Научная статья на тему 'Эффективный детский сад в представлении педагогов и родителей'

Эффективный детский сад в представлении педагогов и родителей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дошкольное образование / детские сады.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективный детский сад в представлении педагогов и родителей»

Довейко А. Б.

к.соц.н., доцент Воронежского государственного университета

Магомедова Т.И.

воспитатель высшей категории МДОУ г. Кириши Ленинградской области

Стеценко А.И.

к.и.н., зав. лабораторией Воронежского государственного университета

ЭФФЕКТИВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД В ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Ключевые слова: дошкольное образование, детские сады.

Российская система дошкольного образования является уникальной как по своей массовости, так и по многоас-пектности услуг, ведь в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) ребенку обеспечиваются не только воспитание и обучение, но также присмотр и уход (питание, медицинское обслуживание и др.). Дошкольное образование является исходной ступенью образовательной системы в целом, и именно от него во многом зависят дальнейшие результаты детей не только в начальной школе, но и на последующих ступенях обучения, оно фактически обеспечивает детям равные стартовые возможности независимо от их места жительства, состояния здоровья, социального статуса родителей.

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в стране, так как увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам гарантий возможности устройства ребенка в ДОУ [1; 231].

Фонд «Общественное мнение» в 2010 году выяснил: 71 процент россиян считает, что детям необходимо посещать детские сады — там они учатся общаться с другими детьми, находятся под присмотром профессиональных педагогов, проходят «правильную» подготовку к школе [2]. Поэтому большинство родителей стремится отдать ребёнка именно в государственное дошкольное образовательное учреждение.

Социологическое исследование, проведённое лабораторией социологических исследований кафедры социологии и политологии исторического факультета, Воронежского государственного университета, осуществлено в двух регионах - Воронежской и Ленинградской областях.

Исходя из того, что институт дошкольного образования играет не только образовательную (обучающую и воспитательную роль), но и социальную роль в обществе, оказывая поддержку семьям с детьми, предполагается, что спектр факторов, определяющих родительскую оценку дошкольного образования, будет значительно шире, чем оценка качества образования самого по себе.

Целью исследования явилось изучение особенностей представлений об эффективном учреждении дошкольного образования, анализируемых как педагогами, так и родителями. В ходе исследования мы постарались затронуть довольно широкий спектр вопросов, связанных с различными аспектами образовательного процесса и с условиями содержания ребенка в дошкольном учреждении, факторами, определяющими выбор детского сада; удовлетворенность родителей условиями воспитания ребенка в детском саду. Среди них: а) санитарно-гигиенические условия; б) качество работы педагогов; в) качество питания; г) качество медицинских услуг; д) материальная оснащенность и др. Анализировалось также отношение родителей к содержанию образования и к качеству оказываемых дополнительных услуг.

Далее мы рассматриваем мнение воспитателей относительно целей и принципов воспитательной деятельности, особенности их взаимоотношений с ребенком и семьей, удовлетворенность условиями реализации образовательного процесса в детском саду. Представления воспитателей о целях профессиональной деятельности характеризуют как общую направленность педагогического процесса, так и желаемые результаты самой деятельности.

Оценка удовлетворенности воспитателей образовательного процесса имеет три аспекта. Первый включает: оценку воспитателями собственной профессиональной компетентности. Второй связан с оценкой воспитателями основных условий, определяющих пребывание ребенка в детском саду и организацию образовательного процесса. И наконец, третий аспект посвящен рассмотрению удовлетворенности педагогов различными сторонами своей профессиональной деятельности. Такой подход позволяет сделать комплексный анализ положения с воспитательно-образовательным процессом в современных дошкольных учреждениях, посмотреть на проблему становления обновленной системы образования «изнутри».

С целью выявления мнения родителей о ДОУ в феврале 2014 г. силами социологов исторического факультета ВГУ был проведен социологический опрос 279 клиентов в г. Воронеже и 100 респондентов в г. Кириши 26 садов разных типов. Инструментарий предполагал выявление особенностей функционирования ДОУ в современных условиях. Родители и их представители в лице бабушек и дедушек посетителей детских садов составляют когорту заинтересованных в адекватной оценке ситуации с функционированием дошкольных образовательных учреждений.

В сегменте социально-образовательных отношений современной России в условиях стимулируемого демографической политикой роста рождаемости оформилось социальное противоречие. С одной стороны, достаточно быстро в городах и поселках растет численность детей, которым объективно требуются места в ДОУ. С другой стороны, долговременный процесс изъятия из социального пользования вследствие приватизации, перепрофилирования и просто физического старения фонда детских дошкольных учреждений еще с 1990-х гг. сложился дефицит помещений и площадей для нужд ДОУ, Данное противоречие по-разному проявляется в регионах страны и требует обстоятельного исследования ситуации. Воронеж в этом плане является типичным крупным городом с набором достоинств роста и проблем с дошкольными образовательными учреждениями. Несмотря на меры по оптимизации структуры учреждений, решения задачи их территориальной доступности, противоречие остаётся. В г. Кириши с гораздо меньшей численностью населения и мононаправленностью городской экономики проблема доступности детских садов выглядит не так остро. Об этом говорят и данные нашего исследования. Так, если в Киришах три четверти опрошенных родителей говорят, что их детский сад лучший в микрорайоне, то в Воронеже - только каждый второй. Зато 16% воронежцев утверждают, что сад не лучший, но другого просто нет, а 15% рады, что в хоть такой попали. Налицо различие в ситуации выбора детского учреждения родителями, что отражается, как увидим далее, на оценках многих других сторон жизнедеятельности ДОУ. В условиях дефицита мест в современных садах и самих ДОУ имеет место факт отсутствия выбора лучшего сада. Представления о лучшем ДОУ формируются из разговоров с другими родителями, на основе собственных воспоминаний родителей о своих детских садах, а также идеалов. Поэтому они выходят за рамки их официального рейтинга по качеству услуг, так как родителям приходится искать учреждения, в том числе на некотором удалении от места жительства или по удобству маршрута следования на работу. На оценке родителями качества сада сказывается состояние удовлетворённости родителей самим фактом устройства своих детей. Ведь таким образом решается одна из важных проблем семьи.

Показателем компетентности клиентов ДОУ явился опыт посещения детьми конкретных ДОУ. По данным опроса 10% детей посещают детский сад до полугода; от полугода до года - 18%: от года до двух лет и более двух лет посещают сад более 70% детей. То есть материалы, полученные при анкетировании, представляют собой мнение граждан высокой степени компетентности о функционировании данного социального института в обоих городах.

Настроение, с которым дети посещают ДОУ, отражает состояние, тонус отношений в коллективах, степень социализации детей, характер функционирования учреждений, статус воспитателей и др. По наблюдениям родителей, их дети с удовольствием посещают детские сады (28% опрошенных), чаще с удовольствием - 30%, с переменным настроением (когда как - 29%). Последнее не удивительно для маленьких детей, которым уютнее дома. Тем не менее, дети через силу и редко с желанием посещают сад, по мнению 12 процентов родителей. Понимание состояния психологии маленького человека, которого поднимают с постели рано утром и ведут (везут) в какой-нибудь отдалённый садик, заставляет обратить внимание в целом на позитивное восприятие родителями роли детского сада в жизни своих детей. При этом 56 процентов экспертов из числа родителей назвали среди причин, негативно влияющих на настроение детей в отношении посещения ДОУ необходимость раннего подъёма утром. Ясно, что режим функционирования детских садов связан с режимом работы родителей.

Между педагогическим коллективом и родителями есть коммуникативно-информационные трудности: 48 процентов родителей признались в том, что всё знают о работе своего ДОУ, но почти столько же (46%) - носители частичной осведомлённости, что открывает пространство для взаимодействия (см. табл. 1). В условиях небольшого города и большего распространения неформальных каналов связи эта осведомленность почти в 2 раза выше (83%). Частичная неосведомлённость родителей о делах в ДОУ создаёт почву для родительского беспокойства: хотя две трети родителей уходят на работу спокойно, но дети в садах всегда находятся в зоне риска - инфекций, стрессов и др.

Таблица 1

Ваша осведомленность о работе детского сада? (в %)

Воронеж Кириши

полная: знаю все об этом садике, условиях 48 83

частичная 46 17

вообще не имею информация, хотя стремлюсь узнать подробнее 5 -

предпочитаю не иметь информации, т.к. она меня расстраивает 1 -

Важнейшая функция ДОУ в жизни ребёнка реализуется в формировании роли непосредственной референтной группы, где проводит время ребёнок. Была предложена шкала, характеризующая то, насколько устраивает родителей (и детей) работа педагогов-воспитателей. Оказалось, что полностью устраивает эта работа свыше 70 процентов родителей, и кое в чём устраивает, а кое в чём нет - каждого четвертого из родителей. Эти показатели в двух городах практически совпадают. Такая определённость оценок говорит о многом, но прежде всего - о характере социальной роли педагогов. Они оказываются трансляторами интересных знаний и навыков для детей, по мнению почти 70 процентов опрошенных родителей.

Как следует из приведенных в таблице 2 данных, более чем половина показателей оценки родителями различных сторон жизнедеятельности ДОУ характеризуется у воронежцев более низкими значениями. Скорее всего, это объясняется более высоким уровнем образования воронежских родителей (удельный вес родителей с высшим образованием в Воронеже - 62 процента, в Киришах - 31 процентов). Также данное расхождение можно объяснить, исходя из различий в структуре установок родителей на приоритеты в социальных ролях, выполняемых ДОУ (См. табл. 3).

Оценка родителями различных сторон жизнедеятельности ДОУ

Оценка в индексах: Воронеж Кириши

Обсуждают ли с Вами воспитатели вопросы дисциплины, питания, выполнения гигиенических процедур, касающихся пребывания детей в детсаду? 0,75 0,88

Имеете ли Вы возможность присутствовать в группе, поучаствовать в экскурсиях вместе с детьми? 0,52 0,88

Получаете ли Вы информацию о повседневных происшествиях в группе, успехах ребенка в обучении и т.п.? 0,82 0,74

Информируют ли Вас воспитатели о травмах, изменениях в состоянии здоровья ребенка, привычках в еде и т.п.? 0,88 0,92

Имеете ли Вы возможность обсудить на совместных собраниях ДОУ успехи детей? 0,68 0,95

Интересуются ли воспитатели группы, насколько их работа удовлетворяет Ваши запросы? 0,51 0,71

Удовлетворяет ли Вас уход, оздоровление, воспитание и обучение Вашего ребенка в детсаду? 0,77 0,89

Чувствуете ли Вы, то сотрудники детсада доброжелательно относятся к Вам и Вашему ребенку? 0,84 0,90

Испытываете ли Вы чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и педагогами детсада? 0,72 0,95

Обеспечивает ли реализуемая в учреждении образовательная программа развитие и образование Вашего ребенка? 0,74 0,97

Удовлетворяет ли Вас уровень подготовки Вашего ребенка к школе? 0,68 0,84

Те же самые различия в оценках мы можем наблюдать и при сравнении наиболее актуальных тем, которые обсуждаются родителями при встречах с воспитателями ДОУ. Здесь также можно сослаться на исходные установки родителей и их уровень образования.

Таблица 3

Какие темы Вы наиболее часто обсуждаете при встрече с воспитателями? (в %)

Обсуждаемые темы Воронеж Кириши

успехи ребенка и положительные черты его характера 46 72

поведение ребенка в течение дня 70 29

физическое и психическое самочувствие ребенка 38 62

коммуникабельность ребенка 19 76

недостатки и отрицательные черты характера ребенка 17 14

Как мы уже отмечали, различное понимание родителями социальной роли детского учреждения, оказывает существенное влияние на оценку различных сторон жизнедеятельности ДОУ и приоритетность обсуждаемых тем между родителями и воспитателями (см. табл. 4 и 5). В многочисленных социально-педагогических исследованиях потребностей родителей дошкольников выявилось следующее: главное для них, чтобы ребенок был в безопасности, здоров, общался со сверстниками, был хорошо подготовлен к школе и хотел идти в детсад с удовольствием, а родители ни о чём не беспокоились и занимались своими делами. Такую позицию занимают от 80 до 90% родителей [3; 252].

Таблица 4

Региональные различия в установках родителей на социальную роль ДОУ (в %)

Назовите главную причину, по которой Вы отдаете ребенка в сад? Воронеж Кириши

чтобы ребенок лучше подготовился к школе 18 37

чтобы ребенок научился адаптироваться в коллективе, умел находить новых друзей 52 34

некуда девать ребенка, нужно работать 27 29

другое 3 -

Очевидно, что в большом городе существует больше вариантов подготовки ребенка к школе, что отражается в том, что воронежцы называют данную причину поступления в ДОУ вдвое реже, чем киришане. Вместе с тем, родители из Воронежа в большей степени нацелены на развитие адаптационных способностей своего ребенка.

Отсутствие ясного разграничения между «уходом» и «образованием» детей в детском саду может создавать напряженность во взаимоотношениях между воспитателями и семьями. С одной стороны, родители ожидают, что дети к школе будут уметь читать, считать и писать. По оценкам одного из экспертов, родители сегодня «не готовы рассматривать детский сад как камеру хранения для детей, они требуют образования, причем качественного образования» [3; 253].

Далее попробуем выяснить, насколько различаются оценки родителями различных сторон жизнедеятельности детского учреждения в зависимости от их ориентаций на определенную социальную роль ДОУ.

Как явствует из табл. 5, наиболее низкие оценки, характеризующие мнения родителей по многим вопросам как деятельности самого ДОУ, так и взаимодействия учреждения с родителями получены именно в группе тех, для кого детский сад представляет «камеру хранения». Именно эту группу родителей гораздо в меньшей степени устраивает работа педагогов ДОУ, а также уровень подготовки ребенка к школе.

Оценка родителями различных сторон жизнедеятельности ДОУ в зависимости от их установок

на социальную роль учреждения (в индексах)

Главная причина, почему отдают ребенка в детсад

лучше подготовиться к школе научиться адаптироваться в коллективе, находить новых друзей некуда девать ребенка, надо работать

Устраивает ли вас работа педагогов в группе 0,88 0,88 0,68

Имеете ли вы возможность присутствовать в группе, поучаствовать в экскурсиях вместе с детьми 0,70 0,51 0,31

Имеете ли вы возможность обсудить на совместных собраниях ДОУ успехи детей 0,73 0,71 0,54

Интересуются ли воспитатели группы, насколько их работа удовлетворяет ваши запросы 0,67 0,51 0,28

Удовлетворяет ли вас лично уход, оздоровление, воспитание и обучение вашего ребенка в детсаду 0,81 0,83 0,54

Чувствуете ли вы, что сотрудники детсада доброжелательно относятся к вашему ребенку 0,87 0,88 0,68

Испытываете ли вы чувство взаимопонимания в контактах с педагогами 0,79 0,76 0,50

Обеспечивает ли реализуемая в ДОУ программа развитие и образование вашего ребенка 0,87 0,69 0,54

Удовлетворяет ли вас уровень подготовки вашего ребенка к школе 0,82 0,69 0,48

Определенный дисбаланс также складывается при оценке приоритетных тем, которые обсуждаются при встречах родителей и воспитателей (табл. 6). Так, если воспитатели склонны говорить, прежде всего, об успехах ребенка и положительных чертах его характера, то родителей больше всего интересует поведение ребенка в течение дня. Также родителей в большей степени интересует аппетит ребенка и повышенное по сравнению с педагогами внимание к недостаткам и отрицательным чертам характера ребенка.

Таблица 6

Различия в приоритетности обсуждаемых тем между родителями и воспитателями (в %)

Какие темы Вы наиболее часто обсуждаете при встрече с воспитателями (родителями)? Воспитатели Родители

успехи ребенка и положительные черты его характера 82 60

поведение ребенка в течение дня 53 70

физическое и психическое самочувствие ребенка 45 39

аппетит ребенка 34 47

коммуникабельность ребенка 30 25

недостатки и отрицательные черты характера ребенка 6 12

Есть и множество других обстоятельств в функционировании ДОУ, которые обращают на себя внимание и сказываются на эффективности работы с детьми в свете мнения родителей: взаимоотношения с администрацией ДОУ, удовлетворённость родителей уровнем реализации образовательной программы и подготовки ребёнка, Однако скрытые от родительского глаза проблемы организации жизни воспитателей, обслуживающего персонала, администрации играют не менее важную роль в формировании функционального портрета ДОУ. Поэтому одновременно с опросом родителей проводился опрос педагогов ДОУ. Было опрошено 215 респондентов в Воронеже и 100 в Киришах.

Таблица 7

Удовлетворенность педагогов различными сторонами своей деятельности в зависимости от уровня

образования

Насколько Вы удовлетворены (в индексах): Ваше образование

общее среднее среднее профессиональное высшее профессиональное

Своей работой в целом 0,83 0,70 0,73

Отношениями с воспитанниками 0,50 0,76 0,84

Отношениями с коллегами 1,00 0,80 0,82

Отношениями с родителями 0,67 0,64 0,74

Возможностью профессионального роста 0,17 0,46 0,49

Возможностью самореализации 0,50 0,53 0,68

Отношениями с администрацией ДОУ 1,00 0,77 0,80

Муниципальным управлением образования 1,00 0,33 0,43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государственным управлением образования 1,00 0,18 0,29

Размером заработной платы 0,67 - 0,01 0,11

Режимом работы 0,67 0,75 0,83

Системой доплат и премий 0,33 0,24 0,30

Своим социальным положением 0,0 0,32 0,43

В период реформирования отрасли педагоги ДОУ находятся в зоне воздействия различных силовых полей. Теперь не существует единого представления о том, каким должно быть дошкольное образование, какие требования могут предъявляться к дошкольному специалисту. Многие педагоги определяют сегодняшнюю ситуацию как «кризисную», «сложную» и иногда даже как «шоковую» [3; 148]

Среди обстоятельств работы педагогов ДОУ выделяются проблемы: удовлетворённости социальным положением (уровень в индексах, с возможной вариативностью в диапазоне от +1,0 до -1,0 составил в регионе +0,39); уровень удовлетворённости системой доплат и премий (индекс +0,28); уровень удовлетворённости размером заработной платы (индекс +0,08). Кроме того, представляет интерес и различия в оценках различных сторон своей трудовой деятельности, которые дают педагоги с разным уровнем образования.

Как следует из табл. 7, общий тренд удовлетворенности большинством факторов трудовой среды снижается с ростом уровня образования, что характерно для работников многих профессиональных групп. Самое расхожее объяснение здесь состоит в том, что с ростом уровня образования закономерно возрастают и запросы работников к условиям их трудовой деятельности. Однако не все так просто. Так, отношениями с воспитанниками и родителями более всех удовлетворены именно педагоги с высшим образованием. Возможности профессионального роста и самореализации они также оценивают выше других. Однако их в большей степени не устраивает размер заработной платы.

Определённый негативный потенциал, определяющей самочувствие педагогов ДОУ, заложен в уровне их удовлетворённости государственным управлением образованием (индекс +0,27), оценка которого расходится с оценкой деятельности муниципальной администрации (индекс удовлетворённости педагогов данным фактором равен +0,40).

Сравним по некоторым параметрам полученные нами данные с результатами исследования сектора социологии профессий и профессиональных групп Института социологии РАН, посвященными актуальной проблеме изменений в профессиональном сообществе педагогов, занятых в дошкольном образовании [3; 147]. Как видим из табл. 8, в регионах везде высока оценка творческого характера работы, а в столице еще и гарантированной зарплаты. И еще одна особенность бросается в глаза: чем меньше город, тем меньше возможность реализовать свои способности.

Таблица 8

Какие стороны своей работы более всего ценят педагоги с различным уровнем образования (в %) (составлено с использованием данных в работе (3; 163-164)

Стороны работы педагога Данные исследований в городах:

Воронеж Москва Самара Сыктывкар

Возможность реализовать свои способности 34 35 12 11

Творческий характер работы 46 57 37 31

Гарантированная зарплата 21 54 23 23

Желание работать с детьми 75 33 17 13

Какие проблемы возникают со стороны профессиональной подготовки воспитателей? Если умения играть на музыкальных инструментах можно посчитать в известной мере экзотикой (см. табл. 9), то знания и умения по работе как с одаренными детьми, так и с детьми с задержкой в развитии на сегодняшний являются наиболее востребованными на практике и вероятно давно настало время педагогам ДОУ их получить. Также обращает на себя внимание сохраняющийся дефицит навыков по использованию технических средств в педагогическом процессе, причем это более характерно для воспитателей младших возрастных групп. Все еще актуальным является и пополнение знаний по психологии ребенка. Лучше всего педагоги умеют организовывать игры в группе и контактировать с родителями.

Таблица 9

Дефицит знаний и умений педагогов, работающих в разных возрастных группах (в %)

Каких знаний и умений Вам не хватает в Вашей работе: Воспитатель:

младших групп средних и старших групп

- знаний психологии ребенка 16 18

- знаний физиологии ребенка 8 8

- знаний по физическому оздоровлению и закаливанию детей 9 9

- знаний детского музыкального репертуара 4 5

- умений играть на каком-либо инструменте 46 67

- умений рисовать, лепить 9 18

- умений диагностировать развитие личностной и интеллектуальной сферы отдельного ребенка 12 11

- знаний и умений по работе с одаренными детьми и с детьми с задержкой в развитии 46 41

- умений устанавливать психологический контакт с родителями 4 3

- навыков по использованию технических средств 31 25

Если педагоги все же имеют определенное представление, как должно быть организовано в России дошкольное образование, то родители в смятении. По последним данным соцопроса «Фонда общественное мнение», 35 процентов родителей затруднились с оценкой своих детских садов и не знают, правильно ли там развивают их детей. Только

18 процентов оценили работу дошкольных учреждений на «хорошо». И большинство все же стремится всеми силами записать 5-6 летнего малыша в дошкольное отделение при школе, где уж точно учат читать и писать [4].

Современная система дошкольного образования характеризуется значительными позитивными изменениями. Отмечается активизация процессов применения разнообразных практик финансирования и организации процесса дошкольного образования и воспитания, попыток законодательного закрепления стандартов качества в данной сфере. С другой стороны, наблюдается существенный дефицит мест в дошкольных организациях, нехватка педагогов соответствующей квалификации. Социологами фиксируется ожидание обществом развития системы государственного дошкольного образования скорее по негативному сценарию. Активизирующийся процесс объединения средних образовательных школ и дошкольных учреждений провоцирует напряжение между дошкольными учреждениями и школами, родителями и органами управления дошкольным образованием. Поспешное внедрение инклюзии в дошкольное образовательное пространство, не всегда подкрепленное необходимой материальной базой, педагогической компетентностью и готовностью общества принять новую парадигму образования, приводит к разрушению эффективно работающей системы коррекционных дошкольных учреждений. Повышение стоимости образовательных услуг без улучшения их качества провоцирует разрастание конфликтных ситуаций вокруг дошкольного образования.

Все это, в значительной степени, влияет на характер и формы взаимодействия акторов образовательного процесса (детей, родителей, педагогов, управленцев), а также на процессы, происходящие внутри профессиональной группы педагогов дошкольных организаций [3; 276]. Социологические исследования системы дошкольного образования, пока не столь распространенные, призваны внести свой вклад в повышение эффективности взаимодействия всех действующих лиц в этой важной сфере образования и воспитания, а также способствовать повышению качества деятельности данного социального института.

Список литературы

1. Дошкольное образование: статистическая оценка // Вопросы образования. 2011. - № 4.

2. Шр://йт.ги/8еагсЬ#я=2010&&от=&1о=&г%5В233%5В=1

3. Профессиональные группы: сообщества, деятельность и карьера: Коллективная монография / Отв. ред. В.А. Мансуров. - М.: ИС РАН; РОС, 2014. - 404 с.

4. http://www.rg.ru/printable/2013/02/03/detsad-site.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.