Научная статья на тему 'Особенности художественного восприятия людей с потерей слуха'

Особенности художественного восприятия людей с потерей слуха Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
595
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПРИЯТИЕ / ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ / СУРДОПСИХОЛОГИЯ / ПАМЯТЬ / ПОНЯТИЙНЫЙ ОПЫТ / ВООБРАЖЕНИЕ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Т.В.

В статье рассматриваются основные аспекты визуального восприятия. Отдельное внимание уделяется особенностям восприятия неслышащими людьми, отмечаются проблемы с которыми они сталкиваются в процессе восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности художественного восприятия людей с потерей слуха»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 7.017.9

Т.В. Козлова

старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин РГСАИ, г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ЛЮДЕЙ С ПОТЕРЕЙ СЛУХА

Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты визуального восприятия. Отдельное внимание уделяется особенностям восприятия неслышащими людьми, отмечаются проблемы с которыми они сталкиваются в процессе восприятия.

Ключевые слова

Восприятие, гештальтпсихология, сурдопсихология, память, понятийный опыт, воображение, мышление.

Проблемой восприятия занимались многие направления в психологии, в частности гештальтпсихологии, по мнению гештальтпсихологов, восприятие носит целостный характер, так как базируется на основе создания целостных структур, т.е. гештальтов. Гештальтпсихология, методы которой предлагают анализировать не отдельные элементы, а их соотношения, помогает сосредоточить внимание на воспринимаемых эффектах, вызываемых зрительным образом.

Основная мысль гештальтпсихологии, касающаяся проблем искусства и его восприятия в том, что целое не может быть достигнуто сложением частей. Так как восприятие любого элемента в произведении искусства зависит от его места и функции в модели целого.

Восприятие имеет дело с чувствами, а познание - с интеллектом, но по своей структуре они аналогичны. Мозг - конечный пункт восприятия, именно там группируются в одно целое все части воспринимаемого объекта. Хотя восприятие не является только интеллектуальным процессом, оно связано с процессом мышления, обращением к памяти для создания целостного образа. «Восприятие — это не простая механическая запись стимулов, поступающих от физического мира к рецепторам органов человека или животного, а в высшей степени активное и творческое запечатлевание структурных образований [2, с. 8]».

По мнению Э.Гомбриха, представителя культурно-психологической традиции изучения истории искусств, существуют определенные «коды узнаваемости», которыми могут быть детали изображения и композиционные схемы. Коды и схемы направлены на активизацию памяти о зрительном образе. Они являются результатом прошлого опыта. Зрительное восприятие основано на отношении между воспоминанием и узнаванием. С подобным процессом могут быть связаны как визуальные, так и вербальные образы. Гомбрих отмечает, что важным понятием в системе художественного творчества и, соответственно его восприятия, является понятие схемы, которая базируется на знаковой природе слова. [6]

Восприятие не интеллектуальная процедура, это процесс, который непосредственно связан с различного рода понятиями. Зрительное восприятие, по словам Р.Арнхейма, отвечает «условиям формирования понятия» [1, с. 58]». Зрительное восприятие непосредственно связано с опытом, оно обрабатывает формальный визуальный материал.

При визуальном восприятии индивид имеет дело с опытом, который не ограничивается настоящим моментом. В течение жизни человека существует множество соприкосновений с чувственным опытом, и память об этом остается. Восприятие любого нового образа связано с прошлым опытом. По словам Т. Богдановой, воображение является познавательным процессом, который заключается в преобразовании имеющихся в памяти образов и понятий. Таким образом, можно увидеть связь между чувственным восприятием и логическим мышлением. [4]

Произведение изобразительного искусства можно рассматривать с точки зрения восприятия внешнего мира, переработки жизненного опыта в процессе визуального и интеллектуального мышления, переработки

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

опыта и мыслей в памяти. Тогда произведения искусства становятся «инструментом распознавания вещей, их понимания и определения - инструментом, исследующим взаимные отношения и создающим порядок во все увеличивающейся сложности [1, с. 200]». Но сложное невозможно понять без анализа составных его частей.

У людей с ограничением слуха имеются проблемы со словесными понятиями из-за затрудненного развития речи. По этой же причине у глухих недостаточно понятийного опыта, с помощью которого перерабатываются воспринимаемые образы. Так у глухих происходит искажение воспринимаемых объектов. Для людей с нарушением слуха с детства возникают проблемы со словесным опосредованием. Для них характерно замедление процесса формирования словесных понятий. Ребенок с нарушением слуха опирается только на впечатления непосредственного восприятия окружающей действительности. Для таких детей слова имеют неопределенное значение, ребенок может уловить в слове только указание на предмет. [3, с. 86-101]

Так как восприятие сложный процесс, состоящий из множества элементов, его актуализация должна быть направлена на развитие всех процессов: визуальных, понятийных, мыслительных.

Образы и понятия, находящиеся в памяти влияют на процесс восприятия. У неслышащих людей могут возникать проблемы с понятиями и запоминанием.

Если рассматривать восприятие как сложный познавательный процесс, то связь с прошлым опытом и визуальной памятью имеют большое значение. Исследования показали, что глухие дети в процессе восприятия затрудняются с анализированием и синтезированием прошлого опыта.

Самые большие проблемы возникают не со зрительным восприятием, а с осмыслением полученной информации, что связывают со сложностью взаимодействия между восприятием и речью. Большую роль в восприятии глухих имеет зрительный образ, который является компенсацией для неслышащих. Исследования доказывают, что глухие дети, начинающие хорошо владеть жестовой речью, воспринимают и анализируют формы предметов лучше. Восприятие действительности связано с речевым опытом, которого лишен глухой ребенок, не владеющий жестовым языком. Со временем восприятие неслышащего ребенка развивается по тем же законам, что и восприятие слышащего, при условии развития речи.

При этом зрительное восприятие для людей с нарушениями слуха играет очень большую роль в процессе их жизни. Считывание информации мимики, жестов, дактильной речи, движения губ все это визуальные процессы, которые связаны с предельным вниманием [3, с. 86-101]. Исследования доказывают, что люди, хорошо владеющие жестовым языком, обладают большей способностью к пространственному вниманию, связанному с периферическим зрением.[6,с.791-805]

Опираясь на теоретические знания о проблемах художественного восприятия и особенности восприятия глухих, на занятиях с неслышащими необходимо развивать понятийное мышление. Для этого нужно опираться на их развитое наглядно-образное мышление. Список использованной литературы:

1. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 2007.

2. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М., 1994.

3. Багрова И.Г и др. Сурдопедагогика. Под ред. Речицкой Е.Г. М., 2004.

4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. М., 2002.

5. Colmenero J. M., A. Catena, L. J. Fuentes, M. M. Ramos. Mechanisms of visuospatial orienting in deafness. // European journal of cognitive psychology, 2004, 16 (6).

6. Gombrich E. Art and Illusion. A Study in the Psychology of Pictorial Representation. N.Y., 1969.

© Козлова Т.В., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.