались на страницах газет: «Сибиряки! Враг близко, и очень близко! Отступать некуда! Ждать, что кто-то другой придет и защитит, тоже не приходится... Мы ждем! Добровольцами принимаются все лица, не моложе 16 лет, не запятнавшие себя службой в совдепах и Красной армии. Запись производится ежедневно. В штабе отряда (казарма, против Гарнизонной Церкви, бывшая канцелярия 51 Сиб.Стр. полка с 9 до 2 дня). В Штабе самоохраны города с 5 до 7 ч. вечера. Эвакуированные офицеры и стрелки» 6.
Можно сказать, что производство, сбыт, а вместе с ними и рекламная деятельность находились в крайне плачевном состоянии. По свидетельствам историков, «алтайский предприниматель,
1 Мансурова В.Д. История алтайской журналистики. Энциклопедия Алтая.
2 См. также: Ковалева А.В., Кальнеус А.С., Логиновская А.В. Особенности рекламы в прессе на Алтае дореволюционного периода // PR и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2015.№ 13. С.149-167.
3 История Алтая.
4Время. 1919. № 12.
5Время. 1919. № 13.
6Время. 1919. №15.
загнанный в подполье проводимой государством жесткой политикой «военного коммунизма» чудом не расстрелянный и случайно не бежавший за границу, лишенный, как правило, всего своего дореволюционного состояния, в первые годы после революции влачил довольно жалкое существование. Торгуя исподтишка на местных «сухаревках», набивая мешки и толкаясь на вокзалах, он жил мечтой о конце «большевистского царства»7.
Вместе с тем повсюду полулегально, незаконно действовали рынки, барахолки, базары. Запрет на частную торговлю привел лишь к повышению цен, что сказывалось, прежде всего, на простом народе.
В 1921 году начался период новой экономической политики -государство легализует торговлю и предпринимательство. Быстро восстанавливаются сельские рынки, базары. Торговля в стихийной, неорганизованной форме «черного рынка» действовала и во время гражданской войны, и в период «военного коммунизма». Пристани, вокзалы, постоялые дворы, крестьянские дома - все служило местом торговли.
После перехода к НЭПу ярмарки возродились в качестве основной губернской формы торговли. Они продолжили традицию, которая существовала до революции. В торгово-промышленных календарях указывалось место и время проведения их в уездных и волостных центрах. В 20-е гг. XX века на Алтае действовало 14 крупнейших ярмарок в селах Тогул, Сорокино, Алтайское, Усть-Пристань, станция Алейская и др. Каждая ярмарка функционировала в течение недели. О времени проведения ярмарок сообщалось в прессе8:
7Демчик Е. В. Частный капитал на Алтае в 1920-е гг. //Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993.С. 129.
предпринимательство в Сибири: материалы науч. конф. (Барнаул, 7-9 сент. 1993 г.)/ АлтГУ, Инт гуманит. исслед.; [отв. ред. Л. М. Горюшкин].- Барнаул : Изд-во АлтГУ, 1994. С.2.
ОБЪЯВЛЕНИЕ
Барнаульский Биржевой Комитет уведомляет торгово-промышленные учреждения, организации Алтайской губернии, а также частных лиц, что с 4 до 11 ноября сего года имеют быть
Первые ЯРМАРКИ ГУБЕРНИИ Белоглазовская и Рубцовская
В 1922-25 гг. Алтай, как и страна в целом, переживал настоящую торговую лихорадку. О лавинообразном характере процесса возрождения торговли свидетельствует статистика открытия торговых заведений по времени их появления с 1921 по 1923 год. В первой половине 1921г. имелось 25 торговых заведений, из них 14 государственных, 9 кооперативных и 2 частных. В 1923 г. уже было 747 торговых заведений, из них 66 государственных, 41 кооперативных и 640 частных.9
В отличие от работников кооперации и госторговли, частные предприниматели открывали свои магазины не только в центральных районах городов и городских поселений, но и на окраинах, в небольших, отдаленных деревнях, ориентируясь на потребительский спрос. Исходя из интересов покупателей, частные торговцы подбирали соответствующий ассортимент товаров для своих магазинов, зачастую отпускали товары в кредит своим постоянным покупателям, что не допускалось в государственной и кооперативной торговле, да и вообще покупателями своими дорожили. Частные торговцы применяли самые разные приемы и средства для привлеченияпокупателей. Активно использовалась так называемая «приманка»: продавали, например, сахар дешевле, чем местная кооперация, чтобы, проиграв сознательно на одном товаре, привлечь к
9Дьяченко Ю.С. Развитие торговли на Алтае в 1920-е гг. Биржи и ярмарки // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993. С. 148.
себе покупателей и покрыть убытки при продаже других товаров. Вместе с тем реклама торговых заведений в алтайской прессе практически отсутствовала, что было, скорее всего, связано с политикой государства, а не с ценами на рекламу.
Цена на рекламу была доступна. Например, в газете «Красный Алтай» тариф объявлений был следующим: позади текста строка нонпареля10 - 50коп., об утере документа для рабочих и служащих -1 руб., а за последующие по 20 копеек (кстати, документов теряли много), для прочих групп - 2 руб. Иногородние объявления -85 коп.строка нонпареля. Объявления о предложении труда и разные мелкие объявления о продаже - 1 руб. Извещения и официальный отдел - 20 коп. строка нонпареля.
Объявлений публиковалось мало, денег, естественно, не хватало, и редакции газет и журналов торговали овсом и сапогами, чтобы на вырученные средства продолжить издательскую деятельность. А еще
торговали старыми газетами:_
Продается
Старая
Газетная
Бумага
В издательстве газеты «Красный Алтай» Короленко, №105, верх.11
На продаже отходов специализировались не только издательства. Встречались объявления такого рода (кстати, с картинками):
Утиль-сырье превратим отбросы в тракторы путем обмена утильсырья на облигации выигрышного
займа содействия
12
тракторизации.12
10 Нонпарель - мелкий типографский шрифт, размер которого равен 2, 25 мм.
"Красный Алтай. 1930. 1 апреля.
Были и такие варианты:
Товарищи крестьяне! Не оставляйте шкуры на тушах битых и палых
свиней, а снимайте их и сдавайте гос. и кооп. заготовителям в парном и мокросоленом виде.
«Союзкож». 13
Кроме продуктов животноводства в виде «сырья», Сибторг на протяжении нескольких недель предлагал к продаже племенных кроликов. Для стимулирования спроса использовался хорошо известный прием: «Ввиду ограниченного количества имеющихся на базе кроликов, колхозам предлагается получить таковых в ближайшие дни».
Рекламные объявления можно было найти в Бюллетене Барнаульской товарной биржи. Выходил он ежедневно. Обычно на первой странице приводились цены на продукты, а на второй -объявления и сообщения. Объявления печатались большим или мелким шрифтом, главные слова всегда выделялись жирными буквами, подчеркивались или отделялись от другого текста. В объявлениях использовались такие фразы, как: «Важно для...», «Цены вне конкуренции». Некоторые объявления были очень громоздки и трудны для восприятия. Вот один из ярких примеров14:
12Красный Алтай. 1930. 10 мая.
13Красный Алтай. 1930. 1 июня.
14Бюллетень Барнаульской Товарной Биржи. №»244.
Сибторг
Имеет в своем магазине
БОЛЬ Мануфакту
ШОЙ рных,
ВЫБ Кожевных,
ОР бакалейных и
парфюмерных товаров
спичек и проч.
Оптом по
Фабричным
Ценам
В розницу по дешевым ценам
В маг. АЛТВИНТРЕСТА (бывший Сбитневский
корпус, Базарная площадь) с 3го апреля с.г. поступили в продажу ВОДОЧНЫЕ НАЛИВКИ
яблочная, вишневая,
клубничная, рябиновая,
клюквенная
и большой выбор разного рода бакалейных и
гастрономических товаров, а также хлебный уксус лучшего качества.
Самым крупным событиям общегородского значения отдавалось намного больше места, примерно 2/3 страницы. Помимо объявлений, печатались статьи, рассказывающие об интенсивности торговли на ярмарках, о ценах на товары, о том, что именно продают.
В целом в газетах было очень мало частных объявлений, а существующие носили бытовой характер, например: «Нужна прислуга. Гоголевская №108, ход со двора. Приходить с 9 до 12ч. утра»15
Во всех платных изданиях велась широкая агитационная работа, мощно воздействующая на умы и души людей. Постоянно сообщалось о различных митингах и собраниях, манифестах. В журнале «Коммунар» №1, 1 января 1921г. был опубликован отчет Алтайского отдела Алтгубкома РКП, в котором говорилось об агитационной работе среди населения.
Важную роль в массовом просвещении играл общественный, художественно-литературный и научно-популярный журнал «Алтайская деревня», в конце которого приводился перечень выходящих книг, давалось их краткое резюме. Печатные объявления заключались в рамки (простые или декоративные), иногда с картинками.
15Красный Алтай. 1930. 21 марта.
Просвещением масс активно занималась, в частности газета «Красный Алтай», которая как бы между прочим пыталась увеличить число своих подписчиков:
«Через всеобщее народное обучение -
Развернутым фронтом шагаем в ворота культурной революции.
Ни одного неграмотного не должно быть в стране СССР.
А каждый грамотный должен быть в рядах подписчиков газеты «Красный Алтай».
Каждые два школьника должны завербовать не менее одного подписчика на газету «Красный Алтай»16.
Важно отметить, что размещаемая реклама не только эксплуатировала социальные призывы, но и иногда просто копировала
17
известные социальные плакаты:17
ТЫ ПОДПИСАЛСЯ
На газету «Красный Алтай»?
Нет. - почему?
Пока не поздно, исправь ошибку.
Исправить ошибку было вполне по карману. Подписная цена на 1 месяц составляла: для рабочих, крестьян и служащих - 75 копеек, для государственных учреждений - 1 рубль, для торговых и хозяйственных организаций - 1 руб. 30 коп. Розничный экземпляр стоил 5 коп. Для сравнения: пара простых сапог в кооперативном магазине в 1925 году стоила 1350 золотых копеек (это 13,5 рублей), а заработная плата, например, рабочих полиграфической промышленности была 45,75 золотых рублей.
В рамках повсеместного просвещения народа и продвижения образования в массы размещалась реклама кино. Причем, следует обратить внимание, что фильмы и спектакли рекламировались часто и весьма разнообразно. Например, на последней странице газеты
«Красный Алтай» можно было увидеть:
?
стыдно сказать
16Красный Алтай. 1930. 26 октября.
17Красный Алтай. 1930. 1 апреля.
и больше ничего, что могло бы объяснить эту фразу. Через несколько номеров выясняется, что так называется новый художественный фильм. Отметим, в общем-то уникальные для того времени, объявления «Совкино», повествующие о фильме «Привидение, которое не возвращается»:
26 апреля Грандиозный боевик по новелле
1930г. Анри Барбюса
Привидение, которое не возвращается.
Картина «Привидение, которое не возвращается», выпущенная в прокат Совкино, сначала в Германии фирмой «Прометиус», имела огромный успех за границей! Вся пресса отмечает большое мастерство режиссера Роом, великолепные фотографии оператора Д. Фельдмана и очень хорошую игру актеров Фердинандова, Жизневой и Штрауса.
(из сводки германской прессы 10/12-1929 )18
Примечательно, что рекламировались фильмы зарубежного производства:
• «грандиозный американский боевик производства Universal-film Хижина дяди Тома»;
• «художественный германский боевик OrligFilm по роману Стефана Цвейг ANGST (Страх);
• «художественная французская картина «Под песнь колес» (LeRou).
Иногда в конце скромно указывалось: сверх программы - журнал «Совкино». Указывалось и на огромный успех. Например:
«Огромный успех!
9 аншлагов 6000 зрителей за первые 3 дня постановки Свидетельствует, что -Хижина дяди Тома действительно лучшая заграничная картина сезона 1929-30 гг.
3 дня 7, 8 и 9 картина демонстрируется монопольно на экране 1 -го Совкино»19.
Объявления «Совкино» были чуть ли не единственными в газете «Красный Алтай», в которых использовались иллюстрации. Наиболее
18Красный Алтай. 1930. 26 апреля.
19Красный Алтай. 1930. 7 апреля.
часто иллюстрации использовались в афишах театров города. Нередко в газетных объявлениях были ссылки: «Подробности читаете в афишах».
Кроме прессы, просвещением и социально значимой деятельностью занимались активисты. Например, одной из наиболее ярких фигур кооперативного движения на Алтае был Аггей Ефимович Антонов. Еще в 1907 г. он организовал в селе Старая Барда маслодельную артель, затем - потребительское общество, в которое вошло 350 человек, и передал ему собственную лавку с товарами. В 1918 г. Антонов разослал по селам Алтая, охваченным гражданской войной, афишу-рекламу, в которой призывал «богатых и бедных соединиться и общими усилиями создавать свободную и интересную жизнь для всех без исключения... превращать деньги в промышленность, устраивая народные фабрики и заводы»20.
Социальные призывы с идеями построения социалистического общества - это была, пожалуй, самая развитая и действенная реклама того времени.
Kovaleva Alla V.
Altai State University
THE ADVERTISING IN ALTAI IN THE 1920-30
Abstract: describes the advertising in Altai in the 20-30 years of the twentieth century.
Keywords:press advertising, business advertising, political advertising, mass education, the newspaper "Red Altai".
20Анашкин А. П., Левашев Ю. С. Кооперация Алтая в 1920-е гг. // Предпринимательство на Алтае. Барнаул, 1993. С.186.