научно-методический электронный журнал
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/ 12149.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 12149
УДК 378.14
Лапшина Валентина Семеновна,
кандидат философских наук, доцент кафедры теории и методики профессионального образования ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина», г. Нижний Новгород valentina [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается портфолио как форма оценки результатов научно-педагогической практики студентов-магистров, обучающихся по направлению 051000.68 «Профессиональное обучение» (профиль подготовки «Управление образовательными системами»). Создание портфолио студентами-магистрами является эффективным средством оценивания профессиональной подготовки в высшей школе и может стать наброском траектории профессионального и личного развития в будущем.
Ключевые слова: профессиональное образование, портфолио, общекультурные и профессиональные компетенции, научно-педагогическая практика.
Научно-педагогическая практика является неотъемлемым элементом учебного процесса подготовки магистрантов по направлению 051000.68 «Профессиональное обучение» (профиль подготовки «Управление образовательными системами»). Научно-исследовательская практика выполняет функции общепрофессиональной подготовки студентов магистратуры к педагогической деятельности в образовательном учреждении (вузе, школе, колледже, лицее и др.). Основная идея практики заключается в формировании ключевых компетенций, связанных с профессиональнопедагогической деятельностью, а также коммуникативных умений. В результате прохождения научно-педагогической практики у студентов магистров по окончании I года обучения продолжают формироваться следующие общекультурные и профессиональные компетенции (согласно ФГОС ВПО по направлению подготовки 051000 «Профессиональное обучение» (по отраслям) от 16 апреля 2010 г. № 377):
- ОК-1: способность и готовность совершенствовать и повышать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- ОК-6: способность и готовность к реализации профессионально-
педагогической деятельности на основе гуманитарных и культурных ценностей;
- ОК-7: способность и готовность формировать свой индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности;
- ОК-18: способность и готовность к презентации результатов своей научной деятельности;
- ПК-4: способность и готовность выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);
- ПК-17: способность и готовность проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей.
Содержательным элементом практики является создание образовательного портфолио, которое может выступать, с одной стороны, как форма оценки прохождения научно-педагогической практики, с другой - как элемент самооценки профессиональной подготовки студента.
Идея использования портфолио в учебном заведении появилась в 80-х годах прошлого века в США. Затем портфолио становится популярным в Европе и Японии.
Портфолио как форма оценки научно-педагогической практики
студентов-магистров
f\j ■Л f\j
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/ 12149.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 12149
УДК 378.14
В 90-х годах на портфолио обратили свое внимание эксперты российской системы образования [1].
В научной и научно-популярной литературе появились публикации и книги, посвященные созданию и применению портфолио в образовательных учреждениях. Появляются первые портфолио для дошкольников, выпускников школ, студентов, учителей. Содержательные и технические аспекты создания портфолио в настоящее время изучают О. Г. Смолянинова, Т. А. Полилова, А. В. Мосина, О. С. Лещенко, Т. Г. Новикова, С. В. Полищук и др. [2]. Однако на сегодняшний день, как в зарубежной, так и в отечественной литературе отсутствует единое понимание концепции образовательного портфолио, нет четко сформулированного определения данного понятия. Приведем примеры распространенных попыток концептуализировать «портфолио».
1. «Портфолио - это набор документов, доказывающих индивидуальные достижения студента по различным аспектам деятельности. Создание портфолио -процесс творческий, который позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, научно-исследовательской, спортивной, творческой, социальной) за время обучения в вузе».
2. «Портфолио - это форма непрерывной оценки в процессе многоуровневого профессионального образования, которая даёт возможность раннего формирования профессионально значимых компетенций студента».
3. «Портфолио - отчет по процессу обучения, о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т. п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях».
4. «Портфолио - инструмент самооценки, саморазвития и самопрезентации студента».
5. «Портфолио - эффективный способ рационального и прозрачного продвижения настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, способ оценивания имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними».
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать определенные педагогические задачи:
- поощрять мотивацию студентов;
- поддерживать активность и самостоятельность студентов; расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной самооценочной деятельности студентов;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную образовательную деятельность, добиваться поставленных образовательных задач;
- содействовать персонализации и социализации студентов.
В 2011-2012 учебном году в рамках прохождения магистрами (направление подготовки 051000 «Профессиональное обучение», профиль подготовки «Управление образовательными системами») научно-педагогической практики при Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина было успешно применено создание портфолио как форма оценки их профессиональной деятельности.
По мнению Л. Р. Лизуновой, системное применение портфолио как формы оценки обеспечивает качественное накопление информации, необходимой для своевременной фиксации реальных изменений и роста профессионального мастер-
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/ 12149.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 12149
УДК 378.14
ства будущего педагога [3]. Создание портфолио является творческой работой, позволяющей студенту реально представить свой образовательный уровень, увидеть резервы, определить траекторию профессионального самосовершенствования. Портфолио может использоваться как инструмент стимулирования студента (возможность выбора базового учреждения для прохождения педагогической практики, участия в студенческих научно-практических конференциях, публикация результатов научных исследований, трудоустройство и т. д.).
Создание портфолио как формы оценки прохождения магистрами научнопедагогической практики подразумевает собой поэтапную деятельность. Более подробно каждый этап рассмотрен у Е. В. Григоренко в методических рекомендациях по созданию и использованию портфолио [4]. Ключевыми при создании портфолио являются следующие этапы.
Этап 1. Мотивация и постановка целей по созданию портфолио
Этап 2. Разработка структуры материалов портфолио
Этап 3. Планирование и сбор необходимого материала для портфолио. Выработка критериев оценивания материалов портфолио.
Этап 4. Оформление материалов. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 5. Оценка результатов деятельности по оформлению и использованию материалов портфолио.
Этап 6. Презентация в рамках цели создания и использования. Рефлексия деятельности на этапе.
Этап 7. Пробы в презентации портфолио. Рефлексия. Доработка критериев оценивания портфолио.
В рамках практики студентам было предложено создать личное портфолио, имея опыт обучения в высшей школе (достижения в НИРС, участие в проектах, грантах, конференциях и пр.) и год послевузовского образования (первый курс магистратуры). Тем самым содержание портфолио было более богатым по отображенным материалам и информационным ресурсам. По результатам работы можно было проследить индивидуальный прогресс студента в течение длительного периода обучения, оценить его образовательные и творческие достижения.
Содержание образовательного портфолио магистра предполагает 7 элементов.
1. «Приветствие»: фотографии (2-3 шт.), краткая биография.
2. «Философия образования»: профессиональная позиция, обоснование выбора профессии, индивидуальный учебный план, ожидание от предметов специальной подготовки.
3. «Кумиры»: авторитеты в профессиональной области, мыслители разных лет, оказавшие влияние на профессиональное становление (на усмотрение студентов).
4. «Индивидуальные достижения»: результаты участия в конкурсах, конференциях, грантах, проектах, олимпиадах, общественной деятельности (дипломы, сертификаты, награды и пр.).
5. «Педагогические проекты, внедренные в жизнь»: проведенные занятия в рамках практики, собственные разработки занятий, сценарии занятий, викторин и прочее.
6. «Публикации»: статьи, тезисы, стенд-доклады.
7. «Зеркало»: отзывы о качестве реализации деятельности студента и ее результатах педагогов, научных руководителей, коллег, рецензии на разработки студента, благодарности и т. д.
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm
научно-методический электронный журнал
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/ 12149.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 12149
УДК 378.14
При заполнении указанных выше элементов портфолио студенты смогут самостоятельно оценить себя, выстроить траекторию своего обучения (карьеры, саморазвития), а также продемонстрировать свой потенциал руководителям и коллегам, а впоследствии и работодателю.
При формировании (создании) портфолио следует учитывать, что индивидуальные достижения студента условно могут быть разделены на различные виды студенческой деятельности:
- достижения в освоении основной образовательной программы;
- достижения в исследовательской и творческой деятельности;
- достижения в общественной деятельности и пр.
Практика создания и презентации образовательного портфолио в рамках научно-образовательной практики Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина показывает, что эта форма оценки имеет перспективу развития, которая заключаются в возможном использовании разработанного макета портфолио для магистров, обучающихся по направлению 051000.68 «Профессиональное обучение» (профиль подготовки «Управление образовательными системами»), а также для магистров других направлений подготовки, для создания электронной версии портфолио студента магистратуры.
Очевидно, что портфолио отличается от традиционных видов оценивания образовательного процесса (тестирования, контрольной работы и пр.) более творческим характером. Однако портфолио не стремится заменить традиционные формы оценивания, а скорее дополняет их.
При разработке параметров оценивания самого портфолио [5] необходимо познакомить студентов с такими инвариантными требованиями к содержанию и оформлению портфолио, как:
- наличие творчески оформленной обложки, отражающей личность студента;
- аккуратность и тщательность выполнения;
- структура материала;
- творческий характер оформления;
- факты, отражающие осмысление материала студентом;
- материалы, отражающие творческие способности студента.
Практика презентации портфолио перед защитой отчета по прохождению научно-педагогической практики показывает, что среди наиболее важных параметров оценки портфолио могут быть использованы такие универсальные, как:
- зрелость создателя портфолио;
- его способность к реальной и действенной самооценке;
- умение добиваться результата и решать любые задачи;
- сформированность социальных и профессиональных навыков;
- осмысление своей образовательной траектории;
В рамках проекта PEAKS: «Интерактивные методы преподавания и обучения» был предложен способ оценки портфолио «ИТОГ» (табл. 1) [6].
Данная таблица может заполняться как индивидуально, так и в группе.
Изучение портфолио дает представление о том, насколько изменилась мотивация студента к учебной (профессиональной) деятельности после достижения продемонстрированных в портфолио результатов. Научный руководитель, оценивания портфолио, может разделить весь объем материалов, представленных студентом в портфолио, условно на две части: формальная часть и неформальная часть [7].
гм yj nj
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm
КОНТ ТНПТ
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/
- Гос'рег'Эл № ФС 77‘49965-- issn
ART 12149 УДК 378.14
Таблица 1
Модель «ИТОГ»
И Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нем особенно?
Т Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)
О Оценка портфолио на основании собственных критериев
Г Главный вывод по всему портфолио
При рассмотрении формальной части учитываются: средний балл по общим, профессиональным, специальным дисциплинам; курсовые работы; дипломная работа; практики; иностранный язык; сертификаты о профессиональном обучении; обучение за рубежом; отзывы преподавателей, руководителей учебных практик.
Неформальная часть содержит следующие объекты оценивания: олимпиады; профессиональные конкурсы; научные публикации; методические разработки и публикации (разработка учебного курса, деловой игры, тренинга, конференции, сайта по профессиональной теме); участие в научной конференции, участие в общественных проектах; участие в профессиональных проектах; участие в спортивных мероприятиях; иные сертификаты, документы; отзывы, характеристики от профессионалов -практиков, руководителей предприятий, организаций.
В настоящее время портфолио как форму оценки профессиональных компетенций студента используют отделы содействия трудоустройству выпускников, научно-исследовательские отделы по работе со студентами. Эта форма очень гибкая и удобная для работы как с одним, так и с группой студентов. Предложение использовать данную форму как оценку студентов магистратуры по результатам прохождения научно-педагогической практики (на примере НГПУ им. К. Минина) имеет положительный отклик, как со стороны профессорско-преподавательского состава, так и со стороны студенчества.
Таким образом, портфолио является современной результативной формой оценивания результатов образовательной деятельности студента (рис. 1), способствует повышению мотивации к образовательным достижениям; увеличению значимости ценности профессионального образования [8], аргументированной реализации самообразования для развития профессиональных и общекультурных компетенций; выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетентностей; повышению конкурентоспособности будущего специалиста.
Ссылки на источники
1. Постановление Министерства образования РФ «О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы» от 25.08.2003.
2. Новикова Т. Г. Анализ разработки портфолио на основе зарубежного опыта // Развитие образовательных систем в контексте модернизации образования. - М.: Academia; АПКиПРО, 2003.
3. Лизунова Л. Р. Применение технологии портфолио в системе специального (коррекционного) образования. - Пермь, 2008. - 42 с.
4. Григоренко Е. В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию. -Томск, 2007. - URL: ii.tsu.ru/userfiles/metodichkaportfoliovvuze.doc.
5. Телеуов М. К., Досмагамбетова Р. С., Калиева Ш. С.,Тургунов Е. М., Гитенис Н. В, Нурбеков А. А. Сферы компетентности выпускника медицинского вуза. Компетентность: навык постоянного самосовершенствования. - Караганда, 2010 г. - 99 с.
6. Workshop for Secondary School Teachers: resource guide / Интерактивные методы преподавания и обучения. Семинар для преподавателей средней школы.
7. Смолянинова О. Г. Электронный портфолио в системе оценки образовательных достижений студента // Материалы VI Международной научной конференции «Педагогика развития: Образование и социализация личности в современном обществе», Красноярск, 5-8 июня 2009 г. - Красноярск, 2009. - С. 149-162.
8. Веселова В. С. Ценности современного общества и образования // Ценности и смыслы. - 2010. -№ 2 (5). - С. 64-73.
<х» С
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm
КОНТ TF.T1T
Лапшина В. С. Портфолио как форма оценки научнопедагогической практики студентов-магистров // Концепт. - 2012. - № 11 (ноябрь). - ART 12149. -0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/
научно-методический электронный журнал - Гос рег Эл № ФС 77-49965. - ISSN
ART 12149
УДК 378.14
Рис. 1. Портфолио как форма оценки результатов научно-педагогической практики студентов-магистров
Lapchina Valentina,
Candidate of philosophical sciences, lecturer at the chair of theory and methodology of professional training of Minin State Pedagogical University, Nizhniy Novgorod valentina [email protected]
Portfolio as means to assess the results of the scientific and pedagogical practice of master students Abstract. The article is devoted to portfolio as a way to evaluate the results of the scientific and pedagogical practice of master students (specialty «educational management»). Portfolios made by master students is an effective means to estimate their professional skills and may be considered as an outline for professional and personal development in the future.
Keywords: professional education, portfolio, general cultural and professional competence, scientific and pedagogical practice.
977230412012811
http://www.covenok.ru/koncept/2012/12149.htm