Научная статья на тему 'Эффективные технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений'

Эффективные технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты магистратуры / портфолио / средства оценивания / педагогическое и психолого-педагогическое направления / master’s degree students / portfolio / assessment tools / pedagogical and psychopedagogical directions

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ю. В. Сорокопуд, М. А. Абдурахманова

В российской образовательной практике сведения о применении портфолио достаточно разрознены, недостаточно разработаны модели и критерии их оценивания. Наше исследование посвящено изучению портфолио как эффективной технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений. Авторы делают вывод о том, что для эффективного применения портфолио в качестве средства оценивания необходима организация взаимодействия участников образовательного процесса, а также работодателей по разработке структуры портфолио и оценке в контексте востребованных компетенций, профессионально значимых качеств будущих работников образования. Результаты проведённой работы показали, что, по мнению магистрантов, портфолио не только позволяет наиболее полно отразить способы и результаты обучения, но и способствует активизации творческих способностей студентов, создает дополнительную мотивацию и развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TECHNOLOGIES FOR EVALUATING MASTER STUDENTS IN PEDAGOGICAL AND PSYCHOPEDAGOGICAL AREAS

In Russian educational practice, information about the use of portfolios is quite scattered, and models and criteria for evaluating portfolios are not sufficiently developed. The research studies a portfolio as an effective technology for evaluating master students in pedagogical and psychopedagogical educational directions. The authors conclude that in order to effectively use the portfolio as a means of evaluation, it is necessary to organize interaction between participants in the educational process, as well as employers to develop the portfolio structure and evaluate in the context of popular competencies, professionally significant qualities of future education workers. The results of this work have shown that according to undergraduates, the portfolio not only allows you to fully reflect the ways and results of training, but also helps to activate the creative abilities of students, creates additional motivation and develops skills of reflexive and evaluative activities.

Текст научной работы на тему «Эффективные технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений»

мым обогащая слуховой опыт музыканта. Пианист, темброво дифференцировав клавир, должен суметь правильно услышать отдельно элементы музыкальной фактуры, а в конечном итоге интегрировать их на рояле с помощью своего «слышания» в единую музыкальную ткань, по звучанию максимально приближенную к звучанию партитуры.

Возвращаясь к привычному фортепианному репертуару, пианист подходит к его исполнению более многосторонне, мыслит более масштабно. Ряд фортепианных произведений, из которых можно взять в качестве примера произведения венских классиков, написаны их авторами с явным «оркестровым подтекстом». Таковы, например, фортепианные сонаты Гайдна, Моцарта или Бетховена. Добиться правильного их звучания и убедительной трактовки возможно только в том случае, если прибегать к сравнению фортепианного звучания с оркестровым.

Многие композиторы услышали в фортепианной музыке оркестровое начало и создали прекрасные переложения, среди них назовём переложения для оркестра некоторых фортепианных сонат Бетховена. Например, одним из выдающихся представителей немецко-австрийского дирижёрского искусства Феликсом Вейнгартнером (1863 - 1942) переложена и исполнена фортепианная соната № 29 B-dur.

В русской музыке переплетение вокального, оркестрового и фортепианного начал также характерно для творчества многих композиторов: М.И. Глинки, С.В. Рахманинова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича и др. Известное сочинение «Вальс-фантазия» изначально было написано Глинкой для фортепиано

Библиографический список

и лишь впоследствии оркестровано. Российским пианистом М.В. Плетнёвым выполнены фортепианные транскрипции фрагментов музыки к трём балетам П.И. Чайковского.

Пианист, привыкший к тщательной и кропотливой работе в дирижёрском классе, безусловно, не пройдёт мимо этого факта при последующем исполнении фортепианной музыки. Например, внимательно слушая начало четырёхголосной фуги ре минор Д.Д. Шостаковича, он обязательно заметит, что это не что иное, как партитура русской многоголосной песни. А окончание этой же фуги - уже сложнейшая оркестровая партитура, в которой ясно слышатся отголоски русских опер. Не оставлена без внимания композиторами и другая известная фортепианная музыка, в которой ими услышано оркестровое начало. Таковы, например, переложенные для симфонического оркестра восточная фантазия «Исламей» М.А. Балакирева (переложение С. Ляпунова), фортепианные циклы «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского (наиболее известно переложение М. Равеля) и «Времена года» П.И. Чайковского (переложение А. Гаука) и многие другие.

Таким образом, работая в классе хорового дирижирования в качестве концертмейстера-иллюстратора, пианист благодаря приобретаемому здесь опыту чтения и воспроизведения на фортепиано хоровых и оркестровых партитур, исполнения большого количества других музыкальных произведений, переложенных для фортепиано, получает замечательную возможность совершенствования своего профессионального мастерства, освоения искусства «пения на фортепиано».

1. Гермер Г Как должно играть на фортепиано. Москва, 1889. Репринтное издание. Санкт-Петербург, 2002: 20 - 26.

2. Овчинников В.П. «Мы постоянно занимаемся фокусами: пытаемся петь на ударном инструменте». Р/апофорум. Ежеквартальный журнал: всё о мире фортепиано. 2014; № 1 (17): 17.

3. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Москва, 1982.

4. Малинковская А.В. Искусство фортепианного интонирования. Москва, 2017.

5. Андреева Л.М. Методика преподавания хорового дирижирования. Москва, 1969.

6. Thalberg S. Die Kunst des Gesanges auf dem Pianoforte. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

References

1. Germer G. Kak dolzhno igrat' na fortepiano. Moskva, 1889. Reprintnoe izdanie. Sankt-Peterburg, 2002: 20 - 26.

2. Ovchinnikov V.P. «My postoyanno zanimaemsya fokusami: pytaemsya pet' na udarnom instrumente». Pianoforum. Ezhekvartal'nyj zhurnal: vse o mire fortepiano. 2014; № 1 (17): 17.

3. Nejgauz G. Ob iskusstve fortepiannoj igry. Zapiskipedagoga. Moskva, 1982.

4. Malinkovskaya A.V. Iskusstvo fortepiannogo intonirovaniya. Moskva, 2017.

5. Andreeva L.M. Metodika prepodavaniya horovogo dirizhirovaniya. Moskva, 1969.

6. Thalberg S. Die Kunst des Gesanges auf dem Pianoforte. Leipzig: Breitkopf & Härtel.

Статья поступила в редакцию 07.02.20

УДК 378

Sorokopud Yu.V, Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Psychology and Pedagogy, Gzhel State University, Moscow Region, Village of Electroizolyator; Professor, Department of Pedagogy and Psychology, Chechen State University (Grozny, Russia), E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru Abdurakhmanova M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dean of Faculty of Preschool Education, Dagestan State Educational University (Makhachkala, Russia), E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

EFFECTIVE TECHNOLOGIES FOR EVALUATING MASTER STUDENTS IN PEDAGOGICAL AND PSYCHOPEDAGOGICAL AREAS. In Russian educational practice, information about the use of portfolios is quite scattered, and models and criteria for evaluating portfolios are not sufficiently developed. The research studies a portfolio as an effective technology for evaluating master students in pedagogical and psychopedagogical educational directions. The authors conclude that in order to effectively use the portfolio as a means of evaluation, it is necessary to organize interaction between participants in the educational process, as well as employers to develop the portfolio structure and evaluate in the context of popular competencies, professionally significant qualities of future education workers. The results of this work have shown that according to undergraduates, the portfolio not only allows you to fully reflect the ways and results of training, but also helps to activate the creative abilities of students, creates additional motivation and develops skills of reflexive and evaluative activities.

Key words: master's degree students, portfolio, assessment tools, pedagogical and psychopedagogical directions.

Ю.В. Сорокопуд, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Гжельский государственный университет», пос. Электроизолятор, проф., ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», г. Грозный, E-mail: yunna_sorokopud@mail.ru

М.А. Абдурахманоеа, канд. пед. наук, доц., декан факультета дошкольного образования, ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет», E-mail: abdurakhmanova-64@mail.ru

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ СТУДЕНТОВ МАГИСТРАТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ

В российской образовательной практике сведения о применении портфолио достаточно разрознены, недостаточно разработаны модели и критерии их оценивания. Наше исследование посвящено изучению портфолио как эффективной технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений. Авторы делают вывод о том, что для эффективного применения портфолио в качестве средства оценивания необходима организация взаимодействия участников образовательного процесса, а также работодателей по разработке структуры портфолио и оценке в контексте востребованных компетенций, профессионально значимых качеств будущих работников образования. Результаты проведённой работы показали, что, по мнению магистрантов, портфолио не только позволяет наиболее полно отразить способы и результаты обучения, но и способствует активизации творческих способностей студентов, создает дополнительную мотивацию и развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности.

Ключевые слова: студенты магистратуры, портфолио, средства оценивания, педагогическое и психолого-педагогическое направления.

Среди существенных недостатков традиционной системы оценивания в высшей школе является неполнота, ограниченность, игнорирование учёта психологических возможностей студентов. Особенно это характерно для студентов магистратуры, оценивать деятельность которых традиционными способами становится неэффективно. В этой связи становится целесообразной необходимость разработки и введения в образовательную практику современных форм оценивания, отвечающим новым образовательным целям и ценностям. Портфолио широко применяется за рубежом, диапазон его применения постоянно расширяется: от начальной до высшей школы и рынков труда. Активно используются новые формы портфолио, основанные на применении современных информационных технологий - «электронный портфолио», а также формы, ориентированные на новые образовательные цели - «паспорт компетенций и квалификаций». В то же время в российской образовательной практике сведения о применении порт-фолио достаточно разрознены, недостаточно разработаны модели и критерии оценивания портфолио. Наше исследование посвящено изучению портфолио как эффективной технологии оценки студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений [1 - 7].

Важной педагогической задачей выступает организация технологии применения портфолио в образовательном процессе. Данная технология состоит из 4 основных этапов:

• первый этап - запуск портфолио;

• второй этап - собственно создание портфолио;

• третий этап - презентация портфолио;

• четвёртый этап - оценивание портфолио [2].

Для студентов магистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений мы предлагаем следующие правила создания портфолио [3] (табл. 1).

Таблица 1

Основные правила созданияпортф°лиоДля студентовмагистратуры педагогических и психолого-педагогических направлений

№ Правила

1. Портфолио будет сопроворатьмагистрантав течение всего обучения (2 г.).

2. После составления и оценивания, портфолио будут оставаться у авторов.

3. Портфолио будут связаны тильиаспсихолоно-аедаготчвсионоервдмет-ной областью.

4. Портфолио будут исрольеоеатьсодоя веютавлмния экьамнна^ооных оценок по дисциплинам пснхологе-пелваосическоговакла.

5. Портфолио будут использоваться в качестве рефлексии студентами своего развития, а также для стуяенмесбойвамомдено и.

6. Общая оценка портфолио будет состоять из оценок входящих в него частей.

7. Студенты вместе с преподсвонеладчяпродемтыытсанттнроаафояио.

8. В состав портфолио войдут все изучаемые студентом темы; комментарии преподавателей.

9. Студенты могут советм вапьттдрьгадчугоооыиосательнспбдеыаа нпяе структуры портфолио.

10. Портфолио оценивается ^лниолбРно^ю^и^р^и^^Ньна^с^с^ОИ^уло^ОУ-ванных преподавателем и студентами.

11. Обсуждение портфолио будет проходить на заключительном занятии в форме конференции.

Общие требования к оформлению портфолио заключаются в следующем:

- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность и интересы студента;

- наличие четко сформулированного оглавления (с номерами страниц и

т.д.);

- соответствие содержания оглавлению;

- письменное введение в каждую главу, входящую в портфолио (студент объясняет, почему он решил работать над этой темой и описывает свои мысли и чувства в этой связи);

- оценка студентом собственного портфолио;

- перечень целей обучения, сформулированных студентом на основании своих интересов, потребностей и самооценки [3].

Работы магистранта:

1. Обязательные

1) фрагменты подготовки к семинарским занятиям по предметам психолого-педагогического цикла;

2) компьютерные презентации проектов;

3) видеофрагменты семинарских занятий;

4) задания по СКР;

5) публикации авторов;

6) интересные публикации из психолого-педагогических журналов;

7) разработки проведенных школьных уроков и занятий в университете [5].

2. Дополнительные

- проведение и участие в деловых играх и круглых столах;

- прикладные электронные образовательные проекты (ЭОП) (как индивидуальные, так и групповые): моно- и полиформные тесты, средства наглядности, справочники, фрагментов ЭУ, ЭУМК и др.;

- аннотирование и редактирование аннотаций,

- разработанные учебные слайд-фильмы;

- р азработка т редакт ирование электронных учебных и учебно-методических пособий и изданий, методических материалов;

- участие в вузовских, краевых и международных конкурсах научных работ;

- выступления/презентация на научных/практических конференциях и семинарах (факультетских, вузовских, межвузовских, краевых, международных);

-публикацимнауч нлх работ (меиисов.маелрмалов.статей, в том числе в дздртинр.итко мендованных ВАК, Scopus, Web of Science);

- чоткство в общественных научных организациях,

- емощуекия-ииаротыыи мнплкмы (уорнтиоя фа мота или диплом за лучшее выступление с докладом на конференции), гранты, премии факультета, уузу.ныкрдлбфоклов (кимттврьвлввтныу , лбщасттемпыхоуганизаций) [5].

На основе личного опыта, а также изучения опыта коллег обозначим общий тсиильурттрыд0шгуи соцтфелил (рии. 1-.

После использования данной технологии нами был проведён опрос среди ситдентоп да-истпРТИТР1.

На вопрос о целесообразности ведения портфолио в ходе изучения неко-тирыхдисцеплин 93,75%рескондентов ответили положительно. Значительная часть опрошенных убеждены, что ведение способно создать дополнительную гося и активизировать его творческие способности (87,5%), помогает развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности (81,25%). IПЫoгиысчтдыюр, чтотрурисенип рпктфоли тнвлдаусрнлтДолее эффективным средством оценивания результатов работы студентов магистратуры педагогиче-с котрдп^1^жлт^п^(п^ра^^ддп^сктго пап рлпо^ь^п^еЩ7,т5ом-.

Не посчитали удачным проведение экзамена в форме оценки составлен-нлгоппроусссеизучения данной дисциплины портфолио всего лишь 6,25% ма-гиитбалтоы.

ю о

-

с

J

о

с« =

-

с в

п

и &

a й

1. ПиБщшднид кычдщдвы обрнцовндвлaнооо проюдщщы и дои внриндивнощди.

2. Рпсширднид воцмоФнощдвй обучения и спмообучдниы.

3. Нпполнднид личннк портфолио учпсдников продкдп в вида элвкдронннк продуктов.

4. Рпцвидид мддипкомпдддндносди и информп-ионной куладурщ сдудандов и падпоооов.

С. Повышаниа модивпции и союипланой пкдивносди сдудандов мыоищдрыдурщ.

Рис. 1. Общий результат технологии портфолио

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

&

о

о

s -

:

г -

О =

& С

s

s =

я X

5 =

6

Я

О

я -

: —

н =

: a

• Технология портфолио позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей магистранта посредством анализа разнообразных продуктов учебно-познавательной деятельности;

• в данной технологии поощряется не только оценка, но и самооценка, а также взаимооценка магистрантов, самоанализ и самоконтроль;

• учебное портфолио направлено на сотрудничество преподавателя и студента магистратуры и способствует реализации личностно ориентированной парадигмы;

• учебные портфолио выступают в форме постоянной оценки в процессе непрерывного образования, способствуют смещению акцентов от жестких факторов традиционной оценки к гибким условиям оценки альтернативной;

• учебные портфолио легко интегрируются в профессиональные и служебные системы оценки, это дает возможность формирования основ профессиональной компетентности будущих педагогов.

Рис.2. Выявленныепреимуществапортфолиокак формыконтроля иоценивания магистрантов

Тем самым, по мнению магистрантов, портфолио не только позволяет наиболее полно отразить способы и результаты обучения, но и способствует активизации творческих способностей студентов, создает у них дополнительную мотивацию и развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности. С этой точки зрения ведение портфолио целесообразно в ходе изучения некоторых дисциплин и может применяться как инновационная форма контроля при подготовке будущих педагогов.

В целом в ходе эксперимента по применению портфолио как формы контроля и оценивания магистрантов, обучающихся по программам педагогического и психолого-педагогического образования, были выявлены следующие его преимущества (рис. 2).

В то же время у портфолио как средства оценивания есть и существенные недостатки. Прежде всего, нами были выделены следующие:

- высокий уровень субъективности оценки, ослабление ее валидности и надежности,

- организационные трудности, связанные с необходимостью дополнительных площадей и помещений для хранения портфолио;

Библиографический список

- портфолио требуют больше времени для реализации и большего мастерства педагога, чем традиционная система оценки [6, 7];

- внедрение портфолио требует развития как у преподавателей, так и у магистрантов(студентов) новыхкомпетенций;

- иногда наблюдается размытость критериев оценки отдельных элемен-товпортфолиоитрудоемкость процесса их проверки и др. [3].

В заключение обозначим основные направления практической реализации портфолио как формы оценки студентов магистратуры психолого-педагогических направлений:

- организация в рамках магистратуры разработки чётких критериев по структуре и оценке портфолио;

- разработка механизмов, обеспечивающих достоверность портфолио, прозрачность его наполнения и результатов оценивания;

- организация взаимодействия участников образовательного процесса, а также работодателей по разработке структуры портфолио и оценке в контексте востребованных компетенций, профессионально значимых качеств будущих работников образования.

1. Воронин Ю.А., Трубина Л.А., Васильева Е.В., Козлова О.В. Современные средства оценивания результатов обучения: курс лекций. Воронеж, 2004.

2. Карпова Е.В, Пятакова Ю.М. Проблема оценивания: традиции и инновации. Актуальные проблемы психологии и педагогики начального образования. Ярославль, 2010.

3. Технология портфолио. Available at: http://cl.rushkolnik.ru/docs/8178/index-743041.html

4. Игропуло И.Ф., Сёмина И.С., Сорокопуд Ю.В., Шаповалов В.К. Использование методологии тюнинга при проектировании магистерских программ по педагогическому образованию. Вестник университета. 2014; № 2: 235 - 238.

5. Сорокопуд Ю.В. Концепция модернизации подготовки преподавательских кадров для высшей школы. Мир образования - образование в мире. 2010; № 3: 10.

6. Глузман Н.А., Горбунова Н.В. Профессионализм педагога: успешность и карьера. Москва, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; Т. 16, № 4: 1860 - 1872.

References

1. Voronin Yu.A., Trubina L.A., Vasil'eva E.V., Kozlova O.V. Sovremennye sredstva ocenivaniya rezul'tatov obucheniya: kurs lekcij. Voronezh, 2004.

2. Karpova E.V, Pyatakova Yu.M. Problema ocenivaniya: tradicii i innovacii. Aktual'nye problemy psihologii i pedagogiki nachal'nogo obrazovaniya. Yaroslavl', 2010.

3. Tehnologiya portfolio. Available at: http://cl.rushkolnik.ru/docs/8178/index-743041.html

4. Igropulo I.F., Semina I.S., Sorokopud Yu.V., Shapovalov V.K. Ispol'zovanie metodologii tyuninga pri proektirovanii magisterskih programm po pedagogicheskomu obrazovaniyu. Vestnik universiteta. 2014; № 2: 235 - 238.

5. Sorokopud Yu.V. Koncepciya modernizacii podgotovki prepodavatel'skih kadrov dlya vysshej shkoly. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2010; № 3: 10.

6. Gluzman N.A., Gorbunova N.V. Professionalizmpedagoga: uspeshnost'ikar'era. Moskva, 2019.

7. Gorbunova N.V., Kalimullin A.M. Simulation of the process of training the future primary school teachers for organizing extracurricular activities. Elementary Education Online. 2017; T. 16, № 4: 1860 - 1872.

Статья поступила в редакцию 10.02.20

УДК 371

Shapka S.N., senior lecturer, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Educational Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

Gabueva L.G., senior teacher, Department of Physical Culture and Sports, North Ossetian State Teachers' Institute (Vladikavkaz, Russia), E-mail: valida.tarieva@mail.ru

PEDAGOGICAL SYSTEM OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE OF AN INDIVIDUAL. The article substantiates the need to form a physical culture among students. One of the crucial conditions for human productivity and productivity is the presence of high overall performance based on good health and normal physical development. As well as the systematically executed mode of the day keeps the balance between expenditure and recovery of the forces expended, strength-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.