Научная статья на тему 'Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра'

Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4271
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
расстройство аутистического спектра (РАС) / ABA-терапия / поведение / autism spectrum disorder (ASD) / ABA-therapy / behavior

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д. Е. Михирева, Л. С. Дмитриевских

В статье представлено краткое описание метода ABA-терапии; использование приемов ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHOD OF ABA-THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

The article presents a brief description of the ABA-therapy method; the use of ABA-therapy techniques in working with children with autism spectrum disorders.

Текст научной работы на тему «Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра»

мировать следующие коммуникативные УУД: осуществление учебного сотрудничества; постановка вопросов; управление поведением партнера; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, современных средств коммуникации и т.д. [3].

На основе изложенного мы предположили, что изучение коммуникативных УУД у обучающихся указанной категории должно осуществляться по трем основным направлениям, а именно:

1) изучение коммуникативных действий по передаче информации, отображение предметного содержания и условий деятельности, а также учет позиции собеседника или партнера (аспект диа-логичности общения);

2) изучение коммуникативных действий, направленных на выявление уровня знаний младшими школьниками с ДЦП правил речевого этикета и умений соотносить их с конкретной ситуацией общения, а также осуществлять выбор социолингвистических переменных, содержащих формулы речевого поведения и средства языкового выражения социальных отношений (аспект этики общения);

3) индивидуальное изучение учащихся начальной школы с ДЦП с целью выявления уровня сформированности умений взаимодействовать на уроке и во внеурочной деятельности с педагогом и классом.

Таким образом, универсальные учебные действия представляют собой обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащимся в различных предметных областях; выделяют личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные УУД. В нашем исследовании рассмотрены коммуникативные УУД, которые понимаются как действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативных УУД у лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, у детей с детским церебральным параличом,требует создания специальных образовательных условий. Поэтому особое значение имеет процесс изучения (диагностики) сформированности данных УУД, что позволит спроектировать программу коррекционной работы, которая чаще всего реализуется в рамках индивидуальной работы с таким ребенком.

Список литературы

1 Об образовании в Российской Федерации : федер. Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3. - Текст : электронный // КонсультантПлюс : официальный сайт. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 5.04.2018).

2 Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные

учебные действия: от действия к мысли /А. Г. Асмолов. -Москва : Просвещение, 2011. - 67 с.

3 Бойко Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : учеб.-метод. пособие/Д. И. Бойко. - Санкт-Петербург : КАРО, 2005. -275 с.

4 Комиссарова О. А. Понятие индивидуального образовательного маршрута / О. А. Комиссарова // Педагогика. -2014. - № 6. - С. 53-56.

5. Шкуричева Н. А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности /Н. А. Шкуричева // Начальная школа. - 2011. - № 11. -

C. 4-10.

References

1 Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : feder. Zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ. - Tekst : elektronnyy// KonsultantPlyus : ofitsialnyy sayt. - URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/(data obrashcheniya: 5.04.2018).

2 Asmolov A. G. Kak proyektirovat universalnyye uchebnyye deystviya: ot deystviya k mysli /A. G. Asmolov. - Moskva : Prosveshcheniye, 2011. - 67 s.

3 Boyko D. I. Obshcheniye detey s problemami v razvitii: kommunikativnaya differentsiatsiya lichnosti : ucheb.-metod. posobiye /D. I. Boyko. - Sankt-Peterburg : KARO, 2005. - 275 s.

4 Komissarova O. A. Ponyatiye individualnogo obrazovatelnogo marshruta /O. A. Komissarova //Pedagogika. -2014. - № 6. - S. 53-56.

5 Shkuricheva N. A. Vzaimodeystviye mladshikh shkolnikov kak sredstvo razvitiya kommunikativnoy kompetentnosti /

N. A. Shkuricheva //Nachalnaya shkola. - 2011. - № 11. -S. 4-10.

УДК 376.112.4

Д.Е. Михирева1, Л.С. Дмитриевских2 1 Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 15», Тюмень. 2Курганский государственный университет, Курган

МЕТОД ABA-ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Аннотация. В статье представлено краткое описание метода ABA-терапии; использование приемов ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Ключевые слова: расстройство аутистического спектра (РАС), ABA-терапия, поведение.

D.E. Mikhireva1, L.S. Dmitrievskikh2

1 Municipal autonomous educational institution secondary school No. 15, Tyumen. 2Kurgan state University, Kurgan

THE METHOD OF ABA-THERAPY IN WORKING WITH CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDERS

Abstract. The article presents a brief description of the ABA-therapy method; the use of ABA-therapy techniques in working with children with autism spectrum disorders.

Key words: autism spectrum disorder (ASD), ABA-therapy, behavior.

Проблема аномального развития ребенка является одной из наиболее актуальных проблем в современной дефектологии. Количество детей с умственными и неврологическими заболеваниями, включающими аутизм, стремительно растет. Если несколько лет назад еще не каждый педагог, работающий с детьми дошкольного и школьного возраста, слышал о таком явлении, как ранний детский аутизм, то на данный момент времени почти в каждом образовательном учреждении есть такой «особый» ребенок.

Появление отклонений в развитии может быть связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

Впервые о детях с симптоматикой, понимаемой сегодня как аутистическая, узнали из работ Дж. Хаслем (1809), Heller (1908), de Sanctis (1908).

Однако только в 30-40-х гг. XX в. в разных странах появились описания больных детей, психопатологическая картина которых уже терминологически обозначалась как аутистическая: Н.И. Озерецкий (1924), H. Potter (1924), J. Kasanin (1929), G. Corberi (1931), П.Е. Сухарева (1932), Т.П. Симеон (1933), Е.С. Гребельская (1934), С. Галацкая (1935), J. Lutz (1937), M. Creak (1938), L. Despert (1938), Л. Бендер (1941), C. Bradley (1942) и др. [3].

Подробно проявления раннего детского аутизма впервые описал американский клиницист Л. Каннер в 1943 году, обобщив наблюдения 11 случаев. Независимо от него в 1944 году свои наблюдения описал австрийский ученый Г. Аспергер и отечественный исследователь С.С. Мнухин в 1947 году.

Данные авторы выделили наиболее яркие проявления синдрома детского аутизма [4]:

- аутизм как таковой, т.е. предельное «экстремальное» одиночество ребенка - снижение способности к установлению эмоционального контакта, коммуникации и социальному развитию;

- стереотипность в поведении;

- особая характерная задержка и нарушения речи;

- раннее проявление указанных расстройств (по крайней мере, до 2,5 лет).

Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам IV издания (DSM-IV) дает следующее объяснение понятия «аутизм» [2]:

Аутизм (аутистическое расстройство) - расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки начинают проявляться в возрасте до трёх лет. Схожие со-42

стояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Таким образом, обобщив данные специалистов, занимающихся изучением раннего детского аутизма, и опираясь на опыт работы с такими детьми, можно выделить основные проблемные моменты в развитии ребенка с РАС.

Работая с «особыми» детьми, в первую очередь можно отметить отсутствие взаимодействия ребенка с внешним миром, а также отгороженность и отсутствие эмоционального контакта с окружающими ребенка людьми. Во вторую очередь, обращает на себя внимание монотонное повторение звуков и движений, совершаемых ребенком с аутизмом, причем, чаще всего ребенок прибегает к таким действиям вследствие непонимания инструкции педагога, либо снижения интереса к предъявляемому материалу.

Какое-либо расстройство, неудача в ходе выполнения того или иного задания могут вызвать у ребенка гнев, а порой могут спровоцировать истерику.

Стоить отметить, что не все дети с таким диагнозом отворачиваются от окружающего мира и избегают общения с другими людьми, далеко не у всех нарушены интеллектуальные способности и речь.

Говоря о методах коррекции аутизма, можно выделить несколько наиболее распространенных - TEACCH методика и ABA-терапия. Также существует ряд сопутствующих методик, например, иппотерапия, дельфинотерапия, песочная терапия, кинезотерапия и т.д.

Для развития различных навыков и устранения «нежелательного поведения» аутичного ребенка специалисты рекомендуют применять один из самых эффективных на сегодняшний день методов - поведенческую терапию или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis).

Метод АВА для работы с детьми с аутизмом впервые был использован доктором Иваром Ловаасом и его коллегами из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе в 1963 году. В основу была взята идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет [1].

При этом подходе все сложные навыки (речь, творческая игра, умение смотреть в глаза и др.), разбиваются на микродействия. Каждое микродействие разучивается с ребенком отдельно, а затем соединяются в поведенческую цепочку, образуя сложное действие. При этом взрослый не дает инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные -строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и подкрепления. Закрепленным навык считается только тогда, ког-

да ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, где и кем было предложено задание.

В раннем возрасте коррекция нежелательного поведения наиболее эффективна, так как такое поведение еще не успело закрепиться.

Желаемого эффекта, работая по данной методике, можно достичь только при активном взаимодействии педагога и родителя. Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит наблюдение и изучение поведения, в результате производится оценка и вырабатываются стратегии обучения ребенка с РАС.

Однако, по нашему мнению, использование АВА-терапии как единственного метода коррекции поведения детей с аутизмом, будет неправильным. Далеко не каждому ребенку подходит метод ABA, выбор именно этой методики оправдан, если ребенок не реагирует на просьбы и запреты, не выполняет инструкции, не всегда откликается на имя, не стремится к коммуникации, речь развита слабо (ребенок не может выразить свои мысли и желания). Более того, для выработки конкретных навыков (самообслуживания, социальных, учебных) мы не используем метод АВА-терапии в целом, а применяем лишь отдельные приемы.

Подводя итог, хочется отметить, что ни один из методов коррекции аутизма у детей не вызывает столь бурных эмоций, как метод ABA-терапии: часть специалистов с фанатизмом применяют данную методику на практике, а часть категорически отказывается принимать таковую, сравнивая ее с методом дрессировки. Тем не менее, не надо забывать о том, что расстройство аутистического спектра протекает у детей данной категории по-разному, и, может быть, именно данный метод является самым продуктивным в работе с определенным ребенком.

Список литературы

1 ABA терапия (метод прикладного анализа поведения). - Текст : электронный //РИА Новости: - [сайт]. - URL: https://ria.ru/spravka/20120910/747164443.html (дата обращения: 15.04.2018).

2 DSM-IV. - Текст : электронный //Википедия. Свободная энциклопедия : [сайт]. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/DSM-IV.

3 Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие : книга для педагогов-дефектологов /пер. с англ.

О. В. Деряевой; под науч. ред. Л. М. Шипицыной, Д. Н. Исаева. - Москва : ВЛАДОС, 2005. - 144 с.

4 Никольская О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. - Москва : Теревинф, 2007. - Текст : электронный. - URL: http://surwiki. admsurgut.ru/wiki/images/1/14/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%9D%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D 1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD %D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8_%D0 %BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8.pdf (дата обращения: 15.04.2018).

References

1 ABA terapiya (metod prikladnogo analiza povedeniya). -Tekst: elektronnyy // RIA Novosti: - [sayt]. - URL: https://ria. ru/spravka/20120910/747164443.html (data obrashcheniya: 15.04.2018).

2 DSM-IV. - Tekst : elektronnyy // Vikipediya. Svobodnaya entsiklopediya : [sayt]. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ DSM-IV.

3 Autizm. Meditsinskoye i pedagogicheskoye vozdeystviye: kniga dlya pedagogov-defektologov/per. s angl.

O. V. Deryayevoy; pod nauch. red. L. M. Shipitsynoy. D. N. Isayeva. - Moskva : VLADOS. 2005. - 144 s.

4 Nikolskaya O. S. Autichnyy rebenok. Puti pomoshchi / O. S. Nikolskaya, E. R. Bayenskaya, M. M. Libling. - Moskva : Terevinf, 2007. - Tekst : elektronnyy. - URL: http://surwiki. admsurgut.ru/wiki/images/1/14/%D0%9B%D0%B8%D0%B1%D0 %BB%D0%B8%D0%BD%D0%B3_%D0%9D%D0%B8%D0%BA %D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1% 8F_%D0%B0%D1%83%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%BD%D 1%8B%D0%B9_%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%B5%D0%BD %D0%BE%D0%BA_%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8_%D 0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%B8.pdf (data obrashcheniya: 15.04.2018).

УДК 371.927

Л.А. Мохирева, Н.Л. Егорова

Курганский государственный университет,

Курган

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье представлен анализ существующих подходов к определению понятий «социальная компетенция», «социализация личности» и «личностное общение». Описано содержание коррекционно-педагогической работы по формированию социальных умений и навыков как структурных компонентов личностного общения.

Ключевые слова: личностное общение, социальная компетенция, социализация личности.

L.A. Mokhireva, N.L. Egorova Kurgan state University, Kurgan

FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES IN EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

Abstract. The article presents the analysis of existing approaches to the definition of social competence, socialization and personal communication. The content of correctional and pedagogical work on the formation of social skills as structural components of personal communication is described.

Key words: personal communication, social competence, socialization.

По статистическим данным разных стран, в настоящее время отмечается тенденция увеличения количества учащихся с отклонениями в разви-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.