Научная статья на тему 'Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров'

Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
103
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФОЛИО / СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ / PORTFOLIO / STRUCTURE OF PORTFOLIO / KEY COMPETENCIES / ASSESSMENT CRITERIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хусаинова Гузель Рафаэлевна, Гиниятуллина Диана Равилевна

Процесс ведения портфолио имеет большой потенциал для развития, как навыков самостоятельной работы студентов, так и исследовательских и рефлексивных навыков, что особенно актуально в свете компетентностного подхода, заявленного в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье раскрыт опыт применения портфолио в различных вузах России. Проанализированный опыт педагогов, работающих по методу портфолио, позволил выявить перспективные практики для развития ключевых компетенций будущих инженеров на занятиях по иностранному языку, а также выявить эффективные подходы для оценивания работы студентов по методу портфолио.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хусаинова Гузель Рафаэлевна, Гиниятуллина Диана Равилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF PORTFOLIO FOR THE DEVELOPMENT OF FUTURE ENGINEERS’ KEY COMPETENCIES

The process of work with portfolio has great potential as for the development of students' individual work as for the research and reflexive skills which is especially important under competency-based approach declared in Federal State Educational Standards. The article describes the experience of using portfolio in different universities of Russia. The analyzed experience of researchers working with portfolio tool allowed to find out promising practices for the development of future engineers’ key competencies and also find out effective approaches for the assessment of students’ work with portfolio tool.

Текст научной работы на тему «Метод портфолио для формирования ключевых компетенций будущих инженеров»

Таблица 1

Управленческая деятельность Экономическая деятельность Правовая деятельность

Б1 .В.ОД - дисциплина «Основы экономики и менеджмента в сфере физической культуры и спорта» Б1.В.ОД - дисциплина «Правовые основы физической культуры и спорта»

Б1 .В.ДВ - дисциплина «Управление физической культурой и спортом» Б1.В.ДВ -дисциплина «Маркетинг физической культуры и спорта» Б1 .В.ДВ - дисциплина «Рынок физкультурно-образовательных услуг»

Для определения уровня сформированности управленческой компетентности будущих учителей физической культуры мы предлагаем проводить мониторинг по трем направлениям:

1. Выявление уровня сформированности управленческой компетентности студентов.

2. Анализ системы обучения основам управления в физической культуре и спорте.

3. Анализ деятельности преподавателя по формированию управленческой компетенции на занятиях (методического обеспечения занятий по изучаемым дисциплинам).

На каждом направлении предлагаются следующие виды мониторинговой деятельности:

- диагностика показателей;

- выявление причин повышения/понижения значения показателя;

- составление рекомендаций для дальнейшего осуществления образовательной деятельности.

Для проверки эффективности предложенной модели мониторинга был проведен эксперимент, в котором приняли участие студенты факультета физической культуры, обучающиеся по направлению 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура». Экспериментальная деятельность охватила 5,6 семестры 2016-2017 учебного года и 7-й семестр 2017-2018 учебного года.

Выводы. Проведенный эксперимент позволили отметить достижение студентами следующих результатов:

- формирование устойчивого профессионального интереса;

- повышение уровня готовности специалистов физической культуры и спорта к осуществлению экономической деятельности в своей профессиональной области;

- формирование управленческой компетентности будущего специалиста физической культуры и спорта;

- эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса, повышение мотивации обучения за счет организации коммуникативного пространства, проведения тренингов, управленческих игр и т.д.

Литратура:

1. Колодезникова С.И., Колодезникова М.Г. Формирование управленческой компетентности специалиста в сфере физической культуры и спорта // Вестник Бурятского государственного университета. - 2010. - № 13. - С. 75-80.

2. Багаутдинов З.М. Развитие профессиональной компетентности учителя физической культуры // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 13-17.

3. Чеснова Е.Л., Стойкина Л.В. Развитие управленческой комптентности будущего учителя - студента факультета физической культуры педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 7. -с. 90-95.

Педагогика

УДК: 378.147.34

кандидат педагогических наук, доцент Хусаинова Гузель Рафаэлевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань); кандидат педагогических наук, старший преподаватель Гиниятуллина Диана Равилевна

Казанский национальный исследовательский технологический университет (г. Казань)

МЕТОД ПОРТФОЛИО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ

ИНЖЕНЕРОВ

Аннотация. Процесс ведения портфолио имеет большой потенциал для развития, как навыков самостоятельной работы студентов, так и исследовательских и рефлексивных навыков, что особенно актуально в свете компетентностного подхода, заявленного в федеральных государственных образовательных стандартах. В статье раскрыт опыт применения портфолио в различных вузах России. Проанализированный опыт педагогов, работающих по методу портфолио, позволил выявить перспективные практики для развития ключевых компетенций будущих инженеров на занятиях по иностранному языку, а также выявить эффективные подходы для оценивания работы студентов по методу портфолио. Ключевые слова: портфолио, структура портфолио, ключевые компетенции, критерии оценки. Annotation. The process of work with portfolio has great potential as for the development of students' individual work as for the research and reflexive skills which is especially important under competency-based approach declared in Federal State Educational Standards. The article describes the experience of using portfolio in different universities of Russia. The analyzed experience of researchers working with portfolio tool allowed to find out promising practices for the development of future engineers' key competencies and also find out effective approaches for the assessment of students' work with portfolio tool.

Keywords: portfolio, structure of portfolio, key competencies, assessment criteria.

Введение. ФГОСы третьего поколения пересматривают роли участников учебного процесса и определяют увеличение числа часов на самостоятельную работу студентов. Согласно ФГОС ВО, способность к самоорганизации и саморазвитию у будущих инженеров является ключевой компетентностью. В результате освоения дисциплины «Иностранный язык» будущий инженер должен среди прочих навыков овладеть приёмами самостоятельной и индивидуальной работы со справочными материалами, базами данных, компьютерными технологиями для формирования потребности к самообразованию, что подводит к необходимости самостоятельного изучения иностранного языка на протяжении всей жизни. Таким образом, перед преподавателем ставится задача, максимально используя особенности предмета, помочь студенту наиболее эффективно организовать свою учебно-познавательную деятельность, рационально планировать и осуществлять самостоятельную работу, а также обеспечивать формирование общих умений и навыков самостоятельной деятельности.

Формулировка цели и задач статьи. Целью статьи является анализ опыта применения метода портфолио на примере практик различных вузов России, выявление перспективных подходов для развития ключевых компетенций будущих инженеров на занятиях по иностранному языку.

Изложение основного материала статьи. Согласно ФГОСу, рассматриваемая компетентность имеет три уровня. Пороговый означает, что обучающийся владеет некоторыми приемами организации процесса саморазвития, самореализации (допускает ошибки при их реализации). Продвинутый означает, что будущий инженер владеет основными приемами и технологиями организации процесса саморазвития, самореализация. Обучающийся на превосходном уровне, владеет различными приемами и способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности.

Как показывает анализ исследований, эффективным для формирования способности к самоорганизации и саморазвитию является метод портфолио. Процесс ведения портфолио имеет большой потенциал для развития, как навыков самостоятельной работы студентов, так и исследовательских и рефлексивных навыков, что особенно актуально в свете компетентностного подхода, заявленного в федеральных государственных образовательных стандартах [1].

По мнению Е.И. Зариповой, Е.Н. Котенко, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи, такие как поощрение активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения; развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся; формирование и развитие умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность и т.д. [2].

Согласно исследованиям, метод портфолио - это спланированная заранее, индивидуальная самостоятельная работа и подборка достижений студентов за семестр (курс), которая оценивается с точки зрения соответствия учебной программе и стандартам обучения, имеющий целью научить отбирать, систематизировать, структурировать и анализировать информацию по выбранной теме, самостоятельно работать с различными источниками информации [3].

Таким образом, основным назначением портфолио, по мнению исследователей, является систематизация обучающимися накапливаемых им опыта, знаний, формирование его общекультурных и профессиональных компетенций и более четкое самоосмысление ими направления своего развития в будущей профессиональной деятельности.

Метод портфолио используется различными исследователями на различных дисциплинах, для формирования профессиональных и общекультурных компетенций, поскольку не зависит напрямую от предметного содержания. В современных условиях портфолио может иметь различные формы: бумажную, электронную и веб-портфолио. Рассмотрим, какой должна быть структура и суть метода портфолио на примере практик различных вузов России.

Н.В. Гольцова, А.В. Шишова используют метод портфолио для развития общекультурных и профессиональных компетенций студентов в ходе освоения дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика». Авторы считают, что компонентами портфолио могут быть самостоятельные работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, черновики, схемы, алгоритмы решения учебных задач, проекты, творческие работы, аудио- и видеоматериалы, таблицы, анкеты и результаты их обработки, отчеты об интервью, вопросы, дневники наблюдения, письма, глоссарий, грамоты, сертификаты, знаки достижений и т.д.

В рассматриваемой авторской системе указывается, что в портфолио студента должны быть представлены все разделы с соответствующими материалами, включающие «Резюме», «Мой педагогический портрет», «Диагностическая копилка». «Диагностическая копилка» состоит из таких подразделов, как глоссарий курса, подраздела «Результаты тестовых и контрольных работ» (материалов выполнения контрольных заданий по изучаемым темам, собраны результаты выполнения терминологических диктантов, тестовых контрольных работ). В подразделе «Материалы докладов и сообщений» содержаться наиболее яркие и интересные материалы компиляционного характера (т.е. составленные из материалов разных источников). Подраздел «Творческие работы» состоит из кроссвордов по теме, ребусов, эссе, графических схем изученного материала и пр. [4].

Интересен для нашего исследования опыт использования портфолио Братчиковой Ю.В. в Уральском государственном педагогическом университете, которая считает, что портфолио должно иметь четкую рубрикацию [5]. Начинается портфолио с титульного листа, отражающего основную информацию о его владельце, а далее следует содержание портфолио. Рассмотрим подробно некоторые интересные для нашего исследования рубрики портфолио.

В рубрике рефлексия делается акцент на самооценке и рефлексии студентов своей деятельности, а также ее внешней оценке. Здесь могут быть представлены следующие материалы: автопортрет, в который помещается деловое фото; эссе «О себе», представляющее рассказ об интересах, увлечениях, жизненных целях, принципах, ценностях, личностных качествах студента; резюме, составленное в соответствии с требованиями рынка труда; эссе «Моя профессия - педагог»; учебные и профессиональные интересы.

Рубрика целеполагание предполагает постановку обучающимися приоритетных учебно-профессиональных целей на текущий учебный год, семестр, а также на ближайшие 3 или 5 лет. В рубрику учебно-профессиональные достижения студент вносит сведения об академической успеваемости, об участии в круглых столах, конференциях, участии и победах в олимпиадах, конкурсах по изучаемой специальности и так далее.

В рубрике достижения в научно-исследовательской деятельности студент указывает тему курсовой или выпускной квалификационной работы, можно также приложить краткую аннотацию к работе, включить сведения о научных публикациях, выступлениях на научных конференциях с докладами о результатах осуществленной студентом научно-исследовательской деятельности, о его участии в научных объединениях, например, студенческом научном обществе и прочее.

В рубрику творческие достижения студент включает информацию об организации и участии в различных творческих проектах, фестивалях, участии и победах в творческих конкурсах и прочее. Также студентом может быть использован дневник самонаблюдения, предполагающий регулярное осуществление письменного анализа процесса и результата конкретной деятельности.

В Уфимском государственном авиационном техническом университете Карамзина А.Г., Сильнова С.В. применяют метод портфолио при преподавании дисциплины «История и методология науки и производства» по направлению подготовки «Инноватика» студентам магистратуры [1].

Авторами исследования предлагается реализовать портфолио-коллектор, содержащее все материалы используемые магистрантами при изучении дисциплины. Такой вид портфолио не просто форма представления коллекции образцов продуктов учебно-познавательной деятельности магистранта и материалов из внешних источников, а средство реализации конкретной цели - определить роль и место изученного материала в своей будущей профессиональной деятельности.

В разделе введение содержатся сведения о магистранте, области его научно-исследовательских интересов, теме его магистерской диссертации. В данном разделе еще до освоения дисциплины обучающемуся предлагается сформулировать свое мнение относительно целей изучения дисциплины «История и методология науки и производства» в рамках магистерской подготовки по направлению «Инноватика».

В разделе теория содержится конспект лекций, либо эссе, написанные студентами по темам лекционных занятий. Особенностью портфолио данных исследователей является то, что студенты дополняют темы лекционных материалов своими собственными заметками, иллюстрациями. Например, в подразделе «Спонсорство научных исследований» приводятся материалы занятия с пометками о том, какая информация была новой для автора, какая была знакома еще до занятия. Обсуждается роль Альфреда Нобеля в развитии спонсорства научных исследований. Рассматриваются и анализируются современные государственные, общественные и коммерческие фонды поддержки научных исследований. Подраздел включает в себя вывод, сделанный студентом о значении организации фондов поддержки научных исследований для развития научно-технического прогресса. Такая практика интересна для нашего исследования и способствует, на наш взгляд, развитию навыков письменной коммуникации.

В Бийском педагогическом государственном университете Старовикова И.В. использует метод портфолио для организации самостоятельной работы будущих учителей в процессе изучения дисциплины «Теория и методика обучения информатики». В качестве основных материалов, представляемых студентами в портфолио, выступают разработки планов-конспектов уроков, подборки дидактических материалов по отдельным темам, составление теста для проверки знаний учеников по выбранной теме, составление контрольной работы по выбранной учебной теме и др. При формировании портфолио студенты опираются на разработанный план изучения дисциплины [3].

Для нашего исследования особенный интерес представляет опыт использования портфолио Куликовой Е.В. со студентами химического факультета Нижегородского госуниверситета в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». По мнению автора, портфолио может вестись на бумажном или электронном носителе. Портфолио может содержать следующие разделы: my goals (цель заведения портфолио, цели на учебный год, семестр, конкретные пути их достижения), my topics (отражение работы над темами), my challenges (трудности и их преодоление), my achievements (учебные достижения студента, включая индивидуальные и групповые проекты), my new words and expressions (новые слова и выражения, не входящие в основной курс, но показавшиеся интересными и/или полезными), what I'd like to share (информативные и/или интересные материалы для обмена с одногруппниками), my plans (планы, дальнейшая работа, цели на лето, следующий семестр), appendix (список использованной литературы, интернет-сайтов; хорошо организованные материалы, которые даются на занятии). Поскольку работа над портфолио носит проективный и непрерывный характер, многие аспекты ведения и защиты портфолио уточняются совместно со студентами по мере продвижения по материалу курса. По договоренности с преподавателем студенты включали дополнительные рубрики, например, «my impressions» (впечатления от курса, материалов, занятий, общения) [6].

Анализ применения метода портфолио различными исследователями показывает, что существуют инвариантные и вариативные структуры портфолио, также портфолио могут включать в себя более крупные блоки, например, портфолио, которые собираются в течение всего курса обучения в вузе, другие портфолио могут ограничиваться информацией какой-либо одной дисциплины.

Согласно исследованиям, до начала работы над портфолио обучающиеся должны знать все критерии его оценки, все категории требуемых материалов и содержание обязательных разделов. Портфолио не должно оцениваться в баллах, а только в уровнях, поскольку данная технология относится к безотметочным. Для перехода к привычной четырех балльной шкале оценивания можно использовать следующие уровни: «самый высокий» соответствует оценке «отлично», «высокий» - «хорошо», «средний» - «удовлетворительно», «слабый» - «не удовлетворительно», опираясь на эффективную четырехуровневую систему итоговой оценки портфолио, предложенную авторами С.Дж. Пейпом и М. Чошановым [7].

Интересным для нашего исследования в плане критериев оценивания портфолио, является опыт Карамзиной А.Г. и Сильновой С.В. Они используют критерии оценки портфолио, которые могут определяться совместно со студентами либо предложены преподавателем. Портфолио может оцениваться по следующим критериям: наличие обязательных рубрик и выводов; использование исследовательских методов работы; проективный характер портфолио; «личностную привязку» содержания; качество оформления; анализ полезности портфолио для самого магистранта [1].

Для оценки портфолио исследователи предлагают использовать, и даже сделать обязательным разделом, внешние отзывы, составленные сокурсниками, научным руководителем, специалистами предметной области (поскольку большинство магистрантов уже работают). Для получения внешних отзывов можно использовать

трансфертный лист, содержащий мнение оценивающего о работе, перечисление им достоинств работы, рекомендаций и основных замечаний по рецензируемой работе.

Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико предлагают следующие способы оценивания портфолио [8]: таблица «П.С.В.» (Положительно. Советы. Вопросы); таблицы «Д.В.П.» (Достоинства. Вопросы. Пожелания); таблица «И.Т.О.Г.» (Интересные, впечатляющие моменты. Темы, которые наиболее раскрыты или обоснованы. Общие советы, рекомендации. Главные выводы); трансфертные (оценочные) листы; письменный отзыв в форме «РАФТ» (Роль. Аудитории. Форма. Тема); письменный отзыв в форме «Шесть шляп мышления»; письменный отзыв в форме «Кубик»; письменный аргументированный отзыв; произвольная письменная рецензия.

Выводы. Анализ практики применения портфолио в различных вузах России позволил выявить перспективные практики для развития ключевых компетенций будущих инженеров на занятиях по иностранному языку, а также выявить эффективные подходы для оценивания работы студентов по методу портфолио [1, 3-14].

Литература:

1. Карамзина, А. Г., Сильнова С. В. Технология портфолио как метод усвоения и закрепления учебного материала [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberienmka.m/artide/n/tehnologiya-portfolio-kak-metod-usvoeniya-i-zakrepleniya-uchebnogo-materiala, свободный.

2. Зарипова, Е.И. Аутентичное оценивание. Технология портфолио: учеб.-методич. пособие / Е.И. Зарипова, Е.Н. Котенко. - Омск: Альбион, 2006. - 122 с.

3. Старовикова, И.В. Практика использования технологии портфолио в самостоятельной работе студентов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/praktika-ispolzovaniya-tehnologii-portfolio-v-samostoyatelnoy-rabote-studentov, свободный.

4. Гольцова, Н.В., Шишова, А.В. Опыт применения технологии портфолио в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-primeneniya-tehnologii-portfolio-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza, свободный.

5. Братчикова, Ю.В. Психолого-педагогическое сопровождение студентов педагогического вуза в процессе работы над портфолио [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-studentov-pedagogicheskogo-vuza-v-protsesse-raboty-nad-portfolio, свободный.

6. Куликова, Е.В. Метод проектов и технология портфолио при формировании иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-proektov-i-tehnologiya-portfolio-pri-formirovanii-inoyazychnoy-kompetentsii-studentov-neyazykovogo-vuza, свободный.

7. Пейп, С. Дж. Учебные портфолио - новая форма контроля и оценки достижений учащихся / С. Дж. Пейп, М. Чошанов // Директор школы. - 2000. - № 1. - С. 75-82.

8. Грудзинская Е.Ю. Активные методы обучения в высшей школе / учебно-метод. материалы по программе повышения квалификации «Современные педагогические и информационные технологии» / Е.Ю. Грудзинская, В.В. Марико. - Нижний Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, 2007. - 182 с.

9. Хусаинова, Г.Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров/Г.Р.Хусаинова// Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №52-7. - С. 473-479.

10. Хусаинова, Г.Р. Состав и способы оценки развития компонентов профессионально-значимых творческих способностей у будущих менеджеров / Г.Р. Хусаинова, Ф.Т. Галева // Современные наукоемкие технологии. - Москва: Изд-во «Академия Естествознания». - 2016. - Т.2, № 5. - С. 394-398.

11. Галеева, Ф.Т. О потенциале дисциплины «Иностранный язык» для развития творческих способностей студентов / Ф.Т. Галеева, Г.Р. Хусаинова // В мире научных открытий - 2015. - №11.2 (71). -С. 816-823.

12. Волкова, Е.В. Инновационные решения в преподавании иностранного языка по направлению «Управление персоналом» / Е.В. Волкова // Российская экономика в условиях современного кризиса: проблемы и пути выхода - 2016. - С. 391-392.

13. Хусаинова, Г. Р. О ключевых профессиональных компетенциях менеджеров / Г.Р. Хусаинова // Проблемы современного педагогического образования - 2016. - №52-7. - С. 473-479.

14. Хусаинова, Г.Р. Проблемы методического обеспечения развития творческих способностей будущих специалистов в вузах / Г.Р. Хусаинова // IX Никулинские чтения: «Модели участия граждан в социально-экономической жизни российского общества»: сборник статей. - Омск: изд-во НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия» - 2015. - C. 273-276.

Педагогика

УДК 378.147

кандидат педагогических наук, доцент Цветкова Светлана Евгеньевна

Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Малинина Ирина Александровна

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Нижний Новгород)

РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ

ЛЕКСИКЕ

Аннотация. Одной из важнейших составляющих иноязычной подготовки в вузе является обучение лексике. Для решения этой задачи преподаватели все чаще обращаются к современным информационным ресурсам. В статье рассмотрены возможности информационных технологий, в частности, возможности лингвистического корпуса в процессе овладения иноязычным тезаурусом, определяющего, в свою очередь, эффективное и взаимосвязанное формирование профессионально-иноязычной коммуникативной компетенции. В выводах сформулированы преимущества применения корпуса в обучении иноязычной лексике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.