Научная статья на тему 'Совершенствование процесса коррекционно-развивающей работы в детских садах разных типов и видов'

Совершенствование процесса коррекционно-развивающей работы в детских садах разных типов и видов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
492
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА С ПРИОРЕТОМ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / МОНИТОРИНГ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / CORRECTIONAL DEVELOPMENT WORK / KINDERGARTEN OF THE COMBINED MODE WITH AESTHETIC EDUCATION PRIORITY / MONITORING / CONTROL MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юганова И. В.

В статье дается анализ особенностей управления процессом коррекционно-развивающей работы детского сада комбинированного вида с приоретом эстетического развития. В итоге даны выводы о совершенствовании модели управления такого детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perfection of correctional development work process in the kindergartens of various types and kinds

The article is devoted to the peculiarities analysis of process control of correctional development work in the kindergarten of the combined mode with aesthetic education priority. At the end the conclusions considering ways of perfection of that type of kindergarten management are given.

Текст научной работы на тему «Совершенствование процесса коррекционно-развивающей работы в детских садах разных типов и видов»

УДК 373.25 ББК 4430

ГСНТИ 14.29.05; 14.15.15 И. В. Юганова

Москва, Россия

Код ВАК 13.00.03

I. V. Yuganova

Moscow, Russia

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В ДЕТСКИХ САДАХ РАЗНЫХ ТИПОВ И ВИДОВ

PERFECTION OF CORRECTIONAL DEVELOPMENT WORK PROCESS IN THE KINDERGARTENS OF VARIOUS TYPES AND KINDS

Аннотация. В статье дается анализ особенностей управления процессом коррекционно-развивающей работы детского сада комбинированного вида с приоретом эстетического развития. В итоге даны вытоды1 о совершенствовании модели управления такого детского сада.

Ключевые слова: коррекционноразвивающая работа, детский сад комбинированного вида с приоретом эстетического воспитания, мониторинг, модель управления.

Сведения об авторе: И. В. Юганова, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: кафедра педагогики и методики дошкольного образования Московского гуманитарного педагогического института.

Контактная информация: e-mail:

Abstract. The article is devoted to the peculiarities analysis of process control of correctional development work in the kindergarten of the combined mode with aesthetic education priority. At the end the conclusions considering ways of perfection of that type of kindergarten management are given.

Key words: correctional development work, kindergarten of the combined mode with aesthetic education priority, monitoring, control model.

About the author: I. V. Yuganova, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor.

Place of employment: Chair of Pedagogy and Methods of Pre-school Teaching, Moscow Humanities and Pedagogical Institute. sgrozov@yandex.ru

В условиях вариативного дошкольного образования во многих ДОУ разного типа и вида наблюдается своеобразие построения коррекционно-развивающего процесса. Как его разновидность выделяется детский сад с приоритетом эстетического воспитания. Все педагогические технологии и выбранная парциальная программа эстетического цикла в таком ДОУ должны сочетаться с базовой программой, с её целями и задачами (К. Ю. Белая,

© Юганова И. В., 2011

Е. В. Бондаревская, Л. И. Фалюши-на и др.).

Приступая к работе по приоритетным направлениям, детский сад должен изменить режим своей деятельности. Однако, действуя в интересах запросов родителей, он может испытывать дополнительные трудности. Они связаны с моделированием дальнейшего своего развития. При этом необходимо уделить внимание состоянию материально-технической базы, методиче-

скому обеспечению ДОУ, учету специфики условий семейного воспитания детей, соблюдению интересов и возможностей педагогов и родителей, их сотрудничеству, а также соответствующей подготовке исполнителей, определению организационных отношений между ними, оценке их деятельности и др.).

В дальнейшем предполагалось разработать модель и стратегию развития ДОУ и соотнести их с существующими подходами к управлению качеством коррекционноразвивающего процесса. Наиболее перспективными на данный период развития дошкольного образования являются технология преобразующего управления (Л. И. Фалюши-ной) и технология управления по целям и результатам, разработанная, например, в менеджменте скандинавских стран и адаптированная к ДОУ П. И. Третьяковым и К. Ю. Белой. Основной проблемой моделирования управления качеством образовательного процесса в ДОУ с приоритетом эстетического воспитания является интеграция данных технологий при построении и оценке его деятельности. Она проявляется, если рассматривать дошкольное учреждение в режиме развития, т. е. предполагая постоянные изменения цели каждого его этапа в соответствии с результатами. Важным является выявление условий организации управления качеством образовательной деятельности ДОУ в период его развития - переход на приоритет эстетического воспитания. В связи с этим необходимо, организуя экспери-

ментальное исследование, учитывать следующие принципы: комплексности, т. е. изучения уровня организации образовательного процесса ДОУ и условий управления его качеством; онтогенетичности, что позволит проследить динамику изменения условий управления качеством образовательного процесса при переходе детского сада на приоритет эстетического воспитания; принцип соблюдения оптимальности в подборе диагностических методик.

Задачей 1 этапа было выявление соответствия социального заказа родителей возможностям дошкольного учреждения реализовать задачи развития, воспитания и обучения детей. Основным методом являлся экспертный, инструментом которого стал социологический мониторинг. Он состоял из двух серий (мониторинг социального заказа родителей и определение условий дошкольного учреждения). В первой серии использовалось анкетирование родителей (по методике потребительской оценки Л. П. Зе-леновой). Во второй серии проводилась экспертная оценка материально-технических условий ДОУ (с использованием методик А. А. Андреевой и Е. Н. Степановой, с опорой на приложение к приказу МО РФ от 22 августа 1996 г. № 448). Стратегии развития ДОУ были выделены по положениям М. М. Поташника, Т. П. Коло-дяжной. Анализ результатов развития детей в эстетической деятельности проводился на базе программы «Детство», с учетом критериев ее оценки.

Полученные материалы исследования подвергались статистической обработке. Сравнительные результаты обеих серий эксперимента оценивались при помощи определения соответствия - несоответствия социального заказа стратегиям и возможностям ДОУ (3 балла -полное соответствие; 2 балла - частичное соответствие; 1 балл - несоответствие). Экспериментальной

базой служило ГОУ детский сад № 708 г. Москвы (комбинированного

вида). В эксперименте принимали участие 40 детей в возрасте от 5 до 7 лет, 10 педагогов-воспитателей и педагогов-специалистов (музы-

кальный руководитель, руководитель хоровой студии, руководитель изостудии, воспитатель физической культуры, педагог-психолог, методист), 40 родителей. Результаты

первого этапа экспериментальной работы представлены в табл. 1 и на рис. 1.

Таблица 1.

Соотнесение социального заказа родителей с возможностями ДОУ по стратегияческим направлениям развития детей, %

СТРАТЕГИИ Социальный заказ родителей Возможности ДОУ

1. СР - Социальное развитие 25 63,3

2. ПР - Познавательное развитие 20 66,6

3. ЭР - Эстетическое развитие 30 90,0

4. ФОН - Физкультурнооздоровительное направление 20 56,6

5. КН - Коррекционное направление 10 60,0

Анализ результатов материалов 1 этапа по соотнесению социального заказа родителей со стратегиями и условиями развития ДОУ показал практическое совпадение интересов и большие потенциальные возможности для совершенствования коррекционно-развивающей работы детского сада (соответствие на 2,6 балла).

Возможности ДОУ подтверждаются стратегиями его развития, а социальный заказ родите -

лей соответствует выбранному приоритетному направлению как наиболее актуальному-эстетическо-му воспитанию детей.

II этап был направлен на соотнесение результата педагогического процесса уровню целепола-гания ДОУ с уровнем эффективности целеполагания коррекционноразвивающего процесса. В результате было выявлено, что при наличии сформулированной цели и стратегии педагогического процес-

са (разработанная перспективная программа развития ДОУ и образовательная программа «Детство» -рабочая программа ДОУ) сотрудники детского сада ориентировались в поставленных задачах, но не понимали до конца своего профессионального вклада в их осуществление. В ходе исследования был получен результат 2 балла, что соответствует 66,6 % эффективности целеполагания в ДОУ. Некоторые из педагогов практически не имели связи с основной образовательной программой и программой развития

ДОУ, не учитывали потребности детей и интересы родителей, т. е. их направленность коррекционноразвивающей работы не соответствовала стратегии ДОУ с приоритетом эстетического воспитания. В связи с этим была выявлена удовлетворённость родителей (УР) жизнедеятельностью дошкольного учреждения, отвечающая их образовательным запросам. Уровни удовлетворенности родителей (66 % -высокий уровень; 30 % - средний уровень; 4 % - низкий уровень) представлены на рис. 2.

Рис. 1. Совпадение интересов родителей и возможностей ДОУ (сокращенные обозначения см. в табл. 1)

70

60

50

40

30

20

10

0

ш

□ УР

□ УП

ВУ

СУ

НУ

Рис. 2. Соотнесение уровней удовлетворенности родителей своими образовательными запросами с удовлетворенностью педагогов своей работой

Однако у педагогов выявились в основном средние показатели (у 45 %) удовлетворенности своей работой. Высокий уровень удовлетворенности был на 5 % ниже среднего, а низкий уровень наблюдался у 15 % педагогов. Их цикл деятельности (планирование, прогнозирование, процесс коррекционно-развивающей деятельности, контроль, оценка результатов и т. д.) осуществлялся в соответствии с программой, но внутренние блоки работы не были в достаточной степени скоординированы между собой, соотнесены с программой развития и содержанием образовательной программы, а также связаны с потребителями - родителями. Возможно, это повлияло на проявление в основном средних показа-

телей удовлетворённости педагогов (УП) своей работой (рис. 2). Несмотря на некоторое расхождение целей и задач программ, используемых в ДОУ, уровень развития детей в эстетических видах деятельности был достаточно высоким. Преобладал в основном высокий уровень результативности (по 8-ми направлениям) и средний. Низкий уровень был незначительным и колебался по видам эстетической деятельности у детей в пределах 2-19% результативности. Как показал анализ ее продуктов по видам самый низкий уровень выявился в рисовании, а самый высокий — в аппликационной, лепке и музыкально-ритмической деятельности (табл. 2).

Таблица 2.

Результаты развития детей в эстетических видах деятельности, %

Эстетические виды деятельности/ Уровни Высокий Средний Низкий

Музыкальные виды деятельности

Студия «Игровое пение», пение 49 43 8

Музыкальное движение, ритмика 66,5 31,4 2,1

Музыкальная игра - драматизация, сценические навыки 52,5 38,8 8,7

Студия «Бубенцы» - игра на детских музыкальных инструментах 40,5 51 8,5

Виды ИЗО деятельности

Студия «Краски радости», рисование 43,5 44 12,5

Кружок «Юный скульптор», лепка 67,5 32,5 0

Кружок «Умелык руки», аппликация 74 24 2

Конструирование и художествен-ныгй труд 52,2 24,6 19,2

Анализ продуктов детской деятельности

В рисовании 64,2 34,2 1,6

В аппликации 50,8 45 4,2

Проведённое родителями и педагогами ранжирование «Компонентов качества» по уровню значимости, влияющих на эффективность эстетического воспитания, выявило, что преобладает несоответствие (62 %) реальных и потенциальных показателей компонентов качества образования. Это свидетельствует о том, что образовательные запросы родителей и педагогов выше, чем реальные результаты педагогического процесса ДОУ.

Причины этого были установлены через соотнесение результатов 1-й серии (определение уровня целеполагания в ДОУ - управление) и 2-й серии (определение уровня эффективности целеполага-ния педагогического процесса в ДОУ) с результатами 3-й (определение уровня результатов педагогической деятельности в ДОУ). Ре-зультары оказались следующими: 25 % - полное соответствие; 45 % -частичное соответствие; 30 % - несоответствие.

Также было выявлено, что цели ДОУ только частично соответствовали целям коррекционно-развивающей работы, а это приводило к недостаточно высоким ее резуль-

татам. Для эффективного управления качеством такой направленности работы необходимо пересмотреть деятельность детского сада по целеполаганию, более тщательно подходить к комплексированию программ и формулированию целей и задач развития ДОУ, прогнозируя конечный результат. Поэтому недостаточное внимание педагогов к комплексированию программ, используемых в детском саду, постановке целей коррекционно-развивающего процесса и соответствие их программе развития и образовательной программе ДОУ может вызвать нарушение технологии управления качеством педагогического процесса по результатам.

III этап был направлен на выявление механизмов управления качеством коррекционно-развивающего процесса в ДОУ комбинированного типа с приоритетом эстетического воспитания. Его результаты представлены в 3-х показателях и их проявлениях в соответствующих уровнях эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми в детском саду (см. рис. 3; СПК - способности педагога к развитию).

□ Столбец 3

□ Столбец 2

□ Столбец 1

0 20 40 60 80 100 120

Рис. 3. Показатели уровней эффективности коррекционно-развивающего процесса ДОУ

Анализ проявления показателей позволил установить, что на первом высоком уровне было ПМПК педагогов (у 71 %), которые являются основным компонентом характеристики их личности. Соответственно средний и низкий уровни составили 23 % и 6 % педагогов. На втором месте по высокому показателю был ПКК в ДОУ (отметили 65 % педагогов). Средний уровень его состояния отметили 22 % педагогов и 13 % настаивали, что психологический климат в ДОУ находится на низком уровне. Указанные уровни показывают, что в целом психологический климат в коллективе детского сада достаточно благополучный. Однако следует более тщательно подходить к определению целей педагогического процесса в соответствии с потребностями педагогов, и необходимо пересмотреть стимулы для работы, стиль управления коррекционноразвивающим процессом в ДОУ. На третье место по высокому уровню проявления выдвинулся показатель, связанный со способностями педагога к развитию (СПР), - у

63 %. Средний и низкий уровень соответственно составили 26 % и 11 %. Распределение уровней данного показателя позволяет отметить, что повышение способности к развитию зависит от заинтересованности коллектива педагогов в своей работе и непосредственно связано с мотивацией.

При выявлении показателей, влияющих на управление качеством коррекционно-развивающего процесса в ДОУ с приоритетом эстетического воспитания, также были выявлены следующие важные составляющие параметры его механизма. Одним из первых следует выделить уровень организации деятельности в ДОУ (руководство и управление), которое_соответство-вало 83,3 %, так как в результате было получено 2,5 балла. Качество руководства, по мнению педагогов, соответствовало 84 %, так как в результате было получено 4,2 балла. Самоанализ личностных и деловых качеств руководителя составил 88 %, так как в результате было получено 4,4 балла. Оценка деятельности заведующей и методи-

ста педагогами соответствовала 80 %, так как в результате было получено 4 балла. Оценка влияния факторов, влияющих на качество коррекционно-развивающего про-

цесса, представлена на рисунке 4.

Ранжирование факторов подготовленности педагогов и уровня запросов родителей, влияющих на качество образования, показало нижеследующие уровни их соответствия. Так, полного сответствия не выявилось. Большее соответст-

80

60

40

20

вие с определенной разницеи составило по 17 % и 10 %. Наибольшие показатели были по частичному соответствию у большинства педагогов и родителей — 76 % и 63 %, а наименьшие выразились в 7 % у педагогов и 28 % у родителей. Эти показатели свидетельствуют, что педагоги в большей степени осознают факторы, которые могут влиять на качество коррекционно-развивающего процесса,

чем родители их воспитанников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПС

БС

1 ПЕДАГОГИ

1 РОДИТЕЛИ

НС

Рис. 4. Уровни соответствия между подготовленностью педагогов запросам родителей (обозначения к рисунку 4: ПС - полное соответствие, БС -большее сответствие, ЧС - частичное соответствие, НС - несоответствие)

Из вышеизложенных экспериментальных материалов следует, что, несмотря на высокие показатели оценки руководства и управления в ДОУ, соответствие ранжирования факторов, влияющих на качество образования, недостаточно высокое, в основном выявлено частичное совпадение. Это указывает на недостаточную подготовленность педагогов к переводу детского сада в режим развития. При соотнесении результатов 1-й серии эксперимента (факторы эффективности воспитания и образования в ДОУ с приоритетом эстетического воспитания) и 2-й серии (факторы управления качеством эстетического воспитания) можно от-

метить, что механизмы управления качеством, влияющие на согласование целей всех объектов образования с его результатом, выбраны верно. Однако недостаточная эффективность постановки целей педагогического процесса и неполное их соответствие программе развития и образовательной программе ДОУ отрицательно влияют на их формирование, что приводит к нарушению технологии управления по целям. Экспериментальные результаты I и II этапов и их соотнесение подтвердили предположение о том, что управление качеством коррекционноразвивающей работы в ДОУ комбинированного вида с приоритетом

0

эстетического воспитания будет эффективным, если будут выделены его показатели и проведена их оценка (экспертная). Соотнесение результатов I и II этапов с III этапом экс-перментальной работы позволило предположить, что необходима организационная модель управления качеством в ДОУ комбинированного вида с приоритетом эстетического воспитания. Она должна обеспечить рациональное использование технологий управления, научно интегрируя их, направляя на взаимодействие управляющей и управляемой подсистем для достижения прогнозируемого результата. Она должна быть динамичной и учитывать особенности реализации управленческих функций и влияние разных факторов на эстетическое воспитание детей.

Литература

1. Белая, К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : метод. пособие / К. Ю. Белая. - М. : ТЦ Сфера, 2004.

2. Зеленова, Л. П. Потреби-

тельская оценка качества образовательных услуг в дошкольном образовательном учреждении : учеб-

практ. пособие по организации социологического исследования / Л. П. Зелено-ва. - М. : АПК и ПРО, 2002.

3. Колодяжная, Т. П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением / Т. П. Колодяж-ная. - Ростов-н/Д, 2002.

4. Лазарев, В. С. Руководство педагогическим коллекти-

вом: модели и методы / В. С. Лазарев [и др.]. - М., 1995.

5. Методические советы к программе «Детство» / отв. ред. Т. И. Бабаева, 3. А. Михайлова. - СПб. : Детство-Пресс, 2001.

6. Педагогическая диагностика

в детском саду : пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е. Г. Юдина, Г. Б. Степанова, Е. Н. Денисова. -

М. : Просвещение, 2002.

7. Третьяков П. И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам / П. И. Третьякова, К. Ю. Белая. - М. : Новая школа, 2003.

8. Управление качеством образования. / под ред.

М. М. Поташника. - М.,

2000.

9. Управление образовательными системами : учеб. пособие для студ. высш.учеб. завед. / под ред. Т. И. Ша-мовой. - М., 2002.

10. Фалюшина, Л. И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении / Л. И. Фалю-шина. - М. : АРКТИ, 2003.

11. Голицина, Н. С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. С. Голицына. - М. : Изд-во Скрипторий 2003, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.