1081 ОБЩЕСТВО
ОБРАЗОВАНИЕ ш ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (69) 2008 ■
Минувший год был объявлен в нашей стране Годом ребенка, а наступивший 2008-й - Годом семьи. Между тем государственных детских садов в России недостаточно, а создание негосударственных практически нереально. Более того, уже существующие и успешно работающие последние 10-15 лет частные садики изгоняются с насиженных мест под благовидным предлогом освобождения непрофильно используемых помещений.
Юлия РУДНИК
Один из способов существования частного детского сада — покупка или постройка собственного помещения На фото: детский сад при ЖК «Алые паруса»
Кухня детского воспитания
По данным Департамента образования г. Москвы, в столице существует 1916 государственных дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и 205 центров начального образования при средних школах, лицеях, гимназиях. Плюс к этому действуют группы кратковременного пребывания детей (на 2-3 часа и не каждый день) в 755 детсадах; 49 лекотек для малышей, которые по состоянию здоровья и развития не могут посещать общеобразовательные дошкольные заведения. Местами в государственных детсадах обеспечено 278 тыс. детей.
Негосударственных образовательных учреждений в Москве только 98. Функционирует еще 113 ведомственных детсадов. К слову, до перестройки доля ведомственных учреждений (принадлежащим промышленным предприятиям) доходила до 60%.
Оплата пребывания ребенка в обычном детсаду — 770 руб. в месяц, в центрах развития ребенка — 1210 руб., а в негосударственных ДОУ цены стартуют где-то от $500.
Мария Цапенко, заместитель начальника управления дошкольного общего образования Департамент образования г. Москвы: «В общем объеме фи-
Вырубка садов
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (69) 2008
нансирования детей в государственном детском саду доля родительских выплат составляет всего 8,8%».
Казалось бы, чего еще желать! Однако в очереди на детсады стоит 22 тыс. детей, то есть 8% от всех желающих. При этом столичный показатель ниже, чем в среднем по России, где доля очередников — 20%.
Еще в 2006 году в очередниках в Москве числилось 16 тыс. малышей — за год их количество выросло, и это даже несмотря на то, что садиков стало больше — в рамках программы по повышению качества образования в Москве: в 2006 году было построено 95 садов, в 2007-м — 100.
Одновременно часть детсадов за счет элементарного износа выбывает из строя: их здания возводились еще в позапрошлом веке — это особенно актуально для Центрального округа.
Острый дефицит мест в детсадах существует в районах массового строительства или на месте сноса пятиэтажек (Восточный, Северный, Северо-Западный административные округа). Практически нет очередности в Зеленограде, в Южном округе — хотя в последнем уже наметились проблемы в связи с застройкой Нагорного микрорайона.
Алла Карташкова: «Обеспечив наших детей правом на образование, мы лишаем их выбора образовательного учреждения»
Школа «Алеф», успешно работающая 16 лет, вынуждена просить о продлении аренды помещения
Судя по всему, очередь на детсады будет расти и впредь. Рождаемость увеличивается: если в 2001 году в Москве появилось на свет 77 864 ребенка, то в 2005 году — уже 91 тыс., а в 2006 году — 94,3 тысячи.
Число детсадов власти пытаются пополнить за счет возвращения городу бывших ведомственных садиков предприятий федерального подчинения. Однако процесс этот идет вяло — пока городу передано только 60 садиков, причем и так используемых по назначению — как детсады с полностью укомплектованными группами. То есть общегородская очередь благодаря этому возвращению не сократилась.
Например, в районе станции метро «Фили» работает только один государственный
Сегодня в Москве 22 тысячи детей стоят в очереди на детские садики
садик, остальные — ведомственные, однако большая их часть либо не используется по профилю, либо вообще пустует и находится в нерабочем состоянии. Городские власти пока ничего сделать не могут, так как здания ведомственных садов приватизированы, причем достаточно давно. Положение усугубляется еще и сроком давности отчуждения: если с момента приватизации помещения прошло более трех лет, то обратной силы договор не имеет.
Среди организаций, так или иначе препятствующих открытию детсадов, в Департаменте образования г. Москвы нам назвали «Росатом» и «РЖД», в чьем ведении находится масса зданий бывших дошкольных учреждений, сегодня они под замком. Вероятно, многие ждут удобного момента, когда можно будет садик снести, а на этом месте построить, например, дом — жилье строить выгоднее, чем обустраивать дошкольное учреждение. Правительство Москвы пока препятствует этим планам, не разрешая использовать территорию, прилегающую к ведомственному детсаду.
Сама садик я садила
В условиях дефицита мест в государственных дошкольных образовательных учреждениях логично предположить, что государство с воодушевлением встретит инициативу по созданию дополнительных частных садиков. Формально никто не против частного сектора в деле воспитания и обучения. Но на деле существует целый ряд препятствий чисто административного характера, с которыми организаторам частных детсадов (да и школ) справиться непросто.
Наталья Третьяк, заместитель директора Департамента государственной
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (69) 2008 ■
политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России: «В целом по Российской Федерации функционирует около 800 негосударственных дошкольных образовательных учреждений. Это составляет менее 2% от общего числа. Их деятельность регулируется Законом Российской Федерации «Об образовании», санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.1249-03, Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69—ФЗ «О пожарной безопасности», другими нормативными актами.
Как и любое образовательное учреждение, негосударственные ДОУ должны получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности. К условиям, необходимым для воспитания детей дошкольного возраста, относится укомплектованность штата учреждения, в том числе квалифицированными педагогами, соответствие помещений детсада санитарным нормам и нормам пожарной безопасности и др.»
В Департаменте образования г. Москвы нам также разъяснили, что лицензия будет выдана только при соответствии помещения определенным стандартам — речь идет по сути дела о здании обычного детсада или школы, где все эти СНИПы и саннормы более-менее соблюдены, и это признано официально. Но, как нам уже известно, помещения таких детсадов либо находятся в частной собственности, либо заняты.
Если все-таки удастся договориться с владельцами бывших ведомственных детсадов о сдаче помещений в аренду, то плата будет рыночной. Понятно, что она войдет в цену содержания ребенка в детском саду.
Если государство озабочено улучшением демографической ситуации в стране, неплохо было бы ввести какое-то субсидирование арендной ставки из бюджета и для частных детсадов (ведь государственные садики вообще не платят за аренду помещения). Но ничего подобного, естественно, не происходит.
Снимите и продайте последнюю рубашку
Есть расхожая фраза: если не можете помочь, то хотя бы не мешайте. Парадоксально, но и эту просьбу наши власти не могут удовлетворить. В 2007 году частные детсады стали изгонять с арендуемых помещений — на основании того, что эти здания должны быть переданы... государственным детским садам и школам. А так они, оказывается, заняты «непрофильными» коммерческими организациями.
Существует постановление Правительства Москвы от 14 февраля 2006 года №104 ПП «О развитии системы дошкольного образования в Москве», пункт 1.10 которого требует освобождения помещений бывших детских садов (ведомственных, как правило) в силу того, что негосударственные образовательные учреждения являются коммерческими.
Татьяна Потяева, депутат Московской городской Думы, заместитель председателя комиссии по науке и образованию: «Коллективы негосударственных детсадов отремонтировали помещения, зачастую там проведен капитальный ремонт, вплоть до реконструкции. А ныне вынуждены освобождать помещения, так как, согласно указанному выше ПП №104, пункт 1.10, правительством Москвы выдвинуто требование запрета на «перепрофилирование» зданий бывших государственных детских садов. Запрет вступил в силу 1 марта
2006 года. И ответственность за его соблюдение возложена лично на префектов.
Как правило, договор аренды заканчивается в середине учебного года. К нам поступают обращения директоров частных учебных заведений с просьбой о помощи в пролонгации договоров. Это актуально еще и потому, что многие частные садики входят в образовательные комплексы, где есть и детсад, и школа. Не нужно никому объяснять, как непросто менять учебное заведение, тем более в середине учебного года.
Многие негосударственные учебные заведения успели себя зарекомендовать на образовательном пространстве Москвы с очень хорошей стороны. Например, школа «Алеф» (Крылатские Холмы, 25, корп. 2), осуществляющая обучение на всех ступенях общего образования, работает уже 16 лет. За это время учебное заведение выпустило 1000 детей, дважды была удостоено звания «Школа года» на городском конкурсе.
Или школа «Морозко», работающая десять лет, входит в европейскую сеть школ содействия здоровью, одна из немногих с оздоровительным профилем. Ко мне как к депутату поступило 24 обращения с просьбой о помощи в продлении контракта на аренду.
От комиссии по науке и образованию было составлено письмо на имя первого заместителя мэра в правительстве Москвы Людмилы Швецовой о поддержке негосударственного образовательного сектора в столичном регионе. В нем содержалась просьба пересмотреть вопросы аренды помещений, занимаемых негосударственными школами и детскими садами, так как при прерывании школьного процесса среди учебного года нарушаются права ребенка на получение образования».
(В неофициальной беседе чиновники признают, что в действительности места под негосударственные детсады и школы есть — имеются малоукомплектованные госшко-лы, с пустующими площадями — они вполне могут потесниться).
Валерий Ангелов, генеральный директор юридической фирмы «ТИАН»: «Согласно Налоговому кодексу, даже если речь идет об общественной некоммерческой структуре, которая платит налог на прибыль — значит, такая структура прибыль получает, следовательно, и является коммерческой. В качестве иллюстрации приведу пример с классификацией деятельности адвокатов. Ранее рассматривался вопрос, считать ли ее предпринимательской? Ведь адвокат оказывает юридическую помощь, в отличие от юристов, которые предоставляют услугу. В результате постановили — считать». Получается, что единственный путь для негосударственных образовательных учреждений стать относительно независимыми — выкупить помещения, как в свое время сделала Московская экономическая школа (МЭШ) с помощью своих богатых спонсоров.
Интересно, что более гибкий подход в решении задачи обеспечения детей местами в садах пока продемонстрировала не столица, а регионы. Как рассказали в Министерстве образования и науки Российской Федерации, в Перми на конкурсной основе размещается муниципальный заказ на услуги дошкольного образования в учреждениях и организациях любой формы собственности и ведомственной принадлежности, в которых созданы условия для воспитания и образования детей дошкольного возраста.
Надомная работа
Если уж нет возможности у государства делиться помещениями с частным сектором — самим не хватает, можно поступить проще — создать законодательную базу, разрешающую частному сектору работать в домашних условиях. Как до революции 1917 года, когда учителя и воспитатели приезжали к ученикам, а несколько детей собирались на уроки из соседних домов и даже сел.
В Мосгордуме нам сообщили, что над этим вопросом работают. Татьяна Потяева: «Для того чтобы осуществлять качественное частное образование и воспитание, Департамент семейной и молодежной политики Правительства Москвы совместно с Мосгордумой разрабатывает программу «Домашний воспитатель». Эта программа направлена на то, чтобы заинтересованные в услугах нянь и домашних воспитателей московские семьи имели альтернативу — профессиональное домашнее образование.
Ведется работа в рамках постановления Правительства Москвы 6-50-1991/7
■ ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / №01 (69) 2008
В январе наступившего года вновь избранная Государственная Дума рассмотрит во втором чтении поправки к закону «Об опеке и попечительстве». Документ, принятый в первом чтении в ноябре 2007 года, фактически уничтожает систему патронажных семей, а также негосударственных детских, в том числе церковных, приютов. Сирот предполагается содержать исключительно в государственных
и муниципальных учреждениях. %
2
ст.
Светлана ПЕТРОВА 2
Как в страшной сказке
«О дополнительных мерах по улучшению предоставления московским семьям, имеющим детей, услуг нянь и воспитателей», а также ФЗ №128 «О лицензировании отдельных видов деятельности». По нашему мнению, необходима структура, которая могла бы оценивать уровень квалификации нянь и гувернанток. Также на базе вузов разрабатывается программа подготовки домашнего персонала.
На сегодняшний день в Москве существует более 300 агентств по подбору домашнего персонала. Наша цель — привести рынок домашнего воспитания в соответствие с законодательством».
Пока же законодательно не запрещено обучать своего ребенка дома, если на то дано разрешение в местном Департаменте образования, с условием прикрепления к ближайшей школе. Туда ребенок должен периодически являться для сдачи зачетов/экзаменов. Ведь от школы ему нужен аттестат, например, для дальнейшего обучения в вузе.
А вот приглашать к себе чужих детей может только официальный детский сад или школа, имеющие, помимо всего прочего, лицензию на помещение. При этом газеты пестрят объявлениями — частные «сады» открываются в большом количестве «на дому»: как правило, несколько детишек-сосе-дей или родственников проводят время под присмотром мам, бабушек, приглашенных нянечек и поварих. Вся эта идиллия существует до тех самых пор, пока недовольные радостными детскими визгами соседи не предъявляют претензии владельцам квартиры. Или, например, у одного из родителей по каким-либо причинам не возникают разногласия с воспитателями: если чадо незаслуженно обидят — всегда можно пожаловаться на «серого» директора.
Алла Карташкова, преподаватель высшей категории, директор частного детского сада Katy Park: «При анализе ситуации, сложившейся на рынке образовательных услуг Москвы, появляется ощущение, что рынка здесь как такового нет, а есть государственная монополия. Обеспечив наших детей правом на образование, мы лишаем их выбора образовательного учреждения. Что делать? Наверное, искать компромисс. Оставить возможности для частного образовательного сектора, выделив ему хотя бы 20% муниципальных площадей, разрешить использовать для обучения частные квартиры, подведя под это законодательную базу. Ну не выживут частные детские сады в условиях коммерческой аренды! Надо помочь садикам уже сейчас. В них нуждается немалое число детей. Ведь это же наши дети и делаем мы одно общее хорошее дело».
Проект закона «Об опеке и попечительстве» Екатерины Лаховой — Павла Крашенинникова появился еще в мае 2005 года. Авторы предложили уничтожить патронатные семьи. Это, напомним, одна из форм устройства детей в семью, при которой за детским домом сохраняются обязанности защищать интересы ребенка и оказывать родителям-воспитателям всевозможную помощь — психологическую, педагогическую, медицинскую и т.п. При этом живет ребенок в домашней обстановке с приемными папой и мамой, братиками и сестричками.
В 2005 году идея ликвидировать патронат вызвала шквал критики, и российское правительство официально отказалось поддержать проект закона. Прошло два года. И он неожиданно «всплыл» снова. Но в еще более жестком виде. Лахова и Крашенинников ввели в нынешний законопроект требование содержать сирот исключительно в государственных и муниципальных учреждениях.
Первый вице-премьер Дмитрий Медведев в апреле 2007 года написал письмо в Думу и от имени правительства указал на недопустимость ликвидации негосударственных приютов. Что же касается угрозы приемным семьям, то это вызвало «рекламацию» со стороны Правового управления Госдумы. Казалось бы, упомянутые замечания следует учесть. Но в итоге 7 ноября
2007 думцы единодушно приняли законопроект, не учтя ни одного замечания! Второе
чтение должно было состояться 14 ноября, но под шквалом критики документ был снят с рассмотрения — однако не окончательно, а до января 2008 года.
Итак, в наступившем году, названном, между прочим, Годом семьи, депутатам предстоит решить — смогут ли обретшие новых родителей дети по-прежнему жить в семьях, или же их судьбой займется очередной «Россиротпром».
Тем временем общественность пытается остановить прущий, как танк, закон. Заместитель главы отдела внешних церковных связей Московского патриархата епископ Егорьевский Марк решение Госдумы называет «странным и труднообъяснимым»: «Добрые семена, которые начали прорастать, будут уничтожены. Это преступление против детей и народа России. Это страшный удар».
Воспитатели и учителя говорят о недопустимости монополии органов опеки и попечительства в этой сфере. Руководитель Детского фонда России Альберт Лиханов напоминает, что президент не раз призывал передать часть государственных функций гражданскому обществу: «А на практике происходит наоборот».
По данным Детского фонда, ежегодно российские дома «прирастают» 130 000 воспитанников. К ним придется добавить еще несколько десятков тысяч сирот, которые вновь лишатся родителей, пусть даже приемных, если законопроект в его нынешнем виде станет законом. Ц