Научная статья на тему 'Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента'

Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4729
396
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ИНФОРМАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ / PERCEPTION / INFORMATION / VISUALIZATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевченко Виктория Эдуардовна

В статье раскрываются технологии восприятия визуального сообщения, публикуемого в журналах, закономерностей, определяющих последовательность чтения и эффективность восприятия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF MEDIA INFORMATION PERCEPTION: VISUALIZATION OF THE CONTENT

Technologies of visual report perception, rules determining the sequence of reading and perception efficiency are analyzed in the article.

Текст научной работы на тему «Эффективность восприятия медиаинформации: визуализация контента»

УДК 316.776.33

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ МЕДИАИНФОРМАЦИИ:

ВИЗУАЛИЗАЦИЯ КОНТЕНТА

EFFICIENCY OF MEDIA INFORMATION PERCEPTION: VISUALIZATION OF THE CONTENT

© Шевченко Виктория Эдуардовна

Viktoriya E. Shevchenko кандидат филологических наук, доцент кафедры электронных изданий и медиадизайна Института журналистики, заведующая Студией медиа-дизайна, Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко. PhD, Associated Professor, Department of Newmedia&Mediadesign of The Institute of Journalism, Taras Shevchenko National University of Kiev, Ukraine.

И victoryshe@gmail.com

В статье раскрываются технологии восприятия визуального сообщения, публикуемого в журналах, закономерностей, определяющих последовательность чтения и эффективность восприятия.

Ключевые слова: восприятие, информация, визуализация.

Влияние зрительных образов на коммуникативные процессы в целом, а также отображение социальных, экономических и политических проблем общества занимают важное место в научных исследованиях контента. Повышение внимания к форме, а не к содержанию можно объяснить тем, что содержание в своём разнообразии практически бесконечно, в то время как форма имеет определённые закономерности и ограниченное количество составных частей. Семиотический анализ формы осуществляется в нескольких направлениях: структурном, коммуникативном, социальном. Структурное семиотическое исследование анализирует контент в направлении от формы к содержанию, чем выдвигает на первый план формальные структурные аспекты и исключает конкретные контексты функционирования знаков. Коммуникативная семиотика изучает контент от содержания к форме, чем повторяет процесс возникновения и формулирования сообщения. Социальный аспект семиотики рассматривает разнообразные контексты функционирования знаков, которые использует общество.

Эффективность публикации зависит не только от тематики и полноты её освещения, но и от способности аудитории воспринимать информацию. Для полного изучения психологии зрительного восприятия целостных визуальных объектов следует обратиться к предыдущим исследованиям по аналогичной тематике Р. Арнхейма, В. Барабанщикова,

Technologies of visual report perception, rules determining the sequence of reading and perception efficiency are analyzed in the article.

Key words: perception, information, visualization.

Д. Брунера, В. Ганзена, Р. Грегори, В. Жуковского, Г. Почепцова, В. Розина, Д. Роэма и других.

Целью статьи является раскрытие технологии восприятия визуального сообщения, публикуемого в журналах, закономерностей, определяющих последовательность чтения и эффективность восприятия.

Изображения влияют на читателя эмоционально и формируют определённые стереотипы, поэтому достоверность и качество фактического материала, задействованного в изображении, являются приоритетными. Достижение желательного практического результата зависит от знания закономерностей, которые определяют последовательность восприятия информации в журнале. Большинство читателей воспринимают страницу с несколькими материалами на странице в такой последовательности:

1) рассматривают изображение;

2) пересматривают заголовки, подписи под иллюстрациями;

3) останавливаются на выделенных фрагментах, врезках, подзаголовках;

4) читают текстовый материал.

Если первые два элемента из перечисленных не привлекут внимание, - текст останется непрочитанным. Поэтому визуальные формы должны предлагать читателю нечто интересное или непривычное, то есть выполнять одну из задач [9]: привлекать внимание читателя, называть основную мысль материала, выделять тех, кому предназначен материал, разрешая

другим пропустить ненужное им содержание, если они пожелают, возбуждать интерес содержанием заголовка или изображения, создавать позитивное впечатление о странице, обеспечивать единство стилевых приёмов. Текстовая новость будет прочитана многими читателями, но о ней скоро забудут; к визуализации будут возвращаться неоднократно.

Особенно важно удержать внимание читателя в первый момент его знакомства с номером. «Внимание - та единая дверь нашей души, в которую входят все ощущения и все образы...» - писал К. Ушинский [11, с. 374]. Итак, для выяснения влияния на читателя и уместности визуальной коммуникации, необходимо знать способы, формы и методы, которыми осуществляется интерпретация данных, преобразование их в сообщение, способное заинтересовать читателя.

Во второй половине Х1Х в. учёные пытались связать теорию изобразительного искусства с данными физики, физиологии и психологии. Законы искусства объясняли через законы оптики и закономерности визуального восприятия. При этом выходили из типичного для того времени понимания задач художественного изображения: «действительность должна выглядеть на картине точно такой, как мы её видим» [3, с. 234]. Современная «Вычислительная теория разума» С. Пинкера [8] признаёт, что разум как функцию мозга можно описать с помощью системы обработки информации, а мышление является одной из вычислительных функций. Человек собирает информацию из окружающего мира посредством органов ощущения, обрабатывает её и использует по мере необходимости. Цель системы восприятия - ощущение реальности, создание управляемой версии того, что видят глаза. Вычисление в данном контексте означает именно обработку информации, а не уподобление мозга компьютеру. Пониманию проблемы также содействуют иные элементы вычислительной теории: эволюция (мозг - продукт естественного отбора) и модульность (мозг разделён на специальные зоны).

Эффективность визуального контента СМИ зависит от тематики и формы визуализации, способа отображения фактов. Визуализация начинается со сбора информации по теме. Способ обработки данных зависит от вида издания, потребностей, подготовленности читателя, желательной реакции. Кроме того, учитываются законы восприятия, свойства человеческого зрения. Любую новость можно сделать акцентом номера или «припрятать» от читателя. Так, если материал одинакового содержания и объёма расположить посередине страницы вместе с яркой фотографией в окружении лишь текстовых ма-

териалов, - он становится акцентом страницы; если же внизу с небольшим заголовком в ряду других, подобных по оформлению материалов, -мало вероятности, что он будет прочитан.

Изображения, по сравнению с вербальным контентом, не требуют подтверждения для понимания. Учёные отмечают, что изображения без погружения в контекст остаются многозначными [2, с. 132], «любое сообщение может быть ссылкой конкретному адресату и выражать определённое позиционирование этого адресата внутри коммуникационного пространства и тем втягивать его в коммуникационный процесс вне текста. Каждое сообщение может демонстрировать стремления автора, а согласование значений сообщение может образовывать текстуальный консенсус сообщений» [4]. Читатель при восприятии визуального контента составляет собственное впечатление, анализирует и строит заключения, объясняет его соответственно предшествующим знаниям о теме статьи, образовательну уровню и умственным способностям, его мысль может отличаться от той, которую вкладывает в изображение автор материала. Эти аспекты учитываются коммуникационными стратегиями.

Любую мысль, даже весьма сложную, можно высказать в понятной форме. Для этого необязательно пользоваться простыми фразами и короткими предложениями. Д. Огилви советует [7]: пишите так, как вы говорите, естественным образом; используйте короткие слова, предложения, абзацы; не используйте претенциозные слова, непонятные читателю; не пишите больше двух страниц на одну тему; проверяйте цитаты; не отправляйте текст в день написания, перечитывайте его вслух утром; отдавайте текст на редактирование; убедитесь, что читателю будет ясно, что именно вы хотите сказать. Визуальный контент подчинён тем же правилам. Для того чтобы понятно представить определённый материал, нет необходимости его упрощать; следует из него удалить все необязательные детали, подробности, которые могут быть додуманы или изложены другим способом. Если форма более проста, чем содержание, тогда заложенная в ней информация не достигает своей цели. Схематично простые материалы вызывают раздражение читателей. Мозг всегда функционирует как целое. Любое восприятие является также мышлением и возможностью запомнить часть того, что воспринимает читатель, имеет решающее значение для понимания.

Теория эстетического восприятия Р. Арнхейма базируется на том, что восприятие является процессом познания, которое определяется формами и типом зрительного восприятия. По определению, зрительное вос-

приятие - активный творческий, а не пассивный созерцательный процесс, имеет продуктивные функции, которые заключаются в создании визуальных моделей. Каждый акт визуального восприятия включает активное изучение объекта, его визуальную оценку, отбор важных черт, сопоставление их с теми, что есть в памяти, анализ и организация в целостный визуальный образ. Восприятие не может измеряться в статичных количественных единицах, поскольку является активным динамическим процессом. «Каждая линия, простейшая форма... подобная камню, брошенному в воду. Всё это - нарушение покоя, мобилизация пространства. Зрение есть восприятием действия» [1, с. 28]. Эксперименты, проведённые Р. Арнхеймом, базируются на теории гештальта, в которой заложены основы современного знания о визуальном восприятии, а метод гештальтпсихологии лежит в основе принципов композиции и визуального восприятия.

Гештальтпсихология рассматривает визуальное восприятие как целостность, которую невозможно свести к ощущениям. Её постулат звучит так: первичными данными являются целостные структуры (гештальты), они не выводятся из компонентов, из которых образованы. Мысль о том, что целое не сводится к его составляющим, очень давняя. Основы гештальтпси-хологии были заложены в 1912 г. немецкими психологами М. Вертгеймером, К. Коффки и В. Келлером. Ярким примером, по мнению В. Келлера [5, с. 102-112.], является мелодия, которая узнаётся в попурри как составная часть другой мелодии. Знакомая мелодия возникает из памяти, даже если состав её элементов изменился. Психолог В. Зинченко утверждает, что «гештальтпсихология отказалась от концепции восприятия геометрического мира (...как мы видим в трёх измерениях, что такое сенсорные элементы, как они объединяются) и выдвинула конкретные проблемы: как мы видим вещи такими, какими они являются в действительности, как фигура воспринимается в отдельности от фона, который есть поверхность, которая есть контур и т. п.» [6, с. 14].

Основатели гештальтпсихологии экспериментально доказывают, что большинство явлений невозможно описать, если их рассматривать частями. Учёные использовали инстинктивные знания художников о том, что целое не всегда достигается путём складывания отдельных частей, произведение искусства не может быть создано или понято умом, не способным воспринимать и ощущать интегрированную структуру целого. Выступая против выдвинутого психологами принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психологических

феноменов, учёные предложили идею целостности образа и невозможности сведения его свойств к сумме свойств элементов. По мнению теоретиков, предметы, которые составляют наше окружение, воспринимаются не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не тождественно только сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно, гештальт представляет собой функциональную структуру, которая упорядочивает многообразия частных явлений.

Психологи школы гештальт описали правила формирования и восприятия групп объектов, которые могут действовать вместе или отдельно. Составные объекта - константы; фигура и фон вступают в отношения между собою и порождают новое свойство, которое и есть гештальт. Последнему присущи собственные характеристики и законы, в частности, контраст фигуры и фона, соотношение частей и целого, вертикали и горизонтали, стремление к «красивой форме», константность образа и т. п. Каждый гештальт рассматривается как фигура, которая выступает из более тусклого фона. Сформировать фигуру - означает заинтересоваться чем-то и попробовать обозначить свой опыт.

Датский психолог Э. Рубин изучал феномен «фигуры и фона», объяснял принципы оптических иллюзий. Человек различает фон и фигуру несколькими способами. Объекты с острыми границами воспринимаются как нераздельные фигуры, если они неразрывные и запертые. Иначе они воспринимаются неоднозначно. Объекты ярких цветов выделяются, выступают на первый план. Как правило, их форма воспринимается целостной фигурой. Объект неоднородного цвета или с орнаментом требует от человека больше усилий для понимания сущности. Переход тонов или рисунок отвлекают внимание, мешают сосредоточению. То есть одни и те же объекты воспринимаются по-разному - соответственно их окружению и цветовому наполнению, а при определённых условиях могут стать вообще незаметными. Визуальное сообщение будет успешным, если оно отвечает особенностям мозга автоматически распознавать объекты. Чем более чёткие границы того, что мы видим, тем скорее мозг распознаёт фигуру; чем контрастнее выделяются фигуры, тем быстрее читатель воспримет информацию.

Ещё одна особенность восприятия объектов на определённом фоне связанна с тем, что мозг мгновенно разбивает то, что видят глаза, на фрагменты. Эти фрагменты содержат подобные объекты композиции, сгруппированные, визуально объединённые графическими элементами, рамками, увеличенными или уменьшенными

пробелами, цветом или другими средствами. То есть страница журнала воспринимается целостно, мозг человека выделяет на ней 2-4 группы, как части целого, в которые должны входить все объекты страницы, связанные общими границами или другими средствами. Понимание визуального группирования объясняет, почему одни объекты выдвигаются на первый план, а другие остаются на заднем.

Группирование структурирует информацию, визуально связывает похожие по смыслу данные, что сокращает время, которое расходуется читателем на понимание информации. Дизайнеры анализируют элементы композиции, формируют из всех необходимых элементов упорядоченные группы, которые размещаются соответственно содержанию. Свойства психики, которые заставляют в первую очередь видеть группы или движущийся объект, детально описаны психологами: объекты, подобные друг другу, воспринимаются как группы, а отличные в одной или нескольких характеристиках (размер, форма, цвет, ориентация, количество, граница) - становятся акцентом.

Целостность восприятия и его упорядоченность, по гештальтпсихологии, достигаются благодаря следующим правилам [10, с. 22-24]: близость, сходство, связанность, замкнутость, смежность, непрерывность, общая зона, завершённость.

Объекты, расположенные рядом, воспринимаются вместе. Близость - одно из важнейших правил построения разворота периодического издания. Соседние объекты воспринимаются как одна группа. Например, если взять не группированные статистические данные, в которых необходимые значения не отделены, сразу найти нужное значение практически невозможно. Если линии и цифры группируются в разных областях пространства, они будут рассматриваться как набор данных, а не как отдельные элементы. Подобные по размеру, форме, цвету объекты визуально связываются, воспринимаются как единое целое. Сходство объясняется тем, что однотипные объекты притягиваются, между ними возникают невидимые связи. Существует много видов подобия, применимых для визуализации информации: форма, цвет, ориентация, размер, текстура и т. п.

Восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности. Применение этого правила даёт возможность пренебрегать правилами близости и сходства при быстром просмотре. Элементы, связанные линиями, рамками, однородным фоном, даже непохожие или удалённые друг от друга, воспринимаются целостно. Их намеренная связь упрощает восприятие, не требует от человека раздумывать над взаимо-

отношениями объектов. Замкнутость, рамка отображают тенденцию завершать фигуру так, чтобы она имела полную форму. Объекты, которые находятся в области с чёткими границами, принадлежат к одной группе, даже если они имеют отличные характеристики. Смежность обуславливает восприятие, если одно событие вызывает другое. Этот принцип доказывает, что человек внимательнее рассматривает объект с плавными или закрытыми границами, чем с прямыми и острыми углами, если объекты приближены во времени и пространстве. Система человека «глаз-мозг» предусматривает применение естественных форм, а в природе прямые линии и острые углы почти не встречаются.

Люди неуверенно себя ощущают, когда сталкиваются с неполной формой. Элементы на странице должны иметь общую форму, которая делает композицию завершённой. Принципы гештальта формируют восприятие. Предусмотренные мысли и ожидания активно руководят интерпретацией ощущений. На ранних стадиях зрительного процесса, форма с разрывом означает, что объект частично скрыт другими объектами. Человек бессознательно завершает разорванные линии, то есть мозг не успевает создать нужную субъективную форму, и человек воспринимает объект, который образовал мозг, но которого на самом деле не существует.

Р. Арнхейм применяет законы гештальтпсихологии к изучению зрительного восприятия, которое он рассматривает с позиции характерных особенностей объектов, обозначающих целое [1, с. 23-53], формулирует законы «простоты», соотношение частей и целого, принцип оверлепинга, правила группирования по принципу подобия. Для того чтобы узнать объект восприятия, необходимо установить его границы, поскольку так объект отделяется от фона. После этого мозг выделяет компоненты каждого объекта. Человек по контуру может узнать объект и его характеристики. Например, груша имеет определённую форму, цвет, запах, вкус, и, чтобы это ощутить, человеку достаточно заметить форму. Г. Шефер-Зимерн на основе теорий Г. Бритша подтвердил, что мышление развивается в постепенной эволюции от наиболее простых, зрительно воспринимаемых образов к более сложных. Этим он доказал, что закономерности восприятия, экспериментально доказанные гештальтпсихологами, подтверждаются также генетическими особенностями.

Зрительное восприятие не является лишь пространственным восприятием. Изображение, проецируемое на сетчатку глазу, даёт плоское представление о мире. Информация переда-

ётся в мозг двухмерной, а не в трёх проекциях. Это связано с тем, что объекты имеют глубину, а человек имеет два глаза, расположенных на расстоянии приблизительно 2 см один от другого. Изображения, которые проецируются на сетчатку левого глаза, немного отличается от проекции изображения на сетчатке правого. Мозг соединяет две картинки, даёт им третье измерение, глубину, которая составляет процесс стерео видения. Если же человек двигается или поворачивает голову, то объекты, которые находятся ближе, перемещаются относительно фона более заметно, чем дальние, которые кажутся статичными. Человек видит перспективу в двухмерных изображениях благодаря тому, что система глаз-мозг воссоздаёт глубину. Для этого мозг применяет набор известных правил и на основе памяти и опыта строит предположения по поводу увиденного. Например, мозг предполагает, что свет обычно приходит сверху, а даже маленький объект на заднем плане воспринимается большим.

В противовес гештальтпсихологии, где составные части объекта в сумме не всегда дают целое, визуальную культуру можно рассматривать как «сумму пространственного и художественно-выразительного опыта, который проявляется в культурном, региональном, этническом объединении. Этот опыт даёт возможность общаться членам общества, профессионалам и зрителям на одном или многих изобразительных языках визуального творчества. Именно этим поясняется роль традиций в оформлении журнальной продукции.

Теоретическая концепция гештальтпси-хологии не стала универсальной, поскольку не удалось обосновать структурный принцип. Но феномен гештальта учитывается в исследовании визуального восприятия контента. По законам композиции, принципам гештальтпсихологии строятся шаблоны журналов, сайты, рекламы.

Для имитации визуальных эффектов дизайнеры используют приёмы, действие которых усиливается при повторении: размер, наложение, линейная перспектива, фокусирование, свет и тень. Большой объект кажется всегда ближе, чем меньший. Перспективу можно создать постепенным уменьшениям объектов. Размер указывает на важность конкретного блока. Поэтому на развороте наибольшим акцентом является фотография или графический объект большого размера. Пересечение или наложение применяется для демонстрации связей нескольких материалов, например, фотографий, посвящённых одной теме, или группировании небольших текстов одной рубрики. Если объект частично закрыт другим, то человек ощущает,

что он находится дальше, является фоном для более важного.

Человек воспринимает знакомые объекты трёхмерными, несмотря на то, что они двухмерные, этот эффект называется линейной перспективой. Мозг интерпретирует увиденное человеком не как плоскую, двухмерную модель, а воссоздаёт трёхмерность, добавляет ширину, высоту и глубину. Зрительные иллюзии объектов, расположенных не посредине, а сбоку, зависят от того, как представлена глубина пространства. Если все линии сходятся в одной или нескольких точках, то мозг будет воспринимать глубину. Этот механизм работает даже на схематическом изображении. Правила линейной перспективы кажутся очевидными, но их визуальное применение не естественно, поскольку на бумаге естественно отображаются двухмерные объекты.

Фокусирование внимания читателя достигается благодаря усилению графических характеристик одного объекта на фоне других, приглушённых, слегка размытых. Человек знает, что чем большее расстояние до объекта, тем менее чётким он видится. Причина в том, что свет, отражающийся от объекта, рассеивается, границы размываются. Лучи света, отражённого от объекта, размещённого рядом, более концентрированные, что делает его границы чёткими. Размытие объектов на заднем плане даёт сигнал читателю об их второстепенности и одновременно концентрирует внимание на чётком объекте, который становится акцентом. Но, с другой стороны, яркий акцент привлекает внимание читателя к странице, после прочтения выделенного таким образом материала, при правильно расставленной последовательности, и другие материалы будут прочитаны.

Теоретические основы визуализации, концепция образа, введённая французским картографом, профессором Сорбонского университета Ж. Бертеном объясняют технологию восприятия информации. Образ - выразительная визуальная форма, которая распознаётся за минимальное время. То есть, если человек сразу может понять, что изображено в визуальном сообщении, то он воспринимает образ. Существует три уровня восприятия визуального образа. На элементарном уровне реципиент получает ответ на вопрос: как, чему? На промежуточном: что именно происходило? Общий уровень объясняет, что происходило на протяжении определённого периода. Правильно построенный визуальный образ может давать быстрый ответ на вопрос всех трёх уровней.

Итак, человеку необязательно видеть объект целиком, его мозг додумывает невидимое благодаря теням, перспективе, наложению, размерам, фокусированию. Ведущие учёные

в области когнитивной науки утверждают, что видение - это не просто вопрос пассивного восприятия, но интеллектуальный процесс активного построения. Исследователи различают восприятие высокого уровня и низкого. Отделение объектов, глубина, расположение, ориентация и группирование относятся к низкому уровню восприятия. Высший уровень предполагает, как читатель идентифицирует факты и объекты, откуда приходит эмоциональное отношение к проблеме.

Три этапа восприятия визуальной информации были описаны психологами: знаковая (иконическая) память, визуальное оперативное восприятие и длительная память. Изображения в знаковой памяти непрерывно изменяются, переходят с одного на другое, если человек переводит внимание на более интересный объект, поскольку знаковая память является краткосрочной, сохраняет лишь текущие образы. В длительной памяти фрагмент информации сохраняется лишь тогда, когда он вызвал интерес, или если человек сознательно пытается запомнить. Промежуточным этапом между знаковой и длительной памятью является визуальная оперативная память, которая также непродолжительна. Она задействована, когда какие-то данные заинтересовали читателя. Оперативная визуальная память фиксирует ограниченное количество данных, но больше, чем знаковая. Разные виды оперативной памяти работают одновременно для идентификации объектов: тактильная, слуховая и т. п. Взаимодействие знаковой и длительной памяти изучается визуальной журналистикой.

Работа памяти и образность - проявления высшего уровня визуального восприятия. Психические образы играют ключевую роль в процессе мышления и имеют решающее значение в восприятии. Человек из простого образа вспоминает известный объект и представляет себе детали, которые не описаны в статье или отсутствуют на изображении, память человека прибавляет недостающие данные. Это свойство учитывается в визуальных журналистских материалах, метафорах. Иначе говоря, человек трансформирует то, что видит на странице журнала, при необходимости поворачивает, перемещает, увеличивает или уменьшает масштаб, сопоставляет с известным ему. Несколько десятилетий назад существование ментальных образов стало причиной для возникновения нескольких теорий распознавания образов. В результате сошлись на выводе, что взаимодействие между визуальным оперативным восприятием и длительной памятью является двусторонним.

В теории распознавания образов изучаются теоретические методы классификации

и идентификации объектов, явлений, процессов, сигналов, ситуаций, собственно, любых объектов, которые имеют конечный набор свойств и признаков. Например, распознавание цвета сигнала светофора позволяет принять решение о переходе дороги. К такому решению человека подводит собственный опыт и образы из памяти. Это означает, что во время подготовки материала необходимо учитывать опыт и знание читательской аудитории, обращаться к знакомым конкретному читателю образам, стимулировать расширение кругозора.

Часть содержания визуальной оперативной памяти сохраняется в длительной памяти и может быть использована в будущем. Если человек видит незнакомый объект, ему приходится потратить больше времени на понимание его, вспомнить подобные объекты, сопоставить, сделать выводы. И после этого он уже может узнать объекты подобного рода (по форме, цвету, свойствам, функциям) быстро, почти бессознательно. Это подтверждает, что человек понимает очень абстрактные диаграммы, если объекты изображаются знакомыми символами. С другой стороны, перегруженная изображениями и символами страница мешает восприятию даже простой информации. Доказан факт, что зрительное восприятие активно, но то, как это происходит, как человек представляет, получает из памяти образы, объединяет их, дополняет, - является предметом научных дискуссий. Образы, полученные воображением человека, не похожи на реальные. Человек воспринимает визуальную информацию более активно, чем текстовую, рождённые образы вызывают ассоциации, по визуальному контенту читатель идентифицирует объекты.

На основе теории распознавания образов была выведена теория шаблона, соответственно которой человек постоянно сохраняет в памяти ментальные представления. Распознавание объектов происходит, если мозг находит соответствие между тем, что в данное время рассматривается и ментальным образом. Соответствующие образы изымаются из длительной памяти в визуальную оперативную. Мозг сравнивает свойства одного с другим и, если есть сходство, делает вывод. Шаблоном являются общие представления о любом объекте, который объединяет неслучайные черты объекта. Например, лицо человека характеризуют глаза и рот; определённую местность человек узнаёт по зданиям и ландшафту. Исследование восприятия визуальных объектов показали, что человек узнаёт объекты, даже если они наклонены или другого цвета. Конечно, на распознавание в этом случае требуется больше времени, но для материалов журнала это является положительным момен-

том, поскольку читатель припоминает подобные материалы, предысторию события, известных людей и т. п. Мозг продуцирует визуальные образы, пока не найдёт стабильное изображение. Теория шаблона в трансформированном виде применяется при формировании композиционно-графической концепции журнала.

В теории визуального восприятия также пользуются понятием «поле зрения» - всё то, что охватывает взгляд. Читатель при просмотре страниц журнала обозревает всю страницу или разворот, но на определённых объектах его внимание сосредотачивается, причём эти объекты необязательно должны быть яркими; важно центр внимания разместить в нужном месте и соединить с другими элементами на странице. В процессе получения и обработки визуальной информации, взгляд концентрируется на фрагменте поля зрения. Приближаясь или отдаляясь от изображения, поле ясного зрения сужается ли расширяется. Всё, что находится в поле ясного видения, воспринимается как целостная единица. Распознавание образов начинается с идентификации простейших форм (линия, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, дуга, прямой угол и т. п.) путём мгновенного выделения их из общего потока информации. Мозг часто выдаёт желаемое за действительное, но это происходит из-за недостатка информации, которую мозг пытается заполнить данными из длительной памяти, то есть усвоенными раньше образами, которые приняли статус перцептивных моделей. Поэтому человек не может провести чёткую границу между воображением и реальностью.

Равновесие играет большую роль в одновременном восприятии нескольких объектов, поскольку ни один предмет не воспринимается изолировано. Восприятие чего-то означает приписывание нему определённого места в системе: размещение в пространстве, степени яркости, расстояния. Иначе говоря, каждый акт восприятия является визуальным суждением, которое является необходимым непосредственным ингредиентом самого акта восприятия.

Ориентируясь прежде всего на психологию восприятия, дизайнер выстраивает композицию страницы таким образом, чтобы у зрителя возникла игра воображения. Зритель ощущает ритм и скорость перемещения объектов, последовательность действий и событий. Но важнейшим в этом диалоге становится ощущение, настроение, эмоции, которые создаются визуальными формами. Композиция, созданная в соответствии с законами психологии восприятия, даёт полноценный эмоциональный диалог журналиста с читателем.

Общеизвестные и специфические символы в значительной мере формируют вооб-

ражение читателя, придают эмоциональность и колоритность сообщению. Действие символов в визуальном сообщении определяется их характеристиками: физическим сходством, историческими, культурными, социальными факторами или же намеренной условностью. Эти характеристики символов дают такую их социальную значимость, как изоморфность или случайность. Не все символы могут быть визуально представлены, но любое визуальное изображения являются символом. Изоморфные символы понятны сразу, поскольку они построены подобно знакомым визуальным объектам, имеют упрощённые формы, абстрактны, идеализированы. Так, например, вместо карты используют схематическое изображение, или лицо человека рисуют контурными линиями, без лишней детализации. Изоморфизм связан лишь с некоторыми фиксированными свойствами и отношениями объектов, которые сравниваются, которые в других отношениях могут отличаться. Случайность формы символического изображения проявляется в замещении одного объекта его аналогом, который, в свою очередь, может не в полной мере отвечать оригиналу.

Дизайнеры и визуальные журналисты руководствуются приёмами, которые заставляют читателя сконцентрироваться, обратить внимание на конкретные фрагменты материала. Для этого используются визуальные акценты: изменение ритма, цвета, кадрирование, обведение рамкой, стрелки. Если страница насыщена разными интенсивными акцентами, глаз читателя начинает искать точку входа, с которой и начинает читать разворот журнала. Композиционные приёмы управляют взглядом и определяют последовательность чтения материалов разворота.

Композиция как целостность, построенная из многих элементов, содержит сбалансированные противоречия, формирует систему связей и образовывает гармоническое единство. В хаотически насыщенной текстами и изображениями странице композиция отсутствует. Нет её она и там, где содержание однородно, однозначно, элементарно. Композиция необходима целостной сложной структуре, например, аналитическому или научному материалу. Она также организует информацию и строит художественную форму. Композиция обеспечивает логическое и красивое расположения частей, из которых складывается целое, придаёт ясность и стройность форме и делает содержание понятным. Композиция создаёт условия, когда взгляд читателя уже нашёл нужное и остановился, заставляет концентрироваться, анализировать.

Итак, построение страницы с соблюдением законов восприятия информации (композици-

онное, цветное, символическое и др.) оказывает влияние на понимание информации, поскольку они адаптированы к умственным процессам и отвечают ожидаемому результату. Ведь «красивое» в данном случае означает - качественно организованное, адаптированное к контексту. Большинство законов зрительного восприятия, например, соотношение фон-фигура-фон, группирование, - врождённые и универсальные, общие для всех людей, независимо от культуры или социальной среды.

Библиографический

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / пер. с англ. В. Н. Самохина ; общая редакция и вступит. статья В. П. Шестакова. М. : Архитектура-С, 2012. 392 с. ISBN 978-59647-0119-4.

2. Вайшенберг З. Журнал^тика та медiа : довщник / З^фрид Вайшенберг, Ганс Й. Кляйнштойбер, Бернгард Пьорксен ; пер. з тм. П. Демешко та К. Макеев. К. : Центр Вшьно! Преси, Академiя Украшсько! Преси, 2011. 529 с. ISBN 978-966-2123-32-6.

3. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Содружество наук и тайны творчества. М. : Искусство, 1968. С. 234-254.

4. Дацюк С. Коммуникативные стратегии [Электронный ресурс] // Сетевой журнал XYZ. URL: http://xyz.org.ua/russian/win/discussion/ communicative_strategy.rus.html (дата обращения: 30.07.2013).

5. Ждан А. Н. Хрестоматия по истории психологии / под ред. П. Я. Гальперина. М. : Изд-во Моск. ун-та, 1992. 364 с. ISBN 5-211-02153-3.

6. Запорожец А. В. Восприятие и действие / А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко. М. : Просвещение, 1967. 322 с.

7. Огилви Д. 10 советов о том, как писать [Электронный ресурс] // Редакторский портал. URL: http://www.redactor.in.ua/marketing/3587. html (дата обращения 05.09.2012).

8. Пинкер С. Язык как инстинкт : пер. с англ. / общ. ред. В. Д. Мазо. М. : Либроком, Едиториал УРСС, 2009. 456 с. ISBN 978-5-397-00280-6.

9. Шевченко В. Е. Роль штерпретацй шформацп графiчними засобами в перюдичних виданнях // Культура народов Причерноморья. 2004. № 49. Т. 2. С. 98-100. ISSN 1562-0808.

10. Cairo A. Visual Journalism. Print And Multimedia Infographics Storrytelling. Madrid, Visualopolis, 2011. 112 p.

11. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 2. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 655 с.

Символический инструмент, который систематизирует и интерпретирует информационный поток понятным, дискретным языком по чётким композиционным правилам, - это и есть визуальный язык. С когнитивной точки зрения визуализация языка не только даёт понимание новостей, но помогает мышлению в целом.

Материалы поступили в редакцию 29.07.2013 г. список (References)

1. Arnhejm R. (2012) Art and Visual Perception. Moscow, Arhitektura-S, 392 p. ISBN 978-5-96470119-4.

2. Zigfrid Vajshenberg, Gans J. Kljajnshtojber, Berngard P'orksen (2011) Journalism and media, a handbook. Kiev, Centre Free Press, Academy of Ukrainian Press, 529 p. ISBN 978-966-2123-32-6.

3. Volkov N. (1968) The process of fine art and the problem of «feedback», Sodruzhestvo nauk i tajny tvorchestva. Moscow, Iskusstvo, pp. 234-254.

4. Dacjuk S. Communication Strategy. Setevoj zhurnal XYZ. Available at: http://xyz.org.ua/ russian/win/discussion/communicative_strategy. rus.html (accessed 21 July 2013).

5. Zhdan A. N. (1992) Readings on the history of psychology. Moscow, Izd-vo Mosk. un-ta, 364 p. ISBN 5-211-02153-3.

6. Zaporozhec A. V., Venger L. A., Zin-chenko V. P. (1967) Perception and Action. Moscow, Prosveshhenie, 322 p.

7. Ogilvi D. 10 Tips on How to Write. Redaktorskij portal. Available at: http://www.redactor.in.ua/ marketing/3587.html (accessed 05 September 2012).

8. Pinker S. (2009) Language as instinct. per. s angl. Moscow, Librokom, Editorial URSS, 456 p. ISBN 978-5-397-00280-6.

9. Shevchenko V. E. (2004) The Role of Graphical Means Interpreting Information in Periodicals. Kul'tura narodov Prichernomorja. No 49, v. 2, pp. 98-100. ISSN 1562-0808.

10. Cairo A. (2011) Visual Journalism. Print And Multimedia Infographics Storrytelling. Madrid, Visualopolis, 112 p.

11. Ushinskij K. D. (1948) Collected Works. V. 2. Moscow, Akad. ped. nauk RSFSR, 655 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.