Таукибаева Шынар Жылкыбаевна,
ведущий научный сотрудник сектора мониторинга законодательства Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.и.н., PhD
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Система правового мониторинга направлена на создание комплексного механизма оценки действующего законодательства, ее соответствие задачам общества и государства в целом, поддержание его в рабочем состоянии. Иными словами, речь идет о действенном механизме законотворческого процесса, отражающего общественные потребности.
Создание такого механизма позволит снизить степень разбалансированности в процессе принятия и реализации политико-правовых решений, обеспечит эффективное планирование законотворческой работы.
В соответствии со ст. 43 ЗРК «О нормативных правовых актах» проведение правового мониторинга рассматривается также и как мера обеспечения законности нормативных правовых актов. Последнее также подчеркивает значимость правового мониторинга в нормотворческом процессе.
Действующие Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов (Постановление Правительства РК от 25 августа 2011 года № 964) (далее - Правила) в пункте 4 закрепляют, что правовой мониторинг нормативных правовых актов проводится на постоянной основе по сбору, оценке, анализу информации о состоянии законодательства Республики Казахстан, а также по прогнозу динамики его развития и практики применения в целях выявления противоречащих законодательству Республики Казахстан устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности их реализации. При этом указанное рассматривается как деятельность государственных органов, что ограничивает круг субъектов мониторинга.
Кроме того, согласно действующему законодательству, сбор, оценка, анализ информации о состоянии законодательства,
прогноз динамики его развития и практики применения проводится лишь для выявления противоречащих законодательству устаревших и коррупциогенных норм права, оценки эффективности реализации этих норм, что также сужает возможности правового мониторинга.
Недостаточная результативность итогов правового мониторинга объясняется узкой целью использования его результатов. Так, итоговая информация формируется в основном по количественному способу и содержит общее количество НПА, наличие аналитических справок, указание на предоставление или несвоевременное их предоставление. Результаты правового мониторинга и рекомендации по совершенствованию конкретного НПА не отражают общего состояния национального законодательства.
Между тем, правовой мониторинг следует рассматривать как инструмент оценки эффективности проводимых преобразований в системе конституционных ценностей и как механизм, способствующий своевременному реагированию на несовершенство современного правового регулирования и проблемы правоприменительной практики. Однако существующий механизм проведения правового мониторинга фактически даже не отражает реального состояния законодательства. Тогда как обеспечение стратегически выверенных направлений правотворческой деятельности невозможно без осуществления комплексного анализа всех сфер общественных отношений, действующего законодательства в целом, а также правоприменительной практики.
В совокупности, правовой мониторинг призван способствовать:
• систематизации действующего законодательства;
• созданию постоянно действующей сис-
Правовой мониторинг
темы обратной связи между законодателем и правоприменителем;
• совершенствованию законодательства.
И как следствие, правильно организованная система правового мониторинга обеспечит эффективность национального законодательства.
В Концепции правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года (Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009г. № 858) (далее - Концепция) определены основные направления развития правовой системы страны. В частности, в ней говорится, что для дальнейшего повышения конкурентоспособности отечественной правовой системы следует продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия. При этом, особое внимание следует уделять прогнозно-аналитическому обеспечению правотворческой деятельности, которая будет основываться на постоянном мониторинге тенденций развития отраслей права и правовых систем, анализе практики применения нормативных правовых актов. Это позволит создать современную по содержанию и методам регулирования систему, наглядно отражающую все этапы нормотворческой и правоприменительной деятельности по каждому акту, - его разработку, принятие, применение, внесение изменений и дополнений, признание утратившим силу либо разработку нового акта.
На сегодняшний день именно правовой мониторинг, в соответствии с Концепцией, является механизмом, с помощью которой оптимизируется и становится системной нормотворческая деятельность государственных органов.
Изучение зарубежного опыта в сфере проведения правового мониторинга позволяет выделить следующие способы:
• централизованный;
• децентрализованный;
• смешанный.
В РК выстраивается смешанный способ организации правового мониторинга. Проведением правового мониторинга занимаются государственные органы на постоянной основе. При этом действующим законодательством
также предусмотрен общественный мониторинг нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов частного предпринимательства, осуществляемый Национальной палатой предпринимателей.
В проекте ЗРК «О правовых актах» предполагается привлечение общественных и научных организаций, граждан. Это также позволит не просто расширить круг субъектов правового мониторинга, но и придаст прогнозно-аналитическую значимость его результатам.
В международной практике термин «правовой мониторинг» практически не используется. И речь идет, прежде всего, о проблемах изучения (оценке, контроле) эффективности национального законодательства. При этом изучение, контроль и оценка эффективности законодательства осуществляется государственными органами.
Деятельность по изучению эффективности национального законодательства преимущественно сводится к выявлению юридических норм, нуждающихся в коррекции, или законодательных пробелов, требующих внесения поправок в действующие законы либо принятия новых нормативных актов.
Целевые научные исследования в конкретных сферах общественной жизни проводятся специализированными исследовательскими центрами по запросам различных органов и организаций.
Классическим способом оценки действия правовых норм является формирование правительственной комиссии в целях изучения потребности дальнейшего реформирования принятого законодательства (Швеция). Кроме того, правительства некоторых стран вправе поручить работу по оценке эффективности действия законов юридическим факультетам или даже конкретным профессорам права. Оценку эффективности действующего законодательства может взять на себя Сенат (Бельгия), осуществляющий экспертизу разрабатываемых нормативных актов и уже действующего законодательства в тесном сотрудничестве с Палатой представителей, Правительством, Кассационным и Арбитражным судами Бельгии, а также с Европейским судом по правам человека.
Вместе с тем, большой интерес представляет анализ регулирующего воздействия (далее -АРВ), фактически направленный на определение эффективности правового регулирования общественных отношений, что сближает его с деятельностью по осуществлению правового мониторинга.
В этой связи необходимо и дальше совершенствовать и повышать эффективность проводимой государственной политики в сфере правового мониторинга.
Список литературы
1. О нормативных правовых актах. Закон Республики Казахстан от 24 марта 1998 г. № 213 // БД «Закон».
2. Правила проведения правового мониторинга нормативных правовых актов. Постановление Правительства РК от 25 августа 2011 года № 964)// БД «Закон».
3. Концепция правовой политики РК с 2010 до 2020 года. Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009г. № 858 // БД «Закон»
4. К вопросу об оценке эффективности законодательства (Опыт Бельгии)// материалы Комиссии Совета Федерации по методологии реализации конституционных полномочий «Опыт мониторинга правового пространства и правоприменительной практики за рубежом» / http://council.gov.ru/korn_ ^те/кот_те^со^егепсе/ехрейепсе.Йт.
Осы мацалада цуцыцтыц мониторингтщ цазгргг заманга сай ЖYйесiне талдау ЖYргiзiледi. Куцыцтыцмониторинг зацнама тшмдмгт айцындау memisiреттде царастырылады. Зацнаманыц тшмдмгт зерттеудщ (багалаудыц, бацылаудыц) халыцаралыц mэжiрибeсi кeлmiрiлeдi.
ТYйiн свздер: цуцыцтыц мониторинг, зацнама тшмдмгт айцындау, зерттеу, багалау, бацылау.
В настоящей статье дается анализ современной системы правового мониторинга. Правовой мониторинг рассматривается как механизм определения эффективности законодательства. Приводится международный опыт изучения (оценки, контроля) эффективности законодательства.
Ключевые слова: правовой мониторинг, определение эффективности законодательства, изучение, оценка, контроль.
In the present article is analysed the modern system of legal monitoring. Legal monitoring is considered as the mechanism of determination of legislation efficiency. In this article is presented international experience of studying (an assessment, control) of legislation.
Keywords: legal monitoring, to determine the effectiveness of legislation, research, evaluation and control.
Шынар Жылк;ыбайк;ызы Таукебаева,
КР Зацнама институты К^ьщтьщ мониторинг орталыгыныц зацнама мониторингшеу секторы-ныц жетекшi гылыми ^ызметкер^ т.г.к., PhD Зацнаманыц тшмдьшгш айцындау
Таукибаева Шынар Жылкыбаевна,
ведущий научный сотрудник сектора мониторинга законодательства Центра правового мониторинга Института законодательства РК, к.и.н., PhD Определение эффективности законодательства
Taukibaeva Shynar Zhylkybaevna,
Leading Research Fellow of Department of monitoring legislation of the Center of legal monitoring of Institute of the legislation of RK, c.h.s., PhD
Determination of the effectiveness of legislation