УДК 37
Лалова Т.О.
методист центра поддержки одаренных детей «Платформа 33»
Владимирский институт развития образования им. Л.И. Новиковой
(г. Владимир, Россия)
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ЗАПУСКА РЕЧИ У НЕГОВОРЯЩИХ ДЕТЕЙ
Аннотация: в статье описываются основные рекомендации детям неговорящего ребенка первого - второго года жизни. Представлены рекомендации для помощи ребенку. Перечислены упражнения, необходимые для оказания помощи неговорящему ребенку.
Ключевые слова: ребенок, невролог, консультация, упражнения.
Многие родители сталкиваются с проблемой неговорящих детей. Ученые считают, что это может быть связано с различными проблемами нашей повседневной жизни, такими как неправильное питание, загрязнение воздуха и других факторов. Они считают эти проблемы одними из признаков неговорящих детей.
Каждая мама должна ознакомится с необходимыми нормами развития своего ребенка. Существует много источников, где описаны нормы развития детей для конкретного возраста. Мы подробнее расскажем тему развития ребенка возраста одного - двух летнего возраста.
Первым пунктом является социально-эмоциональное развитие:
Ребенок в данном возрасте должен при необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Может играть один в присутствии взрослого.
Следующим пунктом, на которое необходимо обратить внимание является общая и мелкая моторика:
Малыш ходит уверенно. Наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, идет в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. При легкой поддержке ходит вниз по лестнице, поднимается сам, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда. Держит два предмета в одной руке. Чертит карандашом, листает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до 6 кубиков.
Одним из важнейших условий развития ребенка является зрительно-двигательная координация.
Ребенок может чертить штрихи и рисовать «каракули». Самостоятельно держит чашку, поднимает ее и пьет.
Следующим не менее важным «пунктом» развития ребенка является наличие восприятия, предметно -игровой деятельности.
Ребенок в данном возрасте прослеживает движение мячика в помещении, снимает кольца с пирамиды. Выделяет выражение лица (плач, смех). Рассматривает картинки в книге.
Психическое развитие ребенка при норме развития в данном возрасте имеет большую роль, он начинает понимать назначение большинства окружающих предметов. Использует один предмет как инструмент, чтобы достать игрушку. Подбирает идентичные предметы. Реагирует на свое имя и названия многих окружающих предметов. Узнает и называет свое отражение в зеркале. Называет от одного до пяти частей тела.
Важнейшим условием развития ребенка возраста 1 - 2 года является понимание обращенной речи. Опишем подробнее:
- Дает несколько предметов по просьбе.
- Смотрит на показываемые картинки в течение 2 мин.
- Указывает на знакомое лицо, животных игрушки и предметы по словесной инструкции.
- Показывает знакомые картинки, когда их называют. Реагирует на запрет "не трогай". Ассоциирует простые слова по категориям: "пища", "одежда".
Если Вы увидели у своего ребенка, проблемы в той или иной области развития ребенка, обратитесь к своему участкового педиатру, для консультации. Обязательно, посетите врача невролога и по просите, при необходимости направление на электроэнцефалографии и аутограмму.
После прохождения ЭЭГ и получения результатов, возможно потребуется дополнительное обследование у специалистов других направлений, в зависимости от обнаруженных отклонений. Например, для решения проблем со слухом или речью может потребоваться консультация сурдолога или логопеда. Важно помнить, что в решении проблем с развитием ребенка важно не откладывать визиты к специалистам и следовать их рекомендациям.
Помимо медицинских консультаций, также полезно обратиться к педагогам, психологам или психотерапевтам для получения рекомендаций по организации деятельности ребенка, развития его навыков и умений. Они могут помочь создать индивидуальную программу обучения, адаптированную под особенности развития вашего ребенка. Также важно обсудить с воспитателем в детском саду, чтобы она могли оказать дополнительную поддержку и помощь вашему ребенку в обучении и адаптации.
Аудиометрия является важным этапом диагностики слуховых проблем у детей. В случае выявления каких-либо нарушений, врач может назначить соответствующее лечение или коррекцию. Необходимо помнить, что регулярное проведение аудиометрии помогает выявить проблемы со слухом на ранних стадиях и предотвратить их ухудшение в будущем.
Важно отметить, что аудиометрия может проводиться не только на медицинских показаниях, но и в профилактических целях. Родители могут обратиться к специалисту для оценки слуховых функций у своего ребенка, даже
если у него нет жалоб на проблемы со слухом. Такой подход поможет своевременно выявить любые отклонения и принять необходимые меры.
Благодаря результатам аудиометрии врач может рекомендовать специализированное лечение или ношение слуховых аппаратов. Это позволяет улучшить качество слуха и обеспечить комфортное общение как в повседневной жизни, так и в образовательной среде. Поэтому важно не откладывать прохождение аудиометрии и следить за здоровьем слуха своего ребенка.
Если у Вашего ребенка не обнаружены никакие нарушения ни в аудиометрии, ни в ЭЭГ, обратитесь снова к вашему неврологу, он предложит следующие варианты, чтобы помочь ребенку заговорить.
Есть множество методов, помогающих развитию речи:
- Общая (крупная) моторика — это двигательные навыки, которые требуют включения мышц и движений всего тела для выполнения таких функций, как: поддержание положения стоя или сидя, ходьба, бег, прыжки и т.д.
- мелкая моторика, упражнения при которых ребенку нужно совершать точные движения, задействуя кисти и пальцы, помогают развивать мелкую моторику. Несколько примеров такой игровой деятельности: перекладывание мелких предметов, сортировка по цветам, формам, размеру, закрывание/открывание крышек, лепка из пластилина, игры с песком, крупой и т.д.
- «ТОМАТА» - метод слуховой нейростимуляции головного мозга для улучшения познавательных, речевых функций, поведения и эмоциональной регуляции детей и взрослых. Воздействие происходит с помощью специально обработанного звука по запатентованной технологии французского ЛОР-врача, фониатра Альфреда Томатиса.
Нарушения, при которых рекомендован метод: речевые проблемы у детей и взрослых (алалия, задержка речи, недоразвитие речи и другие),
расстройство аутистического спектра (РАС), невротические расстройства и другие.
- еще одним из новейших методов помощи детям является Биоакустическая коррекция (БАК) Синхро С. БАК - это метод сенсорной нейротерапии, активизирующей механизмы саморегуляции организма. Отличительным моментом метода БАК является непроизвольная саморегуляция функционального состояния центральной нервной системы, что делает возможным его применение при нарушениях эмоционально-волевой и когнитивной сфер психической деятельности, а также не накладывает ограничения по возрасту пациента.
Семейная поддержка и понимание также играют важную роль в помощи детям, сталкивающимся с трудностями в развитии. Помогайте своему ребенку, поддерживайте его, поощряйте его усилия и успехи. Важно создавать благоприятную обстановку для его развития, где он чувствовал бы себя защищенным и любимым. В итоге, совместными усилиями родителей, специалистов и учителей можно добиться значительного прогресса в развитии ребенка и помочь ему успешно справиться с трудностями, с которыми он столкнулся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева, М. М. Речевое развитие дошкольников : учеб. пособие для высш. и сред. проф. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 1999. - 157, [2] с. - (Педагогическое образование);
2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей : формирование грамматического строя речи : метод. пособие для воспитателей / А. Г. Арушанова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-синтез, 2005. - 292, [3] с. : ил. - (Истоки);
3. Белобрыкина, О. А. Речь и общение : популярное пособие для родителей и педагогов / О. А. Белобрыкина. - Ярославль : Академия развития [и др.], 1998. - 239 с. : ил. - (Игра, обучение, развитие, развлечение);
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский , [коммент. В. С. Библера, В. В. Пешкова]. - М. : Лабиринт, 1996. - 414, [1] с. - (Философия риторики и риторика философии)
Lalova T.O.
Vladimir Institute for the Development of Education (Vladimir, Russia)
EFFECTIVE METHODS OF LAUNCHING SPEECH IN NON-SPEAKING CHILDREN
Abstract: the article describes the main recommendations for children of a non-speaking child of the first or second year of life. Recommendations for helping a child are presented. The exercises necessary to help a non-speaking child are listed.
Keywords: child, neurologist, consultation, exercises.