УДК 343.3 Оджагов Э.Н., Моисеев Д.А.
Оджагов Э.Н.
студент
Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
Моисеев Д.А.
студент
Тюменский государственный университет (г. Тюмень, Россия)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ ПО ДЕКЛАРИРОВАНИЮ ДОХОДОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Аннотация: в статье исследуется роль законодательных инициатив по декларированию доходов государственных служащих как инструмента антикоррупционной политики. Анализируются преимущества и недостатки систем декларирования, включая обеспечение прозрачности, предотвращение конфликта интересов и повышение подотчетности.
Ключевые слова: декларирование доходов, госслужащие, антикоррупционная политика, прозрачность, подотчетность, законодательные инициативы, конфликт интересов, фальсификация данных, антикоррупционные органы, международное сотрудничество.
Коррупция в Российской Федерации остается одной из наиболее серьезных проблем, препятствующих социально-экономическому развитию страны и подрывающих доверие граждан к государственным институтам власти. Актуальность проблемы коррупции в России обусловлена не только ее негативным влиянием на экономику и социальную сферу, но и возможностью
подрыва национальной безопасности. Коррупция создает благоприятные условия для злоупотреблений властью, приводит к неэффективному использованию бюджетных средств и снижает инвестиционную привлекательность страны.
Исходя из статистики зарегистрированных преступлений коррупционной направленности в России за период с 2018 по 2024 год наблюдается устойчивая тенденция к росту как общего числа коррупционных преступлений, так и преступлений, связанных со взяточничеством (рисунок 1).
45000 40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000 0
Рисунок 1. Преступления коррупционной направленности за 2018-2023 гг.
В 2024 году было зарегистрировано 38,503 преступлений коррупционной направленности, что на 5,7% больше по сравнению с 2023 годом (36,407 преступлений). Если рассмотреть динамику за последние семь лет, то наблюдается стабильный рост: с 30,495 преступлений в 2018 году до 38,503 в 2024 году. Общий прирост в процентном соотношении за этот срок составляет: 26,4%. Это свидетельствует о том, что проблема коррупции остается актуальной и требует усиленного внимания со стороны правоохранительных органов и общества в целом [9-15].
2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024
Число всех зарегистрированных коррупционных преступлений
Число преступлений коррупционной направленности связанных со взяточничеством
Касательно преступлений, связанных со взяточничеством, то их количество также увеличилось: в 2024 году зарегистрировано 23,240 случаев, что на 14,5% больше, чем в 2023 году (20,279 преступлений). Динамика за последние семь лет также показывает значительный рост: с 12,527 случаев в 2018 году до 23,240 в 2024 году. Прирост в процентном соотношении составляет: 85,5%. Это указывает на то, что взяточничество, как одна из наиболее распространенных форм коррупции, продолжает оставаться серьезной проблемой. Важно, что данные статистики в полной мере не отражают реальное количество преступлений в сфере коррупции, так как увеличение числа зарегистрированных преступлений может быть связано как с ростом реального уровня коррупции, так и с улучшением работы правоохранительных органов по выявлению и регистрации таких преступлений [9-15].
Тем не менее, тенденция к увеличению числа коррупционных преступлений говорит о том, что необходимы более комплексные и системные подходы для искоренения этой проблемы и повышения доверия граждан к государственным институтам. При этом, на протяжении многих лет правовые и прикладные науки активно разрабатывают и внедряют разнообразные средства и методы борьбы с коррупционными преступлениями. В этом контексте особое внимание уделяется вопросам, связанным с деятельностью государственных служащих, поскольку именно они, обладая властью и ресурсами, могут быть подвержены коррупционным искушениям [8].
Следовательно, одним из ключевых инструментов противодействия коррупционным преступлениям, в частности взяточничеству, на наш взгляд, является обязательное декларирование доходов. Логически обосновано, что в случае, если доходы составляют одну сумму, а расходы значительно превышают задекларированные средства и теоретически сложно обосновать появление средств для погашения таких расходов, то возникает необходимость проведения дополнительных проверок по факту природы возникновения денежных средств у лица.
Декларирование доходов представляет собой обязательный процесс, в рамках которого государственные служащие обязаны предоставлять полную и достоверную информацию о своих финансовых доходах, а также о наличии и стоимости принадлежащего им имущества. Данный метод также используется в качестве функции контроля, что позволяет отслеживать кардинальные несоответствия в доходах служащих по отношению к их расходам, что является основанием для проведения проверок и выяснения реального имущественного положения государственного служащего. Данный инструмент нормативно закреплен одним из важнейших нормативно-правовых актов в сфере противодействия коррупции - ФЗ от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", пункта 3 статьи 6 в качестве одной из мер профилактики коррупции [1].
Эффективность предлагаемых учеными законодательных инициатив по декларированию доходов государственных служащих в сфере борьбы с коррупцией определяется большим способствованием выявлению и предотвращению незаконного обогащения лиц, а также своевременным и правильным налогообложением государственных служащих.
Декларирование доходов государственных служащих представляет собой одну из наиболее значимых антикоррупционных мер, направленных на повышение прозрачности государственного управления и предотвращение злоупотреблений служебным положением. Эффективное внедрение этой практики укрепляет общественное доверие и содействует развитию правовой культуры. Данное исследование анализирует ключевые положения в области декларирования доходов государственных служащих, выявляет существующие проблемы, предлагает пути их преодоления, рассматривает текущие предлагаемые законодательные инициативы и оценивает их результативность.
Антикоррупционное декларирование на государственной службе стало широко распространённым явлением по всему миру, что связано с глобализацией и интернационализацией механизмов борьбы с коррупцией. Этот процесс получил признание как в международном праве, так и в национальных
правовых системах различных стран, что привело к возникновению множества вариаций и уникальных аспектов правового регулирования. В разных странах декларирование включает разные категории активов, источники доходов и обязательства, что отражает специфику местных правовых систем и культурных традиций.
Декларирование доходов государственных служащих в большинстве стран осуществляется на основе комплексного нормативно-правового регулирования, направленного на выявление финансовых активов и предупреждение конфликта интересов
Основные принципы декларирования доходов в Российской Федерации и повышения прозрачности в отношении активов, закреплены в одном из ключевых нормативно-правовых актов России, касающихся борьбы с коррупцией, а именно в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-Ф3 "О противодействии коррупции". В статье 8 данного закона устанавливается перечень лиц, которые обязаны предоставлять уполномоченным лицам информацию о своих доходах, имуществе и имущественных обязательствах, а также о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Например, к ним относятся: граждане, претендующие на замещение должностей государственной службы, граждане, претендующие на замещение должностей главного финансового уполномоченного и финансовых уполномоченных в сферах финансовых услуг, граждане, претендующие на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, и другие [1].
Следует отметить, что предоставление таких сведений касается и тех лиц, которые поступают на государственную службу Российской Федерации, что в свою очередь обеспечивает контроль за финансовым состоянием служащих и способствует повышению уровня их имущественной прозрачности перед вышестоящим руководством государственных служб и общественностью, а также дает больше возможностей для проверяющих органов выявления рисков коррупционных проявлений. Ключевой момент в этом механизме является
возможность обнаружить несоответствия между официальными доходами и уровнем жизни государственных служащих. Это, в свою очередь, может служить основанием для дальнейших проверок и расследований в случае подозрений в коррупции или других правонарушениях.
Отсутствие представления или предоставление неполных, или недостоверных данных о доходах является достаточным основанием для увольнения декларанта, что подтверждается действующим законодательством и судебной практикой. Определение Верховного Суда РФ от 17.04.2017 № 59-КГ17-3 подтвердило законность данного положения. Непредставление информации о доходах является обстоятельством, которое суды признают законным основанием для принятия решения представителем нанимателя об увольнении служащего по причине утраты доверия [6].
Иначе говоря, все риски по декларации несет на себе лицо, составившее и предоставившее декларацию в ведомство. Это означает, что именно данный человек отвечает за точность и полноту предоставленных данных. В случае выявления ошибок, недостоверной информации или непредставления необходимых сведений, он может столкнуться с серьезными юридическими последствиями. Более того, такая ситуация может негативно сказаться на репутации лица и его профессиональной карьере.
Следует отметить, что законодательство РФ предусматривает вариант, когда государственный служащий может не предоставить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги и несовершеннолетних детей по объективным причинам. Если сведения были не предоставлены, данный факт будет детально рассмотрен на соответствующей комиссии, отвечающей за соблюдение норм служебного поведения федеральных государственных служащих и разрешение конфликтов интересов.
Перечень объективных причин детально регламентирован письмом «Об обзоре правоприменительной практики в части невозможности представить по объективным и уважительным причинам сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга)
и несовершеннолетних детей», утвержденным Министерством труда и социальной защиты 12 июля 2023 г. К таким причинам данный документ относит
[5]:
1. нахождение в ссоре супругов, которые не поддерживают связь и не имеют планов на развод,
2. нахождение в процессе развода или его планирование,
3. проживание ребенка с бывшей супругой или третьим лицом без контакта с родителем,
4. смерть или признание умершими супругов или детей с предоставлением соответствующих документов,
5. пропажа супругов или детей с подтверждением из органов МВД РФ,
6. признание судом безвестно отсутствующими супруги (супруга) и (или) несовершеннолетних детей,
7. избрание меры пресечения в виде домашнего ареста или заключения под стражу супруги (супруга),
8. нахождение супруги (супруга) на длительном стационарном лечении,
9. длительные командировки, мешающие представлению сведений,
10. непредставление сведений по причине государственной тайны с подтверждением соответствующими документами.
Важно подчеркнуть, что государственный служащий обязан обосновать каждую объективную причину, предоставив соответствующие документы, подтверждающие ее уважительность. В противном случае, отсутствие сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей будет расцениваться как нарушение закона. Это может привести к серьезным последствиям, включая отказ в назначении на должность, увольнение и применение других видов дисциплинарной ответственности.
Если обобщить основные законодательные меры, касающиеся декларирования доходов государственных служащих, можно выделить
несколько ключевых положений и принципов, которые создают эффективную систему контроля за имущественным состоянием должностных лиц:
1. Предотвращение незаконного обогащения: как уже упоминалось, подача деклараций о доходах и расходах способствует выявлению значительного увеличения активов, которое превышает законные доходы и не может быть разумно обосновано. Это позволяет органам контроля принимать меры против коррупционных практик и предотвращать случаи незаконного обогащения государственных служащих,
2. Урегулирование конфликта интересов: декларации играют важную роль в мониторинге ситуаций, когда личные интересы государственных служащих могут оказывать влияние на их объективное выполнение служебных обязанностей. Это помогает поддерживать этические стандарты и предотвращать потенциальные злоупотребления,
3. Правило «один декларант — одна справка»: декларация заполняется отдельно для каждого государственного служащего и каждого члена его семьи, который подпадает под нормы декларирования. Это правило обеспечивает более точный учет доходов и активов, что способствует повышению прозрачности и ответственности,
4. Проверка достоверности и полноты сведений: проверка деклараций осуществляется комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликтов интересов в каждом ведомстве, а также такими органами, как Прокуратура РФ, Федеральная налоговая служба и Совет по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации. Это многоуровневое внимание к проверке данных обеспечивает надежность и актуальность информации,
5. Цифровизация процедуры декларирования: разработка электронных систем для подачи деклараций значительно упрощает процесс и делает его более доступным для государственных служащих. Кроме того, это увеличивает прозрачность проверки деклараций, что позволяет работникам подразделений по
профилактике коррупционных и иных правонарушений более эффективно осуществлять контроль,
6. Слаженная система сбора и проверки деклараций государственных служащих: в большинстве ведомств сбор и проверка деклараций осуществляется работниками подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Обычно процесс проверки проходит в два этапа:
первый этап - первичная оценка. Уполномоченные сотрудники удостоверяются, что декларация была подана в установленный срок и в корректной форме. Также проверяются правильность указания дат отчетного периода и даты подачи документации,
второй этап - детальная проверка. Проводится комплексный анализ каждого раздела декларации о доходах, что позволяет выявить возможные несоответствия и аномалии в представленных данных.
Эмпирические исследования показывают, что законодательные меры, регулирующие декларирование доходов, способствуют снижению коррупционных рисков, но их результативность существенно зависит от их реализации и надзора.
Тем не менее, существуют определенные факторы и проблемы, которые государственные служащие нередко используют для маскировки своих доходов и имущества. Это затрудняет эффективный контроль и увеличивает риск распространения коррупционных явлений, что усложняет борьбу с коррупцией в целом.
Одним из таких факторов является усложнение процесса доказывания при сокрытии имущества и доходов в обход законодательных требований. Государственные служащие могут указывать в декларациях своих супругов и детей до 18 лет, в то время как свое имущество оформляют на родителей или дальних родственников. Это создает сложности в проверке и увеличивает риски недостаточной подотчетности в сфере государственной службы, так как такие действия могут использоваться для маскировки реальных активов и доходов. В итоге возникает проблема с оценкой имущественного положения госслужащих,
что может способствовать коррупционным схемам и конфликтам интересов на государственной службе.
Существуют сложности и проблемы при декларировании имущества, не подлежащего государственной регистрации, и денежных средств в наличной форме. Например, если не указать в справке накопления сверх определенной суммы или другие активы (дорогостоящие ювелирные изделия, предметы роскоши), у должностного лица будет возможность совершить дорогостоящее приобретение за счет средств или активов, не подлежащих обязательному декларированию. Это создает дополнительные риски, так как такие действия могут позволить госслужащим скрывать свои истинные финансовые возможности и уровень жизни. В результате, возникает ситуация, когда декларации становятся неполными и не отражают реального имущественного положения, что затрудняет контроль со стороны соответствующих органов и общества.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 Указа Президента РФ № 968 «Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции», с 29 декабря 2022 года, в период проведения специальной военной операции и впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации размещение сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на официальных сайтах органов публичной власти и организаций в сети «Интернет» и их предоставление общероссийским СМИ для опубликования не осуществляются [4].
В рамках проведения специальной военной операции данное положение весьма актуально, поскольку в условиях массовой критики действий РФ и наложения на нее пакетов санкций, оно не позволяет недружественным к РФ странам отслеживать активы российских государственных служащих и использовать их против РФ. С другой стороны, это ограничивает общественный контроль и самостоятельные исследования за соответствием доходов и расходов
государственных служащих, что в свою очередь не способствует эффективности реализации данного механизма борьбы с коррупцией и приводит к снижению уровня доверия между государственными служащими и обычными гражданами.
Несмотря на необходимость защиты государственных интересов в условиях внешних угроз, важно найти баланс между обеспечением безопасности и сохранением прозрачности в деятельности госслужащих. Отсутствие открытости в декларировании может привести к росту подозрений в коррупции и злоупотреблениях, что негативно скажется на доверии граждан к власти. Эффективные механизмы контроля и надзора должны быть разработаны с учетом существующих вызовов, чтобы обеспечить как безопасность, так и прозрачность в работе государственных институтов.
В правовой науке неоднократно поднималась проблема недостатка в законодательстве, позволяющего должностным лицам оформлять имущество на своих совершеннолетних детей. При этом закон обязывает государственных служащих предоставлять информацию только о доходах, имуществе и имущественных обязательствах своих несовершеннолетних детей. Это создает лазейку, позволяющую избегать ясность в вопросах декларирования, поскольку информация о финансовых активах, зарегистрированных на совершеннолетних детей, не подлежит обязательному раскрытию. Данная ситуация требует внимания, так как она может способствовать сокрытию реальных активов и затруднять контроль за имущественным состоянием государственных служащих.
Проверка деклараций о доходах государственных служащих осуществляется кадровыми службами (подразделениями) государственных органов, их территориальными органами, а также органами местного самоуправления. Проверка проводится по решению руководителя соответствующего государственного органа или органа местного самоуправления, в порядке, установленном ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" [2].
Прокуратура РФ также проверяет декларации госслужащих, но в двух случаях: если орган попал в выборочную проверку по результатам проведенного анализа законности и по заявлениям от граждан, политических партий, общественных организаций. То есть прокуратура занимается проверкой только в том случае, если у неё есть основания полагать, что лицо предоставило неполные или недостоверные сведения.
В большинстве ведомств сбор деклараций и их проверку выполняет сотрудник подразделения по профилактике коррупционных правонарушений. В свою очередь, не исключается влияние человеческого фактора при проверке сведений из деклараций, что может сказываться на появлении определенных ошибок и упущений при поиске несоответствий доходов и расходов. В перспективе, весьма эффективным решением данной проблемы может стать внедрение технологий искусственного интеллекта и машинного обучения через централизованную систему мониторинга деклараций госслужащих.
Такой подход уже реализован в Государственной информационной системе «Посейдон», которая использует информационно-коммуникационные технологии для ввода и анализа данных о доходах, расходах и имуществе, а также для проверки в области борьбы с коррупцией. Система применяет искусственный интеллект для выявления коррупционной активности, анализируя данные и выявляя несоответствия. Например, если чиновник регулярно подает декларацию, но не имеет имущества в собственности, а у имеющих родственников есть ряд имущества, не соответствующих их заработной плате, то система сможет выявить это несоответствие и передать информацию для дальнейшей проверки [3].
Важно понимать, что ГИС «Посейдон» не заменяет работников ведомств, а упрощает их работу, помогая сосредоточиться на случаях с высоким риском коррупции среди госслужащих.
В правовой науке эксперты по борьбе с коррупцией предлагают решение проблемы человеческого фактора, чтобы улучшить точность и скорость проверки данных о доходах и расходах. Их подход предполагается в переносе
бремени сбора и оценки необходимых данных на электронно-вычислительные машины.
Планируется создать систему, которая будет автоматически собирать информацию из реестров и баз данных о доходах, расходах и имуществе человека, объединяя её в одну декларацию. Эта программа должна быть автоматизированной и иметь доступ ко всем типам данных, чтобы собрать полную информацию о имущественном положении лица [7].
Таким образом, речь идет не о том, чтобы декларант собирал и загружал данные в программу самостоятельно, а о системе, которая сама собирает информацию из реестров без участия проверяемого. Эта система должна автоматически выявлять расхождения между различными источниками данных о доходах, активах и расходах должностного лица в режиме онлайн на протяжении всей его службы.
В течение последних нескольких лет эксперты также активно ведут дискуссии о необходимости создания единого контрольно-проверяющего органа, который будет проводить всесторонние и независимые проверки деклараций государственных служащих. Основная цель этих проверок заключается в выявлении возможных расхождений между официально заявленным и прогнозируемым уровнем доходов и фактическим их наличием.
Сторонники этой инициативы утверждают, что наличие единого органа поможет повысить прозрачность и подотчетность государственных служащих. Критики же высказывают опасения относительно возможных злоупотреблений и бюрократических препятствий, связанных с функционированием такого органа. В любом случае, вопрос создания эффективного механизма контроля за доходами должностных лиц остается актуальным и требует тщательного рассмотрения со стороны законодателей и специалистов в области права.
Подводя итог, по нашему мнению, данные предложения действительно способны усилить эффективность мониторинга деклараций доходов государственных служащих.
Законодательные инициативы, направленные на декларирование доходов государственных служащих, играют ключевую роль в обеспечении прозрачности и борьбе с коррупцией. Однако для достижения высокой результативности этих мер требуется не только их внедрение, но и усиление независимости антикоррупционных структур, обеспечение строгого контроля и активное участие гражданского общества. Прозрачность и подотчетность остаются важнейшими условиями успешной реализации данных инициатив.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273 "О противодействии коррупции";
2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 230 "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам";
3. Указ Президента РФ от 25.04.2022 № 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации";
4. Указ Президента РФ от 29.12.2022 N 968 "Об особенностях исполнения обязанностей, соблюдения ограничений и запретов в области противодействия коррупции некоторыми категориями граждан в период проведения специальной военной операции";
5. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 июля 2023 г. N 28-6/10/П-5309 «Об обзоре правоприменительной практики в части невозможности представить ... сведения о доходах, расходах, об имуществе ... супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
6. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.04.2017 N 59-КГ17-3;
7. Трунцевский, Ю.В. Совершенствование института декларирования сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного
характера в условиях цифровизации // Вестник Санкт-Петербургского университета;
8. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Организационно-правовые проблемы декларирования сведений о доходах государственных и муниципальных служащих и членов их семей // Юридическая наука и правоохранительная практика. №4 (18). [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-problemy-deklarirovaniya-svedeniy-o-dohodah-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-sluzhaschih-i-chlenov-ih-semey;
9. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2018 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2018 года мвд.рф;
10. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2019 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2019 года мвд.рф;
11. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2020 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2020 года мвд.рф;
12. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2021 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2021 года мвд.рф;
13. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2022 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2022 года мвд.рф;
14. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2023 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2023 года мвд.рф;
15. МВД РФ ФКУ ГИАЦ Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за январь - декабрь 2024 года // Состояние преступности за январь - декабрь 2024 года мвд.рф
Ojagov E.N., Moiseyev D.A.
Ojagov E.N.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
Moiseyev D.A.
Tyumen State University (Tyumen, Russia)
EFFICIENCY OF LEGISLATIVE INITIATIVES TO DECLARING INCOME OF CIVIL SERVANTS
Abstract: the article examines the role of legislative initiatives to declare income of civil servants as an instrument of anti-corruption policy. The advantages and disadvantages of declaration systems are analyzed, including ensuring transparency, preventing conflicts of interest and increasing accountability.
Keywords: income declaration, civil servants, anti-corruption policy, transparency, accountability, legislative initiatives, conflicts interest, data falsification, anti-corruption agencies, international cooperation.