Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА'

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1199
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЕДЕНИЕ / ПОСЛЕДСТВИЕ / ПРИНЦИП / РЕБЕНОК / СТИМУЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мохонько Дарья Андреевна, Ткаченко Савелий Игоревич

В данной статье рассматриваются основные принципы прикладного анализа поведения (ABA), их характеристики и формы. Также рассмотрены виды усилителей поведения. Приведены примеры использования ABA терапии в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.This article discusses the basic principles of applied behavior analysis (ABA), their characteristics and forms. The types of behavior enhancers are also considered. Examples of the use of ABA therapy in working with children of primary school age with autism spectrum disorder are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА»

психология на Западе. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 271 с.

З.Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. - 556 с.

4.Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для учащихся ст. классов сред. шк.— 2-е изд., доп. и дораб. — М. Просвещение, 1990.— 159 с.

5.Татарко, А. Н. (2015). Социально-психологический капитал личности в поликультурном обществе (Докторская диссертация, Москва, Институт психологии РАН)

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АВА ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Мохонько Дарья Андреевна

студентка 4 курса,

направление «Специальное (дефектологическое) образование»,

профиль «Специальная психология», факультет психологии, ФГБОУ ВО НГПУ,

г. Новосибирск Ткаченко Савелий Игоревич студент 1 курса магистратуры, направление «Психология», магистерская программа «Клиническая психология», факультет психологии, ФГБОУ ВО НГПУ,

г. Новосибирск

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются основные принципы прикладного анализа поведения (ABA), их характеристики и формы. Также рассмотрены виды усилителей поведения. Приведены примеры использования ABA терапии в работе с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра.

ABSTARCT

This article discusses the basic principles of applied behavior analysis (ABA), their characteristics and forms. The types of behavior enhancers are also considered. Examples of the use of ABA therapy in working with children of primary school age with autism spectrum disorder are given.

Ключевые слова: поведение, последствие, принцип, ребенок, стимул.

Keywords: behavior, consequence, principle, child, stimulus.

Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует от человека определенной квалификации и душевной организации. Для работы с детьми младшего школьного возраста с расстройством аутистического спектра требуется специальная подготовка, в нашем случае, называемая прикладным анализом поведения.

Прикладной анализ поведения (ABA - Applied Behavior Analysis) - это терапия, основанный на анализе поведения и использующая ряд принципов для его изменения в лучшую, социально приемлемую сторону. ABA является одним из наиболее часто применяемых подходов во многих странах мира. Кроме того, это единственный подход, эффективность которого доказана в ходе научных исследований. Прикладной анализ поведения может использоваться не только в работе с лицами, имеющими расстройство аутистического спектра, но и в других различных областях. Однако, в данной работе данный подход предложен в качестве работы с детьми с РАС.

Принципом поведения в ABA называется взаимосвязь между поведением и последствиями. Многие стратегии прикладного анализа поведения основаны на трех основных базовых принципах -принципе усиления поведения, принципе

ослабления поведения и принципе гашения поведения. Принципы усиления и ослабления существуют в двух формах - положительной и отрицательной.

1.Принцип усиления поведения.

После возникновения поведения происходит какое-либо событие, и оно приводит к повторению или усилению поведения в будущем (поведение происходит регулярно), именно так действует принцип усиления поведения. Другими словами, это взаимосвязь между поведением и последствиями (изменениями в окружающей среде, которые происходят как результат поведения), усиливая ранее продемонстрированное поведение в будущем.

Положительные усиливающие последствия представляют процесс предоставления стимула (стимулов) после демонстрации поведения, приводящий к усилению поведения в будущем. Для того, чтобы процесс положительного усиления состоялся, стимул должен быть привлекателен для ребенка. Например, ребенку предоставляют то, что его интересует: игрушку, вкусную еду или похвалу.

Отрицательные усиливающие последствия представляют процесс прекращения (удаления) стимулов после демонстрации поведения, приводящий к усилению поведения в будущем. Для

того, чтобы процесс отрицательного усиления состоялся необходимо присутствие какого-либо неприятного условия, избавления от которого доставляет удовольствие. Например, ребенку предоставляют возможность избежать занятия.

Основные характеристики процесса усиления поведения:

•Усиление - это не разовое предоставление какого-то отдельного предмета, а процесс, происходящий во времени;

•Процесс усиления действует не на ребенка, а на его поведение;

•Наличие или отсутствие усиления определяется изменением поведения в будущем;

•Предоставление стимулов, усиливающих поведение, должно быть целенаправленным;

•Усиление - это незамедлительное последствие поведения; Эффективность усиливающих последствий зависит от того, насколько быстро усиливающий поведение стимул был предоставлен после поведения.

Различают несколько видов усилителей: первичные, вторичные и обобщенные.

Первичные усилители - стимулы, необходимые для жизни, такие как вода, еда, сон, физическая активность, прикосновение другого человека и т.д.

Вторичные усилители - первоначально нейтральные стимулы, которые приобрели усиливающие свойства в результате использования в паре с первичными усилителями. Например, похвала. Похвала приобретает усиливающие свойства в результате парного взаимодействия с первичным усилителем (например, мама обнимает ребенка и говорит «какой ты молодец!») Со временем похвала «какой ты молодец!» сможет восприниматься ребенком без тактильного взаимодействия и приобретет свойства усилителя.

Третий вид усилителя - обобщенный усилитель (знаки отличия, награды, деньги, жетоны). Данный вид может быть связан как с первичными, так и вторичными усилителями. Использование обобщенных усилителей необходимо использовать, учитывая

индивидуальные особенности ребенка. Например, ребенок с глубокой задержкой развития может не знать, что такое деньги. С другой стороны, ребенок с высокой степенью развития навыков будет рад заработать деньги или жетоны, на которые он сможет купить все, что захочет.

При работе с аутичным ребенком педагогу-психологу необходимо понимать, как действует принцип усиления. Существует множество примеров, когда родители, воспитатели и педагоги, не осознавая своих действий формируют и усиливают поведение ребенка, которое становится проблемным и для ребенка, и для них самих.

Принцип усиления поведения - мощный инструмент, его применение эффективно и при обучении новым навыкам, и в коррекции поведения. Однако применение только принципа усиления будет недостаточно эффективным.

Поэтому, для проблемных ситуаций необходимо применение принципа ослабления поведения.

2.Принцип ослабления поведения.

Взаимосвязь между поведением и изменениями, в окружающей среде которые происходят как результат этого поведения, и такая взаимосвязь приводит к снижению вероятности проявления этого поведения в будущем.

Положительное ослабление - процесс предоставления стимула (стимулов) после демонстрации поведения приводящий к снижению вероятности появления поведения в будущем. Для того, чтобы данный процесс произошел, предоставляемый стимул должен быть неприятен, нежелателен для ребенка. Например, ребенок сбросил пищу на пол. Отец заставил подобрать пищу с пола и протереть пол. Через неделю регулярного мытья полов ребенок перестал сбрасывать пищу на пол.

Отрицательное ослабление - процесс ликвидации стимула (стимулов) после демонстрации поведения, приводящий к снижению вероятности появления поведения в будущем. Для того, чтобы процесс отрицательного ослабления произошел, привлекательные для ребенка стимулы должны быть удалены или ликвидированы. Например, ребенок зарабатывает 1 минуту времени игры на компьютере за каждую минуту хорошего поведения. Через 10 минут хорошего поведения ребенок сможет поиграть в компьютерную игру 10 минут. Однако на 5-й минуте ребенок кусает себя за руку и лишается всех заработанных ранее минут.

Необходимо помнить про «правило справедливой игры». В соответствии с этим правилом каждый случай применения стратегии ослабления поведения должен быть уравновешен поощрением за какое-нибудь хорошее поведение. Например, если жетон изъят за кусание руки, то похвала или лакомство должно быть дано за спокойное действие, например, сидение за партой. Иными словами, стратегия усиления обязательно должна присутствовать в коррекционном плане, а стратегия ослабления поведения может применяться как дополнение к ней.

Основополагающие характеристики принципа ослабления поведения:

•Ослабление - это процесс, происходящий во времени, а не предоставлении или удалении какого-то отдельного предмета или действия.

•Процесс ослабления воздействует на поведение, а не на ребенка.

•Ослабление определяется только его воздействием на поведение в будущем.

•Ослабление - это последствия поведения. Поведение будет эффективно только в том случае, если ослабляющий стимул будет представлен сразу после возникновения поведения.

•Использование ослабляющего стимула должно быть целенаправленным.

•Применение ослабляющего стимула - это запланированный процесс коррекции, а не угроза и не способ самоутверждения для взрослого.

•Ослабление поведения должно происходить каждый раз, когда произошло поведение.

•Ослабление поведения - это не приятная процедура для ребенка.

•Стратегия ослабления поведения должны снизить частоту, длительность или интенсивность проблемного поведения относительно быстро (1 - 2 месяца).

•Стратегия ослабления поведения должны соответствовать когнитивному (умственному) развитию ребенка.

•Ослабление поведения может

спровоцировать негативную эмоциональную реакцию, проблемное поведение.

З.Принцип гашения поведения.

Взаимосвязь между поведением и изменением в окружающей среде (последствиями), которые связаны с прекращением усиления поведения является принципом гашения поведения. Применение данного принципа предполагает прекращение усиливающих последствий, что приводит к ослаблению поведения в будущем. Если рассматривать принцип гашения на бытовом языке

- это игнорирование поведения. Применение стратегии гашения не рекомендуется с детьми, которым свойственна аутоагрессия.

Процесс угасания поведения состоит из нескольких этапов. На первоначальном этапе гашения, когда усиливающие последствия перестают происходить, поведение может приобрести ещё большую силу. В прикладном анализе поведения такое усиление принято называть «взрыв в процессе гашения». Этап взрыва не продолжителен в том случае, если ребенок в момент взрыва не начинает получать усиливающих последствий. Однако данный этап может быть достаточно травматичен, как для ребенка, так и для родителей и педагога-психолога, в частности. В процессе взрыва поведение может стать более интенсивным и поменять свою форму. Например, если ребёнок сбрасывал только задания, которые необходимо сделать со стола, то теперь он может начать сбрасывать всё, что лежит на столе.

Следующий этап процесса угасания поведения

- это угасание поведения. Поведение начинает возникать реже, и её интенсивность уменьшается.

Третий этап процесса угасания поведения (вероятность возникновения достаточно мала) - это спонтанное возрождение поведения. Через какое-то время после того, как усиление престало происходить, поведение, которое уже почти угасло, может возродится. Спонтанное возрождение поведения происходит не всегда и не со всеми видами поведения. Наиболее часто спонтанное возрождение, связанное с тем, что условия, в которых поведение происходило раньше, повторились. Например, ребенок занимался с логопедом Анной, и она прекращала занятия всякий раз, как только мальчик начинал плакать. Весной Анна уехала в отпуск и на смену ему пришла новый логопед Наталья, которая никогда не отпускала ребенка на перемену, когда он плакал. Через некоторое время ребенок перестал плакать и

спокойно занимался в течении всего урока. Через месяц Анна вернулась на занятия, и ребенок снова попытался получить перемену, громко рыдая (спонтанное возрождение). Но Наталья предупредила Анну о произошедших переменах, и Анна, проигнорировав рыдания, и продолжила занятия. На следующий день ребенок не плакал и спокойно занимался с Анной в течении всего урока.

Применение принципа гашения никогда не происходит в изоляции от применения принципа усиления. Если одни или несколько вариантов поведения игнорируются, то другие, социально приемлемые варианты поведения, должны формироваться или усиливаться в процессе гашения с поведением могут произойти непредсказуемые изменения, это необходимо учитывать. Применять процедуру гашения или нет вопрос, требующий решения в индивидуальном порядке с учетом всех индивидуальных особенностей поведения ребенка.

Каждый из принципов поведения описывает определенную взаимосвязь между поведением и последствиями поведения. Если поведение происходит регулярно, это значит, что в окружающей среде существует нечто, что усиливает это поведение. Соответственно, действует принцип усиления. Принцип ослабления оказывает обратное действие на поведение. Если частота, длительности и интенсивность поведения начинает уменьшатся, так как присутствуют негативные последствия, то это значит, что действует принцип ослабления. Принцип гашения поведения имеет такой же эффект на поведение, как и принцип ослабления поведения. Однако механизмы, снижающие поведения, различны. Использоваться должны только те последствия, которые неблагоприятны для того чьё поведение корректируется. Если такие последствия происходят регулярно, поведение начинает ослабляться. Во время гашения поведение просто игнорируется. Эффективное применение каждого из принципов поведения должно базироваться на знаниях функциях проблемного поведения. Функция поведения - это его мотив, цель, причины. Если предположить, какие последствия мотивируют проблемное поведение, то можно модифицировать эти последствия с помощью применения определенных методов, построенных на знаниях основных принципов поведения.

Список литературы

1.Cooper, J.O., Heron, T.E., Heward, W.L. Applied Behavior Analysis. 2nd édition. 2007. 759 p.

2.DeLeon, I. G., Iwata, B. A. Evaluation of a multiple-stimulus presentation format for assessing reinforcer preferences // Journal of Applied Behavior Analysis. № 29. 1996. P. 519-533.

3.Michael, J. Concepts and Principles of Behavior Analysis. Association of Behavior Analysis, revised edition. 2004. 571 p.

4.Partington, J.W. The Assessment of Basic Language and Learning Skills Revised (ABLLS®-R). Behavior Analysts, Inc.: 3.2 edition. 2010. 638 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.