Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
337
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Сабитова В.Л.

В статье рассмотрена теоретическая основа методики прикладного анализа поведения. На сегодняшний день прикладной анализ поведения является наиболее эффективной методикой при обучении детей с расстройством аутистического спектра. В основе науки лежит модели ABC: предшествующие факторы - поведение - последствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Сабитова В.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TECHNIQUES FOR WORKING WITH CHILDREN WITH RAC: APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS

The article considers the theoretical basis of the methodology of applied behavior analysis. To date, applied behavior analysis is the most effective method in teaching children with autism spectrum disorder. At the heart of science is the ABC model: antecedent factors - behavior - consequences.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ»

Сабитова В.Л. студент 2 курса магистратуры БГПУ им. Акмуллы

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С РАС: ПРИКЛАДНОЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ

Аннотация: в статье рассмотрена теоретическая основа методики прикладного анализа поведения. На сегодняшний день прикладной анализ поведения является наиболее эффективной методикой при обучении детей с расстройством аутистического спектра. В основе науки лежит модели ABC: предшествующие факторы - поведение - последствия.

Ключевые слова: прикладной анализ поведения, обучающиеся с расстройством аутистического спектра, методика обучения.

Sabitova V.L.

2nd year master's student BSPU them. Akmullah

EFFECTIVE TECHNIQUES FOR WORKING WITH CHILDREN WITH RAC: APPLIED BEHAVIOR ANALYSIS

Abstract: the article considers the theoretical basis of the methodology of applied behavior analysis. To date, applied behavior analysis is the most effective method in teaching children with autism spectrum disorder. At the heart of science is the ABC model: antecedent factors - behavior -consequences.

Keywords: applied behavior analysis, students with autism spectrum disorder, teaching methods.

Современная система российского образования имеет приоритетную задачу развития инклюзивного образования. Обучение детей с расстройством аутистического спектра в общеобразовательных организациях являются целевой функцией реализации инклюзивного образования. Однако для организации инклюзивного образования для детей с рас необходимы особые образовательные условия и применение эффективных методик обучения. На сегодняшний день наиболее эффективной методикой при обучении детей с расстройством аутистического спектра является прикладной анализ поведения.

Прикладным анализом поведения является научная дисциплина, в основе которой лежит поведенческая теория обусловливания. Активное развитие наука получила в XX веке. С 1968 года стал издаваться «Журнал прикладного анализа поведения» (Journal of Applied Behavior Analasis) —

первый журнал, где были опубликованы статьи о поведенческих исследованиях.1

Применение методик прикладного анализа поведения в образовательном процессе при обучении детей с расстройством аутистического спектра основывается на модели ABC: предшествующие факторы - поведение - последствия.2 Предшествующие факторы (антициденты) раздеваются на мотивационные условия и мотивационные стимулы. Мотивационные условия и мотивационные стимулы влияют на поведение человека. К примеру, мотивационный стимул — стакан с водой, при мотивационном условии — жаркая погода, вызовет поведение — выпить воду. Поведение определяют тестом «мертвого человека» — все, что может делать мертвый человек — не поведение: лежать, висеть, сидеть и тд. Последствия бывают трех типов: поощрение, наказание, гашение. Поощрение приводит к тому, что частота поведения увеличивается.3 Поощрение бывает двух видов: положительное и отрицательное. Рассмотрим пример положительного поощрения: ребенок получил оценку «5» по математике, мама купила любимый торт ребенка. «Торт» для поведения «получать оценку 5 по математике» является положительным подкреплением и в будущем приведет к тому, что ребенок будет чаще получать оценку «5». Рассмотри пример отрицательного подкрепления: ребенок сказал, что сильно устал на тренировке, мама разрешила не мыть посуду. «Разрешение не мыть посуду» для поведения «говорить, что устал на тренировке» является отрицательным подкреплением и также приведет к тому, что ребенок будет чаще говорить, что устал.

Наказание приводит к сокращению частоты поведения. Наказания бывают двух видов: положительное и отрицательное. Рассмотрим пример положительного наказания: ребёнок разбросал игрушки по комнате, мама сказала «убирай». «Инструкция мамы убрать игрушки» является отрицательным наказанием для поведения «разбрасывать игрушки» и приведет с снижению поведения «разбрасывать игрушки». Рассмотрим пример отрицательного наказания: ребенок не сделал уроки, мама забрала планшет с мультиками. «Забрать планшет с мультиками» для поведения «не делать уроки» является отрицательным наказанием и приведет с снижению поведения «не делать уроки».

Процесс гашения направлен на снижение частоты поведения. Процедура гашения основана на точном определении функции поведения и последствиях, которые способствуют его появлению. Выделяют четыре основные функции поведения: избегание требований, доступ к желаемому, привлечение внимания и самостимуляция. Рассмотрим пример функции

1 Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной" анализ поведения. - Самара.: Бахрам - М, 2014. - 208с.

2 Джон О.Купер. Прикладной- анализ поведения.- М.: Практика, 2016. - 864с.

3 Джон О.Купер. Прикладной анализ поведения.- М.: Практика, 2016. - 864с.

поведения доступа к желаемому: ребенок хочет конфету, подходит к маме, говорит «конфета». Рассмотрим пример функции поведения привлечения внимания: ребенок говорит «привет», когда входит в класс. Рассмотрим пример функции поведения избегание требований: ребенок говорит, что забыл тетрадь, чтобы не писать контрольную. Самостимулятивное поведение у детей с расстройством артистического спектра часто связана с сенсорными нарушениями: зрительными, слуховыми, обонятельными, вкусовыми и осязательными. Чаще всего в случае с детьми с рас присутствуют вокальные самостимуляции: мычание, пение, проговаривание звуков, слов и предложений и тд. Важно отметить, что для самостимуляции не нужен другой человек. 4

На основе проанализированной литературы и практических примеров, стоит сделать вывод о важности и эффективности применения методик прикладного анализа поведения при обучении детей с расстройством аутистического спектра.

Использованные источники:

1. Джон О.Купер. Прикладном анализ поведения.- М.: Практика, 2016. -864с.

2. Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладном анализ поведения. - Самара.: Бахрам - М, 2014. - 208с.

4 Мелешкевич О., Эрц Ю. Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения. - Самара.: Бахрам - М, 2014. - 208с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.