Научная статья на тему 'ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России'

ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
261
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГЭ / психологическая готовность / структурные компоненты / тревожность / оптимизация уровня готовности

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гришина Светлана Александровна

В статье анализируется ЕГЭ как форма аттестации для выпускников российских школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России»

В последнее время модернизация процесса обучения заставляет каждого педагога искать такие педагогические технологии, которые смогли бы заинтересовать обучающихся, мотивировать их на изучение предмета. Как показали исследования ученых, человек запоминает 10 % из того что читает, 20 % из того что слышит, 30 % из того что видит, 50-70 % при участии в дискуссиях, 80 % при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решений, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90 % [2].

Применение инновационных технологий на занятиях по иностранному языку «способствует повышению эффективности процесса обучения, его индивидуализации, активному педагогическому взаимодействию преподавателя и студентов» [3]. Поэтому преподавателям необходимо постоянно повышать свою квалификацию, обмениваться опытом с коллегами и внедрять новые технологии в учебный процесс.

Литература

1. Игнатьева З. И. Инновационные технологии на уроках русского языка и литературы. [Электронный ресурс] URL http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/12/05/innovatsionnye-tekhnologii-na-urokakh-russkogo-yazyka-i (Дата обращения 27.12.2015 г.).

2. Уджуху М. X Современные образовательные технологии, отвечающие требованиям ФГОС. [Электронный ресурс] URL http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/ 2016/01/12/sovremennye-obrazovatelnye (Дата обращения 22.12.2015 г.).

3. Алиева А. Э. Особенности использования информационных технологий на уроках чтения и письма. // International scientific review. June 2015. No. 3 (4). P. 59-61.

ЕГЭ как система аттестации выпускников школ России

Гришина С. А.

Гришина Светлана Александровна / Grishina Svetlana Aleksandrovna - учитель математики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя школа № 2, г. Суздаль, Владимирская область

Аннотация: в статье анализируется ЕГЭ как форма аттестации для выпускников российских школ.

Ключевые слова: ЕГЭ, психологическая готовность, структурные компоненты, тревожность, оптимизация уровня готовности.

Российская школа в последние годы переживает процесс серьезных системных преобразований, определенных «Концепцией модернизма образования», разработанной правительством страны [2]. Одним из элементов этих преобразований является система аттестации выпускников школ России в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ).

ЕГЭ призван обеспечить создание независимой, объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений; повысить доступность профессионального образования, в первую очередь для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания [4].

67

С 2009 года ЕГЭ является единой формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Опыт этих лет объективировал наличие положительных сторон: он более объективный, сдается с опорой лишь на собственные знания, вероятность воспользоваться шпаргалками - минимальна. При этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы [1]. Но есть и недостатки: возможны различные сбои в информационных системах, уровень знаний учеников не всегда достаточен для сдачи экзамена, вероятна утечка информации, данный экзамен не выявляет реальных знаний учеников. Кроме всего этого, такая форма экзамена требует дополнительной психологической подготовленности.

На сегодняшний день все более актуальным становится вопрос о недостаточной готовности учеников 11-х классов средних общеобразовательных учреждений к написанию Единого Государственного Экзамена, а также слабой теоретической разработанности данной проблемы и методических рекомендаций по оптимизации результатов данного контроля знаний для выпускников общеобразовательных школ.

Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Такая форма экзамена требует хороших знаний по предметам, предварительной психологической подготовки всех участников образовательного процесса (учителей, родителей, учащихся).

Под психологической готовностью понимают сформированность психических процессов и функций, личностных характеристик и поведенческих навыков, обеспечивающих успешность выпускника при сдаче ЕГЭ [6].

Выделены следующие структурные компоненты данной готовности:

Познавательная готовность, которая включает в себя:

• Мобильность, переключаемость.

• Организация деятельности.

• Устойчивая работоспособность.

• Концентрация внимания, произвольность.

• Чёткость и структурированность мышления, комбинаторность.

• Сформированность внутреннего плана действий.

Личностный компонент, включающий:

• Наличие собственного адекватного мнения о ЕГЭ, отсутствие нереалистической «мифологии».

• Самооценка — умение адекватно оценить свои знания, умения, способности.

• Самостоятельность мышления и действия, способность к самоопределению.

Процессуальный компонент:

• Знакомство с процедурой экзамена.

• Навык работы с тестовыми материалами.

• Умение устанавливать контакты в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми (коммуникативная готовность).

• Владение способами управления своим состоянием.

Уровень психологической подготовленности выпускников к итоговой аттестации во многом зависит от согласованности взаимодействия самого выпускника, педагогов, родителей и активного и компетентного педагога-психолога образовательного учреждения [6].

Требуется особенная система подготовки учащихся по предметам, способствующая как формированию высоких знаний по предметам, так и успешной сдаче единого государственного экзамена.

Очевидным стало то, что те учащиеся, которые недостаточно владеют навыками самоконтроля, чаще испытывают более высокий уровень тревоги к процедуре ЕГЭ.

68

Готовность выпускника к ЕГЭ является не только результатом работы психолога, но и в некотором смысле продуктом образовательной средней школы. Необходимо разрабатывать и внедрять программы по психологическому сопровождению школьников к ЕГЭ, которые решали бы следующие задачи:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие четкости и структурированности мышления.

4. Повышение сопротивляемости стрессу.

5. Развитие эмоционально-волевой сферы.

6. Развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.

7. Развитие навыков конструктивного взаимодействия.

Это позволяет надеяться на оптимизацию уровня психологической готовности учащихся 9-х и 11-х классов к итоговой аттестации.

Литература

1. Александров В. Н. и др. Единый государственный экзамен. Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста / В. Н. Александров. -Челябинск: Взгляд, 2005 г.

2. Болотов В. А. (редактор) Единый государственный экзамен. Сборник статей. - М.: Логос, 2002 г.

3. Нейман Ю. М. Шкалирование результатов единого госэкзамена. - М: ЦТМО, 2002 г.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.

5. Чибисова М. Ю. Единый государственный экзамен: психологическая подготовка (Психолог в школе) / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009 г.

6. Якунин В. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - СПб: Изд-во Михайлова В. А., 2000 г.

Сущность и содержание профессионализма специалиста и его профессиональной культуры Чернышева И. А.

Чернышева Инна Александровна / Chernysheva Inna Alexandrovna - педагог-психолог, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей Дворец детского творчества (МАУДОДДДТ) «Маленький принц», г. Хабаровск

Аннотация: в статье рассматриваются аспекты формирования профессиональной культуры в настоящее время. Чтобы обеспечить высокий уровень профессионализма, необходима культурная основа профессиональной деятельности. Ключевые слова: профессиональная культура, образование, педагогическая

деятельность.

Сегодня, когда образование воспринимается большинством людей как один из высших приоритетов жизни, резко возрастает значимость педагогической деятельности, и растет потребность в людях, которые сознательно избирают педагогическое поприще. Но выбрать профессию и получить образование - этого еще недостаточно, чтобы действительно стать настоящим мастером своего дела. Образование и культура - две стороны генетически единого процесса антропо- и социогенеза. Их более или менее гармоничное взаимодействие обеспечивает производство, тиражирование, передачу, усвоение и потребление знаний и ценностей.

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.