Научная статья на тему 'Вариативные формы дошкольного образования'

Вариативные формы дошкольного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2148
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ / ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Т. В., Цапенко М. М., Червова А. С.

Наряду с государственными ДОУ существуют различные формы дошкольного образования, именуемые вариативными. Они могут быть представлены и как структурные подразделения ДОУ, и как самостоятельные учреждения. Существование таких форм дошкольного образования обеспечивает главный принцип образовательной политики России в области дошкольного образования, заключающийся в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Variable Forms of Preschool Education

Along with state preschools, there are various forms of preschool education that are referred to as variable. They can be represented both as a structural units of preschool educational institutions and as independent institutions. The existence of such forms of preschool education ensures the main principle of Russia’s educational policy in the field of early childhood education whereby all children have the right to equal starting conditions before going school.

Текст научной работы на тему «Вариативные формы дошкольного образования»

Цапенко М.М.

кандидат педагогических наук, заместитель начальника управления развития содержания общего, дошкольного и специального образования Департамент образования г. Москвы

Волкова Т.В. кандидат педагогических наук, Департамент образования г. Москвы, Юго-западное окружное управление образования

Червова А.С. педагог - психолог, Детский сад № 768 Москва, Россия

ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: Наряду с государственными дошкольными образовательными учреждениями существуют различные формы дошкольного образования, именуемыми вариативными. Как правило, они существует на базе ДОУ как его структурные подразделения. Однако могут и существовать как его альтернатива. Таким Образом, главный принцип образовательной политики России в области дошкольного образования заключается в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.

Главный принцип образовательной политики России в области дошкольного образования заключается в том, что все дети имеют право на равные стартовые условия перед началом школьного обучения.

Система детских садов предназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкам общения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемы занятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинстве случаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 7 до 19 часов пять дней в неделю). В системе детских садов осуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — на уровне первичных навыков чтения, письма и счёта.

Для Российской Федерации традиционно характерны следующие виды ДОУ:

1. Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным направлением, например: физического, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания.

2. Центр развития ребёнка — детский сад.

3. Детский сад комбинированного вида - в них наряду с обычными группами есть группы для детей с какими-то формами отклонений развития. Как правило, это логопедические группы (коррекция речи).

4. Детский сад компенсирующего вида - специализированные и санаторные. В таких садиках производится коррекция каких-то хронических заболеваний. В специализированных садиках, в отличие от санаторных, дети с хроническими заболеваниями могут ходить в те же группы, что и здоровые дети.

В государственных ДОУ в зависимости от вида детского сада будет варьироваться и программа обучения, и количество детей в группе, и качество питания и игрушек, и даже, во многом, психологическая атмосфера.

Одной из главных задач развития дошкольного образования является укрепление института семьи, в связи с чем создана целая система общественного дошкольного образования ориентированная на ребёнка, воспитывающегося в условиях семьи. Так, наряду с государственными дошкольными образовательными учреждениями существуют различные формы дошкольного образования, именуемыми вариативными. Как правило, они существует на базе ДОУ как его структурные подразделения. Однако могут и существовать как его альтернатива.

К первой категории относятся:

1. Консультативные пункты

2. Службы ранней помощи

3. Центры игровой поддержки ребенка в ДОУ

4. Лекотеки

5. Семейные детские сады

(6.) Группа кратковременного пребывания (7.) Билингвальная группа

Во второй категории можно выделить:

1. Частные детские сады

2. Домашние детские сады

3. Досуговые центры

4. Школы

(5.) Билингвальные детские сады

Рассмотрим вкратце то, что мы условно назвали «первой категорией».

Консультативные пункты обеспечивают единство и преемственность семейного и общественного воспитания, осуществляют психолого-педагогическую поддержку родителям, способствуют всестороннему развитию личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Службы ранней помощи оказывают медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям младенческого и раннего возраста с выявленными нарушениями в развитии (рисками нарушения) и их семьям, находящимся в кризисных ситуациях, а также определяют образовательный маршрут проблемного ребенка.

Центры игровой поддержки ребенка осуществляют педагогическую деятельность, направленную на всестороннее развитие ребенка в возрасте от 6 месяцев до 3 лет.

Лекотеки открыты для детей от 2 месяцев до 7 лет, не посещающих государственные образовательные учреждения по состоянию здоровья или в связи с проблемами развития и нуждающимися в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Семейные детские сады создаются многодетными семьями, имеющими трех и более детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет причем воспитателем для детей выступает один из родителей.

Группы кратковременного пребывания ориентированы на посещение детьми ДОУ 3 раза в неделю по 3 часа. Как правило, группы это разновозрастные и решают две основные задачи: адаптация детей к детскому саду и подготовка их к более длительному пребыванию там в дальнейшем.

Билингвальные группы подразумевает, что в группе детского сада педагогический процесс ведется на нескольких языках.

Альтернативу государственным ДОУ составляет ряд образовательных учреждений либо являющихся в полном смысле этого слова ДОУ, но существующих на частной основе, либо дошкольное образование является лишь одной из составляющих их образовательной деятельности, перечень же предоставляемых ими услуг гораздо шире.

Частные детские сады - зарегистрированное должным образом дошкольное образовательное учреждение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с законом РФ "Об образовании", имеет государственную лицензию и помещение, соответствующее требованиям для ДОУ (как правило, собственное или арендованное отдельно стоящее

малоэтажное здание с прилегающей закрытой территорией). В городе частные садики, как правило, занимают помещения бывших государственных или ведомственных детских садов, а за городом это небольшие коттеджи, построенные с учетом требований закона и особенностей детского проживания.

Домашние детские сады - в некоторой степени это разновидность частного детского сада, отличающаяся тем, что организованы они в больших (трех- или четырехкомнатных) квартирах, где часть комнат отводится под пребывание детей. Теоретически получить лицензию на образовательную деятельность детскому саду, организованному в квартире невозможно. Однако согласно Положению о лицензировании образовательной деятельности, не подлежит лицензированию развивающая (занятия в кружках, секциях, студиях), воспитательная деятельность, организация досуга, проведение семинаров, тренингов, лекций, оказание консультаций и т. д., то есть любая деятельность, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации. В этом случае владелец домашнего детского сада регистрируется как индивидуальный предприниматель (ИП), покупает кассовый аппарат, ведет бухгалтерию и называет сове детское учреждение центром развития.

Досуговые центры - как правило, являются муниципальными и представляют собой в некоторой степени аналог того самого центра развития, о котором мы говорили применительно к домашним детским садом, за некоторым, однако, исключением: перечень предоставляемых ими услуг по дополнительному образованию гораздо шире, т.е. дошкольное образование может быть лишь малой его частью.

Школы - многие школы сейчас берут на себя функцию подготовки детей 6-7 лет к поступлению в 1 класс, организовывая соответствующие подготовительные курсы. Стоит затронуть тему создания образовательных кластеров. Предполагается, что объединение столичных школ с детскими садами позволит: во-первых, решить проблему преемственности между ДОУ и школами; во-вторых, расширить количество профилей развития, предлагаемых школами, будущим школьникам.

Билингвальные детские сады отличаются от обычных ДОУ они только тем, что воспитательно-образовательная деятельность ведется на нескольких языках (возможно наличие нескольких разновозрастных групп, соответственно ДОУ в таком случае может предлагать возможность выбора языка).

В заключение следует отметить, что «первая категория» институтов отличается тем, что образовательные услуги предоставляются бесплатно, тогда как «вторая категория»

подразумевает внесение платы. В целом же с переходом нашей системы образования на самообеспечение можно прогнозировать расширение перечня платных образовательных услуг, предоставляемых государственными ДОУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.