Научная статья на тему '«EIDOS РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ»'

«EIDOS РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ВЕРА / ВЕРОВАНИЕ / ОТКРОВЕНИЕ / ПРАВОСЛАВИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДУША

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович

В данной статье авторы ставят вопрос: что есть вера? И пытаясь ответить на него они обращаются в первую очередь к этимологии данного термина, а затем и к сути понятия, для чего обращаются к работам известных религиозных философов - И.А. Ильина, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, В.Н. Лосского, М. Бубера и других исследователей, которые, отвечая на данный вопрос, выделяли сущностные черты религиозной веры, среди которых выделяли - признание положения о том, что Бог существует, но выражается в стремлении общаться с Ним. Данное положение не имеет рационального, логического основания (умом не постигаемое), оно иррационально по определению; общение с Богом в обязательном порядке предусматривает молитву, как обращение к Богу. Религиозная вера имеет личностную эмоционально-чувственную окраску; это в обязательном порядке внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле. Вера есть, в конечном счете, встреча человеческой души с Богом, явление Бога человеческой душе; верить это значит следовать воле Бога. Религиозная вера имеет свои источники, среди которых следует особо выделить «созерцающую любовь» и «предметное горение сердца».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EIDOS OF A RELIGIOUS FAITH

In this article, the authors ask a question: what is faith? And trying to respond to it they appeal primarily to the etymology of the term, and then to the essence of the concept referring to the works of famous religious philosophers - I.A. Ilyin, S.L. Frank, S.N. Bulgakov, V.N. Lossky, M. Buber and other researchers who, answering this question, singled out the essential features of religious faith, among which they highlighted the recognition of the premise that God exists, but is expressed in the desire to communicate with Him. This premise has no rational, logical foundation, it is irrational by definition; communication with God necessarily involves prayer as an appeal to God. Religious faith is the inner conviction of a person in the existence of God, coupled with the highest degree of trust in Him as the Good and Wise God Almighty, with the desire and willingness to follow His good will. Faith is ultimately the meeting of the human soul with God, the manifestation of God to the human soul; to believe is to follow the will of God. Religious faith has its sources, among which one should especially highlight - «contemplative love» and «object-based burning of the heart».

Текст научной работы на тему ««EIDOS РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ»»

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «ЕЮОБ религиозной веры»

УДК 215

-х-—^с-®-3^——V-®-^—**■

EIDOS РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ

Сулейманов Тимур Фуатович,

руководитель отдела канонизации новомучеников Уфимской епархии Башкортостанской митрополии РПЦ МП, кандидат философских наук, доцент; Кашапов Урал Абубакирович, учитель географии МБОУлицей № 2, г. Дюртюли Республики Башкортостан, кандидат исторических наук

Аннотация: В данной статье авторы ставят вопрос: что есть вера? И пытаясь ответить на него они обращаются в первую очередь к этимологии данного термина, а затем и к сути понятия, для чего обращаются к работам известных религиозных философов - И.А. Ильина, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, В.Н. Лосского, М. Бубера и других исследователей, которые, отвечая на данный вопрос, выделяли сущностные черты религиозной веры, среди которых выделяли - признание положения о том, что Бог существует, но выражается в стремлении общаться с Ним. Данное положение не имеет рационального, логического основания (умом не постигаемое), оно иррационально по определению; общение с Богом в обязательном порядке предусматривает молитву, как обращение к Богу. Религиозная вера имеет личностную эмоционально-чувственную окраску; это в обязательном порядке внутренняя убеждённость человека в существовании Бога, сопряженная с высшей степенью доверия к Нему как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благой воле. Вера есть, в конечном счете, встреча человеческой души с Богом, явление Бога человеческой душе; верить это значит следовать воле Бога. Религиозная вера имеет свои источники, среди которых следует особо выделить «созерцающую любовь» и «предметное горение сердца».

Ключевые слова: религия, вера, верование, откровение, православие, человеческая душа.

EIDOS OF A RELIGIOUS FAITH

Suleymanov Timur Fuatovich,

head of the department of canonization of the new martyrs Ufa Diocese of the Bashkortostan Metropolia of the ROC, Moscow Patriarchate,

Candidate of Philosophy, Associate Professor Kashapov Ural Abubakirovich, geography teacher, Lyceum No. 2, The city of Dyurtyuli, Republic of Bashkortostan, Candidate of Historical Sciences

Abstract: In this article, the authors ask a question: what is faith? And trying to respond to it they appeal primarily to the etymology of the term, and then to the essence of the concept referring to the works of famous religious philosophers - I.A. Ilyin, S.L. Frank, S.N. Bulgakov, V.N. Lossky, M. Buber and other researchers who, answering this question, singled out the essential features of religious faith, among which they highlighted the recognition of the premise that God exists, but is expressed in the desire to communicate with Him. This premise has no rational, logical foundation, it is irrational by definition; communication with God necessarily involves prayer as an appeal to God. Religious faith is the inner conviction of a person in the existence of God, coupled with the highest degree of trust in Him as the Good and Wise God Almighty, with the desire and willingness to follow His good will. Faith is ultimately the meeting of the human soul with God, the manifestation of God to the human soul; to believe is to follow the will of God. Religious faith has its sources, among which one should especially highlight - «contemplative love» and «object-based burning of the heart». Keywords: religion, faith, belief, revelation, Orthodox Christianity, human soul.

№ 1 (10), 2021

«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом... А без веры угодить Богу невозможно; ибо приходящий к Богу должен веровать, что Он существует, а ищущим Его Бог воздает»

Послание к Евреям (11:6).

«Верить в Бога означает находиться в личностном отношении...»

М.Бубер.

«Сущность всякой веры заключается в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью».

Б.У. Рот.

lOTÜ

л! ктуальность данной темы детерминирована ролью и значением религии,

ТЁ которую она имеет в системе социальных отношений, и будучи элементом

_11_духовной жизни общества, она оказывает соответствующее воздействие на нормативно-ценностные ориентации не только отдельно взятой личности, больших социальных групп, но и общества в целом.

Обращаясь к данной теме, мы укажем на то, что данная тема поистине является неисчерпаемой и, понимая это, уделим внимание тем концепциям и точкам зрения, которые, на наш взгляд, наиболее точно и полно отражают ее суть.

Отметим, что понятие «вера» составляет центральный элемент религии, и это, по мнению С.Н. Булгакова, отразилось и на особенностях русского языка, называющего религию верой [4, с. 28].

Термин «вера» в богословии имел не менее двух значений: в Священном Писании имеет значение как рассудочное убеждение и как устойчивая духовно-эмоциональная настроенность, вплоть до любви к объекту веры (Евр. 11, 1, 6) [9].

Чтобы избежать неверного понимания значения данного термина и для большей конкретности изложения, следуя П. А. Флоренскому, рассмотрим, каковы основные направления в понимании веры, которые отражены в самой этимологии слова «вера» в различных языках [11, с. 69]. По его мнению, в русском языке «верить» означает доверять, т. е. содержит указание на эмоционально-нравственную связь того, кто верит, с тем, кому он верит. Несколько подобно этому звучит и немецкое glauben, что переводится как верить, равно как укорененные: erlauben -дозволять, loben - хвалить, geloben - дать обет, lieben - любить и английское believe - верить во что-то, чему-то веровать, происходящие от lib (ср. наш люб в слове любить) и в первоначальном своем смысле означали почитать, доверять и также одобрять.

Греческое nicxeueiv связанно по смыслу с леШесбоа - слушаться, дать себя уговорить, но также относится и к самому лицу: дарить доверием, доверять. При этом может быть указание на равнозначное: nicxi^, nicxo^ - вера, верный. Еврейское лкяч (ге'эмин), от глагола кщ' аман - подпирать, означает твердость лица или вещи, когда на них основываешься. Если русское верить и немецкое glauben показывают субъективность момента веры, именно «веренье» как нравственную деятельность соотношения с каким-то лицом, то еврейское лкяч (ге'эмин) отмечает природу этого лица как природу истины и указывает на веру как на «истинствование», как на пребывание в истине. Латинское fides, как и греческое nicxi^, подразумевает удо-стоивание доверием и самое доверие; а глагол credere происходит от санскритско-

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «ЕЮ05 религиозной веры»

го sraddha, т. е. свое сердце полагать на (Бога), так что имеет по латинскому обычаю значение сакральное [11, с. 69].

Определившись с этимологией термина «вера», перейдем непосредственно к понятию «вера», к его содержательной части и ее сущностным характеристикам, для чего обратимся к точкам зрения И.А. Ильина, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, В.Н. Лосско-го, М. Бубера и других религиозных мыслителей.

В справочной православно-христианской литературе указывается, что понятие «вера» имеет следующие значения:

1) союз по согласию и доброй воле между Богом и человеком;

2) христианская добродетель, изнутри исходящая убеждённость человека в существовании Бога, которая сопряжена с наивысшей степенью доверия к Господу как Благому и Мудрому Вседержителю, с желанием и готовностью следовать Его благостной воле;

3) согласие человеческого разума с фактическим событием существования Бога; знание о Боге и Его воле, не сопровождающееся впрочем желанием её исполнять (бесовская вера) (Иак.2:19);

4) религиозный культ, верование [1].

Известный религиозный философ И. А. Ильин обращается к сущности веры в своей фундаментальной работе «Основы христианской культуры». В главе седьмой, которая называется «Акт веры и его содержание», он указывает на то, что этот акт в первую очередь должен восприниматься как событие духовной жизни, характеризующее состояние субъективной душевной материи [7, с. 201], и состоит из таких психоэмоциональных функций как:

1) чувства;

2) воображения чувственного или бесчувственного, эмпирически-зависимого или творчески-образного;

3) мышления, образного или невообразимого, формального или неформального, дискурсивного или интуитивного;

4) воли, инстинктивной или духовной, пассивной (терпение) или активной (борьба), мыслящей или созерцающей, сердечно-совестной или черство-аморальной;

5) из различных чувствований (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и т.д.);

6) из инстинктивных влечений - то эротических, то нутритивных, то двигательных, но почти всегда удовольствований [7, с. 201-202].

Назвав психологические аспекты веры, И. А. Ильин дополняет свою характеристику следующим. Это есть то, что «взято» и «принято» верующей душой; то, что реф-лексируется религиозно-настроенным духом; что именно любится в чувстве к Богу. Это есть то, о чем человек просит Бога, за что и как благодарит Бога; это его покаяние и замаливание грехов; это то, что решила его воля, возводящая к жертве; это пропетое им славословие Богу; это украшенный душевно догмат [7, с. 202].

Он очень точно указывает, что понятию вера отводится два разных значения: одно связано с необходимостью верить, а другое - веровать. Верят все. Веруют не все, потому что под верованием предполагается в человеке способность примкнуть душой (сердцем, волею, делами) к тому, что поистине заслуживает веры, что придается человеку в духовной практике. Этим открывается путь к спасению [6, с. 135-136].

№ 1 (10), 2021

Ильин указывает, что человеку нельзя без веры жить, потому как вера - главное и ведущее притяжение человека, влияющее на его жизнь, его воззрения, его чаяния и поступки [6, с. 129].

Вера как неотъемлемое качество человека навсегда остается первородной силой жизни человека, полностью независимой от того, разумеют люди это или нет [6, с. 131].

В части взаимосвязи веры и верования И. А. Ильин пишет, что оба эти понятия одного значения, излагаемые глагольной формой верить. Они сливаются и растворяются в существительном вера. Вера выражает у них возможность духа человека зреть в чем-либо жизненно существенное и направляющее и прикреплять к нему своей доверенностью и преклонением [6, с. 136].

Далее он разъясняет, что верование в Бога - созерцание Его, молитвенная медитация о Нем, стремление осуществить Его волю и Его закон. От этого возрастает и усиливается божественный пламень в человеке. Этот огонь освящает душу и наполняет поступки [6, с. 137].

Согласно мысли И. А. Ильина, религиозная вера, как всякое социальное явление, имеет свои источники, и таковыми являются «созерцающая любовь» и «предметное горение сердца». Данное положение он выразил таким образом, что любовь к совершенному представляется как источник религиозной веры [6, с. 166].

Вера не дается доказательствами, т.е. в ней менее всего рационального, потому как источник веры не в рассуждении, а в конкретном огне сердца [6, с. 167].

Вера также не поддается давлению со стороны чьей-либо, потому что источник веры не в волевом утверждении («буду веровать»), а в силе созидающей любви [6, с.167].

Ильин убежден в том, что человек силен только в свободном волеизлиянии и полном прозрении - духовно прозревший сердцем, или иначе, узревший Бога в пламени свободной и искренней любви [6, с.167].

Названные И. А. Ильиным свойства и источники веры, вне всякого сомнения, в значительной степени отражают то, что составляет ее сущность.

Для более полной характеристики сущности религиозной веры мы обратимся в первую очередь к работе С. Л. Франка «С нами Бог. Три размышления», где часть первая посвящена тому, чтобы ответить на вопрос: что такое вера?

В своих размышлениях о вере как стержне религии С. Л. Франк исходил из того, что основание веры нам не дано, истинность не очевидна [12, с. 220]. Вера - это встреча человеческой души с Богом, явление Бога человеческой душе [12, с. 225].

Философ считает, что основой религиозной веры является откровение. Проявлениями его признаются не только носители откровения - слова основоположника религии, Святое Писание, догматы церкви, но и само откровение - обнаружение самого Бога, Его явление нашей душе, Его голос, Его воля, которую мы свободно внутренне воспринимаем. Мы следуем за ними потому, что осознаем - это есть Его воля. Вера есть, в конечном счете, движение человеческой души навстречу Богу[12, с. 225].

Дополняя свое видение религиозной веры, С. Л. Франк подчеркивает, что существо веры есть непосредственное сознание. Осознание того, что Правда в этом смысле совпадает с правдой-истиной. Истинность в том, что есть основательнейший первоисточник и универсальная творящая сила всего существующего. Вера - самоуглубленное до конечных пределов самосознание человека; она - взгляд на его

собственную, абсолютную онтологическую первооснову. Этот взгляд совпадает с осознанием, что человек не одиночка в своем существовании, не есть существо, неизвестно откуда возникшее и неизвестно как и зачем заброшенное в мир. Человек -есть сам отражение глубочайшего основания мироздания и потому в его глубинах имеет нечто родственное себе, на чем он может укрепиться [12, с. 301].

С. Н. Булгаков дает определение вере как пути знания, не требующего доказательств. Она вне логики достижения, вне закономерностей причинности и убедительности [4, с. 28]. Она свободна от ига рассудочности [4, с.28]. И далее, для более полной характеристики веры, он приводит слова апостола Павла, который сказал, что вера понимается как убежденность в невидимом мире как видимом, ожидаемом и полагаемом как свершившемся [4, с. 28]. Она есть ожидающих извещение, вещей доказательство невидимых (Евр. 11:1), но ожидание становится, в конечном счете, действительностью, не созерцаемое созерцаемым [4, с. 29].

Уникальность и универсальность веры в том, что она не обладает абстрактными свойствами. Ей свойственна конкретика. Это значит, что религиозная убежденность порождает догму определенного содержания; догма же есть содержание того, что опознается верою как потустороннее бытие [4, с. 50].

Он считает, что содержательной частью веры является откровение потустороннего мира, или переживание Бога. Из этого следует, что для нее атрибутивно качество объективности, постольку ему придается атрибутивность универсуума и все-охваченность человечности - кафоличности, которая есть лишь выражение объективности по другому [4, с. 52].

A.С. Хомяков при определении сущности веры связывает ее с откровением, составляющей, по его мнению, объективную грань веры. Исходя из этого, он определяет ее следующим образом. Вера - последствие откровения, опознаваемое как откровение; она - созерцание невидимого в видимом; вера не то, что верование или убеждение логическое, основанное на выводах, она - более всего этого. Она - не следствие познавательной способности, огражденной от других способностей. Она -акт всех сил разума, объятого живой истиной откровения. Вера не только мыслится или чувствуется, но и мыслится, и чувствуется; она не только познание, но познание и жизнь [13, с. 62-63].

B. Н. Лосский, обращаясь к тому, что составляет сущность веры, в работе «Вера и богословие» пишет, что это прежде всего восприятие личностной притомности Бога, открывающегося человеку [8].

Согласно его мысли, вера предшествует вступлению Бога на путь общения с человеком, она взывает и к нашему вступлению в общение с Всевышним. Тем самым искание Бога предполагает близкое пришествие Его. Бог первый возлюбил нас и явился к людям в лице Сына Своего. Это явление, это пришествие воспринимается верой [8].

Вера, указывает В. Н. Лосский, неразрывно связана с человеческим духом, она входит в состав всех предприятий человеческого духа [8].

Вера - предрасположенность к уверенности в присутствии Бога. Убежденность здесь изначальна. Вера придает осуществимость мыслить, она подает истинное разумение. Вера, т.е. наша приверженность к присутствию Бога придает нам знание. Вера не психологическая организация, не простая верность: она - онтологическая привязанность между человеком и Богом, привязанность, обусловленная объективно. Это

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «ЕЮО5 религиозной веры:

№ 1 (10), 2021

благодать, ведущая к восстановлению и оживлению глубинной натуры человека [8].

Отдельного внимания требует точка зрения М. Бубера, который посвятил раскрытию понятия «вера» отдельную работу «Два образа веры». Обращаясь к тому, что является ее сущностью, он вполне обоснованно указывает на то, что она имеет двойственный характер, а следовательно, вера имеет два образа (или типа) веры [3, с. 234].

Это обусловлено тем, что одна форма веры выражается в доверии кому бы то ни было, пусть даже без достаточного основания. Другая форма веры проявляется в том, что, тоже без изрядной доли доверенности, признается правдивость, чего бы то ни было [3, с. 234].

Согласно его мысли, вера возможна лишь потому, что в чувство веры включено все человеческое бытие [3, с. 234].

Рассматривая сущность религиозной веры, Бубер указывает, что она проявляется в сфере безусловного. Это означает, что отношение веры здесь уже не отношение к кому бы то ни было или чему бы то ни было обусловленному. Бубер различает безусловное для человека и отношение к тому, что по сути своей уже является безусловным [3, с. 235].

Вера есть акт признания истинного положения вещей [3, с. 235], которое предполагает дистанцию между человеком (субъектом признания) и объектом признания [3, с. 235].

Он подчеркивает то обстоятельство, что в религиозной сфере тоже проявляются эти два образа веры: 1) человек находится в отношении веры, 2) человек обращается к отношению веры [3, с. 235].

В основе веры лежит не просто согласие с истинным состоянием чего-то, а устроительство самого бытия. Предтеча этой веры - согласие с истинным положением неистинного и даже абсурдного [3, с. 236].

Исследуя сущность веры, М. Бубер обращается к тому, что стояло за данным понятием в Ветхом Завете и приходит к тому, что в нем «верить» означало следовать воле Бога во всем, в том числе и относительно осуществления Его воли во времени: верующий действует в темпе Бога [3, с. 243].

В части, касающейся осуществления акта веры, он пишет, что происходит это не одномоментно, не в одночасье, но во всецелой жизни всецелого человека, следовательно, в актуальной целокупности его отношения, - и не только к Богу, но и к отведенной ему области мира и к себе самому [3, с. 25]. И, соответственно, «человек исполняет дела Божии в той мере, в какой его вера становится действенной во всей его жизни [3, с. 255].

Преподобный Максим Исповедник определяет сущность веры следующими характерными чертами: 1) вера - недоказуемое знание (если же знание недоказуемо, вера превышает природу; 2) с помощью нее неведомым образом люди вступают в единение с Богом, превосходящее разумение; 3) когда ум входит в непосредственное единение с Богом, сила мышления совершенно бездействует [Цит. по: 4, с. 32].

Святитель Тихон Задонский в части того, что следует разуметь под верой, пишет, что это не видимое умом, равно как и не постигаемое, но веруем, так как оно есть. Это так же, как не видим Бога, но принимаем его как создателя мира, и при этом познаем то, что им создано, ибо веруем в то, что есть Бог и он един. Мы не постигаем

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «ЕЮ05 религиозной веры»

разумом Бога и то, что он выступает в трех ипостасях (выступает в трех Лицах), но веруем в его наставления [10].

Преосвященный Феофан Затворник указывал на то, что данное понятие не только составляет суть религии, но и спасения как неотъемлемой ее части. По его мнению, понятие вера имеет как узкое, так и широкое его толкование. Он считал, что вера в узком ее значении имеет смысл сердечной уверенности, а в более широком трактуется как устойчивая настроенность души, обнимающей все ее силы [Цит. по:2, с. 14 ].

А. Шмеман в своей работе «О вере. Об откровении», исследуя сущностные свойства веры, вполне закономерно указывает нам на то, что она имеет личностное начало, личностную эмоционально-чувственную окраску, ибо вера, по самой природе и сущности своей, есть нечто глубоко личное, и только в личности и в личном опыте она живет по-настоящему [14].

Сущность веры увязана в таинственной уверенности в том, что все то, что делал и говорил Христос, он делал для людей; в том, что Он не отделим от людей - ничем, кроме толики неверия, забвения Его и многочисленных измен Ему [14].

А. Шмеман дополняет сказанное утверждением, что в христианском мировоззрении вера есть плод и проявление не просто знания, не результат рассуждений и изучений, не интеллектуальное положение, не просто религиозное исступление. Вера - действительно ожидаемая встреча чего-то самого глубокого в человеке с тем, на что это предвкушение направлено. Об этой реализации поиска ожидаемого и уверенности в ее осуществлении лучше всего сказал блаженный Августин: «для Себя создал Ты нас, Господи, и не успокоится сердце наше в нас, пока не найдет Тебя» [14].

Вера, продолжает он, всегда есть возвратное восхождение не только души, а всего естества человека - внезапно что-то почувствовавшего, вдруг что-то увидевшего и отдавшегося этой поступи. В христианском понимании это можно высказать так: вера от Бога, от Его почина, от Его зова. Вера все время ответ Богу, выдача человеком себя Ему. Как примечательно сказал Блез Паскаль, Бог указывает нам: ты не искал бы меня, если бы уже не нашел. Отсюда, вера - ответ, встречный путь: в ней навсегда остается и поиск, и стражда, и цель [14].

Подводя итог, мы должны отметить, что в настоящей работе не представляется возможным более полно раскрыть сущность религиозной веры, что обусловлено форматом данной работы, но вышеприведенные точки зрения в значительной мере взаимодополняют друг друга и дают нам понять ее природу, атрибутивные черты.

Религиозная вера является неотделимой частью духовной жизни социума и отдельно взятого человека, одной из его фундаментальных потребностей, способом сопричастности с Богом, основой для его восприятия. Она, по сути, предопределяет внутренний мир человека, отношение человека к себе, другим людям, систему его духовно-нравственных ценностей и ориентаций.

Вера - это всегда выход за пределы общепринятых пространственно-временных рамок к трансцендентному и ведет к исканию Бога.

Вера - наиважнейшая составная часть целостности человеческого мировоззрения, миросозерцания и мироощущения, которая стоит рядом с такими понятиями как любовь и надежда.

Вера - неотъемлемая и, можно сказать, ни при каких условиях не могущая быть отчужденной частица души и сердца человека, которой не требуются ни эмпириче-

№ 1 (10), 2021

ские, ни теоретические доказательства, она не нуждается в научных фактах и гипотезах, объяснениях и оправдании - она просто есть и сосуществует с человеческой природой. Часто слово вера употребляется в значении религиозного верования и рядом, попутно, идет с ней рука об руку, ведя за собой человека и весь человеческий род. Теоретическое изучение ценностно-смысловых ориентаций личности в контексте религиозной веры, веры как реальности внутреннего мира еще ждут своего пытливого и вдумчивого исследователя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Закончим данную работу словами известного богослова епископа Александра (Милеант), который, на наш взгляд, говоря о значении веры для человека, предельно точно сказал, что она придает необходимое путеуказание всем душевным усилиям человека - разуму, чувствам и воле, а гармонизирует его внутренний мир. Так, разуму вера придает четкость и верное мироощущение, воле - основу и видение цели, чувства осветвляет, облагоденствует. Вера уводит человека от низменных наклонностей и путеводит его в сферу высочайших, святых треволнений [5].

Несмотря на совершающийся в переживаемый период в стране глубочайший социально-экономический и политический перелом, в индивидуальном и массовом сознании сохранилось созвучие нынешним духовно-нравственным исканиям и треволнениям, неистребимая и неизбывная необходимость в вере. Неудивительно, что не только среди верующих (мы говорим о религиозной вере в строгом, церковном смысле слова), но среди внушительной части неверующих укрепилось мнение, что вера в Бога сможет стать верной основой возрождения России и самобытности отечественной культуры. Это вызвало широкий поток публикаций на религиозные темы, как незаслуженно позабытых во времена советской власти, так и написанных позже. Чрезвычайно сложно переоценить значимость этих изданий, открывших глаза миллионам читателей на великие сокровища мировой и российской культуры.

Проанализировав некоторые воззрения на религиозную веру, мы предприняли попытку показать, что религия является не досадным пережитком, несовместимым с научным знанием, а исторически сложившимся закономерным мироощущением, по-прежнему находящим глубокий отзыв в душах и сердцах наших современников.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Азбука веры. Вера [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/vera

2. Аскетизм по православно-христианскому учению. Том первый: Основополо-жительный. Этико-богословское исследование Сергея Зарина. Книга первая: критический обзор важнейшей литературы вопроса. С.-Петербург. Типо-Литография С.-Петербургской тюрьмы. -1907. - 388с.

3. Бубер Мартин. Два образа веры: Пер. с нем./Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, С.В. Лезова. М., Республика. -1995. - 464 с.

4. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. М., Республика. -1994. - 415 с.

5. Епископ Александр (Милеант). Вера - ключ к сокровищнице Божией [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mileant/vera-klyuch-k-sokrovishnitse-bozhiej/ (дата обращения: 10.01.2021).

БИБЛЕИСТИКА, БОГОСЛОВИЕ, РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Сулейманов Тимур Фуатович, Кашапов Урал Абубакирович «ЕЮО5 религиозной веры»

6. Ильин И.А. Путь духовного обновления/Почему мы верим в Россию: Сочине-ния.//И.А. Ильин. М., Эксмо. - 2006. - С.124 - 374 с.

7. Ильин И.А. Основы христианской культуры/Иван Ильин. М., Эксмо. - 2011. -704 с.

8. Лосский В.Н. Вера и богословие [Электронный ресурс]. Код доступа:azbyka. ru/otechnik/Vladimir_LosskijУvera-i-bogoslovie/ (дата обращения: 10.01.2021).

9. Михаил (Мудьюгин), архиеп. Основы православного учения о личном спасении по Священному Писанию и святоотеческим высказываниям. Основы православной субъективной сотериологии. Тезисы одноименной диссертации, представленной на соискание ученой степени магистра богословия [Электронный ресурс]. Код досту-па:azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugin/osnovy-pravoslavnogo-uchenija-o-lichnom-spasenii-po-svjashhennomu-pisaniju-i-svjatootecheskim-vyskazyvanijam/#note1(дата обращения: 10.01.2021).

10. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении [Электронный ресурс]. Код доступа: azbyka.ru/otechnik/books/download/11484-Святитель-Тихон-Задон-ский-и-его-учение-о-спасении.pdf (дата обращения: 10.0.2021).

11. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. Т. 1(1). М., Издательство Правда. -1990. - 496 с.

12. Франк С.Л. С нами Бог. Три размышления/Духовные основы общества. М., Республика. - 1992. - С. 218 - 404 с.

13. Хомяков А.С. Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях по поводу брошюры г-на Лоранси/Полное собрание сочинений Алексея Степановича Хомякова. Т. 2. Издание третье. Москва. В Университетской типографии (М. Катлов) на Страстном бульваре -1886. - С. 27. - 92 с.

14. Шмеман А., протопресвитер. О вере. Об откровении [Электронный ресурс]. Код доступа:/azbyka.ru/o-vere-ob-otkrovenii (дата обращения: 10.01.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.