№ 3 (31) 2013 г. Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Таукибаева Шынар Жылкибаевна,
ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, кандидат исторических наук
эффективный механизм совершенствования действующего законодательства
в течение последних десятилетий, изменения организации политической системы общества повлекло изменение законодательства в целом. в корне изменились принципы развития законодательства, появилась национальная модель, вобравшая в себя все передовое и эффективное. Международные правовые стандарты стали оказывать решающее значение при разработке национального законодательства. С каждым новым этапом развития общества вырастает необходимость в урегулированности новых связей и взаимодействий. так, за двадцать лет независимости Казахстана сформирована национальная система законодательства, которая насчитывает около 294 законодательных акта.
Дальнейшее развитие общества привело к необходимости правового регулирования новых отношений, систематизации существующих. И соответственно, изменения в законодательстве повлекли реорганизацию самой системы власти, но при этом не были созданы новые механизмы по исследованию нормативных правовых актов на предмет определения их качества и эффективности. в результате, следует отметить наличие низкого качества нормативных правовых актов, изобилие дублирующих структур в органах государственной власти, неопределенность их полномочий и многое другое, свидетельствующее о несовершенстве правовых связей [1].
Мониторинг законодательства и право-применениянасегодняшний день, признанодним из эффективных механизмов исследования норм права на предмет их качества и эффективности.
в научной среде не утихают споры, предлагаются разные варианты определения самого понятия «правовой мониторинг», между тем, остается неоспоримым фактом результативность внедрения данного механизма.
Безусловно, правовой мониторинг должен представлять собой стройную систему, куда входит мониторинг законодательства
и правоприменения. Более того, как верно и точно отметил профессор Ж.Д. Бусурманов «мониторинг должен быть признан первой стадией правотворческого процесса». Поскольку, именно благодаря его результатам государство, общество в целом убеждаются в необходимости совершенствования, изменения, дополнения или отмены тех или иных правовых норм, которые, в свою очередь, осуществить только посредством запуска, приведения в движение всего правотворческого процесса, подкрепленного людскими, научными, материальными, административными и иными ресурсами [2, а 50].
Итак, правовой мониторинг следует рассматривать, как стройную систему законодательства и правоприменения. Использование результатов лишь мониторинга законодательства не воссоздаст подлинную картину действия нормативного правового акта. Отдельно взятая информация правоприменительной практики также не покажет реальную ситуацию. И только в совокупности их результаты обеспечат дальнейшее совершенствование действующего законодательства.
Комплексное проведение правового мониторинга действующего законодательства, его сравнительный анализ позволит объективно оценить ситуацию и вынести рекомендации, содержащие суждения об эффективности и целесообразности принятия того или иного нормативного акта и предложения по повышению качества его применения.
Разумеется, что мониторингу не свойственны властвование и подчинение, между тем, в процессе управления (правотворчества, осуществления контроля за соблюдением законов) данные мониторинга позволяют принимать более эффективные управленческие решения. таким образом, мониторинг оказывает информационное воздействие. При этом основными составляющими мониторинга
Правовой мониторинг и антикоррупционная экспертиза действующих НПА
являются сбор информации об объекте, наблюдение за объектом в динамике, анализ и оценка информации и наблюдений.
Высоко оценивая роль правового мониторинга в законотворческом процессе, следует отметить, что в настоящее время проведения правового мониторинга закреплена в деятельности государственных органов. Так, согласно Закону РК «О нормативных правовых актах» [3], правовой мониторинг нормативных правовых актов это «деятельность государственных органов, осуществляемая на постоянной основе, по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения. Государственные органы проводят правовой мониторинг для выявления противоречащих законодательству устаревших, коррупциогенных норм права и оценки эффективности их реализации».
Для обеспечения единого подхода в проведении правового мониторинга государственными органами, утверждены Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов [4].
В целях реализации и практического применения вышеуказанных Правил разработаны Методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов [5].
Между тем, на практике деятельность государственных органов по осуществлению правового мониторинга остается не совсем плодотворной. Итоги правового мониторинга,
представленные государственными органами за 2012 год, не отражают информацию о состоянии закона в полном объеме. Ведь суть мониторинга закона заключается в системном и постоянном сборе и анализе информации о состоянии наблюдаемого закона с целью использования мер государственного реагирования и принуждения для предотвращения и устранения нежелательных последствий его применения. Тогда как, аналитические справки государственных органов не содержат соответствующую информацию.
Вышеуказанная проблема свидетельствует об отсутствии глубоко продуманной, теоретико-методологически обоснованной системе организации правового мониторинга.
В настоящий момент есть специалисты, посвятившие ни один год исследовательской работы по рассматриваемой теме. К их числу следует отнести доктора педагогических наук, кандидата технических наук, профессора Галиева Т.Т.
Темир Тлекович предлагает своеобразную модель осуществления правового мониторинга, основанную на технологическом подходе, позволяющий четко описать мониторинг не только как целостное явление, но и как процесс, каждый компонент которого имеет свою программу действий [6, с. 59].
Полагаем, что система проведения правового мониторинга в целом, должна в первую очередь ориентироваться на использование модели, принятой и реализованной с учетом особенности разработки национального законодательства.
Список литературы
1. См. http://to32.minjust.ru/node/2634
2. Бусурманов Ж.Д. Место и роль мониторинга в правотворческой деятельности государства // Правовой мониторинг в РК: теория, проблемы, перспективы / Мат-лы международной научно-практической конференции (29 ноября 2012 г.), Астана, 2013г., 324 с.
3. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 года № 213 «О нормативных правовых актах» // БД «Закон», Версия 6.
4. См. Постановление Правительства Республики Казахстан от 25 августа 2011 года №964 «Об утверждении Правил проведения правового мониторинга нормативных правовых актов» // БД «Закон», Версия 6.
5. Методические рекомендации по проведению правового мониторинга нормативных правовых актов. Астана, 2013 г. (утверждены Приказом и.о. Министра юстиции Республики Казахстан от 28 октября 2011 года № 350).
6. Галиев Т., Тлеухан Н. Правовой мониторинг: теоретико-методологические аспекты реализации системного подхода // Правовой мониторинг как средство повышения качества нормотворческой деятельности. Сб. мат. Международной научно-практической конференции 30 октября 2007 г. - Астана: ТОО «Институт законодательства РК», 2007. - 360 с.
№ 3 (31) 2013 г Вестник Института законодательства Республики Казахстан
Мацала авторы цуцыцтыц мониторинг сапасын уйымдастыру, цамтамасыз ету туралы мэселем квтеред1. КуцыцтыцмониторингЖYргiзу саласында отандыцмамандарды цэз1рлемелерте назар аударуды усынады.
Tyüw свздер: цуцыцтыц мониторинг, мемлекеттт орган, тиiмдi тетж
Автором статьи поднимается вопрос об организации, обеспечении качества правового мониторинга. Предлагается обратить внимание на разработки отечественных специалистов в области проведения правового мониторинга.
Ключевые слова: правовой мониторинг, государственный орган, эффективный механизм.
In article the author raises the question about the organization and the ensuring the quality of legal monitoring. Attention is drawn to the development of national experts in the legal monitoring field.
Keywords: of legal monitoring, state authority, effective mechanism.
Шынар Жылк;ыбайк;ызы Таукебаева,
КР Зац шыгару институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгы талдау жэне к^ы^тыщ мониторинг секгорыньщ жетекшi гылыми ^ызметкер^ т.г.к.
^олданыстаFы заннаманы жeтшдiрудiн тиiмдi TeTiri
таукибаева шынар Жылкибаевна,
ведущий научный сотрудник сектора анализа и правового мониторинга Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.и.н.
Эффективный механизм совершенствования действующего законодательства
Taukibayeva Shynar Zhylkibayevna,
Senior Research Fellow, Center of the Institute of legal monitoring legislation of the Republic of Kazakhstan, c.h.s.
An effective mechanism for improving the current legislation