Научная статья на тему 'Наружная реклама в дореволюционном Барнауле'

Наружная реклама в дореволюционном Барнауле Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / OUTDOOR ADVERTISING IN THE PRE-REVOLUTIONARY PERIOD / ВЫВЕСКА / SIGN / АФИША / POSTER / РЕКЛАМНЫЙ ПЛАКАТ / BILLBOARD

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Логиновская А.В.

Статья посвящена анализу особенностей развития наружной рекламы в дореволюционной период в г. Барнауле.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Outdoor Advertising in Prerevolutionary Barnaul

This article analyzes the characteristics of outdoor advertising in the pre-revolutionary period in Barnaul.

Текст научной работы на тему «Наружная реклама в дореволюционном Барнауле»

телеграммам» не удалось успешно решить финансовые проблемы. Газета прерывала свои издания на несколько месяцев, а затем после многократных обращений к подписчикам о своевременной оплате, вынуждена была прекратить свое существование.

Kovalyova Alla V. Kalneus Anna S. Loginovskaya Anastasia V.

Specific nature of the advertising in the Altai prerevolutionary press Abstract

The article characterized by particular advertisement in the Altai press before the revolution.

Key words: press advertising, the magazine "Northern bee" magazine "Altai peasant", the newspaper "The Life of Altai", the newspaper "Daily Barnaul telegrams."

А.В. Логиновская

Алтайский государственный университет log-a-v2014@yandex. ru

НАРУЖНАЯ РЕКЛАМА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОМ БАРНАУЛЕ

Научный руководитель - д. соц. наук, профессор А.В. Ковалева Аннотация

Статья посвящена анализу особенностей развития наружной рекламы в дореволюционной период в г. Барнауле.

Ключевые слова: наружная реклама в дореволюционный период, вывеска, афиша, рекламный плакат.

Постепенное развитие промышленности на Алтае в XIX-XX вв., путей сообщения между поселениями, торговли повлекло за собой и развитие рекламных средств. Местами размещения рекламы являлись ярмарки, базары, магазины, газеты.

Использование научных методов исследования, таких как традиционный анализ литературы, контент-анализ документов, позволило

охарактеризовать особенности развития наружной рекламы в дореволюционный период в г. Барнауле.

Традиционный анализ литературы и контент-анализ публикаций в региональных СМИ показал, что наиболее популярными носителями наружной рекламы г. Барнаула в дореволюционный период выступали вывеска, афиша, рекламный плакат177.

С точки зрения Федерального Закона РФ «О рекламе», вывеска -это элемент оформления фасада здания, который содержит информацию о юридическом наименовании фирмы или организации, о режиме его работы и роде деятельности178.

В исследуемый исторический период на улицах Барнаула росли роскошные магазины, торговые дома с отечественной и иностранной продукцией. Широкое распространение получали шрифтовые вывески с надписями не только на русском, но и на французском, немецком языках. Как правило, на вывесках изображались не только продукты труда (дамские платья, крендели, мундиры военных), но и сюжеты, призванные привлечь внимание публики: например, сцена чаепития или расплата покупателя и продавца. Исследовательница фольклора А. В. Повелихина пишет: «С изобразительной стороны вывески и афиши чрезвычайно близки лубку как по цвету и композиции, так и по способу подачи материала, по отношению к изображаемому, по ориентации на посетителя из народа с его фольклорным восприятием зрелищных форм ярмарки, гулянья. Цвет, рисунок, подпись - три основных компонента, с помощью которых зримая реклама выполняла на рыночной площади свою первостепенную обязанность - раскрыть содержание объекта и заинтересовать потребителя»179.

К концу XIX в. качество вывески возрастает, появляются нововведения: на ней пишется имя и фамилия владельца магазина, фабрики, завода ( например, «Морозов и К°», Шустов и К°», «Смирновъ» 180.

177 Со слов заведующей культурно-образовательным отделом Алтайского государственного краеведческого музея Степанищевой Надежды Павловны.

178 Федеральный закон «О рекламе» от 13_03_2006 N 38-Ф3 (ред_ от 28_09_2010).

179 Повелихина А.В., Ковтун Е.Ф. Русская живописная вывеска и художники авангарда. - Л., 1991.

180Торгово-офисный пассаж купца Смирнова. Капиталист. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kapitalist.tv/2014/01/17/torgovo-ofisnyj-passazh-kupca-smimova/ (Дата обращения: 08.05.2015г.)

Рис.1. Барнаул, конец XIX в. Магазин Шустова

Торгово-офисный пассаж купца Смирнова // Капиталист. [Электронный ресурс]. URL:http://kapitaHsttv/2014/01/17/torgovo-ofisnyj-passazh-kupca-smimova/ (дата обращения: 08.05.2015).

Культурная жизнь в Барнауле била ключом. Ежедневно возле театров и в газетах, например, таких как «Жизнь Алтая», размещались афиши и объявления о проходящих спектаклях, цирке, собраниях или о других важных событиях в жизни города.

Афиша - объявление на бумаге о каком-либо зрелище, представлении, сборище за деньги; иногда о продаже чего-либо182.

Контент-анализ показал, что обязательной информацией, содержащейся в афише, были: дата, время, место, название мероприятия, цена, указание на наличие буфета, программа мероприятия, а также его продолжительность.

Сназка о рыбакЪ и рыбкЪ

(пв А. С. П/1Шв»7).

lafwnKi« mipom

собиг.в)

ПотеЖурнолъ

Ночь ужасовъ

ЯхпгКлуИъ въ ФерратЪ

Пол1евктъ nipiuiv Npoinolv IJKCTl.

с тм. Картина а» «расаалъ*

Рис.З. Афиша 1911 г. Программа представлений

Похищенная Шушка

Только на т дня ¡въ повторен^.

Сргодм* мил роскошм жудоместмтия программ* «артшгъ. состоящая ю\ 4 rw бодьимхъ отд1ммш ■ 8 картмь. на 19 n 20 anpii* 1911 года.

Въ рушъ банднтовъ

'"¡Г^ЛГ" На дальнем^ сЪверЪ

Жизнь одного Пьера Пате журналъ ^гг^

Ненависть мельника

ЧУДНЫЕ ОЧНИ | -Я1^?^-.-МАСЛЯНИЧНЫЙ индюнъ

Во ■реня антрактов* играет* военный оркестр* noa* )гпраялеи1ем> капелшестера ГОЛЬБЕРТА

Kinn ешмъ въ будш* ди съ I чае. ич. а въ аоскре W П > W . »■ О в « вш

Р5ис.4. Афиша 1911 г. Электро--театр «Алтай»

Рекламный плакат - большой цветной рисунок с кратким текстом, вывешенный на улице или в общественном помещении с целью объявления о чем-нибудь183.

182 Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalya.ru/ (дата обращения: 08.05.2015).

183 Толковый словарь Даля. [Электронный ресурс]. URL: http://slovardalya.ru/ (дата обращения: 08.05.2015).

Русские дореволюционные плакаты торгово-промышленного направления отличались предметностью и натурализмом: считалось, что чем нагляднее рекламное изображение, тем сильнее оно может привлечь покупателей. Именно поэтому на плакатах можно было увидеть либо просто рекламируемый товар, либо человека с товаром. Разумеется, выбор пола и возраста рекламного персонажа зависел от товарной категории. Контент-анализ показал, что дети, как правило, появлялись в рекламе кондитерских изделий; женщины — в рекламе парфюмерии, и одежды; мужчины — в рекламе папирос, мундиров.

Например, широко известный на Алтае купец Морозов использовал рекламный плакат в целях продвижения и популяризации своего товара. Купец столкнулся с проблемой продажи соды. Местные жители неохотно покупали данный продукт и не знали, как применять его в своей повседневной жизни. Тогда Морозов решил разместить рекламные плакаты в общественных местах с подробным описанием применения соды в жизни. После чего продажи данного товара

184

возросли .

Рис. 5. Рекламный плакат компании «Зингер» (Надпись на плакате «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто»)

184 Со слов заведующей культурно-образовательным отделом Алтайского государственного краеведческого музея Степанищевой Надежды Павловны.

Наиболее активными рекламодателями в г. Барнауле в дореволюционный период являлись такие купцы, как А. Г. Морозов, Д. М. Сухов, И.Ф. Смирнов, торговый дом Шустова, товарищество Лукина и Елизарова.

Итак, наружная реклама в г. Барнауле дореволюционного периода, представленная вывесками, афишами и плакатами, становилась неотъемлемым элементом коммуникативной, социально-культурной среды.

Loginovskaya Anastasia V. Altai State University

Outdoor Advertising in Prerevolutionary Barnaul Abstract

This article analyzes the characteristics of outdoor advertising in the pre-revolutionary period in Barnaul.

Key words: outdoor advertising in the pre-revolutionary period, a sign, billboard, poster.

Э.В. Будаев

Российский государственный педагогический университет авйш@таИ. ги

КОГНИТИВНАЯ МЕТАФОРА В РЕКЛАМЕ: СОПОСТАВЛЕНИЕ, ЗАМЕЩЕНИЕ, БЛЕНДИНГ

Аннотация

В настоящей статье выделены три способа актуализации визуальной метафоры в рекламе. Первый способ (метафорическое сопоставление) характеризуется соположением концептов сферы-мишени и сферы-источника в рекламном тексте. При использовании второго способа (метафорическое замещение) создатель рекламы не визуализирует рекламируемый продукт, замещая его концептом сферы-источника. Третий тип - блендинг - основывается на «смешивании» концептуальных компонентов исходных пространств в рекламном тексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.