Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ЛЁГКАЯ АТЛЕТИКА / СПРИНТ / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Головина Виктория Викторовна

В практике спорта для развития скоростно-силовых качеств применяют самые разнообразные упражнения. Результаты, как правило, оказываются неоднозначными. Это прямо обусловлено эффективностью используемых методик, зависящей от объективных причин. Однако и интерпретация получаемых результатов весьма важна. Между тем она очень разноречива: одни тренеры практикуют, например, для развития скоростной силы применять скоростные упражнения с малыми отягощениями, другие говорят о большей рациональности упражнений со средними отягощениями. Причём в одном случае эти отягощения определяются в процентах от веса тела спортсмена, в других - от его максимальной силы, неизвестно каким способом измеренной. Одни тренеры рекомендуют средний темп и скорость тренировочных упражнений, другие утверждают, что рост качества происходит только при предельных значениях скорости движения и сопротивления. В этой статье рассматриваются различные тренировочные режимы развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов спринтеров на основе экспериментального опыта учебно-тренировочного годичного цикла подготовки. Рассматриваемые проблемы необходимо для подтверждения основного принципа подготовки спортсмена-спринтера в тренировочном процессе для улучшения соревновательных результатов и показателей скоростно-силовых качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Корнишина Светлана Николаевна, Корнишин Игорь Иванович, Головина Вера Анатольевна, Головина Виктория Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE METHODS OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF ATHLETES OF THE TRACK AND FIELD DIRECTION

In the practice of sports, a wide variety of exercises are used to develop speed and strength qualities. The results, as a rule, are ambiguous. This is directly due to the effectiveness of the methods used, depending on objective reasons. However, the interpretation of the results obtained is also very important. Meanwhile, it is very contradictory: some trainers practice, for example, to use high-speed exercises with small weights to develop speed strength, others talk about the greater rationality of exercises with medium weights. Moreover, in one case, these weights are determined as a percentage of the athlete’s body weight, in others - from his maximum strength, measured in an unknown way. Some trainers recommend the average pace and speed of training exercises, while others claim that quality growth occurs only at the limit values of movement speed and resistance. This article discusses various training regimes for the development of speed and strength qualities of sprinter athletes based on the experimental experience of a one-year training cycle of training. The problems under consideration are necessary to confirm the basic principle of training a sprinter athlete in the training process to improve competitive results and indicators of speed and strength qualities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ СПОРТСМЕНОВ ЛЕГКОАТЛЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ»

Эффективные методики развития скоростно-силовых качеств спортсменов легкоатлетического направления

Корнишина Светлана Николаевна,

доцент кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: kornishinas@mail.ru

Корнишин Игорь Иванович,

к.пед.н., доцент кафедры физической культуры, Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева E-mail: igorkornishin@mail.ru

Головина Вера Анатольевна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: v-stilerxty@mail.ru

Головина Виктория Викторовна,

ст. преподаватель кафедры физического воспитания, Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева E-mail: vikagolovina86@mail.ru

В практике спорта для развития скоростно-силовых качеств применяют самые разнообразные упражнения. Результаты, как правило, оказываются неоднозначными. Это прямо обусловлено эффективностью используемых методик, зависящей от объективных причин. Однако и интерпретация получаемых результатов весьма важна. Между тем она очень разноречива: одни тренеры практикуют, например, для развития скоростной силы применять скоростные упражнения с малыми отягощениями, другие говорят о большей рациональности упражнений со средними отягощениями. Причём в одном случае эти отягощения определяются в процентах от веса тела спортсмена, в других - от его максимальной силы, неизвестно каким способом измеренной. Одни тренеры рекомендуют средний темп и скорость тренировочных упражнений, другие утверждают, что рост качества происходит только при предельных значениях скорости движения и сопротивления. В этой статье рассматриваются различные тренировочные режимы развития скоростно-силовых качеств легкоатлетов спринтеров на основе экспериментального опыта учебно-тренировочного годичного цикла подготовки. Рассматриваемые проблемы необходимо для подтверждения основного принципа подготовки спортсмена-спринтера в тренировочном процессе для улучшения соревновательных результатов и показателей скоростно-силовых качеств.

Ключевые слова: спорт, эффективные методики, скоростно-силовые качества, лёгкая атлетика, спринт, студенческий спорт.

о с

U

со см о см

Во многих фундаментальных работах показаны попытки механического перенесения в практику развития физических качеств спортсменов, закономерности, полученные на «оторванных» от целостной системы нервно-мышечных волокон, или в тех случаях, когда устанавливаются лишь механические взаимосвязи отдельных качественных особенностей, исследуется обратная зависимость силы и скорости движения. В момент наибольшего действия силы скорость движения оказывается наименьшей, и напротив - наибольшие величины скорости достигают в моменты наименьшего действия силы. Это закономерность служит, как ни странно, основанием для утверждения о том, что наибольшей быстроты можно достичь только с помощью упражнений без нагрузки.

Другая крайность - попытки добиться роста быстроты за счёт увеличения силы применяемых предельных сопротивлений. Этот способ можно отнести к анахронизму, в нём совершенно не учитываются специфические нейромоторные механизмы, по которым осуществляются силовые качества - категория, признаваемая подавляющим большинством и теоретиков и практиков спорта.

Некоторое промежуточное положение между указанными выше крайностями занимают позиции некоторых специалистов, пытающихся внедрить в практику результаты специальных исследований, не вызывающих сомнений. На деле же, недостаточно глубоко вникая в суть научных работ, чётко разделяющих понятия «сила» и «быстрота», способность человека выполнять мощную (т.е. сильную и быструю) работу рассматривают как некую простую сумму двух самостоятельно существующих качеств - силы и быстроты. В соответствии с этим рекомендуют в тренировке использовать упражнения, с помощью которых раздельно совершенствуются два этих качества, за тем должна развиваться, усовершенствоваться и слагаемое из них третье качество - скоростная или взрывная сила. Такая тренировка не приводит к достижению того уровня развития качеств, которого можно было бы ожидать при адекватных методах.

Как правило, наибольшая механическая мощность работы мышц достигается в движениях с 1/4 максимальной силы при 1/3 максимальной скорости. Поэтому для развития более высокого уровня мощности в системе тренировки должны применяться именно такие упражнения. Практики, следующие таким рекомендациям, высоких результатов не достигают.

Всякая зависимость, установленная между какой-то парой качеств, имеет свою область дей-

ствия. Для неё вовсе необязательно тождественность в обратной связи, и если можно экстраполировать её на другие области, то с существенными осторожностями.

Указанная закономерность взаимосвязи силы и скорости в одном мощностном движении говорит лишь о том, что в такой зависимости могут находится любые значения этих параметров, отсчитываемые от любого уровня развития качества. Один спортсмен проявляет 200 кг силы, а другой только 100 кг, но при соответствующих скоростях (например: 2 или 4 рад/с) мощности суставных движений оказываются у них одинаковыми. Поэтому, следуя вышеназванному правилу, обоим спортсменам следовало бы давать развивающие упражнения с сопротивлением в 100 кг. Но для первого оно составляет половину силовых возможностей, а для второго - предел. Если же просчитать рекомендуемую мощность, слагаемую из 1/3 скорости и 1/4 усилий, то для первого она составит 35 единиц, а для второго - 32, 5 единиц; равномерность явно нарушена.

Но главное - значит ли это, что для повышения уровня развития качества должны применяться именно такие упражнения? Всякое качество развивается только при условии преодолении некоторых критических значений его проявления. Это значит, что, используя такие далеко непредельные и по усилиям, и по скорости сокращения мышц упражнения, нельзя добиться существенного улучшения качества скоростной силы. Нельзя всерьёз рассчитывать на некий кумулятивный эффект, который якобы может возникнуть сам по себе, даже если спортсмен будет выполнять лёгкую работу -в четверть и треть силы скорости.

При таких нагрузках кумулятивный эффект может возникнуть лишь в случае продолжительной и долговременной работы, значит, они пригодны для развития определённых типов выносливости, но не для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. Современный спорт требует именно скоростно-силовой подготовленности, даже в видах, связанных с проявлением выносливости.

Всё выше сказанное характеризует состояние проблемы, её актуальность и необходимость внесения ясности в спорные вопросы, к также изучение скрытых резервов методики совершенствования двигательных качеств. Необходимо определить эффективность тех или иных упражнений, предназначенных для развития максимальной силы, скоростной силы и быстроты.

В качестве модели было избрано приседания с отягощениями и без - одно из наиболее специфичных движений, характерных для спортсменов легкоатлетов, участвующей во многих двигательных актах и даже составляющей их основу.

Группе спортсменов легкоатлетам - спринтерам были предложены разные режимы тренировки с различной нагрузкой. Одна группа легкоатлетов выполняли тренировочную нагрузку в динамическом характере, приседания с отягощениями

на протяжении годовой подготовки без чередования попеременного или повторного бега. Применялось увеличение веса со сменой быстрых и глубоких приседаний. Другая группа легкоатлетов выполняла меньшую нагрузку с отягощениями, но в постоянном чередовании с бегом. Целью исследования было определить прирост соревновательных результатов группой легкоатлетов, использующих смешанный режим тренировок, в отличии от группы легкоатлетов, которые тренировались по принципу последовательного выполнения упражнений с отягощениями и бега. Соревнования в конце полного тренировочного периода должны были определить эффективность различных подходов тренировочных нагрузок, в результате которых можно было бы в дальнейшем применить для увеличения результатов.

Таблица. Результаты влияния режимов тренировки на улучшение соревновательных показателей легкоатлетов - спринтеров

Смешанный режим тренировочной нагрузки Результаты летние соревнования Результаты зимние соревнования

100 м 200 м 60 м 200 м

1. Спортсмен 11,59 23,01 7,41 23,52

2. Спортсмен 11,41 22,78 7,24 23,01

3. Спортсмен 12,02 23,26 7,65 24,84

4. Спортсмен 12,87 25,98 7,81 25,32

5. Спортсмен 11,03 22,79 7,21 23,42

Последовательный режим тренировочной нагрузки

1.Спортсмен 11,45 24,55 7,83 25,24

2. Спортсмен 12,01 26,21 7,73 24,97

3. Спортсмен 12,54 27,23 8,04 25,46

4. Спортсмен 11,73 24,92 7,33 24,25

5.Спортсмен 12,03 26,04 7,52 24,96

Из таблицы видно, что результаты соревнований в беге на 60 и 200 метров зимнего чемпионата и на 100 и 200 метров летнего чемпионата смешанного тренировочного режима по отношению к последовательному выполнению нагрузок без чередования с бегом значительно лучше. Причём, разница внутри тренировочного режима также повлияла на соревновательные результаты.

Силовая нагрузка в последовательном режиме значительно улучшила результаты на более короткие дистанции, что касается дистанции на 200 метров, то необходимость смешанного режима выводит на более высокий прирост соревновательных результатов. Если в будущем использовать только одностороннюю нагрузку, то основные показатели коротких дистанций возрастают, а в группе, использующих смешанный тренировочный режим, повышаются с достаточным приростом результатов более длинного спринта по отношению к груп-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

о с

U со

пе, тренировавшихся в последовательном тренировочном режиме.

В результате эксперимента необходимо сделать следующие выводы:

1. зависимость скоростно-силовых качеств спортсменов легкоатлетов от выполнения беговых упражнений в сочетании с силовой нагрузкой подтверждает наибольшую эффективность чередования динамических силовых нагрузок и беговых упражнений;

2. в процессе тренировочного эксперимента малые, средние, большие отягощения определённо влияют на повышение результатов;

3. возможность погрешности не значительна, так как в экспериментальной группе принимали участие спортсмены одного спортивного разряда, и распределены были гомогенно в каждой из групп;

4. кроме того, смешанный режим обеспечил высокий прирост скоростно-силовых качеств, что потребовало времени годового учебно-тренировочного цикла;

5. в то же время эксперимент показал, что для обеспечения высокого уровня результатов недостаточно лишь изменение режимов тренировочных нагрузок, очень важна система последовательного увеличения силовой нагрузки;

6. несомненно, необходимо учитывать все нюансы при выборе методов и средств развития двигательных качеств вообще и скоростно-силовой подготовки в частности.

Литература

1. Корнишин. И.И. Формирование рефлексивных умений студентов аграрных вузов средствами профессионально-прикладной физической подготовки / И.И. Корнишин // диссертация на соискание учёной степени кандидата педагогических наук. Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горяч-кина. - Москва - 2009.

2. Корнишин И.И. Педагогические условия развития двигательных способностей, повышение работоспособности / И.И. Корнишин, С.Н. Кор-нишина // Доклады Тимирязевской академии (см. в книгах). - 2019. - С. - 370.

3. Корнишин И.И. Возможности развития двигательных способностей, повышения работоспособности и укрепления здоровья студентов в условиях вуза / И.И. Корнишин, С.Н. Кор-нишина // В сборнике: Современные проблемы и технологии развития физической культуры и спорта в вузах Минсельхоза России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции для преподавателей физической культуры. - 2018. - С. 13-16.

4. Головина В.А. Возможности организации занятий физической культурой и спортом в вузе / В.А. Головина, С.И. Сучков, Т.Н. Акулова // В сборнике: Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов. Материалы IV

Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Р.А. Юсупова, Б.А. Акишина. - 2018. -С.274-275.

5. Корнишин И.И. Разработка тренировочных режимов с учётом оперативной работоспособности студента / И.И. Корнишин, Ю.В. Цедилин // В сборнике: Актуальные проблемы профессионального образования в целях устойчивого развития сельского хозяйства. Сборник научных трудов. Москва. 2006. - С. 111-112.

6. Александров А.К. Оценка физических кондиций студентов РХТУ им. Д.И. Менделеева / А.К. Александров, В.С. Шимко, О.В. Носик, И.И. Велиев // Журнал: Успехи в химии и химической технологии. - Т. 32. № 4. - 2018. -С.175-177.

7. Плаксина Н.В. Особенности организации мероприятий физкультурно-оздоровительного и спортивного характера: правовые основы / Н.В. Плаксина, В.В. Шустов, Е.В. Смирнова, Т.Н. Акулова, О.В. Носик // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2021. № 3. -С. 123-129.

8. Мелентьев А.Н. Контрольные нормативы и рекомендации по написанию рефератов для студентов очной формы обучения на занятиях по физической культуре / А.Н. Мелентьев, И.И. Корнишин, С.Н. Корнишина, В.И. Дуба-товкин // Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей физической культуры. - Москва. - 2020.

EFFECTIVE METHODS OF DEVELOPMENT OF SPEED AND STRENGTH QUALITIES OF ATHLETES OF THE TRACK AND FIELD DIRECTION.

Kornishina S.N., Kornishin I.I., Golovina V.A., Golovina V.V.

Russian University of Chemical Technology name's D.I. Mendeleev; Russian state Agrarian University - Moscow agricultural Academy name's K.A. Timiryazev

In the practice of sports, a wide variety of exercises are used to develop speed and strength qualities. The results, as a rule, are ambiguous. This is directly due to the effectiveness of the methods used, depending on objective reasons. However, the interpretation of the results obtained is also very important. Meanwhile, it is very contradictory: some trainers practice, for example, to use high-speed exercises with small weights to develop speed strength, others talk about the greater rationality of exercises with medium weights. Moreover, in one case, these weights are determined as a percentage of the athlete's body weight, in others - from his maximum strength, measured in an unknown way. Some trainers recommend the average pace and speed of training exercises, while others claim that quality growth occurs only at the limit values of movement speed and resistance. This article discusses various training regimes for the development of speed and strength qualities of sprinter athletes based on the experimental experience of a one-year training cycle of training. The problems under consideration are necessary to confirm the basic principle of training a sprinter athlete in the training process to improve competitive results and indicators of speed and strength qualities.

Keywords: sports, effective techniques, speed and strength qualities, athletics, sprint, student sports.

References

1. Kornishin I.I. Formation of reflexive skills of students of agricultural universities by means of professionally applied physical

training / I.I. Kornishin // Dissertation for the degree of Candidate of Pedagogical Sciences. Moscow State Agricultural Engineering University - Moscow. - 2009.

2. Kornishin I.I. Pedagogical conditions for the development of motor abilities, improving performance / I.I. Kornishin, S.N. Kor-nishina // Reports of the Timiryazev Academy (see in books). -2019. - p. - 370.

3. Kornishin I.I. Opportunities for the development of motor abilities, improving performance and strengthening the health of students in the conditions of the university / I.I. Kornishin, S.N. Kor-nishina // In the collection: Modern problems and technologies of development of physical culture and sports in higher education institutions of the Ministry of Agriculture of Russia. Collection of articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference for teachers of physical culture. - 2018. - p. 13-16.

4. Golovina V.A. The possibilities of organizing physical culture and sports classes in higher education / V.A. Golovina, S.I. Suchk-ov, T.N. Akulova // In the collection: Physical education and student sports through the eyes of students. Materials of the IV All-Russian Scientific and Practical conference with international participation. Edited by R.A. Yusupov, B.A. Akisnin. - 2018. -p. 274-275.

5. Kornishin I.I. Development of training modes taking into account the operational efficiency of the student / I.I. Kornishin, Yu. Tsedilin // In the collection: Actual problems of vocational education for the sustainable development of agriculture. Collection of scientific papers. Moscow. 2006. - p. 111-112.

6. Aleksandrov A.K. Assessment of physical fitness in students of D. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia / A.K. Aleksandrov, V.S. Shimko, O.V. Nosik, Y.Y. Velyev // Journal: Advances in Chemistry and Chemical Technology. -V. 32. - № 4. - 2018. - p. 175-177.

7. Plaksina N.V. Features of sports and recreational activities organization: legal principles / N.V. Plaksina, V.V. Shustov, E.V. Smirnova, T.N. Akulova, O.V. Nosik // Modern science: actual problems of theory and practice. Series: Economics and Law. 2021. № 3. - p. 123-129.

8. Melentyev A.N. Control standards and recommendations for writing essays for full-time students in physical education classes / A.N. Melentyev, I.I. Kornishin, S.N. Kornishina, V.I. Duba-tovkin // Educational and methodical manual for students and teachers of physical culture. - Moscow - 2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.