Научная статья на тему 'Эффективные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении'

Эффективные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / УЧАЩИЕСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ПОДДЕРЖКА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / СЕТЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ / ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС / SELF-DETERMINATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / HIGH SCHOOL STUDENTS / PEDAGOGICAL SUPPORT / INDIVIDUAL CURRICULUM / INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORY / NETWORK ORGANIZATION / NETWORKING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS / ELECTIVE COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быков Е. В., Харченко Е. В.

The role and the place of professional self-determination in process of high general education school students learning activity are substantiated. The professional self-determination is considered in the context of searching and finding the personal essence of students in future professional activity and of emergence of professional intentions. Training on individual curriculum and networking of educational institutions are offered as effective means to support high school students in professional self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS TO SUPPORT HIGH SCHOOL STUDENTS IN PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION

The role and the place of professional self-determination in process of high general education school students learning activity are substantiated. The professional self-determination is considered in the context of searching and finding the personal essence of students in future professional activity and of emergence of professional intentions. Training on individual curriculum and networking of educational institutions are offered as effective means to support high school students in professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Эффективные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении»

4. Granovskaya, R.M. Zathita lichnosti: psikhologicheskie mekhanizmih / R.M. Granovskaya, I.M. Nikoljskaya. - SPb., 1999.

5. Demina L.D.. Psikhologicheskoe zdorovje i zathitnihe mekhanizmih lichnosti / L.D. Demina, I.A. Raljnikova. - Barnaul, 2000.

Статья поступила в редакцию 16.11.11

УДК 371

Bykov E.V., Harchenko E.V. EFFECTIVE METHODS TO SUPPORT HIGH SCHOOL STUDENTS IN PROFESSIONAL

SELF-DETERMINATION. The role and the place of professional self-determination in process of high general education school students learning activity are substantiated. The professional self-determination is considered in the context of searching and finding the personal essence of students in future professional activity and of emergence of professional intentions. Training on individual curriculum and networking of educational institutions are offered as effective means to support high school students in professional self-determination.

Key words: self-determination, professional self-determination, high school students, pedagogical support, support, individual curriculum, individual educational trajectory, network organization, networking of educational institutions, elective course.

Е.В. Быков, д-р пед. наук, проф. Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск; Е-mail: [email protected]; Е.В. Харченко, д-р филол. наук, проф. Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск; Е-mail: [email protected]

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ

Обоснованы роль и место профессионального самоопределения в процессе учебной деятельности учащихся старших классов общеобразовательной школы. Профессиональное самоопределение рассматривается в контексте поиска и нахождения учащимися личностного смысла в будущей профессиональной деятельности и возникновения профессиональных намерений. В качестве эффективных способов поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении предлагаются обучение по индивидуальному учебному плану и сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, учащиеся старших классов, педагогическое содействие, поддержка, индивидуальный учебный план, индивидуальная образовательная траектория, сетевая организация, сетевое взаимодействие образовательных учреждений, элективный курс.

Важной особенностью современной общеобразовательной школы является нацеленность на поддержку учащихся старших классов в профессиональном самоопределении. Это положение получило отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании» и дальнейшее развитие в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в которой, в частности, отмечается, что в условиях инновационного развития общества важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни [1].

Правильно организованное школьное образование обеспечивает осознанный выбор учащимися последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни. От того, как будет успешно устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, зависит во многом и успешность учащихся в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

Совершенно очевидно, что решение этой важной задачи приобретает особую значимость на старшей ступени школьного образования. Ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является самоопределение учащегося как практика становления, связанная с конструированием возможных образов будущего, проектированием и планированием в нем своей индивидуальной траектории. В сущности, потребность в профессиональном самоопределении выступает фундаментом учебной деятельности учащихся старших классов. При всем при этом именно она является слабо используемым резервом совершенствования образовательного процесса в школе. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным для современной общеобразовательной школы является поиск эффективных способов поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении.

Сущность профессионального самоопределения учащихся старших классов целесообразно рассматривать в контексте личностного и жизненного самоопределения человека, поскольку они обеспечивают наиболее полное и детальное представление о данном феномене. В соответствии с этим при определении понятия «профессиональное самоопределение» акцент следует ставить на личностной сфере развития старшеклассника и его жизненной стратегии.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет установить, что для учащихся старшего школьного возраста харак-

терно формирование личностной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности, единства, открытие собственного «Я» [2]. Формирующим видом деятельности для учащихся данного возраста становится рефлексия и самосознание. Поэтому старшеклассники стремятся узнать что-то новое о себе и о своих способностях.

Существенные изменения происходят в эмоциональной сфере старших школьников. Ученые отмечают, что в этом возрасте сохраняется повышенная ранимость, чувствительность, эмоции сменяются от экзальтации к депрессии. Повышается сензитив-ность к внешней оценке своей внешности и своих способностей; улучшается коммуникативность, самостоятельность, уравновешенность, саморегуляция [3].

Для старших школьников чрезвычайно значимым продолжает оставаться межличностное общение со сверстниками; при этом, по мнению психологов, оно приобретает более интенсивный и глубинный характер [4]. Отметим также, что у старшеклассников осуществляется перестройка взаимоотношений со взрослыми. Причем на характер таких взаимоотношений влияют образовательный уровень родителей, особенности отношений в семье, стиль отношений с родителями. Если желание видеть в своих родителях друзей, советников не удовлетворяется, еще больше возрастает стремление найти друга или подругу.

Иными словами, ведущей деятельностью в старшем школьном возрасте является самоопределение учащегося. Учение для старшеклассника приобретает большую ценность, чем раньше. Приобретение знаний связывается учащимся с проектированием планов на будущее. Осуществляется активный поиск себя через различные роли, а перспективы соотносятся с собственными возможностями. Данные особенности учащихся старшего школьного возраста позволяют говорить о профессиональном самоопределении как о поиске и нахождении старшеклассником личностного смысла в будущей профессиональной деятельности, формировании у него внутренней готовности самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития. Совершенно очевидно, что результатом такого поиска является возникновение у учащегося вполне определенных и четко выраженных профессиональных намерений.

Следует также помнить, что профессиональное самоопределение не закачивается на этапе школьного обучения, оно продолжается в течение всей сознательной жизни человека. Наибо-

лее убедительно эта позиция нашла отражение у Л.Д. Столярен-ко и В.Е. Столяренко, которые подчеркивают, что профессиональное самоопределение представляет собой «процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности» [5, с. 29]. Этот процесс, по мнению авторов, пронизывает весь жизненный путь и включает этапы:

- первичный выбор профессии, для которого характерны малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;

- этап профессионального самоопределения; на котором возникают и формируются профессиональные намерения и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;

- профессиональное обучение как освоение выбранной профессии осуществляется после получения школьного образования;

- профессиональная адаптация характеризуется формированием индивидуального стиля деятельности и включением в систему производственных и социальных отношений;

- самореализация в труде (частичная или полная) определяется выполнением или не выполнением тех ожиданий, которые связаны с профессиональным трудом [5, с. 29- 34].

Как бы то ни было, наиболее важным для нас представляется этап старшего школьного обучения, когда решение задачи поддержки учащихся в профессиональном самоопределении имеет особое значение. Исходя из собственного опыта работы в системе общего среднего образования, в качестве эффективных способов поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении следует рассматривать обучение по индивидуальному учебному плану и сетевое взаимодействие образовательных учреждений.

Обучение по индивидуальному учебному плану тесно примыкает к идее о разработке индивидуальных образовательных траекторий учащихся. В основе разработки индивидуальных образовательных траекторий лежат исследования в области дифференцированного и индивидуализированного обучения, получившие всестороннюю разработку еще в советской педагогике. Дифференцированное обучение базируется на учете психических особенностей учащихся и, прежде всего, таких, которые влияют на их учебную деятельность и ее результаты.

Именно в контексте индивидуализации и дифференциации обучения в педагогическом обиходе появился термин «индивидуальная образовательная траектория». Многие педагоги, среди которых Е.А. Александрова, Л.Л. Вишневская, Л.В. Глазкина, В.Г. Ерыкова, Г.М. Кулешова, Т.В. Машкова, А.П. Стариков, Э.П. Черняева, Ю.Г. Юдина и др., рассматривают индивидуальную образовательную траекторию как некое движение обучающегося в содержании обучения, во времени и в пространстве, что обеспечивается с помощью обучения в малых группах и по индивидуальным учебным планам.

Например, Е.А. Александрова под индивидуальной образовательной траекторией понимает «программу образовательной деятельности старшеклассника, разработанную им совместно с педагогом (с разным их долевым участием, зависящим от готовности обучающегося к данному виду деятельности и наличия у него соответствующих навыков)» [6, с. 28].

В.Г. Ерыкова индивидуальную образовательную траекторию определяет как личностно ориентированную организацию учебной деятельности на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов и учебного плана, обеспечивающих поэтапное освоение компетенций ... и способствующую формированию индивидуального стиля самообразовательной деятельности ...» [7, с. 8].

Г.М. Кулешова индивидуальную образовательную траекторию рассматривает как проект, процесс и результат осуществления учебной деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его образование [8, с. 11].

Кроме того, в педагогической литературе встречаются близкие термины: «индивидуальный образовательный маршрут» и «индивидуальная стратегия обучения». Анализ соответствующих литературных источников показал, что данные термины понимаются как синонимичные. Как правило, описание содержания индивидуальных траекторий (маршрутов, стратегий) ограничивается сферой дифференциации и индивидуализации обучения и соответствующей деятельности учителей-предметников в школе.

В данной статье под индивидуальной образовательной траекторией учащихся старших классов понимается проект осуще-

ствления учебной деятельности, разработанный учащимся совместно с педагогом и направленный на его самореализацию, развитие личностных качеств, обеспечивающих его профессиональное самоопределение.

Необходимым условием эффективности разработки и реализации индивидуальной образовательной траектории учащихся является специально организованное педагогическое содействие как процесс создания педагогом первичных ситуаций для того, чтобы учащийся смог сознательно и самостоятельно разработать индивидуальную траекторию, и вторичных ситуаций - чтобы он мог ее реализовать посредством адекватного ответственного выбора стратегии учения, общения и поведения.

Среди педагогических мер оказания помощи учащимся старших классов в разработке индивидуальных образовательных траекторий имеет смысл рассматривать: отслеживание особенностей психического развития учащихся, выявление их потребностей и профессиональных склонностей; создание предпосылок для эффективного протекания процесса профессионального самоопределения учащегося в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей; осуществление специальных мер поддержки тех учащихся, которые испытывают какие-либо трудности в профессиональном самоопределении.

В качестве еще одного эффективного способа поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении нами рассматривается сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Идея сетевого взаимодействия и сетевых организаций в настоящий момент активно развивается, прежде всего, в социологии, экономике, менеджменте и частично в социальной психологии. К числу фундаментальных исследований относятся работы Д. Белла, Т. Бернса, Р. Дафта, М. Кастелеса, С. Крей-нера, Д. Конклина, Т. Питерса, Е. Сталкера, Э. Тоффлера и др. В исследованиях указанных авторов акцент делает на:

- выявление особенностей организационной структуры сетевых учреждений; изучение специфики экономических и социальных отношений в сетевых структурах;

- определение факторов развития сетевых структур в современном мире (развитие информационного общества, инновационного сектора экономики, глобализация и регионализация, высокая степень неопределенности);

- разработку механизмов становления сетевых организаций, а также анализ и характеристику становления субъектов сетевых организаций и т.д.

Вопросы развития сетевых организаций в сфере образования изучены значительно меньше (М. Канинг, Х. Мак Линн, П. Маскер, А.И. Адамский, Г.Н. Прозументова). В работах этих авторов рассматриваются: возможности переноса организационной модели сетевой организации в систему образования; вопросы создания сетевых организаций в ходе реализации проектов различного уровня; формы сетевого взаимодействия; различные аспекты развития социального партнерства [9].

В соответствии с этим сетевое взаимодействие трактуется как совместная деятельность образовательных учреждений, обеспечивающая учащимся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня и направленности с использованием ресурсов (двух или более) образовательных учреждений. Опираясь на данное определение, охарактеризуем далее ключевые элементы сетевой организации в решении задачи поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении.

Сетевое взаимодействие образовательных учреждений реализуется с помощью сетевого учебного плана. Сетевой учебный план позволяет:

- расширить возможности учащихся в реализации права выбора; оказать психолого-педагогическое содействие учащимся в профессиональном и личностном самоопределении;

- совершенствовать предпрофильное обучение на старшей ступени основного образования; привлечь материально-техническую базу учреждений профессионального образования, а также производственных организаций и учреждений района (микрорайона);

- рационально использовать творческий кадровый потенциал общеобразовательных школ учреждений профессионального образования и производственных предприятий и организаций района (микрорайона);

- способствовать обновлению учебных, методических и дидактических материалов, используемых в образовательном процессе;

- способствовать выявлению, обобщению и распространению эффективного педагогического опыта в поддержке учащихся в профессиональном самоопределении;

- осуществлять комплексную профориентационную работу с учащимися образовательных учреждений.

В рамках сетевого взаимодействия в учебных планах школ предполагается выделить 2- 3 часа в неделю на предпрофиль-ную подготовку (в зависимости от 5-ти или 6-дневной рабочей недели). Все часы концентрируются воедино. Определенное количество часов используется для преподавания сетевых элективных курсов на базе «ресурсных центров» (общеобразовательных школ, учреждений профессионального образования).

Организация преподавания элективных курсов в «ресурсных центрах» предполагает предварительное анкетирование учащихся с целью выявления их образовательных запросов; формирование учебных групп вне зависимости от принадлежности к той или иной школе. При этом учащиеся имеют право свободного выбора элективного курса; свободного перехода с одного элективного курса на другой. Критерии формирования групп таковы: свобода выбора; наполняемость групп (при большом спросе на некоторые элективные курсы максимальная наполняемость 20- 25 человек, кроме информатики - 10 человек и иностранного языка 10- 15 человек); количество предлагаемых элективных курсов должно превышать рационально необходимое их количество. К преподаванию элективных курсов допускаются педагоги, являющиеся разработчиками образовательных программ элективных

Библиографический список

курсов. Элективные образовательные программы допускаются к реализации после независимой экспертизы, которая организуется в рамках муниципального и регионального конкурса программ и учебных материалов элективных курсов.

По существу, сетевое взаимодействие образовательных учреждений заключается в их совместной деятельности, обеспечивающей учащихся старших классов возможностью осваивать образовательные программы элективных курсов в ресурсных центрах, которые располагаются на базе нескольких учреждений общего и профессионального образования.

Таким образом, успешное профессиональное самоопределение учащихся старших классов предполагает создание специальных способов поддержки. В качестве таких способов нами рассматриваются: обучение по индивидуальному учебному плану, сетевое взаимодействие образовательных учреждений. Выделенные способы поддержки учащихся старших классов в профессиональном самоопределении могут дать эффект только при наличии достаточного количества времени, так как весь период профессионального самоопределения учащихся сопровождается подъемами и спадами настроения, колебаниями в выборе и изменчивостью мотивации. Именно поэтому жизненно необходима постоянная педагогическая поддержка учащихся в их профессиональном самоопределении.

1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Эриксон, Э.Г. Идентичность: юность и кризис: учеб. пособие / под общ. ред. А.В. Толстых. - М., 2006.

3. Фельдштейн, Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М., 1989.

4. Кон, И.С. Психология старшеклассника. - М., 1982.

5. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. - Ростов н/Д., 2001.

6. Александрова, Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Тюмень, 2006.

7. Ерыкова, В.Г. Формирование индивидуальной образовательной траектории подготовки бакалавров информатики: дис. ... канд. пед. наук. - М., 2008.

8. Кулешова, Г.М. Содержание и организация индивидуальной деятельности ученика в дистанционном обучении: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2009.

9. Адамский, А.И. Модель сетевого взаимодействия [Э/р]. - Р/д: upr.1september.ru/2002/04/2.htm Bibliography

1. Nacionaljnaya obrazovateljnaya iniciativa «Nasha novaya shkola» [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/

2. Ehrikson, Eh.G. Identichnostj: yunostj i krizis: ucheb. posobie / pod obth. red. A.V. Tolstihkh. - M., 2006.

3. Feljdshteyjn, D.I. Psikhologiya razvitiya lichnosti v ontogeneze. - M., 1989.

4. Kon, I.S. Psikhologiya starsheklassnika. - M., 1982.

5. Stolyarenko, L.D. Psikhologiya i pedagogika dlya tekhnicheskikh vuzov. - Rostov n/D., 2001.

6. Aleksandrova, E.A. Pedagogicheskoe soprovozhdenie starsheklassnikov v processe razrabotki i realizacii individualjnihkh obrazovateljnihkh traektoriyj: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. - Tyumenj, 2006.

7. Erihkova, V.G. Formirovanie individualjnoyj obrazovateljnoyj traektorii podgotovki bakalavrov informatiki: dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2008.

8. Kuleshova, G.M. Soderzhanie i organizaciya individualjnoyj deyateljnosti uchenika v distancionnom obuchenii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - M., 2009.

9. Adamskiyj, A.I. Modelj setevogo vzaimodeyjstviya [Eh/r]. - R/d: upr.1september.ru/2002/04/2.htm

Статья поступила в редакцию 02.12.11

УДК 378.4

Kaharov AS. PECULIARITIES OF ORGANIZATION AND IMPLEMENTATION OF A YOUNG TEACHER'S PROFESSIONAL

ACTIVITY The specifics and peculiarities of social and professional status of a young teacher are determined. Factors, which determine the outflow of young teachers from educational institutions, are revealed. Directions and pedagogical measures to provide the increasing of motivation of young teachers to pedagogical activity are shown.

Key words: educational institution, teacher, teaching, young teacher, social and professional status, professional identity, difficulties of young teachers, cooperation and partnership, reflective analysis, pedagogical support of young teachers.

А.С. Кахаров, ст. преп. Чеченского института повышения квалификации работников образования, г. Грозный, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДОГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Определена специфика и особенности социально-профессионального положения молодого преподавателя. Выявлены факторы, обусловливающие отток молодых преподавателей их образовательных учреждений. Показаны направления и педагогические меры, способствующие повышению мотивации молодых преподавателей к педагогической деятельности.

Ключевые слова: образовательное учреждение, преподаватель, преподавательская деятельность, молодой преподаватель, социально-профессиональный статус, профессиональная идентичность, затруднения молодых преподавателей, сотрудничество и партнерство, рефлексивный анализ, педагогическая поддержка молодых преподавателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.