А.В. Ковалева
Алтайский государственный университет Alla_k65@mail. ru
М.П. Козионова
Алтайский государственный университет kozionovam@mail■ ru
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В АЛТАЙСКОЙ ПРЕССЕ 1911—1912 гг.
Аннотация: в статьерассматриваются основные характеристики социальной рекламы, публикуемой в прессе дореволюционного Алтая.
Ключевые слова: социальная реклама, субъект рекламы, объект рекламы, содержание социальной рекламы, газета «Жизнь Алтая».
В рамках социологического исследования, направленного на выявление характеристик социальной рекламы на Алтае на разных этапах исторического развития общества, нами осуществлен анализ социальной рекламы, размещенной в алтайской прессе 1911-1912 гг. Для исследования социальной рекламы в алтайской прессе был применен метод контент-анализа.
Согласно процедуре проведения контент-анализа, на начальном этапе исследования была определена совокупность изучаемых источников - это периодические издания, выходящие в Барнауле до 1917 года, перечень которых представлен в опубликованной ранее статье21. Поскольку до нашего времени сохранились и находятся в открытом доступе в Алтайской краевой универсальной научной библиотеке им. В.Я. Шишкова в электронном каталоге только журнал «Северное пчеловодство», журнал «Алтайский крестьянин», газета «Жизнь Алтая», газета «Ежедневные барнаульские телеграммы», то именно данные издания и послужили источниковой базой.
21 Ковалева А.В., Кальнеус А.С., Логиновская А.В. Особенности рекламы в прессе на Алтае дореволюционного периода // РЯ и реклама в изменяющемся мире: региональный аспект. 2015. № 13. С.149-150.
Далее были определены единицы анализа - рекламные послания,
" 22
содержащие признаки социальном рекламы22.
К категориям анализа отнесены: наименование СМИ, номер и дата выхода, тираж, форма рекламы, субъект рекламы, объект рекламирования, цель рекламирования, месторасположение рекламы на полосе.
В связи с большим объемом эмпирических данных мы ограничили проведенное исследование дореволюционной прессы Алтайского края временным периодом, охватывающим 1911 - 1912 годы. В дальнейшем планируется продолжить анализ материалов, относящихся к последующим временным периодам. В ходе контент-анализа указанных источников выяснилось, что реклама социального характера публиковалась только в газете «Жизнь Алтая». Количество номеров газеты, подлежащих контент-анализу, - 285.
Результаты проведенного анализа показали, что наиболее распространенной формой социальной рекламы в дореволюционной прессе является объявление.
Содержание социальной рекламы указанного периода определяется такими темами, как:
Помощь детям/нуждающимся:
• «Анонс. В пользу О-ва вспомоществования нуждающимся учащимся средне-учебных заведений г. Барнаула 27-го марта 1911 г. Имеет быть поставлена драма Г. Гауптмана «Одинокие»;23
• «Анонс. Театр «Триумф». В пользу Общества попечения о подкинутых детях. Даны будут сеансы 1 -ого
с "24
апреля с 5 час. вечера, по новой программе»24.
22 Ковалева, А.В. Основы социальной рекламы [Текст]: учебное пособие / А.В. Ковалева. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2013. - С.31-32.
23Газета «Жизнь Алтая». 1911. №71.
24Газета «Жизнь Алтая». 1911. .№71.
О X
о
X
чс
Театръ „ТР1УМФЪ"
В1. ппльау ОЛщлетва лопеченЫ о под-кннутыгь лктихт.
даны будутъ сеансы
1-го апр!пя сь 5 час вечера,
по новой программ^.
Ирп>гЛ1>ч I „ м Оним
Рис.1. Объявление в газете «Жизнь Алтая», 1911г., №71
• «Общественное собрание. Анонс. В воскресенье 17-го апреля артистом Н. А. Диким 50% сбора поступит в пользу бедных, выписавшихся из Барнаульской городской больницы. Поставлена будет новая пьеса Льва Иванова "Белошвейка"»25
• «В пользу о-ва попечения о подкинутых детях в г. Барнауле. Взамен пасхальных визитов продаются конверты для посылки поздравительных карточек в магазинах: бакалейном и обувном И. Ф. Смирнова, бакалейном В. Д. Сухова, А. Г. Морозов, «Товарищи», А. И. Полякова и С. Я. Яковлева, книжных магазинов В. К. Сохарева и Е. А. Бастрыгиной»26.
Благотворительность:
• «Попечительство Мариинского детского приюта приносит глубокую благодарность Городской Управе за бесплатную уступку помещения для лотереи-аллегри, а также лицам, сделавшим пожертвования вещами: Т. Д. А. Г. П Морозова с С-ми ( 50 р.), И. Ф. Смирнову (50 р.), А. И. Полякову и С. Я. Страховой, О. М. Ворсиной, М. П. Елизаровой, О. И. Курочкиной, В.А. Шпунтовичу за бесплатное напечатание книжек с предварительными билетами; пожертвовавшим выигранные вещи в пользу приюта, устроителям лотереи и принявшим на себя труд кассирования во время розыгрыша: М. С. Елизарову, С. В. Панфилову, И. М. Филимонцеву, Я. П. Шаболину, М. Д. Крутикову, В. Е. Завовской, А. М. Сердюковой, Т. Н. Климовой, Д. Н. Николаеву, Е. Г. и З. Г. Марковым М. И. и П.
25Газета «Жизнь Алтая». 1911. №76.
26Газета «Жизнь Алтая». 1911. №76.
И. Горетевенным, Н. М. Суслаеву за перепечатку вещей и всем
" 27
потрудившийся на пользу приюта»27 ;
• «Барнаульская Городская Управа доводит до ведения жителей г. Барнаула, что благодаря любезно выраженному согласию А. Г. Морозова и Доверенного Товарищества Второва, г. Панина, жители г. Барнаула на время весенней распутицы и во избежание недостатка воды в городском колодце, могут получать таковую бесплатно из колодцев: при доме А. Г. Морозова, на Большой Тобольской улице и при магазине Товарищества Второва, находящемся на базарной площади. Отпуск воды будет производиться ежедневно с 6 часов»28.
Поздравительная/праздники:
• «Объявление Алтайского Собрания. 10 апреля 1911 года в первых днях Пасхи Христовой начинается в 1 час дня Общее Поздравление»29;
Объявлете
МТПЙСКЯГО СОБРВН1Й.
10 АПРЬЛЯ 1911 года.
въ первый день ПАСХИ ШТШЙ
назначается вь 1 часъ дня
ОБЩЕЕ П03ДРАВЛЕ1НЕ
и общ«»* ОСИОЫК!*.
Плата Ск жужнннъ 1 р. 50 к.
Рис.2 Объявление в газете «Жизнь Алтая», 1911г., №76
• «Всех желающих принять участие в устройстве праздника «Белого Цветка» просят пожаловать в понедельник, 16-го мая, в помещение Народного Дома к 6 часам вечера»30.
Церковная:
27Газета «Жизнь Алтая». 1911. №88.
28Газета «Жизнь Алтая». 1911. №71.
29Газета «Жизнь Алтая». 1911. №76.
30 Газета «Жизнь Алтая». 1911. №105.
• «Совет Барнаульской общины христиан поморцев объявляет своим прихожанам, что 15 мая в 11 часов дня будет Поднятие крестов на вновь отстроенный храм».31
Борьба с болезнями (чахотка):
• «Праздник «Белого цветка». В пятницу, 20 мая 1911 года, будет устроен однодневный праздник «Белого цветка», заключающейся в повсеместной продаже белого цветка. Весь чистый сбор пойдет на борьбу с чахоткой. Продажа белого цветка будет проводиться во всех магазинах, во всех общественных местах по главным улицам и во всех учреждениях. У продающих будет особая кружка с надписью «на борьбу с чахоткой» куда и просят опускать пожертвования за цветы (кружки снабжены полицейскими печатями) Цена
32
цветов от 3 коп»32 .
Анализ социальной рекламы, размещенной в дореволюционной алтайской прессе, позволил обозначить субъекты рекламирования. Как правило, субъектом социальной рекламы выступали различные общественные организации: Общество вспоминающим нуждающимся учащимся средне-учебных заведений в г. Барнаула, Общество попечения о подкинутых детях, Попечительство Мариинского детского приюта, Алтайское собрание, Народный дом, Совет Барнаульской общины христиан поморцев. Цель социальной рекламы - призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества; передача сообщений, пропагандирующих какие-либо позитивные явления (рис.3, рис.4).
31Газета «Жизнь Алтая». 1911. №101.
32Газета «Жизнь Алтая». 1911. №106.
Попечительство Нцмсэп датского пр1юто
приносить глубокую благодарность Городском Упро! за Зеэпаатнуо уступку поикшент для потерей аллегри. а такие лицаиъ сд1л»вшимг пожертаоааи!« мииии. Т. Д А Г. Морозом СЪ С ии (50 р.). И. Ф Смирнову (50 р). А. И Полякову и С Я. Яковлеву. В Д. Сухову (32 р к). П. В. Голеву (и* 10 р.) Н. И Олениной (на 50 р). Пуш» «реву. Н. П Страховой О. М. Ворсиной. М II Елизаровой, О. И Курочкиной. В А Шпумтомпу за безллат иое напечатан* книжек* съ предварительный* билетами. п.. пожертвоваашинъ выигрнаиыя аещигытользу пр!юта. г .г. устроителями потерей и прмиявшииъ иж себя грудь кассирован^ во вреия ея розыгрыша М С. Елизарову С. В. Памфилову. И. М Фмлииоииеву. Я П, Шабояяиу. М Д Крутикову В Е. Эааовской. А. М. Сердюковсй Т Н Климовой. Д Н. Николаеву, Е Г и 3. Г. Мариовыкъ М II и П И Гаретввеяиггъ И М £у?лавъеву за (Пр* печатжу эешО * вскнъ потрудившимся на пользу пршга
Рис.3. Объявление в газете «Жизнь Алтая», 1911г., №88
ВсЬхъ желающихъ принять участие въ устройств^ праздника „БЬЛАГО ЦВЬТКА" просятъ пожаловать въ понедЪльникъ. 16-го мая, въ пом-Ьщеше Народнаго Дома къ 6 часамъ вечера.
Рис.4 Объявление в газете «Жизнь Алтая», 1911г., №105
В качестве субъектов социальной рекламы рассматриваются и органы государственной власти, цель социальной рекламы в данном случае - предложение способов решения общественных проблем (рис.5).
Барнаульская Городская
доводить до св^д1н1я жителей г. Барнаула, что. благодаря любезно выраженному согласую А. Г. Морозова и Доверен-наго Товарищества Второва. г. Панина, жители г. Барнаула на время весенней распутицы и во избЪжан1е недостатка воды въ городскомъ колодцЪ. мо-гугь получать таковую безплат-но изъ колодцевъ при домЪ, А Г Морозова, на Большой! Тобольскрй здииЪ (въ>здъ съ' Петрог»»ювсшой ^(Гви) и при' «гаэки!* Тоа^ришгства Второе». находящемся на базарной ПЛ01ЦМИ оттгуск* ¿оды буябгъ ' тпроиэ-водиться ежедневно съ 6 час.!
Рис.5 Объявление в газете «Жизнь Алтая», 1911г., №71
Большое значение для восприятия рекламы имеет ее размещение на полосе газеты или журнала. Анализ месторасположения социальной рекламы в прессе указанного периода показывает, что в основном она размещалась посередине полосы, в подвале или по краям полосы, что делает рекламу малозаметной (рис.6). Если реклама размещалась посередине полосы, то терялась в изобилии другой рекламы. Социальная реклама не выделялась рамкой, как коммерческая, поэтому единственное, что могло привлечь внимание к социальной рекламе в данном случае, - это сочетание разных шрифтов и их форм.
Следует отметить, что количество объявлений социальной направленности в сравнении с рекламой коммерческой значительно меньше: в целом в газете «Жизнь Алтая» (охватываемый период -1911-1912 год), было выявлено 1310 рекламных сообщений, из них 1146 имеют характер коммерческой, а 164 - социальной рекламы.
Рис.6 Реклама в «подвале» полосы
Kovaleva Alla V. Kozionova Maria P.
Altai State University
SOCIAL ADVERTISING IN ALTAI PRESS in 1911-1912 Abstract
The article the basic characteristics of social advertisements, published in the press before the revolution Altai.
Key words: social advertising, the subject of advertising, advertising object, the content of social advertising, the newspaper "Life of Altai".